Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок с групповыми формами работы.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Несколько лет я вела у себя на уроках маленький эксперимент. Так вот, при строгом индивидуальном подходе и дифференциации заданий в зависимости от одаренности, прилежания, подготовленности учеников можно добиться исчезновения не только «двоек», но и «троек». И самое главное — у детей появляется уверенность в себе, чувство собственного достоинства, наконец. Когда дети только начинают учить иностранный язык, то всем им одинаково интересно и достаточно легко учиться. Затем постепенно материал усложняется, и часть ребят не тянет. Это обычно болезненные, недостаточно развитые дети. Что же, приклеить им ярлык кретинов, не обращать на них внимания и работать только с сильными? И вот я уже несколько лет подряд нагружаю разных учеников по-разному. Одни у меня хорошо говорят, другие хорошо читают, третьи хорошо переводят. Каждому есть в чем отличиться. Самое интересное происходит потом, когда на каком-то этапе читающие и переводящие вдруг на удивление себе начинают и говорить неплохо. Так я поняла, что требовать от всех одинаково на всех этапах не просто нереально, но и безнравственно по отношению к ребенку. Урок творчества. «Исчезнувшие слова», или коллективное и творческое восприятие стихов. Юрий Ильич: «Теперь, ребята, когда вы научились играть, досочинять стихи, я дам вам новое задание. Когда-то я записал чернилами три маленьких стихотворения Владимира Орлова. Вы помните, мы читали стихи «Ворона» и «Белые стихи о черном пуделе». Так вот, страничка, на которой были записаны три стихотворения, лежала на подоконнике. Когда пошел дождь, некоторые слова размыло. Давайте попробуем восстановить
исчезнувшее. Для этого вы должны не просто подобрать подходящие по смыслу слова, не просто описать стихотворение, а постараться почувствовать, что хотел выразить автор, и найти слова, которые именно это выражают. Конечно, задание трудное, но я немножко помню эти стихи и буду вам помогать. Итак, слушайте! Первое стихотворение называется «Желтые...», а дальше слово размыто. За окном ветерок веселится: То попрыгает, то притаится. И листочки бегут по дорожке, Словно желтые... Вова: «Цыплята!» Педагог: «Ребята, похожи осенние листочки на цыплят?» Дети: «Да». Митя: «Только нескладно получилось». Педагог: «То, что нескладно, не так страшно. Это мы могли бы подправить. Ну-ка, давайте расскажем это стихотворение хлопками, а потом попробуем придумать последнюю строчку про цыплят». Дети передают ритм стихотворения хлопками: (Напомню, ударный слог мы обозначаем как V, безударный — как —.) Педагог: И листочки бегут по дорожке, Как цыплята — V -------------- V —. Оля: «Как цыплята к зерну или крошке!» Педагог: «Молодец, Оля. Складно вышло? (Все согласны.) А как вы считаете, хорошее ли получилось стихотворение?» Вова, Митя, Гена: «Да». Инна: «Не очень. Обыкновенное стихотворение». Егор: «Я думаю, Владимир Орлов не так написал». Инна: «В этом стихотворении нет ничего неожиданного». Педагог: «Пожалуй, Инна и Егор правы. И еще мне кажется, что если бы последняя строчка была такой, как придумала Оля, то первые две только мешали бы. Послушайте-ка, зачем нужны первые строчки про ветерок, который (подчеркивает голосом) то попрыгает, то притаится, если и без этого получается хорошее двустишие: Вот листочки бегут по дорожке, Как цыплята к зерну или крошке. Согласны?» Дети: «Да». Гена: «А можно так: Вот листочки бегут по дорожке, Словно желтые сороконожки». Педагог: «Как вы думаете, у поэта было так?» Оля: «Я думаю, что не так». Педагог: «Почему?» Оля: «Опять не очень интересно подучилось. И не похожи листочки на сороконожек». Егор: «И первые строчки не нужны». Педагог: «А как вы думаете, зачем автор написал, что ветерок «то прыгает, то притаится»? Разве он не мог сказать попроще: то подует, то притихнет? А вы попробуйте себе представить: то попрыгает, то притаится. На что же это похоже?» Митя: «На кошку!» Оля: «Я догадалась: И листочки бегут по дорожке, Словно желтые птички от кошки. Педагог: «А может быть, у автора было еще не так? Точнее?» Егор: «Я знаю, как это было. Я точно догадался: За окном ветерок веселится: То попрыгает, то притаится. И листочки бегут по дорожке, Словно желтые мышки от кошки». Педагог: «Чувствуете, ребята, что Егор прав? Теперь все точно. Нравится вам это стихотворение?» Дети: «Да! Оно веселое и доброе». Педагог: «Спасибо. Я чувствую, что вы поможете мне восстановить и второе стихотворение, называется оно «Перед зимой»: Зябнет липа За окошком, Выпал иней Поутру. Машет маленькой — V — Желтый листик На ветру. Перед самою Зимой Он — V ----------- — V». (Дети, конечно, догадались, что Юрий Ильич пропустил слова: «ладошкой», «прощается со мной». Понятно, наверное, и то, как помочь ребятам угадать эти слова.) Оля: «Они все улыбчивые». Педагог: «И верно, улыбчивые». А теперь послушайте сказку без названия. Это очень короткая сказочка. Ее написал Геннадий Цыферов. «Встал журавлик на одну ножку. И так стоял. Долго, долго... А потом...» Как бы вы закончили предложение, чтобы получилась интересная сказка, тоже добрая и улыбчивая? Гена: «А потом уснул». Педагог: «Может быть...» Игорь Фомич, отец Егора, просит слова и предлагает:-«А потом поджал и эту ножку и упал». Дети сначала рассмеялись, но потом Егор сказал, что это вышла не добрая сказка, и все согласились. Митя: «А потом пошел». Педагог: «Вам нравится, как Митя закончил сказку? (Дети неопределенно пожимают плечами.) А ведь автор сказал в конце тоже самое. Сказал то же самое, но не так! Послушайте, сравните и обратите внимание на то, как много зависит от того, как скажешь: Встал журавлик на одну ножку. И так стоял. Долго, долго... А потом вспомнил, что есть вторая — и пошел». И ребята, и родители смеются. И хотя никто из них не нашел точного завершения сказки, но усилия, затра- ченные на поиск, не пропали зря: теперь все оценили находку писателя, лучше поняли сказочника, прониклись к нему симпатией и сами испытали эту радость. Урок поэзии продолжается... Урок-дискуссия (форма обучения). На уроке истории спор ведут сторонники «Русской правды» Пестеля и сторонники Северного общества, которые убеждают соперников, что конституция Муравьева лучше. — Мы считаем, что некоторые взгляды Пестеля были попросту утопией, — сказал Ренат. — А мы так не считаем, — возразила Оля. — Полное уничтожение сословий, равенство всех перед законом — разве это утопия? — Равенство всех? — Ренат стремительно вскочил с места. — И это в начале прошлого века? Нет, ты не права. Пестель перешагивал через целую ступень в развитии общества. Вот почему он утопист. Наконец, после бурных дебатов Наталья Кирилловна спросила: — А что все-таки общего между программами Южно На минуту все притихли. А потом, забыв о споре, дружно стали выкрикивать: — Отмена крепостного права! — Уничтожение самодержавия! Ребята сидят группами, никто не стоит у доски понурив голову. А теперь о группах. В нашем классе их было шесть. В каждой — пять-шесть ребят. Не больше. Если больше — группа распадается, а если меньше трех — это уже не группа. Все проверено опытом. Учитель вместе с консультантами загодя продумывает задания, а потом четко их разъясняет — и результаты отличные. Если же учитель не контролирует группу, результаты неважные. Группа — своеобразный барометр труда педагога. Вернемся в класс. Что же было дальше? А вот что. В конце урока попросили слова шестеро учеников. Это так называемые консультанты, то есть старшие групп. Они назвали оценки, которые, по их мнению, заслужили ре- 16. Зак. 199 481 бята. Оценки были объективными. Обошлось без «троек», но и «пятерки» получили далеко не все. Каждая отметка довольно убедительно обосновывалась: «Оля хорошо отвечала. Заслужила «пятерку», «Миша был менее активен, чем в прошлый раз. Ему — "четыре"». Кто такие консультанты? Их выбрали сами ребята. Выбрали тех, кто в первую очередь пользуется у них авторитетом, ну и, конечно же, хорошо учится (не обязательно отличник). Консультант направляет работу своей группы, следит за тем, чтобы все хорошенько готовились к занятиям, чтобы, наконец, никто не отмалчивался на уроке. Урок-соревнование. Урок физики. Цель урока — закрепление умений решать задачи разных типов. Заранее формируются команды и жюри. Жюри подбирает задачи, готовит оборудование для постановки экспериментальных задач и материал для кратких сообщений по теме. Начинается урок с одного такого сообщения (делает член жюри); затем — разминка (решение командами качественных задач; демонстрируется опыт — требуется его объяснение); далее конкурс капитанов (решение экспериментальных задач); в это время прослушивается еще один рассказ. Потом конкурс команд: самостоятельное, на время решение расчетных задач. Завершается урок подведением итогов и объявлением команды- победительницы. Устный журнал. Учащиеся получают задание подготовить сообщение об отдельных писателях определенного периода. На доске — портреты писателей. Все учащиеся обязаны писать конспект. Докладчики сидят за первыми партами, справа находятся оппоненты. 