Статья «Наедине со всеми». Учительская газета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья «Наедине со всеми». Учительская газета.



— 1993 г. — № 5.

Покажите, как в процессе воспитания нарушается принцип учета возрастных и индивидуальных особенно­стей.

Мне 17 лет. Я такой, как все. По крайней мере >сак большинство. Увидев меня, вряд ли отличишь от дру­гих...

Но давай все по порядку. Ничейзначит, никому че нужен. А в моей жизни было только так. Нет, не думай­те, я не сирота и не детдомовец. И родители у меня люди вполне нормальныене хулиганы, не воры, не пьют. Помню, в пять или шесть лет у меня сестра родилась Сколько радости было! Они ее ждали, а меня нет, пото­му что я родился, когда мои родители были на втором курсе института. И посему потом была «пятидневка»

садик такой, в понедельник отдают, а в пятницуи
то не всегда
забирают. Я не мог там играть с деть­
ми. Воспитательница всегда на меня жаловалась маме:
угрюмый как медведь
может с психикой у него не все
в порядке?

В школе тоже посчитали меня ненормальным. Мо­жете смеяться, но я часами мог сидеть на корточках и смотреть, как бегают муравьи, или наблюдать, как охо­тится паук или гусеница поедает лист. Я таскал в


карманах всяких жуков и пауков, и однажды учительни­ца (это, кажется, было во втором классе) полезла в мой портфельпроверить, что я там ношу, и напоролась на рогатого жукакрику было и замечание для родите­лей: запретить носить в школу всякую гадость. А по­том пошло и поехало: двойки, замечания...

И самое обидное: меня возненавидел учитель бота­ники. Он потом и зоологию, и анатомию преподавал. За мелочь какую-то, кстати. Я заумный вопрос ему задал. Одним словом, из школы меня вытолкнули. Мне каза­лось, что все на мне сгоняли свою злостьучителя, директор и даже родители. Понимаю, что у всех были свои неприятности и проблемы, и нужна была разрядка. Я стал служить ею. Для меня самое обидное, что пере­стал сопротивляться.

Два года учусь в ПТУ. И ничему не научился. Пото­му что и здесь никому не нужен. Через день я слышу ласковое «скотина» от женщин-преподавательниц и, само собой, кое-что покруче от, мужиков-мастеров. Хороший станок я видел один раз, когда на экскурсию к шефам водили. Благо, что живу не в общаге. Был там и видел, что творится: и пьют, и шантрапа всякая шатается, и девушки бывают уже всё попробовавшие.

Поймите, оставаться все время наедине с самим со­бой невыносимо. И я каждый день ближе к вечеру от­правляюсь на «стометровку». Собираются такие же, как я, неприкаянные. Мы просто сидим, стоим или кофе пьем в забегаловке. И все же, хотя нас, в принципе, нич­то не объединяет, чувствуешь себя частью всех этих людей.

Знаете, почему я все-таки удержался на плаву и ни­куда не встрял? Меня спасли мои жучки-червячки. Я держусь за них. Много читаю. И, кончив училище, я по­ступлю на биофак, чтобы все увиделии родители, и учителя, и та воспитательница в детском саду,что я чего-то стою.

2. Статья «Ленивыми не рождаются». Учительская газета. — 1976 г. — 17 ноября.

Подчеркните закономерности процесса воспитания.

... Конечно же, ребята, которые ленятся, огорчают ро­дителей, беспокоят школу. Зайдите в учительскуювам с ходу назовут десятки примеров: один на уроке


разрисовывает дневник или собственные ладони, другая дремлет у теплой батареи... и летят бесследно урок за уроком. Но вот чудесавдруг нерадивая девочка ока­зывается отменной т-руженицей на субботнике, а «ху­дожник» горы воротит в пятую трудовую четверть. Варианты, разумеется, могут, быть и обратными: ска­жем, ученик, прилежный на уроках, во время уборки клас­са норовит остаться в стороне. Короче говоря, я никогда не встречал детей, которые кругом, что называется, «лен­тяи». Так что не будем спешить с приговорами, ибо за­ведем себя в тупик.

3. Статья «Успевают ли они воспитываться?». Учи­тельская газета. — 1972 г. 5—6 сентября.

