Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическое сопровождение двуязычных детей

Поиск

Следует всячески поддерживать стремление организовать детские сады с национальным языком обучения, потому что только овладение малым языком с детства гарантирует сохранение такого уникального богатства России, как около 200 языков ее населения. В этом случае вся деятельность ребенка может и должна быть построена на местном языке.

Детские сады с национальным языком должны функционировать не только в деревнях, но и в городах, где преобладает русскоязычное население и существует риск перейти к использованию исключительно русского языка и отказаться от родного языка и идентичности. Например, могут образовываться ДОО, работающие по модели погружения (иммерсии) или языкового гнезда, в том числе и для тех детей, домашним языком у которых является русский. На воспитателях лежит ответственность за постоянное общение с детьми во все моменты жизнедеятельности ребенка только на местном языке. В подготовительной к школе группе по желанию родителей может вводиться в виде отдельных занятий пропедевтический курс русского языка. Можно также рекомендовать семьям, где родители говорят на разных языках, один из которых русский, отдавать ребенка в детский сад не с русским, а с другим языком воспитания и образования.

Второй случай двуязычия с детства – это обучение иностранному языку. Второй язык может вписываться в структуру занятий или вводиться как дополнительная услуга.

Третий вариант двуязычия – это преподавание русского языка как второго детям мигрантов (инофонам).

Двуязычие имеет универсальные законы формирования и функционирования. Какие бы языки ни сочетались друг с другом, всегда следует обращать внимание на то, чтобы хотя бы на одном языке ребенок мог высказать все свои мысли, говорить на важные для него темы. Мониторинг развития двуязычного индивида входит составной частью в работу современного воспитателя, поскольку уже нет дошкольных организаций в России, где бы не встречалось естественных или искусственных билингвов. Воспитателям необходимо работать в тесном сотрудничестве с семьей ребенка, чтобы и в детском саду, и дома поддерживать оба языка, практиковать положительное отношение к двуязычию.

Современное общество определяется также многоязычием и мультикультурностью, которые характеризуют и любой детский сад, и окружающую среду в целом. Надписи на разных языках, представители иных народов, говорящие на непонятных языках, поездки по России и за рубеж, интерес к кулинарному искусству разных традиций – все это вошло в быт современного ребенка. Глобализация проявляется, например, в том, что дети


 

во всем мире смотрят одни и те же мультфильмы, носят похожую одежду, читают книжки одних и тех же авторов и играют в сходные игры и игрушки. Такое сочетание заставляет думать о мультикультурном воспитании, о привитии толерантности и любознательности по отношению к представителям иных языков, этничностей, культурных традиций. Интеркультурность должна сквозным мотивом проходить через всю педагогическую деятельность.

Приложение 7

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ООП ДО

В условиях стабильности, стагнации в развитии системы образования задачи разработки, апробации и внедрения инновационных проектов были делегированы науке, ученым. В ситуации динамичного развития образовательной системы такой путь не продуктивен. Сегодня сами работники образования являются инициаторами и непосредственными разработчиками программ, авторских методик и технологий. Но для того, чтобы эти разработки были эффективными, их необходимо тщательно спроектировать.

Проектирование образовательного процесса

В современном образовании применяется проектно-технологический тип организации инновационной деятельности, при котором она разбивается на отдельные завершенные циклы – проекты. Функция проектирующей деятельности – обеспечение практики опережающими и направляющими идеями, планами, образами действий. По сути, перед педагогическими коллективами образовательных организаций сегодня стоит задача спроектировать педагогический процесс, отвечающий условиям и требованиям современности.

Педагогическое проектирование – это продуктивная деятельность, процесс создания проекта и программы его внедрения в практику образования. Педагогическое проектирование – одна из важных сторон педагогической деятельности и особенностей педагогической профессии. Оно связано с политикой образовательной организации и (или) со стремлением педагога организовать для детей такие условия, в которых они могли бы полнее реализовать себя, раскрыть свой внутренний мир, достичь успеха, чувствовали бы себя свободно, комфортно.

Педагогическое проектирование сегодня осуществляется в различных масштабах (на уровне федеральных, региональных, муниципальных образовательных систем, образовательных организаций) и направлениях (содержание образования, педагогические технологии, технологии управления функционированием и развитием организации и др.).

