А.С. Макаренко. «Педагогическая поэма». Глава 28. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А.С. Макаренко. «Педагогическая поэма». Глава 28.



Жорка начал в колонии плохо: он обнаружил непобе­димую лень, несимпатичную болезненность, вздорность характера и скверную мелкую злобность. Его возрожде­ние пришло без всякой торжественности и без педагоги­ческих усилий. В совете командиров вдруг оказалось, что для работы на копке погреба осталась только одна воз­можная комбинация — Галатенко и Жорка. Смеялись.

Нарочно двух таких лентяев в кучу не свалишь.

Еще больше смеялись, когда кто-то предложил прове­сти интересный опыт: составить из них сводный от­ряд и посмотреть, что получится. В командиры, выбра­ли все-таки Жорку: Галатенко был еще хуже. Позвали Жорку в совет, и я ему сказал:

Волков, тут такое дело: назначили тебя коман­
диром сводного и дали тебе Галатенко. Так вот мы
боимся, что ты с ним не справишься.

Жорка подумал и пробурчал:

Справлюсь.

Во время работы он различными методами убежде­ния заставляет работать лентяя Галатенко и сам ра­ботает в поте лица.

Вечером дежурный под одобрительные крики ребят отметил работу третьего сводного под командой Вол­ковапервого.

С тех пор лень Жорки как рукой сняло, пошел человек на всех парах к совершенству, и через два месяца совет командиров перебросил его во 2-ю колонию со специаль­ной цельюподтянуть ленивый 7-й отряд.

Задача № 7

Таня была девочкой очень болезненной, подверженной простудным заболеваниям, часто пропускала занятия в школе. Она имела освобождения от занятий физкульту­рой, спортивных соревнований, трудовых работ.


 




В восьмом классе у девочки возникло желание уча­ствовать в работе школьной театральной студии. Таня обратилась к ребятамсамодеятельным артистам с просьбой принять ее в свой коллектив, но получила от­каз. Дело в том, что в театральной студии существова­ло правило: до 8-го класса принимаются всё желающие, которые проходят необходимую подготовку в кружках художественного слова, драматическом. Восьмиклассни­кам и тем, кто старше, попасть в студию можно толь­ко будучи участником школьной выездной комсомольс-ко-пионерской агитбригады. А заслужить право быть членом агитбригады может только тот старшекласс­ник, который прошел школу летнего трудового лагеря, проявил себя там, заслужив почетное звание «ударник труда».

Наблюдая сложившуюся ситуацию со стороны, руко­водитель школьной театральной студии Петр Алексан­дрович решил использовать огромное желание девочки и направить ее волю на самовоспитание. Конечно же, он мог убедить ребят нарушить сложившуюся традицию и в порядке исключения принять Таню в студию, минуя правила. Но это решение было отложено на крайний случай. Таня пришла за поддержкой к Петру Александ­ровичу.

Я очень, очень прошу вас, помогите мне попасть в студию. Если все по правилам, то для меня театраль­ная студия недоступна — ведь я же постоянно болею, и поэтому в трудовой лагерь мне нельзя, а значит, и в агитбригаду я не смогу попасть.

Я не согласен с тобой в том, что студия для тебя недоступна. Ты же ничего не сделала пока, чтобы по­пасть туда по правилам. Болезниявление переменчи­вое, они приходят и проходят. Ты сделай все от тебя зависящее, чтобы меньше болеть, чтобы попасть в лет­ний трудовой лагерь и агитбригаду.

А что я должна делать?

А ты подумай, почитай книги о работе над собой,И учитель показал одну из таких книг.

А если мои усилия не дадут результата и я буду продолжать болеть часто, меня же в лагерь врачи не пустят?

Вот если не будет результата, но будут твои усилия, я подумаю, как тебе помочь.


Девочка пошла к врачу за консультацией по прави­лам закаливания организма, достала книги, стала делать по утрам зарядку, обтирание, принимать душ.. Ребята стали чаще видеть ее на улице. И хотя однажды весной она все-таки заболела, быстро справилась с простудой. Желание добиться заветной цели буквально мобилизо­вало дремлющие защитные силы организма, вызвало их к жизни.

Настойчиво боролась девочка за получение положи­тельного заключения врача и разрешения мамы работать в трудовом отряде. В конце концов ей разрешили, но до первого недомогания.