В деле педагогическом тоже возникает сколько угодно обстоятельств, требующих безотлагательных мер. Беда только, что наши «пожарные» усилия, наши «хирурги­ческие» операции чаще всего являются не венцом дела, а лишь началом его, причем началом не всегда удачным. Ставим на место не в меру расходившегося мальчишку окриком: «Немедленно прекрати!». Секундаи конф­ликт исчерпан. Но, перестроив поведение воспитанника в данную минуту, мы не устраняем внутренних причин, побуждающих его нарушать поведение. Если ребенок в течение нескольких минут поймет и запомнит, как нуж­но сидеть за партой, то ведь для того, чтобы у него возникла соответствующая привычка, один из нужней­ших продуктов воспитания, необходим не один день и не одна неделя.

Определите особенность процесса воспитания.

4. Мы говорим ученику: «Ты. очень любишь себя, а вот любить людей ты не умеешь, ты эгоист. И ждет тебя поэтому жизнь несчастливая...» Ему, этому эгоис­ту, неловко или стыдно, его не на шутку беспокоит не­сладкая в будущем жизнь, он готов сию же минуту по­любить людей и совсем забыть про себя. Сию минуту, сейчас... Он готов, но он не сможет сразу перестать быть эгоистом. Не сумеет. А мы надеемся, ждем. Между тем потребуются годы кропотливого труда, чтобы глухая, незрячая душа стала способна отзываться и участием, и состраданием на чужую беду, как на свою.

О какой особенности процесса воспитания идет речь?


               
   
   
 
 
   
 
 

знаний на более высоком уровне интеллектуальной дея­тельности, что соответствует их творческой самостоя­тельности. Происходит развитие гностических умений, позволяющих студенту применять педагогические зна­ния для установления сущности самого процесса воспи­тания.

Образцы решения задач

Ситуация № 1 Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. — М., 1999.

Решение В поведении учителя находим проявление принци­па — сочетание уважения и требовательности к детям.

5. Хорошо продуманная беседа учительницы не по­лучилась. Она старалась изо всех сил, но ни в глазах ребенка, ни на лице ничего не заметишь. Учительнице очень хочется удостовериться в том, что она не на­прасно жжет педагогический порох. А упрямец мол­чит. Учительница расстроена, она недовольна и собой, и мальчишкой, который не понимает доброго слова. В голове зреют новые планыкак и чем пронять все-таки такого.

Но она не знает и не может знать, что именно в эту самую минуту, когда она переживает свою неуда­чу, а он идет домой, в душе его все бурлит и клокочет. Она не знает, что именно поэтому он будет сегодня, завтра молчалив или угрюм. Какие-то ее слова будут донимать его и мучить. Она не знает, что, уединив­шись, он возьмет, быть может, толстую тетрадь и впервые в жизни начнет серьезную беседу с самим со­бой, он поведает этой тетради-дневнику о своей тя­желой жизни, о том, что его не понимают, о том, что и сам он никудышный человек. И что не позже, чем с завтрашнего дня, он возьмется за ум, и «тогда посмот­рим»...

Учительница и не подозревает, что на следующий день он появится в школе в новом качестве, а она, встре­тив его, бросит хмурый взгляд и подумает с горечью: «Идет как ни в чем не бывало...»

Не уловив скрытый перелом, мы продолжаем зачас­тую бить в ту же самую точку, идем по тому же кругу. А подопечный-то уже в новом качестве, на ином круге. Ему нужно другоеи по форме, и по содержанию, и по уровню. Фактор времени против нас снова. Мы искусст­венно тормозим воспитательный процесс.

Подчеркните особенность процесса воспитания.

Ill этап

Усвоение базы знаний на уровне интеллектуальной деятельности по образцу. В микрогруппах студенты ре­шают педагогическую задачу, которая аналогична пре­дыдущим образцам. Имея уже известные образцы реше­ния подобных задач и предписания учебных действий к их решению, студенты применяют базу педагогических


Придя на урок в 10-м классе, учитель истории заметил, что карта висит вверх ногами. Не обра­щая внимания на класс и зная, что это сделано спе-циально, учитель сказал дежурному, что, по-видимому, тот второпях повесил карту неверно и что такое может быть, если быть невнимательным.


Анализ ситуации

Спровоцирован конф­ликт с учителем. Тактичный выход учителя (в своем действии он видит и одну сторону — карту повесили так умыш­ленно, и другую — повесили карту второпях невнимательно). Учитывая это, учитель находит тактичный выход, избегает конф­ликта, а требование его выполнено.


 




       
   
 
 

Ситуация № 2 Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. — М., 1987.

