Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Целостность педагогического процесса

Поиск

План

Характеристика целостного педагогического процесса. Обусловленность организации педагогического про­цесса.

Социализация личности в педагогическом процессе. Основные содержательные компоненты целостного пе­дагогического процесса.

Обращаясь к истокам возникновения воспитания, сле­дует сказать, что с момента своего зарождения оно офор­милось как целостный процесс. Уже в первоначальных формах воспитания — обрядах, ритуалах, имитацион­ных играх происходила не только трансляция знаний и опыта деятельности старшего поколения. Взрослые осо­би внимательно следили за поведением детей, за тем, как они выполняли свои обязанности, общепринятые нормы и табу. Воспитание становилось составной частью обучения, так как там, где проигрывались всевозможные случаи охоты, предполагалось еще и формирование у де­тей мужества, стойкости, силы воли, выносливости.

Однако дальнейшее разделение труда в обществе по­степенно привело к разграничению обучения и воспита­ния. Но уже в XIX веке все чаще появляются аргументы в пользу единства обучения и воспитания (И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Лесгафт, В.П. Вах­теров и др.). Большой вклад в развитие целостности пе­дагогического процесса внесли Н.К. Крупская, А.П. Пин-кевич, СТ. Шацкий, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич и др. Но в 30-х годах в целях углубленного изучения спе­цифики обучения и воспитания эти два процесса стали рассматриваться относительно самостоятельно.

Научный интерес к проблеме целостности педагоги­ческого процесса вновь возобновился в 70-80-х годах (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, B.C. Ильин, В.В. Краев-ский, Б.Т. Лихачев и др.). Ученые и практические работ­ники школ склонны считать, что комплексный подход в


развитии личности возможно осуществить лишь на осно­ве целостности педагогического процесса. Более того, со­временный возврат к педагогической антропологии реаль­но невозможно осуществить в условиях дифференциации процессов обучения и воспитания.

Педагогический процесс — это основополагающая ка­тегория целостного педагогического процесса. Рассмот­рим характеристику учебного процесса как учебно-вос­питательного процесса; представим сущность целостности учебно-воспитательного процесса; изучим структуру и основные элементы целостного педагогического процесса; дадим анализ движущих сил педагогического процесса; представим направления деятельности учителя на основ­ных этапах педагогического процесса.

Латинское слово — «процессус» — движение вперед, изменение. Педагогический процесс («учебно-воспитатель­ный процесс») это синонимы. Это процесс, в котором до­стигается цель образования и воспитания путем взаимо­действия воспитателей и воспитуемых. То есть в этом процессе происходит изменение учащегося, его движение в развитии путем взаимодействия воспитателей и воспи­туемых, осуществляемого в соответствии с заранее пред­полагаемым результатом.

Итак, раскроем сущность педагогического процесса. Кратко его суть может быть выражена формулой: «Обу­чая воспитывать, воспитывая обучать». То есть воспита­тель как в процессе обучения решает задачи образования и воспитания, так и в системе внеклассной работы (в ра­боте с ученическим коллективом, детским самоуправлени­ем, во взаимодействии с семьей, общественностью по месту жительства) решает задачи образования и воспитания.

Надо запомнить, что и обучение, и воспитание как основа учебно-воспитательного процесса осуществляют раз­витие личности. Тогда уточним и сущность педагогичес­кого процесса. Это осуществление развития личности на основе целостности обучения и воспитания.

Представим элементы целостного педагогического про­цесса, которые составляют сущность этого процесса: обу­чение, воспитание, развитие. Это один из возможных ва­риантов структуры целостного педагогического процесса.


Если подойти к педагогическому процессу с позиции деятельности воспитателя и воспитанника (объекта и субъекта деятельности), то появляется новая структура элементов педагогического процесса. В таком случае пе­дагогический процесс — это целенаправленный процесс, который имеет цель и предполагает заведомый резуль­тат (предполагаемый результат).

