Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реальное театрализованное действие в празднике и обрядеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Выше уже говорилось, что театрализация, представляющая собой художественное осмысление реального события трудовой и общественной жизни, становится все более значимой в советском обществе, ибо она дает возможность передать особый общественный настрой, сделать яркими, впечатляющими знаменательные даты и этапные моменты нашей жизни, выразить уважение героям войны и труда, показать в зримой, образной форме эстафету поколений советского народа. Драматургия театра позволяет автору смоделировать канву спектакля, не прибегая зачастую к конкретизации, что отвечает функциям театра как искусства больших социальных и художественных обобщений, собирательных образов. Драматургия театрализации выполняет, как было уже подчеркнуто, конкретную социальную функцию художественного осмысления и оформления реального события или факта. Ее герои не могут быть вымышленными — это всегда конкретные люди. Здесь большое значение имеет правильный выбор героя, который был бы наиболее типичен, отвечал сути того или иного события, лежащего в основе театрализации. При этом типичность героев театрализации будет опираться на включение их в круг таких ассоциаций у собравшихся людей, которые вызвали бы у них потребность «примерить» судьбу этих героев на себя. Анализ праздников еще раз подтверждает, что особенно удаются они там, где в центре театрализации яркие образы ветеранов революции, героев войны, продолжателей славных трудовых традиций, передовой советской молодежи. Создание ярких образов реальных героев на общем фоне конкретных исторических событий очень важно. Благодаря этому становится возможным глубже почувствовать историческую ретроспективу, лучше понять борьбу страстей вокруг тех или иных свершений. Отголоски истории... Они живут в нас, в наших судьбах, памяти, а проявляются в воспоминаниях, рассказах, выступлениях реальных людей, документах, несущих новые, порой скупые, а порой яркие, как озарение, послания из прошлого. Не может все это уйти в безвестность, потеряться в далях бесконечности. В судьбе конкретного человека отражается через конкретные поступки общая нравственная судьба поколения, биография времени. Наша главная, трудная, порой с ошибками биография — коллективный портрет реальных людей, участников и очевидцев конкретных исторических событий. Такой коллективный портрет — собирательный образ рабочей династии Петрограда-Ленинграда был создан в сценарно-режиссерской разработке Дня молодого рабочего — традиционного театрализованного праздника ленинградской молодежи. В его эпизодах действовали конкретные герои: рабочие Красного Питера — участники революции, инициаторы первых ударных бригад, рабочие-наставники, воспитанники ПТУ, целые династии ленинградских рабочих. Именно такая поэпизодная конкретизация героев праздника сделала масштабней, рельефней собирательный образ династии ленинградских рабочих. Путь образного решения в театрализации всегда идет от предельной конкретизации героев сценария, особенно каждом из его эпизодов, к обобщенному собирательному образу сценарно-режиссерской разработки, наиболее адекватному идее празднично-обрядового действия. Причем эту образность подсказывают именно реальный материал, жизненный путь героев театрализации, положенные в основу сценарно-режиссерского хода. Диалектика общего и частного, собирательного и конкретизированного чрезвычайно характерна для театрализации, составляет ее сценарное ядро. Сущность театрализации выдвигает важнейшее методическое требование: в сценарной разработке любой, даже самый всеобщий, праздник, знаменательное событие, торжественная дата должны быть конкретизированы до уровня той общности людей (трудового коллектива, района, города, села), в которой отмечаются. А это значит, что в первую очередь необходимо точно подобрать героев театрализации. Их судьбы, их жизнь, трудовая деятельность должны перекликаться с празднуемым событием, быть созвучны ему. Именно в показе таких людей, в воздействии образа современника, его яркого положительного примера — воспитательная суть театрализации, которую необходимо максимально использовать. Поиски героя всегда были главной задачей писателя, драматурга, художника, определяли судьбу будущих произведений литературы и искусства. Если мы хотим поднять художественный уровень театрализации, то