Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинарские занятия по главе IIСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«ОБУЧЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» Введение Программа семинарских занятий по курсу «Педагогика: системы и технологии» подготовлена в соответствии с государственным стандартом высшего педагогического образования. Она охватывает широкий круг проблем организации процесса обучения, которые рассматриваются с позиции современной дидактики. К ним, в первую очередь, относятся проблемы развивающего обучения, нестандартные формы организации обучения, осуществление в практике работы учителя структуры учебно-познавательной деятельности, технологии обучения и др. Особенность изучения данного раздела составляет тот факт, что подготовка учителя к реализации развивающего обучения в условиях его гуманизации и демократизации требует переосмысления всей организации учебно-познавательного процесса, которая неминуемо сводится сегодня к техно-логизации его структурных компонентов. Важнейшая задача данного курса — развитие у будущего учителя педагогического мышления, дидактических умений, творческого подхода к решению задач обучения, усвоение ведущих положений современной дидактики. Поставленные задачи разрешаются путем практического использования общепедагогических знаний на занятиях. При изучении тем активно используется передовой педагогический опыт, привлекается личный опыт студентов, стимулируется оценочная деятельность обучаемого, что обусловливает сознательное усвоение профессиональных знаний. В рамках выполнения указанных требований к семинарам нами представлена технология усвоения педагогических знаний, в основу которой положены различные уровни их усвоения. Общеизвестно, что процесс присвоения знаний соответствует возможностям их практического применения. Поэтому структура занятия включает ряд этапов, которые проходит студент по пути интериоризации знаний. Прежде всего, предлагается план занятия и литература, на основе которых ведется отбор базы профессиональных знаний, положенных в основу развития профессиональ- ных умений. На первом этапе занятия в разнообразных формах ведется осмысление необходимого фонда знаний (он представлен перечнем вопросов). На втором этапе преподаватель предлагает реальные факты и ситуации учебного процесса, где студент узнает элементы изученных знаний — идет усвоение базы профессиональных знаний на уровне деятельности по распознаванию. На третьем этапе усваиваются знания на уровне деятельности по образцу. Преподаватель представляет педагогические ситуации, аналогичные тем, которые решались со студентами на предыдущем этапе. Согласно образцу идет применение профессиональных знаний. В дальнейшем знания используются в творческой деятельности. Студент самостоятельно находит в учебно-педагогической, научной, художественной литературе ситуацию, разрешение которой возможно с позиции усвоенных знаний. Если он не готов к такому уровню творчества, то предлагаются задачи по данной теме, из числа которых он может выбрать одну для решения. Итак, содержание изучаемого материала конструируется таким образом, что студент имеет возможность использовать знания в ситуациях, которые моделируют реальную структуру педагогической деятельности. ЗАНЯТИЕ 1-2 Тема: Понятия развивающего обучения и его характерные признаки. Роль обучения в развитии личности. Цель занятия: Развитие у студентов профессиональных умений по использованию знаний о развивающем характере обучения (умения конструктивные и организаторские). Задачи: 1. Отбор базы знаний, характеризующих развивающее обучение и роль обучения в развитии личности школьника. 2. Выделение существующих признаков развивающего обучения, которые представлены различными авторами. 3. Усвоение базы знаний о развивающем обучении на различных уровнях их практического использования. 4. Выполнение творческих заданий. План занятия и литература 1. Основные психологические теории развивающего обу а) Реферат. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. Гл. 4. С. 366-394. 2. Понятия развивающего обучения. а) Реферат. Пидкасистый П. И. Педагогика. — б) Реферат. Современная дидактика / Под ред. в) Реферат. Дидактика средней школы / Под ред. Скат- 3. Влияние обучения на развитие личности школьника. а) Реферат. Щукина Г.И. Педагогика школы. — М., б) Реферат. Щукина Г.И. Роль деятельности в учеб 4. Проблемы учения и развития. а) Реферат. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. — М., 1989. — С. 32-43. 5. Психологические вопросы развивающего обучения. а) Реферат. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. — М., 1989. — С. 44-65. 6. Активизация учебной деятельности как основной ис — М., 1997. — Гл. 1. С. 7-10; 16-18. 7. Дидактические принципы развивающего обучения. а) Реферат. Современная дидактика // Под ред. Лернера И.Я. — М., 1994. — Гл. 2. С. 49-55. 8. Показатели и условия умственного развития. Крите а) Реферат. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятель б) Реферат. Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М., 1997. — Гл. 1. С. 10. 9. Умственное развитие школьников: критерии и норма а) Реферат. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Умствен — М., 1992. — № 1. С. 3-29. б) Реферат. Современная дидактика // Под ред. Лерне Этапы проведения занятий 1 этап. Рефераты подготавливаются в студенческих микрогруппах. В ходе чтения рефератов ведется отбор базы знаний, необходимых для выполнения творческого задания: — понятие развивающего обучения в современной дидактике (через психологическое новообразование личности); И. Якиманская (как способ активизации мысленной деятельности школьников); Н. Менчинская (через характер процесса усвоения знаний) и др.; — общее развитие, характеризующееся показателями направлений в развитии личности школьника; 13. Зак. 199 385 — понимание основных технологических теорий развития в современной психологии (теория, в основу которой положена идея независимости детского развития от процесса обучения; теория развития Л.С. Выгодского — обучение и есть развитие; теория, где обучение стимулирует, продвигает вперед развитие; опыт Л.В. Занкова в развитии личности школьника; теория Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова о развитии личности); — знание общих черт методики развивающего обучения; — влияние обучения на развитие школьника; — понимание функции развивающего обучения и развития как процесса изменений, происходящих в личности; — что обусловливает умственное развитие; — что характеризует умственное развитие; — качество ума и обучаемость школьников; — диагностика умственного развития; — структура учебного плана в условиях развивающего обучения; — структура учебной деятельности в развивающем обучении; — приемы активизации деятельности учеников в развивающем обучении; — организация познавательной активности школьников; — организация учебной деятельности в развивающем обучении; приемы учебной деятельности и учебной работы в обучении. 2 этап. Осмысление базы знаний. В соответствии с предложенной базой знаний выполнить домашнее задание: — в различных определениях развивающего обучения найти их существенные признаки; — представить сущность развивающего обучения; — определить черты методики развивающего обучения; — показать организацию обучения развивающего характера; — - дать диагностику и показатели умственного развития школьников в развивающем обучении. 3 этап. Усвоение информации на уровне деятельности распознавания базы знаний. Развитие организаторских умений. Преподаватель вместе со студентами рассматривает деятельность учителя и ученика в сообщающем и проблемном обучении. Соотношение операций в деятельности преподавания и учения позволяет сделать выводы о том, что сообщающее обучение не обеспечивает развития школьника, в то время как проблемное обучение лежит в основе развивающего обучения. В процессе соотношения двух видов деятельности важно обратить внимание: — на организацию процесса усвоения знаний; — на характер деятельности ученика в первом и втором случаях; — на позицию учащегося в процессе усвоения знаний. Сделать вывод о характере обучения учащегося в объяснительно-иллюстративном и проблемном обучении. Деятельность учителя и учеников в различных видах обучения В зависимости от характера организации процесса преподавания и учения, от специфики построения содержания учебного материала и ведущих методов и средств обучения, применяемых при этом, можно выделить несколько основных видов обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, алгоритмизированное. При объяснительно-иллюстративном обучении деятельность учителя и учеников организуется следующим образом:
13* 387
Образец выполнения задания Ученик 1. Ученик воспринимает информацию, а не добывает ее: — не включается в различные виды познавательной де ятельности (игра, дискуссия, диалог и др.); — не идет от конкретного к абстрактному; — пассивная роль ученика (он воспринимает готовое); — - отсутствует учебно-познавательная деятельность, ест! только учебная деятельность. 2. Ученики сами не выделяют главное — усваивают пре
— не задают вопросов учителю; — нет познавательной активности (усваивают готовое); — в осмыслении идет понимание материала (развитие учащегося, так как есть изменения). Учитель 1. Нет ориентации на возможности ученика: — нет опоры на зону актуального развития учения; — не используются средства активизации; — средство наглядности вызывает только интерес к информации; отсутствует интерес от значимости материала; — учитель не дает ориентиров на самостоятельное усвоение информации; — не ставится задача перед учеником. 2. Учитель выделяет главное, а не осуществляет дея — не осуществляет мыслительных операций для понимания информации; — отсутствует целесообразность действий ученика (учитель сам объясняет важные моменты и включает осмысление); — не замечает изменений в ученике, которое характеризует развитие. Поэтому наряду с информационным сообщением готовых научных истин и их объяснением в последнее время все чаще стало применяться проблемное изложение знаний. Поставив проблему, учитель вскрывает внутренние противоречия, возникающие при ее решении, рассуждает вслух, высказывает предположения, обсуждает их, опровергает возможные возражения, доказывает истинность с помощью эксперимента, либо показывая его, либо рассказывая об опыте, проведенном ученым, и т. д. Учитель демонстрирует перед учащимися сам путь научного мышления,- заставляет учеников следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. При проблемном изложении материала процесс преподавания и учения протекает следующим образом:
