Семинарские занятия по главе II 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарские занятия по главе II



«ОБУЧЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»



Введение

Программа семинарских занятий по курсу «Педагоги­ка: системы и технологии» подготовлена в соответствии с государственным стандартом высшего педагогического об­разования. Она охватывает широкий круг проблем орга­низации процесса обучения, которые рассматриваются с позиции современной дидактики. К ним, в первую оче­редь, относятся проблемы развивающего обучения, нестан­дартные формы организации обучения, осуществление в практике работы учителя структуры учебно-познаватель­ной деятельности, технологии обучения и др. Особенность изучения данного раздела составляет тот факт, что под­готовка учителя к реализации развивающего обучения в условиях его гуманизации и демократизации требует пе­реосмысления всей организации учебно-познавательного процесса, которая неминуемо сводится сегодня к техно-логизации его структурных компонентов.

Важнейшая задача данного курса — развитие у буду­щего учителя педагогического мышления, дидактических умений, творческого подхода к решению задач обучения, усвоение ведущих положений современной дидактики. Поставленные задачи разрешаются путем практического использования общепедагогических знаний на занятиях.

При изучении тем активно используется передовой педагогический опыт, привлекается личный опыт студен­тов, стимулируется оценочная деятельность обучаемого, что обусловливает сознательное усвоение профессиональ­ных знаний.

В рамках выполнения указанных требований к семи­нарам нами представлена технология усвоения педагоги­ческих знаний, в основу которой положены различные уровни их усвоения.

Общеизвестно, что процесс присвоения знаний соот­ветствует возможностям их практического применения. Поэтому структура занятия включает ряд этапов, кото­рые проходит студент по пути интериоризации знаний. Прежде всего, предлагается план занятия и литература, на основе которых ведется отбор базы профессиональных знаний, положенных в основу развития профессиональ-


ных умений. На первом этапе занятия в разнообразных формах ведется осмысление необходимого фонда знаний (он представлен перечнем вопросов). На втором этапе пре­подаватель предлагает реальные факты и ситуации учеб­ного процесса, где студент узнает элементы изученных знаний — идет усвоение базы профессиональных знаний на уровне деятельности по распознаванию. На третьем этапе усваиваются знания на уровне деятельности по об­разцу. Преподаватель представляет педагогические ситу­ации, аналогичные тем, которые решались со студентами на предыдущем этапе. Согласно образцу идет применение профессиональных знаний. В дальнейшем знания исполь­зуются в творческой деятельности. Студент самостоятельно находит в учебно-педагогической, научной, художествен­ной литературе ситуацию, разрешение которой возможно с позиции усвоенных знаний. Если он не готов к такому уровню творчества, то предлагаются задачи по данной теме, из числа которых он может выбрать одну для решения.

Итак, содержание изучаемого материала конструиру­ется таким образом, что студент имеет возможность ис­пользовать знания в ситуациях, которые моделируют ре­альную структуру педагогической деятельности.



ЗАНЯТИЕ 1-2

Тема: Понятия развивающего обучения и его характер­ные признаки. Роль обучения в развитии личности.

Цель занятия:

Развитие у студентов профессиональных умений по использованию знаний о развивающем характере обуче­ния (умения конструктивные и организаторские).

Задачи:

1. Отбор базы знаний, характеризующих развивающее обу­чение и роль обучения в развитии личности школьника.

2. Выделение существующих признаков развивающего обу­чения, которые представлены различными авторами.

3. Усвоение базы знаний о развивающем обучении на различных уровнях их практического использования.

4. Выполнение творческих заданий.

План занятия и литература

1. Основные психологические теории развивающего обу­
чения.

а) Реферат. Давыдов В. В. Теория развивающего обу­чения. М., 1996. Гл. 4. С. 366-394.

2. Понятия развивающего обучения.

а) Реферат. Пидкасистый П. И. Педагогика. —
М., 1995. Гл. 6; 6.10. С. 158-162.

б) Реферат. Современная дидактика / Под ред.
Лернера И. Я., Журавлева И. К. — М., 1994.—
Гл. 2, 1. С. 44-48.