Сначала Таню поставили работать на кухню - по­ближе к теплу. Но она категорически возражала про­тив каких бы то ни было снисхождений, бралась за са­мую трудную работу, добиваясь выполнения норм наравне со всеми и даже перевыполняя их. Все это давалось ей нелегко. Но желание добиться поставленной цели удеся­терило ее силы.

Девочка постоянно работала над собой: одна из не­многих в лагере по вечерам читала программные произ­ведения по литературе для 9-го класса, проявляла иници­ативу в общественной жизни, ребята кооптировали ее в штаб лагеря.

После трудового лагеря Таня приехала загоревшая, окрепшая и счастливая. На торжественном собрании ей была вручена почетная грамота ударника труда и доверено было зачитать рапорт отряда на слете побе­дителей соревнования трудовых отрядов старшекласс­ников.

Затем была агитбригада, прием в театральную сту­дию и первая рольнаграда за работу над собой, за самопреодоление и самовоспитание.

Задача № 8

Классного руководителя неожиданно 'вызвали в со­седний детский сад. В кабинете заведующей она увидела заветную троицу: Алешу, Игоря и Мишу.

Это ваши?спросила заведующая.

Да, мои.

Ваши воспитанники собирались ломать сирень в
нашем саду. Безобразие.' Залезли через забор! Придется
обратиться в милицию.


 




«Что же делать? Ругать? Но ведь для них это бес­полезно»,думает классный руководитель и лихора­дочно ищет выход из создавшегося положения.

Простите, но, по-моему, вы ошибаетесь,говорит
классный руководитель заведующей. — Я уверена, что они
шли поработать в саду, а не безобразничать.

На лицах ребятполная растерянность.

Конечно, хотели помочь,начинают они неуве­
ренными голосами.

Заведующая никак не ожидала такого поворота дела и строго спросила:

А почему лезли через забор?

Так ведь так же быстрее, — находится Алеша и даже сам переходит в наступление: -- Мы, Елена Пет­ровна, говорили ей, а она не слушает, не верит нам, гово­ритв милицию.

Ну, а лопаты что же не взяли? г спрашивает классный руководитель.

Ребята в замешательстве, но и тут Алеша нашелся:

— А мы, Елена Петровна, думали, что здесь возьмем,
— говорит он с лукавой улыбкой, не понимая еще, куда
клонит классный руководитель, но уже догадываясь, что
надо как-то выходить из скандального положения.

Классный руководитель улыбается и просит помочь заведующую с лопатами, чтобы вскопать пустующий участок земли для посадки цветов. Заведующая, поняв ее, тоже включается в эту импровизированную игру и дает распоряжение в отношении лопат.

— Ну, здорово же вы ее разыграли!восторженно
произносит Игорь, выходя из кабинета.

Что?удивляется классный руководитель.Вы что, действительно лезли за сиренью? Неужели я в вас ошиблась?

Что вы! Это он по глупости ляпнул, — говорит Миша, строго глядя на Игоря.

Да что вы на него обращаете внимание, что он понимает, растяпа,включается в разговор Алеша, по­казывая из-за спины свой кулак Игорю.

Ну, тогда за дело!заканчивает разговор класс­ный руководитель. И первой начинает копать.

Вы бы шли в школу, — говорит через некоторое время Алеша, — а мы тут и сами закончим.

Конечно, — поддерживают Игорь и Миша.

А вскоре они возвращаются в школу с букетом си­рени.


Это нам за работу подарили,с гордостью гово­
рит Алеша.

После уроков на классном собрании Елена Петровна похвалила ребят за хорошую работу в детском саду и предложила поддержать их инициативу. Так с легкой руки трех друзей класс стал шефом детского сада. От­ветственным, конечно, выбрали Алешу. А в конце учебно­го года за организацию активной работы с малышами ему объявили благодарность с занесением в личное дело.

Как-то в разговоре он признался:

А вы знаете, Елена Петровна, я ведь вас тогда
обманул: мы за сиренью лазили...

Задача № 9

Мой сын Петр учится в шестом классе, учится сред­не, а ведет себя плохо. И еще он очень неровно учится: то закончит четверть почти без троек и поведение приличное, то не вылезает из ЧПсорвет кривлянием урок, нагрубит учителю... Мы постоянно бываем в шко­ле, поддерживаем контакт с учителями и директором, чтобы, совместными усилиями направить Петю на доб­рый путь. И вот что нас настораживает.

