Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первая группа раннего возрастаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(первый год жизни) Общие задачи воспитания и развития · создавать условия для сохранения и укрепления здоровья, двигательной активности ребенка, обеспечивая его своевременное физическое развитие; · содействовать становлению и развитию у детей непосредственного эмоционального общения: потребности, мотивов, инициативной активности, способов общения; · поддерживать манипулятивные и познавательно-исследовательские действия детей с предметами, совместные с взрослым тактильно- двигательные игры в процессе общения; · создавать условия для восприятия детьми музыки, песен, стихов; · обеспечивать своевременное нервно-психическое развитие (восприятие, положительные эмоции, движения, действия с предметами, подготовительные этапы речи); создавать особые условия для сенсорно- моторного развития и ведущего психического процесса – восприятия. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ • Вызывать чувство удовлетворения от общения со взрослым и совместного игрового взаимодействия, поддерживать положительное эмоциональное состояние как одно из основных условий успешного развития ребенка. • В содержательном непосредственно-эмоциональном общении с малышом обеспечивать своевременное нервно-психическое развитие ребенка, создавать условия для возникновения первых социальных и личностных проявлений: сначала ответной активности в виде улыбки, а затем инициативной активности в виде комплекса оживления; инициативного стремления к взаимодействию со значимым взрослым.
• Стимулировать, поощрять инициативную активность малыша в ситуативно-личностном и ситуативно-деловом общении с взрослым, содействуя тем самым зарождению начальных форм самосознания: представление о себе как источнике собственных действий, выделение себя как субъекта общения. • Содействовать развитию у малышей сенсомоторных действий (манипулятивных, результативных, элементарных орудийных) и сенсорных ориентировок как основу будущих трудовых действий. • Поддерживать в поведении ребенка тенденции к самостоятельным, автономным действиям, учитывая интересы и предпочтения ребенка, создавая условия для выбора места, длительности действия, отвечая при этом на потребность ребенка в соучастии взрослого, его внимании и позитивной оценке. • Поддерживать интерес ребенка к деловому сотрудничеству с взрослым, варьировать способы взаимодействия с ним в зависимости от зоны ближайшего развития; вызывать удовлетворение от успехов в совместной деятельности. • Стимулировать инициативную активность малыша в предметно- опосредованном общении с взрослым. Задачи развития деятельности общения до 6 месяцев • Содействовать развитию ситуативно-личностного общения, удовлетворяя различные потребности ребенка (физиологические, эмоциональные, познавательные). • Содействовать появлению и развитию способов общения ребенка с близкими взрослыми: инициативной улыбки, гуления, вокализаций, выразительных движений («комплекс оживления»). • Стимулировать в общении все проявления инициативной активности ребенка; замечать и поддерживать «требующий» и «просящий» способы коммуникации. 6-12 месяцев • Содействовать развитию ситуативно-делового общения, удовлетворять потребность ребенка в активном взаимодействии с близким взрослым. • Содействовать развитию способов общения ребенка с взрослыми и детьми (взгляд, улыбка, жест, выразительные движения тела, протягивание игрушек). • Содействовать формированию «взаимодействующего» способа коммуникации, активизировать и поддерживать первые вербальные контакты. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Важно с первых дней жизни ребенка не просто включать его в процесс общения, но ставить задачу развития всех компонентов деятельности общения: мотив - близкий, ласковый, внимательный, а затем
взаимодействующий взрослый; цель как инициативная активность по отношению к взрослому; способы общения, доступные младенцу; результат - удовлетворение от общения - позитивное эмоциональное состояние, чувство привязанности и доверия к близким людям, ощущение защищенности. Как следствие, в сознании малыша закладывается основа для позитивного образа «Я». Педагоги и родители должны постоянно удовлетворять потребность ребенка во внимании со стороны взрослых, а именно: - постепенно расширять круг взрослых, содержательно общающихся с малышом; - создавать условия для появления у ребенка значимых взрослых; - содействовать становлению «надежного» чувства привязанности к значимым взрослым, в первую очередь, к матери; - вызывать положительные эмоциональные самоощущения; - обеспечивать становление чувства защищенности, чувства «базового доверия» ребенка к окружающему миру. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ Организация кормления и сна. Во время организации этих процессов спокойное, ласковое общение с ребенком, поощрение, поддержка инициативных, самостоятельных действий, учет вкусов и предпочтений малыша, пение колыбельных песен, иногда персонально (на ушко), способствуют развитию чувства привязанности к близким людям и помогают устанавливать контакты с ребенком, теплые доверительные отношения с ним. Организация бодрствования. Важно создавать условия для поддержки активного, комфортного, эмоционально-положительного состояния малышей, их устойчивого развития; обеспечивать индивидуальное общение взрослого с каждым ребенком. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ Содержание ситуативно-личностного общения до 6 месяцев Проявлять в общении с детьми особую чувствительность, отзывчивость к сигналам ребенка о своем состоянии (плач, крик, спокойное поведение); внимательно относиться к потребностям ребенка и своевременно их удовлетворять; применять спокойный и уравновешенный стиль поведения по отношению к ребенку. Использовать разнообразные средства и способы общения взрослого с ребенком: контакт «глаза в глаза», мимику, улыбку, ласковый разговор, физический контакт (брать на руки, поглаживать, ритмично постукивать). Действия по уходу осуществлять без резких движений, учитывая и поддерживая инициативные посылы и движения ребенка, стимулировать активность ребенка. Содействовать появлению и развитию способов общения ребенка с взрослым: сосредоточению на лице взрослого, отыскиванию его взглядом, повороту головы на звуки речи, контакту «глаза в глаза». Закреплять
зрительное взаимодействие, активизировать реактивную, а затем и инициативную улыбку, гуление, вокализации и другие проявления «комплекса оживления» и инициативной активности малыша. Содержание ситуативно-делового общения 6-12 месяцев Содействовать развитию ситуативно-делового общения, удовлетворять потребность ребенка во взаимодействии с взрослым через различные предметы. Стимулировать, поддерживать и развивать интерес ребенка к окружающим предметам и явлениям, поощряя ориентировочно- исследовательские реакции. Активно использовать дополнительные способы общения с малышом: демонстрация предметов и способов действия с ними, совместные действия с ребенком. Эмоционально и словом выражать поощрения, одобрения ребенку в ходе совместных с взрослым и самостоятельных действий. Содействовать развитию способов общения малыша с близкими взрослыми и с другими детьми, стимулировать активный поиск контактов с ними с помощью взглядов, улыбок, жестов, выразительных движений тела, протягивания игрушек, привлечения к заинтересовавшим ребенка предметам. Содействовать формированию «взаимодействующего» способа коммуникации, активизировать и поддерживать первые вербальные контакты. Замечать и откликаться на инициативу ребенка к общению. Обеспечивать общение ребенка с разными людьми, поддерживать интерес к взаимодействию. Отмечать избирательное отношение малыша к взрослым, помогать устанавливать контакты в неконструктивных для него ситуациях (чувство страха, недоверия к незнакомым людям). Активизировать в поведении ребенка доброжелательное отношение к взрослым, другим детям; постепенное понимание и усвоение элементарных правил поведения, регламентируемых словом («можно», «нельзя»). Закреплять чувство привязанности к значимому взрослому на основе сотрудничества, делового взаимодействия. Замечать эмоциональное состояние ребенка (обида, печаль, грусть, радость), реагировать на него, давая ребенку возможность почувствовать его значимость для взрослого. Развивать эмоционально-положительные реакции ребенка в игровых ситуациях; удовлетворять потребность детей в новых впечатлениях, стимулировать исследовательскую активность в освоении предметов, окружающего пространства, поддерживать при этом чувство защищенности, активность и стремление к самостоятельности. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО СТАНОВЛЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В младенческом возрасте необходимо создавать условия для зарождения ряда физических и психических качеств и способов поведения, которые будут значимы для становления трудовой деятельности ребенка в дошкольном детстве. Особое внимание следует уделять формированию предпосылок трудовой деятельности – предметным (в том числе орудийным) действиям и первичным сенсорным ориентировкам, которые
