ТОП 10:

I. Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.



I. Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.

Психодиагностика раннего детства – это совокупность методов и средств диагностики новорожденных, младенцев и младших дошкольников.

Значение психодиагностики раннего детства:

1) диагностики необходима в целях раннего выявления возможных отклонений;

2) дает информацию для планирования работы по коррекции и профилактике;

3) помогает определить возможности детей раннего возраста;

4) дает информацию о сенсомоторике развития детей (способность ребенка держать головку, манипулировать с предметами, сидеть, поворачиваться, следить за предметами глазами и т.д.)

5) дает информацию об эмоциональном, речевом развитии детей раннего возраста;

6) способствует определению уровня развития элементарных способностей (движение по направлению к предмету, хватание, манипулирование и т.д.);

7) раскрывает особенности развития самосознания в раннем детстве;

8) раскрывает особенности эмоционального, ситуативно-личностного общения взрослого и ребенка;

9) помогает определить новообразования познавательной сферы: интерес к окружающим объектам, умение задавать вопросы, усвоение сенсорных эталонов.

III. Виды контроля.

Исследователи используют следующие виды контроля нервно-психического развития:

1)текущий контроль или повседневный за состоянием здоровья и поведением детей;

2)контроль за динамикой развития.

В период новорожденности диагностируют зрительные и слуховые ориентировочные реакции; с 1-го до 3-х месяцев контролируют не только зрительные и слуховые реакции, но и первые эмоционально-положительные реакции, а также первые голосовые реакции и движения. От 4-х до 6 месяцев проверяют начало лепета, общие движения ребенка, развитие сенсорных механизмов. С 7 до 12 месяцев – объектом контроля является дальнейшее развитие общих движений, развитие действий с предметами, понимание речи взрослого и наличие ответной речи.

На 2-ом году жизни контролируют дальнейшее развитие понимания речи, активной речи; сенсорное развитие, развитие игры, движений, навыков самостоятельности (при кормлении и раздевании).

На 3-м году жизни проверяют развитие активной речи (грамматическое строение речи, способность задавать вопросы), сенсорное развитие и развитие игровой деятельности.

Диагностику на первом году жизни проводят ежемесячно, на 2-м году жизни – 1 раз в квартал, на 3-м – 1 раз в полугодие.

Развитие проверяют в сроки, близкие ко дню рождения ребенка (+/- 2-3 дня на 1-м году жизни, =/- 5 дней на 2-м и на 3-м году жизни).

На 1-м году жизни за нормальное развитие принимают формирование умения с отклонением в 15 дней; умения сформированные за 16 дней и больше обследуемого срока свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии.

Задержка умения на 1 месяц свидетельствует о замедленном темпе развития, задержка умения на 2 месяца говорит об отставании в развитии, а на 3 месяца и больше – как значительное или глубокое отставание.

На 2-м году жизни за нормальное развитие ребенка принимается умение, формируемое в пределах 3-х месяцев; раннее развитие – опережение всех показателей развития на 3 месяца; отставание всех показателей развития на 3 месяца свидетельствует о замедленном темпе развития.

На 3-м году жизни за нормальное развитие принимается умения достигнутые у ребенка в пределах полугодия; раннее развитие – опережение умений на полугодие. Отставание в развитии на 6 месяцев свидетельствует о задержке нервно-психического развития.

Методики

Определение зрительных ориентировочных реакций.

1.Удерживает в поле зрения движущийся предмет.

Материал – погремушка с шаром.

Методика – игрушку держат на расстоянии 40-50 см над грудью ребенка и медленно перемещают.

Поведение ребенка – должна быть фиксация до 10 см.

Слуховое реагирование – нужно находиться вне поля зрения ребенка и хлопать в ладоши на расстоянии от 25 до 40 см – 2-3 раза справа и слева.

Поведение ребенка – на звук справа и слева реагирует по 2 раза.

12 месяцев. Сенсорика.

Материал: 2 одинаково окрашенных кубика 5х5х5 и 2 кирпичика 2х5х8.

Методика: Перед ребенком кладут 2 кубика и 2 кирпичика. Показывают кубик и просят:»Найди такой же».

