Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды и формы внеклассной работы по литературе↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современная система обучения чтению предполагает непременный выход всх учащихся в самостоятельную деятельность с книгой. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ – это раздел обучения чтению, цель которого – сформировать у младших школьников знание детских книг из доступного круга чтения и личностный, соответствующий возрастным возможностям и индивидуальным особенностям ребенка избирательный интерес к книгам, желание и умение их осознанно выбирать и осмысленно читать. МЕТОДИКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ - это раздел науки, вооружающий учителя знанием понятий, закономерностей и практическими умениями, без которых невозможна эффективная педагогическая организация самостоятельного детского чтения. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ – это индивидуальное. Без непосредственной помощи учителя общение ребенка с доступным миром книг, в процессе которого ребенок и осуществляет: 1. осознанный выбор книги для себя (отдает предпочтение одной книге, особенно полезной, интересной сейчас и посильной); 2. прочтение избранной книги по всем правилам. При этом весь путь осмысления своего отношения к книге – от определения ее содержания в момент выбора (знакома или нет, о чем расскажет, если ее прочитать; читать или не читать; сейчас читать или потом), от полноценного восприятия произведения в процессе чтения и до обдумывания прочитанного, когда книга закрыта, - ребенок проходит только с помощью самой книги, которой он уже овладел как приспособлением для чтения. Пока же ребенок не овладел книгой как инструментом или орудием чтения, он может читать новое произведение лишь с помощью учителя – это НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ/ Элементарный (пороговый) уровень, обеспечивающий готовность ребенка к самостоятельному чтению новых детских книг, характеризуется следующими показателями: 1. сформированностью интереса к книге – объекту; 2. владение грамотой и приемлемым темпом чтения (для детей с нормой 32 – 45 слов в минуту вслух и 45 – 60 слов в минуту про себя); 3. широтой читательского кругозора (на каждую из тем ребенок должен быть способен воспроизвести по памяти не менее 2 – 3 книг); 4. упорядоченностью накопленного кругозора хотя бы по 2 – м основным линиям связи (книга – автор, книга - тема); 5. глубиной, т.е. способностью вспомнить, представить, назвать героев прочитанных произведений, узнать знакомые эпизоды и ситуации на иллюстрациях или по описанию, воспроизвести их содержание в контексте и соотнести с книгой. По данным психологов и наблюдениям педагогов, наиболее продуктивным для приобщения детей к книге и чтению является дошкольное детство и младший школьный возраст: 3 – 5 лет при индивидуальных занятиях в семье и 6 – 7 лет в школьной системе. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ - ЧИТАТЕЛЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: Процесс эффективного педагогического руководства по становлению читателя мл. школьного возраста строится по этапам. Этапы связаны не с возрастом учащихся, они определяются уровнем общеязыковой и специальной читательской подготовки, которой владеют дети (класс), приступающие к обучению. При формировании типа правильной читательской деятельности младшие школьники проходят 4 ЭТАПА (подготовительный, начальный, основной, заключительный) и 4 ПЕРИОДА. Этапы различаются: 1. ведущими задачами и условиями обучения, 2. структурой урока, характером постановки и разрешения учебных ситуаций. Периоды характеризуются: 1. количеством времени, которое отведено на классно – урочную форму работы с детской книгой, 2. учебным материалом, 3. объемом и содержанием коллективной и индивидуальной читательской деятельности. …………………………. …………………………. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ: Детские книги на уроках внеклассного чтения – это основной учебный материал, т.