Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика интеллектуально-познавательного развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(А.Н.Белоус Использование в работе пед.-псих. Диагностических карт интеллектуально-познавательного развития детей // Деятельность практического психолога на современном этапе. Мн.,2000. С.13-25. Диагностические карты интеллектуально-познавательного развития для всех возрастных групп составлены по единой схеме. Они включают разделы: познавательная активность, развитие сенсорных процессов, развитие внимания и памяти, развитие мышления, развитие воображения. Если проследить, как меняется содержание одного раздела, например «Развитие сенсорных процессов», от младшего возраста к старшему, можно увидеть, что с возрастом изменяется уровень, появляются качественные новобразования, «изменяется степень и характер культурного вооружения, инструментария, т.е. степень и способы овладения деятельностью собственных психических функций» (Л.С.Выготский). Заполнять диагностическую карту можно на каждого ребенка отдельно, тогда в графе «степень выраженности» делаются соответствующие отметки. Если карта заполняется в целом на группу, тогда степень выраженности отмечается условными значками (на усмотрение педагога-психолога). Заполнять карту следует, постепенно накапливая материал в ежедневной работе с детьми. Для выявления степени выраженности тех или иных параметров развития целесообразно использовать различные методы. Среди них на первое место следует поставить внимательное, целенаправленное наблюдение за проявлениями различных психических функций в разных условиях деятельности и общения. Для подтверждения первоначального прогноза можно использовать специальные исследовательские и диагностические методики или их фрагменты. Следует помнить, что развитие ребенка протекает неравномерно. Поэтому отсутствие достижений в какой-либо области не всегда может указывать на отклонение или задержку развития. Возможны индивидуальные различия в появлении отдельных психических новообразований. Так, у одного ребенка раньше, чем у другого, могут появиться достижения в области цветоощущения, зато другой опережает его в пространственных ориентировках и т.п. Эти различия подскажут педагогу-психологу, в каком направлении следует вести коррекционно-развивающую работу с каждым ребенком. Кроме того, необходимо учитывать, что возможно продвижение ребенка в сторону повышения степени выраженности тех или иных показателей, расширение зоны его ближайшего развития по мере активного включения в освоение воспитательно-образовательной программы или в результате индивидуальной работы педагога с ребенком. Диагностические карты интеллектуально-познавательного развития составлены в соответствии со структурой программы «Пралеска» для трех возрастных групп: «МАЛЯТА» – для детей 2-3-го года жизни, «ПОЧЕМУЧКИ» – для детей 4-5 –го года жизни, «ФАНТАЗЕРЫ» – для 6-7 го года. Диагностическая карта интеллектуально-познавательного развития детей группы «МАЛЯТА» (2-3 год жизни)
1.Познавательная активность: а(Проявляет интерес к окружающим объектам: - обращает внимание, следит за перемещением; - трогает, манипулирует; - активно изучает, совершает разнообразные действия. Б) Задает вопросы: - Устанавливающие (что это? Кто это?); - Уточняющие (а это мотоцикл?); - Определительные (как? Какой?) - Причинные (зачем? Почему?) - В) Выполняет действия: - - импульсивные; - подражательные; - инициативные. Г) Познавательно-практическая деятельность эмоционально окрашена, сопровождается: - радостью, восторгом; - удовольствием; - безразличием, скукой. 2.Развитие сенсорных процессов: а) Усваивает сенсорные эталоны: - различает основные цвета, отбирает по образцу, сортирует предметы разных цветовых тонов (наименование всех цветов необязательно, можно использовать предэталоны – как травка…); - различает 4-5 основных форм (круг, квадрат, треугольник, овал и др.), некоторые из них обозначает предэталонами (как крыша, как яйцо); - размещает геометрические фигуры в ячейках соответствующей формы, выстраивает ряды «больше-меньше»; - различает на ощупь форму и величину предметов, материал, из которого они сделаны; - раскладывает предметы на группы по образцу, по функциональным признакам. 3. Развитие воображения: - перенести действие с одного предмета на другой; - начинает применять предметы заместители; - в каракулях узнает образы; - возникают представления воображения на основе описания (в процессе слушания сказок и т.п.).
