Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Современные концепции воспитания

Поиск

План

1. Современное состояние школьного воспитания.

2. Причины несостоятельности сложившихся воспита­тельных систем.

3. Воспитание, его цель и задачи в новых условиях.

4. Методологические ориентиры поиска новых подходов к воспитанию.

5. Опыт разработки современных концепций воспитания.

В условиях социальной, экономической и политичес­кой нестабильности общества, которые порождают хро­ническую неуверенность в завтрашнем дне, исключитель­но важно стабилизировать школу. Понимая систему воспитания как специфическую сферу, как сферу обще­ственных отношений, мы должны понимать, что школа сегодня является главным нравственным оплотом об­щества, гарантом обновления нашего отечества.

Однако сегодня работать в школе сложно, так как рыночные отношения усугубили кризис образования. Шко­ла начала вести отчаянную борьбу за выживание. Вся система образования постепенно переводится из режима авторитарного в режим развития. Формирование нового содержания образования строится на принципиально но­вой основе — подготовка подрастающего поколения к условиям рыночной экономики. Однако оказалось, что школа пока не умеет и не готова воспитывать деловых людей — предприимчивых, трудолюбивых, умеющих быс­тро адаптироваться к изменяющимся жизненным усло­виям, способных к самостоятельной деятельности, ответ­ственных за свои действия, саморегулирующих собственное поведение.

В условиях деградации общества и культуры вообще перед школой в частности возникают проблемы граж­данского, духовного, нравственного и профессионального самоопределения личности. Школа пока еще оторвана от жизни, поэтому учиться в ней утомительно и неин-


тересно. Она чаще всего игнорирует природные интере­сы учащихся, их личный опыт, нежели развивает их.

В школе все еще бытует старый стереотип, где ребе­нок — сторонний наблюдатель, потребитель. Наблюда­ется отстраненность предметов естественного цикла от проблем культуры общества. Школа плохо готовит своих воспитанников к жизни, не учит их жить собственным умом, а воспитывает привычку заучивать готовые реше­ния. Она не растит сегодня интеллигентов, которые так необходимы обществу. Ее «продукция» — малоквали­фицированные работники, неспособные самостоятельно принимать решения, безразличные к судьбам державы. Это те, кто так активно потом разворовывают страну, губят ее природу, виновники многочисленных аварий во всех отраслях.

В условиях рынка и экономического хаоса обострил­ся вопрос экономического выживания всей системы обра­зования. Закрываются детские сады, внешкольные учреж­дения, некоторые типы школ, детские библиотеки и книжные издания.

В обстановке общего кризиса в течение долгого вре­мени укрепился взгляд на школу как, главным образом, на учебное заведение, где происходит передача опыта, зна­ний. Воспитание рассматривалось как автоматический процесс, сопутствующий обучению. Общественному со­знанию навязывается идея самотека воспитания. В ре­зультате этого потеряли смысл специфические формы воспитания, возможность учителя общаться с учеником в неформальной обстановке. Даже разработанная в пос­леднее время идея непрерывного образования предпола­гает образование умственное — непрерывное учение в ущерб нравственному просвещению. Этим и объясняет­ся сегодня рост детской преступности, наркомании, бес­призорности, агрессивности, ранней проституции, безду­ховности молодежи. Общество и педагогическая наука пока еще не находят решения этих проблем.

В школах падает интерес к знаниям, так как в усло­виях кризиса общества образование человека становится невостребованной ценностью. Специалисты-профессиона-


лы требуются лишь за рубежом. Нестабильность в обще­стве привела к обнищанию школы, сокращению строи­тельства школ, сменным занятиям, тяжелому материаль­ному положению учительства. Все это привело к оттоку педагогических кадров в коммерческие структуры и еще большей феминизации образования.

Сегодня в обществе искусственно обостряется пробле­ма старшего поколения и молодежи, происходит огульное отрицание прошлого нашей страны, возникает опасность разрушения исторических знаний вообще. В период смя­тения духа в обществе происходит отказ от отечествен­ной культуры в угоду западной, которая упорно насажда­ет разврат, убийство, агрессию.

Под возросшим влиянием западного прагматизма де­формируются и цели образования. Последствия инфор­мационного бума проявляются в том, что молодое поко­ление стремится к знаниям и навыкам, которые обеспечивают деловой, сиюминутный успех, процветание в бизнесе. Молодежь склонна считать, что сегодня нрав­ственно все то, что приносит доход.

В практике обучения проявляется тенденция к тех-нологизации педагогического процесса, повальному тес­тированию школьников, что приносит ущерб использова­нию теории педагогики и методики обучения, отказу от руководящей роли педагога.

