Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и формы внеклассной работы по литературе

Поиск

Современная система обучения чтению предполагает непременный выход всх учащихся в самостоятельную деятельность с книгой.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ – это раздел обучения чтению, цель которого – сформировать у младших школьников знание детских книг из доступного круга чтения и личностный, соответствующий возрастным возможностям и индивидуальным особенностям ребенка избирательный интерес к книгам, желание и умение их осознанно выбирать и осмысленно читать.

МЕТОДИКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ - это раздел науки, вооружающий учителя знанием понятий, закономерностей и практическими умениями, без которых невозможна эффективная педагогическая организация самостоятельного детского чтения.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ – это индивидуальное. Без непосредственной помощи учителя общение ребенка с доступным миром книг, в процессе которого ребенок и осуществляет:

1. осознанный выбор книги для себя (отдает предпочтение одной книге, особенно полезной, интересной сейчас и посильной);

2. прочтение избранной книги по всем правилам.

При этом весь путь осмысления своего отношения к книге – от определения ее содержания в момент выбора (знакома или нет, о чем расскажет, если ее прочитать; читать или не читать; сейчас читать или потом), от полноценного восприятия произведения в процессе чтения и до обдумывания прочитанного, когда книга закрыта, - ребенок проходит только с помощью самой книги, которой он уже овладел как приспособлением для чтения.

Пока же ребенок не овладел книгой как инструментом или орудием чтения, он может читать новое произведение лишь с помощью учителя – это НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ/

Элементарный (пороговый) уровень, обеспечивающий готовность ребенка к самостоятельному чтению новых детских книг, характеризуется следующими показателями:

1. сформированностью интереса к книге – объекту;

2. владение грамотой и приемлемым темпом чтения (для детей с нормой 32 – 45 слов в минуту вслух и 45 – 60 слов в минуту про себя);

3. широтой читательского кругозора (на каждую из тем ребенок должен быть способен воспроизвести по памяти не менее 2 – 3 книг);

4. упорядоченностью накопленного кругозора хотя бы по 2 – м основным линиям связи (книга – автор, книга - тема);

5. глубиной, т.е. способностью вспомнить, представить, назвать героев прочитанных произведений, узнать знакомые эпизоды и ситуации на иллюстрациях или по описанию, воспроизвести их содержание в контексте и соотнести с книгой.

По данным психологов и наблюдениям педагогов, наиболее продуктивным для приобщения детей к книге и чтению является дошкольное детство и младший школьный возраст: 3 – 5 лет при индивидуальных занятиях в семье и 6 – 7 лет в школьной системе.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ - ЧИТАТЕЛЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: Процесс эффективного педагогического руководства по становлению читателя мл. школьного возраста строится по этапам. Этапы связаны не с возрастом учащихся, они определяются уровнем общеязыковой и специальной читательской подготовки, которой владеют дети (класс), приступающие к обучению. При формировании типа правильной читательской деятельности младшие школьники проходят 4 ЭТАПА (подготовительный, начальный, основной, заключительный) и 4 ПЕРИОДА.

Этапы различаются:

1. ведущими задачами и условиями обучения,

2. структурой урока, характером постановки и разрешения учебных ситуаций.

Периоды характеризуются:

1. количеством времени, которое отведено на классно – урочную форму работы с детской книгой,

2. учебным материалом,

3. объемом и содержанием коллективной и индивидуальной читательской деятельности.

………………………….

………………………….

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ:

Детские книги на уроках внеклассного чтения – это основной учебный материал, т.е. те объекты, изучая которые под руководством учителя дети постигают нечто новое, жизненно им необходимое, как в окружающем мире, так и в самих себе.

Как и любой другой учебный материал, детские книги бывают разного уровня сложности. Он определяется по несколькими показателям. Учитывается содержание, тематика, жанр произведений и их объем с точки зрения доступности для чтения (вслух, учителем или детьми – про себя); их принадлежность к кругу собственно детского чтения, объем книги – объекта, в котором произведение помещено.