поиски героя должны быть законом ее сценарно-режиссерской разработки. Каковы же основные требования, которые должны быть учтены при выборе реального героя театрализованного праздника? Прежде всего это должен быть всегда конкретный человек— участник того или иного события, выдающийся современник. Казалось бы, это элементарная истина, продиктованная социальными функциями театрализации, ее прямым назначением в политико-воспитательной работе. Однако очень часто в практике проведения театрализованных праздников участие реальных людей, создание персонифицированных образов современников подменяются сценической композицией с героями, взятыми из литературы и искусства. В этом случае театрализация трактуется как просто умелый монтаж. Конечно, такие монтажи могут представлять интерес, но лишь в качестве иллюстративного материала. Театрализация всегда ситуативна, вызывается определенными социальными потребностями личности, которые должны быть реализованы организаторами в ходе праздника. Человек приходит на праздник, движимый своим отношением к реальному событию, которому он посвящен и обязательно должен проявить свое активное отношение к этому событию. А для этого ему нужно почувствовать себя одним из героев-участииков. Если же мы предложим пришедшим людям спектакль, композицию, а не театрализованное действие, то оставим неудовлетворенными те потребности, которые вызвали к жизни театрализацию. Работа режиссера и сценариста с реальным героем театрализации необычайно сложна, требует продуманной художественно-педагогической программы, умения и такта. Ведь здесь приходится иметь дело, во-первых, каждый раз с новыми людьми, их индивидуальностью, а во-вторых с героями, которые не являются профессиональными актерами, зачастую не умеющими выступать публично, теряющимися при появлении в качестве объекта внимания большой аудитории. Мастерство режиссера театрализованного действия заключается поэтому не только в том, чтобы и рамках задуманного сценарно-режиссерского решения создать тот или иной эпизод, но и в том, чтобы вызвать у реального героя органичную потребность выйти к аудитории. Здесь нет и не может быть взаимоотношения режиссер— актер, как и вообще не может быть никакой аналогии между реальным героем театрализации и актером. Сценарно-режиссерская работа с героями, участвующими в театрализованном действии, должна строиться таким образом, чтобы у людей постепенно зарождалось чувство необходимости и органичности действий, мизансцен, текстов, которые им предложены, как будто это их собственный замысел. При этом организаторам важно учитывать такие личностные качества реального героя, как черты характера, темперамент, память, уровень эмоционально-образного отражения и сохранения общественно-исторического опыта, переключение внимания, умение мобилизоваться и, конечно, речевые особенности, язык как средство коммуникации. Ведущими чертами коммуникации в сфере общения для реального героя выступают: умение «взять» внимание, компетентность, демократичность, смелость суждений, сильная воля, импровизация и быстрота реакции, эмоциональность. Конечно, в полном объеме такой комплекс редок, но сила сценариста и режиссера при работе с реальным героем заключается как раз в умении подчеркнуть у него наиболее выигрышные черты, выявляющие общность ситуативного настроя героя с участниками праздника, располагающие аудиторию к совместному действию. Продумывая, как наиболее выигрышно подать реального героя, необходимо опираться на конкретные личностные качества каждого человека, исходя при этом из имеющегося документального материала. Возможен акцент на репродуктивной деятельности — наименее эффективной с точки зрения эмоционального воздействия. Исходя из конкретных бесед, групповых интервью, знакомства с иконографическим материалом, весь текст создается предварительно реальным героем, а затем совместно с организаторами праздника редактируется. Возможна репродуктивно-творческая деятельность, опирающаяся на составленные заранее со сценаристом тезисы выступления и строгий каркас действия. Наиболее же эффективна творческо-инициативная методика работы с реальным героем театрализации, которая предполагает импровизацию на предварительно обговоренную тему в определенных временных рамках. Следует обратить внимание, что герой ретроспективный (ветераны революции, первых пятилеток, гражданской и Великой Отечественной войн и т. д.) будет иметь возможность