Ребенок провозглашается исключительным субъектом педагогического процесса, а учитель выступает в роли по­средника общения учащихся с компьютером, консультан­том в обучении. Появляется термин «образовательные услуги», который утверждает педагога в роли работника сферы обслуживания.

Расслоение общества в связи с издержками рыночной экономики, ошибочной государственной программой при­ватизации привели к ранее неведомой практике в школе: расслоение детей по социальному признаку. Материаль­ные блага, приобретенные нечестным путем, принижают в глазах ребенка честное отношение к труду, что ведет к деформации нравственности подрастающего поколения. Селекционный отбор детей ведет к отторжению тех уча-


щихся, которые не вписываются в атмосферу амбициозно настроенных родителей и школьников.

Платные образовательные услуги, которыми не могут воспользоваться многие семьи, приводят к нарушению социальной справедливости, еще больше усугубляют рас­слоение в детской среде и ставят большую часть школь­ников в неравные стартовые условия процесса социали­зации личности.

Повышение комфортности семьи, ее изолированность формируют у детей направленность на себя, эгоизм. С изолированностью семьи утрачивается авторитет старше­го поколения в воспитании. Семья не справляется сегод­ня с функциями экономическими, демографическими и пе­дагогическими. В современных условиях жизни общества педагогический и социальный портреты учащегося скла­дываются неблагополучно.

Вот почему воспитание подрастающего поколения дол­жно стать главным социальным и государственным при­оритетом. Для правильного осмысления сложившейся си­туации, устранения кризиса в воспитании необходимо прийти к созданию современной воспитательной системы общеобразовательной школы, так как сложившиеся ав­торитарные системы показали свою несостоятельность. Сегодня становится ясно, что выживание образования как государственно-общественного института зависит не только от его престижа в обществе, но и от выживания каждой конкретной школы, от качества ее педагогической дея­тельности, которое способно выдержать конкуренцию в образовательном пространстве, на рынке образователь­ных услуг.

Традиционная практика организации учебно-воспи­тательного процесса школы в новых условиях жизнеде­ятельности общества оказалась малопродуктивной. Се­годня возникает необходимость в процессе педагогической рефлексии, когда учителям необходимо провести инвен­таризацию всего того, что есть в системе образования нашей страны, взвесить все «за» и «против», осмыслить характер обновления школы с позиции инновационных идей.


Под влиянием идеологии тоталитарного государства в педагогике прочно утвердились авторитарные системы воспитания с подходом к человеку как объекту воспи тания. Школа долгое время воспроизводила исполните­лей, которые действовали по принципу «ты должен»,, а не «ты можешь».

Собственная природа ребенка, его индивидуальность и самобытность в воспитании не учитывались. Массовая воспитательная практика все более приобретает дегума-низированный характер.

Однако в этих условиях гуманистическая педагоги­ка не придается забвению. Сегодня школа ведет отчаян­ную борьбу за выживание. Большинство педагогов по­нимают, что выживание это связано с развитием школы и ее обновлением. Но это не означает, что надо разру­шать существующую систему до основания. Школа из­брала путь обновления и развития без ее окончательно­го разрушения. Вопреки мнению большинства о безнадежности, отсталости, несостоятельности отечествен­ной школы, ее неспособности осуществить современный цивилизованный процесс образования наша школа раз­рабатывает инновационные педагогические процессы, пе­реосмысливает богатое прошлое истории своей педаго­гической мысли.

Научный анализ сложившихся ранее авторитарных систем воспитательной работы школ определил ее ти­пичные недостатки: объектная направленность воспита­ния, игнорирование внутренних сил саморазвития и са­мовоспитания человека, жесткая стандартизация воспитательного процесса, игнорирующего индивидуаль­ный и возрастной подходы; формализм воспитания; ав­торитарный стиль руководства, основой которого являет­ся словесное воздействие, разрыв обучения и воспитания; взгляд на воспитание как на сопутствующую учению вто­ростепенную деятельность.

Само понятие «воспитательная система» потеряло всякий смысл* т. к нестабильность в обществе, государ­стве, понимание свободы как анархии стали альтернати­вой всякой упорядоченности учебно-воспитательного про


цесса в школе. В практике работы школы обыденное сознание представляет систему воспитания как какую-то жесткую модель, где нет динамики, изменений, что сдерживает развитие самого учебного заведения и свобо­ду личности. При слове «система» в памяти учителя воскресает командно-административная система, когда господствовал культ казарменного порядка и единооб­разия во всем. Все инновации и достижения в школе способствовали лишь укреплению сложившегося поло­жения. В школе преобладала учебная деятельность, хотя около 80% учеников уже в начальной школе теряли интерес к учебной деятельности. Работа учителя жестко контролировалась, проверялась, перепроверялась и нахо­дилась под давлением администрации школы.