Рассмотрим в качестве объекта проектирования образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.


 

Процесс проектирования включает следующие стадии.

1. Концептуальная стадия состоит из пяти этапов: выявление противоречия; формулирование проблемы; определение проблематики; определение цели; выбор критериев.

Концепция проекта включает в себя общие теоретические представления об образовательном процессе, его целях, принципах, содержании, методах, формах, а также о его материально-техническом и учебно-методическом обеспечении как условиях достижения поставленных целей.

В настоящее время в системе дошкольного образования сложилась такая проблемная ситуация, при которой используемые в массовой практике методы работы с детьми, а также формы организации образовательного процесса не соответствуют задаче создания условий для максимального раскрытия индивидуального и возрастного потенциала каждого ребенка.

Описание сути проблемной ситуации позволяет сформулировать проблему – какие формы и методы организации различных видов детской деятельности должны использоваться для решения задач воспитания, обучения, развития дошкольников.

Формулировка цели призвана ответить на вопрос: «Что необходимо сделать для снятия проблемы?». При этом может возникнуть множество идей, из которых нужно выбрать одну, наиболее рациональную, вокруг которой будет построена система работы по решению проблемы.

Важно отметить, что формулировка целей – очень ответственный этап проектирования педагогической системы, так как правильно заданная цель – это половина успеха в решении проблемы. При этом цели педагогических проектов только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов. Целеполагание надо рассматривать как непрерывный динамичный процесс, в котором анализируются сложившиеся ситуации, тенденции и при необходимости осуществляется корректировка целей.

Цель в рамках рассматриваемого нами примера проекта можно представить следующим образом: выявить оптимальный комплекс форм и методов организации детских видов деятельности и логику их использования для решения актуальных задач воспитания, обучения и развития дошкольников, поддержки их личностного становления, самореализации в образовательном процессе.

По отношению к педагогическим проектам выделяют следующие

критерии оценки результативности:

а) реализованность замыслов проекта в содержательном, технологическом и управленческом (организационном) аспектах;

б) эффективность проекта;


 

в) воспроизводимость (технологичность) проекта – возможность многократного тиражирования проекта без существенного снижения эффективности;

г) открытость проекта – возможность внесения в проект необходимых изменений в соответствии с меняющимися образовательными условиями.

2. Стадия моделирования состоит из трех этапов: построение моделей; оптимизация моделей; выбор модели (принятие решения).

Данная стадия проектирования педагогической системы связана с созданием модели как ее прообраза. Субъектом процесса моделирования становится педагогический коллектив дошкольной организации, являющийся, как правило, одновременно его инициатором и одним из пользователей результатов. Объектом проектирования на стадии моделирования является педагогическая система, которую необходимо создать.

При построении модели очень важно определиться с современным тезаурусом, разобраться с принятой трактовкой используемых понятий (образовательные области, сквозные механизмы развития ребенка, виды детской деятельности, формы организации детских видов деятельности) и их соотношением в процессе организации образовательной деятельности.

Соотношение понятий, связанных с организацией образовательного процесса в ДОО

Образовате льные области Сквозные механизмы развития ребенка Приоритетные виды детской деятельности Примеры форм организации детских видов деятельности
Физическое развитие Игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность Двигательная Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами (в т.ч. народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале и др.
Социально- коммуникат ивное развитие Трудовая Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические (с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные, шансовые, компьютерные), подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) и др.
Индивидуальные и подгрупповые поручения, дежурства, совместный (общий, коллективный) труд (в т.ч. в рамках практико-ориентированных проектов) и др.

      Беседы, коммуникативные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, разгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др.
Познаватель ное развитие Конструирование Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические, конструктивные игры и др.
Речевое развитие Восприятие художественной литературы и фольклора Рассказы, беседы, пересказы, загадывание и разгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные (в т.ч. режиссерские) игры, речевые тренинги и др.
Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и пр.) и др.
Художестве нно- эстетическое развитие Изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора Мастерские детского творчества, выставки изобразительного искусства, вернисажи детского творчества, рассказы и беседы об искусстве, творческие проекты эстетического содержания, занятия в изостудии и др.
Слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально- ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале, организация детского оркестра и др.
Обсуждение, разучивание и инсценирование произведений, игры- драматизации, театрализованные игры, детские спектакли и др.