рассказать о своем богатейшем общественно-историческом опыте, поделиться им с молодежью. Герой современной (передовики производства, воины-интернационалисты, космонавты и др.) вызовет потребность в сиюминутном подражании, чувство ответственности перед потомками. Что же касается героя, условно названного нами перспективным (молодые рабочие, учащиеся ПТУ, студенты, школьники и т. д.), то он являет собой надежды, заботу о будущем страны, тягу к знаниям и умениям, уважение к достижениям старших поколений. Функциональная линия действия реального героя в театрализации предполагает четкое понимание организаторами задач, поставленных перед ним в контексте сценарно-режиссерского замысла. Реальный герой может ярко и образно связать эпизоды, придать динамику театрализованному действию, персонифицировать идею, акцентировать внимание на конкретных событиях, прокомментировать их и сделать выводы. Отсюда — постановка конкретных действенных задач перед реальным героем: вспомнить пережитые события, организовать перекличку, рапортовать, дать наказ, произнести клятву, призвать к реальному действию. Отметим, что, решая конкретные действенные задачи, необходимо помнить: в реальном театрализованном действии нет мелочей. Важно все — как одет человек, как ведет себя и даже насколько типичен он для празднующей общности. Так личностные качества, сочетаясь с задачами сценарно-режиссерского замысла, диктуют организаторам театрализованного действия выбор конкретного человека, единственно возможного в эпизоде реального героя. К сожалению, на практике частой ошибкой сценаристов и режиссеров является попытка превратить героя театрализованного действия в актера. Нередки сценарии, и которых такого героя делают участником игровых сцен, поставляют читать стихи, петь, танцевать и т. д., ставя его тем самым в нелепое положение. Сколько раз приходилось ощущать чувство неловкости, когда приглашенные участники театрализованного действия по воле сценариста произносят не сбои, а написанные для них и заученные фразы, разыгрывая «воспоминания» у бутафорских партизанских костров. В результате у участников праздника вместо внутренней взволнованности и сопричастности к театрализованному действию возникает ощущение фальши, рожденное наигранностью и неправдой происходящего. Напротив, путаные, сбивчивые, но идущие от самого сердца слова, в которых действительно оживают воспоминания, не нуждаются в каком-либо антураже. Праздник партизанской славы в г. Новгороде проходил и реальном месте — там, где в годы войны располагалась знаменитая партизанская республика. В выступлениях героев последовательно прошла вся хроника жизни «республики», хотя каждый из них вспоминал лишь один конкротный эпизод своей боевой биографии. Организаторы праздника не ставили своей задачей украсить эпизоды. Наоборот, обстановка, воссоздающая те незабываемые дни, была естественной, безыскусной, подчеркивающей реальную событийность через сиюминутность каждого выступления. Это была история в лицах, в которой реальные герои самим содержанием своих выступлений создавали образный строй театрализованного действия. Анализ практики позволяет сделать важный вывод о том, что сама конкретизация биографического материала и сценарии выступает как важное идейно-эмоциональное выразительное средство. Чем конкретнее сценарный материал, тем ярче реальный образ героя театрализации. Неконкретность же материала сценария делает образ реального героя менее выразительным, даже при усилении его режиссерскими приемами, художественными средствами. Суть театрализации именно в том, что реальный герой не играет на сцене, а проводит линию естественного, близкого ему действия, несет очень конкретную информацию, которую сценарист и режиссер призваны подчеркнуть, усилить, акцентировать художественными выразительными средствами. Эти линии реального и художественного взаимодействуют в рамках эпизода, но не сливаются в единое целое. Задача режиссера — создать вокруг своего героя атмосферу естественности, простоты, отсутствия фальши. К сожалению, очень часты еще примеры, когда помпезностью и громом фанфар организаторы театрализованных действий пытаются скрыть скудость сценарного замысла, отсутствие режиссерского решения. Однако само по себе появление реального героя или рассказ о нем в лицах не создают еще нужной образности. Необходимо, чтобы герой вызывал доверие, был близок общности участников праздника, узнаваем, что достигается с