Воспитательная работа строилась по тем же принци­пам — обязательные классные часы, единые для всех политинформации с заранее определенными разделами, полный охват детей кружками, многочисленные заседа­ния комиссий, штабов, советов, где «разбирали» неради­вых школьников, увещевали их и требовали непремен­ных обещаний все исправить.

Работа с родителями велась в том же командном сти­ле — вызов в школу (к директору или классному руково­дителю), письма-жалобы на производство, «проработки» на родительских комитетах класса и школы, педагогическая дрессура.

Во взаимоотношениях педагогов и администрации была та же картина. Всякие инновации, отклонения от принятых норм, нестандартные формы уроков и внекласс­ных мероприятий, творческий риск педагогов восприни­мались как нарушение приказов, установок и руководя­щих указаний.

Абсолютизация контроля, обесценивание учителя при­вели к разрыву между педагогическим коллективом и администрацией школы. Этот разрыв отразился на отно­шениях между учителем и учеником. Учитель, превра­тившись в послушного исполнителя всех указаний адми­нистрации, превратил, в свою очередь, ученика в объект педагогического воздействия. 114


Традиционная теория и практика воспитания также показали свою несостоятельность. Школа так и не смогла оказать свое влияние на науку, а наука о воспитании подменялась государственной идеологией. Законы о вос­питании подменялись правительственными директива­ми. Методологи ввели в заблуждение науку педагогику, когда провозглашали наше государство страной разви­того социализма. Школа, в свою очередь, поставила пе­ред собой невыполнимые задачи — воспитание «нового человека». Сплошь и рядом можно было быть свидете­лем педагогических спекуляций, когда массовое явле­ние в школах (трудновоспитуемые, наркомания, детская преступность, отсутствие интереса к учению) выдавалось за частный случай.

Педагогические извращения идеи коллективного вос­питания приводили к тому, что коллектив служил сред­ством подавления личности, а личность рассматрива­лась как производное коллектива. Коллектив постепенно перестал служить средством развития лич­ности.

Государство берет на себя все функции воспитания, и семья теряет свои воспитывающие функции. Предаются забвению национальные традиции, народные обычаи, праздники. Педагог в условиях административно-коман­дной системы был лишен возможности выбора своей пе­дагогической позиции, самостоятельности.

Роль классного руководителя потеряла свой смысл, так как он стал просто выполнять свои функции и пони­мал, что стандартизированная воспитательная работа но­сит формальный характер, а как работать в новых усло­виях, он не знает. Новации последних лет (появление гимназий, лицеев, частных школ и т. п.) не внесли ради­кальных изменений в массовую школу. Она продолжает оставаться учреждением, отторгающим от себя детей и не способным в силу этого выполнить свои воспитательные функции.

Все это подтверждает необходимость обновления си­стемы воспитания на основе гуманистической концеп­ции воспитания. История педагогической мысли, опыт


образования в нашей стране и за рубежом показывают целесообразность гуманной системы воспитания. Имен­но такая система способна воспитать свободного чело­века.

Развитие личности человека — непрерывный и слож­ный процесс, в котором действуют как стихийные, так и целенаправленные факторы. Главные из них — соци­ализация, воспитание, саморазвитие. Постоянно рабо­тает биологический механизм саморазвития с его со­ставляющими в виде задатков человека, на основе которых формируются потребности, интересы, склонно­сти и способности. Сегодня перед учебным заведением ставятся новые задачи — осуществить целенаправлен­ное воспитание, которое представляет собой управле­ние процессом развития растущего человека как инди­вида и субъекта, как личности и индивидуальности. Управление процессом развития ребенка предполагает создание благоприятных условий для развития лично­сти, оптимального взаимодействия биологической и со­циальной составляющих человека, обеспечение единства социализации, воспитания и самовоспитания. Важно нейтрализовать отрицательные взаимодействия среды и усилить факторы, стимулирующие самореализацию личности. В центре воспитания должен быть постав­лен ребенок, его интересы, желания, возможности, резер­вы, индивидуальные особенности. Поворот к личности ребенка — как основное направление обновления шко­лы — предусматривает создание фундамента самоува­жения и общественного авторитета личности. Выпуск­ник развивающей школы должен быть развит сам, готов к жизни в развивающемся обществе и уметь развивать общество.