Поведение ребенка – смотрит и показывает рукой.

Действия с предметами. Самостоятельно выполняет действия с предметами (чашка, мишка, собачка, покорми, покатай)

Движения – ходьба без опоры.

Понимание речи – Принеси…., найди, отдай тете.

Произнести 5-10 облегченных слов.

Самостоятельно пьет из чашки.

Карта нервно-психического развития ребенка

Второго года жизни

Дата рождения ——————————————-

Дата поступления —————————————-

Анализ ——————————————————

Воз-раст Уровень развития Навы-ки Пове-дение Заключение Назначения
Речь Сенсорное Игра Движение
Пассивная Активная
1 год 3 мес.                  
1год 6 мес.                  
1 год 9 мес.                  
2 года                  

Карта нервно-психического развития ребенка

Третьего года жизни

Дата рождения —————————————————

Дата поступления ————————————————-

Анализ ————————————————————-

Возраст Уровень нервно-психического развития Поведение Заключение Назначения
Активная речь Сенсорное развитие Игра Конструирование Изобразительная деятельность Движения Навыки
группа в Восприятие цвета Восприятие формы
2 года 6 месяцев                        
3 года                        
                         

В данной таблице с левой стороны проставляется возраст детей, уровень развития по каждой линии. В графе «Поведение» даются лишь краткие ответы на вопросник, относящийся к характеристике поведения малыша (настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности). Графа «Заключение» содержит сведения педагога о поведении (без отклонений, незначительные или значительные отклонения в поведении) и развитии ребенка с указанием группы. В графе «Назначения» делают пометки о назначении на следующий возрастной период. Так, например, если уровень психического развития ребенка соответствует 2 годам, то назначения даются на следующий возрастной период – на 2 года 6 месяцев.

Врач, используя данные педагога, дает оценку состояния здоровья ребенка и свое заключение записывает в истории развития (форма «112).

Для проведения диагностики нервно-психического развития педагог подбирает рекомендуемый материал, который не используется в повседневной жизни. Хранится он в кабинете педагога по каждому возрасту (1 год 3 месяца), 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года) в коробках. В них же должна находиться и методика выявления уровня развития ребенка по всем показателям.

ОДАРЕННОСТЬ

ОПРОСНИК ПО РАННЕМУ ДЕТСТВУ

Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 — очень редко или никогда; 2— редко; 3 — иногда; 4 — часто; 5 — почти всегда.

Особенности ребенка          
1. Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событии. Задает множество вопросов, в том числе: «почему?», «зачем?», «отчего?» 2. Задает много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует 3. Точно, правильно использует много слов в своей речи 4. Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй, фактов 5. Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми и взрослыми 6. Склонен к серьезным размышлениям. Интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.) 7. Легко справляется с загадками и может их придумывать 8. Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление 9. Легко справляется со счетом, простыми арифметическими действиями 10. Понимает значение чисел от 1 до 10 11. Понимает назначение и способы использования схем, карт лучше, чем его ровесники 12. Проявляет большой интерес к часам, календарям, может понять их функции 13. Проявляет большое желание учиться — приобретать новые знания, навыки 14. Проявляет способность к концентрации, сохранению внимания в течение большего периода времени, чем его сверстники 15. Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает больше подробностей, чем другие дети 16. Проявляет острую наблюдательность 17. Проявляет одаренность в области музыки, рисования, ритмики и других областях искусства          

Опросник для родителей

1. Приведите конкретные примеры, показывающие, что у вашего ребенка очень хорошая память.

2. Расскажите о случаях, когда ваш ребенок быстро и легко научился чему-либо или освоил какие-либо знания, навыки без дополнительных усилий с вашей стороны.

3. Опишите первый опыт самостоятельного чтения вашего ребенка (возраст, ситуация, материал, который прочел).

4. а) Опишите первые попытки вашего ребенка начать говорить, б) Приведите примеры, показывающие, что у вашего ребенка богатый словарный запас.

5. Приведите факты, свидетельствующие о хорошем чувстве юмора ребенка.

6. Приведите пример сочиненной вашим ребенком истории (сказки).