помощью художественно-образного обобщения, художественной ассоциации, выступающей вторым планом того или иного эпизода, а также всего сценария в целом Такая образность диктуется самим биографическим материалом и с помощью разнообразных выразительных, средств воплощается в сценарно-режиссерской разработке проходя красной нитью через каждый эпизод. Во время праздника «День молодого рабочего-86» все эпизоды театрализованного действия связал реальный герой — наш современник, ветеран комсомола. После кино-музыкального рассказа о начале трудового дня молодых ленинградских рабочих на авансцену с томом сочинений Владимира Ильича Ленина в руках выходил Герой Социалистического Труда, народный артист СССР К. Ю. Лавров. Выхваченный лучами прожекторов, он раскрывал книгу и, перечитывая заново ленинские строки, начинал разговор с трудовой сменой города, как бы сверяя дела сегодняшней молодежи с заветами Ильича. Этот образ в дальнейшем проходил через весь праздник, объединив все эпизоды театрализованного действия. Внутри эпизода, центром которого является выступление реального героя, нужно так располагать художественный материал, чтобы он становился прологом или эпизодом действия, помогая тем самым ассоциативному узнаванию героя. Причем важно, чтобы избранные художественные средства были обусловлены сценарным материалом, компоновались с ним. В качестве примера можно привести эпизод из сценария праздника «День молодого рабочего-78». Продолжая рассказ о трудовых традициях, загорался киноэкран, на котором проходили кинофрагменты из фильмов «Мы из Кронштадта», «Депутат Балтики», «Юность Максима». В конце кинорассказа о рабочем парне Максиме как бы с экрана «сошел» народный артист СССР Б. П. Чирков. Он говорил о старых питерских рабочих, тех, кто создавал большую трудовую ленинградскую династию, и представлял участникам праздника старейшего питерского рабочего. Звучала старая революционная песня. Через шеренгу молодых учащихся ПТУ шел по площади ветеран. Каждый из ребят дарил ему по одной гвоздике, так что он оказывался с охапкой алых цветов. Данный эпизод создает ассоциативный образ представителя питерского рабочего класса. Включение кинофрагментов точно объединило художественный образ с реальным действием представителя рабочей династии. Развитие заключалось в логическом переходе от кинообраза к живому актеру, его создавшему, а от него — к реальному герою праздника. Художественный материал способствовал эмоциональному узнаванию героя, возникновению потребности в подражании. Документальный материал сценария, связанный с жизнью реального героя будущей театрализации, является не самоцелью, а основой для образного решения и последующего монтажа эпизодов. В противном случае не происходит перевод словесного материала в образный ряд, и сценарий остается литературным произведением, пусть даже и достаточно добротным. Режиссер и сценарист театрализованного действия приводят большую предварительную работу по поиску и выбору реальных героев. Эта работа должна диктовать поиск образного решения и отбор выразительных средств импровизации. Проблема выбора реального героя праздников является очень важным, но, к сожалению, малоразработанным аспектом организации театрализованного действия. А между тем необходимо всегда помнить ряд важных методических моментов. Следует всемерно расширять круг реальных героев театрализации. Часто приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда волей сценаристов и режиссеров одни и те же люди, хотя и очень достойные, много сделавшие для нашей страны, того или иного города, предприятия, из раза в раз являются героями праздников. Это превращает театрализацию в своего рода штамп, снижает воспитательный эффект праздников. В таком действии обычно нет подробной драматургической разработки материала, а есть шаблонная канва, в которую можно вставить любого выступающего. Привлечение реального героя вообще, когда в сценарии вместо имени конкретного человека стоите например, «старейший рабочий» или «участник Великой Отечественной войны», приводит к тому, что эффективность воздействия яркой индивидуальности на присутствующих теряется. Очевидно, сценаристам праздников правильнее идти по другому пути: от поисков героев с интересной биографией, наиболее полно отвечающей теме театрализации и идее авторского замысла, к последующему выстраиванию на этой основе логики сценария. И здесь еще раз хочется отметить важность предварительной