Диагностическая карта интеллектуально-познавательного развития детей группы «ПОЧЕМУЧКИ» (4-5 год жизни)
1.Познавательная активность: - проявляет интерес ко всему окружающему; - стремится сам разобраться в новых явлениях; - задает много вопросов % определительные, причинные (почему? Зачем? Для чего?), вопросы-гипотезы (девочка плачет, потому что потерялась? А верблюд кушает хлеб?..); - способен испытать удовольствие от интеллектуального напряжения, способен удивляться; - проявляет любопытство, любознательность; - испытывает потребность в получении знаний. 2. Развитие сенсорных процессов: а) расширяет круг сенсорных эталонов: - различает цвета спектра и их оттенки, называет цвета предметов и объектов природы; - усваивает сигнальное значение цвета (красный помидор – спелый, желтые листья – наступила осень, зеленый цвет светофора – путь открыт); - знает расположение цветовых тонов спектра; - осваивает приемы получения новых цветов путем смешения красок; - свободно ориентируется в геометрических формах, различает, называет, использует их в конструировании; - имеет представление о разнообразии треугольников, многоугольников, овалов; - способен самостоятельно изготовить новые формы (путем вырезания, лепки, конструирования). Б) выполняет разнообразные перцептивные, обследовательские действия: - владеет зрительным и осязательным обследование формы предметов (рассматриванием, ощупыванием, прислушиванием); - выделяет детали, анализирует сложную форму; - усваивает различные временные отношения (утро, день, вечер; вчера, сегодня, завтра; сзади, над, под, в, на…). - В) Овладевает сложными видами восприятия: - - при рассматривании картинки переходит от перечисления к описанию, выделяет образы, способен понять взаимосвязь объектов, понимает эмоциональное состояние персонажей; - В сказке различает волшебное и реальное, плохих и хороших героев, добро и зло; - При восприятии музыки способен различать произведения по жанру, настроению, ритму; - Способен заметить и понять переживания другого человека (радость, грусть, тревогу, печаль). 3.Развитие внимания: - способен обратить внимание на новые предметы и их свойства, замечает изменения в окружающей среде; - способен к длительному сосредоточению на объекте, наблюдению за явлениями природы, поведение животных, работой транспорта, трудом людей; - объем внимания расширяется до 4-5 объектов; - может быть сосредоточен на интересной деятельности 10-12 минут. 4. Развитие памяти: легко запоминает яркий, наглядный материал, с которым действует (5-7 объектов); - запоминает словесный эмоционально насыщенный материал (сказки, рассказы, потешки, считалки…); - переходит от непроизвольной памяти к произвольной, принимает задачу запомнить; - сохраняет в памяти поручения, способ действия, события, сказки, стихотворения…; - начинает применять приемы самоконтроля при запоминании; - усваивает простые приемы осмысления материала, прилагает усилия, старается запомнить. 5. Развитие мышления: а) Осваивает общие способы познавательной деятельности: - умеет анализировать, сравнивать, обобщать; - овладевает действием классификации и сериации; - находит и понимает связи и отношения; - решает задачи без участия практических действий; - планирует деятельность, представляет будущий результат своих действий; - легко оперирует образами при решении мыслительных задач в дидактических играх и проблемных ситуациях. Б) Переходит от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению: - умеет выйти за пределы воспринимаемого, оперировать представлениями, образами знакомых предметов; - начинает усваивать обобщенные знания, понятия первого и второго порядка; - познает внутренние свойства предметов и явлений, разнообразие связей и отношений; - решает конструктивные задачи, опираясь на схемы и чертежи; - осваивает приемы наглядного моделирования; - понимает смешное, юмор, переносный смысл. 6. Развитие воображения: - способен создать наглядный образ на основе описания; - начинает вычленять фантастическое, вымышленное; - осваивает приемы создания образов воображения (комбинирование, преувеличение, преуменьшение, смещение признаков, неожиданные превращения). Диагностическая карта интеллектуально-познавательного развития детей группы «ФАНТАЗЕРЫ» (6-7 год жизни)
1. Познавательная активность: - проявляет живой интерес в новым сферам окружающего мира, к умственной деятельности; - интересуется новыми предметами со сложным устройством и нестандартными функциями; - основной тип поведения – неутомимый исследователь; - познавательные процессы направлены на учебно-познавательную деятельность; - использует разные способы добывания знаний, активно экспериментирует; - возникает желание учиться, стремление овладеть учебными навыками; - легко переносит знания и умения в новые условия. 2. Развитие сенсорных процессов: А) Развиваются сенсорные способности: - тонкая дифференцировка сенсорных эталонов (усвоение цветовых тонов по шкале светлотности, выделение промежуточных тонов; вариативность геометрических форм (различающихся по пропорциям, величине углов и т.