![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Организационные формы обучения. Урок в современной школеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План 1. Понятие о формах организации обучения. 2. Классно-урочная система в истории школы. Ее признаки. 3. Урок — основная форма организации обучения и его особенности. 4. Типология и структура уроков. Нестандартные уроки в школе. 5. Современный урок, его особенности и эффективность. 6. Другие формы обучения и их сущность. Любое обучение, где бы оно ни было, спонтанно обретает организационную форму. Формы организации обучения (организационные формы) конструируются и используются для того, чтобы создать наилучшие условия передачи детям знаний, умений, навыков, развития их дарований, практических способностей и мировоззрения. Организационные формы влияют на ход обучения, обуславливают возможность проявления индивидуального темпа учебной работы, влияют на результат учебного процесса и содействуют его успешности. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Ученые-педагоги считают, что в педагогике есть необходимость указать на различие двух терминов, включающих слово «форма»: форма обучения и форма организации обучения. В первом случае различают — коллективные, фронтальные и индивидуальные формы. Они отличаются по степени организации детей в обучении. Во втором случае речь идет о каком-либо виде занятия — урок, предметный кружок, факультатив, которые отличаются составом учащихся, местом и временем проведения занятия, характером деятельности учащихся и учителя. Эти формы обучения осуществляются в рамках той или иной педагогической системы.
Индивидуально-групповая система обучения постепенно была заменена классно-урочной как одним из видов групповый системы обучения. Свое окончательное оформление она нашла в описаниях Я.А. Коменского, в его книге «Великая дидактика». Классно-урочная система обучения — высшая форма группового обучения. Я.А. Коменский, обобщив опыт передовых школ, обосновал целесообразность создания постоянных групп учащихся — классов. Вместе с тем он разработал признаки классно-урочной системы и ее принципы. В число признаков, характеризующих особенности классно-урочной системы, входят: • постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
• учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); • каждый урок посвящен только одному предмету; • постоянное место и продолжительность занятий; • стабильное расписание занятий. Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы Я.А. Коменский признал урок. Основной его задачей было объяснение учебного материала учителем. Он должен понятно излагать материал, заинтересовывать учащихся, следить за работой всего класса и отдельных учащихся, проводить опрос. Классно-урочная система обучения имеет свои преимущества: • усвоение материала идет небольшими порциями, планомерно и последовательно; • возможно чередование различных видов умственной и физической деятельности; • облегчается планирование учебного предмета в масштабах страны;
• присутствует строгая организационная структура; • экономия средств государства, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; • создаются благоприятные предпосылки взаимообучения учащихся, коллективной познавательной деятельности; • воспитывается чувство коллективизма, так как происходит сочетание работы всего класса и индивидуально с отдельным учащимся. Вместе с тем данная форма не лишена и серьезных недостатков, снижающих ее эффективность: • необходимость оставления отстающих детей на повторный курс (в силу комплектования в класс учащихся одинаковых по уровню подготовки); • ориентация на «среднего» ученика; • невозможность для учащегося пройти программу быстрее, если это позволяют его умственные способности;
так как работа ведется в общем темпе по усвоению одного материала. При всех достоинствах и недостатках классно-урочной системы следует сказать, что попытки отказаться от нее и заменить другими формами оказались безуспешными. До сих пор в школе урок выступает основной формой организации обучения. Вместе с тем следует отметить, что, будучи одной из самых передовых, классно-урочная система содержит в себе и целый ряд недостатков, которые необходимо изжить. Об этом свидетельствуют многочисленные высказывания ученых, учителей-практиков, педагогов-новаторов. При этом указывается, что основная причина — недостаточная разработанность теории организационных форм обучения, особенно урока как основной формы организации учебного процесса в классно-урочной системе. Подводя итог, приходим к основному выводу: классно-урочная форма обучения появилась не сразу, а прошла длительный путь, начиная от индивидуальной формы обучения. Не случайно она появилась в XVII веке. Это было обусловлено бурным развитием капиталистического способа производства в Европе. Потребность в грамотности рабочих, распространение элементарных знаний привели к необходимости такой формы обучения, которая позволяла бы при одном учителе обучать одновременно большое количество учеников (50-60 человек); писал Я.А. Ко-менский. Это требовало минимальных затрат от государства и было выгодно капиталу. Как показывает исторический опыт, изменение форм организации обучения связано с задачами и целями обучения, этот процесс находится в прямой зависимости от уровня развития самого общества, которое предъявляет социальное требования к образованию. Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является урок. Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения (П.И. Пидкасистый. Педагогика. — М., 1995). Урок рассматривается как основ- ная форма организации педагогического процесса, так как здесь возможна не только организация учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие личности ребенка, управление развитием способностей, формирование мировоззрения учащихся, потребности к знаниям, а также его воспитание. Цель урока — усвоение нового материала как части более обширного содержания, осознанное восприятие информации, запоминание ее и закрепление, использование в практической деятельности. На уроке создаются благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы детей. Урок всегда многопланов, так как в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения — педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, техническое оснащение и др. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. На основании предложенного материала возможно выделить особенности урока, отличающие его от других форм обучения:
• дидактические цели (соответствуют функциям обучения); • определенный объем учебного материала; • постоянный состав учащихся, одинаковый по возрасту; • руководство со стороны учителя деятельностью учащихся; • последовательность различных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от структуры урока; • ограниченность во времени; • четкое время проведения по расписанию; • обязательность посещения урока; • реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов; • опора на достигнутый уровень знаний. С учетом этих общих требований к уроку конкретизируются дидактические требования. Они соответствуют образовательным воспитывающим и организационным требованиям к уроку: • • определение содержания урока в соответствии с программой, целями урока, уровнем подготовки учащихся; • выбор методов обучения (активные методы); • наличие межпредметных связей; • использование новейших достижений науки; • развитие всех сфер личности; • формирование общепедагогических умений; • усвоение знаний, развитие умений и навыков; • четкая постановка воспитательных задач; • развитие научного мировоззрения; • формирование познавательных интересов, мотивов учения; • учет психологических особенностей обучения; • соблюдение педагогического такта, воспитание нравственных качеств личности; • четкое планирование урока; • соблюдение структуры урока; • использование разнообразных средств обучения; • соблюдение принципов обучения. Рассмотрим типы уроков и их структуру. Уроки бывают довольно разнообразные, что зависит от дидактических целей, его содержания, методики проведения и т. д. Чтобы выявить то общее, что есть во всем многообразии уроков, и оптимально их использовать на практике, необходима их классификация. В современной дидактике существуют различные подходы к классификации уроков в зависимости от того, какие признаки берутся за основу. Типологии уроков посвящено много научных работ. И тем не менее эта проблема остается спорной в современной дидактике. Имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определенным признаком.
Классифицируют уроки, исходя из дидактической цели (И.Т. Огородников, И.Н. Казанцев): урок усвое-186 ния новых знаний, урок усвоения навыков и умений, урок комплексного применения знаний, умений и навыков, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки, комбинированный урок; по цели организации занятий и способов проведения уроков (М.И. Махмутов): урок-лекция, киноурок, урок-беседа, урок практических занятий, урок-экскурсия, урок самостоятельной работы; по основным этапам учебного процесса (СВ. Иванов): вводный урок, урок первичного ознакомления с материалом, урок усвоения новых знаний, урок применения знаний на практике, урок навыков, урок закрепления и повторения, контрольный урок, комбинированный урок; на основе дидактических задач, которые решаются на уроке (Н.М. Яковлев, A.M. Coxop); методов обучения (И.Н. Борисов); способов организации учебной деятельности учащихся (Ф.М. Кирюшкин). Эти классификации не исчерпывают себя, есть и другие, но ни одна из них не может быть признана универсальной, так как на практике не всегда удается наблюдать один из типов урока в чистом виде. Кроме того, приведенные классификации совершенно не учитывают воспитательных задач урока. Для практической цели чаще всего в школе используется классификация уроков по дидактическим целям (Б.П. Есипов, Г.И. Щукина, Н.И. Болдырев, В.А. Онищук): • урок изучения новых знаний; • урок усвоения умений и навыков; • урок обобщения и систематизации изученного; • урок проверки и контроля знаний; • урок практического применения знаний; • комбинированный урок. Эта классификация рациональна тем, что она позволяет более четко определить цели и структуру каждого урока. Наиболее распространенный — комбинированный урок. Он объединяет несколько дидактических задач и включает в себя: организационный момент, проверку домашнего задания и опрос учащихся, изложение нового материала, закрепление и задание на дом.
