Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Закономерности и принципы процесса воспитанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План 1. Диалектика воспитательного процесса. 2. Особенности процесса воспитания. 3. Закономерности процесса воспитания. 4. Принципы воспитания. Процесс воспитания диалектичен. Диалектика воспитательного процесса выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности. Непрерывность процесса воспитания проявляется в его постоянном развитии в соответствии с требованиями общества. В последнее время появились современные воспитательные системы (В.А. Караковского, А. Захаренко, Л.В. Тарасова, Ю. Завельского и др.), авторские школы (А. Тубельского, Н. Гузика, Д. Лебедева, М. Щетинина и др.), новые технологии воспитания (И.П. Иванов, Н. Щуркова и др.), современные подходы к воспитанию (личностно-ориен-тированный подход, индивидуально-личностный подход), новые концепции воспитания (Е.В. Бондаревская, З.А. Малькова, Н.М. Таланчук, В.П. Битинас и др.), разработаны целевые комплексные программы воспитания («здоровье», «учение», «образ жизни» и др.), внедряются в практику новые методы воспитания (ситуация как метод воспитания, недописанный тезис и др.). Процесс воспитания динамичен, он изменяется в зависимости от условий, региона, возрастных особенностей детей, различных жизненных ситуаций, в которых находится ребенок. Средства воспитания тоже меняются в зависимости от того, к какому ребенку их применяют. Подвижность процесса воспитания характеризует семейное воспитание, целенаправленное воспитание в школе, воспитание во внешкольных учреждениях. Здесь учитываются интересы детей, их возможности, личный опыт и социальное окружение. Подвижность процесса воспитания позволяет учителю осуществить маневрен-46 ность в воспитании, как бы избрать в нужный момент такой путь, который обеспечит больший эффект в силу своей специфичности. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях. Уже тот факт, что в процессе воспитания есть конфликты, проблема перевоспитания детей, говорит о том, что этот процесс не идет гладко, ровно. Воспитание — это развитие личности, а развитие — диалектический процесс, в котором есть противоречия. Противоречия классифицируются на внутренние и внешние. Внутренние противоречия — это источник развития. Они порождают ту силу, которая и является движущей силой развития самого процесса воспитания. Основным содержанием такого типа противоречия являются противоречия между потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Вот такая рассогласованность побуждает человека действовать, заставляет его двигаться вперед — он расширяет свои познания и опыт в определенной области знаний, развивает потребность в добывании новых знаний, изменяет свое поведение и др. А поскольку воспитание предназначено для того, чтобы правильно сориентировать личность в ее развитии, то понятно, что это возможно лишь при условии выявления потребности личности, ее запросов, устремлений, жизненных целей и личностных планов. Только в таком случае учитель будет помогать, а не препятствовать развитию личности ребенка.
Внутренние противоречия служат основой для управления процессом воспитания. Другим примером внутреннего противоречия является противоречие между возрастающими социально значимыми задачами, которые надо решить воспитаннику, и возможностями, которые ограничивают его поступки и действия в решении этих задач. Например, стремительные темпы развития общества требуют от школьника расширения его кругозора, использования досугового времени для применения знаний и развития способностей, развития творчества. Но вместе с тем низкий доход большинства семей ограничивает возможности школьника в пользовании дополнительными учебными услугами, так как в большинстве своем они платные. Третий вид противоречия — противоречие между внешним влиянием и внутренним стремлением воспитанников. Если не учитывать это противоречие, то порождается формализм в работе воспитателя. Часто воспитатель понимает процесс воспитания как целенаправленный процесс и осуществляет его без учета желаний, интересов, запросов детей. Поэтому формализм в работе учителя заканчивается там, где он сочетает свои целенаправленные действия с устремлениями школьников. Внешние противоречия сильно сказываются на результатах процесса воспитания. Они способны создать благоприятные или неблагоприятные условия для протекания самого процесса воспитания. Примерами таких случаев служат: организованное, целенаправленное воспитание в школе и стихийное влияние окружающей среды, противоречия между школой и обществом (социальный портрет современной молодежи, который складывается под влиянием тех условий, в которых дети живут), противоречия в средствах массовой информации (политическая жизнь страны, историческое прошлое нашего государства, идеалы в обществе), противоречия между школой и семьей, противоречия между словом и делом в процессе воспитания, противоречие, отражающее преобладание словесных методов воспитания над практическими, несоответствие между требованием общества к подготовке личности и реальным уровнем подготовки школьников (это требование просто игнорируется в процессе воспитания).