Итогом работы становится построение модели – отображения объекта, сконструированного с учетом определенных условий, характерных для каждой конкретной дошкольной организации. Модель педагогической системы должна быть представлена в совокупности множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность (цели и задачи дошкольного образования; содержание, методы, средства и


 

организационные формы образовательного процесса; его участники). Для того чтобы построить модель, необходимо конкретно определить не только содержание названных элементов, но и совокупность связей между ними.

Модели носят нормативный характер для дальнейшей деятельности, играют роль стандарта, образца, по которому строится образовательная деятельность организации, оцениваются ее результаты. В качестве примера модели в нашем случае выступает основная образовательная программа дошкольного образования, разрабатываемая в детском саду, реализующем примерную основную образовательную программу дошкольного образования

«Мир открытий» (далее – ПООП ДО «Мир открытий»).

Приступая к построению модели, педагогическому коллективу, прежде всего, следует проанализировать и оценить образовательную систему дошкольной организации на предмет соответствия современным требованиям.

Оптимизация модели как этап проектирования заключается в том, чтобы среди множества возможных вариантов моделей проектируемой системы найти наилучшие в заданных условиях. В рассматриваемом нами случае это оптимальный для определенного возраста детей в заданных материально-технических и кадровых условиях комплекс форм и методов организации детских видов деятельности с целью поддержки личностного становления, самореализации дошкольников, накопления ими культурного опыта деятельности и общения как основы для формирования целостной картины мира, готовности к непрерывному самообразованию.

3. Стадия конструирования может быть представлена такими этапами: исследование условий внедрения модели, планирование работы по реализации модели, построение программы.

Основная задача данной стадии заключается в определении конкретных способов и средств реализации выбранной модели в имеющихся условиях. Модель, построенную в соответствии с новыми задачами дошкольного образования, на стадии конструирования необходимо сопоставить с требованиями к условиям ее реализации (к кадровому, материально-техническому, психолого-педагогическому, финансовому обеспечению и пр.).

Необходимо осуществить детальный анализ по каждой группе требований и выявить, какие условия уже имеются в данной организации, какие необходимо создать, что для этого нужно сделать. Кроме того следует определить, какие условия необходимо создать дополнительно, исходя из особенностей разработанной в дошкольной организации модели образовательного процесса.

Именно на стадии конструирования разрабатывается (корректируется) ООП ДО – важнейший инструмент, обеспечивающий реализацию современных требований к организации образовательного процесса в дошкольной организации, к выбору и обоснованию примерных и


 

дополнительных программ, к результатам деятельности педагогических коллективов.

4. Стадия технологической подготовки предполагает подбор рабочих материалов, необходимых для реализации созданного проекта: учебно- программной документации, методических разработок, программного обеспечения и т.п. Основным этапом этой стадии можно считать разработку перспективных и календарных планов образовательной деятельности в ДОО.

Основная образовательная программа дошкольного образования

Практическим итогом проектирования образовательного процесса в дошкольной организации является основная образовательная программа дошкольного образования – модель организации образовательного процесса дошкольной организации с учетом вида детского сада, приоритетных направлений его деятельности, условий реализации выбранных программ и технологий в работе с детьми. Остановимся подробнее на ее характеристике.

Понятие «образовательная программа» (далее – ОП) вошло в педагогическую практику вместе с Законом «Об образовании». Основные положения исследований М.М. Поташника, В.С. Лазарева, работ П.И. Третьякова, Т.В. Орловой, А.М. Моисеева, С.В. Кузьмина и др. позволяют сформулировать определение ОП. Образовательная программа – это нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в каждом конкретном учреждении образования.

Для того чтобы более четко пояснить содержательный смысл и формальные границы ОП, целесообразно сравнить ее с некоторыми другими документами.

ОП и Устав. Два обязательных документа, которые составляют нормативную базу деятельности каждой образовательной организации (далее

ОО). Устав – это правовой документ, своеобразная конституция ОО. Он определяет особенности функционирования всей ОО в целом. ОП определяет содержание образовательного процесса, подробно стандартизируя его компоненты.