7. Приведите пример истории или картинки, которым ваш ребенок дал свое объяснение (интерпретацию).

8. Расскажите окончание истории, сказки, придуманное ребенком.

9. Ваш ребенок может считать до ..., понимая при этом значение чисел.

10. Может ли ребенок определить отношение между двумя предметами (больше — меньше)? Дайте конкретный пример.

11. Опишите, как проявляется интерес ребенка к часам, календарям, головоломкам.

12. Скажите, что вызывает любопытство ребенка. Приведите примеры.

13. Что собирает ваш ребенок? Как он составляет свою коллекцию?

14. Приведите пример изобретательности ребенка.

15. Опишите, как проявляется интерес ребенка к теле- и радиопередачам, газетам и пр.

16. Какие карты, картинки вызывают интерес ребенка?

17. Перечислите темы, которыми интересуется ваш ребенок, и приведите примеры вопросов, которые он задает.

18. Расскажите о результатах и проявлениях настойчивости ребенка при решении трудных задач, которые действительно были интересны ему.

19. Как проявляется чувствительность ребенка к переживаниям других?

20. Опишите ситуацию, когда ребенок проявил качества лидера.

21. Опишите отношения вашего ребенка с другими детьми.

 

Предлагаем нормативную шкалу для диагностики одаренности, разработанную американскими психологами И.Г.Холл и Н.Скинпер. Шкала, охватывающая возрастной диапазон от 1 месяца до 7 лет, систематизирована по трем относительно самостоятельным рубрикам: общие двигательные способности, двигательные способности более специального характера и «познавательный язык».

Рядом с названием каждой способности указана возрастная норма в месяцах (целых, а также сотых долях). В рамках каждой рубрики перечень способностей дается в порядке увеличения возрастной нормы.

Принимается, что если каждый ребенок в своем развитии опередил норму более чем на 30% (рядом приводится абсолютный показатель), то этот факт может говорить (в совокупности с другими подобными превышениями) в пользу того, что данный ребенок является одаренным. Для такого вывода достаточно, считают авторы методики, чтобы хотя бы по одной из трех рубрик 30 %-ное опережение возрастной нормы было зафиксировано по большинству перечисленных в ней способностей.

Для изучения одаренности используют и такие методы, как биографический, контент анализ, опрос, изучение продуктов детской деятельности

 