Особенности процесса воспитания характеризуют трудность этого процесса и отражают его специфику и сложность. 1. Прежде всего это процесс целенаправленный (цель воспитания должна так реализовываться, чтобы она была близка и понятна воспитаннику). 2. Многосторонность процесса. В процессе воспитания участвуют семья, школа, общество, отдельные воспитатели, внешкольные учебные заведения. Однако в деятельности всех воспитателей нет согласованности и единства. 3. Деятельность воспитателя, результат его воспитания обусловлены не только знаниями теории воспитания, но и мастерством воспитателя.
4. Результаты этого процесса не всегда так явно ощутимы, как в обучении, они малозаметны. 5. Это процесс динамичный, изменчивый, подвижный. 6.Длительность процесса. Воспитание длится всю жизнь. Ребенок в течение всей жизни накапливает опыт поведения, знания, суждения, убеждения. 7. Непрерывность воспитания. Процесс школьного вос 8. Ступенчатый характер воспитания. На началь 9. Особенность концентризма отражается в содержа 10. Двусторонний и активный характер процесса воспитания. В процессе воспитания участвуют две стороны — учитель и воспитанник. Учитель управляет процессом воспитания в зависимости от той информации, которую он получает от ученика. 11. Неопределенность результатов воспитания. В одних и тех же условиях воспитания получаем разные результаты, так как на них оказывают влияние субъективные факторы, индивидуальные различия учащихся, социальный опыт и уровень подготовки учеников, отношение учащихся к воспитателю, умение учителя управлять процессом воспитания в отдельных случаях. 12. Комплексный характер процесса воспитания. Он предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса. Все должно быть
подчинено идее целостного воспитания и развития личности. Эта особенность процесса воспитания наиболее ярко проявляется при планировании воспитательной работы с классным коллективом. Закономерности процесса воспитания — это устойчивые, повторяющиеся существенные связи в воспитательном процессе, которые позволяют добиваться эффективных результатов в развитии личности. В воспитательном процессе переплетаются зависимости разного плана: социальные, когда речь идет о подготовке подрастающего человека к жизни; труду, что связано с присвоением социального опыта; психические, когда речь идет о том, что воспитание служит развитию личности (индивида); педагогические, когда рассматривается вопрос организации процесса воспитания и обусловленности его рядом факторов. Поэтому существующие законы и закономерности процесса воспитания принято разделять на группы. Первая группа законов и закономерностей процесса воспитания обусловлена социальными условиями. Вторая группа законов и закономерностей обусловлена психическими законами, особенностями развития личности. Третья группа представлена закономерностями, которые отражают сущность самого педагогического процесса. Законы всех трех групп отражают специфику воспитательного процесса. Рассмотрим каждую группу законов и закономерностей процесса воспитания отдельно. В формулировках закона первой группы отражается зависимость воспитания от уровня социально-экономического развития общества и его культуры. Эти факторы определенным образом влияют на закономерные связи, возникшие в воспитательном процессе. Вторая группа закономерностей обусловлена природой человека, его психическими особенностями (возрастом, полом, индивидуальными особенностями и др.). Эта группа закономерностей отражает взаимосвязь воспитания и развития. Общеизвестно, что от качества воспитания зависит развитие личности. Всегда существует общая программа воспитания, которая корректируется с учетом особенностей детей. При использовании разнооб- разных средств и форм воспитания всегда необходима диагностика развития личности. В третью группу входят закономерности, обусловленные сущностью самого воспитательного процесса. Воспитание личности происходит только в деятельности и общении. Это подчеркивает тот факт, что в развитии важна активность личности. Чем активнее личность, тем более разнообразно строятся ее отношения с воспитателем. Учитель включает учащихся в самые разнообразные виды деятельности в процессе воспитания. Переход внешних влияний во внутренние особенности личности. В силу этого можно утверждать, что деятельность и общение — основа воспитательного процесса. К числу внешних влияний относятся и целенаправленное воспитание, и стихийное влияние различных видов среды, и влияние средств массовой информации и т. д. Влияние окружения преломляется через опыт, через потребности самой личности растущего человека, и это становится ее приобретением. В воспитательном процессе происходит трансформация внешних влияний во внутренние особенности личности (ее мотивы, установки, мнение, суждение, самооценка личности, ощущение, выбор своего поведения). Чем значительнее влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его результат.