зарождаются в процессе общения. Для их развития важны и характер общения, и способы взаимодействия с взрослым, и эмоциональное удовлетворение от общения. Это – основа будущего желания ребенка подражать в игре трудовой деятельности взрослого, участвовать в ней. Трудовые процессы пока не являются для ребенка предметом познания, но это – те естественные жизненные ситуации, в которых ребенок растет и социализируется. Таким образом, предпосылки будущих трудовых действий и оценочное отношение к результатам труда зарождаются уже в младенческом возрасте при условии, если взрослые реализуют эти возможности в процессе общения. Поэтому важно удовлетворять потребность ребенка во взрослом, взаимодействующем с ним. до 3 месяцев Создавать условия для сенсорно-моторного развития ребенка, развития кисти руки, первых попыток захватить игрушку. 3-6 месяцев Создавать условия для своевременного появления акта хватания и последующего обследования предмета. Стимулировать стремления ребенка дотянуться до игрушки, подвешенной над грудью на расстояние вытянутой руки. Совершенствовать функцию хватания: от ладонного захвата предмета (4-4,5 месяца), к захвату с противопоставлением большого пальца (6-7 месяцев), а в дальнейшем – к пальцевому захвату (9 месяцев). Развивать умение схватывать предметы разной величины и формы. Побуждать ребенка брать игрушки из разных положений (5 месяцев), в каждую руку, удерживать игрушки. 6-9 месяцев Вызывать и поддерживать интерес к действующему взрослому. Содействовать пониманию детьми назначения предметных действий и активизировать желание повторить их (понял - захотел повторить - повторил). Активизировать действия: совместные с взрослым, выполняемые по образцу, а с 8-9 месяцев - по предложению (слову) взрослого. Вызывать у ребенка ощущение успеха от действий, поощряя за воспроизведение образца действия (предпосылки развития потребности быть успешным). Примерное содержание действий: катает, вынимает, вкладывает, снимает колечки, направляет руку к предметам без предварительных примеривающих движений. 9-12 месяцев Содействовать дальнейшему развитию предметных результативных действий: открывать и закрывать коробки, нанизывать и снимать кольца пирамидки, ставить кубик на кубик, вкладывать полые формы одну в другую и т.п. Содействовать освоению отдельных орудийных действий с ложкой, кружкой и пр. Поддерживать стремление ребенка выполнять некоторые орудийные действия самостоятельно. Побуждать ребенка принимать участие в одевании и раздевании (10-12месяцев). Поддерживать позитивное эмоциональное состояние в процессе выполнения предметных действий.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ • Содействовать зарождению и развитию самостоятельной и инициативной сенсомоторной познавательно-исследовательской активности. • Поддерживать и развивать интерес ребенка к окружающим предметам и явлениям; удовлетворять потребность ребенка в новых впечатлениях; содействовать появлению элементарных представлений о предметах ближайшего окружения. • Создавать условия для развития сенсорных способов познания окружающих предметов и явлений (от зрительно-двигательных к зрительным в динамике); развития элементарных сенсорных ориентировок. • Активизировать в ситуациях общения разные способы взаимодействия как главное условие познавательного развития ребенка младенческого возраста; стимулировать совместные действия по образцу и по словесному предложению взрослого. • Поддерживать наглядно-действенное экспериментирование с различными материалами и предметами в целях самостоятельного открытия свойств предметов (большой и маленький, тяжелый и легкий, вкусный и невкусный и др.); стимулировать желание самостоятельно обследовать предметы, игрушки (трогать, гладить и др.). СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С первых дней жизни необходимо создавать условия для развития поискового, исследовательского поведения детей, а именно: - активизировать интерес детей к общению и сотрудничеству с взрослым - источником познавательного развития; - расширять диапазон и совершенствовать уровень предметных действий, доступных младенцу, в соответствии с зоной ближайшего развития каждого ребенка; - стимулировать самостоятельную и инициативную сенсомоторную познавательно-исследовательскую активность. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДМЕТНО-ОРУДИЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ до 3 месяцев Стимулировать реакции слежения, сосредоточения на лицах взрослых, на предметах, попавших в поле зрения. 3-6 месяцев Активизировать действия ребенка по отслеживанию перемещений предмета во всех направлениях, отыскиванию источника звука. Создавать условия для своевременного появления акта хватания и последующего обследования предмета разными способами; стимулировать манипулятивные и результативные действия, варьировать материал по характеру сенсорных свойств (по форме, величине, цвету, фактуре) и возможным способам действий с ним (сжимать, стучать, бросать, вкладывать).
