Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как объект и субъект воспитанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План 1. Педагогическая антропология как основа целостного подхода к воспитанию. 2. Человек в системе научного знания. 3. Антропософия. Р. Штейнер. Вальдорфская школа. 4. Социальный портрет школьника 90-х годов. Постигая сущность самого человека, можно определить предназначение процесса воспитания. Воспитателю необходимо интегрировать знания наук в области человековедения: анатомии, истории, медицины, астрологии, экономики, философии, психологии, биологии, кибернетики, антропологии и др., так как в них изучаются и соотносятся факты, характеризующие вопрос жизни и существования человека, его развития и свободы, здоровья, смерти и бессмертия, вечного бытия и т. д. Все это поможет науке педагогике обнаружить разнообразные свойства своего предмета изучения и более эффективно управлять учебно-воспитательным процессом. Педагогика должна знать, как каждая из наук представляет себе человека в окружающем мире, и тогда только разрешать вопрос о становлении человека, его социализации, подготовки к жизне. Это и определяет неизбежность взаимосвязи педагогики с другими социальными науками, признающими существование человека в различных ипостасях. В одной лекции практически невозможно рассмотреть проблему существования человека в многочисленных науках. В частности, рассмотрим, как знания антропологии и антропософии помогают решать вопросы воспитания детей. В философском словаре представлены многочисленные научные концепции, теории учения, отрасли наук, которые начинаются словом «антропо» — человеческий, относящийся к человеку: антропогенез — учение о 34 происхождении человека; антропология — биологическая наука о происхождении, эволюции и физической организации человека; антропометрия — наука об измерении роста, размера человеческого тела, его физических данных; атропогенетика — учение о генетике человека, его генетическом фонде; антропоморфизм — учение о том, что вымышленные мифические существа (боги, духи, нимфы и т. д.) обладают человеческими качествами; от- ропософия — учение как разновидность теософии, учение, которое обожествляет человеческую сущность; антропология — учение, которое представляет человека как высший продукт природы, однако выражает непонимание его социально-исторической сущности. Атропология как самостоятельная наука о происхождении и эволюции человека сформировалась в середине XIX века. Ее стремительное развитие приводит к появлению философской антропологии. Это область философского знания о сущности человека, сторонники которого признают лишь его биологическое существование. Это основополагающая дисциплина для педагогической теории воспитания, ибо как мы себе представляем человека, его существование в мире, так его и воспитываем, то есть готовим к существованию в этом мире. С того момента, как философская антропология отвечает на вопрос, — для чего живет человек, появляется основа для создания определенной педагогической системы. Появляется и новое направление научного знания — педагогическая антропология. Это область педагогического знания, которая утверждает, что педагогика, изучая ребенка, должна знать его во всех отношениях, то есть учитывать знания всех наук о человеке. Философская антропология дает теоретические посылки современной педагогической антропологии, которая в рамках педагогической науки определяет антропологический способ изучения педагогических явлений. Антропологический подход к воспитанию впервые обосновал К.Д. Ушинский. В его понимании это означало системное использование данных всех наук о человеке и их учет при осуществлении педагогического процесса. К обширному знанию антропологических наук К.Д. Ушин-
ский относил анатомию, физиологию, психологию, статистику, патологию, экономику, историю, религию, литературу, искусство, так как все эти науки излагают и группируют факты о человеке. Обосновывая антропологический подход к воспитанию, он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его также во всех отношениях». В зарубежных школах и в России антропология понимается как совокупность наук, изучающих человека. Русская школа педагогической антропологии (П.Ф. Лесгафт, В.А. Вагнер, А.Ф. Лазурский, В.