Но взаимодействие между объектом и субъектом про­исходит с помощью разнообразных средств, мы имеем в виду те средства, которые обеспечивают взаимодействие учителя и ученика — это сфера содержания общения (фор­мы, методы и условия, необходимые для успешного обще­ния).

Итак, представим структуру целостного педагогичес­кого процесса, исходя из того, что процесс обучения — это деятельность по взаимодействию учителя и ученика:

• целевой компонент;

• содержательный компонент;

• деятельностный компонент (отражает взаимодействие педагогов и воспитуемых);

• результативный компонент (характеризует достигну­тые результаты, изменения в личности в соответствии с целями).

Отсутствие одного из компонентов разрушает целост­ность педагогической системы.

Деятельностный компонент, отражающий формы, ме­тоды, средства деятельности, — это организационно-уп­равленческий компонент. Формы, методы и условия взаи­модействия, связи объекта и субъекта педагогической деятельности служат основой управления учебно-воспи­тательным процессом. Эта структура задана с позиции деятельностного подхода.

Существуют различные связи между компонента­ми системы. Можно выделить и другие компоненты (Б.Т. Лихачев, И.П. Раченко, Кумбс — США). Все зави­сит от подхода к самому анализу педагогического про­цесса. С позиции функционального подхода, учета специ­фики каждого компонента в системе и т, д. можно выделить 12 компонентов, 9 или 7 и т. д.


 




Представим этапы педагогического процесса. Педаго­гический процесс имеет цикличный характер, то есть в нем можно обнаружить одни и те же этапы, определяю­щие последовательность развития самого процесса.

Главные этапы:

• подготовительный;

• основной;

• заключительный.

На подготовительном этапе создаются надлежащие ус­ловия для протекания процесса в соответствии с задан­ными целями. Здесь решаются вопросы целеполагания, диагностики условий, прогнозирования достижений, трансформации общей цели, заданной в системе образо­вания в конкретные задачи, которые возможно решить в существующих условиях, то есть идет расшифровка об­щей цели соответственно данной школе, классу.

Но невозможно правильно поставить цель без диаг­ностики существующих условий. Следовательно, идет про­цедура, направленная на выяснение условий и обстоя­тельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Собирается необходимая информация о возмож­ностях педагогов, учеников, об уровне их развития, пред­шествующей подготовке. За диагностикой следует про­гнозирование хода и результата педагогического процесса (что-то надо взвесить; учесть, рассчитать). Этот этап за­вершает проект организации процесса — план работы. Это итоговый документ подготовительного процесса.

Второй этап осуществления педагогического процес­са — это основной этап. Это взаимодействие педагогов и учеников, использование форм, методов, средств взаим­ной связи, создания условий для эффективного взаимо­действия, стимулирование процесса воспитания. В ходе учебно-воспитательного процесса важное место отводит­ся оперативному педагогическому контролю. Обратная связь служит оперативной мерой для качественного уп­равления процессом, его эффективности. Оперативная обратная связь необходима для коррекции педагогичес­кого процесса.

Третий этап завершает цикл педагогического процес­са посредством анализа достигнутых результатов. Чтобы


не повторять ошибок и использовать все ценное, что дос­тигнуто в деятельности учащихся.

Рассмотрим вопрос о движущих силах педагогичес­кого процесса. Внутренней движущей силой педагогичес­кого процесса является противоречие между выдвигае­мыми требованиями со стороны общества и реальными возможностями воспитуемого по их выполнению. Эти противоречия становится источником развития самого педагогического процесса (педагогическая система А.С. Макаренко, педагогическая система в Афинах, Спарте, пе­дагогическая система при феодальном строе). Разреше­ние этих противоречий обеспечивает эволюцию педагоги­ческих систем. Следовательно, задача педагогов состоит в том, чтобы овладеть умением диагностики (изучение воз­можностей детей) и на основе этого проектировать ближ­ние и дальние перспективы в учебно-воспитательном про­цессе. Второе противоречие — многообразие жизненных взаимодействий ребенка и невозможность охвата этого взаимодействия педагогическим влиянием со стороны школы.

