Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Методы организации деятельности учащихсяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План 1. Понятие и сущность методов воспитания. 2. Приемы и средства воспитания. Выбор методов воспитания. 3. Классификации методов воспитания. 4. Методы формирования общественного сознания (методы убеждения). 5. Методы формирования общественного поведения (упражнение). 6. Методы стимулирования деятельности учащихся. Метод — одна из важнейших категорий педагогической теории, которая связана с вопросом, как воспитывать. Как научить ребенка добру? Как наиболее целесообразно организовать его жизнь? Как приучить его к самостоятельности, организованности? Проблема методики воспитательного воздействия тесно связана с методами воспитания. А.С. Макаренко определил метод как способ прикосновения к личности ребенка. Вообще метод — это способ достижения цели. В педагогике метод — это способ достижения воспитательной цели в результате упорядоченной педагогической деятельности. Цели воспитания можно достичь различными путями. Тогда возникает вопрос о том, сколько же существует методов воспитания. Их может быть столько, сколько найдет воспитатель, организуя жизнедеятельность детей в совместном сотрудничестве. Одни пути приводят к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует те пути, которые накопила вся история педагогической мысли. Это и есть общие методы воспитания. Однако во многих случаях общие методы оказываются малоэффективными, поэтому профессиональное мастерство предполагает конструирование и правильный выбор метода воспитания в зависимости от существующих условий,
обстоятельств. Совершенствование метода заключается в том, что каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей вносит в разработку общих методов свои частные случаи решения педагогической проблемы, соответствующие конкретным случаям. Такие частные усовершенствования принято называть приемами. Итак, прием воспитания — это деталь метода. В практике работы метод распадается на ряд приемов, с помощью которых возможно достичь цели. Знание приемов и методов воспитания определяют уровень педагогического мастерства учителя. Существует понятие форма воспитания — это те виды деятельности, в которых идет организация внеклассной воспитательной работы и отражается само содержание воспитания — диспуты, КВНы, КТД, русская ярмарка, беседы, интеллектуальное лото и т.д. В современной педагогике нет однозначного определения метода воспитания. Для более правильного понимания сущности метода воспитания следует руководствоваться современным отношением к воспитанию, которое заложено в деятельностном подходе. Исходя из идеи де-ятельностного подхода к воспитанию, сформулируем новое определение метода воспитания и выразим его педагогическую суть. Известно, что развитие личности школьника происходит только в деятельности, так как в деятельности складываются отношения, характеризующие уровень его воспитанности. Но ученика нельзя просто заставить что-то делать, его нельзя чем-то «вооружить», если у него самого нет желания, потребности работать над собой. Поэтому педагог умело должен использовать такие методы, способы, приемы воспитания, которые формировали бы у школьника потребность к личностному развитию, способствовали бы развитию его сознания и поведения. С этой точки зрения под методом воспитания понимаем совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе воспитания личности для развития потреб-ностно-мотивационной сферы, сознания и выработки навыков поведения.