ОП и образовательные стандарты. Федеральные государственные образовательные стандарты содержат требования к структуре ОП, условиям ее реализации и результатам усвоения. Средством реализации стандарта является комбинация основных и дополнительных программ, составляемая каждой ОО индивидуально и зафиксированная в ОП.

ОП и программа развития. Программа развития предназначена для решения актуальных проблем ОО в целом и затрагивает все стороны ее жизнедеятельности (хозяйственную, нормативно-правовую, материально- техническую и др.). ОП же направлена на реализацию целей воспитания, развития и обучения детей, т.е. регламентирует собственно педагогическую составляющую работы ОО.


 

Проектирующая деятельность является преобразовательной, творческой, ее результативность будет определяться проективными и технологическими умениями членов коллектива ДОО. В этой связи очевидно, что, готовясь к разработке проектов, необходимо обеспечить уровень компетентности педагогов, соответствующий степени сложности данной проблемы.

Предлагаем следующий план работы по организации процедуры создания (корректировки) ООП ДО.

1. Руководитель ДОО и его заместитель (заместители) должны изучить современные требования к разработке ООП ДО. Только четко ответив себе на главный вопрос – какова конечная цель работы, как должна выглядеть и что содержать ООП ДО, руководитель сможет начать эффективно действовать. На этом этапе возможно также приглашение к сотрудничеству специалистов в соответствующей области, консультации коллег.

В практике представлено два пути реализации плана разработки программы:

- использовать передовой педагогический опыт, имеющуюся научную и методическую литературу, учебно-программную документацию, разработанную в других учреждениях, педагогических вузах, областных институтах повышения квалификации (развития образования) и т.д. В этом случае необходимо адаптировать имеющиеся варианты ООП ДО в соответствии с условиями конкретной ДОО;

- заказать разработку ООП ДО научным организациям или отдельным научным работникам. В этом случае необходимо самым подробным образом в соответствующих договорах прописать, что именно хочет получить заказчик (дошкольная организация) от исполнителя (научная организация, научный коллектив), в каком виде и в какие сроки.

2. Организовать повышение квалификации педагогических работников ДОО, которые будут привлечены к реализации модели.

В первую очередь, следует детально познакомить педагогов с ФГОС ДО, методическими рекомендациями по написанию программы и предложить им самостоятельно выделить направления работы, которые являются для них новыми и могут вызвать трудности на практике.

После коллективного обсуждения необходимо вынести решение относительно того, по каким направлениям должна быть организована работа по повышению квалификации педагогов с использованием различных форм методической работы как внутри организации, так и вне ее, и внести их в годовой план работы.

3. Сформировать коллектив разработчиков ООП ДО из числа педагогических работников ДОО.

Конечной задачей данного этапа работы является создание рабочей группы из наиболее компетентных и опытных педагогов для написания программы. Оптимальным вариантом является деление рабочей группы на


 

подгруппы, каждой из которых поручается определенная часть программы. В дальнейшем эти части объединятся в единый проект согласно исходному плану и будут дорабатываться уже совместно.

Особую роль играет формирование коллектива руководителей и исполнителей. Естественно, во главе этого коллектива должны стоять заведующий ДОО и его заместитель – возможный руководитель всего проекта. Следующий уровень – руководители подгрупп из числа наиболее подготовленных и инициативных педагогических работников ДОО или же научных работников, с которыми сотрудничает данная организация. Руководители подгрупп могут возглавить работу творческих групп по изучению и разработке проблемных направлений по написанию ООП ДО с учетом профессиональных интересов, возможностей и потребностей сотрудников. При этом каждый участник должен иметь отдельный участок работы, свою задачу, целиком за нее отвечать и самостоятельно распоряжаться ее результатами, в том числе публиковать их под своим именем. Только в этом случае участники рабочих групп будут работать с полной отдачей.

4. Запланировать комплекс действий по разработке ООП ДО, необходимых для данной ДОО на определенном этапе. Деятельность в этом направлении заключается в детальном планировании всех видов работ творческих групп (в том числе индивидуальной работы для каждого члена группы) и обеспечении контроля выполнения планов.

Детальный план выполнения работ по созданию отвечающей современным требованиям ООП ДО должен включать:

- основные задачи работы;

- все ключевые события и даты;

- точную последовательность работ.

Кроме того, он должен позволять при необходимости определить потребности в ресурсах для каждой из задач процесса реализации плана.