А что же обуславливает организацию педагогического процесса? Мы наслышаны об авторитарной педагогике и педагогике сотрудничества, педагогике коллективного вос­питания. Характер учебно-воспитательного процесса под­черкивает тот факт, как складываются отношения между воспитателями и воспитуемыми. Из курса психологии мы знаем о стиле отношений: авторитарном, демократичес­ком, либеральном. Так вот, сама организация педагоги­ческого процесса обусловлена характером, стилем отно­шений между воспитателем и воспитуемым. Следует всегда помнить, что ученик или коллектив, с которым вы рабо­таете, — это не только объект воспитания, но и субъект. Главным признаком успешного взаимоотношения явля­ется совместная деятельность воспитателя и воспитуемо­го. Примером тому могут быть методика коммунарского воспитания и педагогика сотрудничества.

Взаимная активность, сотрудничество педагогов и вос-питуемых наиболее полно отражается термином «педа­гогическое взаимодействие» (соуправление) — совмест­ное управление делами в коллективе. Если представить


ребенка как объект педагогического процесса, то имеется в виду, что это индивидуальность, развивается в соответ­ствии с педагогическими целями. Совсем иное ребенок как субъект педагогического процесса — это развиваю­щаяся личность со свойственными ей потребностями, за­датками, интересами, запросами, стремлениями, характе­ром, особенностями усвоения знаний. Поэтому мы говорим, что процесс обучения и воспитания носит субъектно-объек-тный характер. С учетом такого характера учебно-вос­питательного процесса осуществляется гуманизация пе­дагогического процесса.

Социализация личности — это процесс подготовки вос­питанника к жизни в обществе. Он происходит в резуль­тате усвоения культуры, человеческого общества. Социа­лизация личности происходит в педагогическом процессе, так как его содержание весьма тщательно отбирается, структурируется и оценивается с позиции мировоззрения личности, его возрастных особенностей. В содержание пе­дагогического процесса входят основы человеческого опыта различных областей знаний: науки, культуры, идеологии, производственных технологий, основ производства, юри­дического, правового опыта и т. д.

Содержание раскрывает основы всех наук, то есть это группа основополагающих знаний, опыта, умений, ко­торые необходимы в любой области человеческой дея­тельности. К основополагающим наукам относятся язы­кознание, математика, физика, химия, биология, география и др. Основы наук помогают удерживать учебный план школы на уровне современных достижений в науке. Се­годня речь идет о стандарте в образовании и базовом содержании образования.

Требованиями стандарта в образовании предусматри­вается базовый компонент в структуре образования. Это та основа знаний, которую должен успешно освоить каж­дый школьник, ибо она обеспечивает общение двух поко­лений, развивает мировоззрение школьника, служит от­правным моментом выбора профессии. Это тот минимум 30


знаний и умений, на основе которого происходит социа­лизация личности. Базовый компонент содержания обра­зования решает и проблему гуманизации личности, так как все дети в обществе поставлены изначально в равные стартовые условия относительно того содержания обще­ственного опыта, который они начинают изучать. Но вме­сте с тем личностные качества и уровень психического развития ученика приводят к дифференциации детей по уровням усвоения базового компонента образования. И тогда каждый ученик выбирает из всего опыта человечес­кой культуры то направление деятельности, в котором он может достичь лучших результатов, где у него идет более успешное усвоение знаний, где умения в примене­нии приобретенных знаний доставляют ему большее удо­вольствие, а сопутствующие трудности обучения он пре­одолевает значительно быстрее и без труда. Именно этот личностный фактор обеспечивает успешную адаптацию и социализацию в обществе.

Определим основные содержательные компоненты целостного учебно-воспитательного процесса.

