Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первая группа раннего возраста

Поиск

(первый год жизни)

Общие задачи воспитания и развития

· создавать условия для сохранения и укрепления здоровья, двигательной активности ребенка, обеспечивая его своевременное физическое развитие;

· содействовать становлению и развитию у детей непосредственного эмоционального общения: потребности, мотивов, инициативной активности, способов общения;

· поддерживать манипулятивные и познавательно-исследовательские действия детей с предметами, совместные с взрослым тактильно- двигательные игры в процессе общения;

· создавать условия для восприятия детьми музыки, песен, стихов;

· обеспечивать своевременное нервно-психическое развитие (восприятие, положительные эмоции, движения, действия с предметами, подготовительные этапы речи); создавать особые условия для сенсорно- моторного развития и ведущего психического процесса – восприятия.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

• Вызывать чувство удовлетворения от общения со взрослым и совместного игрового взаимодействия, поддерживать положительное эмоциональное состояние как одно из основных условий успешного развития ребенка.

• В содержательном непосредственно-эмоциональном общении с малышом обеспечивать своевременное нервно-психическое развитие ребенка, создавать условия для возникновения первых социальных и личностных проявлений: сначала ответной активности в виде улыбки, а затем инициативной активности в виде комплекса оживления; инициативного стремления к взаимодействию со значимым взрослым.


 

• Стимулировать, поощрять инициативную активность малыша в ситуативно-личностном и ситуативно-деловом общении с взрослым, содействуя тем самым зарождению начальных форм самосознания: представление о себе как источнике собственных действий, выделение себя как субъекта общения.

• Содействовать развитию у малышей сенсомоторных действий (манипулятивных, результативных, элементарных орудийных) и сенсорных ориентировок как основу будущих трудовых действий.

• Поддерживать в поведении ребенка тенденции к самостоятельным, автономным действиям, учитывая интересы и предпочтения ребенка, создавая условия для выбора места, длительности действия, отвечая при этом на потребность ребенка в соучастии взрослого, его внимании и позитивной оценке.

• Поддерживать интерес ребенка к деловому сотрудничеству с взрослым, варьировать способы взаимодействия с ним в зависимости от зоны ближайшего развития; вызывать удовлетворение от успехов в совместной деятельности.

• Стимулировать инициативную активность малыша в предметно- опосредованном общении с взрослым.

Задачи развития деятельности общения

до 6 месяцев

• Содействовать развитию ситуативно-личностного общения, удовлетворяя различные потребности ребенка (физиологические, эмоциональные, познавательные).

• Содействовать появлению и развитию способов общения ребенка с близкими взрослыми: инициативной улыбки, гуления, вокализаций, выразительных движений («комплекс оживления»).

• Стимулировать в общении все проявления инициативной активности ребенка; замечать и поддерживать «требующий» и «просящий» способы коммуникации.

6-12 месяцев

• Содействовать развитию ситуативно-делового общения, удовлетворять потребность ребенка в активном взаимодействии с близким взрослым.

• Содействовать развитию способов общения ребенка с взрослыми и детьми (взгляд, улыбка, жест, выразительные движения тела, протягивание игрушек).

• Содействовать формированию «взаимодействующего» способа коммуникации, активизировать и поддерживать первые вербальные контакты.

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Важно с первых дней жизни ребенка не просто включать его в процесс общения, но ставить задачу развития всех компонентов деятельности общения: мотив - близкий, ласковый, внимательный, а затем


 

взаимодействующий взрослый; цель как инициативная активность по отношению к взрослому; способы общения, доступные младенцу; результат

- удовлетворение от общения - позитивное эмоциональное состояние, чувство привязанности и доверия к близким людям, ощущение защищенности. Как следствие, в сознании малыша закладывается основа для позитивного образа «Я».