Психологи (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин) вскрыли закон неравномерности развития личности. Это следствие того, что, как правило, интеллектуальный потенциал школьника, который связан с речевым (вербальным) процессом, часто не совпадает с физическим и психическим развитием. Происходит это потому, что развитие ребенка идет в нескольких сферах (сенсорной, моторной, вербальной), которые не всегда согласуются между собой. Приведем пример, который ярко демонстрирует эту закономерность. «Конечно же, ребята, которые ленятся, огорчают родителей, беспокоят школу. Зайдите в учительскую — вам с ходу назовут десятки примеров: один на уроке разрисовывает дневник или собственные ладони, другая дремлет у теплой батареи... и летит бесследно урок за уроком. Но вот чудеса — вдруг нерадивая девочка оказывается отменной труженицей на субботнике, а «худож- ник» горы воротит в пятую трудовую четверть. Варианты, разумеется, могут быть и обратными: скажем, ученик, прилежный на уроках, во время уборки класса норовит остаться в стороне. Короче говоря, я никогда не встречал детей, которые кругом, что называется, лентяи. Так что не будем спешить с приговорами, ибо заведем себя в тупик» (Учительская газета. 1976. 17 ноября). Осуществляя развитие личности, воспитательный процесс не может не учитывать этого. Опираясь на одно из направлений в развитии ребенка, учителю следует приводить в соответствие и другие сферы. При самостоятельной работе над данной темой с учебниками студенты встретят различные подходы к формулировке законов воспитательного процесса. И.Ф. Харламов формулирует законы, которые отражают организацию процесса воспитания. П.И. Пидкасистый при формулировке законов не разделяет их на группы. И.П. Подласый, опираясь на практику и опыт воспитательного процесса, формулирует законы, которые отражают эти зависимости. Следовательно, законы служат продуктивности самого процесса воспитания. В приведенных ниже законах воспитательного процесса определите характер взаимосвязи и отнесите его к одной из групп. Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено изменяющимися потребностями детей (2-я группа законов).