Детские книги весьма разнообразны по формату. Различаются книги большеформатные, среднего формата, малого формата или малышки, книги фигурные и нестандартного формата. На начальном этапе обучения, например, при демонстрации учителем стихотворения «Усатый - полосатый» учитель должен воспользоваться большеформатной книгой, тогда как у детей при рассмотрении этой книги совместно с учителем на столах должны лежать «коллективки» (т.е. книги одного и того же названия и издания из расчета одна книга на каждого ученика) уже среднего формата, т.к. большие книги будут вызывать массу неудобств, и тем самым затруднять восприятие произведения.

Очень эффективны и книжки – «малышки» (издания малого формата). Даже слабо подготовленный ребенок ее не боится, она ему «по размеру», он охотно берет ее в руки и пробует читать. Именно на книгах такого формата надо приучать ребенка преодолевать трудности техники чтения при переходе от подготовительного этапа к начальному и основному этапам.

Лучше начинать работу по внеклассному чтению с книг, типа «Слон» Л.Н. Толстого, т.е. книг, в которых на странице 2 – 3 строки текста даны под соответствующей им картиной. В этом случае иллюстрация каждый раз предваряет чтение, помогая ребенку передохнуть, подготовиться к восприятию тех 1 – 2 предложений, которые ярко выделяются на странице, и которые легко охватить взглядом. При таких условиях любой ребенок в состоянии осилить текст рассказа «Слон»: небольшой текст на 4 – х стр, подкрепленный иллюстрациями, доступен ему для прочтения в течение 3 – 6 мин. За это время ребенок не утомляется, а напряжение, которое он испытывает в процессе самостоятельного чтения, не отпугивает от книги, а сменяется радостью от того, что он преодолел трудность.

После прослушивания, рассматривания, беседы в классе дети охотно обращаются к таким рассказам дома, и читают его от начала до конца, и справляются с ним, т.к. уже знакомы с его содержанием и оно им нравится.

Невосприятие текста начинающими читателями и в «книжках - малышках», и в большеформатных изданиях наблюдается обычно в тех случаях, когда шрифт рисованный, нестандартный или цветной, например, в книге В. Бианки «Лис и мышонок» (Л., 1970), в которой текст напечатан ярко – голубым шрифтом и размещен не под иллюстрацией, а вверху, над ней – дети не обращают внимания на текст – он воспринимается как продолжение иллюстрации, как «небо», и не пытаются его прочитать. Они старательно вспоминают, о чем идет речь на знакомых страницах и фантазируют.

Фигурные книжки хороши на уроке внеклассного чтения в качестве наглядных пособий, привлекающих детей к содержанию, которое предстоит освоить. Это книжки – игрушки, и на занятиях они могут демонстрироваться детям вместо соответствующей игрушки – «Усатый - полосатый». Они весьма удобны для развития художественных способностей детей, для занятий по развитию речи учащихся, т.к. интенсивно воздействуют на органы чувств детей при осознании ими оттенков в значении слов (ушки, глазки, полоски и т.д.)

Книги делятся на 2 категории: книги «толстые» и «тонкие». «Тонкие» книги чаще всего имеют от 8 до 16 страниц, а «толстые» - от 10 до 30, реже 60 страниц. Без «тонких» книг ребенок не может убедиться, что он способен прочитать книгу. А такого рода уверенность необходима каждому для успешности дальнейшего обучения.

«Толстые» книги – в переплетах – младшие школьники охотно берут и читают главным образом на основном и заключительных этапах. Причем сначала это сборники стихов, рассказов, сказок, затем – повести – сказки, приключенческие и исторические повести, и, наконец, повести на документальной основе – о героях и подвигах.

При отборе учебного материала к урокам внеклассного чтения учителю важно обращать внимание и на то, что детские книги различаются по количеству и характеру подбора в них произведений. С этим начинающих читателей надо познакомить.

Дети должны познакомиться с книгой 3 – х типов:

1. книга, содержащая одно произведение одного автора,

2. книга, содержащая несколько произведений одного автора,

3. книга, содержащая произведения разных авторов.

