![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статья «Наедине со всеми». Учительская газета.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
— 1993 г. — № 5. Покажите, как в процессе воспитания нарушается принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Мне 17 лет. Я такой, как все. По крайней мере >сак большинство. Увидев меня, вряд ли отличишь от других... Но давай все по порядку. Ничей — значит, никому че нужен. А в моей жизни было только так. Нет, не думайте, я не сирота и не детдомовец. И родители у меня люди вполне нормальные — не хулиганы, не воры, не пьют. Помню, в пять или шесть лет у меня сестра родилась Сколько радости было! Они ее ждали, а меня нет, потому что я родился, когда мои родители были на втором курсе института. И посему потом была «пятидневка» — садик такой, в понедельник отдают, а в пятницу — и В школе тоже посчитали меня ненормальным. Можете смеяться, но я часами мог сидеть на корточках и смотреть, как бегают муравьи, или наблюдать, как охотится паук или гусеница поедает лист. Я таскал в
И самое обидное: меня возненавидел учитель ботаники. Он потом и зоологию, и анатомию преподавал. За мелочь какую-то, кстати. Я заумный вопрос ему задал. Одним словом, из школы меня вытолкнули. Мне казалось, что все на мне сгоняли свою злость — учителя, директор и даже родители. Понимаю, что у всех были свои неприятности и проблемы, и нужна была разрядка. Я стал служить ею. Для меня самое обидное, что перестал сопротивляться. Два года учусь в ПТУ. И ничему не научился. Потому что и здесь никому не нужен. Через день я слышу ласковое «скотина» от женщин-преподавательниц и, само собой, кое-что покруче от, мужиков-мастеров. Хороший станок я видел один раз, когда на экскурсию к шефам водили. Благо, что живу не в общаге. Был там и видел, что творится: и пьют, и шантрапа всякая шатается, и девушки бывают уже всё попробовавшие. Поймите, оставаться все время наедине с самим собой невыносимо. И я каждый день ближе к вечеру отправляюсь на «стометровку». Собираются такие же, как я, неприкаянные. Мы просто сидим, стоим или кофе пьем в забегаловке. И все же, хотя нас, в принципе, ничто не объединяет, чувствуешь себя частью всех этих людей.
Знаете, почему я все-таки удержался на плаву и никуда не встрял? Меня спасли мои жучки-червячки. Я держусь за них. Много читаю. И, кончив училище, я поступлю на биофак, чтобы все увидели — и родители, и учителя, и та воспитательница в детском саду, — что я чего-то стою. 2. Статья «Ленивыми не рождаются». Учительская газета. — 1976 г. — 17 ноября. Подчеркните закономерности процесса воспитания. ... Конечно же, ребята, которые ленятся, огорчают родителей, беспокоят школу. Зайдите в учительскую — вам с ходу назовут десятки примеров: один на уроке разрисовывает дневник или собственные ладони, другая дремлет у теплой батареи... и летят бесследно урок за уроком. Но вот чудеса — вдруг нерадивая девочка оказывается отменной т-руженицей на субботнике, а «художник» горы воротит в пятую трудовую четверть. Варианты, разумеется, могут, быть и обратными: скажем, ученик, прилежный на уроках, во время уборки класса норовит остаться в стороне. Короче говоря, я никогда не встречал детей, которые кругом, что называется, «лентяи». Так что не будем спешить с приговорами, ибо заведем себя в тупик. 3. Статья «Успевают ли они воспитываться?». Учительская газета. — 1972 г. 5—6 сентября. В деле педагогическом тоже возникает сколько угодно обстоятельств, требующих безотлагательных мер. Беда только, что наши «пожарные» усилия, наши «хирургические» операции чаще всего являются не венцом дела, а лишь началом его, причем началом не всегда удачным. Ставим на место не в меру расходившегося мальчишку окриком: «Немедленно прекрати!». Секунда — и конфликт исчерпан. Но, перестроив поведение воспитанника в данную минуту, мы не устраняем внутренних причин, побуждающих его нарушать поведение. Если ребенок в течение нескольких минут поймет и запомнит, как нужно сидеть за партой, то ведь для того, чтобы у него возникла соответствующая привычка, один из нужнейших продуктов воспитания, необходим не один день и не одна неделя.