В современных школах начались реальные процес­сы гуманизации, вызванные новым подходом к образо­ванию — личностно-ориентированным, индивидуально-ориентированным. Признание уникальности человека, индивида, ребенка приводит к перестройке всей жиз­недеятельности школы.

Общая цель, связанная с развитием личности, ее со­знания и самосознания, требует ее конкретизации с уче-116


том тех трудностей, которые переживает молодое поколе­ние в условиях всеобщего кризиса:

• философско-мировоззренческая подготовка молодежи, которая поможет ей определить смысл жизни, ценнос­тного отношения к ней, потребности проектировать свое будущее и реализовать его;

• приобщение учащихся к системе культурных ценнос­тей, отражающих богатство общечеловеческой куль­туры, культуры своего отечества, народа, формирова­ние потребности в духовных ценностях и их дальней­шего обогащения;

• выявление и развитие природных задатков и творчес­кого потенциала каждого ребенка, реализация их в разнообразных сферах человеческой деятельности и общения;

• формирование общечеловеческих норм гуманистичес­кой морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпения по отношения к людям), интеллигентности, культуры общения;

• развитие внутренней свободы, способности к объек­тивной самооценке и саморегуляции поведения, чув­ства собственного достоинства, самоуважения, способ­ности к рефлексии;

• развитие социальной и гражданской ответственности как важнейшей черты личности, забота о сохранении человеческой цивилизации;

• воспитание положительного отношения к труду как высшей ценности жизни, развитие потребности в твор­ческом труде, воспитание предприимчивости, делови­тости, честности и ответственности в деловых отно­шениях;

• развитие потребности в здоровом образе жизни, спо­собности быть хорошим семьянином, жить счастли­вой жизнью.

Сегодняшняя школа открыта для творчества учи­теля. Перед педагогическими коллективами открылась возможность свободного выбора. Наличие большого чис-


ла альтернативных школ доказывает, что путь выхода школы из кризиса — это создание современной систе­мы воспитания, в основе которой заложены принципы гуманизации и демократизации. Воспитательная сис­тема не задается извне, она является результатом са­моразвития школы, в котором важную роль играют ис­ходный замысел, идея самой школы. Воспитательная система ориентирована на конкретные условия, учиты­вает интересы и потребности реальных детей и взрос­лых, поэтому она не может выглядеть одинаково не только в разных регионах, но и даже в двух соседних школах. В условиях современной воспитательной сис­темы осуществляется целостность учебно-воспитатель­ного процесса. Общим для всех школьных воспита­тельных систем является то, что каждая из них сориентирована на развитие личности.

Чтобы человек стал самореализующимся субъектом, способным к жизнетворчеству, самостоятельному и от­ветственному выбору действий, поступка, позиции, нуж­на новая практика воспитания, преодолевающая все те недостатки, которые долгие годы закреплялись в массо­вой школе. Уже сегодня осуществляются попытки по­иска методологических основ, которые служат предпо­сылкой создания современных школьных воспитательных систем.

Одна из них — концепция воспитания, которая дает новые и разнообразные подходы к самому понятию «вос­питание». Концепция воспитания определяется как со­вокупность идей и принципов педагогической деятель­ности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в педагогическом процессе. Основной вопрос концеп­ции — это вопрос о цели воспитания и способах ее достижения.

Одним из существенных и исходных моментов разра­ботки концепции является осмысление реального состоя­ния дел и воспитательных проблем, возникающих в из­меняющихся социально-экономических условиях, а также анализ того, что происходит с воспитуемыми и воспита-


телями в этих условиях, какие новые потребности дей­ствуют в современном воспитании.

С учетом этого появилась концепция воспитания Е.В. Бондаревской — воспитание как возрождение граж­данина, человека культуры и нравственности, в которой воспитание понимается как необходимое условие соци­ализации личности, выполняющей в обществе прогрес­сирующие и стабилизирующие функции: сохранения, вос­производства, развития культуры.

Несколько иной акцент просматривается в концепции А.З. Мальковой и Л.И. Новиковой. Воспитание ими по­нимается как педагогически рациональное управление про­цессом развития человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.

Н.М. Таланчук приходит к выводу, что воспитание должно быть системно-ролевым, так как каждый человек объективно принадлежит тому социуму, где он живет, и тут же выполняет социальные роли. Социальная роль — это миссия человека, его предназначение, это реальная де­ятельность личности в обществе. Воспитание должно под­готовить человека к выполнению социальной роли: в се­мье — сын, дочь.отцовство, материнство; в коллективе — трудовой, экономической, организаторской, педагогической, коммуникативной; в обществе — патриотической, поли­тической, правовой и т.д.; в мире — интерсоциальной, геосоциальной; в «Я»-сфере — учения, самовоспитания, творчества, потребностей и др.