Решение Учитель нарушает принцип индивидуального подхо­да в воспитании. Страдает от этого ученик.

Ситуация № 3 Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. М., 1987.

Саша А, ученик 7 класса, — мальчик скромный,стара­тельный,честный. Его избрали председателем совета отряда. Но Саша по натуре своей не был вожаком,органи­затором. Как он ни старался, не шли у него дела, и это его сильно угнетало.


Анализ ситуации

Индивидуальные особенности мальчика подтверждают, что он хороший исполнитель, но не организатор. Учитель избирает его организатором.

У мальчика ничего не получается. Это его угнетает.


Сережа помолчал, подумал, поднял глаза на учительницу и заговорил. Причина, побудившая подростка к побегу, как предполагала Вера Васильевна, оказалась весьма ба­нальной. Он нахватал двоек, начались бесконечные упреки со всех сторон. Все это порядком надоело. Сережа оставил на столе записку: «Мама, не волнуйся, корми вовремя рыбок. Я сбежал», — и подался на хутор к знакомой бабке. Когда-то они вместе с отцом ездили на рыбалку и снимали у этой бабки на неделю сарай. У нее Сережа и рассчитывал прожить 5-6 месяцев.

Вера Васильевна подивилась безграничной наивности подростка, посмотрела в его полные раскаяния глаза, и он стал ей необыкновенно симпатичен. «Ребенок, совершенный ребенок, откровенный и честный», — думала учительница, слушая исповедь Сережи.


Анализ ситуации

Воздействие взрослых (бесконечные упреки) ребенок трансформиру­ет через свой жизненный опыт и совершает поступок, хотя сам по себе он еще ребенок, честный и откровенный.


 


Восьмиклассник Сережа стоял в позе кающегося грешника. Румяный, круглощекий, весь какой-то домашний, он никак не походил на беглеца, чье двухнедельное отсутствие переполошило всю школу. — Как же это ты, Сережа, ушел из дома? — спросил классный руководитель Вера Васильевна, слушая исповедь Сережи.


Решение

Закономерность процесса воспитания — трансформа­ция внешних влияний во внутренние особенности лично­сти — его мнение, суждение, поступки.



       
   
 
 

Ситуация № 4 Вульфов Б.З., Поташник ММ. Педагогические ситуа­ции. — М., 1983. — С. 57.

В школе-интернате в этот день отсутствовало несколько учителей. И заместителю директора Ольге Владимировне некого было послать во второй половине дня к малышам.

На улице шел дождь. Выпускать первоклассников было нельзя. Ольга Владимировна придумывала варианты замены. В это время к ней в кабинет за какое-то безобразие привели Женю, ученика 6-го класса, трудного, нервного мальчика. Разбираться с ним ей было некогда. И он остался стоять около шкафа. У самых ног мальчика стоял фильмоскоп. Видя мучения завуча, Женя вдруг предложил: «А вы пошлите кого-нибудь к первоклассникам показывать диафильм». — В том-то и дело, что мне некого послать», — ответила завуч. И вдруг Ольга Владимировна сказала: «А что, если я тебя пошлю?»

Мальчик не поверил ее словам. И продолжал стоять, нервно перебирая руками.


Анализ ситуации

1. Развитие
личности идет
в деятельности,
а не в раз­
борках (сло­
весном воз­
действии). А
что, если я
тебя пошлю?
Бери филь­
москоп. Идем

к детям

показывать

фильм.

2. Сочетание
педагогическо­
го руководства
с самостоятель­
ностью школь­
ника и ини­
циативностью.
Обошел с
фильмоскопом
все начальные
классы.
Бережно
относился к
фильмоскопу.


— Ну-ка пойдем. Бери
фильмоскоп. В шкафу коробки с
диафильмами. — И они пошли в
первый класс. В классе Ольга
Владимировна наказала ребятам:
«Если кто-нибудь сойдет со своего
места...», «Если кто-нибудь
выкрикнет...», «Если...».

А Жене сказала, чтобы он запи­сывал на доске каждого нару­шителя. Как только завуч ушла, Женя в полной тишине зарядил фильмоскоп, а затем провозгласил: «Разрешаю вам пересесть, кто с кем хочет, можно по трое и по четверо за парту». «Ты, — сказал он рыжему, вертлявому маль­чишке, — будешь крутить ручку фильмоскопа по моей команде. Ты,

— сказал он другому непоседе,
которого хорошо знал, — будешь
крутить следующий фильм». Класс
был в восторге.