работы с самими реальными героями будущее театрализованного действия. Они должны чувствовать себя не «пешками» в руках режиссера, а полными соавторами торжества. Правильно поступает режиссер, если он подробно раскрывает перед участниками весь свой постановочный замысел, советуется с ними, вместе выстраивает само действие. Очень нужна предварительная работа сценариста и режиссера над выступлением героя. Существует неправильная точка зрения, что ее быть не должно, ибо это не этично по отношению к личности выступающего. Опыт же показывает, что при доверительной атмосфере коллективной подготовки театрализованного действия такая работа вполне органична, помогает герою вписаться в это действие, выстроить логику своего поведения. Народный артист СССР И. М. Туманов неоднократно подчеркивал необходимость специальной работы сценариста и режиссера с реальным героем задолго до начала праздника. Именно в этом он видел возможность придать мероприятию необходимый «взлет, градус, энергию», которые соответствовали бы самому действию. Так, в частности, было во время подготовки праздника для делегатов съезда комсомола. Предварительная работа с реальными героями помогла дать ощущение азарта, прелести полемики в задуманном сценарно-режиссерском приеме - живом и интересном диалоге-перекличке комсомолъцев-ветеранов и сегодняшней молодежи. Задача сценариста и режиссера массового театрализованного праздника состоит не только в организации материала, но, что особенно важно, в организации аудитории, т. е. культурной самодеятельности общности участников, отдельных ее представителей — героев тех или иных свершений. Театрализация при этом выступает как особым образом организованное и художественно оформленное действие масс. Уместно вспомнить здесь высказанную еще в 1919 г. известным театроведом П. М. Керженцевым мысль о том, что «празднество останется мертвым и холодным, если сама толпа не явится активным действующим лицом его, а будет лишь спокойным, театральным зрителем... Празднество не будет празднеством, если толпа своим творческим участием не превратит его в таковое. Без активности масс — нет и празднества, нет и радости» 10. Совершенно идентичная документально-художественная канва праздников может вызвать совершенно различный эмоциональный накал в зависимости от того, как понимается суть методики театрализации. В одном случае документально-художественный материал может стать самоцелью, превратив праздник в добротную литературно-музыкальную композицию в честь победных свершений, в спектакль для собравшихся, в другом — явится резонатором действия в эпизоде. В центре же его будут находиться конкретные герои, их торжественные проходы и шествия, напутствия ветеранов молодежи, рапорты, переклички, другие коллективные действия, превращающие театрализованный праздник в массовое реально-художественное выступление. Действие реальной массы — это тот фактор, который разделяет сценический монтаж с нагнетанием оркестровой музыки, громким пафосным текстом, мнимой торжественностью и подлинную театрализацию. «К торжественности обычно прибегают, — писал Б. Брехт, — пытаясь придать какому-либо делу значение, которого оно начисто лишено. Когда дело само по себе значительно, одно сознание этой значимости уже порождает торжественность» 11. Отсутствие коллективного художественно оформленного действия самой массы изменяет суть театрализации, подменяя ее более или менее удачно построенным театральным зрелищем. Особое значение в социалистическом обществе приобретают формы художественной деятельности, субъектом которой выступает коллектив. Роль таких форм выходит за рамки эстетического воспитания. Н. К. Крупская подчеркивала значение коллективной художественной деятельности, тесно связанной с эмоциональными переживаниями в области общественной жизни и необходимой для выработки у учащихся сознательного отношения к своей социальной деятельности 12. А. С. Макаренко широко использовал художественную деятельность для раскрытия социального смысла и красоты общественной жизни коллектива. Рассматривая педагогический аспект коллективной художественной деятельности, академик Б. Т. Лихачев указывает на то, что эта деятельность является средством идеологического воспитания, стимулятором творческой активности общественной жизни, источником духовного богатства 13. Коллективная художественная деятельность использует язык образности для передачи идейно-нравственной информации, создавая