Классный руководитель Зинаида Ивановна имеет обыкновение для обсуждения недисциплинированных уче­ников проводить совместные собрания родителей и про­винившихся ребят. Родители должны публично потре­бовать от ребят дать обещание исправиться. Некоторые дети плачут, другие стоят бледные как полотно.

На одно такое собрание было вызвано пять ребят, в том числе и мой сын. Собрание произвело на меня удру­чающее впечатление: считаю, что было устроено тяже­лое испытание для психики детей. Некоторые родите­ли молчали во время обсуждения. Другие же (люди ведь очень разные) с мест кричали: «Вот теперь ты плачешь, а тогда грубил, хулиганил! Привыкай отвечать за свои поступки!» Петя, кстати, не плакал, твердо дал слово исправиться. Но... не исправился.

Конечно, есл,и ребенок провинился, я согласна обсуж­дать его поведение с директором или с любым учите­лем. Но не публично. Поэтому когда после очередного проступка моего сына я вновь была приглашена на со­брание, то сознательно на него не пошла. Из школы на меня посыпались упреки и обещания... написать мне на


 




работу. А о чем? В семье у нас здоровая обстановка, мы оба Петей занимаемся много, родительскими обязаннос­тями не пренебрегаем.

Прошу ответить, являются ли подобные собрания-про­работки признанной педагогической практикой. Или пра­вы я и те родители, которые считают, что ничего, кроме вреда, эти публичные проработки не дают?

Задача № 10

Витя доставлял много забот классному руководи­телю и классу. Однажды классный руководитель обра­тился к нему с просьбой помочь классуразведать, где можно собрать металлолом, подумать, как это лучше сделать, скомплектовать бригады. Подросток загорелсяего предложения были действенны, дельны, а действия уверенны. Когда от имени класса Вите объявили благо­дарность, все стояли по стойке смирно. Решение актива о занесении благодарности в альбом «История класса» встретили аплодисментами.

«В этот момент я был сломлен. Захотелось делать хорошие дела со всеми и для всех»,признался Витя на выпускном вечере через три года.

Приложение к занятию 3-4 Содержание качеств

1. Бережное отношение к общественной собственности; понимание тесной связи между личной и общественной собственностью; умение обращаться аккуратно с лич­ными вещами; навыки самообслуживания; постоянная трудовая забота о сохранении и преумножении школь­ного имущества; активная защита природной среды, бережное отношение к природным ресурсам (воде, элек­троэнергии и т. п.).

2. Исполнительность: добросовестное отношение к сво­им обязанностям в школе, других коллективах, чле­ном которых он является.

3. Коллективизм: умение сочетать свои интересы с ин­тересами коллектива, подчиняться справедливым тре­бованиям коллектива, отдавать свои силы и способ-


ности на общую пользу, учиться у товарищей всему лучшему; понимание сути товарищеских отношений в коллективе; умение приказывать и подчиняться.

4. Отзывчивость и доброта — это понимание ценности каждого человека, умение чувствовать радость и горе других людей, видеть в каждом человеке его лучшие качества, регулировать свое поведение в зависимости от настроения окружающих, готовность помочь нуж­дающимся в помощи и сочувствии близких, способ­ность поделиться с другим человеком всем, что сам имеешь, — материальными ценностями, знаниями, на­выками, опытом и т. п., переживать радость от того, что приносишь людям пользу.

5.Вежливость — умение уважать окружающих людей, беречь их достоинство, придерживаться ровного, доб­рожелательного тона в отношении с ними независимо от возраста, положения, характера: заботливое отно­шение к престарелым людям, инвалидам; привычка уступать дорогу, место старшим и всем, кто в этом нуждается; умение быть приветливым независимо от настроения и неприятностей.

6. Аккуратность — привычка во всем сохранять поря­док: дома, на рабочем месте, в школе, на улицах...

7. Организованность и точность — умение планировать каждое дело, распределять время по этапам предстоя­щей работы, контролировать ее выполнение, анали­зировать причины, мешающие точному выполнению намеченных дел, устранять их, доводить каждое дело до конца; организованность в быту — вовремя вер­нуться домой, не опоздать на встречу с друзьями и т.

Д.

8. Самостоятельность — умение принимать решения и
выполнять их; проявлять волю и упорство в преодо­
лении трудностей; разделять сложное дело на части и
выполнять его поэтапно, оценивать нравственную сто­
рону каждого самостоятельного поступка или реше­
ния, подчинять их достойной цели.

