Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задача экспертов второй группы

Поиск

Замечают ли «психологи» те данные, согласно ко­торым можно ответить на поставленные перед ними задачи?

Схема, по которой работают эксперты второй группы

 

Укажите на личностные качества и способности                
Подчеркните качественные характе­ристики развития способностей (по сравнению с другими детьми)                
Уточните наличие общих способностей                
Посмотрите, как родители оказывают помощь детям в учении                

 

Выясните сочетание различных интересов с центральным интересом                
Определите, есть ли жизненные цели, перспективы, идеалы у ребенка (направленность личности)                
Уточните стиль деятельности ребен­ка (легкость в работе, замедленный темп, уверенность, разнообразие интересов)                
Как родители развивают познавательные потребности                
Существует ли организация домашнего учебного труда                
Укажите лабильность или инертность в работе и во всем                
Ведут ли диагностику общих умственных способностей                
Обратите внимание, сколько времени родители уделяют ребенку и каков характер их общения                
Подчеркните активность ребенка в обучении                
Найдите причину неудач в обучении                
Намечайте пути развития склонностей и способностей                
Подчеркните единство общих и специфических способностей                
На одаренность указывают темп в работе, полученные результаты, усилия, затраченные ребенком                
Формирование склонностей и способностей за счет жизненного опыта                

 




                   
   
 
   
 
     
 
 
 
 
   


Подскажите путь развития способ­ностей через развитие личных нравственных качеств ребенка (трудолюбие, воля, настойчивость)                
Развитие способности идет парал­лельно с общим развитием личности                
Выявите признаки, характеризую­щие познавательные потребности ребенка                

Приложение. Примерные образцы-характеристики для группы «родителей».

I. Мой сын (14 лет) почти никогда не бывает дома. Единственное, чем он интересуется, — это улица и филь­мы о каратэ. В школе на него постоянно жалуются, так как он очень часто отвлекается, глядя в окно, наблюдая за тем, что происходит на улице. На улице он с друзьями натравливает собак на кошек, чтобы выяснить, кто из них быстрее бегает.

Вначале мы думали, что если ему завести животных дома, то он будет более спокоен. Теперь у него есть попу­гай, рыбки и даже дог. Я не могу сказать, что он с ними плохо обращается, но дома стал бывать еще реже. Те­перь он все время проводит на улице, оправдываясь тем, что выгуливает дога.

Спокойнее он не стал. Постоянно экспериментирует с догом — бегает от него, заставляя себя искать или дого­нять, а зимой клюшкой цепляется за ошейник и таким образом катается. Он не боится шишек, ссадин, синя­ков. Предпочитает бесцельно носиться со своей собакой по улице, постоянно набивая синяки, а вот почитать какую-либо книжку его не заставишь.

Иногда мне кажется, что он из стали. Все время в движении, физически хорошо развит, легкий на подъем. Мой сын постоянно всем рассказывает о своей любимой собаке, иногда даже прибегает к фантазиям, много выду­мывает. Может даже изобразить свою собаку (ее поведе-


ние, манеры, повадки) очеловеченной. Готов сочинять о ней рассказы с утра и до вечера.

А когда же делать уроки? Он быстро усваивает то, что читает по школьной программе. Память у него хоро­шая. Единственный человек, которому он подражает, — это Брюс Ли, да еще Шварценеггер, на которого он хочет быть похож. А как он любит устраивать потасовки! Вот тут он герой, смел до безрассудства. Очень упрям и одно­временно поражает своим упорством в достижении цели. Иногда он может часами играть в теннис лишь для того, чтобы обыграть отца. В последнее время он очень изме­нился. Учебу забросил совсем. Единственная пятерка в табеле у него по физкультуре, а был отличником.

П. Знаете, Марина Ивановна, я не узнаю свою дочь! Не то чтобы она себя плохо вела, или хамила нам, или училась очень плохо. Просто похоже, что ей ничего не интересно, понимаете. Прогуливает занятия редко и учит­ся в общем-то неплохо, но оценки у нее очень неустойчи­вые — то «5», то «2». Учителя жалуются, говорят, что на уроках она плохо работает — или в окно смотрит, или рисует.

Я, знаете, ее тетради посмотрела — все изрисован­ные. А гуманитарные предметы она вообще не учит дома

— на перемене прочитает и отвечает прекрасно. Даже
огромные стихи учит только на переменах.