е. те объекты, изучая которые под руководством учителя дети постигают нечто новое, жизненно им необходимое, как в окружающем мире, так и в самих себе. Как и любой другой учебный материал, детские книги бывают разного уровня сложности. Он определяется по несколькими показателям. Учитывается содержание, тематика, жанр произведений и их объем с точки зрения доступности для чтения (вслух, учителем или детьми – про себя); их принадлежность к кругу собственно детского чтения, объем книги – объекта, в котором произведение помещено. Детские книги весьма разнообразны по формату. Различаются книги большеформатные, среднего формата, малого формата или малышки, книги фигурные и нестандартного формата. На начальном этапе обучения, например, при демонстрации учителем стихотворения «Усатый - полосатый» учитель должен воспользоваться большеформатной книгой, тогда как у детей при рассмотрении этой книги совместно с учителем на столах должны лежать «коллективки» (т.е. книги одного и того же названия и издания из расчета одна книга на каждого ученика) уже среднего формата, т.к. большие книги будут вызывать массу неудобств, и тем самым затруднять восприятие произведения. Очень эффективны и книжки – «малышки» (издания малого формата). Даже слабо подготовленный ребенок ее не боится, она ему «по размеру», он охотно берет ее в руки и пробует читать. Именно на книгах такого формата надо приучать ребенка преодолевать трудности техники чтения при переходе от подготовительного этапа к начальному и основному этапам. Лучше начинать работу по внеклассному чтению с книг, типа «Слон» Л.Н. Толстого, т.е. книг, в которых на странице 2 – 3 строки текста даны под соответствующей им картиной. В этом случае иллюстрация каждый раз предваряет чтение, помогая ребенку передохнуть, подготовиться к восприятию тех 1 – 2 предложений, которые ярко выделяются на странице, и которые легко охватить взглядом. При таких условиях любой ребенок в состоянии осилить текст рассказа «Слон»: небольшой текст на 4 – х стр, подкрепленный иллюстрациями, доступен ему для прочтения в течение 3 – 6 мин. За это время ребенок не утомляется, а напряжение, которое он испытывает в процессе самостоятельного чтения, не отпугивает от книги, а сменяется радостью от того, что он преодолел трудность. После прослушивания, рассматривания, беседы в классе дети охотно обращаются к таким рассказам дома, и читают его от начала до конца, и справляются с ним, т.к. уже знакомы с его содержанием и оно им нравится. Невосприятие текста начинающими читателями и в «книжках - малышках», и в большеформатных изданиях наблюдается обычно в тех случаях, когда шрифт рисованный, нестандартный или цветной, например, в книге В. Бианки «Лис и мышонок» (Л., 1970), в которой текст напечатан ярко – голубым шрифтом и размещен не под иллюстрацией, а вверху, над ней – дети не обращают внимания на текст – он воспринимается как продолжение иллюстрации, как «небо», и не пытаются его прочитать. Они старательно вспоминают, о чем идет речь на знакомых страницах и фантазируют. Фигурные книжки хороши на уроке внеклассного чтения в качестве наглядных пособий, привлекающих детей к содержанию, которое предстоит освоить. Это книжки – игрушки, и на занятиях они могут демонстрироваться детям вместо соответствующей игрушки – «Усатый - полосатый». Они весьма удобны для развития художественных способностей детей, для занятий по развитию речи учащихся, т.к. интенсивно воздействуют на органы чувств детей при осознании ими оттенков в значении слов (ушки, глазки, полоски и т.д.) Книги делятся на 2 категории: книги «толстые» и «тонкие». «Тонкие» книги чаще всего имеют от 8 до 16 страниц, а «толстые» - от 10 до 30, реже 60 страниц. Без «тонких» книг ребенок не может убедиться, что он способен прочитать книгу. А такого рода уверенность необходима каждому для успешности дальнейшего обучения. «Толстые» книги – в переплетах – младшие школьники охотно берут и читают главным образом на основном и заключительных этапах. Причем сначала это сборники стихов, рассказов, сказок, затем – повести – сказки, приключенческие и исторические повести, и, наконец, повести на документальной основе – о героях и подвигах. При отборе учебного материала к урокам внеклассного чтения учителю важно обращать внимание и на то, что детские книги различаются по количеству и характеру подбора в них произведений. С этим начинающих читателей надо познакомить. Дети должны познакомиться с книгой 3 – х типов: 1. книга, содержащая одно произведение одного автора, 2. книга, содержащая несколько произведений одного автора, 3. книга, содержащая произведения разных авторов. Без специальной работы под руководством учителя ребенок – читатель этих особенностей в книгах не замечает. Для чего все они