Совместная деятельность педагогов, родителей, детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совместная деятельность педагогов, родителей, детей



Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потреб­ностей родителей и педагогов.

Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями програм­мных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждения­ми культуры и искусства, по запросу детского сада; семейные гостиные, фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная де­ятельность, семейный театр).

В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррек­ции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.

Семейные художественные студии.Семейные художественные сту­дии — это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога: ху­дожника, хореографа, актера. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в студии может быть разнообразным по форме: совместные специально-организованные занятия; мастер-классы для родителей по рисунку, живописи, рукоделию (по выбору родителей); встречи с искус­ствоведами, художниками, мастерами декоративно-прикладного искусст­ва; посещение музеев, художественных выставок.

Семейные праздники.Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Новой формой, актуализирующей сотворчество детей и воспи­тывающих взрослых, является семейный праздник в детском саду.

Семейный праздник в детском саду — это особый день, объединяю­щий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события. Таким особым днем может стать День матери, День отца, Новый год, День Победы, Международный День семьи (15 мая), Всероссийский День се­мьи, любви и верности (8 июля).

Наиболее значимы семейные праздники для семей с детьми раннего возраста, так как малыши в возрасте до 3 лет лучше чувствуют себя, когда на празднике рядом с ними находятся родители.

Семейный театр.На протяжении всей истории общественного дошколь­ного воспитания театральная деятельность развивалась без учета семейного опыта. Развитие партнерских отношений с семьей открывает новые воз­можности для развития театрализованной деятельности детей и взрослых в форме семейного театра. Семейный театр в детском саду как творческое объединение нескольких семей и педагогов (воспитателей, музыкального руководителя и руководителя театральной студии детского сада) может быть создан не только при участии педагогов, но и при поддержке работников культуры (режиссера и актеров театра).

Семейный абонемент.Прекрасную возможность встречи с искусст­вом способны предоставить семье детский сад и его партнеры — учреж­дения искусства и культуры, организующие встречу с искусством по заранее составленным программам воскресного (субботнего) семейного абонемента. Программы могут быть как комплексными, так и предметны­ми, посвященными тому или иному виду искусства. Например, «Здравствуй, музыка!», «Чудо по имени театр», «В гостях у художника», «Музей и семья», «Семейные встречи в библиотеке» и др.

Семейная ассамблея.Семейная ассамблея — форма досуга, объединя­ющая семьи воспитанников и педагогов учреждений образования, куль­туры и искусства с целью знакомства друг с другом, погружения в разнообразную совместную деятельность (художественно-продуктивную, коммуникативную, проектно-исследовательскую и пр.), привлекательную как для детей, так и для взрослых.

Организаторами семейной ассамблеи могут выступить как отдельно взятый детский сад, так и несколько организаций: комитет по образо­ванию, редакция газеты, вуз, музей, детская музыкальная школа и др. Проводить ассамблеи можно в любое время года, летом — желательно на открытом воздухе.

Проектная деятельность.Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; до­стичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

Идеями для проектирования могут стать любые предложения, на­правленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности, например, организация семейного летнего отдыха детей, проведение Дня семьи в детском саду, создание сетевого интернет-сообщества воспитывающих взрослых и др.

Семейный календарь.Интересные идеи для проектов рождаются благодаря семейному календарю, который может помочь родителям научиться планировать свою деятельность и находить время для взаимо­действия и общения с ребенком.

Семейный календарь может состоять из двух взаимосвязанных, взаи­мопроникающих частей: одна — сопровождающая инвариантная, предлага­емая детским садом для всех семей воспитанников; вторая — вариативная, проектируемая каждой семьей в логике своих потребностей и традиций.