На следующий день Женя снова пришел к завучу: «А можно я и сегодня покажу диафильм первоклашкам?» И после, когда пришла после болезни учитель­ница, он часто бывал у малышей с фильмоскопом.

Однажды Ольга Владимировна заметила, что Женя достал где-то флакон с ацетоном — для промывания валиков в филь­москопе и баночку с краской закрасить все царапины на кор­пусе аппарата.


 

3. Принцип обеспечения успеха. Обеспечивает активность Жени. Класс был в восторге.

4. Принцип воспитания в труде

(промывал и чистил фильмоскоп, закрашивал царапины, показывал детям фильмы).

5. Учет

индивидуальны х особенностей. Потому, что он любил свое дело и

ухаживал за фильмоскопом, завуч решила ему подарить самое дорогое, что он сейчас ценил.


 



11.3ак. 199



«Что же ты не занес его в кабинет? Ведь открыто же?— спросила Ольга Владимировна. — Вдруг упадет»,

— ответил он.

Жене очень хотелось, чтобы завуч увидела, как он почистил и обновил аппарат.

Ольга Владимировна уже в который раз обратила внимание на то, как бережно Женя относился к прибору, как осторожно ставил на место в шкаф. Каждый раз Женя как бы прощался с фильмоскопом, вынимая его, радовался, как встрече с близким другом. И вот как-то в день рождения Жени завуч купила фильмоскоп, подписала его в граверной мастерской: «Жене Майорову в день рождения от учителей и воспитанников школы-интерната»

— и вручила мальчику. Женя
сначала растерялся, но осознав
смысл происшедшего, бросился к
педагогу, разрыдался. Это были
первый подарок в день его
рождения, первый за тринадцать
лет.

еня Майоров обошел с фильмоскопом все начальные кассы, показывая малышам диафильмы. И в любом классе, где бы он ни появлялся, всегда был порядок, дисциплина, всегда ребятам было интересно. Потом он изучил устройство кинопроектора и стал показывать на уроках учебные фильмы


 

6. От показа диафильма, затем обошел все начальные классы, ухаживая за фильмоскопом, берег его и изучал устройство, показ учебных фильмов, демонстрация художествен­ных фильмов.

7. Устремлен­ность в будущее.

8. От показа фильма (случайно) до выбора профессии.


Позже ему доверяли демонстрацию и художественных полнометраж­ных фильмов для выпускников. Когда Женя оканчивал 10-й класс, и у него спросили: «Кем ты хочешь стать?» — он ответил: «Буду или киномехаником, или старшим пионервожатым в школе». А началось все со случайности.

В данной ситуации найдите закономерности, особен­ности и принципы воспитания. Решение

1. Ситуация проявления закономерности — развитие лич­ности происходит только в деятельности.

2. Принцип воспитания.

3. Принцип обеспечения успеха служит дальнейшей ак­тивности мальчика.

4. Принцип воспитания в труде.

5. Учет индивидуальных особенностей мальчика — прин­цип воспитания.

6. Ступенчатый характер воспитания — особенность про­цесса воспитания.

7. Целеустремленность в будущее — особенность процес­са воспитания.

8. Деятельность процесса воспитания — особенность про­цесса воспитания.


 



IV


Ситуация № 5.

«Меня никто не понимает» (письмо в редакцию). Пи­онерская правда. — 1988 г. — № 10.

Я учусь в 7-м классе школы № 30 г. Новороссийска. Я очень прилежна, учусь легко, отличница. Но есть у меня одно нехорошее качество: я плохо схожусь с людь­ми, у меня мало друзей. Нет никого, с кем я могла бы поговорить, кому я могла бы доверить мои настоящие чувства.

Однажды учительница Алла Петровна Курина (наш, классный руководитель) пришла и сказала: «Дети, через месяц мы будем отмечать неделю английского языка. Наш класс должен подготовить сказку «Золушка» на английском языке для праздника Хеллоуин«День всех святых». Все ребята согласились. Но когда начали вы­бирать тех, кто будет исполнять роли в сказке, многие просто отказались, ссылаясь на занятость. Наконец роли были утверждены общим голосованием.

