Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Методы организации деятельности учащихся

Поиск

План

1. Понятие и сущность методов воспитания.

2. Приемы и средства воспитания. Выбор методов вос­питания.

3. Классификации методов воспитания.

4. Методы формирования общественного сознания (ме­тоды убеждения).

5. Методы формирования общественного поведения (уп­ражнение).

6. Методы стимулирования деятельности учащихся.

Метод — одна из важнейших категорий педагогичес­кой теории, которая связана с вопросом, как воспиты­вать. Как научить ребенка добру? Как наиболее целесооб­разно организовать его жизнь? Как приучить его к самостоятельности, организованности? Проблема методи­ки воспитательного воздействия тесно связана с метода­ми воспитания.

А.С. Макаренко определил метод как способ прикос­новения к личности ребенка. Вообще метод — это способ достижения цели. В педагогике метод — это способ дос­тижения воспитательной цели в результате упорядочен­ной педагогической деятельности. Цели воспитания можно достичь различными путями. Тогда возникает вопрос о том, сколько же существует методов воспитания. Их мо­жет быть столько, сколько найдет воспитатель, органи­зуя жизнедеятельность детей в совместном сотрудниче­стве. Одни пути приводят к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует те пути, которые нако­пила вся история педагогической мысли. Это и есть об­щие методы воспитания.

Однако во многих случаях общие методы оказываются малоэффективными, поэтому профессиональное мастерство предполагает конструирование и правильный выбор мето­да воспитания в зависимости от существующих условий,


           
   
 
   
 
 
 
   

может оыть
цель
развитие личности

обстоятельств. Совершенствование метода заключается в том, что каждый воспитатель в меру своих сил и возмож­ностей вносит в разработку общих методов свои частные случаи решения педагогической проблемы, соответствую­щие конкретным случаям.

Такие частные усовершенствования принято называть приемами. Итак, прием воспитания — это деталь мето­да. В практике работы метод распадается на ряд приемов, с помощью которых возможно достичь цели. Знание при­емов и методов воспитания определяют уровень педаго­гического мастерства учителя.

Существует понятие форма воспитания — это те виды деятельности, в которых идет организация внеклассной воспитательной работы и отражается само содержание воспитания — диспуты, КВНы, КТД, русская ярмарка, бе­седы, интеллектуальное лото и т.д.

В современной педагогике нет однозначного определе­ния метода воспитания. Для более правильного понима­ния сущности метода воспитания следует руководство­ваться современным отношением к воспитанию, которое заложено в деятельностном подходе. Исходя из идеи де-ятельностного подхода к воспитанию, сформулируем но­вое определение метода воспитания и выразим его педа­гогическую суть.

Известно, что развитие личности школьника проис­ходит только в деятельности, так как в деятельности складываются отношения, характеризующие уровень его воспитанности. Но ученика нельзя просто заставить что-то делать, его нельзя чем-то «вооружить», если у него самого нет желания, потребности работать над собой. Поэтому педагог умело должен использовать такие ме­тоды, способы, приемы воспитания, которые формирова­ли бы у школьника потребность к личностному разви­тию, способствовали бы развитию его сознания и поведения. С этой точки зрения под методом воспита­ния понимаем совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе воспитания личности для развития потреб-ностно-мотивационной сферы, сознания и выработки на­выков поведения.


 

■я в деятельности I—i

метод воспитания

складываются как
ч
отношения к-

потребности осознания отношений

Итак, метод воспитания в конечном итоге направлен на развитие потребностного отношения к деятельности, способствует формированию сознания и поведения, то есть метод направлен на развитие потребности к деятельности.

Метод воспитания следует отличать от средства вос­питания. Это более широкое понятие — все то, что учи­тель может использовать для реализации метода воспи­тания, а именно:

• формы воспитательной работы (беседы, лекции, собра­ния, КВНы и т.д.);

• предметы (кино, книги, спектакли, художественные произведения);

• виды деятельности (учебные занятия, кружки, спорт, олимпиады, танцы).

Вот почему методы, приемы, средства, способы и фор­мы воспитания должны быть направлены на формирова­ние личностной потребности и способствовать развитию сознания и поведения школьника.

Различные виды отношений ребенка находят свое вы­ражение в его мировоззрении, убеждении, взглядах, пере­живаниях, чувствах. Любое отношение существует и про­является в трех показателях:

а) сфера осознания;

б) эмоциональная, чувственная сфера;

в) поведение.

