Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стихотворение «Поэт» читает учащийся.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Далее учащиеся отвечают на вопросы: — Какие образы вы считаете основными и в чем их связь друг с другом? — Почему Лермонтов предпослал своим размышлениям о поэзии историю кинжала? — Какие строфы вы считаете наиболее важными в развитии основной мысли? (После выяснения первоначальных впечатлений рекомендуется проследить развитие поэтической мысли). — В чем оригинальность стихотворения Лермонтова? (Сблизив образы поэта и кинжала, Лермонтов впервые образно высказал мысль о том, что поэзия подобна оружию. Построив стихотворение на развёрнутом сравнении, он в первых шести строфах рассказал историю кинжала, а в последующих шести — высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни). — В чем смысл истории кинжала? (Судьба оружия бесславна, так как она стала золотой игрушкой.) — Изменяется ли интонация от строфы к строфе? (Вначале интонация несколько торжественная и сдержанная: автор вспоминает о боевой службе кинжала, а о ней говорить ни чрезмерно пылко — это не соответствовало бы суровой правде, — ни слишком обыденно — это опростило бы рассказ, снизило бы его тон. После гибели хозяина боевой кинжал не находит применения. Чувство грусти, испытываемое автором при мысли об этом, вызывает изменение характера стиха: первые три строфы и половина четвертой звучат энергично, то последующие — смягченно, грустно.) — Охарактеризуйте словесную окраску и эпитеты. (В первых шести строфах многие слова не имеют книжного характера: походная лавка, родные ножны, бедный спутник и т. д., в них также нет и метафор, они единичны (например, резьба — наряд), редки сравнения, но много эпитетов. Если в первых строфах они в основном эмоционально окрашены (надежный, таинственный, постыдный), то далее для них характерна конкретность: золотая игрушка, походная лавка и т. д. Лишь два эпитета подчеркивают отношение автора к кинжалу, превратившемуся в игрушку: он стал «бесславным и безвредным». Восклицательный знак делает их заметными, усиливает их идейную значимость. Затем Лермонтов прямо осуждает поэта, променявшего былую славу и власть над людьми на покой и «злато». Спокойная и ровная интонация сменяется взволнованным обращением, повествовательность первых строф уступает место ораторскому пафосу, в стихотворении появляется местоимение 2-го лица: «... не так ли ты, поэт, свое утратил назначенье?») — Какие строфы являются идейным центром стихотворения? (Восьмая и девятая строфы. В них Лермонтов, высказывая свой взгляд на роль и назначение поэзии, создает величественный образ поэта. Раскрывая мысль о связи истинного поэта с людьми, о необходимости поэзии для народа, Лермонтов прибегает к сравнениям, применяя их в нарастании: «как чаша для пиров», «как фимиам в часы молитвы», «как божий дух», и, наконец, кульминация — «как колокол на башне вечевой». Поэт в этих строфах использует слова с высокой окраской: воспламенить», «вечевой колокол», «голос мщенья». Такой же стиль был типичен для творчества Пушкина раннего периода.) Рассматривая предпоследнюю строфу, отмечаем, что она контрастна предыдущей строфе. Истинные поэты не признаны в «ветхом мире», их «простой и гордый» язык не нужен там, где тешатся «блестками и обманами». И как бы подчеркивая будничность и пустоту современной поэзии, автор меняет приподнятую лексику на разговорный стиль: скушен, тешат, морщины, румяна. — Какова роль последней строфы? В чем ее смысл? (В последней строфе — обращении — вновь страстно звучит призыв, подобный пушкинскому «Восстань, пророк!» Слово «пророк» рифмуется с «клинок», возвращая читателя к образу кинжала. Заключительная метафора «ржавчина презренья» скрепляет стихотворение, объединяя аллегорический образ кинжала с образом поэта — Концовка дана в виде вопроса, но в этом вопросе заключен и призыв, выражающий основную мысль автора. Последняя строфа объединяет образы кинжала и поэта и делает стихотворение художественно цельны стройным.) — В чем смысл композиции стихотворения? (Такая композиция и образная система позволяют ощутить подтекст и единую мысль: миновало время битв, оно сменилось «веком изнеженным». Подтекст в этом стихотворении очень глубок и многопланов. Здесь и мысль о том, что настоящее искусство не нуждается в приукрашении, и уверенность в этом, что «прикрашенная поэзия» никого, в сущности, не утешит. И понимание, что никакие «румяна» не помогут надолго скрыть истину, правду, «морщины» века.)
Домашнее задание 1. К зачету подготовить самостоятельную работу над стихотворением «Журналист, читатель и писатель». 2. Сделайте сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина. Заполните таблицу:
Ответьте на вопрос: «В чем выражается близость во взглядах Пушкина и Лермонтова на роль поэта и его поэзии?», используя стихотворение «Пророк». 3. Выучите наизусть на выбор «Поэт», «Пророк». 4. Ответить на вопросы, используя материалы урока и учебник: — Почему тема поэта и поэзии занимает в творчестве Лермонтова видное место? — Как смотрел Лермонтов на задачи поэзии? — Каким рисовал он образ истинного поэта? — Повторить понятие о лирическом герое.