Определите особенность процесса воспитания. 4. Мы говорим ученику: «Ты. очень любишь себя, а вот любить людей ты не умеешь, ты эгоист. И ждет тебя поэтому жизнь несчастливая...» Ему, этому эгоисту, неловко или стыдно, его не на шутку беспокоит несладкая в будущем жизнь, он готов сию же минуту полюбить людей и совсем забыть про себя. Сию минуту, сейчас... Он готов, но он не сможет сразу перестать быть эгоистом. Не сумеет. А мы надеемся, ждем. Между тем потребуются годы кропотливого труда, чтобы глухая, незрячая душа стала способна отзываться и участием, и состраданием на чужую беду, как на свою. О какой особенности процесса воспитания идет речь?
5. Хорошо продуманная беседа учительницы не получилась. Она старалась изо всех сил, но ни в глазах ребенка, ни на лице ничего не заметишь. Учительнице очень хочется удостовериться в том, что она не напрасно жжет педагогический порох. А упрямец молчит. Учительница расстроена, она недовольна и собой, и мальчишкой, который не понимает доброго слова. В голове зреют новые планы — как и чем пронять все-таки такого. Но она не знает и не может знать, что именно в эту самую минуту, когда она переживает свою неудачу, а он идет домой, в душе его все бурлит и клокочет. Она не знает, что именно поэтому он будет сегодня, завтра молчалив или угрюм. Какие-то ее слова будут донимать его и мучить. Она не знает, что, уединившись, он возьмет, быть может, толстую тетрадь и впервые в жизни начнет серьезную беседу с самим собой, он поведает этой тетради-дневнику о своей тяжелой жизни, о том, что его не понимают, о том, что и сам он никудышный человек. И что не позже, чем с завтрашнего дня, он возьмется за ум, и «тогда посмотрим»... Учительница и не подозревает, что на следующий день он появится в школе в новом качестве, а она, встретив его, бросит хмурый взгляд и подумает с горечью: «Идет как ни в чем не бывало...» Не уловив скрытый перелом, мы продолжаем зачастую бить в ту же самую точку, идем по тому же кругу. А подопечный-то уже в новом качестве, на ином круге. Ему нужно другое — и по форме, и по содержанию, и по уровню. Фактор времени против нас снова. Мы искусственно тормозим воспитательный процесс. Подчеркните особенность процесса воспитания. Ill этап Усвоение базы знаний на уровне интеллектуальной деятельности по образцу. В микрогруппах студенты решают педагогическую задачу, которая аналогична предыдущим образцам. Имея уже известные образцы решения подобных задач и предписания учебных действий к их решению, студенты применяют базу педагогических Придя на урок в 10-м классе, учитель истории заметил, что карта висит вверх ногами. Не обращая внимания на класс и зная, что это сделано спе-циально, учитель сказал дежурному, что, по-видимому, тот второпях повесил карту неверно и что такое может быть, если быть невнимательным.
Анализ ситуации Спровоцирован конфликт с учителем. Тактичный выход учителя (в своем действии он видит и одну сторону — карту повесили так умышленно, и другую — повесили карту второпях невнимательно). Учитывая это, учитель находит тактичный выход, избегает конфликта, а требование его выполнено.
Саша А, ученик 7 класса, — мальчик скромный,старательный,честный. Его избрали председателем совета отряда. Но Саша по натуре своей не был вожаком,организатором. Как он ни старался, не шли у него дела, и это его сильно угнетало. Анализ ситуации Индивидуальные особенности мальчика подтверждают, что он хороший исполнитель, но не организатор. Учитель избирает его организатором. У мальчика ничего не получается. Это его угнетает. Сережа помолчал, подумал, поднял глаза на учительницу и заговорил. Причина, побудившая подростка к побегу, как предполагала Вера Васильевна, оказалась весьма банальной. Он нахватал двоек, начались бесконечные упреки со всех сторон. Все это порядком надоело. Сережа оставил на столе записку: «Мама, не волнуйся, корми вовремя рыбок. Я сбежал», — и подался на хутор к знакомой бабке. Когда-то они вместе с отцом ездили на рыбалку и снимали у этой бабки на неделю сарай. У нее Сережа и рассчитывал прожить 5-6 месяцев. Вера Васильевна подивилась безграничной наивности подростка, посмотрела в его полные раскаяния глаза, и он стал ей необыкновенно симпатичен. «Ребенок, совершенный ребенок, откровенный и честный», — думала учительница, слушая исповедь Сережи. Анализ ситуации Воздействие взрослых (бесконечные упреки) ребенок трансформирует через свой жизненный опыт и совершает поступок, хотя сам по себе он еще ребенок, честный и откровенный.