Мы начали репетировать сказку. Но через неделю учительница нам сказала: «Я должна уехать на конфе­ренцию в Москву. И я вернусь только к началу праздни­ков. Вы должны будете прорепетировать сами, а ответ­ственной за проведение репетиций предлагаю назначить Ларису (это я)». Она сказала еще, что у меня все полу­чится, ведь я ответственная, добросовестная, а главноехорошо учусь. И она уехала, а мы остались. Скажу сразу, у меня ничего не получилось. Не вышло из меня руководителя. Не могу я организовывать других. В об­щем, сказку мы не подготовили, и праздник был сорван, а во всем обвинили меня. Потом со мной перестали разго­варивать одноклассники. И вот сейчас я думаю о том, чтобы перейти в другую школу. Ведь здесь меня никто не любит...

Решение

 

Учительница использует «Наш класс должен
первую закономерность поставить сказку
процесса воспитания — «Золушка» на английском
«Вне деятельности нет языке для праздника «День
воспитания». И включает всех святых».
ребят в деятельность.  

Г24


 

Но нарушает принцип воспитания: не учитывает индивидуальные особенности Ларисы. Девочка добросовестная, ответственная, но не умеет организовывать других. Нет организаторских способностей.
Учительница нарушает закономерность воспитания: не помнит о неравномерности процесса развития. Лариса отличница, но это еще не значит, что у нее есть организаторские способности.

Вывод: учительница не смогла до конца довести нача­тое дело. Не обеспечила успех и перспективу роста, то есть нарушила принцип воспитания.

Засобина Г. А., Кобыльницкая С. Л., Савин Н. В. Прак­тикум по педагогике.М„ Просвещение.1996 г.

Укажите, о каких принципах процесса воспитания идет речь.

Задача № 37. «Мы собираем материалы об узниках фашистских концлагерей, — рассказывает ученик шко­лы № 14 г. Коврова Владимирской области Кирилл Пет­ров. — И главная тема музея — борьба за мир. У нас делается много интересного, всего и не расскажешь: яр­марки солидарности, переписка с зарубежными друзья­ми, но вот мы недавно наш музей реконструировали. И тут оказалось: в его архивах и запасниках хранится много такого, о чем не знали даже мы, экскурсоводы, не говоря уже о других ребятах.»

Задача № 40. В 1967 году учащиеся одной из школ Тюменской области заложили фруктовый сад в честь 50-летия Великого Октября, а в 1968 году комсомольцы в честь 50-летия ВЛКСМ разбили сад из декоративных де­ревьев. Каждый выпускник школы следует правилу: «Ухо­дя из школы, оставь о себе добрую память, посади дере­во». 16 выпускников — 16 аллей. В 1970 году педагоги заложили свою аллею из 55 лиственниц. В 1975 году выпускники школы посадили аллею елей в честь 30-ле-


тия Победы советского народа над фашистской Германи­ей. В 1978 году выпускники школы в центре города раз­били сквер и посадили в нем 80 елей и 80 рябин в честь 60-летия ВЛКСМ.

Задача № 44. Мы подошли к небольшой витрине. Под стеклом — караваи хлеба. Это ребята собрали кол­лекцию — здесь все оренбургские сорта. И на каждом цена. Но среди них есть один маленький темный кусо­чек. Читаем надпись: «125 граммов блокадного ленинг­радского хлеба».

Как он попал сюда?

В год подготовки к празднованию 30-летия Победы все жили как-то особенно взволнованно. Словно сдвину­лись рубежи времени, и те, кто только понаслышке знают о войне, почувствовали ее трудное дыхание. Школьники Оренбуржья участвовали в викторине «Победители», орга­низованной газетой «Пионерская правда». Там были воп­росы и о героическом городе на Неве. Стали читать о бло­каде Ленинграда, о мужестве, которого не оценить никакими словами. Разыскали рецепт ленинградского бло­кадного хлеба и решили испечь его. Не сразу удалось это ребятам. Наконец, вот он, килограмм хлеба, такого же, как тот, что в годы войны ели ленинградцы.

Клуб юных историков послал 125 граммов этого хле­ба Ленинградскому штабу боевых и революционных тра­диций, а кусочек его лежит рядом с пышными каравая­ми оренбургской целины в ленинском зале.

Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. — М., «Просвещение». — 1987.

Задача № 93. Принцип активности. Обеспечение ус­пеха.

Витя доставлял много забот классному руководите­лю и классу. Однажды классный руководитель обратил­ся к нему с просьбой помочь классу — разведать, где можно собрать металлолом, подумать, как это лучше сделать, скомплектовать бригады. Подросток загорелся — его предложения были дельны, действия уверены.