в) Реферат. Дидактика средней школы / Под ред. Скат-
кина М. Н. — М., 1972. Гл. 4, 8. С. 167-171.

3. Влияние обучения на развитие личности школьника.

а) Реферат. Щукина Г.И. Педагогика школы. — М.,
1977. Гл. 14. С. 262-267.

б) Реферат. Щукина Г.И. Роль деятельности в учеб­
ном процессе. — М., 1986. — С. 9-17.

4. Проблемы учения и развития.

а) Реферат. Менчинская Н.А. Проблемы учения и ум­ственного развития школьника. — М., 1989. — С. 32-43.


5. Психологические вопросы развивающего обучения.

а) Реферат. Менчинская Н.А. Проблемы учения и ум­ственного развития школьника. — М., 1989. — С. 44-65.

6. Активизация учебной деятельности как основной ис­
точник умственного развития школьников. Способы
активизации познавательной активности учащихся.
а) Реферат. Якиманская И.С. Развивающее обучение.

— М., 1997. — Гл. 1. С. 7-10; 16-18.

7. Дидактические принципы развивающего обучения.

а) Реферат. Современная дидактика // Под ред. Лер­нера И.Я. — М., 1994. — Гл. 2. С. 49-55.

8. Показатели и условия умственного развития. Крите­
рии эффективности обучения

а) Реферат. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятель­
ность и развивающее обучение. — М., Знание,
1981. — № 6. С. 29-45.

б) Реферат. Якиманская И.С. Развивающее обучение.

— М., 1997. — Гл. 1. С. 10.

9. Умственное развитие школьников: критерии и норма­
тивы.

а) Реферат. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Умствен­
ное развитие школьников: критерии и нормативы.

— М., 1992. — № 1. С. 3-29.

б) Реферат. Современная дидактика // Под ред. Лерне­
ра И.Я., Журавлева И.К. — М., 1994. — С. 74-79.

Этапы проведения занятий

1 этап. Рефераты подготавливаются в студенческих микрогруппах. В ходе чтения рефератов ведется отбор базы знаний, необходимых для выполнения творческого

задания:

— понятие развивающего обучения в современной ди­дактике (через психологическое новообразование лич­ности); И. Якиманская (как способ активизации мыс­ленной деятельности школьников); Н. Менчинская (через характер процесса усвоения знаний) и др.;

— общее развитие, характеризующееся показателями на­правлений в развитии личности школьника;

13. Зак. 199 385


понимание основных технологических теорий разви­тия в современной психологии (теория, в основу ко­торой положена идея независимости детского разви­тия от процесса обучения; теория развития Л.С. Вы­годского — обучение и есть развитие; теория, где обу­чение стимулирует, продвигает вперед развитие; опыт Л.В. Занкова в развитии личности школьника; тео­рия Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова о развитии лич­ности);

— знание общих черт методики развивающего обучения;

— влияние обучения на развитие школьника;

— понимание функции развивающего обучения и раз­вития как процесса изменений, происходящих в лич­ности;

— что обусловливает умственное развитие;

— что характеризует умственное развитие;

— качество ума и обучаемость школьников;

— диагностика умственного развития;

— структура учебного плана в условиях развивающего обучения;

— структура учебной деятельности в развивающем обу­чении;

— приемы активизации деятельности учеников в разви­вающем обучении;

— организация познавательной активности школьников;

— организация учебной деятельности в развивающем обучении;

приемы учебной деятельности и учебной работы в обу­чении.

2 этап. Осмысление базы знаний. В соответствии с пред­ложенной базой знаний выполнить домашнее задание:

— в различных определениях развивающего обучения найти их существенные признаки;

— представить сущность развивающего обучения;

— определить черты методики развивающего обучения;

— показать организацию обучения развивающего харак­тера;

— - дать диагностику и показатели умственного развития

школьников в развивающем обучении.


3 этап. Усвоение информации на уровне деятельности распознавания базы знаний. Развитие организаторских умений.

