Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра Как одно из важнейших условий воспитания ребенка

Поиск

 

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу. Этот переход совершается очень медленно. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть,укрываться одеялом, надевать штанишки. Но даже и в эту работу он ещё вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручаются всё более сложные работы, сначала исключительно в целях самообслуживания, потом и такие работы, которые имеют значение для всей семьи. Но игра в это время составляет главное занятие ребёнка, наиболее его увлекает, интересует. В школьном возрасте работа уже занимает очень важное место, она связана с более серьёзной ответственностью, она связана и с более определёнными, и ясными представлениями о будущей жизни ребёнка, это уже работа такого сорта, которая близко стоит к общественной деятельности. Но и в это время ребёнок ещё оченьмного играет, любит игру, ему даже приходится переживать довольно сложные коллизии, когда игра кажется настолько симпатичнее работы, что хочется отложить работу и поиграть. Если такие коллизии происходят, это значит, что воспитание ребёнка в игре и в рабочих функциях происходило неправильно, что родители допустили какие-то перегибы. Отсюда уже видно, какое важное значение имеет руководство игрой ребёнка. В жизни мы встречаем много взрослых людей, давно окончивших школу, у которых любовь к игре преобладает над любовью к работе. Сюда нужно отнести всех людей, которые слишком активно гоняются за удовольствиями, которые забывают о работе ради хорошей, весёлой компании. Они принесли из детства в серьёзную жизнь игровые установки, у них эти установки не были правильно преобразованы в рабочие установки, – это значит, что они плохо воспитаны и это плохое воспитание явилось в известной степени результатом неправильно организованной игры.

Всё сказанное вовсе не означает, что нужно как можно раньше отвлекать ребёнка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу. Такой перевод не принесёт пользы, он явится насилием над ребёнком, он вызовет у него отвращение к работе и усилит стремление к игре. Воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации её, когда игра остаётся игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина. Для того чтобы руководить игрой ребёнка и воспитывать его в игре, родители должны хорошо подумать над вопросом о том, что такое игра и чем она отличается от работы.Если родители не подумают над этим вопросом, не разберутся в нём как следует,они не смогут руководить ребёнком и будут теряться в каждом отдельном случае,будут скорее портить ребёнка, чем воспитывать. Нужно, прежде всего, сказать,что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. Это сходство очень велико, можно прямо сказать: плохая работа больше похожа на плохую игру, чем на хорошую работу. В каждой хорошей игре есть, прежде всего,рабочее усилие и усилие мысли. Игра без усилия, игра без активной деятельности– всегда плохая игра. Как видите, в этом пункте игра очень похожа на работу. Игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая – радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа. И здесь полное сходство. Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре ее нет. Это неправильно: в игре есть такая же большая ответственность, как в работе,–конечно, в игре хорошей, правильной, об этом ниже будет сказано подробнее. В первую очередь родители должны руководить детской игрой. Первое, – это следить,чтобы игра не делалась единственным стремлением ребёнка. Чтобы не отвлекала его целиком от общественных целей. Второе – чтобы в игре воспитывались те психические и физические навыки, которые необходимы для работы. Приходится очень часто наблюдать неправильные действия родителей в деле руководства игрой.Эта неправильность бывает трёх видов. Некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей и думают, что дети и сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и сами организуют игру. Другие родители много внимания уделяют игре, даже слишком много, всё время вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, дают игровые задачи, часто решают их раньше, чем решит ребёнок, и радуются. У таких родителей ребёнку ничего не остаётся, как слушаться родителей и подражать им;здесь, в сущности, играют больше родители, чем ребёнок. У таких родителей дети повторяют только то, что делают родители, они не привыкают преодолевать затруднения, самостоятельно добиваться повышения качества и очень рано привыкают к мысли, что только взрослые всё умеют делать хорошо. У таких детей развивается неуверенность в своих силах, страх перед неудачей. Третьи родители считают, что самое главное заключается в количестве игрушек. Они расходуют большие деньги на игрушки, забрасывают детей самыми разнообразными игрушками и гордятся этим. Детский уголок у таких родителей похож на игрушечный магазин.Такие родители как раз очень любят хитрые механические игрушки и заполняют ими жизнь своего ребёнка. Дети у таких родителей в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае – наиболее частом - без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают игрушку и требуют новых. Правильное руководство игрой требует от родителей более вдумчивого и более осторожного отношения к игре детей. Детская игра проходит несколько стадий развития и в каждой стадии требуется особый метод руководства. Первая стадия – это время комнатной игры, время игрушки. Она начинает переходить во вторую стадию в возрасте пяти-шести лет. Первая стадия характеризуется тем, что ребёнок предпочитает играть один, редко допускает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребенок любит играть своими игрушками и неохотно играет игрушками чужими. В этой стадии как раз развиваются личные способности ребёнка.Не нужно бояться, что, играя один, ребёнок вырастет эгоистом, нужно предоставить ему возможность играть в одиночестве, но нужно следить, чтобы эта первая стадия не затянулась, чтобы она вовремя перешла во вторую стадию. У некоторых детей раньше, у других позже это предпочтение одинокой игры начинает перерастать в интерес к товарищам, к групповой игре. Надо помочь ребёнку с наибольшей выгодой совершить этот довольно трудный переход. Нужно, чтобы расширение круга товарищей происходило в обстановке наиболее благоприятной.Обыкновенно этот переход происходит в виде повышения интереса ребёнка к подвижным играм на свежем воздухе, к играм во дворе. Вторая стадия детской игры труднее для руководства, так как в этой стадии дети уже не играют на глазах у родителей, а выходят на более широкую общественную арену. Вторая стадия продолжается до 11–12 лет, захватывая часть школьного времени. Школа приносит более широкую компанию товарищей, более широкий круг интересов и более трудную арену, в частности для игровой деятельности, но зато она приносит и готовую, более чёткую организацию, определенный и более точный режим и, самое главное, помощь квалифицированных педагогов. Во второй стадии ребенок выступает уже как член общества, но общества еще детского, не обладающего ни строгой дисциплиной, ни общественным контролем. Школа приносит и то и другое, школа и является формой перехода к третьей стадии игры. На этой третьей стадии ребёнок уже выступает как член коллектива, при этом коллектива не только игрового,но и делового, учебного. Поэтому и игра в этом возрасте принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, т.е. связанной с определёнными физкультурными целями, правилами, а самое главное – с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины.

