Стихотворение «Поэт» читает учащийся. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стихотворение «Поэт» читает учащийся.



Далее учащиеся отвечают на вопросы:

— Какие образы вы считаете основными и в чем их связь друг с другом?

— Почему Лермонтов предпослал своим размышлениям о поэзии историю кинжала?

— Какие строфы вы считаете наиболее важными в развитии основной мысли? (После выяснения первоначальных впечатлений рекомендуется проследить развитие поэтической мысли).

— В чем оригинальность стихотворения Лермонтова?

(Сблизив образы поэта и кинжала, Лермонтов впервые образно высказал мысль о том, что поэзия подобна оружию. Построив стихотворение на развёрнутом сравнении, он в первых шести строфах рассказал историю кинжала, а в последующих шести — высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни).

— В чем смысл истории кинжала?

(Судьба оружия бесславна, так как она стала золотой игрушкой.)

— Изменяется ли интонация от строфы к строфе?

(Вначале интонация несколько торжественная и сдержанная: автор вспоминает о боевой службе кинжала, а о ней говорить ни чрезмерно пылко — это не соответствовало бы суровой правде, — ни слишком обыденно — это опростило бы рассказ, снизило бы его тон. После гибели хозяина боевой кинжал не находит применения. Чувство грусти, испытываемое автором при мысли об этом, вызывает изменение характера стиха: первые три строфы и половина четвертой звучат энергично, то последующие — смягченно, грустно.)

— Охарактеризуйте словесную окраску и эпитеты.

(В первых шести строфах многие слова не имеют книжного характера: походная лавка, родные ножны, бедный спутник и т. д., в них также нет и метафор, они единичны (например, резьба — наряд), редки сравнения, но много эпитетов. Если в первых строфах они в основном эмоционально окрашены (надежный, таинственный, постыдный), то далее для них характерна конкретность: золотая игрушка, походная лавка и т. д. Лишь два эпитета подчеркивают отношение автора к кинжалу, превратившемуся в игрушку: он стал «бесславным и безвредным». Восклицательный знак делает их заметными, усиливает их идейную значимость. Затем Лермонтов прямо осуждает поэта, променявшего былую славу и власть над людьми на покой и «злато». Спокойная и ровная интонация сменяется взволнованным обращением, повествовательность первых строф уступает место ораторскому пафосу, в стихотворении появляется местоимение 2-го лица: «... не так ли ты, поэт, свое утратил назначенье?»)

— Какие строфы являются идейным центром стихотворения?

(Восьмая и девятая строфы. В них Лермонтов, высказывая свой взгляд на роль и назначение поэзии, создает величественный образ поэта. Раскрывая мысль о связи истинного поэта с людьми, о необходимости поэзии для народа, Лермонтов прибегает к сравнениям, применяя их в нарастании: «как чаша для пиров», «как фимиам в часы молитвы», «как божий дух», и, наконец, кульминация — «как колокол на башне вечевой». Поэт в этих строфах использует слова с высокой окраской: воспламенить», «вечевой колокол», «голос мщенья». Такой же стиль был типичен для творчества Пушкина раннего периода.)

Рассматривая предпоследнюю строфу, отмечаем, что она контрастна предыдущей строфе. Истинные поэты не признаны в «ветхом мире», их «простой и гордый» язык не нужен там, где тешатся «блестками и обманами». И как бы подчеркивая будничность и пустоту современной поэзии, автор меняет приподнятую лексику на разговорный стиль: скушен, тешат, морщины, румяна.

— Какова роль последней строфы? В чем ее смысл?

(В последней строфе — обращении — вновь страстно звучит призыв, подобный пушкинскому «Восстань, пророк!» Слово «пророк» рифмуется с «клинок», возвращая читателя к образу кинжала. Заключительная метафора «ржавчина презренья» скрепляет стихотворение, объединяя аллегорический образ кинжала с образом поэта — Концовка дана в виде вопроса, но в этом вопросе заключен и призыв, выражающий основную мысль автора. Последняя строфа объединяет образы кинжала и поэта и делает стихотворение художественно цельны стройным.)

— В чем смысл композиции стихотворения?

(Такая композиция и образная система позволяют ощутить подтекст и единую мысль: миновало время битв, оно сменилось «веком изнеженным». Подтекст в этом стихотворении очень глубок и многопланов. Здесь и мысль о том, что настоящее искусство не нуждается в приукрашении, и уверенность в этом, что «прикрашенная поэзия» никого, в сущности, не утешит. И понимание, что никакие «румяна» не помогут надолго скрыть истину, правду, «морщины» века.)

 

Домашнее задание

1. К зачету подготовить самостоятельную работу над стихотворением «Журналист, читатель и писатель».

2. Сделайте сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина. Заполните таблицу:

 

Пушкин Лермонтов
«Глаголом жечь сердца людей» «Воспламенять бойца для битвы»

 

Ответьте на вопрос: «В чем выражается близость во взглядах Пушкина и Лермонтова на роль поэта и его поэзии?», используя стихотворение «Пророк».

3. Выучите наизусть на выбор «Поэт», «Пророк».

4. Ответить на вопросы, используя материалы урока и учебник:

— Почему тема поэта и поэзии занимает в творчестве Лермонтова видное место?

— Как смотрел Лермонтов на задачи поэзии?

— Каким рисовал он образ истинного поэта?

— Повторить понятие о лирическом герое.