Преподаватель вместе со студентами рассматривает де­ятельность учителя и ученика в сообщающем и проблем­ном обучении. Соотношение операций в деятельности преподавания и учения позволяет сделать выводы о том, что сообщающее обучение не обеспечивает развития школь­ника, в то время как проблемное обучение лежит в осно­ве развивающего обучения. В процессе соотношения двух видов деятельности важно обратить внимание:

— на организацию процесса усвоения знаний;

— на характер деятельности ученика в первом и втором случаях;

— на позицию учащегося в процессе усвоения знаний. Сделать вывод о характере обучения учащегося в

объяснительно-иллюстративном и проблемном обуче­нии.

Деятельность учителя и учеников в различных видах обучения

В зависимости от характера организации процесса преподавания и учения, от специфики построения содер­жания учебного материала и ведущих методов и средств обучения, применяемых при этом, можно выделить не­сколько основных видов обучения: объяснительно-иллю­стративное, проблемное, программированное, алгоритми­зированное.

При объяснительно-иллюстративном обучении дея­тельность учителя и учеников организуется следующим образом:

 

Учитель Ученик
1.Информирует учеников о новых элементах знаний и умений, используя средства наглядности Воспринимает учебную информацию

13* 387


           
   
   
 
 
 


Учитель Ученик
2. Объясняет наиболее важные моменты. Организует осмысливание учебной информации 2. Усваивает наиболее важные моменты в общем виде, обнаруживает первичное понимание материала, применяет различные способы осмысления и углубляет понимание учебного материала
3. Организует обобщение знаний 3. Обобщает усвоенный материал
4. Организует закрепление учебного материала путем повторения, разъяснения затрудняющих моментов, контроля 4. Закрепляет изученное путем повторения нового материала,использования разных приемов запоминания
5. Организует применение знаний путем повторения, постановки практических задач, организации выполнения упражнений, трудовых заданий Применяет изученное на практике в ходе выполнения упражнений, трудовых заданий, анализа жизненных ситуаций и др.

Образец выполнения задания

Ученик

1. Ученик воспринимает информацию, а не добывает ее:

— не включается в различные виды познавательной де ятельности (игра, дискуссия, диалог и др.);

— не идет от конкретного к абстрактному;

— пассивная роль ученика (он воспринимает готовое);

— - отсутствует учебно-познавательная деятельность, ест!

только учебная деятельность.

2. Ученики сами не выделяют главное — усваивают пре
поднесенные учителем в готовом виде важные моменты
не осуществляют активности в понимании (нет дея
тельности по пониманию информации);


 

— не задают вопросов учителю;

— нет познавательной активности (усваивают готовое);

— в осмыслении идет понимание материала (развитие учащегося, так как есть изменения).

Учитель

1. Нет ориентации на возможности ученика:

— нет опоры на зону актуального развития учения;

— не используются средства активизации;

— средство наглядности вызывает только интерес к ин­формации; отсутствует интерес от значимости мате­риала;

— учитель не дает ориентиров на самостоятельное усво­ение информации;

— не ставится задача перед учеником.

2. Учитель выделяет главное, а не осуществляет дея­
тельность учащихся в поисках этого главного в ин­
формации:

— не осуществляет мыслительных операций для пони­мания информации;

— отсутствует целесообразность действий ученика (учи­тель сам объясняет важные моменты и включает ос­мысление);

— не замечает изменений в ученике, которое характери­зует развитие.