Когда от имени класса Вите объявили благодарность, все стояли по стойке смирно. Решение актива о занесе­нии благодарности в альбом «История класса» встрети­ли аплодисментами.

«В этот момент я был сломлен. Захотелось делать хорошие дела со всеми и для всех», — признался Витя на выпускном вечере через три года.

Задача № 94. Опора на положительное.

По субботам в школе Василий Васильевич устраивал своего рода «банный день». Человек 30 у него под посто­янным контролем и раз в неделю предстают перед ним, «как лист перед травой». И если есть в этом смысл, то вызывает он их вместе с мамой или папой.

Завуч, поминутно меняя очки (одни нужны для того, чтоб получше разглядеть тетрадь, другие — мальчика и его маму), бормочет (вроде бы под нос, но малый все слышит и на ус мотает):

— Гляди: мы о тройках печемся, а он и на «четыре»,
и на «пять» тянет. Да это ли не разбой среди белого дня,
чтобы при таких способностях — тройки.

И уже специально пробираемому:

— Слушай, я так на тебя надеюсь. Думаю, в следую­
щую субботу ты без мамы приходи: у нее других забот
хватает.

А потом маме:

— Значит, вы у него устные уроки проверяете? Ай-
яй-яй... Нет, мы с ним постараемся вас от этого освобо­
дить. Что ж мы, сами не можем, что ли?

IV этап

1. Усвоение педагогических знаний на уровне творческо­го применения. Используя материалы психолого-пе­дагогической литературы, привести примеры педаго­гической ситуации, где возможно словами из текста подтвердить сложившиеся особенности, закономерно­сти и отыскать принципы, лежащие в основе процесса воспитания.


2. Предлагаются ситуации для выбора.

Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. — М. — 1987 г.

Задача № 97. В день своего дежурства 7-й В класс постоянно вывешивал «молнии».

— Кто это у вас так хорошо рисует? — спросил ди­ректор старосту класса Люду Сизову.

— Костя Лихачев.

— Лихачев? — удивился директор. — Вот не ожидал.

— Это твоя работа, Лихачев? — подвел директор маль­чика к «молнии».

Тот пожал плечами, улыбнулся и промолчал. Дирек­тор заметил смущение обычно развязного подростка и подумал: «А что если использовать в воспитательных целях его интерес к рисованию? Может быть, высмеивая в рисунках недостатки своих товарищей, он со временем и сам изменится к лучшему?»

— Слушай, Костя, а что, если бы тебе поручить быть
штатным, так сказать, карикатуристом школьной стен­
газеты? Я уверен, что она от этого здорово выиграла бы,
— польстил директор подростку.

Они расстались весьма довольные друг другом.

А потом в школу нагрянула комиссия. Директору было не до Кости. А того, наоборот, не волновали дирек­торские заботы. Костя терпеливо ждал, когда будет вы­полнено данное ему обещание.

Вышел очередной номер школьной стенгазеты. В нем были сатирические рисунки, исполненные, по мнению Ко­сти, старательно, но неумело, без всякого воображения.

И чтобы кого-то убедить, что им пренебрегли зря, Костя улучил момент и «украсил» огромными карикату­рами стенд «Если хочешь быть здоров», только что вы­вешенный школьной медсестрой.

— Испорчен стенд! — громко закричала медсестра, войдя в кабинет директора.

— Лихачева сюда! — голосом, не предвещавшим ни­чего доброго, распорядился директор.

Через две минуты Костя стоял у стенда.

— Твоя работа? — сурово спросил директор.
Костя в ответ только пожал плечами и насмешливо с

вызовом уставился на директора.


Задача № 99. Восьмиклассник Сережа стоял в позе ка­ющегося грешника. Румяный, круглощекий, весь какой-то домашний, он никак не походил на беглеца, чье двухне­дельное отсутствие переполошило всю школу.

— Как же это ты, Сережа, ушел из дома? — спросила
классный руководитель Вера Васильевна.

Сережа помолчал, подумал, поднял глаза на учитель­ницу и заговорил. Причина, побудившая подростка к по­бегу, как предполагала Вера Васильевна, оказалась весь­ма банальной. Он нахватал двоек, начались бесконечные упреки со всех сторон. Все это порядком надоело. Сережа оставил на столе записку: «Мама, не волнуйся, корми вовремя рыбок. Я сбежал», — и подался на хутор к зна­комой бабке. Когда-то они вместе с отцом ездили на ры­балку и снимали у этой бабки на неделю сарай. У нее Сережа и рассчитывал прожить 5-6 месяцев.