Вариант урока 17. «Пророк» Лермонтова и Пушкина [12] Цель урока: методом сопоставительного анализа стихотворений вы явить сходства и различия взглядов на тему поэта и поэзии А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Ход урока I. Проверка домашнего задания Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова по вариантам: 1-й вариант: «Смерть поэта» и «Поэт и толпа». 2-й вариант: «Поэт и толпа» и «Как часто, пестрою толпою окружен...» Выполняя работу, учащиеся обращают внимание на усиление мотива противостояния в поэзии Лермонтова и на трагический характер такого противостояния.
II. Беседа — Кроме мотива противостояния личности и общества, какая тема еще объединяет стихотворения? (Тема поэта и поэзии). — В каких стихотворениях, прочитанных вами, Лермонтов обращается к теме, волнующей каждого большого художника, — о назначении искусства, о долге писателя перед обществом? («Молитва», Слава», «Пускай поэта обвиняет...», «Я не для ангелов и рая…»). — В чем видит назначение поэзии молодой Лермонтов? Какими чертами наделен поэт в его стихах? (Поэт в ранней лирике одинокий избранник, «странник меж людей». Его поэзия — это Божий дар и «всесожигающий костер», она приносит и радость и вдохновение, и боль и страдание). Безбоязненно нести людям правду о жизни, быть выразителем «мыслей благородных» — в этом поэт видел свой долг перед современниками. — Каким даром обладает поэт? (Даром пророчества.) — В каких стихотворениях звучит этот мотив? («Журналист, читатель и писатель», «Поэт» и в других. И, конечно же, в стихотворении «Пророк».) — Кто были предшественниками Лермонтова в создании этого образа поэта-пророка? (Поэты-декабристы и А. С. Пушкин.)
III. Анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Пророк» Стихотворение «Пророк» Лермонтова получило различные истолкования. Обратимся к стихотворению, прочитаем его. Ученик читает стихотворение.
2. Работа с цитатами. На доске оформлены записи:
«Пророк» Лермонтова является ответом или возражением на пушкинское стихотворение, свидетельствующее о пессимизме автора, разрушении высоких надежд на роль поэта-пророка. Б. М. Эйхенбаум
Лермонтов утверждает, что настоящий поэт должен быть пророком. В образной форме рисуется доведенный до трагизма конфликт поэта и толпы: толпа не просто не принимала ненужного ей поэта, она гнала его, издевалась над ним, торжествовала победу. В верности поэта своей высокой пророческой миссии наиболее отчетливо выразилось пушкинское начало. Г. П. Макогоненко
...наивно и бесполезно мечтать о том, чтобы сделаться исправителем людских пороков, — это либо невежество, либо гордость. Б. М. Эйхенбаум
Лермонтов пишет о печальной судьбе поэта, о ненужности его миссии, трагическом уделе презираемого и гонимого певца. И. Каплан — Какое из высказываний вам наиболее понятно?
Беседа. — Что объединяет стихотворения Пушкина и Лермонтова? (Тема поэта и поэзии и назначения поэзии.) — Как выражена эта тема в стихотворениях? (И в том и в другом есть образ поэта, наделенного сверхъестественным даром. Основа стихотворений — библейские источники. Библейская лексика. Образ пустыни. Лермонтов продолжает «пушкинскую тему».) — Какие отличия стихотворений вы можете назвать? (Это разные сюжеты. Пушкинский — это становление пророка. Лермонтовский — это жизнь поэта, ставшего пророком.) — Что вы знаете о библейских источниках, к которым обращались поэты? (Пушкин обратился к книге пророка Исайи. А Лермонтов — к Плачу Иеремии. Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить.) — Сравни строй стихотворений. (В пушкинском стихотворении преобладает архаичная лексика, отсюда торжественный тон, приобщение к великой тайне. В лермонтовском стихотворении церковно-славянская уступает современному языку, это переносит в настоящее, лишает торжественности.) — Какими мы видим образы поэта-пророка у авторов? (Пушкинский преображается духовно, и это подчеркнуто в стихотворении. У Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Лермонтов описывает бытовые подробности. Пушкинский пророк торжественен. Лермонтовский — суров). — Что открылось поэту-пророку в стихотворениях? (Гармония мира открылась лирическому герою в стихотворении Пушкина. Он готов к встрече с людьми, готов «глаголом жечь сердца». Лермонтовский пророк увидел «страницы злобы и порока»: он не принят людьми, он изгнан. «В меня все ближние мои // Бросали бешено каменья».) — Как усилено противостояние поэта и общества у Лермонтова? — Какие образы создают представление о трагедии поэта? (Старики и дети. Две мудрости. Но здесь не о мудрости речь. Речь стар цен — это наказ ново поколению. Таким образом усиливается противостояние поэта и общества — это извечный конфликт). — Выходит, дар его не нужен? (Нет, сверхъестественные способности позволили увидеть не только «страницы злобы и порока», но и гармонию мира. Не случайно природа — творение Бога — откликается на духовный зов поэта). — Где находит душевное спокойствие лермонтовский поэт? (В пустыне. Это символ единения с Богом, с природой. Но и символ одиночества поэта). — Какую роль образ пустыни играл в стихотворении Пушкина? (В стихотворении Пушкина пустыня — это символ без духовности. По-разному обыгрывают образ пустыни поэты).
IV. Итог урока Перечитываем записи на доске, сравниваем, с какими тезисами совпадают наши представления, письменно оформляем вывод.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1949; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.202.60 (0.008 с.) |