Сложились довольно разнообразные концепции, вы­ражающие авторский взгляд на воспитание, — И.П. Ива­нова, В.М. Коротова, Я.В. Квятковского, Б.М. Йеменско­го, Д.М. Зембицкого и др.

Методологическую основу современных воспитатель­ных систем представляет идея гуманизации как основа новой идеологии воспитания. История свидетельствует о том, что в критические моменты развития просвещения педагогическая мысль всегда обращалась к идеям гума­низации, усиления нравственных основ образования и вос­питания. С развитием гуманитаризации образования, гу­манизацией социальной среды, воспитательных отношений


и самой личности педагоги видят пути выхода воспита­ния из кризиса и сегодня. Гуманизация — это очеловечи­вание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, соци­альную защиту как человека, на выявление и развитие его способностей, индивидуальности. Дальнейшее пред­ставление о сущности и содержании гуманного воспита­ния будет зависеть от научной разработки и практического освоения педагогами личностного и индивидуально-твор­ческого подходов к воспитанию. Первый подход призна­ет ребенка активным субъектом воспитательного про­цесса, а второй исходит из того, что каждая личность уникальна и для развития ее творческого потенциала тре­буется создание определенных условий. Индивидуальность личности является системообразующим свойством гума­низации.

Гуманистической системе воспитания противопоказа­ны жесткие программы, тотальная упорядоченность, лич­ность ребенка, подчиняющаяся административным тре­бованиям или моральному престижу коллектива.

В настоящее время разрабатываются концепции созда­ния демократической, гуманистической школы. Авторы кон­цепций представляют эту школу без бюрократического формализма, без единообразия в формах и методах органи­зации обучения и воспитания, без административно-коман­дных способов управления. Это новая школа с новой сис­темой обучения и воспитания. Демократическая школа предлагает учителю и ученику вариативность в выборе подходов, направлений, способов учебно-воспитательной работы, разноуровневые программы, дифференцированное образование.

Для учебных заведений с гуманистическими воспита­тельными системами характерны следующие признаки:

• наличие собственной идеологии школы, которая при­нимается детьми и взрослыми;

• формирование определенного образа жизни учебного заведения, в котором преобладают позитивные ценно­сти, динамизм;


 

• педагогически целесообразная связь с окружающей сре­дой учебного заведения, что определяет важность ус­ловий, в которых протекает деятельность ребенка;

• гуманистический характер межличностных отноше­ний, наличие защитной функции школы по отноше­нию к ребенку.

Проявления таких воспитательных систем различны, но суть их одна: разрозненные воспитательные влияния переходят к целостным, что обеспечивает саморегулирую­щийся социальный детский организм.

История и опыт развития образования нашей страны и за рубежом показывают целесообразность гуманной си­стемы воспитания. Именно она способна воспитать сво­бодного человека. Практика доказывает жизнеспособность таких воспитательных систем, в основу которых положе­ны идеи гуманной творческой педагогики как современ­ной идеологии воспитания.

Творческое задание по теме

Прочесть приложение «О новых подходах к понятию "воспитания"» (Б. Першуткин). Представить краткую аннотацию различных концепций воспитания и сравнить их по существенным признакам.

Основная литература

1. Байбакова Л А., Еремкина О.В. и др. Методика воспи­тательной работы. Учебное пособие. — Рязань, 1993.

2. Вондаревская Е.В., Кулъневич С.Н. Педагогика. — Мос­ква — Ростов-на-Дону, 1999.

З.Дик Н.Ф. Личностный подход в воспитании. — Рос­тов-на-Дону, 1994.

А.Караковский В А. Воспитательная система школы: пе­дагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992.

5. Караковский В А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Вос­питание, воспитание, воспитание. — М., 1996.

6. Корнетов Г. Какой быть школе XXI века// Учитель­ская газета. 1993. №4.



7. Опыт разработки концепций воспитания. — Ростов-на-Дону, 1993. — Части 1,2 В.Першутпкин Б. О новых подходах к понятию «воспи­тание» // Воспитание школы. — 1994. №6. 9. Тарасов Л.В. Экология и диалектика (новая модель средней школы) // Учительская газета. — 1991. №39. 10. Щедровицкий Г. и др. Педагогика и логика. — М., 093.


ГЛАВА II

ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ

«ОБУЧЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ТЕХНОЛОГИИ»


Лекиия10

Тема: Обучение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.54.153 (0.018 с.)