Тема: Современные воспитательные системы школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Современные воспитательные системы школы



Цель занятия

Выполнение творческого задания по индивидуально­му проектированию путем осуществления процедуры пе­реноса знаний.

Задачи

1. Уровневое усвоение базы знаний с учетом индивиду­альных возможностей студентов.

2. Поэтапное использование классификационной шкалы сложности педагогических задач как средства разре­шения общей проблемы.

3. От алгоритма (предписания) анализа современных вос­питательных систем школы (ВСШ) (альтернативных школ и др.) перейти к самостоятельному практичес­кому применению известных знаний.

4. Предложить разнообразные модели (образцы ВСШ: ав­торские школы, школы-комплексы, региональные шко­лы, конъюнктурные школы, лицеи, колледжи и др.), в которых можно узнать (распознать), как новаторский подход, учительский опыт и известные в истории педа­гогической мысли системы воспитания и обучения по­могают моделированию проектов ВСШ.

План занятия

1. Взаимосвязь школы и общества.

2. Соотношение образования, школы и общества.

3. Создание различных систем воспитания в истории пе­дагогической мысли.

4. Обновление школьной политики и структуры самой школы на основе принципа альтернативности систе­мы образования.

5. Обсуждение изученных вариантов ВСШ с точки зре­ния наиболее интересных явлений, фактов, которые отмечают студенты.

6. Анализ текстов описания ВСШ (по схеме) в студен­ческих микрогруппах.


 

7. Преподаватель представляет проект школы Л.В. Тара­сова «Экология и диалектика» и совместно со студента­ми ведет подробный анализ данного проекта.

8. Анализ современных ВСШ (тульская, американская, немецкая) по образцу в микрогруппах.

9. Творческое задание.

Литература

1. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. — М., 1982. — Гл. 6 (формы организации обучения).

2. Брайан Саймон. Общество и образование. — М., 1989. — С. 22-34.

3. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Пет­ровского. — М., 1989.С. 36-52.

4. Цырлина Т.В. Обреченные на успех. Авторские шко­лы гуманистического типа. — Курск, 1995.С. 10-34.

5. Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы. — М., 1995.С. 3-10.

6. Караковский В А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание. Теории и практика школьных ВС. —М., 1996.

7. Используя банк данных кафедры общей педагогики и список дополнительной литературы, ознакомиться с опытом современных воспитательных систем школы:

 

1. Н. Гузика;

2. А. Тубельского;

3. Д. Лебедева;

4. Е. Ереминой;

5. А. Захаренко;

6. В. Библера;

7. В. Караковского;

8. Ю. Завельского;

9. Лакинская СШ Владимирской области;

10. Школы этической культуры Ф. Адлера;

11. Школы-парка А. М. Гольдина.

Изучение воспитательных систем различных школ про­исходит по микрогруппам. Студенты должны после освое­ния материала ответить на вопрос, что для вас наиболее интересно в данной воспитательной системе школы.


Дополнительная литература

1. Опыт разработки концепций воспитания / Под ред. Е.В. Бондаревской. — Ростов-на-Дону, 1993 // Вос­питание школьников. — 1994. — № 6.

2. Караковский ВЛ. Воспитательная система школы: пе­дагогические системы и опыт формирования. —М., 1992.

3. Цырлина Т.В. Встречное движение. —М., «Знание», 1991. — № 7.

4. Карлгрен Ф. Педагогика Р. Штейнера: Воспитание к свободе. — М., 1993.

5. Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы. — М., 1993.

6. Ознакомиться с проектами авторских школ студентов факультета иностранных языков за 1993-1999 гг. Можно использовать видеокассеты по защи­те проектов авторских школ и деловой игры «Авторс­кая школа».

Литература, используемая преподавателями на семинаре

1. Проект школы Л.В. Тарасова. УГ. 1991. — № 39.

2. Модель нового учебного процесса В. Егорова. — УГ. — 1992. — № 8.

3. Школа будущего: Тульский вариант. — УГ от 18 но­ября 1989.

4. Американская школа для девочек «Мадейра». — УГ.— 1992. — № 4.

5. Школа будущего, где царят спонтанность и творче­ство. Вернер Фатке. — УГ. — № 36, 1992.

1этап

I. Воспроизведение базы знаний позволит определить их осмысленное восприятие. С этой целью включаются вопросы, ответы на которые требуют предварительного анализа, сравнения, обобщения изученного материала, выделения существенного, установки связи, осуществле­ния анализа явления по плану и другие мыслительные операции.


Воспроизведение знаний предусматривает ответы на следующие вопросы:

— выявить соотношение интересов детей с потребностями общества и целями воспитания;

— в какой степени образование, школа и общество разре­шают вопрос о возможности изменения общества;

— раскрыть смысл, сущность и признаки государствен­ной системы образования;

— подчеркнуть недостатки школьного воспитания в ус­ловиях деформации общества;

— существует ли возможность преодоления кризиса в об­ществе путем перестройки образования;

— обосновать тезис: требования общества — решающая предпосылка перестройки школьного дела в стране;

— определить специфику процесса воспитания в услови­ях рыночных отношений;

— дать определение термина «авторская школа»;

— представить типологию авторских школ: что их объе­диняет и отличает;

— в чем сущность авторских школ, ВСШ гуманистичес­кого типа;

— определить этапы возникновения школы;

— сформулировать тенденции зарождения собственно ав­торских школ;

— дать характеристику трех основных параметров куль­туры авторской школы гуманистического типа;

— определить общее, типичное и особенное в характери­
стике ВСШ.