Учитель Ученик Образец выполнения задания
1. Ставит перед учениками проблемную задачу в виде вопроса, опыта 2. Организует размышление учеников над поставленной задачей 3. Предлагает доказать справедливость выдвинутого варианта решения задачи 4. Если гипотеза учеников верна, то просит сделать из нее вывод о приобретенных новых знаниях 5. При ошибочности предположений предлагает найти ошибку, ставит уточняющую задачу или конкретизирует ее 6. Обобщает полученное учениками решение задачи, поощряет успехи или указывает на некоторые неточности, чтобы совершенствовать процесс проблемных рассуждений 7. Ставит вопросы в целях закрепления новых знаний 8. Предлагает упражнения по применению знаний на практике Воспринимает задачу и начинает осмысливать возможные пути ее решения Высказывает возможные варианты решения этой задачи Доказывает рациональность одного из вариантов решения задачи Делает выводы и обобщения о приобретенных новых знаниях Ищет верное решение задачи Усваивает более емкие обобщения по теме Закрепляет полученные знания путем повторения выводов, самоконтроля и пр. Выполняет упражнения и задания по применению полученных знаний на практике 1. Учитель — обнаруживает внутренние противоречия (зтавит проблему), вызывает интерес к учению путем значимости материала (опыт); — ставит задачу перед учениками; — от решения вопроса, опыта ведет к знанию (ov конкретного к абстрактному); — путем постановки задачи обращает внимание на главное, существенное; — показывает истинность знаний (опыт); — представляет путь научного познания (проблема — вопрос — опыт); — представляет вербальное развитие (ставит задачу, учащиеся понимают ее и осмысливают); — создает условия для ускорения развития (от проблемы к опыту); — ученик добывает знания (от восприятия задачи, проблемы идет к ее решению, приобретению знаний). 1. Ученик — есть опора на актуальную зону развития (воспринимает задачу, ищет возможные пути ее решения) — самостоятельность в действиях ученика; — самостоятельное добывание знаний (воспринимает задачу, осмысливает, находит решение — приходит к знаниям); — поисковые действия учащегося (ищет возможные пути решения); — активное развитие способов умственной деятельности (воспринимает, осмысливает, решает) — это показатели развития; — самостоятельная переработка информации (осмысливает); — есть мотивация действий — разрешить проблему, которую ставит учитель. 2i. Учитель — учитывает опыт, знания учеников (организует раз — выясняет трудности при добывании знаний; — добивается понимания сути проблемы (размышление); — усваивает самое существенное; — представляет условия для развития (организует размышление); — дает возможность практического применения знаний (размышление над решением задачи). 2. Ученик — перестраивает систему знаний (высказывает возможные варианты решений); — переносит знания (возможные варианты, то есть откуда-то взять и, возможно, применить здесь); — рассуждает, предполагает, делает учеников соучастниками научного познания; — идет логическим путем, рассуждениями, от ошибок к истине — это диалектический путь движения к познанию (активный, интенсивный путь развития); — предлагает одно и то же решение в разных аспектах (возможные варианты); — действует не по шаблону, а строит собственную систему знаний путем проб и ошибок. 3. Ученик — ссылаясь на образец, ищет свой правильный вариант решения (нет шаблона); — использует ранее приобретенные знания (доказывает на основании знаний); — использует самоконтроль (ищет рациональный способ решения); — видит главную идею (доказывает правильность одного варианта); — показывает умение работать самостоятельно. 3. Учитель — создает условия для понимания проблемы (использовать доказательство); — поиск главного, существенного (доказать справедливость решения); — ориентируется на потенциальные возможности ученика (предлагает доказать);
— направляет обучение на развитие активности познавательной самостоятельности; — актуализирует ранее усвоенные знания (предлагает доказать). В чем педагогические преимущества проблемного изложения знаний по сравнению с информационно-сообщающим? Во-первых, оно делает изложение более доказательным, а знания — более осознанными и тем способствует превращению знаний в убеждения. Во-вторых, проблемное изложение учит мыслить научно, диалектически, дает учащимся эталон научного поиска. В-третьих, проблемное изложение более эмоционально, а потому повышает интерес к учению. Психологическими и дидактическими экспериментами доказано, что изложение, отображающее конфликтные ситуации, противоречия, больше увлекает школьников, чем простое сообщение готовых научных истин. 4 этап. Выполнение творческого задания, направленного на развитие конструктивных умений. Организация развивающего обучения начинается с переструктурирования программы обучения (Менчинская Н. Проблемы учения и умственного развития школьников. — М., 1989). В соответствии с требованиями организа Образцы выполнения творческого задания Образец № 1. Программа развивающего обучения для общеобразовательной школы по французскому языку для учащихся 5-го класса (возраст 10 лет, рассчитана на 3 урока). Тема: Домашние животные (Les animaux domestiaues).