Решение Закономерность процесса воспитания — трансформация внешних влияний во внутренние особенности личности — его мнение, суждение, поступки.
В школе-интернате в этот день отсутствовало несколько учителей. И заместителю директора Ольге Владимировне некого было послать во второй половине дня к малышам. На улице шел дождь. Выпускать первоклассников было нельзя. Ольга Владимировна придумывала варианты замены. В это время к ней в кабинет за какое-то безобразие привели Женю, ученика 6-го класса, трудного, нервного мальчика. Разбираться с ним ей было некогда. И он остался стоять около шкафа. У самых ног мальчика стоял фильмоскоп. Видя мучения завуча, Женя вдруг предложил: «А вы пошлите кого-нибудь к первоклассникам показывать диафильм». — В том-то и дело, что мне некого послать», — ответила завуч. И вдруг Ольга Владимировна сказала: «А что, если я тебя пошлю?» Мальчик не поверил ее словам. И продолжал стоять, нервно перебирая руками. Анализ ситуации 1. Развитие к детям показывать фильм. 2. Сочетание — Ну-ка пойдем. Бери А Жене сказала, чтобы он записывал на доске каждого нарушителя. Как только завуч ушла, Женя в полной тишине зарядил фильмоскоп, а затем провозгласил: «Разрешаю вам пересесть, кто с кем хочет, можно по трое и по четверо за парту». «Ты, — сказал он рыжему, вертлявому мальчишке, — будешь крутить ручку фильмоскопа по моей команде. Ты, — сказал он другому непоседе, На следующий день Женя снова пришел к завучу: «А можно я и сегодня покажу диафильм первоклашкам?» И после, когда пришла после болезни учительница, он часто бывал у малышей с фильмоскопом. Однажды Ольга Владимировна заметила, что Женя достал где-то флакон с ацетоном — для промывания валиков в фильмоскопе и баночку с краской закрасить все царапины на корпусе аппарата.
3. Принцип обеспечения успеха. Обеспечивает активность Жени. Класс был в восторге. 4. Принцип воспитания в труде (промывал и чистил фильмоскоп, закрашивал царапины, показывал детям фильмы). 5. Учет индивидуальны х особенностей. Потому, что он любил свое дело и ухаживал за фильмоскопом, завуч решила ему подарить самое дорогое, что он сейчас ценил.
11.3ак. 199
— ответил он. Жене очень хотелось, чтобы завуч увидела, как он почистил и обновил аппарат.
Ольга Владимировна уже в который раз обратила внимание на то, как бережно Женя относился к прибору, как осторожно ставил на место в шкаф. Каждый раз Женя как бы прощался с фильмоскопом, вынимая его, радовался, как встрече с близким другом. И вот как-то в день рождения Жени завуч купила фильмоскоп, подписала его в граверной мастерской: «Жене Майорову в день рождения от учителей и воспитанников школы-интерната» — и вручила мальчику. Женя еня Майоров обошел с фильмоскопом все начальные кассы, показывая малышам диафильмы. И в любом классе, где бы он ни появлялся, всегда был порядок, дисциплина, всегда ребятам было интересно. Потом он изучил устройство кинопроектора и стал показывать на уроках учебные фильмы
6. От показа диафильма, затем обошел все начальные классы, ухаживая за фильмоскопом, берег его и изучал устройство, показ учебных фильмов, демонстрация художественных фильмов. 7. Устремленность в будущее. 8. От показа фильма (случайно) до выбора профессии. Позже ему доверяли демонстрацию и художественных полнометражных фильмов для выпускников. Когда Женя оканчивал 10-й класс, и у него спросили: «Кем ты хочешь стать?» — он ответил: «Буду или киномехаником, или старшим пионервожатым в школе». А началось все со случайности. В данной ситуации найдите закономерности, особенности и принципы воспитания. Решение 1. Ситуация проявления закономерности — развитие личности происходит только в деятельности. 2. Принцип воспитания. 3. Принцип обеспечения успеха служит дальнейшей активности мальчика. 4. Принцип воспитания в труде. 5. Учет индивидуальных особенностей мальчика — принцип воспитания. 6. Ступенчатый характер воспитания — особенность процесса воспитания. 7. Целеустремленность в будущее — особенность процесса воспитания. 8. Деятельность процесса воспитания — особенность процесса воспитания.