Поэтому наряду с информационным сообщением го­товых научных истин и их объяснением в последнее вре­мя все чаще стало применяться проблемное изложение знаний. Поставив проблему, учитель вскрывает внутрен­ние противоречия, возникающие при ее решении, рас­суждает вслух, высказывает предположения, обсуждает их, опровергает возможные возражения, доказывает ис­тинность с помощью эксперимента, либо показывая его, либо рассказывая об опыте, проведенном ученым, и т. д. Учитель демонстрирует перед учащимися сам путь науч­ного мышления,- заставляет учеников следить за диалек­тическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. При проблемном изло­жении материала процесс преподавания и учения проте­кает следующим образом:


 




Учитель


Ученик


Образец выполнения задания


 


1. Ставит перед учениками проблемную задачу в виде вопроса, опыта

2. Организует размышление учеников над поставленной задачей

3. Предлагает доказать справедливость выдвинутого варианта решения задачи

4. Если гипотеза учеников верна, то просит сделать из нее вывод о приобретенных новых знаниях

5. При ошибочности предположений предлагает найти ошибку, ставит уточняющую задачу или конкретизирует ее

6. Обобщает полученное учениками решение задачи, поощряет успехи или указывает на некоторые неточности, чтобы совершенствовать процесс проблемных рассуждений

7. Ставит вопросы в целях закрепления новых знаний

8. Предлагает упражнения по применению знаний на практике


Воспринимает задачу и начинает осмысливать возможные пути ее решения

Высказывает возможные варианты решения этой задачи

Доказывает рациональность одного из вариантов решения задачи

Делает выводы и обобщения о приобретенных новых знаниях

Ищет верное решение задачи

Усваивает более емкие обобщения по теме

Закрепляет полученные знания путем повторения выводов, самоконтроля и пр.

Выполняет упражнения и задания по применению полученных знаний на практике


1. Учитель

— обнаруживает внутренние противоречия (зтавит проб­лему), вызывает интерес к учению путем значимости материала (опыт);

— ставит задачу перед учениками;

— от решения вопроса, опыта ведет к знанию (ov конк­ретного к абстрактному);

— путем постановки задачи обращает внимание на глав­ное, существенное;

— показывает истинность знаний (опыт);

— представляет путь научного познания (проблема — вопрос — опыт);

— представляет вербальное развитие (ставит задачу, уча­щиеся понимают ее и осмысливают);

— создает условия для ускорения развития (от пробле­мы к опыту);

— ученик добывает знания (от восприятия задачи, проб­лемы идет к ее решению, приобретению знаний).

1. Ученик

— есть опора на актуальную зону развития (восприни­мает задачу, ищет возможные пути ее решения) — самостоятельность в действиях ученика;

— самостоятельное добывание знаний (воспринимает за­дачу, осмысливает, находит решение — приходит к знаниям);

— поисковые действия учащегося (ищет возможные пути решения);

— активное развитие способов умственной деятельности (воспринимает, осмысливает, решает) — это показа­тели развития;

— самостоятельная переработка информации (осмысли­вает);

— есть мотивация действий — разрешить проблему, ко­торую ставит учитель.

2i. Учитель

— учитывает опыт, знания учеников (организует раз­
мышление над задачей);


выясняет трудности при добывании знаний;

— добивается понимания сути проблемы (размышление);

— усваивает самое существенное;

— представляет условия для развития (организует раз­мышление);

— дает возможность практического применения знаний (размышление над решением задачи).

2. Ученик

— перестраивает систему знаний (высказывает возмож­ные варианты решений);

— переносит знания (возможные варианты, то есть от­куда-то взять и, возможно, применить здесь);

— рассуждает, предполагает, делает учеников соучаст­никами научного познания;

— идет логическим путем, рассуждениями, от ошибок к истине — это диалектический путь движения к по­знанию (активный, интенсивный путь развития);

— предлагает одно и то же решение в разных аспектах (возможные варианты);

— действует не по шаблону, а строит собственную систе­му знаний путем проб и ошибок.

3. Ученик

— ссылаясь на образец, ищет свой правильный вариант решения (нет шаблона);

— использует ранее приобретенные знания (доказывает на основании знаний);

— использует самоконтроль (ищет рациональный спо­соб решения);

— видит главную идею (доказывает правильность одно­го варианта);

— показывает умение работать самостоятельно.

3. Учитель

— создает условия для понимания проблемы (использо­вать доказательство);

— поиск главного, существенного (доказать справедли­вость решения);

— ориентируется на потенциальные возможности уче­ника (предлагает доказать);


 

— направляет обучение на развитие активности позна­вательной самостоятельности;

— актуализирует ранее усвоенные знания (предлагает доказать).