Решающим для благополучного развития личности, ее активности в деятельности является внутреннее состояние ребенка (2-я группа законов). Характер воспитания определяется объективными потребностями производства (1-я группа законов). Закономерности воспитания реализуются через принципы. Принципы дают представление о том, как практически организовать процесс воспитания. Это исходные положения, согласно которым строится процесс воспитания. Они соответствуют самой природе воспитания. Итак, прин-52 ципы воспитания — это требования, с учетом которых осуществляется учебно-воспитательная работа. Принципы всегда соответствуют определенной системе воспитания и служат реализации ведущей идеи данной системы. Поэтому они меняются, могут быть разными. Например, авторская школа Н. Гузика имеет свою систему принципов воспитания, которая служит развитию способностей детей. Ведущим принципом системы является принцип природосообразности. Система школы экологии Л.В. Тарасова подчеркивает ориентацию школы на развивающее обучение. Ведущий принцип системы — принцип экологического императива, который все содержание обучения в такой школе перестраивает с точки зрения сохранения природы, что, в конечном итоге, предполагает единение естественно-научного, гуманитарного и эстетического образования. Перечислим наиболее специфичные принципы в системе воспитания: • общественно-ценная направленность воспитания; • связь учебно-воспитательной работы с жизнью и трудом; • опора на положительное в воспитании; • гуманизация и демократизация воспитания; • личностный подход; • единство воспитательных воздействий; • принцип воспитания в коллективе и через коллектив; • учет возрастных и индивидуальных особенностей; • принцип активности личности в воспитании; • принцип сочетания уважения и требовательности к личности; • принцип учета согласованности педагогических усилий; • принцип обеспечения успеха в деятельности. Часто авторы подразделяют принципы, на те, которые служат организации учебно-воспитательного процесса (соединение обучения с производительным трудом, принцип обучения и воспитания в коллективе и др.), и те, которые служат управлению, руководством деятельнос- тью воспитанников (опора на положительное в человеке, принцип активности и самостоятельности, принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей и др.). Творческие задания по теме 1. Из различных учебных пособий выпишите законы воспитания первой, второй и третьей группы. 2. О каком принципе воспитания идет речь в следующей задаче? Мы подошли к небольшой витрине. Под стеклом — караваи хлеба. Это ребята собрали коллекцию — здесь все оренбургские сорта. И на каждом — цена. Но среди них есть один маленький темный кусочек. Читаем надпись: «125 граммов блокадного ленинградского хлеба». Как он попал сюда? В год подготовки к празднованию 30-летия Победы все жили как-то особенно взволнованно. Словно сдвинулись рубежи времени, и те, кто только понаслышке знали о войне, почувствовали ее трудное дыхание. Школьники Оренбуржья участвовали в викторине «Победители», организованной газетой «Пионерская правда». Там были вопросы и о героическом городе на Неве. Стали читать о блокаде Ленинграда, о мужестве, которого не оценить никакими словами. Разыскали рецепт ленинградского блокадного хлеба и решили испечь его. Не сразу удалось это ребятам. Наконец, вот он, килограмм хлеба, такого же, как тот, что в годы войны ели ленинградцы. Клуб юных историков послал 125 граммов этого хлеба Ленинградскому штабу боевых и революционных традиций, а кусочек его лежит рядом с пышными караваями оренбургской целины в ленинском зале. (За-собина Г.А., Кабыльницкая С.Л., Савин Н.В. Практикум по педагогике. — М., 1986. — С. 65-66). Основная литература 1. Воронов В.В. Педагогика в двух словах. — М., 1999. 2. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скатки-на. — М., 1982.
3. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1990. 4. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. — М., 1990. 5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. — М., 1997. 6. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. — М., 1998. Лекция 5 Тема: Воспитание в условиях целостного педагогического процесса План 1. Воспитание как общественное явление. 2. Культура общества и воспитание. 3. Сущность процесса воспитания. 4. Цель воспитания и ее иерархия. Задачи воспитания. 5. Роль культуры общества в воспитании подрастающего поколения. Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый процесс. Это процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, иначе говоря, процесс социализации личности. Сложность этого процесса определяет его многофункциональность. Это и усвоение культуры общества, и развитие себя, и дальнейшее совершенствование социального опыта. Воспитание обеспечивает социальный прогресс. Что же характеризует воспитание как общественное явление? Черты воспитания как общественного явления 1. Воспитание возникло из потребности общества как необходимое условие передачи социального опыта. 2. Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития меняется, так как изменяется, совершенствуется социальный опыт. И на каждом этапе развития общества воспитание носит конкретный характер — уточняются его цель, содержание, методы и формы, которые соответствуют уровню развития общества, его опыту. 3. Воспитание осуществляется путем усвоения общественного опыта. А он усваивается в общественной деятельности и в общественных отношениях. Весьма существенное влияние на воспитание оказывают общественные отношения людей. Взрослое поколение только в процессе общения и деятельности передает опыт подрастающему поколению. Понимание воспитания как общественного явления приводит к осознанию взрослым того факта, что: • воспитание выступает как целенаправленный процесс усвоения и развития социального опыта; • воспитание обеспечивает жизнь человека в обществе; • происходит сознательное общение взрослых и детей с целью передачи опыта от поколения к поколению; • основной критерий воспитания — степень соответ Обратимся к процессу воспитания как к процессуальной стороне. Посмотрим, как можно организовать передачу социального опыта. Общество продолжает существовать и развиваться только тогда, когда старшее поколение готовит себе смену, передает подрастающему поколению накопленный человеческий опыт — трудовой, познавательной, культурной, эстетической деятельности, фонд знаний, обычаи, традиции и др. Воспитание — это неотъемлемая функция существования общества. Это вечная категория общества. Процесс воспитания отождествляется с воспитательным процессом. Осмыслим саму суть воспитательного процесса. Что же происходит в процессе воспитания? Видимая часть — это то, что учитель общается с учеником. А то, что скрыто и находится за пределами видимого, — это тот факт, что в общении происходит усвоение личностью человеческого опыта. Чтобы человек (ребенок) присвоил себе какой-либо опыт, он должен в своей жизни сам проделать этот опыт. Только тогда он становится достоянием личности. Значит, воспитатель в процессе воспитания (организуя процесс передачи опыта) должен организовать деятельность. Иначе опыт передать нельзя. Итак, главное предназначение воспитания — найти способ, чтобы включить ребенка в деятельность, где он повторит это действие, его составляющие операции, то есть воспроизведет этот опыт для себя и разовьет свои способности, повторяя действия. Поэтому сущность процесса воспитания состоит в том, чтобы включить ребенка в разнообразные виды деятельности, чтобы он овладел опытом. Воспитание же путем разговоров, нотаций, наставлений, бесед не позволяет усвоить опыт. Поэтому можно сказать, что процесс воспитания — это процесс организации разнообразных видов деятельности. Но в педагогике как науке о воспитании важен характер участия ребенка в этой деятельности (избирательность, самостоятельность, активность, творчество) и отношение к этой деятельности (интерес, желание, участие, потребность, мотив и т.д.). Вот почему в процессе воспитания (когда идет овладение опытом) предъявляются определенные требования к учителю, педагогу, который организует этот процесс. Он должен стимулировать интерес, активность детей, развивать положительное отношение к деятельности и т.д. Это и есть требования, предъявляемые к организации процесса воспитания. Итак, процесс воспитания определяет его цель (целенаправленность процесса) и организацию. Процесс воспитания — целенаправленный и сознательно организованный педагогический процесс социального становления личности, по овладению общественным опытом. Его определяют два фактора: целенаправленность и сознательная организованность. В теории воспитания сложился сегодня ряд подходов. Один из них — личностно-деятельностныи. Для него характерно то, что ребенок избирает из всего социального опыта одно из направлений, которое ему ближе по природе, более интересно, и усваивает этот опыт в деятельности. Деятельностный подход уточняет и сам критерий эффективности воспитания. Сегодня социальные изменения в экономике, политике и других сферах приводят к тому, что дети наши будут жить в другом мире и то место, которое они в нем займут, будет зависеть не от того, какие знания они накопили, а от того, что они могут делать, насколько они самостоятельны в жизни, насколько у них творческий подход к решению любой проблемы. Поэтому сегодня остро ставится вопрос о том, что дети усваивают в школе, но главное — как они это усваивают. В