Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Внеклассная работа с учащимисяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План 1. Внеклассная работа как важный фактор воспитания школьников. 2. Сущность внеклассной работы и принципы ее организации. 3. Формы руководства внеклассной работой. 4. Классный руководитель как организатор внеурочной деятельности школьников. 5. Организационные формы воспитательного процесса. Ребенок становится человеком в процессе присвоения всех основных компонентов общечеловеческой культуры. Это дает нам основание утверждать, что воспитание может способствовать духовному развитию человека, если его содержание включает все составные элементы мировой культуры. В культуре отражается определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, которые находят отражение в типах и формах организации жизни и деятельности людей, материальных и духовных ценностях. Содержание воспитания — это передача и усвоение опыта мировой и национальной культуры; культура жизненного самооопределения; экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная, художественная и физическая культура; культура общения и семейного воспитания. Содержание воспитания должно помочь ребенку в конечном итоге понять цель и смысл жизни и найти себя в ней. В силу этого педагогический процесс не может ограничиваться только учебной деятельностью. Если учитель общается с учеником только на уроках, едва ли это полноценное воспитание. Рассмотрим процесс воспитания во внеурочной деятельности школьника. Покажем специфику этой работы, посмотрим, кто ею руководит, изучим формы организации внеклассной работы. Внеклассная работа — важнейший фактор воспитания школьников. В процессе учебной деятельности происходит умственное развитие школьника — развитие видов мышления, мыслительных операций, познавательного интереса, мотивов учения, учебных действий — школьник учится читать, писать, пересказывать и т. д. Но чтобы научиться добру, милосердию, честности, добросовестности, долгу, нужны дополнительные средства, условия, факторы. Этому лучше всего обучают реальные факторы, жизненные условия, с которыми часто сталкивается ребенок и подчас не может самостоятельно и правильно принять решение. Эти жизненные ситуации складываются во внеклассной работе. Итак, внеклассная работа, внеурочная работа, внешкольная работа, внеучебная работа — все это воспитательная работа. Эта работа проводится классными руководителями, учителями-предметниками. Основное назначение внеклассной воспитательной работы — пробуждение или углубление у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности, раскрытие талантов, способностей, воспитание социальной активности, организация досуговой деятельности, социальная адаптация детей. Внеклассная работа — это свободно избираемая форма жизни и деятельности школьника (спорт, музыка, танцы, творчество, познавательная деятельность, диспуты, КВН, КТД, карнавалы, самообслуживание). Здесь ребенок реализует свои потребности в отдыхе, развлечении, совместном проведении свободного времени. Эта деятельность проходит во внеучебное время. Учитель получает возможность общения с учеником в неформальной обстановке. Это помогает ему изучить ребенка в различных условиях и проявлениях. Рассмортим принципы, внеклассной работы. • Принцип добровольности предполагает свободу школьника в выборе различных форм внеклассной деятельности в целях приложения своих интересов и склонностей.
• Принцип личной ориентированности предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей личности каждого школьника (здоровье, уровень интеллектуального развития, эстетические потребности, характер деятельности). Именно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности каждого школьника строятся фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы. • Принцип системности предполагает взаимодействие различных форм, видов, методов организации внеклассной работы, их скоординированность, преемственность. Принципы определяют сущность самой внеклассной работы. 1. Это работа, где дети проявляют свои способности, осознают свое место в жизни коллектива, осуществляют свободный личностный выбор своей деятельности и пути развития, удовлетворяют свои интересы, познают себя (возможности, резервы, особенности, способности, склонности), приобщаются к культурным ценностям общества, где происходит самоактуализация личности (воплощение своих планов, идей, мыслей, творческих интересов). 