Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концептуально-содержательные основы организации духовно-нравственного воспитания младших школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Учет тенденций развития российского общества (утрата системы былых ценностей, превалирование культа индивидуализма и идеалов потребительства; потеря нравственных ориентиров, воинствующая агрессия криминального, коррумпированного мира), проблемы которые выдвинуты перед мировым сообществом (глобализация, конвергенция, экологическая катастрофа, наступление массовой «интернеткультуры» и «клипового» сознания) резко обострили вопрос о духовно-нравственном состоянии нации, о национальной безопасности России. В устах политиков, педагогов, священнослужителей, деятелей культуры, звучит вопрос о преодолении кризиса духовности, о процветании духовно-нравственной болезни. Что же значит, преодолеть духовно-нравственную болезнь? Это значит, выработать в людях, начиная с детства духовно-нравственный иммунитет, позволяющий им быть невосприимчивыми ко злу, и сформировать в них стремление и способности построить свою жизнь в соответствии с нравственными ценностями и нормами (В.М. Меньшиков). Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе. Формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе общего образования сегодня является значимой социально-педагогической задачей. От ее решения во многом зависит состояние общественной морали, социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений в стране, будущее российского общества и государства. Только воспитание у новых поколений россиян устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей российских народов позволит обеспечить успешное социальное развитие России в XXI веке, сохранить социальный институт семьи и преодолеть демографический кризис, укрепить Российское государство, его авторитет в международном сообществе. Духовно-нравственное образование детей в современном российском обществе, состоящем из граждан, семей различных мировоззренческих ориентаций, культурных традиций, возможно только с учетом особенностей их духовных идеалов и ценностей, убеждений, образа жизни, при соблюдении конституционных гарантий свободы совести и вероисповедания. Соответственно, воспитание детей, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях должно проводиться на основе принципов добровольности, свободы выбора и многообразия, приоритета семьи в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы все дети, обучающиеся в российской школе, воспитывались как граждане и патриоты нашего Отечества - единой России. Воспитание учащихся в российской общеобразовательной школе должно быть направлено, прежде всего, на сохранение и укрепление гражданского согласия в обществе, соблюдение гражданского равноправия, развития взаимопонимания и сотрудничества между людьми и народами в Российской Федерации независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. В то же время возможно систематическое приобщение детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, к духовным и нравственным ценностям, принятым в семье учащегося, в том числе к религиозным традициям и культуре, не противоречащим принципам государственной политики в области образования и общим целям воспитания детей в общеобразовательных учреждениях. Опыт освоения духовно-нравственных смыслов и ценностей культуры будет способствовать качественному освоению таких отраслей и форм общественного знания, как история, искусство, естествознание, право, экономика и политика. Без укрепления духовных начал общественной жизни, ее нравственных основ невозможно поступательное развитие российского общества, невозможна нормальная личная, школьная и семейная жизнь, и консолидация гражданского общества. Духовно-нравственная культура – фундаментальная основа общего образования, база для самосовершенствования личности и социального взаимодействия на основе единства свободы и ответственности. Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
В ФГОС второго поколения духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании». Духовно-нравственное воспитание должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России. Одним из важных условий духовно-нравственного образования является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре. Особенностью этнической культуры является то, что в условиях изменяющегося мира она не подвержена трансформации благодаря вековому отбору настоящего, ценностного, истинного, воплощающего в себе народную мудрость. Поэтому этнокультура является источником совершенствования образовательной системы и осуществляемого внутри нее этнокультурного образовательного процесса. Духовность, нравственность - базовые характеристики личности, проявляющиеся в деятельности и поведении. Духовно-нравственное воспитание необходимо начинать с начальной школы. Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана с тем, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Кроме того, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Для понимания теории духовно-нравственного воспитания младших школьников необходимы определенные методологические основы. Необходимо раскрыть сущность таких понятий как культура, духовность, религия, нравственность. Понятие культура (в переводе с латинского – возделывание, воспитание, развитие) – это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых им в процессе развития. Под культурой в числе прочего понимается воспитание, образование, соблюдение нравственных норм, общепринятых правил, этикета, а также искусство, творчество и т.д. Культура - это и нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Понятием духовность традиционно обозначалась совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью. В этой связи следует отдельно выделить роль религии как значимой части духовной культуры. Происхождение слова религия и его первоначальное значение до сих пор вызывают споры. Одни считают, что оно связано с понятиями «благочестие, предмет поклонения», другие возводят его к латинскому глаголу «связывать, соединять» (мир людей и мир сверхъестественный). Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором. Ее культурообразующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной. К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей представление о религии отсутствует. Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Следует особо подчеркнуть, что религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения оказывают влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Религия - важнейшая часть духовной и культурной жизни человечества на протяжении всей его истории. Россия - многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур, часто выросших в рамках своих религиозных традиций. Поэтому новое поколение россиян, не обладая знаниями о религиях и их роли в российской истории, просто не сможет обустраивать свою страну. Без элементарных знаний о религиозной стороне жизни невозможно правильно разобраться в событиях прошлого и настоящего. Религии всегда были и продолжают оставаться стержнем в жизни различных цивилизаций, определяя их своеобразное лицо. Кроме того, без знаний о религиях трудно разобраться в мировых политических процессах, в причинах современных конфликтов и войн. Как ни парадоксально, войны конца XX века очень часто имеют религиозную подоплеку или оперируют религиозными лозунгами. Игнорирование религиозного фактора оборачивается подчас тяжелыми последствиями и трагедиями. Поэтому обучающиеся, чем бы они ни занимались в будущем, должны быть качественно подготовлены в плане знаний о религиозных традициях нашей страны. Особенную ценность будут иметь эти знания для будущих политиков, общественных деятелей, военных. Они пригодятся психологам, социологам, медикам, педагогам, художникам, актерам и всем, в чьи обязанности будет входить общение с людьми. В последние годы в общественном сознании граждан произошла переоценка роли исторических и культурных основ традиционных религий России в духовно-нравственном развитии человека и общества. Данные ценности стали фактором, активно воздействующим на социальные процессы и духовно-нравственный облик современного человека, российского общества в целом. В системе образования признается значимость изучения исторических и культурных основ традиционных религий. Они играют большую роль в воспитания социокультурных, гражданских, этнических, нравственных, эстетических и семейных традиций. Представление о необходимости включения знаний об исторических и культурных основах традиционных религий в содержание общего образования в настоящее время связано с позитивной оценкой роли религии, как значительного пласта исторического и культурного наследия наших народов и всего человечества. Духовно-нравственный компонент общего среднего образования необходим для развития личности, воспитания нравственности, правосознания, ответственного и безопасного поведения школьников. В различных регионах Российской Федерации получила распространение практика преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях учебных предметов и курсов по истории и культуре основных религиозных традиций россиян - православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия российского общества. Принцип светскости российского государства предполагает учет разнообразия мировоззренческих подходов в системе образованияи необходимость уважительного отношения к пониманию частью общества религии как основы традиционной культуры семьи, народа, нравственного развития и формирования личности ребенка, что будет реализовано через введение в начальной школе новой образовательной области «Основы д уховно-нравственной культуры народов России». Следует подчеркнуть, что область «Основы д уховно-нравственной культуры народов России» связана с другими образовательными областями и образует фундаментальную основу общего образования. Она будет способствовать формированию чувства ответственности, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, бескорыстной любви к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, способствовать выработке собственной жизненной позиции и мировоззрения, формировать ориентации на базовые ценности российской культуры. А также формировать у детей навыки восприимчивости, терпимости (национальной, религиозной, личностной и социальной), сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме. Цель новой образовательной области: - духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; - воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. - формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Задачи • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Очень важно подчеркнуть тонкость и деликатность данной области. Одним из обязательных условий ее внедрения в учебный процесс является определение меры. Иначе можно получить противоположные результаты. Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается Концепция духовно-нравственного воспитания школьников и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Концепция и примерная программа задают основные характеристики организации воспитательного процесса в современной школе, что представлено ниже. Концепция «Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» ( Далее - Концепция) опубликована, представлена на сайтах: • А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков Концепция «Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России») // Вестник образования. Сентябрь 2009 г. №17, С. 9-31 • Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. • http://mon.gov.ru/pro/fgos/noo/ • standart.edu.ru/ • www.patriarchia.ru/ В концепции представлены ключевые понятия: • Духовно-нравственное воспитание • Воспитательный идеал • Цели и задачи воспитания • Ценности • Программа воспитания и социализации В Концепции вводится понятие «национальный воспитательный идеал»: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Раскрываются основные положения Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, входящую в структуру основной образовательной программы. Определен современный национальный воспитательный идеал и базовая система национальных ценностей, лежащая в основе программ воспитания и социализации школьников. Именно выделенная система ценностей включена в целевые установки в преподавании таких предметов в начальной школе, как: «Окружающий мир», «Русский язык», «Литературное чтение», «Искусство», «Технология». Ниже приведены ценностные ориентиры предметов, где представлен духовно-нравственный компонент.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.29.146 (0.012 с.) |