Учителя хвалят ее, говорят, стихи она пишет велико­лепные, у нее всегда хорошо написаны сочинения. Дома помочь ничем не хочет. Она ведь ничего у меня не умеет

— ни приготовить, ни постирать, ни сшить чего-нибудь.
Я ведь ей предлагала — давай научу, в жизни пригодится,
а она только с книжкой на диване лежит.

Или наушники наденет и спит в них — слушает какую-то странную музыку. Я такой никогда и не слы­шала. То какая-то странная восточная мелодия, то рок ужасный.

Друзей у нее почти нет, на улицу гулять не выхо­дит. Одна у нее подружка есть, так они соберутся, в комнате сядут и разговаривают весь день. О чем, думаю, можно там разговаривать?! Думаю, о мальчишках или о тряпках.


Кстати, она у меня любит у зеркала вертеться —- то красится, то наряжается. Подошла как-то я к двери, слушаю, а они — о картинах, книгах, музыке, смысле жизни. Я даже испугалась — она же совсем еще ребенок. А недавно я у нее сигареты нашла! Пыталась вначале поговорить с ней, а потом уже и кричать начала. А она стоит молча, и на лице у нее все чувства «написаны». Видимо, что-то хотела сказать, но слов не нашла, толь­ко плечами пожала, что-то руками в воздухе показала, взяла сигареты и ушла на улицу.

Недавно я нашла ее личный дневник. Знаю, что чи­тать нехорошо чужие записи, но не удержалась. Только открыла, смотрю, все исписано и цитаты какие-то из книг. И тут она заходит. В лице изменилась. Говорит: «Как ты могла?» Хватает тетрадь у меня из рук и убе­гает. Я не знаю, что с ней делать. Она ведь уже 8-й класс заканчивает, а еще не решила, что будет делать; то ли учиться продолжать, то ли поступать будет куда-нибудь. А я ничего не могу ей посоветовать. Мы совсем чужие с ней.

III. Вы, наверно, думаете, что речь пойдет о необита­емом острове? Нет. Разговор будет вертеться вокруг рас­чески, потерявшей все свои зубцы...

Мы с Алешей недавно рассорились. И я думала, что права. Впрочем, судите сами.

Пришла я домой и ужаснулась — куча палочек-до­щечек с налипшими на них комьями глины. В комнате в одном углу «рать» побитая лежит. Сражение закончено, а солдатики и кубики забыты на поле боя. В другом углу мастерская. На газетке среди обрезков картона весь в клею и краске сидит мой милый сын и читает учебник химии. Мастерская, стало быть, тоже забыта. Скоро и учебник полетит куда-нибудь.

— Все! — сказала я страшным голосом. — Палочки-
дощечки в помойку, солдатиков в «Плюшкин магазин»,
на антресоли, с красками и обрезками сам разбирайся.

А в ответ:

— Подожди, мама, сейчас дочитаю, будем разбираться.

Я, надо сказать, усталая пришла. А тут — ни про­ехать, ни пройти. Засучила я рукава и стала очень ре-308


шительно приводить в исполнение собственные распо­ряжения.

— Нет! — завопил Алеша и вцепился в палочки-
дощечки. — Это все нужные вещи!

Но мне-то надо было настоять на своем. Да и как быть? Человеку девять лет, а он не убирает за собой.

— Я потом уберу. Мне сейчас некогда!

— Нет, нет, нет, нет!

Остыли мы только где-то через час. Осушили слезы, рассовали по местам палочки, солдатиков, тюбики и ку­бики. Отмылись. Села я в изнеможении на диван. Тут и появилась та самая расческа...

Я даже сначала не поняла, что это такое. Алеша про­тянул мне какую-то зеленую загогульку и грустно улыб­нулся.

— Столько раз мы ссорились, — сказал он.

Я вгляделась в загогульку повнимательнее и узнала в ней расческу, которую в начале зимы положила ему в портфель.

— А зубчики?.. Ах, да, столько раз мы ссорились.
Вот когда вспомнился мне одинокий Робинзон, де­
лавший зарубки на стволе дерева.

Так о чем же я все-таки рассказала? О расческе или о необитаемом острове? О том самом острове, на котором мы оказываемся всякий раз, когда нас не по­нимают.