• Это прежде всего детский коллектив как основная, ведущая содержательная форма целостности педаго­гического процесса. Это ядро воспитательной систе­мы. Здесь учитель должен умело определить воспита­тельные задачи, представить четкую характеристику класса, формировать разумные потребности детей, раз­вивать социально-ценные мотивы поведения и дея­тельности, умело осуществлять диагностику разви­тия коллектива, применять критерии успешности де­ятельности воспитательного коллектива.

• Обучение — ведущий элемент целостности педагоги­ческой системы. Здесь идет усвоение культуры обще­ства (диагностическая постановка целей и задач учеб­ного процесса, знание учителем характеристики ме­тодов обучения, развитие социально ценностных мо­тивов учения, использование критериев успешности воспитания в обучении).

• Общественно-полезный и производительный труд. Важно определить задачи этого вида деятельности.


Они предполагают передачу школьникам знаний об основах трудовых и технологических процессов, прин­ципах организации современного производства, его технологиях. Здесь же школьник должен научиться применять простейшие орудия производства. Этот вид деятельности помогает ребенку в сознательном выбо­ре профессии. Общественно полезный труд решает мно­гочисленные воспитательные задачи. Анализ общей характеристики знаний об общественно полезном труде (знание характера современного труда, постоянное пре­одоление трудностей и преодоление физического на­пряжения, взаимосвязь общественно полезного и про­изводительного труда, внеучебная творческая деятель­ность и др.) подчеркивают тот факт, что воспитатель не должен недооценивать это направление содержа­ния целостного учебного процесса, так как оно обла­дает большой значимостью в развитии личности.

• Взаимодействие школы, семьи и общественности в це­лостном учебно-воспитательном процессе. Это направ­ление служит средством достижения целостности учеб­но-воспитательного процесса. Формирование основ ха­рактера ребенка, его исходных нравственных устано­вок, трудолюбия, стремления к порядку и дисциплине вначале решаются в семье. Семья создает все условия для физического, умственного, нравственного, трудово­го, эстетического становления детей в процессе повсед­невной жизни.

Общественность осознается детьми благодаря участию их в различных общественных организациях (клубы, сек­ции, музыкальные, спортивные, художественные школы, библиотеки и др.).

Семья играет решающую роль в развитии потребнос­тей ребенка и мотивов его деятельности. Семья должна получать педагогическую помощь от школы. Правиль­ная диагностика семейного климата поможет учителю ус­пешно решать трудные вопросы воспитания ребенка.

Более подробно этот вопрос студенты изучают само­стоятельно (Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1993. — С. 132-144).


Хотя мы и говорим о целостности педагогического процесса, специфика форм обучения и воспитания суще­ствует. В обучении преимущественно мы видим урок, се­минар, лекцию, дискуссию, беседу, а воспитанию больше свойственны формы коллективного характера (диспуты, собрания, вечера, КВНы, утренники, праздники, КТД и др. В обучении ведущая роль принадлежит учителю, а в.вос- питании учитель больше опирается на ученический кол­лектив; коллектив и актив детей имеют доминирующее значение в воспитании. Обучение протекает в строго офор­мленном объединении — классе, и деятельность учителя регламентирована (учебный план, программа). В воспи­тании виды деятельности детей регламентируются не про­граммами, а интересами детей, их потребностями, уров­нем развития. Кроме того, в процессе воспитания важную роль играют средства массовой информации, которые как стихийный фактор влияют на развитие детей.

Творческое задание по теме

В соответствии с основными этапами целостного пе­дагогического процесса представить одну из форм рабо­ты, которую студенты проводили на первом курсе своей практики.

Основная литература

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. — М., 1988.

2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. — М., 1999. — Гл. 3.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. —- М., 1993.

4. Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996.

5. Стефановская ТА. Педагогика: наука и искусство. —-М., 1998. — Гл. V.

2. Зак. 199


Лекция 3

Тема: Личность ребенка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.104 (0.013 с.)