тем самым художественную ценность на основе внеэстетического материала. Характерной особенностью такой деятельности является также ее высокая эмоциональная насыщенность. Такова социально-художественная деятельность, являющаяся сутью театрализации как творческого метода насыщающего реальным действием праздники и обряды. Необходимо учитывать следующие основные типы реального действия: коллективные выходы и шествия; коллективные выступления, рапорты, переклички; церемониальные действия; игровые действия. Каждый из них в свою очередь, разделяется на большое количество разновидностей, связанных с местом проведения и границами общности участников праздника. Коллективные выходы и шествия, реальное действие в виде различного рода коллективных проходов героев театрализации принципиально меняет форму и настрой праздничного мероприятия, превращает его из литературно-музыкалькой, документальной, сценической композиции в массовое театрализованное действо митингового характера, активизирующее аудиторию, настраивающее ее на нужное восприятие. При этом важно, чтобы коллективный выход, шествие были органичны в сценарно-режиссерском замысле театрализованного праздника. Они могут быть как прологом что дает эмоциональный настрой всем участникам, активно включает их в происходящее, так и кульминацией—проявлением высшей степени энтузиазма собравшимися на празднике людьми, подготовленными к этому всей цепью разворачивающегося художественного действия. Театрализованное представление, посвященное юбилею образования СССР, поставленное Г. А. Товстоноговым на стадионе им. С. М. Кирова в Ленинграде, начиналось прохождением сводного полка ветеранов Ленинградского фронта. Под легендарными боевыми знаменами, при всех регалиях прошли через стадион те, кто отстоял город Ленина. Все сто тысяч собравшихся встали и устроили героям восторженную пятнадцатиминутную овацию. Этот эмоциональный взрыв предрешил успех всего последующего действия. Органичное сочетание театрализованного действия в прологе с дальнейшим массовым уличным шествием — особенно важное методическое требование при проведении сельских трудовых праздников. В них обычно первая часть проходит в культурно-просветительном учреждении, а также на прилегающих улицах и площади, а вторая — в поле, на определенном месте, которое подбирается в соответствии с содержанием праздника. При этом очень часто поле находится достаточно далеко от центральной усадьбы колхоза или совхоза. Как показывает практика, тут возникает целый ряд проблем, связанных с передвижением, ибо если проводится праздник только в клубном помещении, то теряется его документально-образное начало, связанное с конкретностью места трудовой деятельности; если же праздник включает своей органичной составной частью действие в поле, то туда обычно добираются только реальные герои, представители администрации и организаторы. В старинных народных сельских праздниках выход и возвращение с поля домой имел глубокое символическое значение, реальное действие красочно оформлялось. В настоящее время, к сожалению, зачастую оно остается обыкновенной формой передвижения участников праздника, которая не только не имеет эмоционально-образного воздействия, но порой с трудом решается технически. Выстроенное по законам театрализации коллективное шествие участников сельского трудового праздника не только позволит его организаторам решить вышепоставленную проблему чисто технически, но и придаст действию образность, смысловую нагрузку. Социально-педагогическая ценность включения выходов и шествий в сценарий праздника состоит в том, что они вносят реальное содержание в театрализацию, создают эмоциональную атмосферу единства сценической площадки и всей аудитории, активизируют массу участников действия, предоставляя ей конкретный канал проявления активности, выражения отношения к отмечаемому событию. Другим типом реального действия массы в театрализованных праздниках являются коллективные выступления, рапорты, переклички, превращающие праздник в коллективную трибуну. Потребность в такой трибуне чрезвычайно велика, так как собственное выступление всегда конкретизирует и выражает отношение человека к событию, дает возможность приобщения к нему. В. И. Ленин придавал большое значение подобного рода реальным действиям, считая, что «без митингования масса угнетенных никогда не смогла бы перейти от дисциплины, вынужденной эксплуататорами, к дисциплине сознательной