Педагоги и родители должны постоянно удовлетворять потребность ребенка во внимании со стороны взрослых, а именно:

- постепенно расширять круг взрослых, содержательно общающихся с малышом;

- создавать условия для появления у ребенка значимых взрослых;

- содействовать становлению «надежного» чувства привязанности к значимым взрослым, в первую очередь, к матери;

- вызывать положительные эмоциональные самоощущения;

- обеспечивать становление чувства защищенности, чувства «базового доверия» ребенка к окружающему миру.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

Организация кормления и сна. Во время организации этих процессов спокойное, ласковое общение с ребенком, поощрение, поддержка инициативных, самостоятельных действий, учет вкусов и предпочтений малыша, пение колыбельных песен, иногда персонально (на ушко), способствуют развитию чувства привязанности к близким людям и помогают устанавливать контакты с ребенком, теплые доверительные отношения с ним.

Организация бодрствования. Важно создавать условия для поддержки активного, комфортного, эмоционально-положительного состояния малышей, их устойчивого развития; обеспечивать индивидуальное общение взрослого с каждым ребенком.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

Содержание ситуативно-личностного общения

до 6 месяцев

Проявлять в общении с детьми особую чувствительность, отзывчивость к сигналам ребенка о своем состоянии (плач, крик, спокойное поведение); внимательно относиться к потребностям ребенка и своевременно их удовлетворять; применять спокойный и уравновешенный стиль поведения по отношению к ребенку. Использовать разнообразные средства и способы общения взрослого с ребенком: контакт «глаза в глаза», мимику, улыбку, ласковый разговор, физический контакт (брать на руки, поглаживать, ритмично постукивать). Действия по уходу осуществлять без резких движений, учитывая и поддерживая инициативные посылы и движения ребенка, стимулировать активность ребенка.

Содействовать появлению и развитию способов общения ребенка с взрослым: сосредоточению на лице взрослого, отыскиванию его взглядом, повороту головы на звуки речи, контакту «глаза в глаза». Закреплять


 

зрительное взаимодействие, активизировать реактивную, а затем и инициативную улыбку, гуление, вокализации и другие проявления

«комплекса оживления» и инициативной активности малыша.

Содержание ситуативно-делового общения

6-12 месяцев

Содействовать развитию ситуативно-делового общения, удовлетворять потребность ребенка во взаимодействии с взрослым через различные предметы. Стимулировать, поддерживать и развивать интерес ребенка к окружающим предметам и явлениям, поощряя ориентировочно- исследовательские реакции. Активно использовать дополнительные способы общения с малышом: демонстрация предметов и способов действия с ними, совместные действия с ребенком. Эмоционально и словом выражать поощрения, одобрения ребенку в ходе совместных с взрослым и самостоятельных действий.

Содействовать развитию способов общения малыша с близкими взрослыми и с другими детьми, стимулировать активный поиск контактов с ними с помощью взглядов, улыбок, жестов, выразительных движений тела, протягивания игрушек, привлечения к заинтересовавшим ребенка предметам. Содействовать формированию «взаимодействующего» способа коммуникации, активизировать и поддерживать первые вербальные контакты. Замечать и откликаться на инициативу ребенка к общению. Обеспечивать общение ребенка с разными людьми, поддерживать интерес к взаимодействию. Отмечать избирательное отношение малыша к взрослым, помогать устанавливать контакты в неконструктивных для него ситуациях (чувство страха, недоверия к незнакомым людям).

Активизировать в поведении ребенка доброжелательное отношение к взрослым, другим детям; постепенное понимание и усвоение элементарных правил поведения, регламентируемых словом («можно», «нельзя»). Закреплять чувство привязанности к значимому взрослому на основе сотрудничества, делового взаимодействия. Замечать эмоциональное состояние ребенка (обида, печаль, грусть, радость), реагировать на него, давая ребенку возможность почувствовать его значимость для взрослого.