На этом этапе целесообразно подготовить и рабочие материалы, необходимые для разработки спроектированной программы: учебно- программную документацию, методические разработки, программное обеспечение и т.д., а также, например, должностные инструкции исполнителей.

Далее деятельность руководителя будет заключаться в контроле выполнения планов и регулярном обсуждении получаемых результатов. Обсуждение хода и результатов работ важны потому, что это позволяет выработать общие точки зрения, подходы, позиции участников. Такие обсуждения целесообразно проводить на педагогических советах, методических комиссиях, специально организованных научных семинарах, конференциях и педагогических чтениях и т.д.

5. Обсуждение проекта программы и его утверждение необходимо провести на расширенном заседании педагогического совета. Желательно


 

пригласить представителей родительского комитета, учредителей, членов попечительского совета и других заинтересованных лиц, получить рецензии от компетентных специалистов (заведующих другими дошкольными организациями, представителей отделов образования, научных организаций и т.д.)

Таким образом, важнейшим условием успешности работы педагогического коллектива по написанию (корректировке) образовательной программы является коллегиальный подход и учет мнений всех заинтересованных лиц. Программа в наибольшей степени будет отвечать нуждам всех участников образовательных отношений, если к ее созданию будут привлечены научные работники, педагоги ДОО, родители, представители общественности. Такой подход является основой для улучшения качественного разнообразия образовательных программ, даже в пределах каждого из видов ДОО, побуждает педагогические коллективы к творческой деятельности.

Важно отметить, что для руководителей и сотрудников образовательной организации ценность представляет как сам процесс создания программы, так и совместная деятельность по ее реализации. В этом случае деятельность приобретает осмысленный и упорядоченный характер, позволяет увидеть перспективы развития, как личностного, так и коллективного; оценить свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться к различного рода проверкам; более осознанно и целенаправленно управлять дошкольной организацией.

Назначение образовательной программы можно охарактеризовать следующим образом:

- определяет приоритеты в подходах к реализации содержания образования;

- способствует объединению и координации деятельности специалистов ДОО;

- служит основой для разработки и совершенствования технологии управления образовательным процессом;

- является основанием для оценки качества реализации образовательных услуг муниципальными органами управления образованием;

- способствует обеспечению реализации права родителей на достоверную и исчерпывающую информацию об образовательных услугах дошкольной организации.

Таким образом, как было отмечено выше, по своей сути образовательная программа – это практическое воплощение модели организации педагогического процесса с учетом конкретных условий каждой ДОО. Она должна обеспечивать построение целостного образовательного процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие дошкольника – физическое, социально-коммуникативное,


 

познавательное, речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи.

Разработка ОП – это создание совокупности примерной и дополнительных программ, отвечающих образовательному запросу социума, обеспечивающих самореализацию, достижение определенного уровня образованности, разностороннего развития и адаптации дошкольников в социальной среде.

В настоящее время дошкольным организациям необходимо осуществить разработку (корректировку) программы на основе ФГОС ДО, с учетом примерной ООП ДО и других нормативных документов, регламентирующих их образовательную деятельность.

Конечной целью создания ОП является реализация в ДОО собственной модели организации обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста с учетом конкретных условий, поэтому она должна быть сугубо индивидуальной для каждой организации, учитывать потребности воспитанников, их родителей, социума.

В соответствии с ФГОС ДО программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (таблица 4).

Структура ООП ДО

Разделы ООП ДО Содержание раздела
целевой 1. Пояснительная записка 2. Планируемые результаты освоения программы
содержательный 1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях 2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы 3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (если эта работа предусмотрена программой)
организационный 1. Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания 2. Распорядок и/или режим дня 3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 4. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды.

План-проект ООП ДО (на основе ПООП ДО «Мир открытий»)

Целевой раздел

1. Пояснительная записка. В ней должны раскрываться цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к формированию программы, значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного


 

возраста. При этом указанные параметры (цели, задачи, принципы и пр.) должны соответствовать требованиям ФГОС ДО и не противоречить основным концептуальным положениям ПООП ДО «Мир открытий».

2. Планируемые результаты освоения программы. Они конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов. За основу в данном случае следует взять целевые ориентиры в младенческом и раннем возрастах, а также целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, представленные в ПООП ДО

«Мир открытий».

