Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы изучения личности ребенка↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наблюдение. Требования к наблюдению: А)цель наблюдения; Б)план наблюдения; В)форма фиксации результатов наблюдения в дневнике:
Нельзя вмешиваться в естественный процесс деятельности ребенка в группе. Наиболее приемлемыми являются включенное наблюдение или такой вариант наблюдения как анализ значимых ситуаций (например, поведение ребенка во время утреннего приема, выполнения игровых действий, самостоятельность ребенка и др.) Метод беседы. Индивидуальная и коллективная беседа с детьми, с воспитателями и родителями. Примерное содержание беседы с ребенком: кто тебя привел в детский сад? Какие игрушки здесь тебе нравятся? Давай поиграем. Какие игрушки есть у тебя дома? С кем из детей любишь играть? Давай посмотрим книгу. Расскажи, что делает Мишка (кукла) и др. Примерное содержание беседы с воспитателем: в целях получения большего представления о личности ребенка, выяснить, как проходила адаптация ребенка в группе, отдельные особенности развития и поведения ребенка, условия семейного воспитания, методы и содержание работы с ребенком в ближайшей перспективе. Беседа с родителями: с желанием ли ходит ребенок в детский сад; индивидуальные особенности ребенка, его желания, привычки, умения, трудности; что рассказывает дома; общителен ли со сверстниками; отношения с членами семьи. Метод анализа продуктов деятельности. Направленность интересов ребенка, умения, трудности. Биографический метод. В беседе с родителями узнать о детстве ребенка, об особенностях воспитания в семье, о проявлении индивидуальных особенностей развития ребенка, об укладе жизни семьи и семейных традициях; отношение родителей к детскому саду, к воспитателям; культура родителей; стиль отношения в семье; отношение родителей к производственной и общественной деятельности. Изучение групповой и медицинской документации. Ознакомление с личным делом ребенка, картой его физического и нервно-психического развития; выяснить состояние здоровья, антропометрические данные, наследственные особенности; изучить протоколы групповых совещаний, ознакомиться с перспективным и календарным планом оздоровительно-воспитательной работы в группе, сеткой и перечнем индивидуальных и групповых игр-занятий, их содержанием и установить: 1)основные разделы перспективного и календарного планов работы; 2)содержание планирования оздоровительно-воспитательной работы в группе, физического воспитания; 3)планирование организации и содержания деятельности детей во время бодрствования, организационные условия самостоятельной деятельности детей; 4)степень повторности и дифференцированности планируемых игр-занятий для детей разных возрастных подгрупп; учет в планах индивидуальных особенностей детей. С целью изучения межличностных отношений детей рекомендуется воспользоваться методикой одномоментных срезов (См.: Отношения между сверстниками в группе детского сада/ Под ред.Т.А.Репиной –М.,1978) развития общения со взрослыми и сверстниками использовать игровой метод (См.: Развитие общения со взрослыми и сверстниками у детей первых трех лет – Методические рекомендации подготовил З.С.Харин, НИИ педагогики МП БССР.-М.,1988). Особенности диагностики ребенка в семье. Его склонностей и интересов. 1. Какие игры, игрушки, материалы для игр-занятий, книги есть у ребенка? Имеется ли место для игр и занятий с ребенком? 2. С кем чаще ребенок находится дома (кто больше занимается им, приносит ему игрушки и пр.) 3. Соблюдаются ли единые требования взрослых в подходе к ребенку? Кто больше запрещает или разрешает? 4. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье (поощрение, наказание). 5. Кого в семье ребенок больше слушается? К кому чаще обращается с предложением поиграть? 6. Какие навыки самообслуживания есть у ребенка (самостоятельность в одевании, умывании, принятии пищи, в уборке игрушек и т.д.) 7. Помогает ли ребенок по дому (поливает растения, стирает кукольные принадлежности, протирает пыль в своем уголке и т.д.). 8. Назовите любимые игрушки ребенка, игры, любимые сказки и книги, чем любит заниматься? 9. Отношения ребенка со сверстниками во дворе (делится игрушками или нет – помогает в деятельности, длительность контактов, причины конфликтов) 10. Какие нежелательные привычки появляются у ребенка? По материалам психолого-педагогических наблюдений можно охарактеризовать: - уровень предметно-орудийной деятельности; - уровень сенсорного развития; - особенности умственного развития и обобщений; - характер общения ребенка со взрослыми; - уровень развития речи; - развитие личности и элементы изобразительной деятельности; - характер игровой деятельности.
Примерные вопросы для наблюдения и анализа за самостоятельной деятельностью детей. 1. Создание в групповом помещении и на участке условий для организации самостоятельной деятельности детей; площадь групповых помещений и участка, веранды; ассортимент игрушек и их распределение в группе и на участке; наличие нестандартного оборудования на участке и его назначение; 2. Виды деятельности детей. 3. Приемы руководства, осуществляемые воспитателем: косвенный подсказ, напоминание, участие в качестве партнера, прямое обучение, поэтапное обучение. 4. Эмоциональное состояние детей, уровень их активности в часы самостоятельной деятельности. 5. Уровни овладения игрой. Приемы взрослого при формировании игровых умений. 6. Анализ планирования и учета деятельности детей. Каждый студент ведет хронометраж за 1-2 детьми. Изменения в поведении малышей фиксируются каждые 5 мин. По следующей форме. Хронометраж самостоятельной деятельности (фамилия, имя, возраст ребенка)
Вопросы к анализу конспекта занятия Соответствует ли программное содержание возрасту детей? Достаточно ли конкретно сформированы программные задачи? Какие предусматривались воспитательные задачи? Как реализовывался наглядно-действенный метод обучения? Каково соотношения активности воспитателя и детей? (Назвать виды детской активности). Были ли в занятии игровые моменты? Каковы варианты усложнения занятия? ПАМЯТКА: при анализе конспекта занятия первое слово предоставляется воспитателю (практиканту)Ю который сообщает о цели занятия, о работе, связанной с подготовкой к нему, программном содержании, методике проведения, об усвоении новых знаний и дает собственную оценку занятия.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Детская психология / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Минск, 1988. 2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой, 3. И. Михайловой, Л. М. Гуревич. — Спб., 1995. 3. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. — М., 1985. 4. Люблинская А.А. Детская психология. — М., 1971. 5. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1985. 6. Печора К.Д., Пантюхина Т.А., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. -М., 1986. 7. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. — М., 1994. 8. Радуга: Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. — М., 1993. 9. Радуга: Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. — М.. 1993. 10 Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. — М., 1985
Дополнительная: 1. Богуславская 3. М.,Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М 1991. 2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г.,Венгер Н. Б Воспитание сенсорной культуры ребенка / Под ред. Л. А. Венгера. — М., 1988. 3. Давайте поиграем / Под ред. А. А. Столяра. — М., 1991. 4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраст / Под ред. С. Л. Новоселовой. 4-е изд., перераб. — М., 1985. 5. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. 3-е изд. — М., 1981. 6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л. А. Венгер и др. — М 1989. 7. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. 2-е изд., испр. — М., 1988
[1] Детская психодиагностика и профориентация /Под ред.Л.Д.Столяренко – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.- 384 с. [2] Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1986.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2089; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.193 (0.007 с.) |