Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вторая группа раннего возраста

Поиск

(второй год жизни)

Общие задачи воспитания и развития:

• укреплять здоровье ребенка и содействовать развитию основных движений, физических качеств с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка;

• формировать первоначальное представление ребенка об окружающем мире, поддерживать инициативный интерес к его познанию и использование ребенком при этом доступных сенсорных действий, а в общении с окружающими – вербальных и невербальных способов познания (вопросы, подражание, привлечение взрослых к содействию);

• создавать условия для развития предметной деятельности (инициативные предметные действия и операции, достижение результатов);

• создавать атмосферу содействия, сотрудничества во взаимодействии, в общении, познании; предоставлять возможности для выбора ребенком материала, содержания и длительности действий; заботиться о появлении у ребенка ощущения успешности в деятельности; развитие позитивного образа «Я»;

• замечать и поддерживать инициативу ребенка в предметно-деловом общении со взрослым; поддерживать стремление к самостоятельности;

• создавать условия для развития речи как средства общения и управления своими действиями и поведением; способствовать становлению и развитию словаря, связной речи;

• побуждать детей к управлению своим поведением, действиями на основе элементарных правил: собирать, ставить игрушки на место, определенное им в комнате, не отбирать игрушки;

• содействовать развитию элементарного эстетического восприятия, способности эмоционально реагировать на эстетические особенности


 

природы, предметы ближайшего окружения, на литературные, музыкальные и изобразительные художественные образы.

 

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

• Создавать условия для освоения детьми первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений в общении, зарождающейся игровой, познавательно- исследовательской деятельности.

• Знакомить с окружающим миром и формировать у детей элементарные представления (личностные, гендерные, о семье, обществе):

- о самом себе: имя, внешний вид (голова, лицо, глаза, уши, нос, рот, руки ноги); о своих действиях и желаниях;

- о близких значимых людях (мама, папа, бабушка, дедушка): знать их имена и трудовые действия;

- о других людях: различать возраст и пол (девочка, мальчик, тетя, дядя и т.д.); физическое и психическое состояние человека (радостный – улыбается, смеется; грустный – плачет); особенности внешнего вида;

- о доступных для этого возраста явлениях природы, животных, растениях;

- о доступных ситуациях общественной жизни (в магазине, в поликлинике т.п.);

- элементарные представления о труде взрослых, ценностное отношение к труду других людей и к его результатам; подключать детей к совместной деятельности со взрослым (например, к уборке игрушек в отведенное для них место).

• Содействовать дальнейшему развитию деятельности общения с взрослыми и детьми в разных видах деятельности:

- поддерживать основной мотив общения – интерес ребенка к взрослым и детям, взаимодействию с ними;

- содействовать освоению детьми элементарных норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, изначально формируя положительное и осмысленное к ним отношение;

- создавать условия, требующие определения и использования ребенком способов поведения в рамках усвоенных правил общения (репродуктивная форма активности ребенка);

- содействовать развитию речевых способов общения;

- создавать условия для делового общения с разными людьми;

- замечать, поддерживать и стимулировать инициативную активность ребенка в стремлении установить контакты с взрослыми и детьми;

- продолжать содействовать развитию позитивного образа «Я», первичных семейных, гендерных представлений.

-


 

Развитие ребенка в игре

• Поддерживать отобразительные предметно-игровые действия с игрушками.

• Способствовать переходу ребенка от действий, основанных на свойствах игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, обыгрыванию доступных пониманию сюжетов из жизни, с использованием в сюжете отдельных игровых действий, а затем нескольких взаимосвязанных действий; в игровом взаимодействии с детьми в контексте игровых сюжетов закреплять социальные представления ребенка и актуализировать в поведении социальные отношения, эмоции.

• Поощрять перенос усвоенных игровых действий с одних игрушек на другие и выполнение их в разных ситуациях (на прогулке, в группе и т.п.). Развитие ребенка в предметной деятельности

• Содействовать расширению представлений о ближайшем предметном окружении; развитию интереса к предметам, и освоению культурных способов действий с ними (лопатки, совочки, молоточки, которые могут быть включены в трудовые процессы).

• Содействовать зарождению элементарного самообслуживания: побуждать ребенка к процессу одевания, раздевания, начальному усвоению способов действий, элементарной последовательности в выполнении этих действий, размещению одежды в определенных местах.