Например, структура урока усвоения новых знаний состоит из элементов: первичное восприятие — представление об изучаемом материале, восприятие и понимание учебного материала, осмысление в нем связей и отношений, закрепление знаний (обобщение и систематизация). Исключение хотя бы одного из элементов снижает качество усвоения знаний.
Представим типологию уроков в авторской школе Н.П. Гузика. Весь учебный материал разбивается на учебные блоки, которые прорабатываются на шести типах уроков: • разбор материала учебного блока; • фронтальная его проработка; • индивидуальная работа над учебным материалом; • межпредметное обобщение и систематизация знаний. Несколько иную структуру уроков предлагает «Школа будущего» (Тульский вариант // Учительская газета. 18 ноября 1989). Урок химии содержит четыре элемента по 30 минут каждый: • урок-лекция (дается новый материал крупным блоком); • на втором уроке проводится лабораторно-практичес-кая работа;
• третий урок — решение задач; • четвертый урок — контрольный срез. Эти примеры подтверждают тот факт, что на структуру урока, логическую цепочку его элементов, направленных на достижение цели обучения, большое влияние оказывают творческий характер работы учителя, его мастерство. В середине 70-х годов в отечественной школе обнаружилась тенденция к снижению интереса школьников к занятиям. На обострение проблемы практика отреагировала нестандартными уроками. Это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Сегодня насчитывается несколько десятков типов нестандартных уроков: урок «погружения», урок деловых игр, ролевых игр, урок пресс-конференция, урок соревнования, урок-КВН, театрализованный урок, урок компьютерный, урок с групповыми формами обучения, урок взаимообучения учащихся, урок творчества, урок-аукцион, урок-зачет, урок творческих отчетов, урок-конкурс, урок-фантазия, урок-лекция — «парадоксы», урок-концерт, урок-диалог, урок — «следствие ведут знатоки», урок-конференция, урок — заочное путешествие, урок — игра «Поле чудес», урок-суд и др. В нестандартных уроках решаются многие дидактические проблемы: мотивация учения; выделение и усвоение главного, существенного в материале; максимальная реализация воспитательного и развивающего потенциалов предмета; сотрудничество учителя и ученика, между учащимися; преодоление перегрузки школьников. В нестандартном уроке активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя, а весь класс становится творческим коллективом. Главные направления творческого поиска учителей — интенсификация учебного процесса, усовершенствование системы контроля, широкое использование элементов занимательности, усиление воспитывающей функции урока. При всем многообразии существующих типов, а значит, и структур уроков в них есть и общее. Это общее представляет собой три части любого типа урока: организация работы (1-3 мин); главная часть
Долгое время существовала устойчивая тенденция к закреплению за каждым типом урока жесткой структуры. Трафаретный урок вызывал справедливую критику дидактов и передовых учителей. Внутри урока любого типа структурные элементы можно менять местами, когда речь идет об их последовательности. Однако терять его основные элементы — нельзя. В условиях развивающего характера обучения, когда решается задача повышения качества усвоения знаний, развития мышления, самостоятельности и творчества учащихся, их активности, инициативности, практической деятельности по применению знаний в нестандартной ситуации, возникает необходимость так организовать обучение, чтобы оно не было рассчитано только на простое воспроизведение знаний. Структура урока и форма его организации имеют в этом случае принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку они в значительной мере определяют эффективность учебной работы школьника. Сегодня в теории и практике обучения представлены характерные особенности современного урока, которые решают проблему повышения его эффективности: • взаимосвязь таких элементов урока, как усвоение, синтезирование, повторение, закрепление и контроль ранее изученных знаний в связи с качественным овладением новым учебным материалом и его практическим применением; • повышение самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении, в ходе которой развиваются самостоятельность мысли, суждений и выводов учащихся; • организация различных видов самостоятельной деятельности учащихся в применении знаний, выработки умений и навыков; • связь с жизнью, практической деятельностью учащихся его субъективным опытом;