1-я страница. Гумилев. Ученица кратко рассказывает о его биографии, дает анализ его творчества. В ходе ее рассказа встают отдельные ученики, получившие предварительные задания, и читают стихи. Затем выступает другой докладчик и читает отрывок из воспоминаний о Гумилеве, демонстрируются фотографии, документы. Оппоненты задают вопросы и уточняют отдельные факты. Вопросы могут задавать все учащиеся. Ученики узнают, что Гумилев был первоклассным переводчиком, автором пьес, почерпывают интересные сведения о личной жизни Гумилева, об отношениях с Анной Ахматовой, о последних годах жизни и трагической смерти. 2-я страница. Клюев. 3-я страница. Соловьев. После — дополнения оппонентов и отдельных учащихся. Учитель оставляет 10 минут для беседы с классом, спрашивает тех или иных учеников, что они узнали об этих писателях, просит прочитать свои конспекты, выставляет оценки докладчикам и отвечавшим с мест. Защита рефератов. По отдельным вопросам ученики готовят рефераты. Создается совет из учащихся, назначаются официальные оппоненты. Оппоненты задают вопросы, оценивают доклады, выступающие дополняют их новыми фактами, опубликованными материалами. Используются схемы, фотографии. Заочные путешествия. Занятия типа «Клуб путешественников». Ученики получают задание подготовить какой-либо маршрут, например, Санкт-Петербург — Одесса или «Вокруг Европы». Дать характеристику островов, полуостровов, морей, проливов, по которым будет проходить корабль, и т. д. Совершить путешествие по Амазонке с описанием всех основных природных условий и проживающих в этих местностях племен и народов. Рассказы сопровождаются фотографиями, кинокадрами, отрывками из заметок путешественников. Уроки географии приобретают предметный, увлекательный характер. 16* 483 Урок — творческий отчет. Класс разбивается на 4-5 групп, все сидят за спаренными партами, во главе группы — капитан, в центре — экспертная комиссия. Начинается урок с разминки, уточнения терминов, фактов. Например, по истории обобщающий урок на тему: «Откуда пошла есть русская земля». Учитель задает вол-росы: «Что такое язычество? Племя, барщина, оброк». Отвечает по указанию учителя та или иная бригада. Затем вопросы о русских князьях Ярославе, Святославе, Владимире, Ольге, принятии христианства, о русских летописях. В конце урока игра-сценка. Суд во времена «Русской правды». Как;.назначалась плата за убийство холопа, воина и т.п.? Эксперты подсчитывают баллы. Типы нестандартных уроков — самые разнообразные. Это и урок-викторина, и урок-конкурс, и урок-рецензия, и урок — ролевая игра. Нет предела учительской фантазии. Да и не это главное. Ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает — вот в чем суть. Вместе с тем нужно заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Если все уроки делать нестандартными, если отказаться от традиционного урока, то общая картина будет неблагоприятной, ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, и успеваемость заметно понижается. Место нестандартных уроков в общей системе определяется учителем в зависимости от конкретных условий, содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя. Урок-игра. Олег Асадович нажимает клавишу магнитофона и вскидывает руку с черными часами. Музыка и время — два главных и очень интересных дирижера на его уроках. Под вполне современную музыку хорошо пишется. Ею можно 484 успокоить рассерженный гул или, наоборот, снять усталость. А время, как ни банально, — это все. Устный счет. Вскинута рука с часами. Тридцать четыре пары глаз смотрят — «Куда?» — «На усы!» — гремит довольный хор. (Устный счет — дело серьезное, но смотреть на высокого, по моде одетого учителя все равно приятно.) Устный счет похож на игру в теннис. Подача — ответ, подача — ответ. Следят за пасами и проигрывают решения в уме все. За игрой не