Вот почему при организации внеклассной работы с учащимися необходимо:

 

• просвещение (знания о нормах морали, нрав" -еннос-
ти, экономическое и политическое просвещение, эко­
логические знания и др.);

4. Зак. 199


воздействие на эмоциональную сферу личности школь­ника;

• создание опыта поведения в личностно-значимой жизни.

На этом основании в педагогике и в практике детель-ности учителя выделяются три группы методов воспита­ния:

• методы, с помощью которых формируются взгляды вос-питуемых и их общественное сознание — убеждения;

• методы, с помощью которых стимулируется деятель­ность воспитуемых, их самооценка и саморегуляция — стимулирования;

• методы, которые организуют деятельность ученика, вы­рабатывают навыки и привычки поведения — упраж­нения.

Прежде чем дать подробную характеристику отдель­ных групп методов воспитания, рассмотрим общие при­чины, определяющие выбор методов воспитания. Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он под­чиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди ко­торых важнейшее значение имеют:

• цель и содержание воспитания;

• принципы воспитания;

• конкретная педагогическая задача;

• условия ее решения;

• соответствие методов закономерностям процесса вос­питания;

• возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

• уровень воспитанности школьников;

• мастерство воспитания педагога.

Методов воспитания накоплено так много, что выб­рать их и соотнести с соответствующей ситуацией до­вольно трудно. Поэтому в целях их практического при­менения целесообразно пользоваться классификацией. Классификация упорядочивает методы, помогая тем са­мым обнаружить то общее, существенное и специфичес­кое, что характерно для целой группы методов.


По характеру деятельности воспитателя методы де­лятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев). Другая классификация близка к предыдущей и трактует методы более обобщенно (методы убеждения, методы организа­ции деятельности, стимулирования поведения школьни­ков (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Если в основу клас­сификации методов взять структуру деятельности, можно выделить методы в четыре группы:

• методы формирования сознания личности (взглядов, идеалов, убеждений);

• методы организации деятельности, опыта обществен­ного поведения;

• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения;

• методы контроля, самоконтроля и самооценки деятель­ности (Ю.К. Бабанский).

В настоящее время с учетом деятельностного подхода к процессу воспитания методы классифицируются на три группы:

• методы формирования общественного сознания;

• методы организации опыта деятельности и обществен­ного поведения;

• методы стимулирования поведения и деятельности.

Рассмотрим каждую группу методов отдельно.

Методы формирования общественного сознания лич­ности

Основное назначение метода — убедить учащихся в объективности, истинности, жизненной необходимости ов­ладения общественно ценными идеями, взглядами, нор­мами поведения, оценками окружающего мира. Методы достигают цели, когда у воспитанника формируется по­требность, готовность к деятельности.

Главным средством метода убеждения является сло­
во воспитателя. Убеждение достигается различными ме­
тодами, но нельзя использовать лишь словесные методы.
Если ученика только убеждать, читать нотации, мораль,
назидательные истории, то он слушает и все понимает, но
4* 99


часто делает все наоборот (еще Сократ говорил: «Почему люди знают, как надо поступать, а поступают наоборот?»). В эту группу методов входят рассказ, объяснение, разъяс­нение, лекция, этическая беседа, инструктаж, приказ, дис­пут и т. д. Сильнодействующим методом выступает лич­ный пример учителя и пример вообще. Сегодня учителя все больше включают в убеждение народную мудрость (басни, сказки, рассказы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, библейские притчи и сюжеты, крыловские и эзоповские басни). Каждый их этих методов и приемов имеет свою область применения.

Метод убеждения — это способ разностороннего воз­действия на сознание, чувство и волю ученика с целью развития мотивационно-потребностной сферы деятельно­сти и сознательного усвоения норм поведения. Метод убеждения является ведущим в воспитании, так как он формирует мотивационно-потребностную сферу ученика, развивает мотив его поведения и действия.