этом случае речь идет о стиле, характере воспитания. Есть еще понятие отношенческого подхода к воспитанию. В самом деле, в деятельности складываются и отношение ребенка к труду, людям, себе, окружающим событиям, детям. Из отношенческого подхода вытекает и критерий воспитания. Воспитанный ребенок — тот, кто правильно относится к себе. Поэтому смысл отношенческого подхода состоит в налаживании учителем в процессе воспитания ведущих видов отношений. Учитель должен видеть, как в повседневной жизни ребенка складываются эти отношения. Отношение учащихся к классной комнате приводит к развитию отношений к школе, отношение к домашним заданиям воспитывает отношение к труду, отношение к поручению развивает отношение к обязанностям и др. В умении учителя строить такие отношения видится культура педагогического труда. Сегодня в практике воспитания достаточно примеров, когда в перспективном плане воспитательной работы учитель планирует развитие у учащихся отношений. Основная задача развития личности требует того, чтобы в школьные годы ребенок «проиграл» все возможные отношения, которые предстоят ему в будущем. Постепенно в школе в процессе деятельности и формирования отношений дети приобретают опыт нравственного поведения, овладевают культурой взаимоотношений. Мы говорим о гуманных отношениях. Это отношения, при которых люди уважают друг друга и ценят друг друга за то, что в каждом из них есть что-то свое, необычное, свойственное только ему — индивидуальное. Деятельностный, личностно-деятельностныи и от-ношенческий подходы к воспитанию вытекают из самой закономерности процесса воспитания — развития личности в деятельности и общении. Деятельностный подход к воспитанию лежит в основе воспитательного процесса. • В деятельности складывается общение школьника с людьми, с которыми он вступает в многообразие межличностных отношений (это важнейшая форма его социальной жизни и основа нравственного становления). • Деятельность позволяет успешно руководить процессом развития личности. • В деятельности происходит развитие и социализация личности ребенка. • Через деятельность возможно эффективно управлять процессом воспитания. Теперь проследим за руководящей деятельностью педагога в процессе воспитания, так как воспитание происходит в деятельности: • учитель может моделировать деятельность, в которой возможно запрограммировать различные отношения детей; • деятельность должна соответствовать индивидуальным особенностям и склонностям детей; • возможно большое разнообразие деятельности; • деятельность можно усложнять; • необходимо поддерживать интерес к деятельности, вызывать активность ребят к ней; • поддержать положительное отношение к делу; • организовать общение детей; • создавать ценные воспитывающие ситуации при воспитании; • воспитывать самостоятельность. Рассмотрим вопрос о цели воспитания. Это важнейшая проблема в педагогике. Цель — это то, к чему стремятся, то, что надо осуществить. Заданная цель воспитания позволяет педагогу четко представить, какого человека надо формировать, а также придает педагогу направленность его деятельности. Проблема цели воспитания в педагогике разрабатывалась с давних времен. На всех этапах развития общества цель воспитания определялась исходя из потребности общества. В первобытном обществе цель воспитания предполагала прежде всего выживание подрастающего поколения. В рабовладельческом обществе цель носила классовый характер. В античные времена в странах, развитых в эко- номическом отношении, складывались свои системы воспитания (спартанская, афинская) и решался вопрос о гармоничном развитии личности, что составляет единство духовной и телесной красоты. В эпоху раннего средневековья в воспитании господствующее положение принадлежало церкви. Она определяла цель, содержание воспитания и смысл земной жизни человека. Зато в период расцвета общества — в эпоху Ренессанса — провозглашается и решается проблема гуманного воспитания человека, развития его способностей, природных задатков. Школа служит идее всестороннего развития личности. Краткий ретроспективный анализ цели воспитания убеждает нас в ее историческом характере. В отечественной педагогике тоже ставился вопрос о всестороннем развитии личности. Однако А.С. Макаренко в 30-х годах писал, что так цель воспитания ставить нельзя. Во-первых, она слепо заимствована у Запада, а во-вторых, такая постановка цели носит абстрактный характер, так как ее невозможно практически задать и конкретно проверить результат. Цель, писал А.С. Макаренко, должна быть практически выполнима и выражаться в реальных качествах личности (А.