2. Работа, в ходе которой создаются условия для активизации познавательной деятельности, формирования разумной потребности, развития умственной, волевой сферы личности, развития умения сотрудничать с людьми (в познании, труде, общении, деятельности). А у самого учителя в процессе внеурочной работы появляется возможность использовать различные способы влияния на личность (в формальной и неформальной обстановке). В практике современной школы используются разнообразные формы руководства внеклассной работой. Широко распространенной и традиционной формой руководства внеклассной работой в отечественной школе служит деятельность классного руководителя. Он одновременно и учитель-предметник. То есть это такая форма руководства, когда практически каждый учитель выполняет еще и функции классного руководителя. Классный руководитель: кто же это такой? Он организатор внеурочной воспитательной работы в классе и назначается директором из числа учителей, работающих в данной школе (из Устава школы). Он организует воспитательную работу в классе и прежде всего создает ученический коллектив, объединяет и организует работу учителей, работающих в его классе. На него возлагается ответственность за жизнедеятельность детей и состояние учебно-воспитательной работы в классе. Содержание и методика педагогической деятельности классного руководителя определяются функциями его деятельности: • административно-организаторская (организация жизни класса в условиях школы, ведение классной документации); • методическая (изучение класса и учащихся, прогнозирование развития класса и каждого учащегося, педагогический анализ хода учебно-воспитательного процесса и его результатов); • создание воспитывающей среды; • организация творческой деятельности учащихся; • корректировка индивидуального пути развития каждого школьника, организация индивидуального и дифференцированного подхода к разным категориям учащихся. В современной школе нет жесткой регламентации свыше для деятельности классного руководителя. Он сам выбирает свою позицию, отбирает содержание и средства воспитания, устанавливает стиль и тон отношений с учащимися. Но все это возможно, если он хорошо себе представляет цель деятельности. Многофункциональная деятельность классного руководителя и стремление преодолеть его перегруженность привели к тому, что в 80-90 гг. получила свое развитие идея освобожденного классного руководителя-воспитателя. Это новая форма руководства внеклассной работой. Все усилия воспитателя сосредоточиваются лишь на организации внеучебной деятельности детей и координации воспитательных воздействий школы, семьи и внешкольных учреждений. В современных условиях высокого развития науки, техники, культуры усложняются содержание внеклассной работы и требования к ней. Поэтому классный руководитель должен быть специалистом — профессионалом в какой-то области деятельности (спорт, краеведение, экология, руководитель театра). В современных условиях процесс демократизации школы меняет характер, содержание и формы внеурочной деятельности. Это влечет за собой потребность творческого подхода к поиску новых нетрадиционных форм, обновление используемых на практике форм внеурочной деятельности. А в зарубежных школах получила распространение такая форма работы, как педагогическая команда. Коллектив учителей, работающих в данном классе, объединяется и осуществляет воспитание на основе разделения труда. Какая форма руководства воспитательной работой более эффективна? Это зависит от возраста учащихся, уровня подготовки учителей, условий школы. Конкретно этот вопрос решает каждый коллектив школы. В системе воспитания А.С. Макаренко воспитание велось в детских объединениях, которыми руководили воспитатели-профессионалы (труд, театр, сельское хозяйство, животноводство и др.). Сегодня педагогический опыт представляет большое разнообразие разновозрастных детских коллективов, которые принимают участие в клубной работе. В городе Таганроге это школы № 29, 37, 38 и др. В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. С одной стороны, формы воспитания — это варианты организации конкретного воспитательного процесса. Но иногда в педагогической литературе дается понятие организационных форм воспитания, то есть форма еще может означать способ организации, способ выражения какого-то содержания. Соревнование как содержание деятельности включает формы организации соревнования: эстафета полезных дел, КВН, олимпиада, спартакиада, викторина и др. Поэтому форма всегда связана с содержанием. Термин «мероприятие» выражает активность лишь учителя, а дети используют все готовое. Поэтому этот термин не используется в работе классного