Без специальной работы под руководством учителя ребенок – читатель этих особенностей в книгах не замечает. Для чего все они совершенно одинаковые. Например, детям одинаковыми кажутся книги С. Могилевской «Сказка о громком барабане» (М., 1984), и книга той же серии «Землянка» А. Митяева (М., 1985). Без специального обучения дети не осознают, что в книге Могилевской одно произведение и если эту книгу уже прочитали, то ее можно взять для чтения вторично только с целью перечитывания. Книга А. Митяева интересна тем, что в ней несколько рассказов о Советской Армии. И если один из рассказов «Землянка» уже прочитан учителем, то другие можно прочитать самому.

Очень часто дети путают, где книга – произведение, а где – книга – сборник, и какой именно сборник – авторский или тематический. Чтобы закрепить эти понятия, необходима долгая и кропотливая работа.

Существует тип книг, которые оказывают положительное влияние на овладение техникой чтения и читательскую самостоятельность. Это самые разнообразные книжки – игрушки, книжки – театр, книжки – раскраски, книжки – раскладушки и т.д. Они функционально рассчитаны на то, чтобы увлечь ребенка их чтением и рассматриванием. Типичная конструктивная схема таких книг – это большеформатное красочно иллюстрированное издание; в начале книги, чаще всего на 1 – ой странице, дан текст, содержащий познавательную сущность заключенной в книге информации. Затем идут большие, почти на всю страницу иллюстрации с подписями в 1 – 2 слова. Эти книги не входят в круг тех книг, которые учитель читает детям вслух. Они необходимы для организации индивидуальной внеурочной работы с книгой для той группы детей, которые еще с трудом овладевают техникой чтения.

Вторая часть книги расшифровывает, уточняет все, что было услышано, построена так, чтобы все, знакомые и незнакомые объекты непременно чередовались. Например, если ребенок узнает, не читая подписи к иллюстрации утку, то, чтобы различить глухаря или тетерева, сову или филина, ему нужно прочитать текст. Книжки – раскраски и книжки – картинки преследуют ту же цель, но предлагают дополнительную к чтению деятельность – нарисовать картинки или пересказать сказку с опорой на иллюстрацию.

На основном и заключительном этапах обучения младших школьников надо познакомить с книгами – справочниками, детской периодикой – журналами, газетами – и приучить детей ими пользоваться.

.

 

 

Терминологический диктант

 

Пауза – (от греч. - прекращение) – временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи.

 

Интонация – (от лат. – громко произносить) – сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также эмоций.

 

Логическое ударение – интонационное средство; выделение к. – л. слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко; в письменной речи это достигается определенным порядком слов.

 

Сила голоса – умение давать голос тихо, средне, громко; зависит от амплитуды колебаний истинных голосовых складок, что обусловлено силой выдоха и от величины резонирующих полостей (легкие, гортань, глотка, ротовая и носовая полости).

 

Тембр голоса – окраска, качество звука; определяется относительной силой дополнительных тонов (обертонов); количество и сила обертонов, их определенное сочетание придают голосу тот индивидуальный тембр, который позволяет узнавать людей по голосу; на тембр голоса большое влияние оказывают движения мышц глотки мягкого неба, губ, щек, языка, а также движения надгортанника, самой гортани, деятельность дыхательных мышц.

 

Дикция – (от лат. - произношение) – 1) подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающие четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а так же слов и фраз в целом; 2) манера произношения слов, слогов и звуков.

 

Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости; темп речи может быть измерен двумя способами: числом звуков (слогов), произносимых в единицу времени, или средней длительностью звука (слога); нормальный темп речи в среднем составляет 10 – 12 звуков в секунду.

 

Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.

 

Сознательность чтения – понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

 

Правильность чтения – плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

 

Беглость чтения – это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов за 1 минуту).

 

Выразительность чтения – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

 

Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.

 

Навык чтения – автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 870; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.87 (0.01 с.)