II. В студенческих группах самостоятельно изучались современные воспитательные системы школ разных ав­торов. На занятии производится анализ текстов и выяс­няется, что наиболее интересно в каждой из школ.

Преподаватель дает образец анализа ВСШ.

// этап

Усвоенная база знаний и предложенный более расши­ренный план анализа авторских школ и проектов обеспе­чивают детальное изучение опыта, что представляет воз­можность распознать элементы базы знаний и видеть их практическое применение в альтернативных школах.


Студенты анализируют школы различных авторов по следующему плану.

1. Идея (или комплекс идей) и ее научное обоснование.

2. Как сориентирована школа на развитие личности ре­бенка.

3. Назовите приоритетные (системообразующие) виды де­ятельности.

4. В чем вы видите взаимодействие дидактической и вос­питательной подсистем.

5. В каких формах осуществляется межвозрастное со­трудничество.

6. Каковы связи школы с окружающей средой (до­школьными, внешкольными, культурно-просветитель­ными учреждениями, трудовыми коллективами, пред­приятиями и т. д.).

Преподаватель представляет образцы анализа воспи­тательных систем школ.

Образец анализа школы-комплекса Н.П. Гузика

1. Идея школы и ее научное образование.

Развитие природных задатков детей. Идея школы обо­сновывается с позиции ведущей педагогической тео­рии развития личности — наследственность как фак­тор развития личности.

Осмысление идеи школы убеждает, что принцип при-родосообразности в воспитании является ведущим прин­ципом реализации идеи.

2. Ориентирование школы на развитие личности ребенка.
В самом тексте школы находим:

— развитие детей осуществляется в соответствии с их собственным темпом обучения, с учетом направленно­сти личности школьника;

— физическое развитие (проводится в школе спортивный час на воздухе, ритмическая гимнастика);

— возможен выбор обучения уже в начальной школе по различным программам;

— развитие осуществляется в соприкосновении с реаль­ными предметами;

— успешное развитие осуществляется путем чередования различных видов деятельности;

— в школе есть программы развития детей и их обучения;
248


в школе осуществляется развитие важнейших мыс­лительных операций (анализ, синтез, абстрагирова­ние и др.);

развивается гимнастика памяти и логика мышления; развитие детей осуществляется с помощью дифферен­цированных заданий (репродуктивные, частично-твор­ческие, творческие);

школа обеспечивает усвоение базового образования, как основы развития;

обучение ведется по пяти профилям, один из которых школьник может выбрать самостоятельно; — профили возможно менять.

3. Назовите приоритетные, системообразующие виды
деятельности.

В младшем школьном возрасте игра является систе­мообразующей деятельностью.

В старшем школьном возрасте — модульное обуче­ние. Урок представлен системой блоков, характеризу­ющих степень усвоения содержания обучения (разбор учебного материала, его фронтальная проработка, внут-рипредметное обобщение, систематизация фактического материала, межпредметное обобщение, систематизация знаний).

4. В чем вы видите взаимодействие дидактической и
воспитательной подсистем?

В учебно-воспитательном процессе происходит сочета­ние внеклассной и внешкольной работы с учебным процессом.

Целостность учебно-воспитательного процесса обеспечи­вается выполнением комплексной программы воспита­ния, которая сориентирована на деятельность ребят.

5.. В каких формах осуществляется межвозрастное со-

трудничество?

Сотрудничество учителей и детей в игровых павильо­нах в параллельных классах (бригада из учителей и детей составляет разработку урока-игры). Урок в системе блоков.

Сдача зачета по теме индивидуальной программы. Индивидуальные консультации. Сотрудничество детей в профильном обучении.


Предметная кафедра (сотрудничество учителей одного профиля).

Моделирование индивидуальной программы творчес­кого типа.

Кооперация труда учителя.

Объединение всех вспомогательных учебных заведе­ний в школу-комплекс. 6. Каковы связи школы с окружающей средой.

Школа постоянно изменяет учебно-воспитательный процесс в связи с изменяющимися социальными усло­виями.

Процесс развития детей происходит в соприкоснове­нии с явлениями окружающей среды. Школа-комплекс включает в себя образовательную школу, школу искусств, спортивную школу, базовое предприятие, учреждения культуры, ДОСААФ. Школа ориентирована на обслуживание населения.

Образец анализа школы Ю. Завельского

1. Школа должна дать детям знания, которые приносят
пользу и помогают найти смысл жизни, то есть шко­
ла должна помочь ребенку найти себя в каком-то виде
деятельности.

Обоснование идеи находим в социологии — речь идет о том, что в процессе усвоения опыта человеческой деятельности происходит социализация личности, под­готовка ребенка к жизни и деятельности в обществе. Учить, чтобы ребенок нашел свое предназначение в жизни, самореализовался.

