Задачи реализации национально-регионального компонента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи реализации национально-регионального компонента



Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
Физическая культура
Развивать разнообразные виды движений, учитывающие особенности игр народов Севера (прыжки на двух ногах с места, метание кольца на кеглю и т. д.).   Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, энергично отталкиваться и приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед необходимые при проведении игр коренных народов Севера (прыжки через нарты и т.д.). Учить точному броску в движущуюся мишень для развития навыков «охотников», являющихся основными в национальных играх северного народа. Развивать волевые качества, присущие коренным народам Севера: выносливость, быстроту («Каюр и собаки»). Учить навыкам, необходимым в играх, отражающих промыслы коренных народов (оленеводы, охотники), а именно: сохранять равновесие при приземлении, ходить скользящим шагом («Куропатки и охотники»). Продолжать развивать волевые качества: быстроту, выносливость, умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. Учить набрасывать кольцо (обруч, веревочную петлю) для развития ловкости и глазомера, присущие героям национальных игр (оленеводы, охотники). Совершенствовать умение прыгать на двух ногах через несколько препятствий (нарты). Развивать мышечную силу рук, через использование игр, отражающих профессию рыбака
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Знать название родного города, название детского сада и улицы, на которой расположен детский сад, какие значимые здания находятся вблизи своего дома. Формировать навыки социального поведения в среде сверстников, на улице. Познакомить с национальными играми коренных народов, вызвать ответную положительную реакцию у детей. Расширять знания детей о достопримечательностях родного города, учить замечать красоту его улиц, воспитывать чувство гордости за родной край. Приобщать детей к играм народов Севера. Пополнять и расширять знания детей о ХМАО – Югре. Развивать дружеские чувства к детям коренных народов севера. Знать и владеть информацией о родном городе (в какой округе, обрасти находится, историю его создания), знать названия 3-4 улиц города, знать его достопримечательности (парки, музеи, культурные и развлекательные центры, памятники и др.). Уточнять и расширять знания детей о Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Развивать дружеские чувства к детям коренных народов севера. Знать домашний адрес, телефон, уметь описать дорогу домой, знать значимые здания по дороге в детский сад (магазины, почта, парк, больница и др.) Уточнять и расширять знания детей о ХМАО – Югре, городе. Формировать определенное отношение ребенка к родному краю, конкретные яркие представления активного отношения к окружающей жизни. Развивать искренние чувства любви к родным местам. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Познавательное развитие
Дать детям элементарные представления об особенностях природы Севера, учить узнавать на картинке 2-3 вида диких животных, обитающих в тайге, знать 2 дерева и 2 цветка. Узнавать на картинке и называть жилище коренных народов (чум). Познакомить с особенностями природы Севера (ранний приход осени, долгая снежная, морозная зима, поздняя весна, короткое лето). Расширять представления о растительности родного края: грибы, ягоды. Дать представление об олене (внешний вид, польза человеку). Дать элементарные представления об образе жизни и быте коренных народов Севера (чум, из чего сделан, об одежде коренных жителей, как и из чего она сшита, ее название). Расширить знания детей об особенностях природы севера. Наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о взаимосвязях и закономерностях. Знать, что зимой самое длительное время суток – ночь; летом наблюдается такое явление, как белые ночи. Знать и различать явления природы: пурга, метель, поземка. Узнавать и называть растения тайги: кустарники (можжевельник, кедровый стланник, шиповник, малина, смородина); деревья (ель сибирская, сосна обыкновенная, пихта, сибирский кедр, лиственница, береза, осина, ольха зеленая, липа, рябина); травянистые растения леса и болота (сфагнум, кукушкин лён, мох, ягель, пушица); ягоды (брусника, морошка, клюква, черника, голубика, земляника); грибы (боровик, подберезовик, мухомор, груздь, опята, поганка, лисички, подосиновик). Узнавать и называть животных, обитающих в ХМАО: 4-5 видов птиц (сорока, кукушка, сова, куропатка, синица). Знать 5-6 видов животных (олень, лось, лиса, бурый медведь, белка). Подбирать и группировать картинки с изображением разных экологических групп по месту и среде обитания (тайга, больто). Знать животных и растения ХМАО, занесенные в Красную книгу. Называть коренных народов ХМАО (ханты, манси). Формировать представления о быте и труде людей: охота, оленеводство, рыбный промысел. Знать природные богатства Севера: нефть, газ. Иметь представление о труде людей нашего города. Знать и называть животных, обитающих в ХМАО: звери (волк, медведь и т.д.); птицы: (кулик, кедровка, глухарь, чайка, баклан); рыбы (ерш, окунь, щука, язь); рептилии (змея, живородящая ящерица, лягушка). Различать и называть растения лесотундры по листьям, плодам, цветам: деревья (ель, сосна, кедр, осина, береза); кустарники (багульник, карликовая береза, ива); травянистые растения (пушица, хвощ, подорожник, ягель, мох, пижма); ягоды (черника, голубика, брусника, клюква, морошка); грибы (сыроежки, подберезовик, боровик, маховик). Иметь представление о жизни и быте коренных народов Севера: ханты и манси кочуют по тайге, значение оленя в жизни людей (кормит и одевает людей), отношение людей к природе, вещам. Знать и называть природные богатства ХМАО и их значение в жизни людей. Иметь представления о труде людей по освоению Севера и истории Нижневартовска.
Музыка
Учить передавать в музыкально – ритмических движениях и музыкальных играх образы животных и птиц, обитающих в ХМАО (медведь, заяц, олень, гуси). Создавать атмосферу радости от умения передавать музыкальные образы в игре. Познакомить с национальным инструментом – бубен, использовать его в игре. Познакомить детей с музыкальным творчеством хантыйского народа, его колыбельными песнями, учить подпевать отдельные мотивы. Продолжить знакомить с музыкальными народными инструментами (бубен, колокольчик). Использовать их в музыкальных играх, в подыгрывании народной музыки (оркестр). Продолжить учить детей выразительно передавать в музыкально-ритмических движениях образы животных и птиц ХМАО. Продолжать знакомить детей с творчеством хантыйского народа, характером исполнения народных песен (от протяжного распева до ритмичной скороговорки). Сопровождать пение игрой на бубне. Обогащать музыкальными впечатлениями, слушая народную музыку и песни. Прививать уважение к традициям и обычаям коренных жителей ХМАО. Расширять знания детей о народных инструментах коренных народов ХМАО. Изображать в музыкальных играх характерные движения: бег оленя, прыжки зайца, повадки песца, собаки, белки, лисы. Использовать народные игры в самостоятельной деятельности.
Художественное творчество
Познакомить с элементами узора национальной одежды народов Севера. Учить рисовать элементы узоров, состоящие из прямых горизонтальных линий и квадратов (чум, оленья тропа). Учить лепить животных, обитающих в лесотундре (заяц, медведь). Продолжать учить изображать элементы узоров, состоящих из квадратов и прямых линий (чум, собачий след, пав), передавать в работе их колорит. Узнавать и называть орнаменты народов ханты и манси. Использовать орнаменты коренных народов Севера в украшении предметов быта (унты, малица, сах). Знать орнаменты: «пав», «двойной пав», «оленьи рога», «собачий след», «березовая ветвь». Узнавать и называть предметы народных художественных ремесел: изготовление берестяной посуды, изготовление меховой одежды и обуви. Знать народные орнаменты, различать и называть их: «большая березовая ветвь», «корень дерева», «хейро». Использовать орнамент коренных народов Севера в украшении предметов быта, одежды, обуви: сах, малица, унты, сумочка и т.д.
Художественная литература
Формировать интерес к устному народному творчеству народов Севера. Воспитывать интерес к его содержанию. Учить рассказывать содержание с опорой на иллюстрации к книгам. Учить правильно воспринимать содержание хантыйских сказок, сопереживать героям. Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из хантыйских народных сказок, сопереживать героям. Учить понимать содержание стихотворений хантыйских авторов; значение образных выражений; упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности. Развивать интерес к культуре коренных народов Севера. Развивать способность детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения коренных народов Севера. Формировать эмоциональное отношение к произведениям фольклорного жанра жителей ХМАО. Познакомить детей с легендами Севера, дающие информацию о быте и труде коренных народов. Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству жителей Севера. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание, сочувствие к героям произведений народов Севера. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, драматизации (эмоциональность исполнения, умения интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Формировать необходимые моральные качества (гуманизм, скромность, трудолюбие, патриотизм, выраженные в традициях коренных народов Севера) Формировать устойчивый интерес к устному творчеству жителей ХМАО.

