Контроль за развитием детей 1 года жизни был разработан Н.М.Щеловановым (1930). Аксариной в 1950 г. для детей 2-го и 3-го года жизни.
Оценка здоровья (физического и психического развития).
1) настроение (бодрствование, спокойный, раздраженный, подавленности, неустойчивость)
2) сон (засыпание, характер сна, длительность сна – укороченный-длительный-соответствует возрасту)
3) диагностические эксперименты.
2) группу детей с задержкой развития на 1 эпикризный срок (1 квартал, 1 полугодие)
Возраст
| Зрительные ориентировочные реакции
| Слуховые ориентировочные реакции
| Эмоциональное и социальное поведение
| Движение руки и действия с предметами
| Движения общие
| Подготовительные этапы развития понимания речи
| Подготовительные этапы развития активной речи
| Навыки и умения в режимных процессах
|
10 дней
| Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение
| Вздрагивает и мигает при резком звуке
| | | | | | |
18-20 дней
| Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого
| Успокаивается при сильном звуке
| | | | | | |
1 мес.
| Плавное прослеживание движущегося предмета
| Дли- тельное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушк и)
| Первая улыбка в ответ на разговор взрослого
| | Лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову
| | Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ни м
| |
2 мес.
| Длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым
| Ищу щие повороты головы при длительном звуке. Поворорачивает голову в сторону голоса взрослого
| Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Длительное сосредоточение на другом ребенке
| | Лежа на животе поднимает и некоторое время удерживает голову
| | Повторно произносит отдельные звуки
| |
3 мес.
| Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого игрушке)
| | Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор)..
Ищет глазами ребенка, издающего звуки
| Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью
| Лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами согнутыми в тазобедренном суставе Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого )
| | | |
4 мес.
| Узнает мать, радуется
| Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его.
По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию
| Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления».
Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним
Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.
| | | | | |
5 мес.
| Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого)
| У знает голос матери или близкого человека.
Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи
| Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку
| Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку
| Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.
Переворачивается со спины на живот.
Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки
|
| Подолгу певуче гулит
| Ест из ложки полугустую и густую пищу
|
6 мес.
| | По-разному реагирует на свое и чужое имя
| | Свободно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую
| Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая
| | Произносит отдельные слоги (начало лепета)
| Хорошо ест из ложки, снимает пищу губами
|
7 мес.
| | | | Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.
| Хорошо ползает (много, быстро в разных направлениях
| На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте
| Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги
| Пьет из чашки
|
8 мес.
| | | Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет.
Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.)
| Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими.
Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает держась за барьер
| Сам садится и ложится.
По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа) например «Ладушки», «Дай ручку» и др.
| На вопрос «Где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах
| Громко и четко повторно произносит различные слоги
| Ест корочку, которую держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый
|
9 мес.
| | Плясовые движения под плясовую мелодию
| Догоняет ребенка, ползает ему навстречу.
Подражает действиям и движениям другого ребенка
| С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает открывает, гремит, нажимает и др.)
| Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками
| На вопрос «Где? Находит несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного месторасположения. Знает свое имя, оборачивается на зов.
| Подражает взрослому, повторяя слоги, которые уже есть в лепете.
| Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее рукой. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания)
|
10 месяцев
| | | Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним
| Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и др.)
Действия с предметами принимают устойчивый характер
| Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила и сходит с нее
| По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. При заигрывании с ним («догоню-догоню»,» Сорока-ворона»,
Прятки и др.) выполняет разученные действия и движения
| Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, кото-рых нет в его лепете
| Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев
|
11 месяцев
| | | Радуется приходу детей.
Избирательное отношение к детям
| Овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень )
| Стоит самостоятельно.
Делает первые самостоятельные шаги
| По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.)
Появляются первые обощения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы и др.)
| Произносит первые слова-обозначения, например, «ав-ав», «кис-кис», «дай»
| Умения и навыки закрепляются
|
12 мес.
| Различает предметы по форме. Отличает кирпичек от кубика по слову.
Узнает на фотографии знакомого взрослого
| | Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом.
Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком
| Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает водит, кормит и др.) Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит баюкает куклу и др.)
| Ходит самостоятельно (без опоры )
| Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди»,»принеси, отдай тете», «положи на место» и др.) Понимает слово «нельзя»(прекращает действие). Некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками.
| Легко подражает слогам. Произносит 6-10 облегченных слов
| Самостоятельно пьет из чашки (берет руками ставит на стол)
|
Возраст
| Понимание речи
| Активная речь
| Сенсорное развитие
| Игра в действия с предметами
| движения
| Навыки
|
1 год 1 мес.
| Запас понимаемых слов быстро расширяется
| Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости
| Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.
| Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень
| Ходит длительно не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)
| Самостоятельно ест густую пищу ложкой
|
1 год 4 мес. – 1 год 6 мес.
| Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в конфликтной ситуации)
| Словами, облегченными («би-би») и произнесенными правильно («машина»), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности
| Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма
| Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия
| Перешагивает через препятствия (брусочки приставным шагом
| Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой
|
1 год 7 мес. –1 год 9 мес.
| Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого
| Во время игры обозначает свои действия словами и двухсложными предложениями
| Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см
| Воспроизводит несложные сюжетные постройки: перекрытия типа «ворот»,»скамейки», «дома»
| Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом (15-20 см)
| Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку)
|
1 год 10 мес.- 2 года
| Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях бывших в опыте ребенка
| При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения
| Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета
| Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)
| Перешагивает через препятствия чередующимся шагом
| Частично надевает одежду (ботинки, шапку)
|
В контроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатель группы, педагог, врач. Воспитатель группы ведет наблюдение за поведением детей, педагог проводит диагностику нервно-психического развития, врач оценивает физическое развитие, состояние здоровья, дает общую оценку развития ребенка (определяет группу здоровья). При этом учитывается оценка нервно-психического развития (группа развития), которую дает педагог. Контроль за поведением детей осуществляется в дневнике группы (форма «127), где, помимо повседневного учета состояния здоровья и поведения детей, воспитатель дает описание поведения эпикризных детей, используя памятку-вопросник.
Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносятся в карту психического развития, которая хранится у педагога. Для этого он составляет картотеку на каждого ребенка по группам. Карту заводят на ребенка один раз в два года: на второй и третий год жизни – по следующей форме: