Тема: Внеклассная работа с учащимися 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Внеклассная работа с учащимися



План

1. Внеклассная работа как важный фактор воспитания школьников.

2. Сущность внеклассной работы и принципы ее органи­зации.

3. Формы руководства внеклассной работой.

4. Классный руководитель как организатор внеурочной деятельности школьников.

5. Организационные формы воспитательного процесса.

Ребенок становится человеком в процессе присвоения всех основных компонентов общечеловеческой культуры. Это дает нам основание утверждать, что воспитание мо­жет способствовать духовному развитию человека, если его содержание включает все составные элементы миро­вой культуры. В культуре отражается определенный уро­вень развития общества, творческих сил и способностей человека, которые находят отражение в типах и формах организации жизни и деятельности людей, материальных и духовных ценностях.

Содержание воспитания — это передача и усвоение опыта мировой и национальной культуры; культура жиз­ненного самооопределения; экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и право­вая культура; интеллектуальная, нравственная, художе­ственная и физическая культура; культура общения и семейного воспитания.

Содержание воспитания должно помочь ребенку в ко­нечном итоге понять цель и смысл жизни и найти себя в ней. В силу этого педагогический процесс не может огра­ничиваться только учебной деятельностью. Если учитель общается с учеником только на уроках, едва ли это пол­ноценное воспитание.

Рассмотрим процесс воспитания во внеурочной дея­тельности школьника. Покажем специфику этой работы,


посмотрим, кто ею руководит, изучим формы организации внеклассной работы.

Внеклассная работа — важнейший фактор воспита­ния школьников. В процессе учебной деятельности про­исходит умственное развитие школьника — развитие ви­дов мышления, мыслительных операций, познавательного интереса, мотивов учения, учебных действий — школь­ник учится читать, писать, пересказывать и т. д. Но чтобы научиться добру, милосердию, честности, добросо­вестности, долгу, нужны дополнительные средства, усло­вия, факторы. Этому лучше всего обучают реальные фак­торы, жизненные условия, с которыми часто сталкивается ребенок и подчас не может самостоятельно и правильно принять решение. Эти жизненные ситуации складыва­ются во внеклассной работе.

Итак, внеклассная работа, внеурочная работа, вне­школьная работа, внеучебная работа — все это воспита­тельная работа. Эта работа проводится классными руко­водителями, учителями-предметниками. Основное назначение внеклассной воспитательной работы — про­буждение или углубление у школьников интереса к раз­личным областям знаний и видам деятельности, рас­крытие талантов, способностей, воспитание социальной активности, организация досуговой деятельности, соци­альная адаптация детей.

Внеклассная работа — это свободно избираемая форма жизни и деятельности школьника (спорт, музыка, танцы, творчество, познавательная деятельность, диспуты, КВН, КТД, карнавалы, самообслуживание). Здесь ребенок реализует свои потребности в отдыхе, развлечении, совместном про­ведении свободного времени. Эта деятельность проходит во внеучебное время. Учитель получает возможность об­щения с учеником в неформальной обстановке. Это помо­гает ему изучить ребенка в различных условиях и прояв­лениях.

Рассмортим принципы, внеклассной работы. • Принцип добровольности предполагает свободу школь­ника в выборе различных форм внеклассной деятель­ности в целях приложения своих интересов и склон­ностей.


 




Принцип личной ориентированности предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей личнос­ти каждого школьника (здоровье, уровень интеллек­туального развития, эстетические потребности, харак­тер деятельности). Именно с учетом возрастных и ин­дивидуальных особенностей личности каждого школь­ника строятся фронтальные, групповые и индивиду­альные формы работы.

• Принцип системности предполагает взаимодействие различных форм, видов, методов организации внекласс­ной работы, их скоординированность, преемственность.

Принципы определяют сущность самой внеклассной работы.

1. Это работа, где дети проявляют свои способности, осоз­нают свое место в жизни коллектива, осуществляют свободный личностный выбор своей деятельности и пути развития, удовлетворяют свои интересы, познают себя (возможности, резервы, особенности, способности, склонности), приобщаются к культурным ценностям общества, где происходит самоактуализация личнос­ти (воплощение своих планов, идей, мыслей, творчес­ких интересов).

2. Работа, в ходе которой создаются условия для акти­визации познавательной деятельности, формирования разумной потребности, развития умственной, волевой сферы личности, развития умения сотрудничать с людь­ми (в познании, труде, общении, деятельности).

А у самого учителя в процессе внеурочной работы по­является возможность использовать различные способы влияния на личность (в формальной и неформальной об­становке).

В практике современной школы используются разно­образные формы руководства внеклассной работой. Ши­роко распространенной и традиционной формой руковод­ства внеклассной работой в отечественной школе служит деятельность классного руководителя. Он одновременно и учитель-предметник. То есть это такая форма руковод­ства, когда практически каждый учитель выполняет еще и функции классного руководителя.


Классный руководитель: кто же это такой? Он орга­низатор внеурочной воспитательной работы в классе и назначается директором из числа учителей, работающих в данной школе (из Устава школы). Он организует вос­питательную работу в классе и прежде всего создает уче­нический коллектив, объединяет и организует работу учи­телей, работающих в его классе. На него возлагается ответственность за жизнедеятельность детей и состояние учебно-воспитательной работы в классе. Содержание и методика педагогической деятельности классного руко­водителя определяются функциями его деятельности:

• административно-организаторская (организация жизни класса в условиях школы, ведение классной докумен­тации);

• методическая (изучение класса и учащихся, прогнози­рование развития класса и каждого учащегося, педа­гогический анализ хода учебно-воспитательного про­цесса и его результатов);

• создание воспитывающей среды;

• организация творческой деятельности учащихся;

• корректировка индивидуального пути развития каж­дого школьника, организация индивидуального и диф­ференцированного подхода к разным категориям уча­щихся.

В современной школе нет жесткой регламентации свы­ше для деятельности классного руководителя. Он сам выбирает свою позицию, отбирает содержание и средства воспитания, устанавливает стиль и тон отношений с уча­щимися. Но все это возможно, если он хорошо себе пред­ставляет цель деятельности.

Многофункциональная деятельность классного руко­водителя и стремление преодолеть его перегруженность привели к тому, что в 80-90 гг. получила свое развитие идея освобожденного классного руководителя-воспитате­ля. Это новая форма руководства внеклассной работой. Все усилия воспитателя сосредоточиваются лишь на орга­низации внеучебной деятельности детей и координации воспитательных воздействий школы, семьи и внешколь­ных учреждений.


В современных условиях высокого развития науки, техники, культуры усложняются содержание внекласс­ной работы и требования к ней. Поэтому классный руко­водитель должен быть специалистом — профессионалом в какой-то области деятельности (спорт, краеведение, эко­логия, руководитель театра). В современных условиях про­цесс демократизации школы меняет характер, содержа­ние и формы внеурочной деятельности. Это влечет за собой потребность творческого подхода к поиску новых нетра­диционных форм, обновление используемых на практике форм внеурочной деятельности.

А в зарубежных школах получила распространение та­кая форма работы, как педагогическая команда. Коллек­тив учителей, работающих в данном классе, объединяется и осуществляет воспитание на основе разделения труда.

Какая форма руководства воспитательной работой более эффективна? Это зависит от возраста учащихся, уров­ня подготовки учителей, условий школы. Конкретно этот вопрос решает каждый коллектив школы. В системе вос­питания А.С. Макаренко воспитание велось в детских объединениях, которыми руководили воспитатели-профес­сионалы (труд, театр, сельское хозяйство, животноводство и др.). Сегодня педагогический опыт представляет боль­шое разнообразие разновозрастных детских коллективов, которые принимают участие в клубной работе. В городе Таганроге это школы № 29, 37, 38 и др.

В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. С одной стороны, формы воспитания — это варианты организа­ции конкретного воспитательного процесса. Но иногда в педагогической литературе дается понятие организаци­онных форм воспитания, то есть форма еще может озна­чать способ организации, способ выражения какого-то со­держания. Соревнование как содержание деятельности включает формы организации соревнования: эстафета по­лезных дел, КВН, олимпиада, спартакиада, викторина и др. Поэтому форма всегда связана с содержанием.

Термин «мероприятие» выражает активность лишь учи­теля, а дети используют все готовое. Поэтому этот термин не используется в работе классного руководителя.


Каждая форма организации воспитательной работы:

• решает конкретные воспитательные задачи;

• используется для стимулирования деятельности уча­щихся;

• удовлетворяет интересы школьников;

• выступает основой развития личностных качеств и

умений.

Выбранная учителем форма воспитания соответству­ет, в первую очередь, цели воспитания, возрастным осо­бенностям учащихся, системе воспитательной работы класса, классным традициям и т. д. При планировании воспитательной работы в классе важно следить за тем, чтобы различные формы работы сочетались, взаимосвя­зывались и были направлены на достижение общей цели воспитания.

Специфика форм воспитательной работы выражается в том, что каждая из них организует специфическую дея­тельность школьников. Многообразие форм воспитатель­ной работы, которые использует воспитатель, соответствует разнообразным интересам детей.

Заслуживает внимания подход к классификации форм воспитательной работы, связанный с направлениями деятель­ности учащихся. Это позволяет избежать однообразия во внеурочной деятельности, найти оригинальные формы рабо­ты в соответствии с интересами ребят, облегчает планирова­ние педагогической деятельности классного руководителя.