замечают, что кого-то Олег Асадович спрашивает только таблицу умножения. Кому-то дает сложные, в несколько действий примеры. Шутит, потарапливает и, словно секундная стрелка, обегает весь класс. Но время, время! Распахнута доска с тремя столбиками примеров. Начинается эстафета. Надо как можно быстрее добежать до доски, правильно решить, передать другому. Заминка на старте. «Мы начинаем!» — «Хитренькие, всегда вы!» — «Вечный скандал!» — вмешивается учитель. Шум, азарт, сопереживают, торжествуют, выловив ошибку. Злятся на маленького Антошку, запнувшегося на простом примере. (Ах, милые мои! Как быстро вы забыли про болезнь Антона, про то, как навещали его в больнице и хлюпали носами, расстроившись непонятно почему. Напомним. «Ребята! Антон проболел две четверти. Ему надо помочь».) В азарте не замечают, как влетают в новую тему — «Умножение суммы на число». Пример решен верно. «Но так решают в детском саду. А кто решит легче, красивее? Ставлю тому «5»!» Лес рук и воплей: «Олег Асадович!» И вдруг... «Ой, Олег Асадович, снег пошел, красиво как!» Тридцать четыре головы мгновенно повернулись к окну. Что ж, красиво так красиво. «Составьте мне красивую задачку, только о-очень красивую». — «В двух комнатах поставили по три ромашки и четыре василька, надо узнать...» Красивы ли летние цветы на падающем снегу? Еще бы! Молодец, Аннушка. Трясет, аж отрывается, рукой Глеб. Глаза хитрющие. — За два дня у Олега Асадовича выросло по три усика на одной половине усов и по четыре на другой... Хохот. А для учителя — задачка. С одной стороны, они на равных. С другой... Из положения выходит эдаким гусарским манером: «Глеб, я к себе отношусь вполне самокритично, но усы у меня все-таки красивые, не по три усика». Все смеются и довольны: учитель шутку принял, шуткой ответил и остался на высоте. Хотя повеселиться не прочь. Но выручает Кирилл/придумавший новую красивую задачу. Звонок застает на последней задаче, с которой почему-то никак не могут справиться. Разочарованы: не успели поиграть! Но с выводом учителя согласны: «Медленно работали и думали». А я считаю: решили (во всяком случае, пытался каждый) около 7 примеров, б задач, несколько составили сами, усвоили новую тему. Еще — пожалели Антона. Еще — заметили красивый снег. Посмеялись. Много? Или мало? У нас для каждого урока своя игра. Вот робота в почтовый ящик, под Новый год — в елку (все это, простите, изображаю я). Ведь игра для детей — награда, общение, жизнь. А так вроде успели все. Есть и еще планы. Но о них, я думаю, есть смысл рассказать отдельно. Урок доказательства. В 4-м классе урок, который в школьной программе обозначен темой: «Язык — средство общения». А как учим мы? Сообщаем, объясняем, втолковываем... И вот найден ход к выработке коллективной идеи о необходимости глубокого изучения русского языка. Учительница сочинила письмо в газету некоего восьмиклассника, противника изучения русского языка. Аргументы гипотетического Коли Никифорова витают в воздухе, поэтому особых усилий на их придумывание не потребовалось. Ошибки также довольно типичны. И вот уже четвероклассники не просто вычитывают из учебника мысль о том, как необходим всем нам язык для общения, а вынуждены сами выискивать убедительные аргументы для Коли Никифорова, опровергая его доводы, доказывать их абсурдность. А заодно (между прочим!) выискивать ошибки, классифицировать их, выяснять, каких правил он не знает, исправлять его писанину. В результате — более восьмидесяти писем Коле Никифорову, более двенадцати различных и очень интересных аргументов в защиту русского языка. Дети учатся убеждать, строить свою речь по законам убеждающей речи. Забил источник детской активности. Теперь только направляй его в верное русло... («УГ», 1993.) Урок-«суд». Урок, о котором я хочу рассказать, был в шестом классе. Я его сочинила сама, перечитав массу литературы по творчеству Т. Шевченко. Урок — литературный суд над угнетателями и притеснителями великого украинского поэта. Класс преображен. Старинная мебель, рушники, свечи. Это маленькая хатка родителей Шевченко. По одну сторону сидят обвинители поэта, по другую — защитники. В центре — судья с колокольчиком, за столами — участники суда. На доске несколько высказываний о Тарасе Григорьевиче. И строки: За что, не знаю, называют Там в роще хату тихим раем: Я в хате