Вера Васильевна подивилась безграничной наивности подростка, посмотрела в его полные раскаяния глаза, и он стал ей необыкновенно симпатичен. «Ребенок, совер­шенный ребенок, откровенный и честный, — думала учи­тельница, слушая исповедь Сережи. — Ведь он и в шко­лу-то, вернувшись из путешествия, явился не сразу, пропустил день. Видимо, переживал, совесть его мучи­ла». И на всякий случай, чтобы проверить свое предпо­ложение, спросила:

— А вчера-то почему в школе не был?

— Я вчера в поликлинику ходил, знобило меня, — ответил Сережа.

К концу разговора в класс пришла мать Сережи.

— Ты почему вчера в школе не был? — спросила
она его.

К удивлению Веры Васильевны мальчик медлил с от­ветом.

— Что ж ты молчишь? Говори, где был вчера, — не
отступала мать.

Сережа молчал.

— В поликлинике, — ответила за него Вера Васильевна.

— А это что? — мать показала узкую полоску бумаги — остаток билета.

Сережа отвел глаза в сторону и хрипло произнес:


В кино ходил.

— Как в кино? — удивилась учительница.

«Оказывается, Сережа вовсе не так искренен, как ка­жется на первый взгляд, — подумала она. — А значит, надо действовать, и действовать немедленно.»

Задача № 100. Перемена. Ребята, как обычно, игра­ют в коридоре. Патрульные, выбранные классом, следят за порядком. Вдруг они приводят ко мне Сашу. Я не узнаю мальчика. Всегда спокойный, сейчас он возбуж­ден, вырывается от ребят.

— Саша гонял по лестницам, — докладывают воз­
бужденные патрульные.

Саша отвел взгляд и прямо прошептал:

— Я не гонял.

Леля прищурила большие глаза:

— Гонял!

— А ты видела? — неуверенно возразил Саша.

 

— Видела! Видела! Юра веско сказал:

— Ты гонял, Саша. Мальчик противился:

— Я не гонял.

Дети смотрели на Сашу пораженные. Саша говорит неправду? Саша! Командир, отличник. Ребята очень ве­рили в Сашу.

Сделав усилие над собой, я спокойно сказал:

— Хорошо, Саша, ты не бегал. Можешь идти.
Ребята с недоумением посмотрели на меня.

Леня, приятель Саши, который до этой минуты мол­чал, вдруг выскочил вперед и крикнул:

— Это нечестно! Не верьте ему! Он бегал.
Стараясь быть спокойной, я возразила:

— Почему же не верить? Он ведь говорит, что не
бегал, значит, это правда. Иди, иди, Саша.

Но Саша не шел. Он стоял с расстроенным лицом. Наконец, медленно согнувшись, как старик, он пошел к двери. За ним двинулись ребята.

— Признайся, признайся! — требовали они.
Немного погодя они пришли ко мне:

— Он хочет признаться! Он хочет признаться!
330


Саша подошел ко мне, нагнул голову и вымученным голосом проговорил:

— Простите. Я сказал неправду. Я бегал. — Глаза мальчика при этом влажно блеснули.

— А почему ты сразу не признался?

— Было стыдно, — тихо выдохнул мальчик.

 

— Хорошо, Саша. Я верила, что ты скажешь правду. Через несколько минут подошли ребята.

— А собрание будет?

Я знала, зачем собрание детям, — обсудить поступок Саши. Сама их научила быть требовательными друг к дру­гу и особенно к тем, кого они избирают командирами. Ре­бята очень строго судят работу и поступки командиров, не справившихся снимают и дают им срок для исправления. Но сейчас... Саша. Нельзя было его обсуждать, мальчик уже достаточно наказан. Но и нельзя допустить у детей мысли, будто не все одинаковы, кому-то прощается.

Задача № 110. В 6 классе недавно побелили стены. Классный руководитель Алла Михайловна провела бесе­ду с ребятами о необходимости поддерживать чистоту. На следующий день на стене появились пятна. Когда учительница увидела их, она выбежала из класса и через три минуты вернулась с ведром воды и щетками. Она подошла к стене и стала ее скрести и отмывать. Этого никто не ожидал. Класс ошеломленно молчал. И вдруг все бросились с мест.