IV. Девочке 12 лет. Она общительная, ее любят дру­зья, быстро находит себе компанию, уверена в себе. Тру­долюбивая, усидчивая в учебе, критически относится ко всему и ко всем, иногда любит сказать свое «я», посто­янно стремится к независимости и часто любит быть одна. Отзывчивая, всегда помогает друзьям, примерно учится, ответственная, пунктуальная. Очень любит читать, что­бы знать больше нового, и любит рассуждать на разные темы.

' Свободное время проводит с друзьями или смотрит телевизор. Очень любит родителей и в любую минуту го­това им помочь в чем-либо. Но иногда, когда она бывает в плохом настроении, становится почти эгоисткой и не любит ждать. Любит, когда ей уделяют много внимания.


Увлекается современной музыкой, любит петь, хотя со­вершенно не хочет заниматься музыкой (2 года занятий в музыкальной школе были адом для нее и родителей).

Обожает спорт, в особенности большой теннис. Когда им занимается, то в этот момент забывает обо всем. Но по состоянию здоровья мы вынуждены были отстранить ее от тенниса. И, как ни странно, она больше о нем не вспоминает (уже больше года). Очень любит участвовать в различных мероприятиях (любит быть там главной). Эмоциональна, но быстро возбудима, всегда добивается того, чего хочет. Больше ей нравится мужская компа­ния, хотя собирает разные виды кукол.


ЗАНЯТИЕ 6

Тема: Особенности, закономерности, принципы вос­питания

Цель занятия

Развитие творческой самостоятельности студентов в процессе усвоения профессиональных знаний.

Задачи

1. Отбор и воспроизведение общепедагогических знаний как содержательной основы развития творческой самостоя­тельности будущего учителя (хорошая информирован­ность как признак творческой самостоятельности).

2. Усвоение базы знаний на уровне распознавания. Пред­лагаются ситуации — иллюстрации реального процес­са воспитания, где студенты осваивают элементы ба­зовых знаний, определяющих сущность процесса вос­питания или особенности его организации (способность быстро переходить от одного класса понятий к друго­му; способность, на первый взгляд, выдвигать неле­пые гипотезы).

3. Усвоение знаний на уровне деятельности по образцу. По предложенным выше предписаниям (операции учеб­ных действий по решению педагогических задач дан­ного типа) студенты решают подобные учебные педа­гогические задачи в микрогруппах (несмотря на боль­шие личностные возможности способен работать в груп­пе; способность самостоятельно принять решение или отказаться от неправильного поиска).

4. Усвоение базы знаний на уровне их творческого при­менения (стремление к самовыражению, к реализации своих идей).

План занятия

1. Воспитание как целенаправленный и организованный процесс.

2. Особенности и закономерности процесса воспитания.

3. Принципы процесса воспитания.

4. Диалектика воспитательного процесса.


Литература

1. Щукина Г.И. Теория и методика коммунистического воспитания. М., 1974.С. 7-12.

2. Харламов И.Ф. Педагогика, 1990.Гл. V.

3. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М., 1981.С. 47-52.

4. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.С. 465.

5. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1999. — С. 34-37.

Этапы проведения занятий 1этап

Воспроизведение основополагающих знаний путем ди­алога со студентами. База знаний позволяет студентам усвоить главную тему курса «Педагогические теории, сис­темы, технологии» — сущность процесса воспитания, ко­торая проявляется через особенности (трудности) и зако­номерности педагогического явления. Затем в логике изучения данной темы идет усвоение принципов воспита­ния как основных положений организации самого процес­са, которые взаимосвязаны с закономерностями процесса воспитания.

Вопросы для обсуждения:

— сущность воспитания как общественного явления;

— характеристики процесса социализации личности (ин­дивида);

— содержание основных характеристик процесса воспи­тания;

— руководящая роль учителя в организации процесса вос­питания;

— диалектика процесса воспитания;

— основное содержание противоречий процесса воспита­ния как его движущей силы;

— перечислить особенности процесса воспитания и под­черкнуть их природу;


 

— закономерности процесса воспитания (общие и специ­фические);

— принципы организации процесса воспитания;

— взаимосвязь принципов воспитания с закономернос­тями данного явления.

II этап

Предложенная база знаний распознается в ситуациях

— иллюстрациях. В этих педагогических задачах студен­
ту с помощью преподавателя удается увидеть, как в ре­
альном педагогическом процессе (во внешнем проявле­
нии), в совместной деятельности учителя и воспитанника
проявляются особенности, закономерности и принципы
воспитания, что и характеризует сущность процесса вос­
питания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.185.12 (0.01 с.)