Наименование усвоенного действия Норма (в месяцах) Опережение на 30 % (в месяцах)
Общие двигательные способности Поднимает подбородок, лежа на животе Держит голову и корпус Переворачивается лежа Сидит при поддержке Сидит самостоятельно Стоит с посторонней помощью Стоит, держась за опору Ползает Устойчиво стоит сам Ходит самостоятельно Ходит, прекратив ползать Ползает по ступеням лестницы Поднимается по ступеням Самостоятельно сидит на стуле Переворачивает страницы книги Спускается по ступеням лестницы, держась одной рукой за опору Поднимается по ступеням, держась за перила Хорошо бегает (без падений) Поднимается и спускается по ступеням самостоятельно Ходит на цыпочках Прыгает одновременно двумя ногами Чередует ноги, поднимаясь по ступеням Прыгает с места Катается на трехколесном велосипеде, используя педали Прыгает на одной ноге Бросает мяч Прыгает с чередованием ног Двигательные способности более специального характера Хватает и тут же выпускает из руки ложку Координирует глаза по вертикали Играет с погремушкой Манипулирует мячиком, проявляет интерес к детям Координированно натягивает ленту Избирательно пользуется левой и правой рукой Держит предмет между пальцами и ладонью Координированно держит карандаш Самостоятельно толкает игрушечный автомобиль Самостоятельно рисует каракули При рисовании имитирует штрихи Сгибает лист бумаги При рисовании имитирует штрихи типа У и О Имитирует штрихи типа У и Н Имитирует мостик из кубиков Рисует человека, составляя его из двух частей Рисует четко различаемую фигуру человека Копирует треугольник Рисует человека с изображением шеи, рук, одежды. «Познавательный язык» «Социальная улыбка» при виде человека Издает четыре и более звуковых тонов Визуально опознает мать Реагирует на звук взором Издает два разных звука Произносит четыре разных слога Произносит «да-да» или нечто аналогичное Реагирует на свое имя Проявляет интерес к картинкам в книгах Имитирует слова Имеет активный словарь не менее трех слов (помимо «ма-ма» и «да-да» Имеет активный словарь из 4-6 слов, включая имена Показывает названную часть тела Называет один предмет («Что это?») Выполняет указание положить предмет на стул Имеет активный словарь из 10 слов Имеет активный словарь из 20 слов Соединяет два или три слова Перестает использовать жаргон, строит предложения из трех слов Пользуется словами: «я», «ты», «мне» Называет три и более предмета по картинке Способен опознать пять и более предметов Опознает семь предметов Называет свое имя Называет пять предметов по картинке Способен сказать, как используются те или иные предметы Считает (перечисляет) предметы до трех Различает пол человека   12,5             1,5 1,6 2,2 2,3 7,9 12,5   17,8 17,8       0,70 1,40 2,10 2,80 4,90 5,60 6,30 7,70 7,70 8,75 10,50 10,50 12,50 12,60 12,60   14,70 14,70 16,80   16,80 21,00 21,00 25,20 25,20   25,20 33,60 33,60 42,00     0,70 0,70 2,10 4,20 4,90 5,60 6,30 7,70 7,70 9,10 10,50 14,70 16,80 21,00 25,20 33,60 42,00 42,00 50,40   1,05 1,12 1,40 1,54 1,61 4,90 5,53 6,30 7,00 8,75   9,80 10,50 11,90 12,46 12,46 12,60 14,70 14,70   16,80 16,80 16,80 16,80 21,00 21,00 21,00   21,00 25,20 25,20

Функции

Сенсорные —————————————————

Моторные———————————————

Эмоционально-волевые——————————————————

Познавательные— ————————————————————

Поведенческие —————————————————————-

Баллы 5 10 15 20

Ребенок не выполняет тесты на:

Тонкую моторику;

Спонтанную активность;

Внешние социальные контакты;

Эмоциональный резонанс;

Предикаторы навыков опрятности;

Заключение:

КПР-75 Нарушенное нервно-психическое развитие.

Нарушение развития функций:

МОТОРНЫХ; ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ, ПОВЕДЕНЧЕСКИХ;

Факторы риска:

Церебрально0органические; субклинические;

СЛЕДУЕТ СРОЧНО ОБРАТИТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ НЕВРОПАТОЛОГУ И ПСИХИАТРУ !

Анкета

БЕРЕМЕННОСТЬ: нормальная

ПРЕДЫДУЩАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ: Нет

РОДЫ: Нарушенные

ВЕС НОВОРОЖЕННОГО: Нормальный

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДО ОБСЛЕДОВАНИЯ: Нормальное

СЕМЕЙНЫЙ АНАМНЕЗ (перенесенные заболевания):

МАТЬ: Здорова

ОТЕЦ: Здоров

БРАТЬЯ, СЕСТРЫ РЕБЕНКА: Здоровы

ОБСТАНОВКА В СЕМЬЕ: Нормальная

ВОСПИТАНИЕ С МАТЕРЬЮ? Да

ЖАЛОБЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ:

У МАТЕРИ: Нет

У ОТЦА: Нет

ЖАЛОБЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА ПО МЕСЯЦАМ:

При исследовании моторного развития в качестве индикаторов выбраны два вида двигательных функций: формирование положения или позы и собственно движений. Анализ формирования двигательной активности в таком аспекте позволяет первоначально разделить полезные функции, способствующие поддержанию тела в определенном положении и формирующие антигравитационные двигательные механизмы, двигательные –аспекты и первые целенаправленные движения. Эволюция этих движений указывает на сроки созревания различных структур головного мозга, участвующих в сложной иерархии организации двигательных актов. Кроме того, в тестах первого года жизни учитывается степень выраженности и сроки редукции безусловных рефлексов. Важное значение в эволютивной динамике движений отведено тонкой моторике и мимике, которые отражают степень зрелости и включения в двигательный анализатор высших моторных центров и их интегративных функций.