метод воспитания
потребности осознания отношений Итак, метод воспитания в конечном итоге направлен на развитие потребностного отношения к деятельности, способствует формированию сознания и поведения, то есть метод направлен на развитие потребности к деятельности. Метод воспитания следует отличать от средства воспитания. Это более широкое понятие — все то, что учитель может использовать для реализации метода воспитания, а именно: • формы воспитательной работы (беседы, лекции, собрания, КВНы и т.д.); • предметы (кино, книги, спектакли, художественные произведения); • виды деятельности (учебные занятия, кружки, спорт, олимпиады, танцы). Вот почему методы, приемы, средства, способы и формы воспитания должны быть направлены на формирование личностной потребности и способствовать развитию сознания и поведения школьника. Различные виды отношений ребенка находят свое выражение в его мировоззрении, убеждении, взглядах, переживаниях, чувствах. Любое отношение существует и проявляется в трех показателях: а) сфера осознания; б) эмоциональная, чувственная сфера; в) поведение. Вот почему при организации внеклассной работы с учащимися необходимо: • просвещение (знания о нормах морали, нрав" -еннос- 4. Зак. 199 • воздействие на эмоциональную сферу личности школьника; • создание опыта поведения в личностно-значимой жизни. На этом основании в педагогике и в практике детель-ности учителя выделяются три группы методов воспитания: • методы, с помощью которых формируются взгляды вос-питуемых и их общественное сознание — убеждения; • методы, с помощью которых стимулируется деятельность воспитуемых, их самооценка и саморегуляция — стимулирования; • методы, которые организуют деятельность ученика, вырабатывают навыки и привычки поведения — упражнения. Прежде чем дать подробную характеристику отдельных групп методов воспитания, рассмотрим общие причины, определяющие выбор методов воспитания. Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых важнейшее значение имеют: • цель и содержание воспитания; • принципы воспитания; • конкретная педагогическая задача; • условия ее решения; • соответствие методов закономерностям процесса воспитания; • возрастные и индивидуальные особенности учащихся; • уровень воспитанности школьников; • мастерство воспитания педагога. Методов воспитания накоплено так много, что выбрать их и соотнести с соответствующей ситуацией довольно трудно. Поэтому в целях их практического применения целесообразно пользоваться классификацией. Классификация упорядочивает методы, помогая тем самым обнаружить то общее, существенное и специфическое, что характерно для целой группы методов. По характеру деятельности воспитателя методы делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев). Другая классификация близка к предыдущей и трактует методы более обобщенно (методы убеждения, методы организации деятельности, стимулирования поведения школьников (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Если в основу классификации методов взять структуру деятельности, можно выделить методы в четыре группы: • методы формирования сознания личности (взглядов, идеалов, убеждений); • методы организации деятельности, опыта общественного поведения; • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения; • методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности (Ю.К. Бабанский). В настоящее время с учетом деятельностного подхода к процессу воспитания методы классифицируются на три группы: • методы формирования общественного сознания; • методы организации опыта деятельности и общественного поведения; • методы стимулирования поведения и деятельности. Рассмотрим каждую группу методов отдельно. Методы формирования общественного сознания личности Основное назначение метода — убедить учащихся в объективности, истинности, жизненной необходимости овладения общественно ценными идеями, взглядами, нормами поведения, оценками окружающего мира. Методы достигают цели, когда у воспитанника формируется потребность, готовность к деятельности. Главным средством метода убеждения является сло часто делает все наоборот (еще Сократ говорил: «Почему люди знают, как надо поступать, а поступают наоборот?»). В эту группу методов входят рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, инструктаж, приказ, диспут и т. д. Сильнодействующим методом выступает личный пример учителя и пример вообще. Сегодня учителя все больше включают в убеждение народную мудрость (басни, сказки, рассказы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, библейские притчи и сюжеты, крыловские и эзоповские басни). Каждый их этих методов и приемов имеет свою область применения. Метод убеждения — это способ разностороннего воздействия на сознание, чувство и волю ученика с целью развития мотивационно-потребностной сферы деятельности и сознательного усвоения норм