мучился и рос, И горечь самых первых слез Я там изведал... На столах перед ребятами — книги Шевченко, его иллюстрации к произведениям, книги Константина Паустовского, Максима Рыльского и Александра Дейча о поэте. Андрей — в роли Шевченко. Рома — в роли судьи. Начали... За сорок пять минут ребята узнали многое. И о жизни поэта, о его творчестве, о драме таланта в нечеловеческих условиях. Я видела, с каким напряжением ловили каждое слово ребята. После урока все были возбуждены, разговаривали, делились впечатлениями, читали наизусть стихи. Обступили судью, который в конце урока прочитал приговор: «Прославить в веках имя украинского поэта и художника Шевченко. Заклеймить позором притеснителей Шевченко — царских чиновников и генералов». 1. Отличается ли данный урок по своей структуре от известных вам структур уроков разного типа? 2. В чем видите проявление сотрудничества учителя на уроке? 3. Какие формы современного урока можете привести в пример? 4. Подчеркните результативность дайной формы урока. Урок-КВН. Урок в 6-м классе. Область его применения — преимущественно повторение тем и разделов. Соревнование состоит из пяти конкурсов-этапов. / этап — разминка. Задание: составить рассказ по пройденной теме; один ученик начинает рассказ, второй — продолжает и т.д. // этап — конкурс «Проверка домашнего задания». Нужно сыграть сценку, где отражено все главное в теме. III этап — решение задач с выбором ответа. IVэтап — конкурс «Угадай». Один ученик из команды уходит из класса, а когда возвращается, остальные примерами и намеками подсказывают, какое физическое понятие, входящее в данную тему, было загадано (например, молекула). Vэтап — конкурс «артистов» и «художников». «Художники» команды уходят за дверь. Демонстратор показывает эксперимент и объясняет его. Приглашает «художников», и для него «артист» пантомимой изображает опыт; «художник» должен его узнать и изобразить рисунком. Заключительный этап — подведение итогов. Психолого-педагогический практикум Ориентировочный тест школьной зрелости (Я. Иирасик, А. Керн) Ориентировочный тест школьной зрелости состоит из 4 заданий: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек, вербальное мышление. Для выполнения трех первых заданий ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения второго и третьего задания. Перед проведением обследования ребенка необходимо записать его имя и фамилию, а также дату рождения. Краткое описание теста Задание КРисупок мужской фигуры Здесь нарисуй какого-нибудь человека. Так, как ты это сумеешь. Оценка выполнения задания: 1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка либо шляпа) и уши, на лице — глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Приведение мужской одежды. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа, т.е. фигура рисуется сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы «растут» из туловища. 2 балла. Исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три не хватающих части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения. 3 балла. Рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. До- пускается неприведение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней. 4 балла. Примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями. 5 баллов. Не хватает ясного изображения туловища («головоногое» изображение или «преодоление головоногого изображения») или обеих конечностей. Задание 2. Подражание письменным буквам Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не научился писать, но попробуй, может быть, сумеешь тоже. Хорошенько посмотри, как это написано, и здесь рядом (направо) на этом пустом месте напиши тоже так. Оценка выполнения задания: 1 балл. Совершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в три слова. Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30%. 2 балла. Еще разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются. 3 балла. Очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать, по крайней мере, четыре буквы образца.
