Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа над выразительностью чтения в школе для детей с тнр.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Выразительно прочитать – это выдержать соответствующий темп, ритм, соблюсти паузы и логические ударения, нужную интонацию. При обучению школьников с ТНР выразительному чтению необходимо: - в первую очередь, выполнить задания по разметке текста для выразительного чтения (короткая пауза - /, длинная пауза - //, слитное произнесение слов - _), - затем проводятся упражнения в соблюдении грамматических пауз: тренировка ребенка читать от паузы до паузы на одном выдохе, - учить в тексте, в предложении определять логическое ударение, то есть находить самое главное слово и выделять его голосом. Выработке такого умения помогают упражнения в перемещении логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным наблюдением за изменением его смысла. Нужно учить детей изменять силу своего голоса, высоту тона, темп и ритм речи, тембр голоса. В начальных классах используют такие задания: - прочитай слово и назови в нем ударный звук; - прочитай предложение так, чтобы тебя слышал только учитель, - прочитай предложение так, чтобы тебя слышал весь класс, - прочитай предложение медленно, - прочитай предложение быстро, скороговоркой, - прочитай одно и то же слово так, чтобы выразить разные чувства: удивление, радость, досаду и др. Совершенствованию навыков выразительного чтения помогает инсценирование рассказов, сказок, басен. Благодаря инсценировке учащиеся яснее представляют себе описываемую ситуацию, а поэтому и читают затем более выразительно. Выразительное чтение – это воплощение литературно – художественного произведения в звучащей речи. Выразительно прочесть произведение – значит найти средство, с помощью которого можно правдиво, точно и в соответствии с замыслом писателя передать идеи и чувства, заложенные в произведении. Таким средством является интонация. ИНТОНАЦИЯ – совокупность совместно действующих элементов звучащей речи. Главнейшие из них – ударение, темп и ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга и все вместе обуславливаются содержанием произведения.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ СКАЗОК: Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Их захватывает острый, занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой развертываются события; привлекают герои – смелые, сильные, находчивые люди; сказки подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. Персонажи сказок колоритны, и в большинстве своем они четко делятся на добрых, справедливых, заслуживающих уважения, и на злых, жадных, завистливых. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти к ним на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость и хотят, чтобы в жизни всегда было так. В этом прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки. Сказка развивает оценочные суждения школьников; в процессе анализа сказки они неоднократно сталкиваются с вопросами: «ЧТО (какие качества) больше всего ценится (ются) в людях? За что наказывают, а что поощряют?» Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу, на торжество правды, их мажорная концовка. Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен: «Сказка ложь – а в ней намек! Добрым молодцам урок». Чрезвычайно важна познавательная сторона сказки. В народной сказке о своей жизни повествует сам ее создатель – народ. Главная ценность заключается в самом подходе к изображению народа: народ талантлив, трудолюбив, великодушен, хитер на выдумку, мастер на все руки. Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Текст сказок – прекрасный материал для формирования навыков связной речи. ЗНАКОМСТВО СО СКАЗКОЙ, КАК С ЖАНРОМ: Особенности сказки: 1. сказка – вид устного народного творчества. Сам жанр предполагает, что ее будут не читать, а рассказывать. Если сказка небольшая по объему, учитель может рассказать ее наизусть, при закрытых книгах детей, а если большая – то допускается чтение по книге, но при этом обязательно используется интонация разговорной речи. 2. наличие вымысла 3. в каждой сказке есть положительное и отрицательное, которые между собой соперничают, и это ярко проявляется в тексте и сказка несет большой воспитательный заряд. Поэтому она предполагает составление хотябы элементарной характеристики героев 4. композиционное своеобразие (зачин, повторы, концовка). В сказке обычно повторяется один основной эпизод. При этом в последний раз после повторяющегося эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка. Повторы происходят чаще всего потому, что в сказке повторяются все новые и новые действующие лица или вносятся новые детали («Морозко» обращается трижды к падчерице и к старухиной дочери). Сказки делятся на три группы: - сказки о животных, - волшебные, - бытовые. Кроме русских народных сказок, сказки могут быть как других народов, так и авторские (Ш. Пьеро, Киплинг и др.) В книги для чтения включены сказки о животных и волшебные. СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ: Этот вид сказок отличается от других гл. образом тем, что в сказке действуют животные. Методика анализа сказок о животных существенно не отличается от анализа реалистических рассказов. Используются те же самые формы и приемы работы с текстом: выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной и др. Вначале сказка анализируется как реалистический рассказ и все направлено на то, чтобы учащиеся ярко восприняли конкретное содержание, правильно представили себе развитие сюжета, мотивы поведения действующих лиц, их взаимоотношения (кто кого поддерживает и почему). Своими вопросами и заданиями учитель направляет внимание детей на развитие действия в сказке, на мотивы поведения, на то, как те или иные действия характеризуют действующих лиц. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи в жизни. Этого вполне достаточно, чтобы, с одной стороны, сказка для учащихся осталась сказкой, а с другой – они обогатили себя знанием определенных явлений жизни. Необходимо особо подчеркнуть, что учитель должен постоянно работать над формированием таких сторон навыка чтения, как сознательность и выразительность. Подмечая особенности того или иного действующего лица сказки, учащиеся как бы передают голосом его облик, отношение с окружающим. Немалую роль при этом будет играть и правильно построенная работа над лексическим значением слова, его употреблением в предложении. Среди сказок о животных особо следует выделить группу сказок, в которых наряду с животными в качестве действующих лиц выступают явления природы. Например «Синичкин календарь». Для всех сказок данного вида характерна четкая реальная основа – изменения в природе. Нереален лишь сам факт разговора птиц, зверей и животных между собой. (при этом содержание их переговоров тоже является жизненным). Учащиеся хорошо понимают, что разговор – это сказочная условность, делающая повествование ярким и живым. Особенности этих сказок обуславливают характер вопросов и заданий: вопросы сказочного плана взаимодействуют с вопросами природоведческого содержания. Сказочное описание явлений природы чрезвычайно много дает для развития речи учащихся, их творческого воображения и фантазии.
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ: Волшебные сказки отличает особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы – то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мертвых, обращают человека в зверя и т.д. Здесь страшные чудовища: Змей Горыныч, Баба Яга и чудесные предметы: ковер – самолет, шапка – невидимка. Волшебные сказки народ начал создавать в глубокой древности. Поскольку происхождение явлений было не ясно, люди приписывали их сверхъестественной силе. Позднее люди осознали многие явления, потерялась связь сказки с обрядовой магией. Вместе с тем росло поэтическое воображение людей. Человек мечтал подчинить себе силы природы, долго жить, но реальные возможности не позволяли это осуществить. Мечта нашла простор в волшебных сказках. Это сказки «Снегурочка», «Гуси - лебеди», «Три сестры» и др. В каждой из этих сказок герои прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих необычной, волшебной силой. Специфика волшебных сказок заключается в том, что в них совершаются необычные превращения, действуют неправдоподобные силы и т.д. Поэтому и при анализе таких сказок специфичным будет только выяснение направленности волшебных сил (кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки и т.д.) В остальном анализ сказки будет осуществляться так же, как и анализ рассказа. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ: I. Подготовительный этап. Он проводится до чтения сказки и не должен превышать 5 мин. Проводится следующими методами: - Беседа: а) предполагает, что дети уже что – то знают про сказки, и она может быть на основе прочитанных сказок; работа по иллюстрациям к другим сказкам. Метод беседы может сочетаться с другими видами работ: викторинами по ранее изученным сказкам, демонстрацией мультфильма; б) беседа, но не по прочитанным сказкам. Цель ее – в раскрытии морально – нравственных характеристик, которые положены в основу сказки. Содержанием этой беседы являются вопросы, основанные на личном опыте детей и связанные с оценкой тех или иных поступков. Дети с речевыми нарушениями часто не могут критически оценивать свои поступки и поступки других, этому их нужно учить. И форма сказки позволяет сделать это ярко. - Рассказ учителя: используется в тех случаях, когда у детей нет необходимых знаний, обеспечивающих полноту восприятия содержания сказки. Но раз у детей нет знаний, то рассказ должен сопровождаться показом иллюстраций, проведением словарной работы. II. Рассказывание сказки учителем. Рассказывание не предполагает заучивание сказки наизусть. ЕЕ можно читать, но при этом использовать интонацию разговорной речи. При этом лучше книги держать закрытыми, чтобы дети могли наблюдать за мимикой, жестами, интонацией учителя и учитель должен удерживать глаза детей. От этого зависит понимание сказки. В связи с этим и не желателен перед чтением просмотр диафильмов или прослушивание грам. записей. На этом этапе задается единственный вопрос, который задается до прослушивания и после: «Почему сказка так названа?» III. Чтение сказки