М. Бехтерев и др.) представляли ее как совокупность природных условий и социальной среды в воспитании. Антропологический подход в воспитании открывает путь к реальной педагогике. Рассмотрим понятие «человек» в системе научных знаний о нем. Теория биологического существования человека — антропология. Она признает человека как биологическое существо, принадлежащее природному миру. Но в человеке есть элементы, возвышающие его над природой, — разум, то есть от животного мира человек отличается тем, что наделен сознанием и речью, способен мыслить, трудиться, познавать и изменять окружающий мир. Признается единство природы и человека. Именно на основе природного существования человека в современной педагогике разработаны модели экологических школ («Экология и диалектика» — Л.В. Тарасов, школа экологии Вернера Фатке — Германия и др.), которые находят широкое внедрение. Идея этих школ сводится к тому, что современные школы пренебрегают экологическими проблемами, человек противопоставляет себя природе и выступает в роли стороннего наблюдателя, потребителя. Разорванность всего учебного процесса на обособленные предметы приводит к отстраненности школы от жизни. Термин «экология» подчеркивает организацию учебного процесса на диалектику реальной жизни, на проблемы, которые предстоит решить человечеству. Содержание обучения и воспитания в этих школах перестраивается с точки зрения экологического императива. Человек — часть природы, он либо погибнет вместе с ней, либо найдет пути дальнейшей совместной эволюции. В школах вводятся совершенно новые предметы: «Мир таинственный и познаваемый», «Наша планета — Земля», «Мир красивый и некрасивый» и др. Знания, которые получают школьники, направлены на сохранение природной среды. Но человек не может принадлежать только природе — это одностороннее его понимание. Если представить его как социальную категорию и, говоря словами Н. Бердяева, «выбросить его в объективный мир», то сразу становится неясно — что же это такое? Как биологическое существо человек появляется на свет, но он не вмещается только в природу. Попадая в общество, человек общается с другими людьми. В процессе общения он получает какую-то информацию, что-то узнает, усваивает нормы и правила поведения, усваивает обычаи, традиции, ритуалы, социальный опыт. И уже теперь он принадлежит больше обществу, чем природе. Человек становится социальным существом — личностью. Личность — это уже не продукт природы, а продукт общества. Человек не рождается личностью, а становится ею. Мы говорим, что постепенно человек становится личностью, то есть под влиянием общественных отношений складываются особые черты, присущие человеку, — характер, воля, интересы, вкусы, склонности. Все это связано с общественной средой, в которой общается человек. С точки зрения науки психологии, человек — это индивид. А в процессе общения с людьми человек не только воспринимает информацию, обычаи и т. д., но и происходит его развитие — развиваются его психические особенности, интеллектуальные возможности, происходит развитие социально значимых черт (качеств, необходимых для жизни в обществе, — ответственности, добросовестности, исполнительности, коллективизма и др.) Итак, индивид — это человек, достигший определенного уровня психического развития, — это его знания, умения, навыки, опыт, интуиция, чувственное (духовное) развитие, развитие способностей, самооценки и др. Но все люди отличны друг от друга. Каждый достигает своего уровня психического развития, поэтому речь идет об индивиде. Педагогический аспект личности — это объект управления, воздействия. Когда человек выступает объектом науки педагогики, здесь рассматривается процесс становления личности, в основе которого лежит достижение определенного уровня психического развития. Родившийся ребенок (как биологический тип) рефлексивно отвечает на чувственные раздражители, а в процессе воспитания он включается в различные системы отношений и виды деятельности и при этом достигает своего развития. Через систему отношений и через деятельность возможно управлять процессом физического развития, психического развития, интеллектуального развития, нравственного развития и др. В этом случае речь идет об учебно-воспитательном процессе. Теоретические основы педагогической антропологии успешно разрабатывались не только педагогами, но и представителями антропософии. Педагогика охватывает всего человека и не превращает детей в объект передачи знаний. Сегодня человек как объект научных знаний разделен на несколько дисциплин, и единое знание о нем в целом осталось пока благим пожеланием. Антропософия своими методами познания ведет к пониманию подрастающего человека, охватывая и его тело, и душу, и дух. Она становится основой педагогики, которая не сводит преподавание лишь к интеллектуальной деятельности. Антропософское познание человека — это антропология для педагогики, ставящей перед собой цель развития