• включение элементов поисковой деятельности учащихся на всех типах уроков; • вооружение школьников способами познавательной деятельности, общедидактическими умениями (учиться видеть главное, работать с книгой, слушать и воспринимать информацию и др.), что повышает результаты обучения; • в зависимости от дидактических задач отходить от шаблонных, трафаретных уроков, которые препятствуют развитию творческих способностей школьников; • создание на уроке благоприятной эмоциональной атмосферы, которая обеспечивает сотрудничество учителя и учеников, а также учащихся; • тщательная диагностика индивидуальных особенностей учащихся, их возможностей, интересов, уровня развития, что позволит осуществить гуманное обучение; • совершенствование технологии обучения, которая неминуемо приводит к достижению поставленной цели урока относительно каждого ученика в классе. Эффективность всего учебного процесса зависит еще и от того, насколько удачно учитель сочетает урок с другими формами обучения, которые приобретают конкретную структуру, специфические черты и особенности в зависимости от цели обучения, содержания учебной работы и возраста учащихся. Перечислим их: • домашняя работа (закрепляет знания, полученные на уроке, развивает самостоятельность учебного труда, формирует потребность к самообразованию); • факультативы и предметные кружки (дифференциация обучения с учетом интересов и склонностей учащихся); • дополнительные занятия (индивидуальные и групповые) с целью предупреждения неуспеваемости, ликвидации пробелов в знаниях учащихся; • практикумы в лабораториях, мастерских, учебно-опытном участке, способствующие практическому использованию знаний; • семинарские занятия, дающие простор для самостоятельной деятельности учеников; • • консультации, зачеты, экзамены, собеседования. Довольно разнообразны в школе формы организации трудового обучения: уроки труда, факультативные занятия, индивидуальная и бригадная работа учащихся в школьных мастерских, колхозах, на фермах, учебно-опытных пришкольных участках, школьных участках, школьных кооперативах и т. д. Самостоятельная работа по данной теме 1. Изучить другие формы обучения: их содержание, цели, — М., 1996. — С. 390; Сластенин В.А., Исаев И.Ф. 2. Изучить фронтальные формы работы на уроке, инди — М., 1995. — С. 280, 282, 284; Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. — М., 1997. — С. 285; Зотов Ю.Б. Организация современного урока. — М., 1984. — С. 21-28). Творческое задание по теме Разработать план проведения нестандартного урока (на выбор): урок-КВН, урок ролевых игр, урок «Поле чудес», урок — заочное путешествие. Предлагаются образцы нестандартных уроков. 1. Устный журнал. Учащиеся получают задание подготовить сообщение об отдельных писателях определенного периода. На доске — портреты писателей. Все учащиеся обязаны писать конспект. Докладчики сидят на первых партах, справа находятся оппоненты. 1-я страница. Гумилев. Ученица кратко рассказывает о его биографии, дает анализ его творчества. В ходе ее рассказа встают отдельные ученики, получившие предварительные задания, и читают стихи. Затем выступает другой докладчик и читает отрывок из воспоминаний о Гумилеве, демонстрируются фото, документы. Оппоненты задают вопросы и уточняют факты. Вопросы могут задавать все учащиеся. Ученики узнают, что Гумилев был первоклассным переводчиком, автором пьес, почерпывают интересные сведения о личной жизни Гумилева, об отношениях с Анной Ахматовой, последних годах жизни и трагической смерти. 2-я страница. Клюев. 3-я страница. Соловьев. После — дополнения оппонентов и отдельных учащихся. Учитель оставляет десять минут для беседы с классом, спрашивает тех или иных учеников, что они узнали об этих писателях, просит прочитать свои конспекты, выставляет оценки докладчикам и отвечавшим с мест. 2. Урок-суд. Все большую популярность у учителей приобретает урок-суд. Структурная форма урока-суда уместна при наличии противоположных оценок или разброса мнений относительно изучаемого объекта и его значимости. Использование форм ритуала судебного разбирательства вносит в учебную деятельность элемент новизны и состязательности, позволяет глубоко и всесторонне рассмотреть существо проблемы, создает положительный эмоциональный фон и развивает творческий потенциал личности учащихся. Является ли материалом исследования историческая личность, литературный герой, писатель, явление, закон или математическое понятие, рассмотрение дела начинается с краткого доклада судьи или другого члена суда о сущности материалов судебного разбирательства. Следующий этап — показания потерпевшего (истца), обвиняемого (ответчика), свидетелей (сначала — со стороны истца, потом — ответчика), изучение протокола следственного действия (это может быть коллективное домашнее задание), документов, вещественных доказательств, заключений экспертов. При этом члены суда и лица, участвующие в деле, могут задавать вопросы и вносить заявления о дополнении дела. 7. Зак. 199