Психологической основой этого метода является прин­цип опережающего действия в сознании ученика. Опере­жающее действие сознания помогает ученику предусмот­реть, что произойдет в дальнейшем. Базируется метод на основе приобретенного опыта поведения и знании тех норм, принципов, правил, которые определяют его дей­ствия. С помощью убеждения учитель или коллектив ребят раскрывает содержание, сущность, смысл полити­ки нашей страны, экономики, необходимость преобразо­ваний в нашей стране во всех сферах (политической, экономической, духовной). Доводят до понимания школь­ников нравственные идеалы, необходимость эстетичес­кого, трудового, физического развития и побуждают к совершенствованию поведения учащегося. И если дос­тигнутый уровень интеллектуального, нравственного, фи­зического, эстетического, трудового развития не соответ­ствует необходимому уровню требований, — это вызывает у учащегося потребность в совершенствовании своих лич­ных качеств. Поэтому чаще надо говорить, объяснять, разъяснять требования уровня, которых должен достиг­нуть ученик.


Средствами метода убеждения служат учебная работа, беседы (индивидуальные, коллективные), вечера, конферен­ции, диспуты, читательские конференции, посещения спек­такля, собрания, классный час и т. д.

Так как разъяснение — ведущее условие метода убеж­дения, то оно должно быть направлено на то, чтобы рас­крыть (с использованием эмоциональных средств) содер­жание событий, явлений, поступков, помочь учащемуся сформировать правильные оценки человеческого отноше­ния, соотнести себя, свое поведение.

Методы организации деятельности (метод упраж­нений). Воспитанность личности характеризуют ее по­ступки и поведение. Поэтому метод формирования опыта деятельности, организация самой этой деятельности счи­тается основой воспитательного процесса. Включение ре­бенка в выполнение разнообразных полезных дел ведет к многоплановым отношениям.

Согласно определению А.С.Макаренко, воспитание есть не что иное, как упражнение в правильном поступке. Невозможно сформировать требуемый тип поведения ре­бенка без привлечения его к активной, целенаправленной деятельности. Упражнение — многократное повторение действий и поступков в целях образования у них необхо­димых навыков и привычек поведения. Упражнения на­правлено на приучение воспитанников к выполнению норм и правил поведения. В освоении опыта обществен­ного поведения и выработки собственных правил поведе­ния решающая роль принадлежит деятельности. Это прак­тический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном повторении определенных действий и по­ступков.

Сущность метода находит свое подтверждение в пси­хологии и физиологии. Однако в формуле поведенческой психологии «стимул — реакция — подкрепление» учите­лю нельзя забывать об элементе осознанности, понимания того, что делает ученик. Привычка поведения, выработан­ная учеником на основе автоматизма, не приемлет меха­нического подхода, а стремится к осознанной деятельнос­ти воспитанников. В случае изменения условий привычное


 




действие ученика, как правило, модифицируется. А.С. Ма­каренко писал, что воспитатель должен так организовать жизнь детей, чтобы каждый элемент детской жизни наря­ду с удовлетворением определенных жизненных потребно­стей был бы в то же время и средством воспитания тех или иных человеческих качеств. Педагогически целесооб­разная организация всей жизнедеятельности детей и вклю­чение их в активное выполнение своих обязанностей со­ставляют, по существу, основную задачу педагогического воздействия. Однако если основным методом вовлечения детей в деятельность будет принуждение, а стимулом дея­тельности станет страх, то результаты воспитания не бу­дут соответствовать цели. Весь смысл опыта А.С. Мака­ренко сводится к тому, что методы педагогического воздействия являются не только средством «включения» детей в активное выполнение своих обязанностей, но вмес­те с тем они пронизывают всю жизнь детей, придавая ей осмысленный характер.

Методы упражнения являются как бы теми «снаря­дами», говорил A.M. Макаренко, упражняясь на которых дети воспитывают в себе определенные черты характера.

В группу методов упражнения входят: поручения, ре­жим, приказание, специальные упражнения, воспитываю­щие ситуации, игровые ситуации и т. д.

Приемы выработки навыков и привычки поведения (К.Д. Ушинский):

• побуждение потребности в каком-либо виде деятель­ности;

• разъяснение способов деятельности (вооружение со­ответствующими знаниями);

• организация первоначального повторения этих дей­ствий;

• тренировка в совершенствовании и закреплении спо­собов действий;

• напоминание и контроль за поведением.

В практике воспитательной работы применяются в основном следующие типы упражнения: упражнения в деятельности, поручения (специальные упражнения как воспитывающие ситуации).


Упражнения в деятельности (КТД, поручения и др.)

Суть упражнений этого типа состоит в создании та­ких условий, когда учащиеся поступают в соответствии с нормами и правилами поведения. Важно предусмотреть правильную организацию упражнений в деятельности. Она включает в себя все звенья волевого акта, постановку цели, расчленение деятельности на операции и действия, планирование действий и их исполнение. Постепенно рас­ширяя сферу деятельности учащихся, надо заботиться о том, чтобы она удовлетворяла их растущие интересы, но­сила общественно-полезный характер.