совершенно одинаковые. Например, детям одинаковыми кажутся книги С. Могилевской «Сказка о громком барабане» (М., 1984), и книга той же серии «Землянка» А. Митяева (М., 1985). Без специального обучения дети не осознают, что в книге Могилевской одно произведение и если эту книгу уже прочитали, то ее можно взять для чтения вторично только с целью перечитывания. Книга А. Митяева интересна тем, что в ней несколько рассказов о Советской Армии. И если один из рассказов «Землянка» уже прочитан учителем, то другие можно прочитать самому. Очень часто дети путают, где книга – произведение, а где – книга – сборник, и какой именно сборник – авторский или тематический. Чтобы закрепить эти понятия, необходима долгая и кропотливая работа. Существует тип книг, которые оказывают положительное влияние на овладение техникой чтения и читательскую самостоятельность. Это самые разнообразные книжки – игрушки, книжки – театр, книжки – раскраски, книжки – раскладушки и т.д. Они функционально рассчитаны на то, чтобы увлечь ребенка их чтением и рассматриванием. Типичная конструктивная схема таких книг – это большеформатное красочно иллюстрированное издание; в начале книги, чаще всего на 1 – ой странице, дан текст, содержащий познавательную сущность заключенной в книге информации. Затем идут большие, почти на всю страницу иллюстрации с подписями в 1 – 2 слова. Эти книги не входят в круг тех книг, которые учитель читает детям вслух. Они необходимы для организации индивидуальной внеурочной работы с книгой для той группы детей, которые еще с трудом овладевают техникой чтения. Вторая часть книги расшифровывает, уточняет все, что было услышано, построена так, чтобы все, знакомые и незнакомые объекты непременно чередовались. Например, если ребенок узнает, не читая подписи к иллюстрации утку, то, чтобы различить глухаря или тетерева, сову или филина, ему нужно прочитать текст. Книжки – раскраски и книжки – картинки преследуют ту же цель, но предлагают дополнительную к чтению деятельность – нарисовать картинки или пересказать сказку с опорой на иллюстрацию. На основном и заключительном этапах обучения младших школьников надо познакомить с книгами – справочниками, детской периодикой – журналами, газетами – и приучить детей ими пользоваться. .
Терминологический диктант
Пауза – (от греч. - прекращение) – временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи.
Интонация – (от лат. – громко произносить) – сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также эмоций.
Логическое ударение – интонационное средство; выделение к. – л. слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко; в письменной речи это достигается определенным порядком слов.
Сила голоса – умение давать голос тихо, средне, громко; зависит от амплитуды колебаний истинных голосовых складок, что обусловлено силой выдоха и от величины резонирующих полостей (легкие, гортань, глотка, ротовая и носовая полости).
Тембр голоса – окраска, качество звука; определяется относительной силой дополнительных тонов (обертонов); количество и сила обертонов, их определенное сочетание придают голосу тот индивидуальный тембр, который позволяет узнавать людей по голосу; на тембр голоса большое влияние оказывают движения мышц глотки мягкого неба, губ, щек, языка, а также движения надгортанника, самой гортани, деятельность дыхательных мышц.
Дикция – (от лат. - произношение) – 1) подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающие четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а так же слов и фраз в целом; 2) манера произношения слов, слогов и звуков.
Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости; темп речи может быть измерен двумя способами: числом звуков (слогов), произносимых в единицу времени, или средней длительностью звука (слога); нормальный темп речи в среднем составляет 10 – 12 звуков в секунду.
Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.
Сознательность чтения – понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Правильность чтения – плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость чтения – это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов за 1 минуту).
Выразительность чтения – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
Навык чтения – автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 870; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.60.62 (0.009 с.) |