человека в целом. Антропософия помогает учителю по возможности понимать детей и обосновывает практику преподавания, нацеленную на индивидуальность ребенка. Антропософия — это разновидность теософии, мистическое учение, которое обожествляет человеческую сущность. Антропософия основана немецким оккультистом Р. Штейнером. Когда человек становится объектом этой науки, то существование его признается в трех измерениях — тело (физическое существование человека), дух, духовное существование (интеллектуальное в человеке), душа, душевное существование (это чувственное существование человека, вместилище его переживаний и впечатлений). Именно из духовного познания человека Р. Штейнер выводит все частные методики искусства преподавания и воспитания. Теоретические поиски нашли воплощение в практике работы, и Р. Штейнером были созданы в Штутгарте (Германия, 1919 г.) школы свободного воспитания — вальдорфские школы. Сегодня география этих школ велика. Они существуют практически во всех странах мира, в том числе и в России. Цель вальдорфских школ — создать равные условия для учеников с различными способностями и социальным происхождением. Триединство существования человека предполагает не только его интеллектуальное развитие. Штейнер считает такой подход к ребенку односторонним. Все существо человека охватывает науку, искусство, практику, мораль и религию. Вальдорфские школы убеждены в том, что воспитание без религии является неполным. Поэтому ученики получают профессиональные уроки религии по желанию родителей. Что лежит в основе различий между методами преподавания в обычной и вальдорфских школах? Эти школы стремятся посредством образного и феноменологического преподавания, развития фантазии и художественного понимания мира разбудить в учениках способности. Сам процесс обучения существенно меняется при переходе от первого семилетия жизни ко второму семилетию и к третьему, так как на каждом семилетии более значима одна из составляющих — физическое развитие (тело), духовное (интеллект), чувственное (душа, впечатления, переживания). По мнению Штейнера, только одна природа человека и ее законы могут иметь решающее значение для определения того, чему следует учить на каждой возрастной ступени, с какими областями знаний необходимо знакомить ребенка, чтобы осуществить его развитие. Глубокое понимание развития в детстве и юности показывает, что этот непрерывный процесс связан с изменениями отношения ребенка к окружающему миру, и теперь прежняя доминанта учебы и развития уходит на задний план, уступая место новым. Вот почему вальдорфские школы выделяют три фазы развития с совершенно специфическими задачами, методами и содержанием воспитания. Покажем этап дошкольного воспитания. Это возраст до 7 лет, который определяется тем, что в это время в ребенке три части его существования — тело, дух, душа — едины. А позже они уже разделяются. Период до выпадения зубов (так определяется возраст) — это как бы сплошной орган чувств. Это весьма важный период жизни ребенка, но ему не всегда уделяется особое внимание. Душевная жизнь ребенка (от рождения до выпадения зубов) подчинена восприятию органами чувств. Сознание ребенка и его переживания зависят от того, какие впечатления из окружающего физического мира он воспринимает своими чувствами. Решающую роль в научении его речи и пря-мостоянию, в развитии сил переживания и фантазии, интеллекта и мышления играют примеры из окружающего мира. Поэтому основная форма научения в этот период жизни — непосредственное и косвенное подражание. Подражательная деятельность влияет на формирование органов, что так важно в этом возрасте. При всех вальдор-фских школах есть детские сады (от 4 до 7 лет), где развитие детей стимулируется силами подражания. Деятельность воспитательницы направлена на побуждение детей к подражанию. Игровой материал служит развитию фантазии детей. Здесь есть многочисленные занятия искусством — хороводы, игры, эвритмия и знакомство с различными предметами трудовой деятельности (часто связаны с временами года). Затем организуется развитие детей с 7-летнего возраста. С учетом соотношения духовного, душевного и физического в этом возрасте ведется отбор содержания, методов, средств и методик. Антропософия помогает учителю понять значение отдельных методов в развитии детей. Существование вальдорфских школ — это яркий пример того, как философская антропософия определяет педагогическую антропологию. Школа, по мнению Р. Штейнера, — это место жизни детей и молодежи, а не только место подготовки их к жизни. Основная задача школы — накопление и расширение личного опыта