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Общение сохраняется как самостоятельный вид деятельности и является средством взаимодействия с взрослыми и детьми. Основная задача на втором году жизни - поддерживать и продолжать развивать потребность в общении, содействовать освоению правил и способов общения. В условиях предметной деятельности нужно развивать деловое общение. Взрослый при этом - образец, организатор, сотрудник во взаимодействии. А у ребенка следует вызывать стремление подражать действиям взрослого, быть успешным в деятельности, поддерживать ожидание доброжелательного внимания и позитивных оценок со стороны окружающих. В результате поддержки и поощрения действий ребенка с предметами у малыша возникает чувство удовлетворения от успешности действий, формируется позитивное самовосприятие. На этой основе возможно инициативное приобщение ребенком взрослого к совместным действиям, которое следует замечать и поддерживать. Собственным примером, создавая и используя естественно возникающие ситуации в процессе общения, взрослому следует воспитывать у малышей доброжелательное отношение к окружающим людям (взрослым и детям).

В зарождающейся игре также идет процесс усвоения социальных норм и правил поведения. Игровое взаимодействие между детьми происходит в основном на уровне «игры рядом». При этом важно поощрять элементарные взаимодействия по поводу игровых материалов, умение не мешать другим. Для появления предпосылок игры необходимы специальные условия:


 

организация наглядно-действенного познания ребенком окружающего мира, привлечение его внимания к действиям взрослых как источнику осмысленных игровых действий, совместные с взрослым игры, в которых взрослый демонстрирует способы общения, взаимодействия в рамках соответствующих правил и подключает к взаимодействию ребенка, а также активно откликается на инициативную активность ребенка.

С развитием речи преодолевается зависимость ребенка от конкретной ситуации, появляется возможность развития замыслов. Развитие речи дает также возможность наименования и переименования предметов, на этой основе возможно появление символических игровых замещений. Создавая соответствующие представления детей об окружающем, организуя предметную среду, включаясь в игровое взаимодействие с детьми, следует содействовать становлению игровой деятельности.

В процессе совершенствования игры происходит развитие самого ребенка, его социализация. В общении, предметной деятельности, в игре происходит дальнейшее освоение, обогащение первоначальных представлений социального характера.

В процессе приобщения детей к самообслуживанию важно обеспечить динамику развития доступных трудовых действий - от первоначального ознакомления и первых проб к все более уверенному исполнению на самостоятельном уровне.

От полутора до двух лет дети используют в предметной деятельности простейшие орудия: осваивают действия с палкой, сачком, лопаткой, совочком, черпачком и др. Эти орудийные действия начинают формироваться в предметной деятельности и трансформируются в зарождающихся трудовых процессах.

Организуя элементарные трудовые действия, педагог постепенно расширяет ассортимент используемых предметов и действий; учит детей надевать туфли, шапку и др.; самому класть некоторые вещи в свой шкаф, игрушки - на полочку и т.п. Взрослый учитывает актуальный и потенциальный уровни развития каждого ребенка, его физическое и психическое состояние, сиюминутное настроение - обеспечивает индивидуальный подход и создает специальные развивающие ситуации.

Важно вызывать у детей чувство удовлетворения от совместных со взрослым трудовых действий; поддерживать стремление подражать взрослому, быть успешным в действиях, ожидание доброжелательного внимания и позитивных оценок со стороны взрослых; содействовать развитию у детей позитивного самовосприятия через поддержку и поощрение; учить замечать и поддерживать инициативное приобщение ребенком взрослого к совместным действиям; обращать внимание на трудовые действия близких людей (стирает, готовит еду, моет пол, читает книжки и т.п.); вызывать интерес к трудовым действиям взрослых в бытовых процессах, по уходу за растениями, животными; вызывать желание помогать


 

кормить птиц, не рвать цветы, не пугать животных; воспитывать бережное отношение к вещам, предметам как результату труда людей.

Полезно использовать ситуации-наблюдения за трудом взрослых: дворник чистит дорожки от снега, посыпает песком, чтобы детям, мамам, папам и всем людям было удобно ходить, чтобы никто не упал; няня поливает растения - поэтому они красиво цветут; на стол положили красивые салфетки - приятно кушать за таким красивым столом и т.п.

По возможности дети приобщаются к трудовым процессам: приносят салфетку со стола няне - для стирки, «помогают» своей лопаткой чистить дорожки от снега, кладут зернышки в кормушку для птичек, взрослый размещает кормушку в нужное место, и все вместе наблюдают за поведением птиц.