В эмоционально-волевой сфере исследуются формирование и постепенное усложнение и дифференцирование эмоциональных реакций (улыбка, смех, удивление, обида, гнев и т.д.), появление и характер эмоционального резонанса (способность воспринимать эмоциональное состояние матери, близких людей и адекватно на него реагировать). Волевые реакции оценивают по степени спонтанной и ответной (после стимуляции) психической активности при выполнении заданий.

Из большого числа параметров познавательной сферы были отобраны для наблюдения: внимание, речь (импрессивная и экспрессивная), мышление, игра. Легко понять, что если эволюцию внимания от элементарного непроизвольного до произвольных форм можно исследовать с первых месяцев жизни с помощью эксперимента, то формирование мышления оценивалось путем опроса родителей, а также в процессе наблюдения за выполнением игровых заданий и речью.

Формирование поведенческих функций исследуется в двух направлениях; биологическом, с учетом пищевого поведения и предикторов навыков опрятности и социальном с акцентом на характер установления контактов в системе «мать-дитя» и внешних.

Выполнение каждого задания оценивается в 5 баллов, невыполнение – 0 баллов. Задание считается выполненным, если ребенок справился хотя бы с одним вопросом внутри теста данной функции. При отсутствии критериев оценки состояния отдельных функций, например, мышление, речь в возрасте первого месяца и др., в общей сумме засчитывается 5 баллов. По окончании обследования.

Психодиагностика в работе практического психолога расчет коэффициента психического развития может производиться как в ручной, так и в компьютерной обработке. Ребенок, выполнивший все предъявленные задания для своего возраста, получает первичную оценку 100 баллов. При «мозаичном» выполнении заданий (одни задания ребенок не выполняет, другие, напротив, - с опережением) можно произвести расчет коэффициента психического развития с учетом индивидуальных возможностей по каждой функции, предъявляя задания младше либо старше возраста.

В результате исследования по этой программе обследуемые дети были распределены по трем группам нервно-психического здоровья. Первая группа здоровых (нормальное нервно-психическое развитие) – показатель коэффициента психического развития (КПР) в пределах от 90 до 110 баллов. Вторая группа риска по возникновению нервно-психической патологии – показатель КПР в пределах 80-89 баллов. Сюда же отнесены все случаи с опережающим развитием, когда КПР составляет свыше 111 баллов.

Третью группу составили дети с нарушенным нервно-психическим развитием, КПР у этих детей – ниже 60 баллов. Последние две группы направляются на консультацию к специалистам; невропатологу или психиатру для организации лечебно-коррекционных мероприятий. Для унификации и стандартизации обследования прилагается подробно описанная методика выполнения всех заданий для каждого возраста. В этом дополнении также указываются оптимальные условия проведения исследования, положение ребенка во время эксперимента, оценка его ориентировочных реакций, мимики, поведение экспериментатора и матери и т.д.

Программа «ГНОМ» позволяет достаточно быстро и объективно проводить скрининг нервно-психического развития и его динамику у детей раннего возраста в условиях детских поликлиник, детских дошкольных учреждений врачами, средним медицинским персоналом и даже родителями. С помощью стандартизированных тестов можно вычислить фактически возраст ребенка, соответствующий уровню его индивидуального развития и определить отстающие в развитии отдельные психические функции. При использовании ЭВМ в работе с методикой возможно создание базы данных по каждому ребенку с графиком его психического развития. Это позволяет как можно раньше обнаружить возникающие нарушения в психическом состоянии ребенка, а следовательно, и начать лечебно-коррекционные мероприятия, а затем проследить их результативность в динамике.

При использовании методики «ГНОМ» специалистом по детской психиатрии и психоневрологии возможно ранее выявление не только показателей общего психического развития, но и обнаружить довольно специфические нарушения: в эмоциональных реакциях (обедненная эмоциональность, отсутствие эмоциональной откликаемости и адекватности и др.); в поведении (негативизм, нарушения опрятности, пищевого поведения); в игровых фикциях (стереотипная, вычурная игра и др.), страхи и т.п. Все это позволяет диагностировать как определенные психические заболевания, на первых этапах психического развития, так и состояния их риска и начать своевременно лечебно-профилактическую работу.