9. Скромность — реальная деловая и нравственная само­
оценка; умение видеть заслуги других людей, коллек­
тива; доверие к мнению товарищей о себе; умение ожи­
дать признания своих достоинств, не выпячивая их на


всеобщее обозрение и не требуя наград; потребность совершать нравственные поступки «по секрету».

10. Самокритичность — понимание необходимости са­мокритики для развития и совершенствования каж­дого человека; умение правильно оценивать свои дос­тоинства и недостатки; способность анализировать при­чины своих ошибок, неверных действий и поступков, намечать пути исправления.

11. Инициативность — постоянный поиск наилучших условий и путей для выполнения тех или иных пору­чений; стремление сделать дело лучше, быстрее и с наименьшей затратой сил; умение ставить определен­ные содержательные задачи и находить рациональные пути их решения; стремление направлять свою теоре­тическую энергию на общую пользу; понимание того, что каждый человек на своем участке должен сделать максимум возможного для себя и для общества, и стрем­ление всегда следовать этому правилу.


ЗАНЯТИЕ 5

Тема: Пути и средства развития одаренности школь­ников

Цель занятия

Развитие педагогических способностей студентов в процессе практического использования профессиональ­ных знаний.

Задачи

1. Отбор базовых знаний как содержательной основы для развития педагогических способностей.

2. Усвоение психолого-педагогических знаний на уровне воспроизведения.

3. Решение педагогических ситуаций с использованием различных по сложности интеллектуальных умений, которые соответствуют качественным характеристикам усвоения знаний, необходимых для выявления и раз­вития педагогических способностей студентов.

4. Освоение методики выявления видов одаренности.

План занятия

1. Проблема индивидуальных особенностей личности, ода­ренности, задатков и их соотношение с воспитанием и деятельностью.

2. Характеристика познавательных потребностей, побуж­дающих процесс развития способностей.

3. Характеристика склонностей и способностей личнос­ти по их внешним проявлениям.

4. Соотношение индивидуальности с требованием профес­сии.

5. Пути развития способностей личности.

Основная литература

1. Лихачев Б.Т, Педагогика. — М., 1993. — Лекция IV, — С. 74.

2. Чудновский В.З. Воспитание способностей и формиро­вание личности. — «Знание». — 1986, № 8. — С. 3-10, 12-24, 32-34, 55-59.



3. Хахалин Л. Загадка вашего ребенка. — «Знание». — 1990, № 5. — С. 6-19.

4. Дубровина И.В. Об индивидуальных способностях школьников. — «Знание». — 1975, № 6. —С. 3-23.

5. Лейтес Н. Способность и одаренность в детские годы. Знание, 1984, № 4. С. 3-11, 45-74.

6. Чудновский В.З., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. — «Знание». — 1990, №-12. — С. 3-12, 33-43* 43-56.

7. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реаль­ность. —М., 1996. —С. 9-37, 44-52, 80-94.

Примечание

1. При самостоятельной работе с литературой выписать отдельно определения различных авторов: «задатки», «одаренность», «способности», «склонности».

2. Выписать характерные признаки, отличающие одарен­ных детей в одной области человеческой деятельности.

Этапы проведения занятия

1этап

Воспроизведение и осмысление базы знаний путем ди­алога со студентами. Система основополагающих психо­лого-педагогических знаний позволяет усвоить ведущие категории в данной области знаний («задатки», «одарен­ность», «склонность», «способность»); отметить, как во внешнем проявлении (в поведении ребенка) возможно за­метить характерные признаки одаренности детей в той или иной области деятельности (в математике, архитек­туре, изобразительной деятельности, языках, музыке, ри­совании и т. д.); определить одновременно связь разви­тия способностей с нравственным развитием самой личности; установить связи качественной характеристи­ки одаренности с индивидуальными особенностями лич-


ности; найти методы диагностики общих умственных спо­собностей и представить пути развития склонности и ода­ренности детей.

Предлагаемые вопросы для воспроизведения базы зна­ний:

• Проблемы в области одаренности детей, не разрешен­ные в науке сегодня.

• Трудности выявления одаренности детей.

• Необходимый фактор для развития одаренных детей.

• Индивидуальность личности и индивидуальный стиль деятельности.

• Проявление в детях особых способностей, что гово­рит об их одаренности в определенной сфере деятель­ности.