Приведем примеры направлений деятельности класс­ного руководителя и разнообразные формы работы в них. Организация познавательной деятельности:

• устный журнал;

• что? где? когда?

• заседание клуба любознательных;

• конкурс фантастических проектов;

• научные конференции;

• турнир знатоков;

• викторина, аукцион знаний;

• психологический практикум НОТ школьника;

• вечер разгаданных и неразгаданных тайн;


загадки Вселенной;

• люди науки. Нравственное воспитание:

• решение ситуаций с альтернативным выбором;

• недописанный рассказ

(Мне купили новые башмаки. И поэтому я не взял с собой сменную обувь. Дежурным показал у входа пу­стой мешок. Они ничего не заметили. Весь день я...) // Воспитание школьников, 1990. № 1;

• недописанный тезис

(Быть человеком — значит... Нельзя прожить жизнь без... Плохо жить без... Если видишь недостатки человека...);

• инсценирование.

В нравственном воспитании целесообразно использо­вать театрализованную игру. Представляется сценка, на­блюдая за которой учащиеся находят ошибки в поведе­нии своих сверстников. Затем предлагается тот же вариант содержания сценки, но уже герои совершают мень­ше ошибок. Учащиеся-зрители, сравнивая обе театрали­зованные сценки, пытаются найти ошибки в поведении ребят, обосновать неправильные поступки. Таким обра­зом происходит усвоение норм культуры поведения в практической форме работы. Приведем пример такой те­атральной игры.

Давайте посмотрим, какие правила поведения гостя нарушает ученик. Перечислять я их не стану. Это всегда бывает достаточно скучно. Лучше мы сделаем так. Пред­лагаю вам рассказ, как один мальчик пришел в гости к другому. Он оказался не очень хорошим гостем. Найдите и подсчитайте в его поведении ошибки. Только будьте внимательны: ошибок много, не меньше десяти, а может быть, и больше.


ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

После соревнований Игорь сказал Виктору:

Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Магни­тофон послушаем.

Ладно,ответил Виктор.Приду.

Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он налил в таз теплой воды, собрался выстирать гал­стук. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь, вытирая мыльные руки, шел к двери, кто-то не­сколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звон­ка.

Привет,сказал Виктор.Это я.

Он прошел в комнату, бросил мокрый плащ и кепку в кресло и огляделся:

А у вас ничего. Подходяще. Это что?И он схватил модель парусника с письменного стола.

Это отцу подарили. На память.

Здорово сделано. А мачты из дерева, что ли?Виктор нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.

Игорь взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную шарико­вую ручку, поочередно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, кото­рый лежал на столе. Потом Виктор отправился бро­дить по комнатам.

Сколько стоит? А это где покупали?Поми­нутно спрашивал он, трогая хрустальную вазу, картину на стене, глиняного веселого барана с золотыми рожка­ми. Баран ему не понравился.

Чего барахло всякое в доме держите.'На лице Виктора ясно выразилось презрение к вкусам хозяина.

Зато туалетный столик вызвал у него особый ин­терес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. По­том Виктор ткнул грязным пальцем в коробочку с кре­мом, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лиз­нул. Затем он дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате, медленно оседая на ковре и ма­леньком полированном столике.


 




Игорь в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу. Тот критически оглядел стаканы с чаем, вазоч­ку с вареньем, сахарницу и потянул к себе ручку холо­дильника.

Ты колбасы нарежь, Игорь. А это селедка, что ли?
И селедку давай. Я знаешь как соленое люблю.

Наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взялся за кепку.

Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А ножик
твой перочинный я взял, мне палку обстругать надо.
Отдам как-нибудь.
И, гремя сапогами, он помчался по
лестнице. (Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности.
М, 1980. — С. 18);

• диспуты по книгам;

• беседы о самовоспитании («Познай себя и ты позна­ешь весь мир»);

• тренинг — культура общения;

• рыцарские турниры.

Эстетическое воспитание:

• музыкальная гостиная;

• вечер русского романса;

• час поэзии;

• экскурсии (прогулки на природу, по улицам города, поход в музей);

• разговор при свечах;

• праздники искусств;

• выпуск рукописных журналов. Общественно-полезная деятельность:

• школа актива;

• сбор лекарственных трав;

• акции милосердия;

• благотворительные дела;

• шефство над детским домом;

• вахта памяти;

• живая газета.
90


Художественно-творческая деятельность:

• балы;

• вечер художественной самодеятельности;

• русская ярмарка;

• вечер авторской песни.