ученика. Сегодня школьная практика не ограничивается только названными направлениями педагогической антропо- логии. В практике школ успешно используются идеи М. Монтессори, С. Френе, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко. Антропологи сегодня не только заняты обоснованием антропологического подхода к субъекту воспитания, но также ведут поиски путей оптимального развития личности ребенка. Посмотрим, как представляет себе существование человека оккультизм. Латинское слово «оккультизм» означает «тайный», «сокровенный». Это самое древнее учение о человеке, его жизни, смерти и мироздании. Оккультизм выходит из далекой древности. Эту тайну мира хранили египетские жрецы, индийские брамины. Оккультные знания часто передавались устно, большей частью символическим характером и аллегорически. Изучая факты, необъяснимые с точки зрения науки, исследуя психический мир человека, оккультизм получает большую возможность для исследования магнетизма, гипноза, предчувствия, телепатии, ясновидения, пророчества и др. Оккультизм признает существование трех миров: мир духа, астральный мир и материальный (физический) мир. Мир духа — это существование души, астральный мир — энергия человека, физический — материя, материальное существование человека. Астральный мир связывает духовный мир и физический. Согласно оккультизму, человек состоит из трех частей: дух или душа, астрал (посредник между духом и телом), физическое тело. Астрал может покидать тело во время сна или бодрствования (гипноз) и удаляться на большое расстояние. Но между ним и телом остается тонкая связь (оккультисты называют ее флюидной). Когда человек умирает, то дух и душа с астралом покидают его тело. Эту связь прерывает только смерть. Оккультизм учит, что обитатели астрального мира — это духи природы и стихий; человеческие мысли, желания, образы; отражение действий и явлений на земле и др. Сознательный выход человека в астрал требует продолжительной и особой тренировки с помощью упражнений. В этом искусстве особенно преуспели индийские йоги. В древности маги и жрецы Египта и Сирии были знакомы с этим явлением.
Если эти три мира представить более детально, то существование человека представляется в семи телах: • физическое тело; • эфирное тело — аура (жизненная сила человека, точная копия его физического тела); • астральное тело (более тонкое, чем эфирное, — вместилище эмоций, и от разных эмоций оно приобретает разный цвет); • ментальное тело (порождает мысль, волю у человека); • витальное тело (связано с эмоциями); • боддхическое тело (интуиция, вдохновение как нимб святых, светящийся ореол вокруг головы человека); • атма (бессмертное начало человека, душа, «Я» человека). Концепция, согласно которой человек — это только его тело, а душа — абстрактное понятие, в наше время не признается даже материалистами. Сейчас вполне реальны термины: «плотная материя» (грубая материя или тело) и «тонкая материя» (тонкое тело, энергия). Все семь тел существования человека (иногда называют и шесть) взаимопроникают друг в друга наподобие матрешек. Знания оккультизма передаются в особого типа школах (ашрамах) или монастырях. Знания о семи оболочках существования человека, способах их обнаружения и тренировки особыми упражнениями позволяют человеку управлять своим здоровьем, настроением, регулировать биополе, жизненную силу и энергию, развиваться интеллектуально, предвидеть жизненные ситуации, предсказывать события и т. д. Интересно и то, что многошаровый биоэнергетический каркас вокруг человека утончается и уплотняется, что свидетельствует о большей или меньшей защищенности физического тела. Пока официальная наука и медицина не удостаивают особым вниманием знания оккультных наук, хотя многие люди, усвоив нетрадиционное учение о человеке, относятся к числу долгожителей и сохраняют бодрость и работоспособность до конца своих дней. Пути практической реализации педагогической антропологии получили удачное воплощение в теории и прак-42 тике педологии. Это наука о целостном изучении ребенка на разных этапах его развития (зарождение в 1893 г.). В России интерес к этой науке появился в связи с трудностями получения гимназического образования. Гимназический курс недостаточно учитывал возрастные и индивидуальные возможности детей. Перегрузка вызывала переутомление и частые заболевания. Педологи не только лечили детей от недугов, но и помогали им учиться, выявляли возможности детей, их резервы, предохраняли психику детей от перегрузок. Педологи утверждали, что не ребенок должен приспосабливаться к программе, а программа и методики должны приспосабливаться к ребенку. Повышенные и пониженные способности детей требуют одинакового внимания к ним. Созданная педологами воспитательная система охватывала физическое здоровье, умственное развитие, эстетическое воспитание, трудовое воспитание и учитывала индивидуальные задатки каждого ребенка при подготовке его к жизни. Разрабатывалась эта наука и в России до 30-х годов. У ее истоков были П.