 

Схема интеграции регионального компонента в образовательные области Программы.

 

           
   
   
 

 


                                     
   
     
 
 
       
 
 
   
   
 
 
   
 
     
 
 



Схема работы с участниками образовательного процесса по реализации регионального компонента в рамках Программы.

               
   
 
 
 
   
     
                                       
   
   
   
 
     
 
 
 
   
   
   
 
 
   
     
 
 

 

2.1.

2.2.


III. Содержательный раздел

3.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Особенности образовательной деятельности разных видов

Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её осуществления.

В соответствии с принципами дошкольного образования, указанными в ФГОС ДО, основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.

Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.

Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.

Воспитатель широко использует также ситуации выбора (практического и морального). Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности.

Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Образовательные ситуации могут «запускать» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.

Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.). Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования, создания спектаклей многое другое.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени включает:

- наблюдения: в уголке природы; за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);

- индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);

- создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам;

- трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.);

- беседы и разговоры с детьми по их интересам;

- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;

- индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;

- двигательную деятельность детей, активность которой зависит от от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня;

- работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.

Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки включает:

- подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;

- наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;

- экспериментирование с объектами неживой природы;

- сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);

- элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;

- свободное общение воспитателя с детьми.

Культурные практики

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.

Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) – форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Детский досуг – вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.101 с.)