и добровольной» 14. Этот тип реального действия чрезвычайно разнообразен. Прежде всего это собственные выступления участник ков того или иного события. Уникальная воспитательная возможность здесь состоит в том, что любая дата, любой событие рассматривается не в общем виде, а очень конкретно, через призму жизненного опыта самих масс. Именно сам жизненный опыт масс, актуализированный в выступлениях, превращается в средство идей но-эмоционального воздействия на личность. Особую теплоту празднованиям придают выступления своих — местных, узнаваемых ветеранов труда и Великой Отечественной войны. Беседы с этой категорией людей показали, что для них выступления перед аудиторией - самый активный тип социально-художественного действия в рамках праздников и обрядов. Анализируя целый ряд праздников с участием ветеранов, очевидцев того или иного события, можно сделать вывод, что публичное выступление в рамках театрализованного праздника является наиболее массовым и распространенным типом активного социально-художественного действия, отражающего историческое событие. Чаще всего такие выступления индивидуальны, а их коллективность можно понимать скорее как собирательную, символическую. Как показывает опыт, на таких праздниках выступают ветераны революции, войны, комсомола, герои труда. Коллективное выступление может проходить в форме рассказа о каких-либо событиях целой группы людей, причастных к ним. Обратимся к театрализованному празднику трудовых династий в г. Горьком. Праздник был построен на коллективных выступлениях представителей наиболее знатных трудовых династий всех районов и крупнейших предприятий города. С помощью таких коллективных выступлений удалось показать целые семьи замечательных тружеников, которые не только демонстрируют высокие результаты в работе, но и ведут за собой детей, внуков и даже правнуков. Эмоциональной активности аудитории очень способствовало проведение праздника и цирке, благодаря чему не было разделения на зрителей и участников. Каждая из семей-династий оказалась в окружении товарищей по производству, друзей, трудящихся всего района, являясь как бы их наиболее ярким представителем. В целом же по всему амфитеатру расположилась единая трудовая семья горьковчан. Выступления представителей всех трудовых династий вызывали активный отклик, встречались дружными аплодисментами. Верно найденное в сценарном замысле реальное действие массы никого в этот вечер не оставило равнодушным ни во время выступления рабочих семей, ни во время передачи именного инструмента от дедов и отцов — внукам и сыновьям, ни во время театра изованных приветствий трудовых династий династиями цирковыми. Существует и другая разновидность коллективного выступления, целевой установкой которого является рапорт о выполнении заданий, обязательств и т. д. Обычно такие выступления связаны не с историей, а с сегодняшним днем, актуальным событием, вызывающим потребность в театрализации. В этом случае выступающие — реальная коллективная общность: бригада, стройотряд, совхозное звено. Такие коллективные рапорты создают атмосферу массовости, торжества, трудового подъема, особой достоверности происходящего, несут большой запас событийной информации. Рапорты трудовых коллективов широко практикуются в праздниках, представляя собой форму реального участия передовиков труда в театрализованном действии. Наиболее активной разновидностью коллективного выступления является перекличка. Обычно в ней участвуют представители фабрик, заводов, совхозов, различных районов города, студенческих строительных отрядов, т.е. больших коллективных общностей. На праздничных слетах студенческих строительных отрядов Ленинграда театрализованный митинг, как правило, строится на перекличке областных отрядов студентов-строителей. Такая зримая перекличка, художественно оформленная, усиленная музыкой, песней и другими выразительными средствами, представляет собой реальное действие участников слета. Но в то же время это зрелищный эпизод театрализованного праздника с коллективными героями и высокой эмоциональной активностью собравшихся. Итак, мы видим, что коллективные выступления, рапорты, переклички требуют сочетания информационно-логического и эмоционально-образного начал в сценарном замысле и режиссерском воплощении; ставят человека в положение активного участника, оратора в массовом действии, а само это действие делают своеобразной трибуной масс; обладают широким диапазоном — от единичного до массового выступления. Третий тип реального действия массы в театрализованных праздниках — церемониальное действие. Он также чрезвычайно разнообразен. Мы видим в нем прежде всего официально принятое, традиционно-торжественное действие, выработанное обычаем, повторяющееся из года в год и имеющее свой порядок. Принимая тип действия и поведения, традиционный для подобных мероприятий, человек принимает и идеи, которые в этом действии отражаются. Церемониальное действие характерно для революционных праздников. Неотъемлемой частью этих праздников является яркое кумачовое убранство улиц, проспектов и площадей, демонстрации, шествия и митинги, парады. Однако церемониал имеет отношение не только к датам праздничного календаря, но и ко всем театрализованным формам художественно-массовой работы, которые составляют реальное действие. Торжественной церемонией стали, например, момент выноса знамени на мероприятия любого рода — от тематического вечера до манифестации на площади, зажжение и эстафета огня, принятие клятвы и т. д. Причем каждый раз характер церемонии окрашивается содержанием торжественного события. Так, вынос знамени имеет совершенно разную смысловую нагрузку во время мемориального действия у могилы Неизвестное солдата, митинга-рапорта в честь дня молодого рабочего или праздничного парада, посвященного Дню рождения Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. Приведем пример образного церемониального факельного действия. Вот как совершалась церемония посвящения в рабочий класс на празднике «День молодого рабочего» в Ленинграде. Под звуки марша из четырех проходов на арену Дворца спорта «Юбилейный» выходили колонны юношей и девушек — выпускников профессионально-технических училищ. Возглавляли эти колонны Герои Социалистического Труда, прославленные рабочие базовых предприятий. Диктор объявлял, что лучшие выпускники училищ Ленинграда и области торжественно посвящаются в рабочий класс. Знаменные группы выстраивались на центральной площадке. Раздавались фанфары. Начинала звучать увертюра А. Петрова из кинофильма «Укрощение огня». Диктор сообщал, что на церемонию посвящения в рабочий класс доставлен факел, зажженный от Вечного огня на Марсовом поле и от мартена на Кировском заводе. Параллельно с дикторским текстом на двух экранах проходили кинокадры (специально снятые накануне) зажжения факела революционных традиций от Вечного огня на Марсовом поле одним из старейших рабочих города Ленина и зажжения факела трудовых традиций от мартена Кировского завода. Заключительные кадры показывали, как машины с факелами подъезжают к Дворцу спорта. Алые отблески огня охватывали весь зал. Затем на арену въезжала открытая машина, на которой находится факел, символизирующий революционную энергию рабочего класса, героический путь пролетариата города на Неве. Склонялись знамена. К микрофону подходил Герой Социалистического Труда, знатный рабочий одного из ленинградских заводов. Он произносил слова клятвы, которую вслед за ним повторяли молодые рабочие. Помимо церемониального действия мы выделяем также игровое действие. Его существование тесно связано с понятием спонтанной массовой самодеятельности, представляющей собой эмоциональную реакцию, активный действенный отклик на событие, дающей человеку возможность персонификации, опробования себя как личности в различных ролях, подражания избранным в качестве положительного примера героям. Возникающая игровая ситуация ставит человека в положение участника, а не зрителя театрализованного действия. Однако необходимо отметить, что спонтанная массовая Самодеятельность и возникающая игровая ситуация в празднике требуют четкой организации со стороны сценарно-режиссерской группы. Очень важно в игровом действии предостеречь от копирования жизни, повторения или иллюстрирования реально происшедших событий. Задача организаторов праздника состоит в том, чтобы найти в замысле такое образно-игровое действие, которое при режиссерском воплощении вызвало бы ассоциации, имеющие под собой реальную основу в прошлом. Проводя театрализованный праздник с помощью игрового действия, можно, например, превратить празднование 1 Мая в маевку. Рабочие прямо у станков в цехах получают пригласительные билеты-листовки, размноженные на гектографе, с указанием прочитать и передать товарищу! На билетах указывается маршрут следован
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.87 (0.017 с.) |