Ритуал урока-суда Ролевые функции его участников (памятка). Этапы «судебного заседания» 1. Открытие «судебного заседания», краткий доклад судьи о существе дела и обвинительная речь прокурора. 2. Показания истца (потерпевшего), обвиняемого и свидетелей (учащихся класса, дающих показания с учетом интересов истца или обвиняемого). Члены суда, прокурор и адвокат задают им вопросы, изучают материалы следствия и вещественные доказательства с целью получения дополнительных аргументов в пользу своей версии. 3. Прения сторон (спор прокурора и адвоката), заключительное слово прокурора по существу дела и последнее слово обвиняемого. 4. Удаление суда на совещание, возвращение и вынесение приговора. Ролевые функции участников Судья и заседатели изучают материалы дела, опрашивают истца, обвиняемого и свидетелей, анализируют доводы обвинения и защиты и выносят приговор. Помимо этого судья руководит ходом судебного разбирательства. Прокурор и адвокат изучают материалы дела, участвуют в опросе истца, обвиняемого и свидетелей, стараясь накопить как можно больше аргументов в пользу своей версии, ведут спор, отстаивая ее. Прокурор выдвигает обвинение в начале заседания и после прения сторон подводит итоги, внося, если необходимо, изменения в обвинение, выдвинутое ранее. Роли истца и обвиняемого состоят в даче показаний с позиций своей роли. Они могут (с позволения судьи) задавать вопросы всем участникам судебного ритуала. Обви-194 няемый располагает правом последнего слова. Свидетели, давая показания, стараются преподносить сведения, учитывая интересы «истца» или «обвиняемого». Так, в порядке подготовки к уроку-суду над Наполеоном по обвинению в поджоге Москвы учащимся было предложено ознакомиться с материалом и выполнить одно из заданий: 1. Продумайте сообщение судьи о существе дела в начале судебного разбирательства, подготовьте вопросы к обвиняемому и приготовьтесь к вынесению приговора. 2. В качестве прокурора подготовьте речь в начале суда с обвинительным уклоном, приготовьтесь к участию в опросе свидетелей, к дискуссии с адвокатом, а также к выводам по окончанию судебного разбирательства (с учетом вскрывшихся на суде фактов и доводов защиты). 3. В качестве защитника подготовьтесь к защите Наполеона, стремясь так отобрать и истолковать все факты, чтобы, по возможности, опровергнуть доводы обвинения и реабилитировать подзащитного. 4. Подготовьте роль Наполеона. Ваша задача: от его имени ответить на вопросы суда по «своей» биографии, а показаниями максимально отвести от себя все обвинения в поджоге Москвы. По чьей вине сгорела Москва? А.С. Пушкин на этот вопрос отвечает однозначно: Напрасно ждал Наполеон Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля. Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою! Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою... Другой поэт — М.Ю. Лермонтов вопрошает: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?» Иными словами: сначала спалили, потом отдали. Но что же было на самом деле? 7* 195
Однако уже днем 2 сентября в Москве вспыхнули пожары, слившиеся в один знаменитый московский пожар, свирепствовавший неделю. О его неожиданности для врага говорится в письме Наполеона к жене от 6 сентября: «Я не имел представления об этом городе. В нем было 500 дворцов, столь же прекрасных, как Елисейский, много царских дворцов, казарм, великолепных больниц. Все исчезло. Уже 4 дня огонь пожирает город. Так как все небольшие дома горожан из дерева, они вспыхивают как спички. Это губернатор и русские, взбешенные тем, что они побеждены, предали огню этот прекрасный город. Эти мерзавцы были даже настолько предусмотрительны, что увезли или испортили пожарные насосы». Первые пожары возникли на военных объектах. В Москве осталось много военного имущества, которое не успели вывезти: орудия, тысячи ружей и сабель, большое количество боеприпасов, фуража, продовольствия. На реке стояли барки с артиллерийскими припасами и хлебом. Не были демонтированы артиллерийское депо, пороховой и монетные дворы. Оставлять это означало усилить