III. Представить материал, на котором формируются общедидактические умения — умение работать с учебником, умение выделять главное, умение передавать прочитанное своими словами, умение решать проблемные ситуации (классная работа) Класс делится на микрогруппы, каждая из которых получает небольшой текст о домашних животных. Задача: 1. Озаглавить текст. 2. Составить пересказ текста. 3. Придумать продолжение текста по предложенному рисунку. 4. Подготовить вопросы по тексту для других микрогрупп. Пример: J'ai un cnien. II s'appelle Loulou. И est noir. Ses pattes et son queue sont blanches. II aime manger la viande et le pain. И sone avec moi a la balle. II court tres vite et il fait le fou. II dort dwent la porte et il sou dans la cour.../ У меня есть собака. Ее зовут Лулу. Она черная. Ее лапы и хвост белые. Она любит есть мясо и хлеб. Она играет со мной в мяч. Она быстро бегает и резвится. Она спит возле двери. И вот однажды... /
£'■;.*
IV. Материал для самоконтроля — домашнее задание. Ученик проверяет у себя: 1)знание лексики; 2) умение логически мыслить. По вертикали: 1. У нее красивая грива. 2. Любит грязь и хрюкает от удовольствия. По горизонтали: 1. Она охотится за мышами. 2. Она охраняет дом и живет в будке. 3. Любит капусту и звенит колокольчиком. 4. Она высиживает яйца. 5. Она дает молоко. 6. Она самая маленькая и любит сыр. 7. Самое упрямое животное. Диалог: Таня разговаривает с Машей. Даны ответы Маши. С кажите, что говорит Таня? V-VI. Материал для самостоятельной работы (развитие самостоятельного мышления, творческого мышления, абстрактного мышления).
— И s'appelleCadeot. /Ее зовут Коцео./ — II mange tout. Memeles corottes. /Она ест все. Даже морковь./ — Mais si! /Конечно же!/ Детям предлагается цепочка картинок. Задание: 1. Разместить картинки в логической последовательности, убрав лишние. 2. Описать картинки, составить рассказ, мини-сочинение. 1 — предложенная последовательность рассказа по картинке; (1) — правильная последовательность. Возможен вариант собственной последовательности, если он логически обоснован. ч*4 (лишняя)
.9 ..9
— Nen, je n'ai pas de chien. Mais j'ai un chat. /Нет, у меня нет собаки, но есть кошка./ — Tout noir. Mais ses pattes et sa dueue sont grises et blanches. /Полностью черная. Но ее лапки и хвост серые и белые./ ■ + ■• 3(4)
1-2. Обучение идет от конкретного к абстрактному Домашнее задание. Конкретное — представьте симметричные фигуры (на примере зеркального отражения предметов). Абстрактное — понятие осевой симметрии (работа учителя в классе). Усвоение главной идеи темы. Образец № 2. Элементы программы развивающего обучения. Тема: Осевая симметрия (3 урока, математика, 6-й класс).
Домашнее задание. Конкретное — представьте симметричные фигуры (на примере зеркального отражения предметов). Абстрактное — понятие осевой симметрии (работа учителя в классе). Усвоение главной идеи темы.
3. Представить материал, на котором ученик мог бы формировать умения, навыки:
— умения практического использования знаний; — умение ориентироваться в новой ситуации; — умение рефлексии.
3) Начертите ось симметрии этого дома. На каком из трех рисунков а), б), в) изображена правая половина дома?
4. Предложить материал, где ученик мог бы сам себя проверить, самостоятельно развить свое мышление
в) У X X 2. а) Слово КОФЕ имеет б) Если вы поставите зеркало вдоль в) Прочтите слово, отраженное в г) Зеркало поможет вам догадаться, 3. Напишите свое имя печатными буквами в столбик и посмотрите на его отражение в зеркале. Изменяет ли зеркало ваше имя? 4. Выделите буквы, которые имеют: а) одну ось симметрии; б) две оси симметрии. АБВГДЕЖЗИ ЛМНОПРСТУФЦЧ ШЩЪЫЬЭЮЯ
40°
1. Помните ли вы волшебные в нескольких зеркалах мелких кусочков разного стекла. Сделайте свой калейдоскоп из двух плоских зеркал, поставленных рядом на лист белой бумаги. На листе между зеркалами нарисуйте какую-нибудь фигуру. Измените угол между зеркалами. Как зависит рисунок в вашем калейдоскопе от угла между зеркалами? Сравните рисунки,если угол между зеркалами равен 30°, 45°, 60°, 90°, 120°. Нарисуйте орнамент, понравившийся вам больше всего (рисование). 2. Чтобы хорошо летал бумажный самолетик, его надо делать аккуратно. Что означает «аккуратно» с точки зрения геометрии? Объясните, используя знания физики, почему так важно соблюдать принципы симметрии при конструировании самолетов? 3. Найдите как можно больше симметричных зданий на улицах нашего города. Начертите фасад наиболее понравившегося вам здания. Являются ли симметричными фасады а) Музея градостроительства, б) Дворца Алфераки, в) ДК им. Ленина, г) Здания факультета иностранных языков? I Образец № 3. Тема: Животные в нашей жизни.
|