руководителя. Каждая форма организации воспитательной работы: • решает конкретные воспитательные задачи; • используется для стимулирования деятельности учащихся; • удовлетворяет интересы школьников; • выступает основой развития личностных качеств и умений. Выбранная учителем форма воспитания соответствует, в первую очередь, цели воспитания, возрастным особенностям учащихся, системе воспитательной работы класса, классным традициям и т. д. При планировании воспитательной работы в классе важно следить за тем, чтобы различные формы работы сочетались, взаимосвязывались и были направлены на достижение общей цели воспитания. Специфика форм воспитательной работы выражается в том, что каждая из них организует специфическую деятельность школьников. Многообразие форм воспитательной работы, которые использует воспитатель, соответствует разнообразным интересам детей. Заслуживает внимания подход к классификации форм воспитательной работы, связанный с направлениями деятельности учащихся. Это позволяет избежать однообразия во внеурочной деятельности, найти оригинальные формы работы в соответствии с интересами ребят, облегчает планирование педагогической деятельности классного руководителя. Приведем примеры направлений деятельности классного руководителя и разнообразные формы работы в них. Организация познавательной деятельности: • устный журнал; • что? где? когда? • заседание клуба любознательных; • конкурс фантастических проектов; • научные конференции; • турнир знатоков; • викторина, аукцион знаний; • психологический практикум НОТ школьника; • вечер разгаданных и неразгаданных тайн; • загадки Вселенной; • люди науки. Нравственное воспитание: • решение ситуаций с альтернативным выбором; • недописанный рассказ (Мне купили новые башмаки. И поэтому я не взял с собой сменную обувь. Дежурным показал у входа пустой мешок. Они ничего не заметили. Весь день я...) // Воспитание школьников, 1990. № 1; • недописанный тезис (Быть человеком — значит... Нельзя прожить жизнь без... Плохо жить без... Если видишь недостатки человека...); • инсценирование. В нравственном воспитании целесообразно использовать театрализованную игру. Представляется сценка, наблюдая за которой учащиеся находят ошибки в поведении своих сверстников. Затем предлагается тот же вариант содержания сценки, но уже герои совершают меньше ошибок. Учащиеся-зрители, сравнивая обе театрализованные сценки, пытаются найти ошибки в поведении ребят, обосновать неправильные поступки. Таким образом происходит усвоение норм культуры поведения в практической форме работы. Приведем пример такой театральной игры. Давайте посмотрим, какие правила поведения гостя нарушает ученик. Перечислять я их не стану. Это всегда бывает достаточно скучно. Лучше мы сделаем так. Предлагаю вам рассказ, как один мальчик пришел в гости к другому. Он оказался не очень хорошим гостем. Найдите и подсчитайте в его поведении ошибки. Только будьте внимательны: ошибок много, не меньше десяти, а может быть, и больше. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! После соревнований Игорь сказал Виктору: — Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Магнитофон послушаем. — Ладно, — ответил Виктор. — Приду. Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он налил в таз теплой воды, собрался выстирать галстук. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь, вытирая мыльные руки, шел к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка. — Привет, — сказал Виктор. — Это я. Он прошел в комнату, бросил мокрый плащ и кепку в кресло и огляделся: — А у вас ничего. Подходяще. Это что? — И он схватил модель парусника с письменного стола. — Это отцу подарили. На память. — Здорово сделано. А мачты из дерева, что ли? — Виктор нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула. Игорь взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную шариковую ручку, поочередно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Виктор отправился бродить по комнатам. — Сколько стоит? А это где покупали? — Поминутно спрашивал он, трогая хрустальную вазу, картину на стене, глиняного веселого барана с золотыми рожками. Баран ему не понравился. — Чего барахло всякое в доме держите.' — На лице Виктора ясно выразилось презрение к вкусам хозяина. Зато туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. Потом Виктор ткнул грязным пальцем в коробочку с кремом, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лизнул. Затем он дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате, медленно оседая на ковре и маленьком полированном столике.