 

Вариант урока 17. «Пророк» Лермонтова и Пушкина [12]

Цель урока: методом сопоставительного анализа стихотворений вы явить сходства и различия взглядов на тему поэта и поэзии А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова по вариантам:

1-й вариант: «Смерть поэта» и «Поэт и толпа».

2-й вариант: «Поэт и толпа» и «Как часто, пестрою толпою окружен...»

Выполняя работу, учащиеся обращают внимание на усиление мотива противостояния в поэзии Лермонтова и на трагический характер такого противостояния.

 

II. Беседа

— Кроме мотива противостояния личности и общества, какая тема еще объединяет стихотворения?

(Тема поэта и поэзии).

— В каких стихотворениях, прочитанных вами, Лермонтов обращается к теме, волнующей каждого большого художника, — о назначении искусства, о долге писателя перед обществом?

(«Молитва», Слава», «Пускай поэта обвиняет...», «Я не для ангелов и рая…»).

— В чем видит назначение поэзии молодой Лермонтов? Какими чертами наделен поэт в его стихах?

(Поэт в ранней лирике одинокий избранник, «странник меж людей». Его поэзия — это Божий дар и «всесожигающий костер», она приносит и радость и вдохновение, и боль и страдание).

Безбоязненно нести людям правду о жизни, быть выразителем «мыслей благородных» — в этом поэт видел свой долг перед современниками.

— Каким даром обладает поэт? (Даром пророчества.)

— В каких стихотворениях звучит этот мотив? («Журналист, читатель и писатель», «Поэт» и в других. И, конечно же, в стихотворении «Пророк».)

— Кто были предшественниками Лермонтова в создании этого образа поэта-пророка? (Поэты-декабристы и А. С. Пушкин.)

 

III. Анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Пророк»

Стихотворение «Пророк» Лермонтова получило различные истолкования. Обратимся к стихотворению, прочитаем его.

Ученик читает стихотворение.

 

2. Работа с цитатами. На доске оформлены записи:

 

«Пророк» Лермонтова является ответом или возражением

на пушкинское стихотворение, свидетельствующее о пессимизме

автора, разрушении высоких надежд на роль поэта-пророка.

Б. М. Эйхенбаум

 

Лермонтов утверждает, что настоящий поэт должен быть

пророком. В образной форме рисуется доведенный до трагизма

конфликт поэта и толпы: толпа не просто не принимала ненужного

ей поэта, она гнала его, издевалась над ним, торжествовала

победу. В верности поэта своей высокой пророческой миссии

наиболее отчетливо выразилось пушкинское начало.

Г. П. Макогоненко

 

...наивно и бесполезно мечтать о том, чтобы сделаться

исправителем людских пороков, — это либо невежество,

либо гордость.

Б. М. Эйхенбаум

 

Лермонтов пишет о печальной судьбе поэта, о ненужности

его миссии, трагическом уделе презираемого и гонимого певца.

И. Каплан

— Какое из высказываний вам наиболее понятно?

 

Беседа.

— Что объединяет стихотворения Пушкина и Лермонтова?

(Тема поэта и поэзии и назначения поэзии.)

— Как выражена эта тема в стихотворениях? (И в том и в другом есть образ поэта, наделенного сверхъестественным даром. Основа стихотворений — библейские источники. Библейская лексика. Образ пустыни. Лермонтов продолжает «пушкинскую тему».)

— Какие отличия стихотворений вы можете назвать? (Это разные сюжеты. Пушкинский — это становление пророка. Лермонтовский — это жизнь поэта, ставшего пророком.)

— Что вы знаете о библейских источниках, к которым обращались поэты?

(Пушкин обратился к книге пророка Исайи. А Лермонтов — к Плачу Иеремии. Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить.)

— Сравни строй стихотворений.

(В пушкинском стихотворении преобладает архаичная лексика, отсюда торжественный тон, приобщение к великой тайне. В лермонтовском стихотворении церковно-славянская уступает современному языку, это переносит в настоящее, лишает торжественности.)

— Какими мы видим образы поэта-пророка у авторов?

(Пушкинский преображается духовно, и это подчеркнуто в стихотворении. У Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Лермонтов описывает бытовые подробности. Пушкинский пророк торжественен. Лермонтовский — суров).

— Что открылось поэту-пророку в стихотворениях?

(Гармония мира открылась лирическому герою в стихотворении Пушкина. Он готов к встрече с людьми, готов «глаголом жечь сердца». Лермонтовский пророк увидел «страницы злобы и порока»: он не принят людьми, он изгнан. «В меня все ближние мои // Бросали бешено каменья».)

— Как усилено противостояние поэта и общества у Лермонтова?

— Какие образы создают представление о трагедии поэта?

(Старики и дети. Две мудрости. Но здесь не о мудрости речь. Речь стар цен — это наказ ново поколению. Таким образом усиливается противостояние поэта и общества — это извечный конфликт).

— Выходит, дар его не нужен?

(Нет, сверхъестественные способности позволили увидеть не только «страницы злобы и порока», но и гармонию мира. Не случайно природа — творение Бога — откликается на духовный зов поэта).

— Где находит душевное спокойствие лермонтовский поэт?

(В пустыне. Это символ единения с Богом, с природой. Но и символ одиночества поэта).

— Какую роль образ пустыни играл в стихотворении Пушкина?

(В стихотворении Пушкина пустыня — это символ без духовности. По-разному обыгрывают образ пустыни поэты).

 

IV. Итог урока

Перечитываем записи на доске, сравниваем, с какими тезисами совпадают наши представления, письменно оформляем вывод.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1867; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.023 с.)