Развивать эмоционально-положительные реакции ребенка в игровых ситуациях; удовлетворять потребность детей в новых впечатлениях, стимулировать исследовательскую активность в освоении предметов, окружающего пространства, поддерживать при этом чувство защищенности, активность и стремление к самостоятельности.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО СТАНОВЛЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В младенческом возрасте необходимо создавать условия для зарождения ряда физических и психических качеств и способов поведения, которые будут значимы для становления трудовой деятельности ребенка в дошкольном детстве. Особое внимание следует уделять формированию предпосылок трудовой деятельности – предметным (в том числе орудийным) действиям и первичным сенсорным ориентировкам, которые


 

зарождаются в процессе общения. Для их развития важны и характер общения, и способы взаимодействия с взрослым, и эмоциональное удовлетворение от общения. Это – основа будущего желания ребенка подражать в игре трудовой деятельности взрослого, участвовать в ней. Трудовые процессы пока не являются для ребенка предметом познания, но это – те естественные жизненные ситуации, в которых ребенок растет и социализируется. Таким образом, предпосылки будущих трудовых действий и оценочное отношение к результатам труда зарождаются уже в младенческом возрасте при условии, если взрослые реализуют эти возможности в процессе общения. Поэтому важно удовлетворять потребность ребенка во взрослом, взаимодействующем с ним.

до 3 месяцев

Создавать условия для сенсорно-моторного развития ребенка, развития кисти руки, первых попыток захватить игрушку.

3-6 месяцев

Создавать условия для своевременного появления акта хватания и последующего обследования предмета. Стимулировать стремления ребенка дотянуться до игрушки, подвешенной над грудью на расстояние вытянутой руки. Совершенствовать функцию хватания: от ладонного захвата предмета (4-4,5 месяца), к захвату с противопоставлением большого пальца (6-7 месяцев), а в дальнейшем – к пальцевому захвату (9 месяцев). Развивать умение схватывать предметы разной величины и формы. Побуждать ребенка брать игрушки из разных положений (5 месяцев), в каждую руку, удерживать игрушки.

6-9 месяцев

Вызывать и поддерживать интерес к действующему взрослому. Содействовать пониманию детьми назначения предметных действий и активизировать желание повторить их (понял - захотел повторить - повторил). Активизировать действия: совместные с взрослым, выполняемые по образцу, а с 8-9 месяцев - по предложению (слову) взрослого. Вызывать у ребенка ощущение успеха от действий, поощряя за воспроизведение образца действия (предпосылки развития потребности быть успешным). Примерное содержание действий: катает, вынимает, вкладывает, снимает колечки, направляет руку к предметам без предварительных примеривающих движений.

9-12 месяцев

Содействовать дальнейшему развитию предметных результативных действий: открывать и закрывать коробки, нанизывать и снимать кольца пирамидки, ставить кубик на кубик, вкладывать полые формы одну в другую и т.п. Содействовать освоению отдельных орудийных действий с ложкой, кружкой и пр. Поддерживать стремление ребенка выполнять некоторые орудийные действия самостоятельно. Побуждать ребенка принимать участие в одевании и раздевании (10-12месяцев). Поддерживать позитивное эмоциональное состояние в процессе выполнения предметных действий.


 

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

• Содействовать зарождению и развитию самостоятельной и инициативной сенсомоторной познавательно-исследовательской активности.

• Поддерживать и развивать интерес ребенка к окружающим предметам и явлениям; удовлетворять потребность ребенка в новых впечатлениях; содействовать появлению элементарных представлений о предметах ближайшего окружения.

• Создавать условия для развития сенсорных способов познания окружающих предметов и явлений (от зрительно-двигательных к зрительным в динамике); развития элементарных сенсорных ориентировок.

• Активизировать в ситуациях общения разные способы взаимодействия как главное условие познавательного развития ребенка младенческого возраста; стимулировать совместные действия по образцу и по словесному предложению взрослого.

• Поддерживать наглядно-действенное экспериментирование с различными материалами и предметами в целях самостоятельного открытия свойств предметов (большой и маленький, тяжелый и легкий, вкусный и невкусный и др.); стимулировать желание самостоятельно обследовать предметы, игрушки (трогать, гладить и др.).