В повседневной жизни увеличивается ответственность и активность взрослых в обеспечении безопасной жизнедеятельности ребенка. Повышенная сенсорно-моторная, двигательная активность ребенка, ярко выраженные познавательно-исследовательские действия объективно расширяют спектр опасных ситуаций. Соответственно, важно обеспечить безопасные условия жизнедеятельности ребенка и знакомить детей с правилами поведения в конкретных опасных ситуациях.

С развитием речи, в рамки пассивного словаря, возможно, вводить слово, более точно обозначающее существо запретов, дифференцирующее их отличие от других «нельзя». Это слово «опасно». Эмоциональная подача нового слова, совмещенная с профилактическими объяснениями, комментариями уже свершившегося опасного поведения, применение иллюстративного материала и т.п. позволят ребенку постепенно усвоить его суть и соотносить с конкретными ситуациями. В повседневном общении с детьми необходимо приобщать детей к пониманию и выполнению возможных правил безопасного поведения дома и в детском саду: нельзя включать электрическую (газовую) плиту, трогать электрические розетки, передвигать кастрюли на столе, залезать на подоконник. По лесенке нужно ходить осторожно, держась за перила, не трогая других детей. Двери и дверцы шкафов нужно закрывать медленно, аккуратно, не прищемив пальцы. Нельзя обижать других детей, драться - детям больно. Нельзя убегать от взрослого во время прогулки. Все это опасно! При этом педагог обеспечивает эмоциональное благополучие детей проявлением тепла, ласки (особенно по отношению к самым маленьким, болеющим, беспомощным, неуверенным в себе детям и новичкам); содействует формированию чувства безопасности.

В общении с природой (экологическое воспитание). Способствовать появлению у детей элементарных представлений о природных объектах. Помочь ребенку открыть для себя не только окружающий мир природы (животных, растений, природных явлений), но и место человека в нем; воспитывать доброе, бережное, заботливое отношение к этому миру (помогать кормить птичек, не рвать цветы, наблюдать за поведением животных, не мешая им при этом, не пугать животных). Предупреждать


 

проявления равнодушия к природе и жестокое обращение с ней. Воспитывать осторожное отношение к незнакомым животным -собакам, кошкам. Их нельзя трогать, гладить - это опасно. Нельзя делать больно кошке, собаке, птицам и другим животным.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

• Создавать условия для развития предметной деятельности, ознакомления с миром предметов, развития интереса к предметам и освоения культурных способов действий с ними.

• Поддерживать и стимулировать познавательно-исследовательскую активность ребенка:

- развитие познавательных действий: инициативное обследование детьми новых предметов, стремление понять их назначение, способы действия с ними; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода), с составными и динамическими игрушками;

- актуализация использования ребенком сенсорных наглядно- действенных способов познания, сенсорно-ориентировочных операций (погреть ладошки, носик в лучах солнца, поймать снежинку, потрогать льдинку, послушать дождик, погладить листочек, кору дерева, понюхать цветочек и т.п.);

- инициативное познавательно-речевое общение с взрослыми (вопросы, комментарии);

- развитие элементарных представлений о природных объектах, которые ребенок может видеть дома и на картинках: животные (рыбы, звери, птицы, насекомые), растения (цветы, большие деревья, зеленая трава); о природных явлениях (солнышко, тучки, дождь, снег и др.); о ближайшем предметном окружении: игрушки, о предметы быта и их назначение (стол, стул, кровать, из чашки пьют чай, ложкой едят и т.д.); о личных вещах (полотенце, платье, туфли и т.п.); о продуктах питания (хлеб, молоко, яблоко, морковь и т.п.); о блюдах (суп, каша и т.д.); не только о предметах, но и их частях, размере, цвете (красный, синий, желтый, зеленый);

- развитие обобщенных представлений о предметах и действиях: показывать и находить один и тот же предмет независимо от его размера, цвета и др.;

- развитие личностных качеств (познавательной активности и инициативы, предпосылок любознательности).

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В общении и предметной деятельности продолжается процесс познавательного развития ребенка, как следствие - расширение представлений о мире. Идет процесс инициативного сенсорно-моторного освоения ребенком окружающего пространства. Важно не только сохранять и поддерживать инициативность ребенка, но и обеспечивать при этом целенаправленное сенсорное развитие, создавать условия в совместной с


 

ребенком предметной деятельности для развития сенсорных ориентировок: в выделении сенсорных свойств предмета, выполнении соотносящих действий зрительно-двигательным, а затем зрительным путем.