В чем педагогические преимущества проблемного из­ложения знаний по сравнению с информационно-сообща­ющим?

Во-первых, оно делает изложение более доказатель­ным, а знания — более осознанными и тем способствует превращению знаний в убеждения. Во-вторых, проблем­ное изложение учит мыслить научно, диалектически, дает учащимся эталон научного поиска. В-третьих, про­блемное изложение более эмоционально, а потому повы­шает интерес к учению. Психологическими и дидакти­ческими экспериментами доказано, что изложение, отображающее конфликтные ситуации, противоречия, больше увлекает школьников, чем простое сообщение готовых научных истин.

4 этап. Выполнение творческого задания, направлен­ного на развитие конструктивных умений.

Организация развивающего обучения начинается с пе­реструктурирования программы обучения (Менчинская Н. Проблемы учения и умственного развития школьников.

— М., 1989). В соответствии с требованиями организа­
ции развивающего обучения студент выполняет творчес­
кое задание — выбирает раздел (тему, урок) и представ­
ляет на содержательном материале все компоненты, в
соответствии с которыми возможно организовать разви­
вающее обучение на уроке. Показать образцы выполне­
ния задания.


Образцы выполнения творческого задания

Образец1. Программа развивающего обучения для общеобразовательной школы по французскому языку для учащихся 5-го класса (возраст 10 лет, рассчитана на 3 урока).

Тема: Домашние животные (Les animaux domestiaues).

 

I. Обучение идет в направлении от конкретного к абстрактному: а) предварительное домашнее задание; б) работа на уроке. Конкретное — наблюдение за жизнью животных в обычной обстановке; абстрактное — нахождение сходных и различных признаков у разных животных, формирование представления о домашних животных. А) Ребятам дается задание понаблюдать за домашними животными, за их повадками, образом жизни, за тем, чем они питаются; как нужно за ними ухаживать. Детям предлагается подготовить небольшой рассказ, нарисовать рисунок или сочинить стихотворение по материалам наблюдений. Б) Учитель обобщает изложенную детьми информацию и в ходе обсуждения подводит их к формированию правильного понятия о домашних животных.
П. Усвоение главной идеи, вокруг которой формируются отдель­ные факты, события (работа в классе). Главная идея — ознакомление с жизнью животных; усвоение новой лексики. А) Детям предлагается список животных, из числа которых необходимо выделить всех домашних животных и обосновать свой выбор. l.Le tigre (тигр) Le chat (кошка) 2. La vache (корова) Le hapin (заяц) 3. Le chien (собака) Le cheval (лошадь) 4. Le herisson (еж) Le piroquet (попугай) 5. La tortue (черепаха) Le lion (лев) Б) Рассказать о том, где живут домашние животные и дикие животные.

III. Представить материал, на котором формируются обще­дидактические умения — умение работать с учебником, умение выделять главное, умение передавать прочитанное своими словами, умение ре­шать проблемные ситуации (классная работа)


Класс делится на микрогруппы, каждая из которых получает небольшой текст о домашних животных. Задача:

1. Озаглавить текст.

2. Составить пересказ текста.

3. Придумать продолжение текста по предложенному рисунку.

4. Подготовить вопросы по тексту для других микрогрупп. Пример: J'ai un cnien. II s'appelle Loulou. И est noir. Ses pattes et son queue sont blanches. II aime manger la viande et le pain. И sone avec moi a la balle. II court tres vite et il fait le fou. II dort dwent la porte et il sou dans la cour.../

У меня есть собака. Ее зовут Лулу.

Она черная. Ее лапы и хвост

белые. Она любит есть мясо

и хлеб. Она играет со мной в мяч.

Она быстро бегает и резвится.

Она спит возле двери.

И вот однажды... /

/

£'■;.*



                   
   
   
       
 
 
 
   
 
 


Кроссворд

IV. Материал для самоконтроля — домашнее задание. Ученик проверяет у себя:

1)знание лексики; 2) умение логически мыслить.