6-9 месяцев Создавать развивающую предметно-пространственную среду; стимулировать самостоятельные манипулятивные действия обследующего характера с материалами, упражнять в зрительно-моторной координации действий (захватывать, рассматривать, ощупывать, перекладывать из руки в руку и т.д.). Стимулировать совместные с взрослым познавательно- исследовательские действия как главное условие познавательного развития ребенка: • вызывать и поддерживать интерес к взрослому, демонстрирующему способы действия с предметами, игрушками; • содействовать пониманию детьми назначения предметных действий и активизировать желание повторить их (понял - захотел повторить - повторил); • активизировать совместные действия, выполняемые по образцу взрослого, а с 8-9 месяцев - по предложению (слову) взрослого; вызывать у ребенка ощущение успеха от выполненных действий, поощряя за воспроизведение образца действия или словесного указания. 9-12 месяцев Помогать дифференцировать предметы по их назначению (на стуле сидят, на кровати спят). Содействовать расширению диапазона и дальнейшему развитию предметных результативных действий. Создавать условия для инициативной познавательно-исследовательской активности малыша. К концу первого года жизни ребенок может действовать самостоятельно и по-особому с разными предметами в зависимости от их назначения (мяч бросать и прокатывать, кольца пирамидки надевать на стержень, юлу заводить).
до 3 месяцев РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ • Активизировать у ребенка зрительное и слуховое сосредоточение, способность вслушиваться в мелодию, ритм родной речи в непосредственно- эмоциональном общении, включающем художественное слово. • Способствовать появлению и развитию специфических голосовых реакций (гуканье). 3-6 месяцев • Содействовать появлению и развитию в процессе общения голосовых реакций (гуление) в ответ на обращенную к ребенку речь, эмоционально- игровое применение взрослым художественного слова. 6-9 месяцев • Развивать понимание речи взрослых, вызывать подражание звукам и звукосочетаниям речи взрослых, поддерживать и инициировать лепет - доречевое средство общения и способ выражения эмоционального состояния ребенка.