поведения. Метод убеждения является ведущим в воспитании, так как он формирует мотивационно-потребностную сферу ученика, развивает мотив его поведения и действия. Психологической основой этого метода является принцип опережающего действия в сознании ученика. Опережающее действие сознания помогает ученику предусмотреть, что произойдет в дальнейшем. Базируется метод на основе приобретенного опыта поведения и знании тех норм, принципов, правил, которые определяют его действия. С помощью убеждения учитель или коллектив ребят раскрывает содержание, сущность, смысл политики нашей страны, экономики, необходимость преобразований в нашей стране во всех сферах (политической, экономической, духовной). Доводят до понимания школьников нравственные идеалы, необходимость эстетического, трудового, физического развития и побуждают к совершенствованию поведения учащегося. И если достигнутый уровень интеллектуального, нравственного, физического, эстетического, трудового развития не соответствует необходимому уровню требований, — это вызывает у учащегося потребность в совершенствовании своих личных качеств. Поэтому чаще надо говорить, объяснять, разъяснять требования уровня, которых должен достигнуть ученик. Средствами метода убеждения служат учебная работа, беседы (индивидуальные, коллективные), вечера, конференции, диспуты, читательские конференции, посещения спектакля, собрания, классный час и т. д. Так как разъяснение — ведущее условие метода убеждения, то оно должно быть направлено на то, чтобы раскрыть (с использованием эмоциональных средств) содержание событий, явлений, поступков, помочь учащемуся сформировать правильные оценки человеческого отношения, соотнести себя, свое поведение. Методы организации деятельности (метод упражнений). Воспитанность личности характеризуют ее поступки и поведение. Поэтому метод формирования опыта деятельности, организация самой этой деятельности считается основой воспитательного процесса. Включение ребенка в выполнение разнообразных полезных дел ведет к многоплановым отношениям. Согласно определению А.С.Макаренко, воспитание есть не что иное, как упражнение в правильном поступке. Невозможно сформировать требуемый тип поведения ребенка без привлечения его к активной, целенаправленной деятельности. Упражнение — многократное повторение действий и поступков в целях образования у них необходимых навыков и привычек поведения. Упражнения направлено на приучение воспитанников к выполнению норм и правил поведения. В освоении опыта общественного поведения и выработки собственных правил поведения решающая роль принадлежит деятельности. Это практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном повторении определенных действий и поступков. Сущность метода находит свое подтверждение в психологии и физиологии. Однако в формуле поведенческой психологии «стимул — реакция — подкрепление» учителю нельзя забывать об элементе осознанности, понимания того, что делает ученик. Привычка поведения, выработанная учеником на основе автоматизма, не приемлет механического подхода, а стремится к осознанной деятельности воспитанников. В случае изменения условий привычное
действие ученика, как правило, модифицируется. А.С. Макаренко писал, что воспитатель должен так организовать жизнь детей, чтобы каждый элемент детской жизни наряду с удовлетворением определенных жизненных потребностей был бы в то же время и средством воспитания тех или иных человеческих качеств. Педагогически целесообразная организация всей жизнедеятельности детей и включение их в активное выполнение своих обязанностей составляют, по существу, основную задачу педагогического воздействия. Однако если основным методом вовлечения детей в деятельность будет принуждение, а стимулом деятельности станет страх, то результаты воспитания не будут соответствовать цели. Весь смысл опыта А.С. Макаренко сводится к тому, что методы педагогического воздействия являются не только средством «включения» детей в активное выполнение своих обязанностей, но вместе с тем они пронизывают всю жизнь детей, придавая ей осмысленный характер. Методы упражнения являются как бы теми «снарядами», говорил A.M. Макаренко, упражняясь на которых дети воспитывают в себе определенные черты характера. В группу методов упражнения входят: поручения, режим, приказание, специальные упражнения, воспитывающие ситуации, игровые ситуации и т. д. Приемы выработки навыков и привычки поведения (К.