4 балла. На образец похожи, по крайней мере, две буквы. Целое еще образует строчку «писания». 5 баллов. Каракули. Задание 3. Срисовывание группы точек Посмотри, здесь точки. Попробуй и нарисуй рядом такие же. • • • Оценка выполнения задания: 1 балл. Почти совершенное подражание образцу. Допускается только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо; увеличение не должно быть больше, чем наполовину. Рисунок должен быть параллельным с образцом. 2 балла. Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить смещение даже трех точек на пробелы между рядами и столбцами. 3 балла. Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в 2 раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше 20 или меньше 7. Допускается любой поворот — даже на 180 градусов. 4 балла. Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) не допустимы. 5 баллов. Черкание. Задание 4. Вербальное мышление 1. Какое животное больше — лошадь или собака? (Лошадь = 0; неправильный ответ = — 5) 2. Утром мы завтракаем, а в полдень...? (Обедаем. Мы едим суп...= 0; полдничаем, ужинаем, спим и т.д. = - 5) 3. Днем светло, а ночью...? (Темно = 0; неправильный ответ = — 4) 4. Небо голубое, а трава...? (Зеленая = 0; неправильный ответ = - 4) 5. Черешни, груши, сливы, яблоки... это что? (Фрукты = 1; неправильный ответ = - 1) 6. Почему перед тем, как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы? (Чтобы поезд не столкнулся с автобусом...= 0; неправильный ответ = — 1) 7. Что это такое: (рисунки с изображением города)? 8. Который час? (показать на бумажных часах: чет (Хорошо показано = 4; не знает часов = 0) 9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака (Щенок, ягненок = 4; Только одно из двух данных = 0; неправильный ответ = - 1) 10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? (На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, когти, хвост (достаточно одного подобия) = 0; на кошку (без приведения знаков подобия) = —1; на курицу = — 3) 11. Почему на всех автомобилях тормоза? (Две причины: тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды = 1; одна причина = 0; неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормоза) = - 1) 12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Два общих признака: они из дерева и из железа, у них рукоятки, ими можно забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0) 13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? (Определение, что это млекопитающие или приведение двух общих признаков (у них по 4 ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазить по деревьям) = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0) 14. Чем отличается гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они лежали рядом с тобой, на столе? (У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки) = 3; винт завинчивается, а гвоздь забивается, или: у винта гайка = 2; неправильный ответ = 0) 15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание — это..? (Спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0) 16. Какие ты знаешь транспортные средства? (3 наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4; только 3 наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом, и с кораблем), но только после объяснения «транспортное средство — это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся» = 2; неправильный ответ = 0) 17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая (3 признака: седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может работать, плохо видит,' плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой = 4; одно или 2 различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит и т.п.) = 0) 18. Почему люди занимаются спортом? (2 причины: чтоб они были здоровыми, закаленными, сильными; чтобы они не были толстыми, чтобы они держались прямо, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда, победить и др. = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь, они делают ставку и выигрывают деньги) = 0) 19. Почему это аморально (неправильно, плохо), когда (Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-то другой). Он ленивый, или: мало зарабатывает и не может себе ничего купить = 2; неправильный ответ = 0) 20. Почему на конверт нужно наклеивать марку? Оценка выполнения задания: Результат выполнения задания — это сумма баллов («+>> или «—»), достигнутых по отдельным вопросам. Классификация результатов: 1 балл. — от +24 и лучше; 2 балла. — от +14 до +23; 3 балла. — от 0 до +13; 4 балла. — от -1 до -10; 5 баллов. — от -11 и хуже. Общий результат Общий результат равен сумме баллов по отдельным заданиям. По количеству суммарного балла на основании общего результата теста определяется уровень психомоторного развития ребенка (ПМР) (табл. 8). По сумме набранной ребенком баллов по всем четырем заданиям, исходя из данных приведенной выше таблицы, делается вывод о готовности ребенка к школьному обучению. Таблица 8 Определение уровня ПМР