Содержательный раздел

1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. Описание может производиться с учетом ПООП ДО «Мир открытий» и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

В случае если обязательная часть ООП ДО полностью соответствует ПООП ДО «Мир открытий», она оформляется в виде ссылки на нее. (Обязательная часть должна быть представлена развернуто, только если она не соответствует ни одной из примерных программ!).

Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных и авторских программ, технологий и методик.

Более того, образовательная организация, разрабатывающая ООП ДО без учета какой бы то ни было примерной программы, может использовать парциальные и авторские программы (либо некоторые их разделы), входящие в ПООП ДО «Мир открытий», как в рамках обязательной части ООП ДО, так и, доработав самостоятельно содержание отдельных образовательных областей (их частей), включить эти программы полностью или фрагментарно в часть ООП ДО, формируемую участниками образовательных отношений. В любом случае ссылка на соответствующие разделы ПООП ДО «Мир открытий» обязательна.

2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы. В данном пункте дается характеристика модели образовательного процесса – описание организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей, социального заказа, наличия определенных специалистов и их квалификации. Важная задача педагогического коллектива – развернуто представить


 

используемые в ДОО подходы к организации всех видов детской деятельности в соответствии с принятыми методами воспитания, обучения и развития дошкольников, средствами образования, адекватными возрасту детей формами организации образовательного процесса.

При описании данного пункта целесообразно также опираться на содержание следующих подразделов Программы: «Образовательная технология «Ситуация», «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников», «Основные подходы к сохранению и формированию здоровья детей и их родителей», «Индивидуализация образовательного процесса» и др.

3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (в случае, если эта работа предусмотрена программой). Данный пункт раздела должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации ООП ДО для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений в развития детей. Основные Подходы к реализации инклюзивного образования представлены в Приложении 3 к ПООП ДО «Мир открытий».

Организационный раздел

1. Описание материально-технического обеспечения ООП ДО, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания. В ПООП ДО «Мир открытий» представлен подраздел

«Материально-технические условия реализации программы, методические материалы и средства обучения и воспитания», включающий примерный перечень материалов и оборудования для создания развивающей предметно- пространственной среды, а также перечень рекомендуемых пособий для реализации Программы.

2. Распорядок и (или) режим дня. В ПООП ДО «Мир открытий» он подробно представлен в подразделе «Организация жизнедеятельности детей» организационного раздела.

3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. Описание данного пункта содержится в подразделе «Организация культурно- досуговой деятельности детей» в соответствии с ПООП ДО «Мир открытий».

4. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды (готовится выпуск отдельного пособия к ПООП ДО

«Мир открытий»).

При написании раздела необходимо учесть действующие СанПиН и другие документы, регламентирующие образовательную нагрузку на детей дошкольного возраста и принципы ее распределения в режиме дня. Особое внимание следует обратить на соблюдение требований ФГОС ДО к условиям


 

реализации ООП ДО (материально-технических, к развивающей предметно- пространственной среде).

Таким образом, образовательная программа позволяет показать конкурентоспособность организации, определяет взаимодополняемость предоставляемых (основных и дополнительных) образовательных услуг. Поскольку программа является описанием объекта управления, она может стать основой для разработки и совершенствования структуры и технологии управления образовательным процессом, позволит повысить эффективность таких функций управления, как планирование, организация, анализ и контроль.

Для органов управления образования программа является демократическим механизмом внешнего контроля за деятельностью организации, т.к. контролю и проверке подлежат именно то содержание образовательного процесса и те формы его организации, которые выбирают и обосновывают сами дошкольные организации.

Приглашение родителей воспитанников к сотрудничеству при создании программы дает им возможность принять участие в построении модели организации образовательного процесса, выборе и корректировке его содержания, позволяет ДОО учесть их предложения. В таком контексте привлечение родителей и представителей ближайшего социального окружения к разработке и реализации программы является необходимым условием для стабильного функционирования и развития каждого детского сада. Это будет способствовать реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, права на их выбор, гарантирует их получение.

 

Приложение 8

СПИСОК ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

Конвенция ООН «О правах ребенка».

Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.10.2013 г. № 08-1408.

План действий по обеспечению введения Федерального государственн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.196 (0.018 с.)