ГЛАВА 1. Теоретические основы познавательного развития детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 1. Теоретические основы познавательного развития детей дошкольного возраста



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования.
Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. С принятием законов Россий-

ской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образова-

нии» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы познавательно воспитания детей. Указ Президента Российской Федерации «Об охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписан-

ной Россией), соответствующие постановления правительства возводят познавательное образование в разряд первостепенны государственных проб-

лем. Указанные документы подразумевают создание в регионах нашей страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладывается мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. В связи с этим, познавательное развитие старших дошкольников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как в этом возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции.

Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему миру, к сверстникам, взрослым). Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять о взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями


окружающей действительности. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы нравственности, появляется интерес к живой и неживой природе. На основе опыта у детей складываются свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать. Воображение, знание об окружающем мире ребёнка расширяют границы собственного опыта детей, и именно познавательное развитие позволяет ребёнку самовыразиться и самореализоваться.

Основы познавательного развития необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального воспитания до активного действия. Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека. Заботливое отношение к окружающему миру закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного отношения ко всему окружающему со стороны взрослых.

Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова). В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. В работах Л.С. Выготского М. И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром». Цель исследования – теоретически доказать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса мероприятий по ознакомлению детей с окружающим миром. Объект исследования: ознакомление с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс познавательного развития с окружающим миром у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее, если будет использоваться комплекс мероприятий по ознакомлению с окружающим миром включающий: игры, исследования, проекты, составление рассказов, опыты, эксперименты,акции.В соответствии с объектом, целью выдвинутой гипотезы сформулированы следующие задачи исследования: 1. Изучить состояние проблемы развития познавательного интереса старших дошкольников в теоретических источниках. 2. Разработать диагностику и охарактеризовать уровни качества развития детей в познавательном аспекте 3. Составить перспективное планирование по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе использования комплекса мероприятий по ознакомлению с окружающим миром.4. Этапы исследования:

I этап: изучение психологической и педагогической литературы, формулирование темы исследования, аппарата исследования, выделение главных понятий по теме.

II этап: подобрали методические диагностики познавательного развития, провели эксперимент, выявили уровни познавательного развития, разработали комплекс мероприятий, провели формирующий эксперимент.

III этап: провели контрольный эксперимент, сделали выводы, оформили работу.

База исследования: исследование проводилось в МОУ «Начальная школа - детский сад «Ясень» с.им.9 Января Оренбургского района. В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек.

Выпускная аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

Выводы по 1 главе

Из анализа психолого-педагогической литературы, мы определили что познание - это сложное образование, в котором выделили 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы,необходимые для получения и переработки информации. Это то, что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания. Способы и средства познания. Как ребенок перерабатывает информацию. Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. Дети всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо,отрицательно. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.

Ознакомление детей с окружающим миром формирует у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей. В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи взаимозависимости объектов и явлений природы.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение и анализ научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи.

Анализируя теоретические источники проблемы развития познавательного интереса старших дошкольников, пришли к выводу, что проблема познавательного развития детей этого возраста чрезвычайно важна для системы дошкольного образования. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний предъявляет новые требования к воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной деятельности и познавательного интереса.

Познавательное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. Познавательное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую и систематизирующую роль, выполняют умственное воспитание и обучение.

Развитие личности осуществляется как присвоение ребёнком многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и т.п., в ходе которого ребёнок обретает самосознание. Основная функция умственного воспитания детей дошкольного возраста – формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирования на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о мире, который его окружает, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы познавательного мышления, сознания. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают культурой познавательного мышления: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный окружающий мир, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование познавательных знаний об окружающем мире, которые дают не только чёткие и ясные знания, но и раскрывают перед ним расширяющие горизонты познания.

В работе с дошкольниками по познавательному развитию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.

Диагностика познавательного развития старших дошкольников показала, что уровень сформированности познавательного развития повысился в отношении к окружающему миру.

Это позволило сделать вывод о том, что разработанный комплекс мероприятий по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.

 

 

Литература

 

1. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 2-5; N 11. С. 51-54.

2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.

3. Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 38-46.

4 Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 12-20.

5. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн.: Нар. асвета, 1972.

6. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34.

7. Зенина Т., Туркина А. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 27-35 /

8. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

9. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7. С. 10-12.

10. Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 34-36.

11. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. 2004. N 7. С. 50-53.

12. Левина Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 49-53.