По вертикали:

1. У нее красивая грива.

2. Любит грязь и хрюкает от удовольствия.

По горизонтали:

1. Она охотится за мышами.

2. Она охраняет дом и живет в будке.

3. Любит капусту и звенит колокольчиком.

4. Она высиживает яйца.

5. Она дает молоко.

6. Она самая маленькая и любит сыр.

7. Самое упрямое животное. Диалог: Таня разговаривает с Машей. Даны ответы Маши. С кажите, что говорит Таня?


V-VI. Материал для самостоятельной работы (развитие самостоятельного мышления, творчес­кого мышления, абстрактного мышления).


 

— И s'appelleCadeot. /Ее зовут Коцео./

— II mange tout. Memeles corottes. /Она ест все. Даже морковь./

— Mais si! /Конечно же!/

Детям предлагается цепочка

картинок.

Задание:

1. Разместить картинки в логической последовательности, убрав лишние.

2. Описать картинки, составить рассказ, мини-сочинение.

1 — предложенная последователь­ность рассказа по картинке; (1) — правильная последовательность. Возможен вариант собственной последовательности, если он логически обоснован.

ч*4 (лишняя)


 



2(2)

.9

..9


 

— Nen, je n'ai pas de chien. Mais j'ai un chat. /Нет, у меня нет собаки, но есть кошка./

— Tout noir. Mais ses pattes et sa dueue sont grises et blanches. /Полностью черная. Но ее лапки и хвост серые и белые./


■ + ■•


3(4)



VII. Межпредметная Биология — знания могут быть
связь(применение использованы при изучении темы
знаний за пределами «Млекопитающие».
одного учебного География — какие домашние
предмета; домашнее животные живут в различных
задание). странах?
  Русский язык — правильная
  орфография слов.
  Математика — задачи о жизни
  животных.
  ИЗО — изображение животных на
  рисунках.
  Труд — изготовление кормушек
  для животных.
VIII.Применение 1. Уход за домашними
знаний за пределами животными.
учебного предмета — 2. Посещение выставки собак
связь с жизнью (кошек).
(внеклассная работа). Задача детей: узнать и запомнить
  разные породы, описать внешний
  вид и т. д. Организация в школе
  кружка по уходу за животными
  (уход за бездомными, больными
  животными).

1-2. Обучение идет от конкретного к абстрактному


Домашнее задание. Конкретное — представьте симметричные фигуры (на примере зеркального отражения предметов). Абстрактное — понятие осевой симметрии (работа учителя в клас­се). Усвоение главной идеи темы.



Образец № 2. Элементы программы развивающего обучения.

Тема: Осевая симметрия (3 урока, математика, 6-й класс).

1-2. Обучение идет от конкретного к абстрактному

Домашнее задание. Конкретное — представьте симметричные фигуры (на примере зеркального отражения предметов). Абстрактное — понятие осевой симметрии (работа учителя в клас­се). Усвоение главной идеи темы.

1) С помощью зеркала определить, является ли проведенная прямая осью симметрии фигуры? а) б) в) г)

3. Представить материал, на кото­ром ученик мог бы формировать умения, навыки:

2) Среди изображенных фигур выберите симметричные и проведите в них всевозможные оси симметрии.

— умения практи­ческого исполь­зования знаний;

— умение ориенти­роваться в новой ситуации;

— умение рефлексии.

конструктивные

3) Начертите ось симметрии этого дома. На каком из трех рисунков а), б), в) изображена правая полови­на дома?

 

 

 

п       П   п
сп cd ш Г ГЗ СП   сп сг □ Г   П) СП
а) б)   в)   г)

4. Предложить материал, где ученик мог бы сам себя проверить, самостоятельно развить свое мышление


 

1. Как выглядит зеркальное отображение буквы «У»? зеркало а) б) У

в)

У X X

2. а) Слово КОФЕ имеет
горизонтальную ось симметрии.
Если вы над этим словом поставите
зеркало, то сможете и в нем
прочитать слово КОФЕ. Как вы
думаете, почему это происходит?
Составьте еще какое-нибудь слово,
которое можно прочитать в зеркале,
расположенном над словом.