Планируя систему упражнений, воспитатель должен предусмотреть, какие навыки и привычки будут выраба­тываться. Упражнения должны быть адекватны поведе­нию учащихся — это важное условие педагогической эффективности метода. Воспитательные упражнения, как правило, берутся из жизни, задаются реальными ситуа­циями.

Метод упражнения в воспитании реализуется через поручения. Поручения как практические задания создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятель­ности, формируют личный опыт ребенка. В школе система поручений довольно разнообразна и занимает видное мес­то. Постоянные поручения развивают у ребенка ответствен­ное отношение к порученному делу, трудолюбие как черту личности. Мастерство воспитателя и результативность по­ручения во многом зависят от того, насколько удастся учителю сформировать общественно ценные мотивы и выз­вать интерес ученика к выполнению даваемых поручений, стимулировать потребность к деятельности, самодеятель­ность и инициативу. Наиболее ценные поручения — те, которые даются коллективом и за выполнение которых надо отчитываться перед товарищами. Система обществен­но-организационных поручений приучает школьника жить и работать по законам коллектива, чувствовать свою при­частность к конкретным делам общества.

Режим — это метод воспитания, который лежит в основе образования навыков и привычек. А.С. Макарен-


 




ко считал, что отсутствие разумного, последовательно осу­ществляемого режима не может быть возмещено ника­кой словесной мудростью. Чем строже и определеннее режим, тем лучше формируется внутренний динамичес­кий стереотип поведения школьника.

Методы стимулирования деятельности учащихся. В практической педагогической деятельности возможно при­менения методов, которые усиливают действие на ребенка тех или иных факторов и приводят к активизации лич­ности воспитуемого, его действий и поступков. Эти мето­ды побуждают школьника, дают толчок к действию, сти­мулируют его. С глубокой древности известны такие методы стимулирования человеческой деятельности как поощрение и наказание. Современная педагогика особое внимание обращает на метод соревнования, который осо­бенно стимулирует активность детей.

Итак, применяются методы стимулирования с целью: активизации личности к деятельности, закрепления по­ложительных действий, побуждения к деятельности, под­держивания интереса к деятельности. В эту группу мето­дов входят: требование, доверие, перспектива, традиции, соревнование, общественное мнение, одобрение (поощре­ние), осуждение (наказание), метод взрыва (одномомент­ный и специально организованный), переключение, обес­печение успеха в деятельности и т.д.

Все эти методы, каждый по-своему, организуют и на­правляют жизнь ребенка и детского коллектива. Они ак­тивизируют детей на выполнение своих обязанностей, со­действуют формированию нового и ценного жизненного опыта, тормозят и исключают вредные, нежелательные фор­мы поведения.

Исходным моментом педагогического воздействия в опыте работы А.С. Макаренко является требование. Ма­каренко утверждал, что без требований к детям немысли­ма серьезная воспитательная работа в детском коллекти­ве. Требование должно быть ясным, четким, определенным и исходить от авторитетного лица. Задача педагогов со­стоит в том, чтобы создать условия для выполнения тре­бований. Требование педагога должно осуществляться на-


стойчиво, последовательно и до конца. Методика требова­ния может быть различной. Во-первых, оно может предъяв­ляться непосредственно, решительно и безапелляционно и, во-вторых, «обходными путями». Это определяется об­стоятельствами в каждом конкретном случае. Форма предъявления требований меняется в зависимости от осо­бенностей каждого ребенка: одному достаточно напомнить или намекнуть, другому надо выразить требование более категорично. Возможны также требования — совет, просьба. Однако во всех формах должны проявляться че­ловеческая искренность, глубокое уважение и доверие к человеку. Сущность требования заключается в том, что оно вызывает активное проявление лучших человеческих качеств у воспитанников.

А.С. Макаренко различает три стадии развития тре­бования, которые соответствуют уровням развития кол­лектива.

Первая стадия, когда непосредственно требует сам педагог и когда других средств воздействия на коллектив просто нет. Педагог должен быть настойчивым, энергич­ным и неотступно добиваться выполнения своих требо­ваний. Одновременно он должен стремиться к тому, что­бы его требования находили опору среди детей.