П. Блонский, Б.П. Кащенко, Л.С. Выготский, Л.В. Зан-ков, А.А. Смирнов и др. Но постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936) наука педология была запрещена, объявлена лженаукой, а ее сторонники названы врагами народа, вредителями. Слово «педология» стало запрещенным в нашей стране. С этих пор отечественная педагогика лишилась антропологической базы. Помимо психологического и педагогического портретов личности школьника существует его социальный портрет. Он отражает степень адаптации наших школьников к сложившимся социальным условиям. Социальный портрет учащихся складывается сегодня весьма неблагополучно, что обусловленно многими факторами: • Расслоение общества в условиях рыночной экономики развивает у подросткового поколения зависть, стремление к наживе, обесцениваются духовные богатства общества. • Материальные блага, приобретенные нечестным путем, принижают в глазах ребенка честное и добросове- стное отношение к труду. Происходит деформация нравственных понятий (исполнительности, добросовестности, активности, творческого подхода). • Повышение комфортности семьи (изолированные квартиры) разрывает родственные связи поколений, утрачиваются авторитет и влияние старших в семье. • Снижение брачного возраста приводит к частым разводам, появлению неполных семей. Как правило, детей воспитывают родители, которые сами не имеют жизненного опыта, заражены вещизмом, имеют низкий уровень духовного развития. • Семьи сегодня не справляются со своими функциями: экономической, демографической, психологической (создание благоприятного микроклимата в семье), педагогической (знание о воспитании детей). Это приводит к снижению эффективности семейного воспитания. • В отношении к учебе дети как бы «отбывают повинность». У большинства из них нет познавательного интереса. Знания приобретают с большим трудом. Высшая школа не может вместить всех выпускников из школ, а те, кто поступил в вуз, «пересиживают» тут до лучших времен — девушки в ожидании удачного брака, юноши — пока не найдут высокооплачиваемую работу. Платность обучения в высшей школе довольно часто «поставляет» молодежь, которая не может учиться, не владеет общедидактическими умениями и стремится не к профессиональным знаниям, а лишь к получению диплома. Эти приводит к потере престижа высшего образования. Происходит девальвация высшего образования, так как часто, имея диплом, специалист не может устроиться на работу. • Свободное время, которое служит условием развития личности, часто сводится к пустому времяпрепровождению. • Армия перестала быть школой взросления юношей. Частые национальные конфликты, разрешаемые с позиции силы, приводят к гибели ребят, которые служат в армии. Это приводит к тому, что различными путями родители стараются оградить юношей от службы в ар- мии. Отсутствие работы по специальности и службы в армии приводит к инфантилизму, невозможности развития ведущих социально значимых качеств личности — ответственности, исполнительности, добросовестности, инициативности и др. Творческие задания по теме 1. Из различных источников, где представлено содержание учебно-воспитательного процесса в вальдорфской школе, выпишите, как организовано воспитание детей с 7 до 14 лет (цели, задачи, содержание воспитания, методы, формы и приемы). Подчеркните главную задачу учителя на данном этапе воспитания. 2. Сравните элементы воспитания школьников в вальдорфской школе с воспитанием в нашей школе (школе, где вы были на практике). 3. Находите ли вы в работе известного вам учителя какие-либо элементы воспитания вальдорфской школы? Основная литература 1. Современный философский словарь / Под ред. Кемерова Е.В. — Бишкек. 2. Афанасьев ПЛ. Оккультизм и магия. — Таганрог, 1996. 3. Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Педагогика. — Москва — Ростов-на-Дону, 1999. 4. Гуревич КМ. Индивидуально-психологические особенности школьников. — М., 1988. 5. Куликов В.Б. Педагогическая антропология. Истоки. Направления. Проблемы. — Свердловск, 1988. 6. Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы. — М., 1993. 7. Стефановская ТЛ. Педагогика: наука и искусство. — М., 1998. Лекция 4
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.208.127 (0.017 с.) |