Подумай и поупражняйся (А. К. Маркова) Задания на педагогическое целеполагание — Наметьте задачи урока. Проведите урок. Затем сопоставьте поставленные и реально выполненные задачи, проанализируйте причины их несоответствия. Какие из намеченных целей и задач не удалось реализовать и почему? — Выделите макро- и микроциклы в своей педагогической деятельности в течение урока, недели, месяца. Задания на педагогическое мышление — Продумайте педагогическую ситуацию сегодняшнего урока. Сформулируйте в ней еще раз педагогические задачи. Дайте три варианта их решения. Выберите из этих вариантов оптимальный. Рассчитайте свои педагогические действия с точки зрения расхода времени и сил, своих и учащихся. — В известной вам педагогической ситуации выделите ее участников, определите мотивы их поведения. Предположите, как они повлияют на развитие ситуации. — Вспомните трудную ситуацию на уроке и ваш выход из нее. Проанализируйте свои действия с разных точек зрения: грамотное решение (с точки зрения охвата всех детей, выполнения плана урока); достойное решение (с точки зрения этики, нежелания уронить достоинство учителя и учащихся). Чаще старайтесь увидеть в педагогической ситуации не только ее предметный, но и человеческий план. — Для преодоления инерции мышления используйте — Применяйте в дискуссиях с коллегами приемы мозгового штурма: при разборе педагогических ситуаций и обмене мнениями откажитесь в процессе беседы от критики высказываний других, постарайтесь высказать в короткий срок как можно большее число идей (например, как работать с данным «трудным» классом), затем оцените реальность предложений и переходите к их реализации. — Подберите несколько решений к определенной ситуации. Затем придумайте ряд новых ситуаций к самому нестандартному решению. Специально тренируйте у себя вариативность педагогического мышления. — При столкновении с новыми обстоятельствами на уроке активно предпринимайте пробные педагогические воздействия: пауза, косвенный вопрос, анализ реплик и действий учеников — и только затем окончательно вырабатывайте педагогическое решение. — Постройте план урока по традиционной схеме (исходя из общего представления о готовности класса и предметного содержания урока). Попытайтесь изменить тип своего педагогического мышления, начните мыслить другими категориями, а именно: проанализируйте обучен-ность и обучаемость ваших учеников и перепланируйте урок «от ученика», исходя из возможностей самих учащихся. Время от времени спрашивайте себя: как развивается мое педагогическое мышление «от ученика». — Вспомните недавнюю трудную ситуацию из своего опыта. Выделите в ней два плана — внешний (каковы были поступки всех ее участников) и внутренний, психологический (мотивы, цели, ожидания участников ситуации). Соотносите поступки человека в этой ситуации с контекстом его поведения в целом. Постарайтесь чаще, насколько это возможно, обращаться к внутреннему миру учащихся. — Постарайтесь время от времени осуществлять сплошную запись проводимого вами урока, например с помощью магнитофона. Позднее вернитесь к записи, проанализируйте ход урока, все ваши реплики и реплики учащихся под углом зрения соотношения педагогических задач, способов и результатов их решения. — Завершите начатую педагогическую ситуацию несколькими вариантами ее окончания. — Придумайте начало педагогической ситуации по ее концу (например, «Вы мне сегодня очень мешали; я так и знал, что вы мне сорвете урок»; «Благодарю вас за успешное проведение нашего урока»). Задание на педагогическую интуицию — Вспомните вчерашний урок. Принимали ли вы в Задания па педагогическую наблюдательность — Войдя в класс, расшифруйте внутреннее, состояние детей по их позам, выражению лиц, попытайтесь определить степень их готовности или причины неготовности к вашему уроку. — Посмотрите ф |
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1094; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.83.202 (0.024 с.) |