Д. Ушинский): • побуждение потребности в каком-либо виде деятельности; • разъяснение способов деятельности (вооружение соответствующими знаниями); • организация первоначального повторения этих действий; • тренировка в совершенствовании и закреплении способов действий; • напоминание и контроль за поведением. В практике воспитательной работы применяются в основном следующие типы упражнения: упражнения в деятельности, поручения (специальные упражнения как воспитывающие ситуации). Упражнения в деятельности (КТД, поручения и др.) Суть упражнений этого типа состоит в создании таких условий, когда учащиеся поступают в соответствии с нормами и правилами поведения. Важно предусмотреть правильную организацию упражнений в деятельности. Она включает в себя все звенья волевого акта, постановку цели, расчленение деятельности на операции и действия, планирование действий и их исполнение. Постепенно расширяя сферу деятельности учащихся, надо заботиться о том, чтобы она удовлетворяла их растущие интересы, носила общественно-полезный характер. Планируя систему упражнений, воспитатель должен предусмотреть, какие навыки и привычки будут вырабатываться. Упражнения должны быть адекватны поведению учащихся — это важное условие педагогической эффективности метода. Воспитательные упражнения, как правило, берутся из жизни, задаются реальными ситуациями. Метод упражнения в воспитании реализуется через поручения. Поручения как практические задания создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности, формируют личный опыт ребенка. В школе система поручений довольно разнообразна и занимает видное место. Постоянные поручения развивают у ребенка ответственное отношение к порученному делу, трудолюбие как черту личности. Мастерство воспитателя и результативность поручения во многом зависят от того, насколько удастся учителю сформировать общественно ценные мотивы и вызвать интерес ученика к выполнению даваемых поручений, стимулировать потребность к деятельности, самодеятельность и инициативу. Наиболее ценные поручения — те, которые даются коллективом и за выполнение которых надо отчитываться перед товарищами. Система общественно-организационных поручений приучает школьника жить и работать по законам коллектива, чувствовать свою причастность к конкретным делам общества. Режим — это метод воспитания, который лежит в основе образования навыков и привычек. А.С. Макарен-
ко считал, что отсутствие разумного, последовательно осуществляемого режима не может быть возмещено никакой словесной мудростью. Чем строже и определеннее режим, тем лучше формируется внутренний динамический стереотип поведения школьника. Методы стимулирования деятельности учащихся. В практической педагогической деятельности возможно применения методов, которые усиливают действие на ребенка тех или иных факторов и приводят к активизации личности воспитуемого, его действий и поступков. Эти методы побуждают школьника, дают толчок к действию, стимулируют его. С глубокой древности известны такие методы стимулирования человеческой деятельности как поощрение и наказание. Современная педагогика особое внимание обращает на метод соревнования, который особенно стимулирует активность детей. Итак, применяются методы стимулирования с целью: активизации личности к деятельности, закрепления положительных действий, побуждения к деятельности, поддерживания интереса к деятельности. В эту группу методов входят: требование, доверие, перспектива, традиции, соревнование, общественное мнение, одобрение (поощрение), осуждение (наказание), метод взрыва (одномоментный и специально организованный), переключение, обеспечение успеха в деятельности и т.д. Все эти методы, каждый по-своему, организуют и направляют жизнь ребенка и детского коллектива. Они активизируют детей на выполнение своих обязанностей, содействуют формированию нового и ценного жизненного опыта, тормозят и исключают вредные, нежелательные формы поведения. Исходным моментом педагогического воздействия в опыте работы А.С. Макаренко является требование. Макаренко утверждал, что без требований к детям немыслима серьезная воспитательная работа в детском коллективе. Требование должно быть ясным, четким, определенным и исходить от авторитетного лица. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для выполнения требований. Требование педагога должно осуществляться на- стойчиво, последовательно и до конца. Методика требования может быть различной. Во-первых, оно может предъявляться непосредственно, решительно и безапелляционно и, во-вторых, «обходными путями». Это определяется обстоятельствами в каждом конкретном случае. Форма предъявления требований меняется в зависимости от особенностей каждого ребенка: одному достаточно напомнить или намекнуть, другому надо выразить требование более категорично. Возможны также требования — совет, просьба. Однако во всех формах должны проявляться человеческая искренность, глубокое уважение и доверие к человеку. Сущность требования заключается в том, что оно вызывает активное проявление лучших человеческих качеств у воспитанников. А.