• Соотношение общих и специальных способностей в развитии личности, многогранность способностей.

 

• Качественные характеристики одаренности.

• Связь одаренности с чертами характера личности, ода­ренность и нравственное становление личности.

• Личностный подход к развитию одаренности.

• Познавательные потребности и развитие одаренности.

• «Одаренность», нестандартная одаренность, творческая одаренность.

• Соотношение воспитания с развитием одаренности.

• Роль деятельности в развитии одаренных детей,

• Проявление детской одаренности в трудовой деятель­ности, в семье.

 

• Различная степень проявления одаренности (качествен­ные характеристики одаренности).

• Роль процесса обучения в развитии одаренности лич­ности.

• Способность, склонность, одаренность личности, за­датки.

• Диагностика (выявление) одаренности.

• Что определяет программу развития будущей лич­ности?


Из многочисленных источников студенты должны прийти к логическому обобщению о путях развития ода­ренности:

• развитие познавательной потребности личности;

• развитие индивидуальности личности;

• личностный подход в развитии одаренности;

• развитие различных видов одаренности;

• стимулирование общего уровня развития;

• организация развивающего обучения;

• жизненный опыт ребенка (интуиция);

• развитие одаренности путем нравственного совершен­ствования личности;

• формирование направленности личности.

II этап

На занятии студенты работают с литературой в микрогруппах

I микрогруппа — Н. Лейтес. Статья «Все ли дети талантливы?» Учительская газета. — 1988. — 2 апре­ля. Ответить на вопросы по материалам статьи.

II микрогруппа — И. Волков. Статья «Как сформиро­вать талант». Педагогический вестник. — 1995. — № 8, (125). Ответить на вопросы по материалам статьи.

 

III микрогруппа — Н. Лейтес. Статья «Талантливый ребенок». Учительская газета. — 1987. — 14 марта. От­ветить на вопросы по статье.

IV микрогруппа — Н. Лейтес. Статья «Поговорим о вундеркиндах». — УГ. — 1987. — 20 марта. Ответить на вопросы по материалам статьи.

V микрогруппа — И. Волков. Статья «Каждый мо­
жет стать талантом». Педагогический вестник. — 1995.
7, (124).

VI микрогруппа — Л. Венгер. Статья «Педагогика
способностей». — «Знание». — 1973. — № 7.

Предложенные материалы углубляют знания:

а) о внешних проявлениях склонностей, одаренности
и нравственных качествах вундеркиндов;

б) о системе работы с ними.


II этап

Психолого-педагогическая информация о сущности ода­ренности детей применяется на уровне распознавания, что обеспечивает усвоение широкого диапазона знаний о харак­терных признаках одаренности в различных областях соци­альной деятельности и основных понятий в данной теме (склон­ности, способности, общие способности, одаренность, талант). Предлагается тест-анкета, разработанная учеными-психоло­гами, специалистами в области детской психологии А. де Ха-аном и Г.Кафом и получившая распространение в США.

Тест-анкета позволяет оценить одаренность детей в восьми видах человеческой деятельности.

Технология применения теста-анкеты: оцените в бал­лах от 2 до 5 каждый характерный признак. Затем сум­мируйте баллы внутри каждой из восьми анкет на каж­дый тип таланта. Полученную сумму поделите на число признаков таланта (например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на 8). Уже на этом этапе вашей научно-иссле­довательской работы вы сможете установить наиболее выраженную одаренность ребенка.

Технические способности:

— интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

— любит конструировать модели, приборы, аппаратуру;

— сам «докапывается» до причин неисправностей и кап­ризов механизма или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

— может чинить испорченные приборы и механизмы, ис­пользовать старые детали для создания новых игру­шек, приборов, поделок;

— любит и умеет рисовать, «видит» чертежи и эскизы механизмов;

— интересуется специальной технической литературой. Музыкальный талант:

— любит музыку и музыкальные записи, всегда стремит­ся туда, где можно послушать музыку;

-— очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;


 




если поет или играет на музыкальном инструменте, то вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

— сочиняет свои собственные мелодии;

— научился или учится играть на каком-либо музыкаль­ном инструменте.