9-12 месяцев • Развивать понимание речи взрослого, отдельных слов, включенных в контекст совместной деятельности («Водичка, водичка, умой мое личико»). • Насыщать взаимодействие с ребенком яркой выразительной речью, использованием произведений устного народного творчества (поэзией пестования, малыми фольклорными жанрами – потешками, пестушками, приговорками, детскими песенками и пр., детской литературой для самых маленьких) в режимных моментах, в бытовых и специально организованных ситуациях общения. • Содействовать установлению связи между предметом и словом, его обозначающим. • Учить выполнять действия по словесной просьбе взрослого. • Стимулировать появление первых слов. • Поддерживать и расширять общение с окружающими людьми с использованием разнообразных способов, доступных ребенку этого возраста. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Важно проявлять особую чувствительность к сигналам ребенка о его состоянии, внимательно относиться к потребностям ребенка и своевременно их удовлетворять; использовать разнообразные способы и средства общения (мимику, физический контакт, ласковый разговор и др.). Поддерживать позитивное отношение ребенка к себе самому; развивать интерес и внимание к близким людям, содействовать появлению чувства доверия к взрослым (родителям, педагогу), желание общаться с ним, используя доступные вербальные и невербальные средства. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ Организация процесса кормления. Вызывать удовлетворение от процесса общения с взрослыми во время кормления. Использовать процесс кормления для ознакомления с окружающим миром (предметами и действиями, соответствующими ситуации кормления) и развития речи. Организация бодрствования. Создавать условия для активного эмоционально-положительного, комфортного состояния, физического и психического развития. Обеспечивать индивидуальное общение взрослого с каждым ребенком в соответствии с зоной его актуального и ближайшего развития. К концу года стимулировать активное использование ребенком первых слов. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ Развивать эмоционально-положительные реакции; совершенствовать понимание речи, в том числе простейших художественных текстов; стимулировать активную речь на репродуктивном уровне и поддерживать любые речевые проявления. Как можно чаще и к месту использовать в общении художественное слово. Способствовать установлению зрительных, слуховых, эмоциональных контактов с близкими людьми в ситуациях, включающих художественное слово (потешки, песенки, небольшие стихотворения). В ситуативно-деловом
общении с детьми с помощью выразительных средств авторских и фольклорных произведений вызывать интерес и соответствующую эмоциональную реакцию, сосредоточение на предмете, опосредующем взаимодействии взрослого с ребенком (например, показывая игрушку, рассказывать: «Ах ты, котенька-коток, котя - серенький лобок...»). Содействовать позитивному эмоциональному отношению к культурно- гигиеническим процедурам, процессу кормления, сна, одевания на прогулку, в которых постоянно используется художественное слово («Баю-бай, баю- бай, ты, собаченька, не лай...»). Использовать литературные и фольклорные произведения для поддержки позитивного эмоционального фона жизни малышей. Рекомендуемые художественные произведения (примерный перечень) Фольклорные произведения. «Сорока-сорока», «Ладушки», «Петушок- петушок», «Потягунюшки-порастунюшки», «Вдоль-растушки, поперек- толстушки», «Тра-та-та,тра-та-та, поймал дедушка кота», «Большие ноги шли по дороге, топ-топ-топ», «Полетали гуси», «Котик серенький присел на печурочке», «Водичка-водичка», «С гоголя-вода», «Ай ду-ду-ду-ду-ду-ду», «Валенки-валенки», «Сова-совушка», «Гу-гу-гу-гу-гу-гу», «Дубы, дубочки», «Идет коза рогатая», «Киска-киска, киска, брысь», «Кто у нас хороший?», «Ай не плачь, не плачь, не плачь», «По кочкам, по кочкам», «Скок-поскок, молодой дроздок», «Ай, качи-качи-качи», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Курочка-рябушечка», «Как у нашего кота», «Наши уточки с утра кря-кря- кря! Кря-кря-кря!», «Уж ты серенький коток», «Как у наших у ворот», «Кисонька-мурысонька, ты где была?», «Ходит конь по бережку», «Раным- рано поутру», «Лиса по лесу ходила», «А баю-баю-баю», «Ай, дыбок, дыбок, дыбок», «Топ-топ, топ-топ, скоро Сашеньке годок», «Ах, поет, поет соловушка». Авторские произведения. З.Н. Александрова. «Топотушки», «Утром», «Потянулась Машенька»; Н.В. Пикулева. «Все дела да ой, дела», «Мы пошли», «Улыбаться мы умеем»; А.Л. Барто. «Разговор с мамой»; Г.Р. Лагздынь. «Раз шажок, два шажок»; Е.Я. Ильина. «Топ-топ»; С.А. Баруздин. «Шаг за шагом».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.68.196 (0.01 с.) |