— Алла Михайловна, да зачем вы сами-то? Давайте
мы. — Щетки быстро перешли в ребячьи руки. Работали
дружно, сосредоточенно, заглаживая вину.

Задача № 117. Молодую учительницу назначили класс­ным руководителем в 9-А классе. Это не самый легкий класс, так как сформирован только минувшей осенью. Среди ребят чувствовалась разобщенность. Словом, класс не был коллективом. Классный руководитель сумела за­интересовать ребят, приобщила их к делам класса и шко­лы. Этому помогла осенняя экскурсия. Поездка позволи­ла ей изучить характер каждого, выявить интересы и возможности ребят. Все мероприятия, проводимые в клас-


се, способствовали созданию здоровых межличностных отношений и удовлетворяли потребности старшекласс­ников в общении. Вот как одна из учениц в сочинении писала: «Я иду в свой класс не просто учиться. Здесь мои товарищи, друзья, которые всегда помогут, разделят радость. Раньше у меня были друзья во дворе. Мы вместе гуляли по вечерам, говорили о тряпках. Сейчас мне жут­ко от того, какой бедной жизнью я жила. А вытащил меня из этой жизни мой класс. Я научилась ценить пре­красное, любить людей, верить в их доброту, приучилась отвечать за свои поступки. Я всегда тревожусь: а не под­веду ли я свой класс, не пострадает ли он из-за меня?»

Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуа­ции. — М. — 1983 г.

Задача. Подарок. С. 60

В 8-й класс школы-новостройки пришел новый уче­ник, который сразу обратил на себя внимание демонстра­тивным нежеланием учиться. Отрицательное впечатле­ние усиливалось неопрятностью юноши, крайней неряшливостью в одежде, вульгарностью. Внешность Ген­надия соответствовала его поведению. Он мог встать во время урока и, ни слова не говоря, уйти из класса, ос­корбить проходившего мимо школьника или учителя. «Плевать», «А мне неинтересно», «А я так хочу» — были его любимыми фразами. Поскольку выходки Ген­надия не оставались безнаказанными, его отношения с учителями были весьма сложными.

Ребята тоже невзлюбили его: Геннадий никогда не дежурил в классе, не участвовал в субботниках, высмеи­вал других. Игнорируя все дела класса, он приходил толь­ко на вечера отдыха, и девочки если и танцевали с ним, то скорее из страха.

Маргарита Яковлевна, классный руководитель, зани­малась с юношей больше, чем с любым другим учеником, и, несмотря на все его проделки, относилась к нему ров­но, каждый раз действуя на него успокаивающе. Она ула­живала его непрекращающиеся конфликты с другими учи­телями, родителями. Когда Геннадий окончил 8-й класс, многие учителя облегченно вздохнули, а для Маргариты


Яковлевны начались трудные дни устройства его в проф­техучилище.

Начался новый учебный год, и Геннадий — теперь учащийся среднего ПТУ, — как ни странно, стал часто заходить в школу. Его не пускали, выгоняли, но он сно­ва приходил. Особенно грубыми и наступательными были его требования пропустить на вечер...

Однажды Геннадий, придя в школу, попытался прой­ти на этаж незамеченным. Когда его остановил дежур­ный учитель, он подчеркнуто громко сказал: «Я к Мар­гарите Яковлевне», — и прошел к своей бывшей классной руководительнице, которой когда-то причинил много боли и незаслуженных обид. Через несколько минут юноша ушел. Из кабинета медленно вышла изумленная Марга­рита Яковлевна. Ее лицо выражало полную растерян­ность: «Товарищи, Геннадий преподнес мне духи. С пер­вой получки».

Задача. Обоюдная польза, с. 59.

Аркадий был значительно меньше своих сверстников и в 6-м классе был похож на четвероклассника. Играл в упоении с малышами в фантики, по полчаса мог играть с солнечным зайчиком. Этим же он занимался на всех уро­ках: рисовал, делал бумажных голубей, пел, декламиро­вал веселые стихи, квакал, как лягушка, рычал, как тигренок («Я играю в зоопарк»), и т. п. Полная раско­ванность, порывистость, импульсивная жизнерадостность, фантазия, любопытство, пугливость, доверчивость, не­сдержанность — вот что воплощал в себе этот мальчик. В сочетании с отсутствием настойчивости, крайним без­волием — все это привело его к неуспеваемости в течение двух четвертей по ряду предметов. На дополнительные занятия он не приходил. «Я заигрался,» — был его прав­дивый ответ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1055; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.13 с.)