С. Макаренко различает три стадии развития требования, которые соответствуют уровням развития коллектива. Первая стадия, когда непосредственно требует сам педагог и когда других средств воздействия на коллектив просто нет. Педагог должен быть настойчивым, энергичным и неотступно добиваться выполнения своих требований. Одновременно он должен стремиться к тому, чтобы его требования находили опору среди детей. Вторая стадия в развитии требований проявляется в том, что они могут быть проявлены со стороны актива вместе с педагогом. Третья стадия — это высшая стадия, для которой характерно то, что теперь уже требование предъявляют все члены коллектива друг к другу. А.С. Макаренко разработал и методику требований, состоящую из двух этапов. Первый этап — подготовительный, когда педагог разрабатывает содержание самого требования и организует условия, необходимые для его предъявления. Воспитатель только тогда выражает свое требование, когда он считает, что у него достаточно сил, чтобы изменить поведение детей. Второй этап — это предъявление самого требования, когда следует система энергичных, точно рассчитан-
ных последовательных воздействий с использованием всех подготовительных условий и средств. На этом этапе разрушаются старые установки воспитанников, ломаются старые привычки и традиции и у детей появляются осознанное стремление и желание к новому, лучшему. На этом этапе происходит быстрое и решительное воздействие на сознание и чувства детей. Классическим примером реализации этой методики служит «преображение» Куража. «Преображение» было совершенно Макаренко в один день, а девять дней ушло на подготовку условий выполнения требований. Соревнование. JipTRm в любом возрасте свойственно стремление к первенству. Желание утвердиться в окружающей среде — врожденная потребность человека. Реализация этой потребности происходит в соревновании. Результаты соревнований надолго закрепляют положение воспитанника в коллективе. Это естественное, природное стремление к соперничеству у детей необходимо использовать при воспитании. В школьной практике метод соревнования был утвержден с давних пор, но по мере перенесения законов соревнования с производственной сферы на школьную он превратился в формальное требование и исчерпал себя. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развиваются интеллектуально, физически, нравственно и эстетически. Сравнивая свои результаты с успехами одноклассников, они получают стимул собственного роста и дальнейшего самосовершенствования. Для большей эффективности этого метода педагог должен правильно организовать соревнование — разработать содержание соревнования, условия его проведения, критерии оценок и показатели успехов, подведение итогов, награждение победителей, наглядность соревнований. Важно определить* направленность соревнований, его цель, форму проведения. Но вместе с тем соревнование не должно переродиться в конкуренцию, когда участники готовы использовать недопустимые средства для достижения успехов. Важно, чтобы соревнование не выходило из-под контроля педагога и дети побеждали бы в честной, от- крытой и принципиальной борьбе. Соревнование должно выявить победителей и побежденных, и это не должно пугать детей, так как в реальной жизни всегда существует жесткая конкуренция и каждый человек занимает свое место в ней в соответствии со своими способностями и дарованиями. Условия соревнования создают почву для честной, открытой борьбы и предоставляют возможность воспитаннику выявить свои резервы и возможности. Эффективности соревнования в детском коллективе способствует его игровая форма и то, что цели, задачи, содержание и условия определяются самими детьми. Творческие задания по теме 1. Найдите басни И.А. Крылова, которые можно использовать для воспитания у детей определенных нравственных качеств. 2. Посмотрите, при каких конкретных обстоятельствах возможно использовать рассказ К.Д. Ушинского «Слепая лошадь». 3. Из художественных произведений А.С. Макаренко выпишите примеры поручений (особенно поручений на основе доверия), специальные упражнения, режимные упражнения. Дополнительное задание к тексту лекции Изучить различные приемы группы методов убеждения, упражнения и стимулирования. • Педагогика // Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1995. — Гл. 17. • Подласый П.И. Педагогика. — М., 1996. — Часть 3, тема 4. Основная литература 1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. — М., 1993. 2.Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. — М., 1981. — Гл. 4, 5, 6. 3. Воронов В.В. Педагогика в двух словах. — М., 1999. А.Ершов П.М. Технология актерского искусства. — М., 1992. — Т. 1. 5. Иванов И.П. Воспитать коллективистов. — М., 1982. 6.Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. — М., 1987. 7. Макаренко А.С. О воспитании. — М., 1988. 8. Синица ИЛ. Педагогический такт и мастерство. — М., 1982. 9. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. — М., 1992. Лекция 9
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.33.136 (0.012 с.) |