п.); - усвоение системных связей, взаимопереходов между разновидностями свойств (смешение цветов, группировка геометрических фигур, их преобразование выстраивание сериационных рядов: больше-меньше, от темного к светлому). Б) овладевает сложными приемами наглядного моделирования – моделирования строения предметов: Моделирование звуковысотных отношений; Звуковой анализ слова, построение модели слова; Моделирование пространственных отношений (построение плана игрушечной комнаты, плана реальной комнаты, плана участка, спортивной площадки). В) Овладение сложными видами восприятия: - владеет анализирующим восприятием, наблюдателен; - различает пейзаж, портрет, жанровую живопись, натюрморт; - понимает портрет (настроение героев, характер, возраст); - способен истолковать содержание картины (с близким к жизни ребенка сюжетом); - проявляет избирательное отношение к музыке, понимает эмоциональную насыщенность, настроение произведений; - ориентируется в пространстве листа (знает левый верхний угол, правый верхний угол и т.д.); - ориентируется во времени, знает дни недели, месяцы, времена года, их последовательность; развивается чувство времени (чувствует 1 минуту, 5 минут); начинает ориентироваться во времени по часам (час, четверть часа, половина); - способен понять переживания другого человека, передает в рисунке настроение, характер, способен стать на позицию другого. 3.Развитие внимания: - объем внимания расширяется до 5-7 объектов; - может быть сосредоточен в течение 15-20 минут (при смене видов деятельности до 30-35 минут); - умеет управлять вниманием, владеет произвольным вниманием; - может подчинить внимание учебной задаче. 4.Развитие памяти: - владеет приемами образного запоминания; - запоминает легко и надолго; - объем непроизвольной кратковременной памяти – 5-6 объектов; ОДАРЕННОСТЬ ОПРОСНИК ПО РАННЕМУ ДЕТСТВУ Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 — очень редко или никогда; 2— редко; 3 — иногда; 4 — часто; 5 — почти всегда.
Опросник для родителей 1. Приведите конкретные примеры, показывающие, что у вашего ребенка очень хорошая память. 2. Расскажите о случаях, когда ваш ребенок быстро и легко научился чему-либо или освоил какие-либо знания, навыки без дополнительных усилий с вашей стороны. 3. Опишите первый опыт самостоятельного чтения вашего ребенка (возраст, ситуация, материал, который прочел). 4. а) Опишите первые попытки вашего ребенка начать говорить, б) Приведите примеры, показывающие, что у вашего ребенка богатый словарный запас. 5. Приведите факты, свидетельствующие о хорошем чувстве юмора ребенка. 6. Приведите пример сочиненной вашим ребенком истории (сказки). 7. Приведите пример истории или картинки, которым ваш ребенок дал свое объяснение (интерпретацию). 8. Расскажите окончание истории, сказки, придуманное ребенком. 9. Ваш ребенок может считать до..., понимая при этом значение чисел. 10. Может ли ребенок определить отношение между двумя предметами (больше — меньше)? Дайте конкретный пример. 11. Опишите, как проявляется интерес ребенка к часам, календарям, головоломкам. 12. Скажите, что вызывает любопытство ребенка. Приведите примеры. 13. Что собирает ваш ребенок? Как он составляет свою коллекцию? 14. Приведите пример изобретательности ребенка. 15. Опишите, как проявляется интерес ребенка к теле- и радиопередачам, газетам и пр. 16. Какие карты, картинки вызывают интерес ребенка? 17. Перечислите темы, которыми интересуется ваш ребенок, и приведите примеры вопросов, которые он задает. 18. Расскажите о результатах и проявлениях настойчивости ребенка при решении трудных задач, которые действительно были интересны ему. 19. Как проявляется чувствительность ребенка к переживаниям других? 20. Опишите ситуацию, когда ребенок проявил качества лидера. 21. Опишите отношения вашего ребенка с другими детьми.
Предлагаем нормативную шкалу для диагностики одаренности, разработанную американскими психологами И.Г.Холл и Н.Скинпер. Шкала, охватывающая возрастной диапазон от 1 месяца до 7 лет, систематизирована по трем относительно самостоятельным рубрикам: общие двигательные способности, двигательные способности более специального характера и «познавательный язык». Рядом с названием каждой способности указана возрастная норма в месяцах (целых, а также сотых долях). В рамках каждой рубрики перечень способностей дается в порядке увеличения возрастной нормы. Принимается, что если каждый ребенок в своем развитии опередил норму более чем на 30% (рядом приводится абсолютный показатель), то этот факт может говорить (в совокупности с другими подобными превышениями) в пользу того, что данный ребенок является одаренным. Для такого вывода достаточно, считают авторы методики, чтобы хотя бы по одной из трех рубрик 30 %-ное опережение возрастной нормы было зафиксировано по большинству перечисленных в ней способностей. Для изучения одаренности используют и такие методы, как биографический, контент анализ, опрос, изучение продуктов детской деятельности
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1011; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.4.250 (0.012 с.) |