учащимися по частям и анализ каждой части. Заранее учитель делит сказку на логические отрывки и для себя определяет, какие из них читают сильные дети, а какие – слабые. Одновременно с чтением проводится объяснение малопонятных слов и выражений. Начиная с 6 класса, дети сами находят их в тексте, а в начальных классах, эти слова выделяет учитель. Основными методами анализа текста на этом этапе является чаще всего беседа, причем первые вопросы касаются выяснения фактического содержания и начинаются со слов КТО, ЧТО СДЕЛАЛ, КУДА ПОШЕЛ, ОТКУДА? Последние вопросы уже направлены на установление смысловых связей и отношений (КОГДА, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ?) IV. Повторное перечитывание сказки учащимися целиком. При этом лучше использовать не цепочку, а логические части, которые заключают в себе какую – то законченную мысль. V. Обобщающая беседа. Беседа должна выяснить характер каждого героя. Можно задавать наводящие вопросы. В этой беседе обязательно выясняем мотивы поступков: ПОЧЕМУ ПОСТУПИЛ ТАК, А НЕ ИНАЧЕ? Беседу заканчивают вопросом: ЧЕМУ УЧИТ СКАЗКА? ХОТЕЛ БЫ ТЫ ДРУЖИТЬ С …? ЖИТЬ РЯДОМ С …? VI. Подготовка к выразительному чтению и выразительное чтение учащимися сказки. Можно выборочно прочитать некоторые диалоги, предложения. Но до этого необходимо отработать, каким голосом за кого мы будем говорить, быстро или медленно. Этот этап применим только со 2 полугодия 2 класса.
МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ БАСЕН: Басня – одна из форм эпического жанра, В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И.А. Крылова. По тематике и идейной направленности басни И.А. Крылова чрезвычайно разнообразны (произвол имущих, неправый суд, быт русского общества, социальное неравенство и т.д.) Для чтения в начальных классах школы отобраны басни, заключающие в себе общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей. Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее достоинств: 1. Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учащихся (каждая басня – метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит мудрости народной, просто и живо рассказывая о разных людских пороках). 2. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезвычайно много дают для развития мышления и речи учащихся. Размер басни обычно не превышает 20 – 30 строк, но по содержанию это – пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой. Это образец предельно краткого по форме и емкого по содержанию описания какого либо случая. Методика работы над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. Выделяются такие существенные признаки басни, как: 1. наличие морали (нравоучения), 2. аллегории (иносказания). В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного (персонажами басни могут быть и люди). Также не обязательной для басни является стихотворная форма (например, басни Л.Н. Толстого написаны в прозе). Работа над басней чаще всего включает следующие компоненты: 1. восприятие конкретного содержания. 2. раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения. 3. выяснение главной мысли конкретной части басни. 4. раскрытие аллегории. 5. анализ морали. Структура урока: I. Подготовительная работа: 2. Рассказ учителя об авторе басни, 3. Викторины по материалу прочитанных басен, 4. Беседа о повадках животных – действующих лицах басни, которую предстоит читать. II. Чтение басни учителем или прослушивание записи фонохрестоматии, просмотр фильма. III. Беседа эмоционально – оценочного плана. IV. Анализ конкретного содержания басни: 1. Уточнение структуры и композиции басни (чтение, составление плана), 2. Выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт (выборочное чтение, словесное и (графическое) рисование, ответы на вопросы), 3. Установление главной мысли конкретного содержания басни. V. Раскрытие аллегории (иносказания). VI. Анализ той части басни, в которой заключена мораль. VII. Аналогия из жизни. Успех работы над басней определяется рядом условий. Важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развитие действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно проводить с учащимися словесное рисование, а на заключительном этапе работы – чтение в лицах. Необходимо развивать у учащихся внимание к каждой детали обстановки, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их облика. Очень многое для понимания идеи басни дает выяснение отношения детей к персонажам басни. Уже после первого прочтения таких басен, как «Чиж и голубь», целесообразно поставить вопрос: «Кому из действующих лиц вы сочувствуете, и почему?» Ответ на такой вопрос сразу ставит учащихся перед необходимостью вникнуть в мотивы поведения действующих лиц, т.е. приступить к анализу. Сопоставление конкретных образов басни без утраты авторского своеобразия (учащиеся постоянно работают с текстом) подводит к раскрытию аллегории басни. Не менее важно научить детей быть очень внимательными к авторской оценке (главная мысль басни – она звучит и как нравоучение («Чиж и голубь») – «Вперед чужой беде не смейся, голубок!»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.14 (0.009 с.) |