французскую армию, оторвавшуюся от своих военных баз, с растянутыми коммуникациями. Поджогами руководил полицейский пристав Вороненко по указанию московского генерал-губернатора. По его же приказу были вывезены все противопожарные средства. Внесли свою лепту и пьяные французские мародеры, мало заботившиеся о противопожарной безопасности. Были и явные случаи поджога со стороны французов. Так, Вдовий дом с находившимся в нем русским госпиталем сгорел, по свидетельству очевидцев, «от явного зажигательства французов, которые, видя, что в том доме русских раненых около 3 тысяч, 196 стреляли в оный горючими веществами». Французское командование постаралось принять энергичные меры для прекращения пожаров: были попытки найти противопожарные средства, поджигателей (как русских, так и французов). В один из дней Наполеон лично приказал повесить 11 русских и 7 французских поджигателей. Начало пожара, как писал адъютант граф Сегюр, потрясло Наполеона: «Первым его порывом было раздражение и желание побороть стихию, но скоро он принужден был уступить и смириться перед невозможностью». Пожар Москвы создал неприятелю невыносимые условия, способствовал его деморализации. Но как быть с утверждением Кутузова о том, что французы сами предали огню и расстреливали из пушек город? Такова версия в документе, предназначенном для русских. Зато в листовке для французов, написанной с ведома Кутузова, утверждалось, что Москву сожгли сами русские, видя в этом глубокий патриотический смысл. С отступлением врага из Москвы связан второй этап ее уничтожения. Наполеон приказал подорвать стены и башни Кремля, поджечь дворец и все общественные здания, кроме Воспитательного дома, где находился французский лазарет. Но благодаря бдительности московских патриотов, перерезавших фитили, и дождю, начавшемуся в момент начала отступления французов из Москвы и подмочившему мины, полностью осуществить этот план неприятелю не удалось. Наполеон Первый Бонопарт (1769-1821) Родился на острове Корсика в г. Аяччо в семье небогатого дворянина, адвоката. С 9 лет поступил в Бриенс-кую военную школу. Подвергаясь там насмешкам богатых и знатных сверстников, часто вступал в драки и нес наказания. В школе он имел клочок земли, который возделывал и где уединялся, читая книги. Много лет спустя в январе 1814 г. именно здесь он отбивался шпагой от казаков, когда армии русских и пруссаков рвались к Парижу. Успехи в науках и сила характера сделали его вожаком среди товарищей. Как лучший ученик он был рекомендован в Высшую военную школу в Париже. В
Незадолго до смерти он заметил: «Неужели права была гадалка, сказавшая мне: «Ты родился на острове, а умрешь на другом»? Но разве между этими островами не было жизни, такой захватывающей и такой удивительной?» Помимо предложенных ученикам можно порекомендовать воспользоваться и другими материалами по их выбору. В качестве свидетелей (наряду с главными действующими лицами) к участию в суде могут привлекаться и остальные члены классного коллектива, выступающие как от имени придуманного персонажа (солдата, горожанина), так и от собственного имени. Этот урок может быть и межпредметным и проводиться одновременно учителями истории и литературы. В этом случае следует более широко использовать тексты художественных произведений, в которых изображается пожар Москвы, а также раскрывается образ Наполеона. Основная литература 1. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. — М., 1989. 198 2. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. — М., 3. Дидактика средней школы. — М., 1982. 5. Махмутов МЛ. Современный урок. — М., 1995. б.Небратенко В.Б., Моисеева Л.Н., Соболева ЕЛ. Управленческие аспекты внедрения нестандартных уроков в образовательном процессе. — Ростов-на-Дону, 1993. 7. Педагогический поиск / Сост. Баженова И.Н. — М., 1990. 8. Педагогика / Под ред. О.А.Абдуллиной. — М., 1994. 9. Пидкасистый ИЛ. Педагогика. — М., 1995. 10.Современная дидактика / Под ред. И.Я.Лернера, И.К. Журавлева. — М., 1994. 11. Современные проблемы образования. — Тула, 1997. 12. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.
Тема: Умственное воспитание План 1. Идея развивающего обучения в истории педагогической мысли. 2. Понятие «умственное воспитание», «умственное развитие». 3. Основные задачи умственного воспитания. 4. Пути умственного воспитания в школе. Стратегия перестройки современного образовани
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1010; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.225.27 (0.023 с.) |