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

С первых дней жизни необходимо создавать условия для развития поискового, исследовательского поведения детей, а именно:

- активизировать интерес детей к общению и сотрудничеству с взрослым - источником познавательного развития;

- расширять диапазон и совершенствовать уровень предметных действий, доступных младенцу, в соответствии с зоной ближайшего развития каждого ребенка;

- стимулировать самостоятельную и инициативную сенсомоторную познавательно-исследовательскую активность.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДМЕТНО-ОРУДИЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

до 3 месяцев

Стимулировать реакции слежения, сосредоточения на лицах взрослых, на предметах, попавших в поле зрения.

3-6 месяцев

Активизировать действия ребенка по отслеживанию перемещений предмета во всех направлениях, отыскиванию источника звука. Создавать условия для своевременного появления акта хватания и последующего обследования предмета разными способами; стимулировать манипулятивные и результативные действия, варьировать материал по характеру сенсорных свойств (по форме, величине, цвету, фактуре) и возможным способам действий с ним (сжимать, стучать, бросать, вкладывать).


 

6-9 месяцев

Создавать развивающую предметно-пространственную среду; стимулировать самостоятельные манипулятивные действия обследующего характера с материалами, упражнять в зрительно-моторной координации действий (захватывать, рассматривать, ощупывать, перекладывать из руки в руку и т.д.). Стимулировать совместные с взрослым познавательно- исследовательские действия как главное условие познавательного развития ребенка:

• вызывать и поддерживать интерес к взрослому, демонстрирующему способы действия с предметами, игрушками;

• содействовать пониманию детьми назначения предметных действий и активизировать желание повторить их (понял - захотел повторить - повторил);

• активизировать совместные действия, выполняемые по образцу взрослого, а с 8-9 месяцев - по предложению (слову) взрослого; вызывать у ребенка ощущение успеха от выполненных действий, поощряя за воспроизведение образца действия или словесного указания.

9-12 месяцев

Помогать дифференцировать предметы по их назначению (на стуле сидят, на кровати спят). Содействовать расширению диапазона и дальнейшему развитию предметных результативных действий. Создавать условия для инициативной познавательно-исследовательской активности малыша.

К концу первого года жизни ребенок может действовать самостоятельно и по-особому с разными предметами в зависимости от их назначения (мяч бросать и прокатывать, кольца пирамидки надевать на стержень, юлу заводить).


 

 

до 3 месяцев


РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ


• Активизировать у ребенка зрительное и слуховое сосредоточение, способность вслушиваться в мелодию, ритм родной речи в непосредственно- эмоциональном общении, включающем художественное слово.

• Способствовать появлению и развитию специфических голосовых реакций (гуканье).

3-6 месяцев

• Содействовать появлению и развитию в процессе общения голосовых реакций (гуление) в ответ на обращенную к ребенку речь, эмоционально- игровое применение взрослым художественного слова.

6-9 месяцев

• Развивать понимание речи взрослых, вызывать подражание звукам и звукосочетаниям речи взрослых, поддерживать и инициировать лепет - доречевое средство общения и способ выражения эмоционального состояния ребенка.


 

9-12 месяцев

• Развивать понимание речи взрослого, отдельных слов, включенных в контекст совместной деятельности («Водичка, водичка, умой мое личико»).

• Насыщать взаимодействие с ребенком яркой выразительной речью, использованием произведений устного народного творчества (поэзией пестования, малыми фольклорными жанрами – потешками, пестушками, приговорками, детскими песенками и пр., детской литературой для самых маленьких) в режимных моментах, в бытовых и специально организованных ситуациях общения.

• Содействовать установлению связи между предметом и словом, его обозначающим.

• Учить выполнять действия по словесной просьбе взрослого.

• Стимулировать появление первых слов.

• Поддерживать и расширять общение с окружающими людьми с использованием разнообразных способов, доступных ребенку этого возраста.

