Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В рамках внеурочной деятельности на ступениСодержание книги
Поиск на нашем сайте
начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит несколько разделов, один из которых – программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Приобщение детей к духовным традициям нации, формирование в их среде нравственных ориентиров и ценностных установок является актуальнейшей задачей духовно-нравственного развития и воспитания. Образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: · элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, о символах государства – Флаге, Гербе России, о правах и обязанностях гражданина России, о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов; · интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение; · уважение к защитникам Родины; · умение отвечать за свои поступки; · негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. Формы деятельности: · использование плакатов, картин в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом; · беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания; · творческие конкурсы, фестивали, праздники, туристско-краеведческие экспедиции; · участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам; · посильное участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями; · встречи с ветеранами и военнослужащими; · народные игры, организация и проведение национально-культурных праздников. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: · первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; · различение хороших и плохих поступков; · представление о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе; · уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; · установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; · бережное, гуманное отношение ко всему живому; · знание правил этики, культуры речи. Формы деятельности: · участие в творческой деятельности; · проведение открытых семейных праздников, выполнение и презентация совместно с родителями творческих проектов, проведение других мероприятий, раскрывающих историю семьи. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: · первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; · элементарные представления об основных профессиях, о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; · первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; · отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей. Формы деятельности: · праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организация детских фирм и т.д.; · презентация учебных и творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда; · участие в разработке и реализации различных проектов; · работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): · развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; · элементарный опыт природоохранительной деятельности. Формы деятельности: · туристические походы и путешествия по родному краю; · экологические акции, десанты, высадка растений, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц, экологические патрули и т.д.; · при поддержке родителей расширение опыта общения с природой. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): · представления о душевной и физической красоте человека; · формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; · отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. Формы деятельности · встречи с представителями творческих профессий, знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукции, учебным фильмам; · шефство над памятниками культуры, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок; · просмотр фильмов о природе, ландшафтах; · участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.
При разработке программы духовно-нравственного воспитания можно использовать «Методические рекомендации по проектированию основной общеобразовательной программы (Белгород, 2010 г.). Разработчики рекомендаций предлагают при проектировании Программы воспитания учитывать модель внеурочной работы как составной части учебного плана, а также использовать взаимосвязанные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитания обучающихся начальной школы (Таблица 2): Таблица 2 Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности
В таблице представлено шесть примерных направлений воспитания: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; развитие нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Для каждого из направлений определены ценностные установки и планируемые результаты. При этом образовательное учреждение имеет возможность корректировать данные направления или дополнять с учетом особенностей развития.
В следующей таблице 3 отражена взаимосвязь направлений воспитания с задачами, видами и формами воспитания: Таблица 3 Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания
В таблице показаны наиболее эффективные виды и формы воспитательных мероприятий, необходимых для реализации задач воспитания. Задача образовательного учреждения при проектировании собственного варианта Программы воспитания - определить тематику и сроки реализации воспитательных мероприятий, а также назначить ответственных. Дополнительные материалы для разработки Программы воспитания в достаточном объеме имеются в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения (начальная школа). Примеры Рабочих программ представлены в Приложении 3. В Стандартах нашли описание критерии результативности в оценке достижений планируемых результатов духовно-нравственного развития. Для этого необходимо ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий Необходимо также учитывать возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания (по Скляровой Т. В.). Традиционным для отечественной психологии является рассмотрение развития психики ребёнка в контексте той культуры, которую он воспринимает из своего окружения и в связи с той деятельностью, которая доступна ребёнку в сотрудничестве с взрослым. Важное значение для развития личности ребёнка имеет освоение различных уровней культуры человечества. Культура религиозной жизни в этом отношении рассматривается как высший уровень человеческой культуры, вобравший в себя более чем тысячелетний опыт обращения человека и человечества к Творцу. Окончание возраста второго детства обусловлено кризисом семи лет. Основное новообразование, вызывающее этот кризис - утрата детской непосредственности. Появление рефлексии, которая вклинивается между внутренней и внешней жизнью ребёнка, приводит к тому, что его поведение может резко измениться. Если до этого внешнее поведение ребёнка непосредственно выражало происходящие в нем процессы - <что думаю, то и говорю, и делаю >, то теперь мышление развилось настолько, что можно <увидеть себя со стороны>. Известный православный богослов В.В. Зеньковский пишет о том, что в этом возрасте определяются и оформляются правила и законы, объективно предстоящие человеку и подлежащие исполнению, идеи <нормы> и <долга>. Важной психологической и нравственной задачей для ребёнка становится задача определения себя <внутреннего> и соотнесения с тем, каким <я> должен быть во внешних проявлениях. Это возраст первого знакомства растущего человека с самим собой. В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной. Вместе с тем даже самым высоким уровнем нравственного развития младшего школьника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию. Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.19 (0.015 с.) |