Необходимо также содействовать развитию интереса ребенка к результату действия, его осмыслению, инициативному повторному действию, вызывая и закрепляя у ребенка чувство удовольствия от ее исполнения; создавать условия для экспериментирования с предметами одного типа; создавать условия для обобщения предметов по функции, назначению и переноса действий на подобные предметы; расширять диапазон предметных действий. Формировать способы речевого общения малыша для его познавательного развития.

Содействовать познавательному развитию детей в конструктивной деятельности; создавать условия для соотнесения детьми игрового материала со знакомыми предметами (учить ребенка узнавать в детали образ предметов: кубик - табуретка, брусок – кроватка); способствовать ознакомлению ребенка с различными деталями, помочь ребенку запомнить их название (кубик, кирпичик); организовывать действия детей по образцу, по показу способа действия; фиксировать внимание детей на ощущении радости от полученного результата, учить понимать его назначение; побуждать детей и поддерживать интерес обыгрывать постройки, содействовать развитию соответствующих игровых действий.

Возможный диапазон развития сенсорно-ориентировочных действий:

• Соотносить предметы по одному из сенсорных свойств (или по форме - круглый, прямоугольный, или по величине - большой, маленький).

• Соотносить предметы по двум признакам одновременно (по величине - большой, маленький и форме - круглый, квадратный, треугольный).

• Группировать: однородные предметы по одному из признаков (величина или форма); предметы, резко различающиеся по форме (круглые - квадратные); предметы, резко различающиеся по цвету (синий- красный, желтый - зеленый, черный - белый); соотносить и группировать предметы, относительно близкие по форме (круглые - овальные), или величине (большой - поменьше), или цвету (желтый - оранжевый, синий - фиолетовый).

• Соотносить и группировать разнородные предметы по одному из признаков. В играх с дидактическими игрушками соотносить предметы по цвету, форме, величине, количеству (пирамидки, матрешки).

• Использовать вспомогательные средства, с помощью которых можно изменить положение предмета (ленты, тесемки, шнурки), выполняя действия: притягивания, подтягивания, перемещения каталки с помощью рукоятки.

• Использовать простейшие орудия: придвинуть, вытолкнуть игрушку палкой, действовать сачком, черпачком, осваивать действия с совочком, лопаткой, молоточком и др.


 

• В конструктивной деятельности содействовать освоению детьми элементарных способов действия: накладывать кубик на кубик, призму на кубик; выкладывать дорожку из пластин; с помощью взрослых устанавливать связь между формой детали и ее конструктивными свойствами (кубик можно ставить любой стороной, призму - основанием).

Темпы, количество, прочность, степень самостоятельности в освоении и применении этих действий у каждого ребенка могут быть различными. Важно наличие динамики в их освоении, продвижение ребенка, а достижения каждого ребенка будут разными. Надо создать оптимальные условия, при которых каждый малыш максимально реализует возможности к развитию. Это и будет его норма развития на сегодняшний день.

 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

• Содействовать развитию речевых способов общения, наиболее эффективно обеспечивающих взаимопонимание при взаимодействии и в целом реализующих процесс социализации ребенка.

Развитие понимания речи

1 год - 1 год 6 месяцев

• По слову взрослого побуждать находить и показывать в естественных условиях и на картинке игрушки, предметы одежды, посуды. Учить понимать слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши), бытовые и игровые действия (умываться, гулять,), признаки предметов: цвет (красный, синий), контрастные размеры (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик). Учить детей внимательно слушать взрослого, понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает свои действия, понимать и выполнять несложные поручения из двух-трех действий («Сядь на стул и посмотри книжку»). Вызывать интерес и понимание сюжетов небольших инсценировок, состоящих из 2-3 действий.

1 год 6 месяцев - 2 года

• Расширять запас понимаемых слов, обозначающих: предметы, окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, тетя, дядя, бабушка, дедушка), их действия, которые дети видят, состояние, настроение (радуется, плачет), части и признаки предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), контрастные размеры (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик), назначение и действия с предметами (ложкой едят, из чашки пьют, шапку надевают на голову, варежки - на руки). Побуждать находить и показывать предметы в естественных условиях и на картинке, понимать предложения с предлогами и выполнять соответствующие действия: «Поставь зайчика на полочку», «Положи ложку в чашку» и др. Содействовать пониманию простых по содержанию рассказов, потешек, сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра, близких по содержанию к личному опыту детей.