 

Дата Фамилия Пол Возраст Дата рождения
1997/05/20 НАТАША С. Ж 1996/05/12

КПР – 100Нормальное нервно-психическое развитие.

Анкета

БЕРЕМЕННОСТЬ: нормальная

ПРЕДЫДУЩАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ: Нет

РОДЫ: Нормальные

ВЕС НОВОРОЖЕННОГО: Нормальный

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДО ОБСЛЕДОВАНИЯ: Нормальное

СЕМЕЙНЫЙ АНАМНЕЗ (перенесенные заболевания):

МАТЬ: Здорова

ОТЕЦ: Здоров

БРАТЬЯ, СЕСТРЫ РЕБЕНКА: Здоровы

ОБСТАНОВКА В СЕМЬЕ: Нормальная

ВОСПИТАНИЕ С МАТЕРЬЮ? Да

ЖАЛОБЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ:

У МАТЕРИ: Нет

У ОТЦА: Нет

ЖАЛОБЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА ПО МЕСЯЦАМ:

Вопросы к анализу конспекта занятия

Соответствует ли программное содержание возрасту детей?

Достаточно ли конкретно сформированы программные задачи?

Какие предусматривались воспитательные задачи?

Как реализовывался наглядно-действенный метод обучения?

Каково соотношения активности воспитателя и детей? (Назвать виды детской активности).

Были ли в занятии игровые моменты?

Каковы варианты усложнения занятия?

ПАМЯТКА: при анализе конспекта занятия первое слово предоставляется воспитателю (практиканту)Ю который сообщает о цели занятия, о работе, связанной с подготовкой к нему, программном содержании, методике проведения, об усвоении новых знаний и дает собственную оценку занятия.

 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Детская психология / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Минск, 1988.

2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой, 3. И. Михайловой, Л. М. Гуревич. — Спб., 1995.

3. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. — М., 1985.

4. Люблинская А.А. Детская психология. — М., 1971.

5. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1985.

6. Печора К.Д., Пантюхина Т.А., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. -М., 1986.

7. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. — М., 1994.

8. Радуга: Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. — М., 1993.

9. Радуга: Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. — М.. 1993.

10 Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. — М., 1985

 

Дополнительная:

1. Богуславская 3. М. ,Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М 1991.

2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. ,Венгер Н. Б Воспитание сенсорной культуры ребенка / Под ред. Л. А. Венгера. — М., 1988.

3. Давайте поиграем / Под ред. А. А. Столяра. — М., 1991.

4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраст / Под ред. С. Л. Новоселовой. 4-е изд., перераб. — М., 1985.

5. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. 3-е изд. — М., 1981.

6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л. А. Венгер и др. — М 1989.

7. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. 2-е изд., испр. — М., 1988

 


[1] Детская психодиагностика и профориентация /Под ред.Л.Д.Столяренко – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.- 384 с.

[2] Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1986.

I. Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.

Психодиагностика раннего детства – это совокупность методов и средств диагностики новорожденных, младенцев и младших дошкольников.

Значение психодиагностики раннего детства:

1) диагностики необходима в целях раннего выявления возможных отклонений;

2) дает информацию для планирования работы по коррекции и профилактике;

3) помогает определить возможности детей раннего возраста;

4) дает информацию о сенсомоторике развития детей (способность ребенка держать головку, манипулировать с предметами, сидеть, поворачиваться, следить за предметами глазами и т.д.)

5) дает информацию об эмоциональном, речевом развитии детей раннего возраста;

6) способствует определению уровня развития элементарных способностей (движение по направлению к предмету, хватание, манипулирование и т.д.);

7) раскрывает особенности развития самосознания в раннем детстве;

8) раскрывает особенности эмоционального, ситуативно-личностного общения взрослого и ребенка;

9) помогает определить новообразования познавательной сферы: интерес к окружающим объектам, умение задавать вопросы, усвоение сенсорных эталонов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.100.232 (0.03 с.)