Способности к научной работе:

— обладает ярко выраженной способностью к понима­нию абстрактных понятий, к обобщениям;

— умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью хвастовства, а для себя;

— любит читать научно-популярные издания, серьезные статьи и книги, опережая в этом сверстников на не­сколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;

— часто пытается найти собственное объяснение причи­нам и смыслу самых разнообразных событий;

с удовольствием проводит время за созданием собствен­ных проектов, конструкций, схем, коллекций;

— не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант:

— часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чув­ства мимикой, жестами, движениями;

— стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;

— меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

с большим желанием выступает перед аудиторией, при­чем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

— пластичен и открыт всему новому;

— любит и понимает значение красивой или характер­ной для чего-либо одежды.

Незаурядный интеллект:

— хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недоска­
занное;


__ улавливает причины и мотивы поступков других лю­
дей;

— обладает хорошей памятью;

__ легко и быстро схватывает новый школьный мате­
риал;

__ задает очень ь*ного продуманных и оправданных ситу­
ацией вопросе2;

— любит читать книги, причем необязательно яв'ляет-ся отличникам; часто жалуется, что в школе ему скучно;

— гораздо лучшз и шире многих своих сверстников ин­формирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;

— обладает чувсгвом собственного достоинства и здраво­го смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

— очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обя­зательно острэ, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Спортивный талант:

— он энергичен и все время хочет двигаться;

— он смел до бе3РассУДства и не боится синяков и ши­шек;

— он почти всегда берет верх в потасовках или выигры­вает в какой-нибудь спортивной игре;

__ неизвестно, к°гДа он научился ловко управляться с

коньками и лЬ1Жами, мячами и клюшками;

__ лучше многие своих сверстников физически развит и

координирован в движениях, двигается легко, плас­тично, грациезно;

— предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

— кажется, что он никогда всерьез не устает;

__ неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или

каким-нибудр одним, но у него есть свой герой-спорт­смен, которому он подражает. Литературное дарование:

— рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться вы­бранного сюжета, не теряет основной мысли;

— любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию новую и необычную окраску;


выбирает в своих устных и письменных рассказах та­кие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние и чувства героев сюжета;

— изображает персонажи своих фантазий живыми и ин­тересными, очеловеченными;

— любит, уединившись, писать рассказы, стихи и не бо­ится начать писать роман о собственной жизни. Художественные способности:

— не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чув­ства или настроение;

— в своих рисунках и картинах отражает все разнообра­зие предметов, людей, животных, ситуации, а не «за­цикливается» на изображении чего-то удавшегося;

— серьезно относится к произведениям искусства, стано­вится вдумчивым и очень серьезным, когда его внима­ние привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

— когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует; чертит, комбинирует материалы и краски;

— стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение — украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

— не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже по­пробовать критиковать их, приводя вполне разум­ные доводы.

IV этап

Выполнить творческое задание:

1. Добавить внешние признаки одаренности по каждому из типов одаренности.

2. Дать определение термина «склонность»; по получен­ным результатам теста-анкеты определить склонность к какому-либо виду деятельности.

3. Дать определение общих и специальных способностей и выявить их по тесту.

4. Определить тип одаренности.
286


5. Составить программу для развития одаренности, ис­пользуя материалы из серии «Знание»: Л. Хахалин. Загадка вашего ребенка. «Знание», 1990. Задание развивает способность к логической обработ­ке материала, способность к ассоциациям, педагогичес­кую интуицию.

Образец выполнения задания

Задание № 1

Технические способности:

— интересуется самыми разнообразными механизмами и
машинами, «3»;

—■ любит конструировать модели, приборы и радиоаппа­ратуру, «2»;

— сам «докапывается» до причин неисправностей и кап­ризов механизма или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов, «2»;

— может чинить испорченные приборы и механизмы, ис­пользовать старые детали для создания новых игру­шек, приборов, поделок, находит оригинальные ре­шения, «2»;

— любит и умеет рисовать, «видит» чертежи и эскизы механизмов, «2»;

— интересуется специальной литературой, даже техни­ческой литературой для взрослых, «2».

Итог: (3+2+2+2+2+2): 6=2,1.