IV
«Меня никто не понимает» (письмо в редакцию). Пионерская правда. — 1988 г. — № 10. Я учусь в 7-м классе школы № 30 г. Новороссийска. Я очень прилежна, учусь легко, отличница. Но есть у меня одно нехорошее качество: я плохо схожусь с людьми, у меня мало друзей. Нет никого, с кем я могла бы поговорить, кому я могла бы доверить мои настоящие чувства. Однажды учительница Алла Петровна Курина (наш, классный руководитель) пришла и сказала: «Дети, через месяц мы будем отмечать неделю английского языка. Наш класс должен подготовить сказку «Золушка» на английском языке для праздника Хеллоуин — «День всех святых». Все ребята согласились. Но когда начали выбирать тех, кто будет исполнять роли в сказке, многие просто отказались, ссылаясь на занятость. Наконец роли были утверждены общим голосованием. Мы начали репетировать сказку. Но через неделю учительница нам сказала: «Я должна уехать на конференцию в Москву. И я вернусь только к началу праздников. Вы должны будете прорепетировать сами, а ответственной за проведение репетиций предлагаю назначить Ларису (это я)». Она сказала еще, что у меня все получится, ведь я ответственная, добросовестная, а главное — хорошо учусь. И она уехала, а мы остались. Скажу сразу, у меня ничего не получилось. Не вышло из меня руководителя. Не могу я организовывать других. В общем, сказку мы не подготовили, и праздник был сорван, а во всем обвинили меня. Потом со мной перестали разговаривать одноклассники. И вот сейчас я думаю о том, чтобы перейти в другую школу. Ведь здесь меня никто не любит... Решение
Г24
Вывод: учительница не смогла до конца довести начатое дело. Не обеспечила успех и перспективу роста, то есть нарушила принцип воспитания. Засобина Г. А., Кобыльницкая С. Л., Савин Н. В. Практикум по педагогике. — М„ Просвещение. — 1996 г. Укажите, о каких принципах процесса воспитания идет речь. Задача № 37. «Мы собираем материалы об узниках фашистских концлагерей, — рассказывает ученик школы № 14 г. Коврова Владимирской области Кирилл Петров. — И главная тема музея — борьба за мир. У нас делается много интересного, всего и не расскажешь: ярмарки солидарности, переписка с зарубежными друзьями, но вот мы недавно наш музей реконструировали. И тут оказалось: в его архивах и запасниках хранится много такого, о чем не знали даже мы, экскурсоводы, не говоря уже о других ребятах.» Задача № 40. В 1967 году учащиеся одной из школ Тюменской области заложили фруктовый сад в честь 50-летия Великого Октября, а в 1968 году комсомольцы в честь 50-летия ВЛКСМ разбили сад из декоративных деревьев. Каждый выпускник школы следует правилу: «Уходя из школы, оставь о себе добрую память, посади дерево». 16 выпускников — 16 аллей. В 1970 году педагоги заложили свою аллею из 55 лиственниц. В 1975 году выпускники школы посадили аллею елей в честь 30-ле-
Задача № 44. Мы подошли к небольшой витрине. Под стеклом — караваи хлеба. Это ребята собрали коллекцию — здесь все оренбургские сорта. И на каждом цена. Но среди них есть один маленький темный кусочек. Читаем надпись: «125 граммов блокадного ленинградского хлеба». Как он попал сюда? В год подготовки к празднованию 30-летия Победы все жили как-то особенно взволнованно. Словно сдвинулись рубежи времени, и те, кто только понаслышке знают о войне, почувствовали ее трудное дыхание. Школьники Оренбуржья участвовали в викторине «Победители», организованной газетой «Пионерская правда». Там были вопросы и о героическом городе на Неве. Стали читать о блокаде Ленинграда, о мужестве, которого не оценить никакими словами. Разыскали рецепт ленинградского блокадного хлеба и решили испечь его. Не сразу удалось это ребятам. Наконец, вот он, килограмм хлеба, такого же, как тот, что в годы войны ели ленинградцы. Клуб юных историков послал 125 граммов этого хлеба Ленинградскому штабу боевых и революционных традиций, а кусочек его лежит рядом с пышными караваями оренбургской целины в ленинском зале. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. — М., «Просвещение». — 1987. Задача № 93. Принцип активности. Обеспечение успеха. Витя доставлял много забот классному руководителю и классу. Однажды классный руководитель обратился к нему с просьбой помочь классу — разведать, где можно собрать металлолом, подумать, как это лучше сделать, скомплектовать бригады. Подросток загорелся — его предложения были дельны, действия уверены. Когда от имени класса Вите объявили благодарность, все стояли по стойке смирно. Решение актива о занесении благодарности в альбом «История класса» встретили аплодисментами. «В этот момент я был сломлен. Захотелось делать хорошие дела со всеми и для всех», — признался Витя на выпускном вечере через три года. Задача № 94. Опора на положительное. По субботам в школе Василий Васильевич устраивал своего рода «банный день». Человек 30 у него под постоянным контролем и раз в неделю предстают перед ним, «как лист перед травой». И если есть в этом смысл, то вызывает он их вместе с мамой или папой. Завуч, поминутно меняя очки (одни нужны для того, чтоб получше разглядеть тетрадь, другие — мальчика и его маму), бормочет (вроде бы под нос, но малый все слышит и на ус мотает): — Гляди: мы о тройках печемся, а он и на «четыре», И уже специально пробираемому: — Слушай, я так на тебя надеюсь. Думаю, в следую А потом маме: — Значит, вы у него устные уроки проверяете? Ай- IV этап 1. Усвоение педагогических знаний на уровне творческого применения. Используя материалы психолого-педагогической литературы, привести примеры педагогической ситуации, где возможно словами из текста подтвердить сложившиеся особенности, закономерности и отыскать принципы, лежащие в основе процесса воспитания.
Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. — М. — 1987 г. Задача № 97. В день своего дежурства 7-й В класс постоянно вывешивал «молнии». — Кто это у вас так хорошо рисует? — спросил директор старосту класса Люду Сизову. — Костя Лихачев. — Лихачев? — удивился директор. — Вот не ожидал. — Это твоя работа, Лихачев? — подвел директор мальчика к «молнии». Тот пожал плечами, улыбнулся и промолчал. Директор заметил смущение обычно развязного подростка и подумал: «А что если использовать в воспитательных целях его интерес к рисованию? Может быть, высмеивая в рисунках недостатки своих товарищей, он со временем и сам изменится к лучшему?» — Слушай, Костя, а что, если бы тебе поручить быть Они расстались весьма довольные друг другом. А потом в школу нагрянула комиссия. Директору было не до Кости. А того, наоборот, не волновали директорские заботы. Костя терпеливо ждал, когда будет выполнено данное ему обещание. Вышел очередной номер школьной стенгазеты. В нем были сатирические рисунки, исполненные, по мнению Кости, старательно, но неумело, без всякого воображения. И чтобы кого-то убедить, что им пренебрегли зря, Костя улучил момент и «украсил» огромными карикатурами стенд «Если хочешь быть здоров», только что вывешенный школьной