Сопровождающая инвариантная часть календаря, разрабатываемая пе­дагогами с учетом воспитательно-образовательной работы в детском саду, может включать следующие сведения: о сезоне, а также о сезонных народных праздниках и рекомендации по их проведению в семье с учетом возраста детей; о всемирных, всероссийских государственных, областных, городских,

районных праздниках и рекомендации по их проведению в семье с учетом возраста детей; о профессиональных праздниках, отмечаемых в семье, и рекомендации по организации с детьми бесед о профессиях; о мероприяти­ях, проводимых для семей воспитанников в детском саду (консультациях, заседаниях клуба и пр.); о репертуаре театров и рекомендации о проведении «дня театра» в семье; о музеях города и об организуемых выставках, реко­мендации по проведению «дня музея» в семье; о концертах и рекомендации по их посещению вместе с ребенком; афоризмы о воспитании; рекомендации по организации разнообразной деятельности в семье — семейного чтения, семейных прогулок на природу, экскурсий в музей, на выставки, к достоп­римечательностям (погружение в историю и культуру района, города, села), художественной деятельности и т. п.

Вторая, вариативная часть, планируемая семьей, может содержать следующие сведения: о семейных праздниках — днях рождения членов семьи, родных (именины), друзей семьи (в том числе друзей ребенка), а также о днях памяти в семье; о семейных прогулках, поездках и др.; о семейном отдыхе (отпуск родителей); о достижениях ребенка.

Оформляя семейный календарь, педагоги и родители в полной мере могут проявить свои художественно-оформительские способности.

Семейный календарь рождает у родителей и прародителей идеи буду­щих совместных дел в семье и детском саду.

3.4. Описание основных технологий реализации основной образовательной программы дошкольного образования

(форм, методов, приёмов, средств образования)

 

Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:

- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее — «организованная образовательная деятельность»);

- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

- самостоятельную деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.

В практике используются разнообразные формы работы с детьми.

 

Организованная образовательная деятельность:

- игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;

- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

- создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

- наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

- изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;

- проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;

- оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;

- викторины, сочинение загадок;

- инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;

- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художествен­ным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;

- слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;

- подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;

- пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;

- танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;

- физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развит речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на тeмы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.

Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские

- физкультурные досуги (проводятся 1-2 раза в месяц);

- спортивные праздники (проводятся 2-3 раза в год);

- соревнования;

- дни здоровья;

- тематические досуги;

- праздники;

- театрализованные представления;

- смотры и конкурсы;

- экскурсии.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:

- физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды. воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

- социально личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

- познавательно речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);

- художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.

Самостоятельная деятельность детей:

- физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);

- социально личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

- познавательное и речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);

- художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на дет­ских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.

 

Методы и приемы образовательной деятельности

МЕТОД (гр. - путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

ПРИЕМ - часть метода, его конкретный элемент.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ - это упорядоченная по определенному признаку их система.

В современной дидактике существуют разнообразные классификации методов обучения

1. по видам НОД:

- объяснение нового материала;

- закрепление нового материала;

- контроль и опрос;

- руководство самостоятельной работой воспитанников.

2. По характеру познавательной деятельности:

- репродуктивный;

- объяснительно-иллюстра тивный;

- проблемный;

- частично-поисковый;

- исследовательский

3. По дидактическим целям:

- методы, способствующие первичному усвоению материала;

- информационно-развивающие методы (беседа, работа с книгой);

- эвристические (диспут, эвристическая беседа);

- исследовательский;

- методы, способствующие закрепления и совершенствованию приобретенных знаний (упражнения, практические задания).

Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и: характеру восприятия информации (Е. Я.Голант, С. И.Петровский).

Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО.

Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа.

Практические и игровые – упражнение, игровые методы влементарные опыты, моделирование.

Наглядные методы и приемы – использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);

2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) - дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.

Метод демонстрации, включает различные приемы:

А) показ предметов – один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

Б) показ образца – один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

В) показ способа действий – используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

Г) демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Использование ТСО – в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.

Словесные методы и приемы – их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.

Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.

Рассказ детей – это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.

Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

 

3.5. Календарно-перспективное планирование

непосредственной образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.066 с.)