Музыкальный талант:

— любит музыку и музыкальные записи, всегда стремит­ся туда, где можно послушать музыку, «5»;

— очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает, «5»;

— если поет или играет на музыкальном инструменте, то вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение, «4»;

 

— сочиняет свои собственные мелодии, «5»;

— научился или учится играть на каком-либо музыкаль­ном инструменте, «4»;


ладовое чувство, «5»;

— гармонический слух, «5»;

— музыкально-ритмическое чувство, чувство ритма, «5»;

— быстрота и прочность запоминания мелодии, «4». Итог: (5+5+4+5+4+5+5+5):8=38: 8= 4,6. Способности к научной работе:

— обладает ярко выраженной способностью к понима­нию абстрактных понятий, к обобщениям, «4»;

— умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью хвастовства, а для себя, «5»;

—- любит читать научно-популярные издания, серьезные статьи и книги, опережая в этом сверстников на не­сколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе, «3»;

— часто пытается найти собственное объяснение причи­нам и смыслу самых разнообразных событий, «3»;

— с удовольствием проводит время за созданием собствен­ных проектов, конструкций, схем, коллекций, «2»;

— не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изоб­ретение или проект не поддержаны или осмеяны, «3»;

— часто сильно углубляется в изучение какого-либо воп­роса, «4»;

— всегда имеет свою обоснованную точку зрения, «5». Итог: (4+5+3+3+2+3+4+5): 8 = 29: 8 = 3,5. Артистический талант:

— часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чув­ства мимикой, жестами, движениями, «5»;

— стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает, «5»;

— меняет тональность и выражение голоса, непроиз­вольно подражая человеку, о котором рассказывает, «5»;

— с большим желанием выступает перед аудиторией, при­чем стремится, чтобы его зрителями были взрослые, «4»;

— пластичен и открыт всему новому, «5»;

— быстро ориентируется в затруднительных ситуациях, «5»;

— творчески подходит ко всему, «5».

Итог: (5+5+5+4+5+5+5):7 = 34: 7 = 4,6. 288


Незаурядный интеллект:

— хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недоска­занное, «5»;

— обладает хорошей памятью, «4»;

— легко и быстро схватывает новый школьный матери­ал; задает очень много продуманных и оправданных ситуацией, вопросов, «4»;

— любит читать книги, причем не обязательно является отличником; часто жалуется, что в школе ему скуч­но, «4»;

— гораздо лучше и шире многих своих сверстников ин­формирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно, «5»;

— обладает чувством собственного достоинства и здра­вого смысла, рассудителен не по годам, даже расчет­лив, «5»;

— очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обя­зательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни «5»;

— сильно развито чувство абстракции и воображения, «4». Итог: (5+4+4+4+5+5+5+4): 8 = 36: 8 = 4,4. Спортивный талант:

— он энергичен и все время хочет двигаться, «5>>;

— он смел до безрассудства и не боится синяков и ши­шек, «5»;

— он почти всегда берет верх в потасовках или выигры­вает в какой-нибудь спортивной игре, «5»;

— неизвестно, когда он научился ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками, «5»;

— лучше многих своих сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, плас­тично, грациозно, «5»;

— предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню, «5»;

— кажется, что он никогда всерьез не устает, «5»;

— неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спорт­смен, которому он подражает, «5»;

— очень вынослив, «5»;

10. Зак. 199 289


не стоит на месте, стремится добиваться все больших и больших результатов, «5»;

— оптимист в жизни, «5». Итого: (511): 11 =5. Литературное дарование:

— рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться вы­бранного сюжета, не теряет основную мысль, «3»;

— любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию новую и необычную трактовку, «4»;

— выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональ­ное состояние и чувства героев сюжета, «3»;

— изображает персонажи своих фантазий живыми и ин­тересными, очеловеченными, «4»;

— любит, уединившись, писать рассказы, стихи и не бо­ится начать писать роман о собственной жизни, «4»;

— страсть к чтению, «4».

Итог: (3+4+3+4+4+4): 6 = 3,4.

Математические способности (автор работы добавля­ет признаки):

— легкость формализованного восприятия математичес­кого материала, «4>>;

— быстрое и широкое обобщение математических объек­тов, «4»;

— гибкость мыслительных процессов при решении за­дач, «4».

Итог: (4+4+4): 3 = 12: 3 = 4. Организаторские способности (автор работы добавляет):

— быстрота ориентирования в ситуации, «5»;

— гибкость ума, «4»;

— общительность, «5»;

— обладает тактом, «5»;

— с большим удовольствием выступает перед аудитори­ей, «4»;

— творческий подход ко всему (во всех ситуациях), «5»;

— владеет голосом в нужной ситуации, «4»;

— очень высокий уровень самоорганизации, «4»;


умеет воздействовать на других людей в какой-либо ситуации, «5»;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.192 с.)