медсестрой. — Испорчен стенд! — громко закричала медсестра, войдя в кабинет директора. — Лихачева сюда! — голосом, не предвещавшим ничего доброго, распорядился директор. Через две минуты Костя стоял у стенда. — Твоя работа? — сурово спросил директор. вызовом уставился на директора. Задача № 99. Восьмиклассник Сережа стоял в позе кающегося грешника. Румяный, круглощекий, весь какой-то домашний, он никак не походил на беглеца, чье двухнедельное отсутствие переполошило всю школу. — Как же это ты, Сережа, ушел из дома? — спросила Сережа помолчал, подумал, поднял глаза на учительницу и заговорил. Причина, побудившая подростка к побегу, как предполагала Вера Васильевна, оказалась весьма банальной. Он нахватал двоек, начались бесконечные упреки со всех сторон. Все это порядком надоело. Сережа оставил на столе записку: «Мама, не волнуйся, корми вовремя рыбок. Я сбежал», — и подался на хутор к знакомой бабке. Когда-то они вместе с отцом ездили на рыбалку и снимали у этой бабки на неделю сарай. У нее Сережа и рассчитывал прожить 5-6 месяцев. Вера Васильевна подивилась безграничной наивности подростка, посмотрела в его полные раскаяния глаза, и он стал ей необыкновенно симпатичен. «Ребенок, совершенный ребенок, откровенный и честный, — думала учительница, слушая исповедь Сережи. — Ведь он и в школу-то, вернувшись из путешествия, явился не сразу, пропустил день. Видимо, переживал, совесть его мучила». И на всякий случай, чтобы проверить свое предположение, спросила: — А вчера-то почему в школе не был? — Я вчера в поликлинику ходил, знобило меня, — ответил Сережа. К концу разговора в класс пришла мать Сережи. — Ты почему вчера в школе не был? — спросила К удивлению Веры Васильевны мальчик медлил с ответом. — Что ж ты молчишь? Говори, где был вчера, — не Сережа молчал. — В поликлинике, — ответила за него Вера Васильевна. — А это что? — мать показала узкую полоску бумаги — остаток билета. Сережа отвел глаза в сторону и хрипло произнес: — — Как в кино? — удивилась учительница. «Оказывается, Сережа вовсе не так искренен, как кажется на первый взгляд, — подумала она. — А значит, надо действовать, и действовать немедленно.» Задача № 100. Перемена. Ребята, как обычно, играют в коридоре. Патрульные, выбранные классом, следят за порядком. Вдруг они приводят ко мне Сашу. Я не узнаю мальчика. Всегда спокойный, сейчас он возбужден, вырывается от ребят. — Саша гонял по лестницам, — докладывают воз Саша отвел взгляд и прямо прошептал: — Я не гонял. Леля прищурила большие глаза: — Гонял! — А ты видела? — неуверенно возразил Саша.
— Видела! Видела! Юра веско сказал: — Ты гонял, Саша. Мальчик противился: — Я не гонял. Дети смотрели на Сашу пораженные. Саша говорит неправду? Саша! Командир, отличник. Ребята очень верили в Сашу. Сделав усилие над собой, я спокойно сказал: — Хорошо, Саша, ты не бегал. Можешь идти. Леня, приятель Саши, который до этой минуты молчал, вдруг выскочил вперед и крикнул: — Это нечестно! Не верьте ему! Он бегал. — Почему же не верить? Он ведь говорит, что не Но Саша не шел. Он стоял с расстроенным лицом. Наконец, медленно согнувшись, как старик, он пошел к двери. За ним двинулись ребята. — Признайся, признайся! — требовали они. — Он хочет признаться! Он хочет признаться! Саша подошел ко мне, нагнул голову и вымученным голосом проговорил: — Простите. Я сказал неправду. Я бегал. — Глаза мальчика при этом влажно блеснули. — А почему ты сразу не признался? — Было стыдно, — тихо выдохнул мальчик.
