Методики диагностики уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, на этапе контрольно констатирующего эксперимента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики диагностики уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, на этапе контрольно констатирующего эксперимента.



Для изучения познавательного развития детей старшего дошкольного возрастана базе МОУ «Начальная школа-детский сад «Ясень» с.им.9 Января Оренбургского района был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 10 человек.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий.

На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе

2 этап - формирующий.

На этом этапе проводились занятия, направленные на развитие познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

3 этап – контрольный.

На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе, проведен анализ полученных результатов.

Задача констатирующего этапа эксперимента состояла в определении уровня сформированности познавательного развития старших дошкольников.

Для выявления уровня сформированности познавательного развития дошкольников мы выделили следующие критерии и показатели:

-уровень развития связной речи и логического мышления;

- уровень притязаний;

- воображения;

-уровень успешности усвоения материала.

-развитие экологических представлений

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Для выявления уровня сформированности познавательного развития мы пользовались методиками и тестами Л.А.Венгер, Н.А.Вершининой, Л.С.Выготского и остановились на заданиях: «Последовательные картинки», Лишний предмет» на определение уровня развития связной речи и развития логического мышления. Для изучения уровня притязаний в познавательной деятельности мы предложили знакомое для детей задание – собрать разрезную картинку. Для изучения воображения мы использовали методики-игры «Дорисуй рисунок», «Необычное животное». Уровень успешности усвоения материала воспитанниками мы оценивали на занятиях по окружающему миру. А для определения экологических знаний использовали дидактические игры, упражнения, вопросы по «Программе воспитания и обучения в детском саду».

Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что дети находились примерно на одном уровне развития познавательной активности. Кроме того, можно было отметить и некоторые психологические особенности, свойственные познавательной активности детей контрольной группы до проведения формирующего эксперимента. Большинство детей ориентировались на картинки, которые представляли собой возможность сложения целостного изображения. Дети часто проявляли ригидность, использовали только один тип возможностей. Стремясь найти какой-то определенный вариант, дети обычно не замечали случайно появляющиеся другие возможности, для них было характерно отсутствие инициативы в поиске различных способов использования материала.

Проведенная на констатирующем этапе диагностика познавательного развития и наглядного моделирования позволила выявить преобладание, в основном, среднего уровня развития у старших дошкольников.

. На среднем уровне познавательной активности оказалось 80% детей. Эта группа детей, получившая название «Вопрошайки», характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым. Наименьшее количество детей (20%)находились на высоком уровне познавательного развития. Данная подгруппа детей, условно названная «Искатели», отличалась проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Результаты диагностики представлены в таблице

Таблица 2 - Показатели уровня сформированности познавательного развития на констатирующем этапе эксперимента

Группа уровень развития связной речи и логического мышления уровень притязаний уровень успешности усвоения материала воображение развитие экологических представлений
Данила А. С С С В В
Ксения Б. В В В В С
Наташа Б. С С С С С
Алеша Д. С С С С С
Лиза Е. В С В В В
Лада Ж. С С С С С
Эллина З. С С С С С
Даша З. С В С С С
Никита К. С С С В С
Андрей К. С С С С С

Средний показатель среднего уровня познавательного развития составил - 80%.

Средний показатель высокого уровня познавательного развития составил-20%. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых средний уровень познавательного развития, что говорит о необходимости его развития. С этой целью нами был проведен формирующий этап эксперимента, о чем и пойдет речь в следующем параграфе.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 3075; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.006 с.)