Вторая стадия в развитии требований проявляется в том, что они могут быть проявлены со стороны актива вместе с педагогом.

Третья стадия — это высшая стадия, для которой характерно то, что теперь уже требование предъявляют все члены коллектива друг к другу.

А.С. Макаренко разработал и методику требований, состоящую из двух этапов.

Первый этап — подготовительный, когда педагог раз­рабатывает содержание самого требования и организует условия, необходимые для его предъявления. Воспита­тель только тогда выражает свое требование, когда он считает, что у него достаточно сил, чтобы изменить пове­дение детей.

Второй этап — это предъявление самого требова­ния, когда следует система энергичных, точно рассчитан-


 




ных последовательных воздействий с использованием всех подготовительных условий и средств. На этом эта­пе разрушаются старые установки воспитанников, лома­ются старые привычки и традиции и у детей появляют­ся осознанное стремление и желание к новому, лучшему. На этом этапе происходит быстрое и решительное воз­действие на сознание и чувства детей. Классическим примером реализации этой методики служит «преобра­жение» Куража. «Преображение» было совершенно Ма­каренко в один день, а девять дней ушло на подготовку условий выполнения требований.

Соревнование. JipTRm в любом возрасте свойственно стремление к первенству. Желание утвердиться в окру­жающей среде — врожденная потребность человека. Реа­лизация этой потребности происходит в соревновании. Результаты соревнований надолго закрепляют положе­ние воспитанника в коллективе. Это естественное, при­родное стремление к соперничеству у детей необходимо использовать при воспитании. В школьной практике ме­тод соревнования был утвержден с давних пор, но по мере перенесения законов соревнования с производственной сферы на школьную он превратился в формальное требо­вание и исчерпал себя.

Соревнуясь между собой, школьники быстро осваи­вают опыт общественного поведения, развиваются ин­теллектуально, физически, нравственно и эстетически. Сравнивая свои результаты с успехами одноклассников, они получают стимул собственного роста и дальнейшего самосовершенствования.

Для большей эффективности этого метода педагог дол­жен правильно организовать соревнование — разработать содержание соревнования, условия его проведения, крите­рии оценок и показатели успехов, подведение итогов, на­граждение победителей, наглядность соревнований. Важ­но определить* направленность соревнований, его цель, форму проведения. Но вместе с тем соревнование не дол­жно переродиться в конкуренцию, когда участники гото­вы использовать недопустимые средства для достижения успехов. Важно, чтобы соревнование не выходило из-под контроля педагога и дети побеждали бы в честной, от-


крытой и принципиальной борьбе. Соревнование должно выявить победителей и побежденных, и это не должно пугать детей, так как в реальной жизни всегда существу­ет жесткая конкуренция и каждый человек занимает свое место в ней в соответствии со своими способностями и дарованиями. Условия соревнования создают почву для честной, открытой борьбы и предоставляют возможность воспитаннику выявить свои резервы и возможности.

Эффективности соревнования в детском коллективе способствует его игровая форма и то, что цели, задачи, содержание и условия определяются самими детьми.

Творческие задания по теме

1. Найдите басни И.А. Крылова, которые можно исполь­зовать для воспитания у детей определенных нрав­ственных качеств.

2. Посмотрите, при каких конкретных обстоятельствах возможно использовать рассказ К.Д. Ушинского «Сле­пая лошадь».

3. Из художественных произведений А.С. Макаренко вы­пишите примеры поручений (особенно поручений на основе доверия), специальные упражнения, режимные упражнения.

Дополнительное задание к тексту лекции

Изучить различные приемы группы методов убежде­ния, упражнения и стимулирования.

• Педагогика // Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1995. — Гл. 17.

• Подласый П.И. Педагогика. — М., 1996. — Часть 3, тема 4.

Основная литература

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. — М., 1993. 2.Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в

школе. — М., 1981. — Гл. 4, 5, 6. 3. Воронов В.В. Педагогика в двух словах. — М., 1999. А.Ершов П.М. Технология актерского искусства. — М.,

1992. — Т. 1.


5. Иванов И.П. Воспитать коллективистов. — М., 1982. 6.Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. — М., 1987.

7. Макаренко А.С. О воспитании. — М., 1988.

8. Синица ИЛ. Педагогический такт и мастерство. — М., 1982.

9. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. — М., 1992.
10. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Новые техноло­
гии воспитательного процесса. — М., 1993.


Лекция 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.33.136 (0.012 с.)