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Важно проявлять особую чувствительность к сигналам ребенка о его состоянии, внимательно относиться к потребностям ребенка и своевременно их удовлетворять; использовать разнообразные способы и средства общения (мимику, физический контакт, ласковый разговор и др.). Поддерживать позитивное отношение ребенка к себе самому; развивать интерес и внимание к близким людям, содействовать появлению чувства доверия к взрослым (родителям, педагогу), желание общаться с ним, используя доступные вербальные и невербальные средства.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

Организация процесса кормления. Вызывать удовлетворение от процесса общения с взрослыми во время кормления. Использовать процесс кормления для ознакомления с окружающим миром (предметами и действиями, соответствующими ситуации кормления) и развития речи.

Организация бодрствования. Создавать условия для активного эмоционально-положительного, комфортного состояния, физического и психического развития. Обеспечивать индивидуальное общение взрослого с каждым ребенком в соответствии с зоной его актуального и ближайшего развития. К концу года стимулировать активное использование ребенком первых слов.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

Развивать эмоционально-положительные реакции; совершенствовать понимание речи, в том числе простейших художественных текстов; стимулировать активную речь на репродуктивном уровне и поддерживать любые речевые проявления.

Как можно чаще и к месту использовать в общении художественное слово. Способствовать установлению зрительных, слуховых, эмоциональных контактов с близкими людьми в ситуациях, включающих художественное слово (потешки, песенки, небольшие стихотворения). В ситуативно-деловом


 

общении с детьми с помощью выразительных средств авторских и фольклорных произведений вызывать интерес и соответствующую эмоциональную реакцию, сосредоточение на предмете, опосредующем взаимодействии взрослого с ребенком (например, показывая игрушку, рассказывать: «Ах ты, котенька-коток, котя - серенький лобок...»). Содействовать позитивному эмоциональному отношению к культурно- гигиеническим процедурам, процессу кормления, сна, одевания на прогулку, в которых постоянно используется художественное слово («Баю-бай, баю- бай, ты, собаченька, не лай...»). Использовать литературные и фольклорные произведения для поддержки позитивного эмоционального фона жизни малышей.

Рекомендуемые художественные произведения (примерный перечень)

Фольклорные произведения. «Сорока-сорока», «Ладушки», «Петушок- петушок», «Потягунюшки-порастунюшки», «Вдоль-растушки, поперек- толстушки», «Тра-та-та,тра-та-та, поймал дедушка кота», «Большие ноги шли по дороге, топ-топ-топ», «Полетали гуси», «Котик серенький присел на печурочке», «Водичка-водичка», «С гоголя-вода», «Ай ду-ду-ду-ду-ду-ду»,

«Валенки-валенки», «Сова-совушка», «Гу-гу-гу-гу-гу-гу», «Дубы, дубочки»,

«Идет коза рогатая», «Киска-киска, киска, брысь», «Кто у нас хороший?»,

«Ай не плачь, не плачь, не плачь», «По кочкам, по кочкам», «Скок-поскок, молодой дроздок», «Ай, качи-качи-качи», «Пальчик-мальчик, где ты был?»,

«Курочка-рябушечка», «Как у нашего кота», «Наши уточки с утра кря-кря- кря! Кря-кря-кря!», «Уж ты серенький коток», «Как у наших у ворот»,

«Кисонька-мурысонька, ты где была?», «Ходит конь по бережку», «Раным- рано поутру», «Лиса по лесу ходила», «А баю-баю-баю», «Ай, дыбок, дыбок, дыбок», «Топ-топ, топ-топ, скоро Сашеньке годок», «Ах, поет, поет соловушка».

Авторские произведения. З.Н. Александрова. «Топотушки», «Утром»,

«Потянулась Машенька»; Н.В. Пикулева. «Все дела да ой, дела», «Мы пошли», «Улыбаться мы умеем»; А.Л. Барто. «Разговор с мамой»; Г.Р. Лагздынь. «Раз шажок, два шажок»; Е.Я. Ильина. «Топ-топ»; С.А. Баруздин. «Шаг за шагом».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.68.196 (0.01 с.)