 

13. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.

14. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.

15. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.

16. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49.

17. Парамонова Л. Конструирование из природного материала // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 90-96.

18. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.

19. Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. 2002. N 3. С. 38-47.

20. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, N 7 - С. 21 - 27.

 


Приложение 1.

Перспективный план по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе использования комплекса мероприятий по ознакомлению с окружающим миром.

Месяц/виды мероприятий Тема занятия Игра на развитие внимания Игра на логику Игра на воображение Опыты, эксперименты, проекты, акции
Сентябрь 1- я нед. 2–я нед. диагностика       Акция «Подари цветок»
3- я неделя. 1.Ранняя осень. Труд людей в природе. «Что изменилось» «Посади овощи» «Дорисуй фигуру» «Овощи и фрукты как косметика» Акция «Поможем природе»
4- я неделя. 2.Труд людей в саду. «Найди все фрукты» «Кто чем любит заниматься» «Собери фрукты» «Фрукты как их можно есть?»
Октябрь 1- я неделя. 3.Золотая осень. «Осенние листья» «Вопрошай-ка» «Сравни картинки» «Сложи узор» «Почему осенью листья желтеют?»
2- я неделя. 4. Лес. Деревья. «Найди, раскрась и сосчитай» «Для чего нужен этот предмет» «Нарисуй картинку палочками» «Посадим дерево» Эксперимент «Как листья становятся питанием для растений»
3- я неделя 5. Лес. Грибы. «Какой грибок сорвал?» «Быстрее соедини» «Незаконченный рассказ» Придумай загадку. «Где растут грибы?» Эксперимент «Заплесневелый хлеб»
4- я неделя 6. Одежда обувь, головные уборы. «Что изменилось?» «Сложи картинку» «Дорисуй фигуру» «Мир тканей»
Ноябрь 1- я неделя   7. Посуда «Что лежало на столе?» «Найди пару» «Испеки пирог» «Колющие и режущие предметы из разных материалов»
2- я неделя 8. Продукты питания. «Приготовь салат и суп» «Назови, одним словом» «Угощенье на дне рожденья» Придумай загадку.   «Сыпучие продукты»
3- я неделя   9. Поздняя осень. «Найди картинку» «Вопрошайка» «Домики» «Сложи узор» «Могут ли животные жить в земле?»
4- я неделя 10. Дикие птицы. «Кто сидел на ветке?» «Танграм» «Незаконченный рассказ» «Как легче плавать?»
Декабрь 1- я неделя 11. Домашние птицы. «Кто гуляет по двору?» «Кто чей?» «Петушок» Проект «Любимый питомец»
2- я неделя 12. Домашние животные. «Ключи» «Сложи узор» «Испеки пирог» Придумай загадку.      
3- я неделя 13. Сказки. Сказочные герои. «Репка» «Найди девятый» «Три медведя» Проект «Мой любимый герой»
4- я неделя Новогодний праздник.       Акция «Елочка зеленая иголочка»
Январь 1-2- я неделя Новогодние каникулы        
3- я неделя 14. Звери зимой. «Запомни животных» «Сложи узор» «Неоконченный рассказ» «Три состояния воды»
4- я неделя   15. Животные южных и северных стран. «Запомни порядок» «Кто где живет?» «Волшебная мозаика» Эксперимент "Поиск воздуха"
Февраль 1- я неделя 16. Транспорт. Правила дорожного движения. «Запомни транспорт» «Вопрошай-ка» «Дорожки» «Нарисуй машинки» «Магнит рисует»
2- я неделя 17. Машины-помощники. «Запомни машину» «Грузовик едет в гараж» «Волшебные картинки» Эксперимент «Реактивный шарик»
3- я неделя 18. День защитника Отечества. «Найди одинаковые машины» «Разрезная картинка» «Нарисуй палочками» Проект «Кто такой защитник?»
4- я неделя 19. Профессии. Почта. «Что где лежит?» «Вопрошай-ка» «Подарок почтальону» «Танграм»  
Март 1- я неделя 20. Я и моя семья. «Сравни картинки» «Кто чем занимается?» «Неоконченный рассказ» Определение связи с носоглоткой
2- я неделя 21. Я и мой организм. «Что сначала, что потом?» «Какие предметы спрятаны в рисунке?» «Дети на прогулке» Проект «Глаз» Эксперимент «Наши помощники глаза»
3- я неделя 22. Инструменты. Бытовая техника. «Сравни картинки» «Кто чем работает?» «Почини коврик» «Почему лампочка светит?»
4- я неделя 23. Дом. Мебель. «Что находится в комнате?» «Наведи порядок в шкафу» «Дорисуй фигуру» «Дерево: его качества и свойства»
Апрель 1- я неделя 24. Весна. Весенние воды. «Собери подснежники» «Почини сапожки» «Сложи кораблик из бумаги» «Разноцветные сосульки»
2- я неделя   25. Весна. Изменения в природе. Перелетные птицы. «Кто сидел на ветке?» «Сложи узор» «Нарисуй домик палочками» «Холодное и теплое помещение для растений»
3- я неделя 26. Наш город. Моя улица. «Разные дома» «Как пройти в магазин игрушек?» «Нарисуй игрушку» Проект «Дом, в котором я живу» Акция «Самый красивый участок»
4- я неделя   27. Страна Россия. Столица – Москва. «Дикторы» «Как пройти в Кремль?» Коллективная работа на тему «Москва» Проект «Москва – столица нашей Родины».
Май 1- я неделя 28. День Победы. «Запомни порядок» «Почини снаряд» «Салют» Проект «Герои ВОВ»
2- я неделя. Итоговая диагностика        

