Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика чтения стихотворений.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Для стихотворной речи присущи несколько признаков в их совокупности. Особую значимость для организации стихотворной речи имеет ритм. Ритмическая организация как музыкальных, так и стихотворных произведений характеризуется повторяющимися элементами. Размеренность, ритмичность стиха создается определенным повторением ударных и безударных слогов в строке. В начальных классах учащиеся практически знакомятся с рифмой и ритмом. Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические. ДЛЯ ЭПИЧЕСКИХ стихотворений характерно наличие сюжета, т.е. системы событий в их развитии. В центре эпических стихотворений – образы – персонажи, раскрывая которые автор показывает определенную сторону жизни в тот или иной период. Все это роднит эпическое стихотворение с рассказом, повестью. Это обусловливает общность методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа. Но нельзя забывать, что стихотворному произведению присуща особая художественная форма, отличающая его от прозы. «Дедушка Мазай и зайцы» (Некрасов), «Рассказ о неизвестном герое» (Михалков). Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета (развитие действия), раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Данное произведение допускает деление на относительно законченные части, составление плана, пересказ. В ЛИРИЧЕСКИХ стихотворениях (в отличие от эпических) предметом изображения становятся переживания, чувства человека. Своеобразие лирического произведения в том, что переживания, внутренний мир героя – это то центральное, ведущее, на что нужно обратить внимание. Переживания человека могут быть обусловлены картинами природы, общественными явлениями, политическими событиями, философскими размышлениями о сущности жизни, значении мира и т.д. С учетом тематики жизненного материала, вызвавшего те или иные переживания, в литературоведении лирика классифицируется на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую и т.д. В книгах для чтения в начальных классах представлена главным образом пейзажная и социально – политическая лирика. Отмечаются условия, влияющие на полноценность восприятия учащимися данного вида произведений: 1. Наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским или приближающихся к ним. 2. Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев произведений, настроению и чувствам. Целенаправленная работа над обогащением лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение (радость, страх, гордость; спокойно, взволнованно, торжественно). При подготовке к чтению стихов о природе, учитель прежде всего определяет место и время проведения экскурсии, тщательно отбирает репродукции картин художников, музыкальные произведения, созвучные стихам, фильмы. Особенно внимательно нужно отнестись к подбору биографического материала о писателе. Поскольку лирическое произведение проникнуто тем или иным настроением, то учитель может кратко рассказать о поэте, но так, чтобы была понятна его грусть или радость, тревога. Очень эффективным является прослушивание соответствующих музыкальных произведений: у детей создается настрой, адекватный авторскому, что способствует правильному эстетическому восприятию стихотворения, благотворно сказывается на выразительности чтения. В методической литературе отмечается, что использование произведений живописи перед чтением стихотворений о природе не всегда целесообразно. Просмотр картины непосредственно перед чтением стихотворения может затруднить его восприятие, поскольку словесный образ воспринимается менее ярко, чем зрительный. Но, при решении вопроса о целесообразности использования картины на уроке непосредственно перед чтением многое будет зависеть от того, насколько картина и стихотворение соответствуют друг другу. Чем ближе картина к стихотворению, тем больше оснований для просмотра картины до чтения стихотворения. Необходимо особо подчеркнуть важность тщательной подготовки учителя к выразительному чтению стихотворения. Процесс изучения пейзажного лирического стихотворения в целом имеет ту же модель, что и любое художественное, но в отличие от рассказа или эпического стихотворения, при чтении пейзажной лирики предметом анализа является живописный образ, а не развитие сюжета и мотивы поведения действующих лиц. МЕТОДИКА РАБОТЫ: I. Подготовительный этап: подготовка детей к восприятию стихотворения. II. Чтение учителем стихотворения. Стихотворение читается наизусть. После первичного восприятия стихотворения, учащиеся вычленяют составные части образа. Яркость первичного целостного восприятия создается вопросами следующего характера:
- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? - Какое чувство выразил поэт, описывая весну, докажите.
III. Повторное чтение стихотворения учащимися (Чтобы четко и правильно представить себе картины, нарисованные поэтом.) Расскажите, какие картины вы «видите»? Учащиеся читают строчки, рисующие одну какую – либо картину, и говорят, что они себе представили, т.е. создают словесную картину, созданную их воображением на основе слов автора. IV. Анализ стихотворения. В процессе анализа ученики учатся читать выразительно, передавая авторское отношение к изображенному. Работа над стихотворением обычно заканчивается выразительным чтением всего текста. Полнота пейзажного образа создается тем, что наряду со зрительными компонентами сюда органически входят и слуховые, и обонятельные. Поэт не только видит природу, но и слышит ее, вдыхает запахи леса, сада, цветущей липы, черемухи. Все это запечатлено в едином поэтическом образе. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику воспринять во взаимодействии все компоненты образа. Поэтому анализу стихотворения должна быть присуща сильная эмоциональная сторона. Целенаправленная работа над изобразительными средствами языка является одним из важнейших условий раскрытия эмоционально – образного содержания лирического стихотворения. Практически младшие школьники знакомятся с использованием авторами основных изобразительных средств поэтической речи: эпитетов, сравнений, метафор (в частности, олицетворений). При правильно организованном лексико – стилистическом анализе текста учащиеся хорошо понимают, почему автор наделяет явления природы чертами живых существ. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится» - зима изображена в виде злой ведьмы, а весна – прекрасного дитяти, с помощью слов автор изображает борьбу зимы и весны и уверенность в победе весны. Своеобразие лирических стихотворений социально – политического плана состоит в том, что объектом изображения являются общественные события, факты истории, Родина: «Песня о Москве» - М. Исаковский, «Нет на свете родины милее» - А. Прокофьев и др. В процессе анализа выясняется, как, с помощью каких изобразительных средств автор описал то или иное событие, какими словами выразил свои чувства, к чему он призывает в стихотворении. Учащиеся определяют тему и главную мысль стихотворения, учатся читать выразительно.
В начальных классах дети не понимают некоторых слов, недостаточно правильно устанавливают взаимоотношения частей текста, временные, пространственные и причинные связи описываемых явлений, событий, предметов. Учащиеся с ТНР нередко испытывают затруднения в определении главной мысли произведения. Наиболее часто встречаются проявления фонематической дислексии (замена и смешение звуков, близких по артикуляторно – аккустическим свойствам: Б - П, Ш – Ж, С – З, Ц – С, С – Ш, Д – Т, а также перестановка, пропуски и вставка дополнительных звуков и слогов). Несколько меньше встречаются замены букв по сходному начертанию: Н – И, П – Н, Щ – Ц и т.д., то есть проявлений мнестической и оптической дислексии. Третье место среди характерных ошибок у учеников школы занимают ошибки в окончаниях слов (аграмматическая дислексия) и потери строк и слов на строках (оптическая дислексия). Наименьшим является число случаев семантической дислексии (так, «механическое чтение», характерное для этого типа дислексии отмечается у 6 процентов учеников школы). Однако даже правильная организация уроков чтения не устраняет полностью ошибок. Ученики искажают смысл слов, заменяют одно слово другим, не соблюдают ударений, нарушают границы предложений, не соблюдпают пауз, интонаций, повторяют отдельные слоги, слова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2069; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.91 (0.006 с.) |