б) Если вы поставите зеркало вдоль
слова НОТА, то сможете прочесть и
в нем это слово. Слово НОТА имеет
вертикальную ось симметрии.
Составьте свое слово, обладающее
вертикальной осью симметрии.

в) Прочтите слово, отраженное в
зеркале.

г) Зеркало поможет вам догадаться,
какое слово здесь не дописано:
ША/... Может быть, вам удастся
составит другое слово, обладающее
таким же интересным свойством?

3. Напишите свое имя печатными буквами в столбик и посмотрите на его отражение в зеркале. Изменяет ли зеркало ваше имя?

4. Выделите буквы, которые имеют: а) одну ось симметрии; б) две оси симметрии. АБВГДЕЖЗИ ЛМНОПРСТУФЦЧ ШЩЪЫЬЭЮЯ


 


40°



 
 


 

5. Предложить Образец 1.
материал для Перегните лист по прямой к,
самостоятельной фигура А совпадет с фигурой В.
работы. Дать Что можно сказать о фигуре А и В?
задания с образцами /—\
(домашнее задание). \aJ>
  о 1) Покажите, как примерно
  расположена прямая, относительно
  которой две данные фигуры
  симметричны.
  а) б) в)
  / —Ч i  
С> 1 / \?
  о L   1л I
  2) Симметричны ли изображенные
  фигуры относительно проведенной
  прямой?Если нет, то проведите на
  глаз ось симметрии этих фигур.
 
  ю/
  3) Симметричны ли нарисованные
  фигуры относительно проведенной
  прямой?Если нет, то можно ли
  «исправить» рисунок, проведя ось "
  симметрии?
  \° о\ о ° п/ и

 

 

 

5. Предложить Образец 2.
материал для Точки А и В симметричны
самостоятельной относительно прямой к, если:
работы. Дать \А /
задания с \ /
образцами </.
(домашнее /\
задание). / \в
  1) прямая к делит отрезок АВ пополам;
  2) прямая к перпендикулярна отрезку
  АВ.
  С помощью чертежных инструментов
  постройте фигуры, симметричные
  данным фигурам относительно
  проведенной прямой.
  а) б) в)
  У N £Х<
  г) Х -~*~~д) "  
  о к
6. На уроке вы видите выкройку
Межпредметная джемпера. Переведите рисунок
связь. на лист цветной бумаги. Перегните
Применение лист по прямой и вырежите выкройку
знаний за преде- по контуру. У вас пока только перед
лами учебного джемпера. А как получит спинку?
предмета (труд, Зная технологию изготовления
^рисование, выкройки, вы сможете применить
физика, свои знания на уроках труда.
черчение).    
 
       

 




1. Помните ли вы волшебные
картинки в калейдоскопе, которые
менялись от его малейшего поворота?
Они получены путем отражения

в нескольких зеркалах мелких кусочков разного стекла. Сделайте свой калейдоскоп из двух плоских зеркал, поставленных рядом на лист белой бумаги. На листе между зеркалами нарисуйте какую-нибудь фигуру. Измените угол между зеркалами. Как зависит рисунок в вашем калейдоскопе от угла между зеркалами? Сравните рисунки,если угол между зеркалами равен 30°, 45°, 60°, 90°, 120°. Нарисуйте орнамент, понравившийся вам больше всего (рисование).

2. Чтобы хорошо летал бумажный самолетик, его надо делать аккуратно. Что означает «аккуратно» с точки зрения геометрии? Объясните, используя знания физики, почему так важно соблюдать принципы симметрии при конструировании самолетов?

3. Найдите как можно больше симметричных зданий на улицах нашего города. Начертите фасад наиболее понравившегося вам здания. Являются ли симметричными фасады а) Музея градостроительства, б) Дворца Алфераки, в) ДК им. Ленина, г) Здания факультета иностранных языков?


I

Образец3.

Тема: Животные в нашей жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.138 с.)