 

Приложение 2.

1 блок занятий: экспериментирование с песком.

Цель: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. Эксперимент 1. "Песочный конус" Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (Вспомнить с детьми о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожим на волны моря). Эксперимент 2. "Свойства мокрого песка" Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительство домов. Эксперимент 3. "Где вода?" Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (волы наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды.

2 блок занятий: экспериментирование с воздухом.

Цель. Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Эксперимент 1. "Поиск воздуха" Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т.д.). Эксперимент 2. "Живая змейка" Зажечь свечу и тихо подуть на нее, спросить у детей, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предложить рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвещанный на нить), ее спиральную конструкцию и продемонстрировать детям вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается, но не опускается вниз, т.к.ее поднимает теплый воздух). Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться змейку, и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно. Эксперимент 3. "Реактивный шарик"

Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования.
Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. С принятием законов Россий-

ской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образова-

нии» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы познавательно воспитания детей. Указ Президента Российской Федерации «Об охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписан-

ной Россией), соответствующие постановления правительства возводят познавательное образование в разряд первостепенны государственных проб-

лем. Указанные документы подразумевают создание в регионах нашей страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладывается мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. В связи с этим, познавательное развитие старших дошкольников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как в этом возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции.

Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему миру, к сверстникам, взрослым). Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять о взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями


окружающей действительности. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы нравственности, появляется интерес к живой и неживой природе. На основе опыта у детей складываются свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать. Воображение, знание об окружающем мире ребёнка расширяют границы собственного опыта детей, и именно познавательное развитие позволяет ребёнку самовыразиться и самореализоваться.

Основы познавательного развития необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального воспитания до активного действия. Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека. Заботливое отношение к окружающему миру закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного отношения ко всему окружающему со стороны взрослых.

Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова). В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. В работах Л.С. Выготского М. И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром». Цель исследования – теоретически доказать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса мероприятий по ознакомлению детей с окружающим миром. Объект исследования: ознакомление с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс познавательного развития с окружающим миром у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее, если будет использоваться комплекс мероприятий по ознакомлению с окружающим миром включающий: игры, исследования, проекты, составление рассказов, опыты, эксперименты,акции.В соответствии с объектом, целью выдвинутой гипотезы сформулированы следующие задачи исследования: 1. Изучить состояние проблемы развития познавательного интереса старших дошкольников в теоретических источниках. 2. Разработать диагностику и охарактеризовать уровни качества развития детей в познавательном аспекте 3. Составить перспективное планирование по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе использования комплекса мероприятий по ознакомлению с окружающим миром.4. Этапы исследования:

I этап: изучение психологической и педагогической литературы, формулирование темы исследования, аппарата исследования, выделение главных понятий по теме.

II этап: подобрали методические диагностики познавательного развития, провели эксперимент, выявили уровни познавательного развития, разработали комплекс мероприятий, провели формирующий эксперимент.

III этап: провели контрольный эксперимент, сделали выводы, оформили работу.

База исследования: исследование проводилось в МОУ «Начальная школа - детский сад «Ясень» с.им.9 Января Оренбургского района. В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек.

Выпускная аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы познавательного развития детей дошкольного возраста

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 4523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.052 с.)