— Хорошо, Саша. Я верила, что ты скажешь правду. Через несколько минут подошли ребята. — А собрание будет? Я знала, зачем собрание детям, — обсудить поступок Саши. Сама их научила быть требовательными друг к другу и особенно к тем, кого они избирают командирами. Ребята очень строго судят работу и поступки командиров, не справившихся снимают и дают им срок для исправления. Но сейчас... Саша. Нельзя было его обсуждать, мальчик уже достаточно наказан. Но и нельзя допустить у детей мысли, будто не все одинаковы, кому-то прощается. Задача № 110. В 6 классе недавно побелили стены. Классный руководитель Алла Михайловна провела беседу с ребятами о необходимости поддерживать чистоту. На следующий день на стене появились пятна. Когда учительница увидела их, она выбежала из класса и через три минуты вернулась с ведром воды и щетками. Она подошла к стене и стала ее скрести и отмывать. Этого никто не ожидал. Класс ошеломленно молчал. И вдруг все бросились с мест. — Алла Михайловна, да зачем вы сами-то? Давайте Задача № 117. Молодую учительницу назначили классным руководителем в 9-А классе. Это не самый легкий класс, так как сформирован только минувшей осенью. Среди ребят чувствовалась разобщенность. Словом, класс не был коллективом. Классный руководитель сумела заинтересовать ребят, приобщила их к делам класса и школы. Этому помогла осенняя экскурсия. Поездка позволила ей изучить характер каждого, выявить интересы и возможности ребят. Все мероприятия, проводимые в клас-
Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. — М. — 1983 г. Задача. Подарок. С. 60 В 8-й класс школы-новостройки пришел новый ученик, который сразу обратил на себя внимание демонстративным нежеланием учиться. Отрицательное впечатление усиливалось неопрятностью юноши, крайней неряшливостью в одежде, вульгарностью. Внешность Геннадия соответствовала его поведению. Он мог встать во время урока и, ни слова не говоря, уйти из класса, оскорбить проходившего мимо школьника или учителя. «Плевать», «А мне неинтересно», «А я так хочу» — были его любимыми фразами. Поскольку выходки Геннадия не оставались безнаказанными, его отношения с учителями были весьма сложными. Ребята тоже невзлюбили его: Геннадий никогда не дежурил в классе, не участвовал в субботниках, высмеивал других. Игнорируя все дела класса, он приходил только на вечера отдыха, и девочки если и танцевали с ним, то скорее из страха. Маргарита Яковлевна, классный руководитель, занималась с юношей больше, чем с любым другим учеником, и, несмотря на все его проделки, относилась к нему ровно, каждый раз действуя на него успокаивающе. Она улаживала его непрекращающиеся конфликты с другими учителями, родителями. Когда Геннадий окончил 8-й класс, многие учителя облегченно вздохнули, а для Маргариты Яковлевны начались трудные дни устройства его в профтехучилище. Начался новый учебный год, и Геннадий — теперь учащийся среднего ПТУ, — как ни странно, стал часто заходить в школу. Его не пускали, выгоняли, но он снова приходил. Особенно грубыми и наступательными были его требования пропустить на вечер... Однажды Геннадий, придя в школу, попытался пройти на этаж незамеченным. Когда его остановил дежурный учитель, он подчеркнуто громко сказал: «Я к Маргарите Яковлевне», — и прошел к своей бывшей классной руководительнице, которой когда-то причинил много боли и незаслуженных обид. Через несколько минут юноша ушел. Из кабинета медленно вышла изумленная Маргарита Яковлевна. Ее лицо выражало полную растерянность: «Товарищи, Геннадий преподнес мне духи. С первой получки». Задача. Обоюдная польза, с. 59. Аркадий был значительно меньше своих сверстников и в 6-м классе был похож на четвероклассника. Играл в упоении с малышами в фантики, по полчаса мог играть с солнечным зайчиком. Этим же он занимался на всех уроках: рисовал, делал бумажных голубей, пел, декламировал веселые стихи, квакал, как лягушка, рычал, как тигренок («Я играю в зоопарк»), и т. п. Полная раскованность, порывистость, импульсивная жизнерадостность, фантазия, любопытство, пугливость, доверчивость, несдержанность — вот что воплощал в себе этот мальчик. В сочетании с отсутствием настойчивости, крайним безволием — все это привело его к неуспеваемости в течение двух четвертей по ряду предметов. На дополнительные занятия он не приходил. «Я заигрался,» — был его правдивый ответ. Отец мальчика умер, мать совершенно не справлялась
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.199.160 (0.018 с.) |