2. Происходит развитие эмоциональной сферы.

— Развивается интерес к литературе, истории, искусству.

— Развитие культуры поведения.

— Развитие художественного вкуса.

— Актерское перевоплощение на сцене связано с воспи­танием и развитием лучших качеств ребенка.

— Развивается способность к самостроительству лич­ности.

3. Погружение в искусство, театрализованная деятель­
ность и театрализованная игра
это системобра-
зующая деятельность.


4. Праздники культуры, где дети «играют» определен­
ную эпоху и перевоплощение ученика в конкретный
образ дает возможность одновременно сочетать зна­
ния и нравственное воспитание.

Воспитательная и дидактическая системы взаимодо­полняют друг друга, происходит их интеграция.

5. При подготовке праздников происходит сотрудниче­
ство родителей, детей и учителей.
Сотрудничество
возникает на основе деловых отношений.

— Общей идеей праздника «заражены» взрослые и дети, что их сплачивает.

— Совет гимназии выступает как форма межвозрастного сотрудничества.

— Любовь к театру и интеллигентность объединяют всех.

— Отношения ребят разного возраста устанавливаются в процессе подготовки общего дела.

— Игра порождает межвозрастное сотрудничество.

6. Взаимодействие с родителями, которые помогают де­
тям в получении полноценного образования и под­
держивают у них познавательный интерес во всем.

— Формируется у детей противостояние к утилитарному и прагматичному отношению к жизни.

— Школа сотрудничает с учреждениями, которые ей по­лезны в повышении уровня образования детей (МГУ, МПГУ им. Ленина, Российский государственный гу­манитарный университет, Дом детского творчества, биб­лиотека им. К.Д. Ушинского и др.).

/// этап

Усвоение новаторского опыта на уровне деятельнос­ти по образцу,

В соответствии с предыдущими образцами в микро­группах проводится анализ воспитательной системы шко­лы Л.В. Тарасова по представленному алгоритму.

Подробный алгоритм анализа ВСШ

1. Суть самой идеи опыта: что наиболее ценно в опыте и где он применяется.

2. Теоретические положения философии, педагогики, пси­хологии (другой науки), положенные в основу опыта.


3. На что направлено воспитание?

4. Что отвергает опыт из традиционной школы?

5. Использование различных систем образования (или отдельных их элементов), известных в истории педа­гогической мысли.

6. Как и чем определяется в опыте содержание обучения и воспитания?

7. Как реализуется идея, принципы и сущность опыта (замыслы педагога)?

8. Преимущества данного опыта по отношению к другим авторским воспитательным системам, к опыту тради­ционной школы.

9. Модель нового учебного процесса и структура школы.

 

10. Набор предметов и интеграция преподаваемых пред­метов в авторской школе.

11. Расписание школьного дня.

12. Как реализуются в школе интересы ребят и что обес­печивает их развитие (осуществление идеи гуманиза­ции школы)?

13. Наличие в учебно-воспитательном процессе педагоги­ческих технологий.

14.Что нового в процессе усвоения знаний учащимися (или контроле знаний)?

15.Что дает школа ученику и учителю, каковы их воз­можности, в чем свобода их действий (идея демокра­тизации в авторской школе)?

16. Как комплектуются классы?

17. Структура урока, система уроков.

18. Соотношение форм обучения (урок, домашнее зада­ние, кружки, секции, факультативы, экскурсии и др.).

19. Требования к учителю в данной школе, подбор учите­лей, положение учителя в школе.

20. В чем специфика (особенность) школы?

21. В чем результативность, эффективность данной автор­ской школы?

22. Перспектива на широкое внедрение опыта.


Творческое задание

Предлагается творческое задание по индивидуально­му проектированию. Задание может выполняться в мик­рогруппах (2-3 человека).

I вариант. Используя материалы школьной практики
(наблюдение за учебно-воспитательным процессом), изу­
ченный опыт учителей-новаторов и современных воспита­
тельных систем школы, студенты представляют индиви­
дуальные проекты воспитательной системы школы в
соответствии с планом:

1) идея, согласно которой организуется жизнь учащихся в школе;

2) модель учебного процесса;

3) принципы отбора содержания образования и построе­ния обучающих программ;

4) структура школы;

5)новый подход к воспитанию;

6) структура урока;

7) формы обучения в школе;

8) пути осуществления идеи гуманизации и демократи­зации воспитания;

9) способы развития личности ребенка;

 

10) подготовка и подбор учителей в школе;

11) специфика и результативность собственного проекта воспитательной системы.

II вариант. Для усвоения знаний на уровне творче­
ства провести самостоятельно анализ воспитательных си­
стем школ:

— школа будущего: тульский вариант. (Учительская га­зета. — 1989. — 18 ноября.)

— американская школа для девочек «Мадейра». (Учи­тельская газета. — 1992. — № 4.)

— школа-парк A.M. Гольдина. («Школьные технологии». — 1998. — № 4.)


ЗАНЯТИЕ 3-4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.199.212.254 (0.112 с.)