Игорь в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу. Тот критически оглядел стаканы с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянул к себе ручку холодильника. — Ты колбасы нарежь, Игорь. А это селедка, что ли? Наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взялся за кепку. — Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А ножик • диспуты по книгам; • беседы о самовоспитании («Познай себя и ты познаешь весь мир»); • тренинг — культура общения; • рыцарские турниры. Эстетическое воспитание: • музыкальная гостиная; • вечер русского романса; • час поэзии; • экскурсии (прогулки на природу, по улицам города, поход в музей); • разговор при свечах; • праздники искусств; • выпуск рукописных журналов. Общественно-полезная деятельность: • школа актива; • сбор лекарственных трав; • акции милосердия; • благотворительные дела; • шефство над детским домом; • вахта памяти; • живая газета. Художественно-творческая деятельность: • балы; • вечер художественной самодеятельности; • русская ярмарка; • вечер авторской песни. Трудовая деятельность: • работа по восстановлению памятников старины; • дежурство по школе; • оборудование спортплощадки; • защита профессии; • турнир умельцев; • выставка технического творчества. Спортивная деятельность: • день здоровья; • туристический слет; • спортивный «огонек»; • малые Олимпийские игры; • комическая эстафета. Любая форма внеурочной работы имеет цель развить определенное отношение учащегося к чему-либо (к музыке, спорту, науке, искусству). Выбор формы воспитания зависит от: • соответствия их принципам воспитания; • содержания материала; • воспитательных задач; • возрастных интересов ребят; • уровня воспитанности учащихся; • уровня интеллектуального развития учащихся; • традиций детского коллектива; • региона; • профессионального мастерства учителя; • технических и материальных возможностей школы. В процессе осуществления любой формы воспитания под руководством учителя учащиеся совершают определенные действия и операции, которые являются важнейшими факторами развития личности школьника. Основные действия педагога при организации воспитательных мероприятий В МПГУ им. Ленина разработана типовая структура организации воспитательных мероприятий, которая состоит из семи элементов последовательных действий педагога. 1. В классе создается временная инициативная группа — совет дела, которому поручается разработка плана предстоящего мероприятия. 2. Временная инициативная группа, расположившись за круглым столом, разрабатывает композицию предстоящего мероприятия, вносит предложения, обсуждает их. Школьники развивают конструктивное мышление. Идет взаимное обогащение опытом учащихся. 3. Временная инициативная группа составляет список подготовительных дел, средств, материалов и всего, что потребуется для проведения мероприятия. 4. Инициативная группа распределяет задания, поручения (кто за что отвечает). Не должно быть учеников, свободных от поручений — это ученик, «свободный от воспитания». В группу исполнителей непременно входят умельцы и неумельцы. 5. Теперь все включаются в деятельность по подготовке. Идет взаимообогащение опытом, умениями. 6. Проведение мероприятия. 7. Итоговое действие. После завершения мероприятия встречается временная инициативная группа и обсуждает реализацию всего намеченного. Оценивают отношение учащихся к делу, успехи, неудачи, определяют их причины. Формируется установка на оценку результатов своей деятельности. Творческие задания по теме 1. Познакомьтесь с опытом работы двух-трех классных руководителей и представьте основные направления их воспитательной деятельности. 2. Посетите внеклассное мероприятие в школе и проанализируйте его по плану. а) Общие сведения: • дата проведения мероприятия, его тема, участники (класс, группа учащихся и др.), кто проводит; • чем обусловлен выбор темы — классными (школьными) традициями, системой воспитательной работы класса (школы), возрастными особенностями учащихся; • воспитательные цели и конкретные задачи, которые должны быть решены в результате этого воспитательного дела; • форма (сообщение учащихся, диспут, беседа, викторина), целесообразность выбора формы; • план воспитательного дела. б) Анализ подготовки дела: • кто был инициатором проведения дела и как оно готовилось; • учет интересов школьников при выборе мероприятия, их отношение к выполнению заданий, самостоятельность, инициатива учащихся; • формирование новых понятий и представлений в ходе подготовки и проведения дела; в) Анализ хода воспитательного дела: • содержание мероприятия; • насколько убедительно, четко, эмоционально раскрыты перед школьниками цели и задачи дела; • какие знания, умения, навыки приобрели учащиеся; их увлеченность ходом мероприятия; • результативность дела. г) Общая оценка воспитательного дела: • степень достижения поставленных целей и задач; • причины успехов, неудач, ошибок; • значение воспитательного дела для совершенствования межличностных отношений в классе, пробуж- дения интереса к вопросам, которым было посвящено дело; • методические ошибки и недочеты, снизившие эффективность дела, способы их устранения; • выводы и предложения. Основная литература 1. Воронов В.В. Педагогика в двух словах. — М., 1999. Гл.7. 2. Газман С.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. Методические рекомендации. — М., 1992. 3. Педагогика. МПГУ им. Ленина. Часть 1. — М., 1994. 4. Педагогическая практика. Методическая материалы для студентов. Автор-составитель Хрусталева Р.Ю. — М., 1994. 5. Столяренко Л.Д., Самыгин СИ. Психология и педагогика в вопросах и ответах. — Ростов-на-Дону, 1999. 6. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. — М., 1987. 7. Щуркова Н.Е. Нравственное воспитание школьников // Воспитание школьников. 1990. №1. Лекция 8
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.245 (0.016 с.) |