 

Развитие активной речи

1 год - 1 год 6 месяцев

• Совершенствовать умение подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь названиями знакомых предметов, их качеств, действий («Катя кушает, зайчик спит» и др.). Побуждать показывать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке, отвечать на вопросы (Кто? Что? Где? Что делает? Какой?) и задавать эти вопросы взрослым.

1 год 6 месяцев - 2 года

• Стимулировать инициативную речь ребенка. Продолжать расширять активный словарь: использовать существительные, глаголы, прилагательные.

• Побуждать заменять звукоподражательные слова общеупотребительными (вместо «би-би-ка» - «машина» и т.п.).

• Активизировать в речи детей местоимения (я, ты, мне), наречия (там, туда), предлоги (в, на, за).

• Стимулировать желание вступать в диалог и использовать при этом все доступные способы общения (мимика, жесты, слово).

• Поддерживать стремление ребенка задавать вопросы (Кто? Что? Что делает? Какой?) и охотно отвечать на них.

• Содействовать освоению умения говорить фразами, употребляя предложения из 3- 4 слов (к концу года).

• Приобщать ребенка к слушанию произведений малых фольклорных жанров (потешки, песенки, поговорки), небольших сказок, обеспечивая понимание доступного содержания.

• Расширять сферу познания ребенка, привлекая внимание, интерес к предметам, явлениям, ситуациям, образы которых фигурируют в художественных текстах, устанавливая связь между реальными предметами, явлениями и их воплощением в литературных образах.

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Общение сохраняется как самостоятельный вид деятельности и является средством взаимодействия с детьми в контексте предметной и других видов деятельности. Ключевая задача - развивать у детей потребность и способы общения, главными из которых являются вербальные способы. Это объясняется не только спецификой образовательной области, но и сензитивностью к развитию речи этого возрастного периода в жизни человека. Педагог создает условия для развития речевого общения, побуждает к переходу от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств.

Необходимо максимально использовать детскую литературу, художественное слово для развития пассивной и активной речи детей. Специальное обращение к художественному слову в форме организованного взаимодействия на занятиях, играх-занятиях, безусловно, полезно. Но еще более полезно включение потешек, стихов, поговорок в процесс повседневного общения с детьми, в контекст сиюминутных ситуаций,


 

событий, отношений. Тогда сами ситуации приобретают особую эмоциональную окраску, становятся более информативными для ребенка и в смысле их содержания, и в смысле оценочного отношения к ним с точки зрения правил, норм, создавая при этом особую нестандартную и теплую атмосферу отношений в детском и детско-взрослом сообществе. В то же время можно активизировать речь детей: желание и способность слушать и повторять за взрослым отдельные звуки, слоги, слова, воспроизводя по возможности интонации, ритм, рифму, выполняя движения, действия в соответствии с текстом; обеспечивать динамику в развитии понимания словесного художественного образа: от восприятия общего смысла образной ситуации к выделению отдельных слов и фраз.

Рекомендуемые художественные произведения (примерный перечень)

Малый фольклорный жанр. Возможно использование всех форм малого фольклора, рекомендованных для детей младенческого возраста:

«Ладушки», «Петушок-петушок», «Котик серенький присел на печурочке»,

«Водичка-водичка», «Большие ноги шли по дороге, топ-топ-топ», «Ай, качи- качи-качи», «Как у нашего кота», «Кисонька-мурысонька, ты где была?»,

«Зайка серый умывается», «Расти, коса, до пояса», «Пастушок-пастушок, заиграй во рожок», «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки, испекли оладушки», «Сорока-белобока», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?»,

«Поехали-поехали», «По кочкам, по кочкам», «Тушки-тутушки», «Курочка- рябушечка», «Ты, мороз, мороз, мороз, не показывай свой нос».

Сказки. «Курочка ряба», «Репка», «Колобок» (в обработке К.Д. Ушинского).

Авторские произведения. А.Л. Барто. «Грузовик», «Зайка»,

«Лошадка», «Бычок», «Мишка»; Г.Р. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши, попляши»; В.Д. Берестов. «Курица с цыплятами»; К.И. Чуковский.

«Федотка», «Цыпленок»; С.Я. Маршак. «Детки в клетке»; Т.И. Волгина.

«Загудел паровоз»; Л. Герасимова. «Я – шофер»; А. Чельцов. «Поехали»; З.Н. Александрова. «Дождик»; В.А. Жуковский. «Птичка».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.200 (0.012 с.)