Трудовая деятельность:

• работа по восстановлению памятников старины;

• дежурство по школе;

• оборудование спортплощадки;

• защита профессии;

• турнир умельцев;

• выставка технического творчества.

Спортивная деятельность:

• день здоровья;

• туристический слет;

• спортивный «огонек»;

• малые Олимпийские игры;

• комическая эстафета.

Любая форма внеурочной работы имеет цель развить определенное отношение учащегося к чему-либо (к музы­ке, спорту, науке, искусству).

Выбор формы воспитания зависит от:

• соответствия их принципам воспитания;

• содержания материала;

• воспитательных задач;

• возрастных интересов ребят;

• уровня воспитанности учащихся;

• уровня интеллектуального развития учащихся;

• традиций детского коллектива;

• региона;

• профессионального мастерства учителя;

• технических и материальных возможностей школы.


В процессе осуществления любой формы воспитания под руководством учителя учащиеся совершают опреде­ленные действия и операции, которые являются важней­шими факторами развития личности школьника.

Основные действия педагога при организации воспи­тательных мероприятий

В МПГУ им. Ленина разработана типовая структура организации воспитательных мероприятий, которая со­стоит из семи элементов последовательных действий пе­дагога.

1. В классе создается временная инициативная группа — совет дела, которому поручается разработка плана предстоящего мероприятия.

2. Временная инициативная группа, расположившись за круглым столом, разрабатывает композицию предсто­ящего мероприятия, вносит предложения, обсуждает их. Школьники развивают конструктивное мышле­ние. Идет взаимное обогащение опытом учащихся.

3. Временная инициативная группа составляет список подготовительных дел, средств, материалов и всего, что потребуется для проведения мероприятия.

4. Инициативная группа распределяет задания, поруче­ния (кто за что отвечает). Не должно быть учеников, свободных от поручений — это ученик, «свободный от воспитания». В группу исполнителей непременно вхо­дят умельцы и неумельцы.

5. Теперь все включаются в деятельность по подготов­ке. Идет взаимообогащение опытом, умениями.

6. Проведение мероприятия.

7. Итоговое действие. После завершения мероприятия встречается временная инициативная группа и обсуж­дает реализацию всего намеченного. Оценивают отно­шение учащихся к делу, успехи, неудачи, определяют их причины. Формируется установка на оценку резуль­татов своей деятельности.

Творческие задания по теме

1. Познакомьтесь с опытом работы двух-трех классных руководителей и представьте основные направления их воспитательной деятельности.


2. Посетите внеклассное мероприятие в школе и про­анализируйте его по плану.

а) Общие сведения:

• дата проведения мероприятия, его тема, участники (класс, группа учащихся и др.), кто проводит;

• чем обусловлен выбор темы — классными (школьны­ми) традициями, системой воспитательной работы клас­са (школы), возрастными особенностями учащихся;

• воспитательные цели и конкретные задачи, которые должны быть решены в результате этого воспитатель­ного дела;

• форма (сообщение учащихся, диспут, беседа, виктори­на), целесообразность выбора формы;

• план воспитательного дела.

б) Анализ подготовки дела:

• кто был инициатором проведения дела и как оно го­товилось;

• учет интересов школьников при выборе мероприятия, их отношение к выполнению заданий, самостоятель­ность, инициатива учащихся;

• формирование новых понятий и представлений в ходе подготовки и проведения дела;

в) Анализ хода воспитательного дела:

• содержание мероприятия;

• насколько убедительно, четко, эмоционально раскры­ты перед школьниками цели и задачи дела;

• какие знания, умения, навыки приобрели учащиеся; их увлеченность ходом мероприятия;

• результативность дела.

г) Общая оценка воспитательного дела:

• степень достижения поставленных целей и задач;

• причины успехов, неудач, ошибок;

• значение воспитательного дела для совершенство­вания межличностных отношений в классе, пробуж-


дения интереса к вопросам, которым было посвяще­но дело;

• методические ошибки и недочеты, снизившие эффек­тивность дела, способы их устранения;

• выводы и предложения.

Основная литература

1. Воронов В.В. Педагогика в двух словах. — М., 1999. Гл.7.

2. Газман С.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководите­ля. Методические рекомендации. — М., 1992.

3. Педагогика. МПГУ им. Ленина. Часть 1. — М., 1994.

4. Педагогическая практика. Методическая материалы для студентов. Автор-составитель Хрусталева Р.Ю. — М., 1994.

5. Столяренко Л.Д., Самыгин СИ. Психология и педаго­гика в вопросах и ответах. — Ростов-на-Дону, 1999.

6. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. — М., 1987.

7. Щуркова Н.Е. Нравственное воспитание школьников // Воспитание школьников. 1990. №1.


Лекция 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.226 с.)