С. Макаренко. О воспитании. — М., 1988). Цель воспитания предполагает организацию педагогически целесообразной деятельности детей по усвоению социального опыта. Вместе с тем этот опыт усваивается ребенком в силу своих индивидуальных особенностей и обеспечивает ему гражданственность. Индивидуальная корректировка усвоения социального опыта происходит в силу психических особенностей личности. Эти положения приводят к мысли об иерархии цели воспитания. В самом деле, если определить цель воспитания как идеальный результат, то речь идет об идеале воспитания в обществе. Определение идеала воспитания — это первый уровень определения цели — всестороннее развитие. Это образец. Это желаемый результат воспитания в необозримом будущем. К такому идеалу общество стремилось всегда. Второй уровень постановки цели — это образец социальной подготовки личности, это образец человека-профес- сионала, способного выполнить определенный вид деятельности в обществе (врач, юрист, артист, военный, учитель и т. д.). Здесь просматривается социальный заказ на воспитание человека — воспитать человека, полезного данному обществу. В этом случае цель возможно описать в виде конкретных качеств в соответствии со структурой профессиональной деятельности и теми функциями, которые выполняет специалист в данной области деятельности. В каждой специальности есть профессиограммы, элементы которой могут выражать требования к качествам специалиста. Однако следует отличать и личную цель воспитания. Эта цель представляется как смысл жизни человека. Это его потребность в самореализации, развитии природных особенностей и свойств, данных ему по наследству. Вспомним фильм «Доживем до понедельника», где одна из десятиклассниц в сочинении выразила цель своей жизни: иметь хорошего, любящего мужа, большую семью, где много детей. Вспомните реакцию учителя литературы на высказывание личной цели ученицы! А ведь это реальная жизнь, где каждый из нас видит себя по-своему. Содержание личной цели у каждого свое, так как каждый человек находит свое место в жизни. Вот это и есть образец социализации с учетом индивидуальных особенностей личности. Какова же сегодня цель воспитания, как она формулируется? В Конвенции о правах ребенка (1989) определены цель и задачи образования и воспитания. Цель воспитания — способствовать разностороннему развитию личности школьника, то есть создать все условия для самореализации личности в обществе. Цель воспитания конкретизирована в задачах воспитания: • способствовать развитию личности, ее талантов, умственных способностей и физических сил ребенка в полном объеме; • воспитывать уважение к правам человека и его свободе; • воспитывать уважение к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, ценностям страны, в которой ребенок проживает; • подготовить ребенка к сознательной жизни в свобод • воспитывать уважение к окружающей природе. В основе развития духовной культуры лежит материальная культура общества. Смену же способов производства составляют не только производительные силы и производственные отношения, но и переход культуры с одного уровня на другой. Вот почему в период кризисного состояния культуры общества мы не можем дать четкой формулировки существующего в нашей стране способа производства (уровня развития общества). Общество, где все определяют мафия, коррупция, подкуп, взятки и происходит деградация культуры, не имеет себе аналогов в истории. Девиз Н.К. Рериха — «мир через культуру» — убедительное свидетельство того, что культура составляет суть самого общества. Чтобы на земле был мир, писал Н.К. Рерих, не нужны конференции и договоры по разоружению. Надо идти совсем другим путем — путем утверждения и созидания культуры общества. И тот факт, что воспитание само по себе различно в разные эпохи, как раз ярко свидетельствует о его связи с разнообразными уровнями культуры и общества. Культура общества — это важнейшее условие совершенствования и развития личности. Она должна быть настолько многообразной, богатой, интересной и многогранной, чтобы каждый человек мог проявить себя в одном из ее направлений. Культура общества должна удовлетворять духовные запросы личности. Вот почему культурные традиции, преемственность поколений, мастеров культуры, преемственность промыслов, ремесла — это важнейшие условия развития культуры личности и воспитания. Развитие культуры личности опосредовано социокультурной средой общества. Творческие задания по теме 1. Посредством анкетирования (или методом беседы) учащихся определите второй и третий уровни воспитания. 2. Представьте себя руководителем игровой деятельности (на уроке или во внеклассной работе) и осуществите все этапы ее руководства. Основная литература 1. Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. — М., 1991. 2. Бордовская Н.В., РеанАА. Пе
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.139.30 (0.021 с.) |