На всех трёх стадиях развития игры влияние родителей имеет огромное значение. Конечно, на первом месте по значению этого влияния нужно поставить первую стадию, когда ребёнок не состоит ещё членом другого коллектива кроме семейного, когда, кроме родителей,часто и нет других руководителей. Но и на других стадиях влияние родителей может быть очень велико и полезно.

В первой стадии материальным центром игры является игрушка.

Второй тип игрушки хорош тем, что здесь ставится перед ребёнком какая-нибудь задача – обыкновенно такая,которую нужно решить с известным напряжением, которую сам ребёнок никогда бы поставить не мог. В разрешении этих задач уже требуется заметная дисциплина мышления, требуется логика, понятие о законном отношении частей, а не простая вольная фантазия. А недостаток этих игрушек – в том, что задачи эти всегда одни и те же, однообразны и надоедают своими повторениями.

Игрушки третьего сорта –различные материалы – представляют самый дешёвый и самый благодарный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности:из материалов человек создаёт ценности и культуру. Если ребёнок умеет играть с такими игрушками, это значит, что у него уже есть высокая культура игры и зарождается высокая культура деятельности. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор и для фантазии, не простого воображения, а большой творческой рабочей фантазии. Если есть кусочки стекла или слюды, из них можно сделать окна, а для этого нужно придумать рамы,следовательно, возбуждается вопрос о постройке дома. Если есть глина и стебли растений, возникает вопрос о саде.

Самое главное в детской игре – добиться следующего:

1. Чтобы ребёнок действительно играл,сочинял, строил, комбинировал.

2. Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца.

3. Чтобы в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего ценность, хранил её, берёг. В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт; если он труден, то с помощью родителей.

Игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом. Многие родители не обращают достаточного внимания на дело руководства игрой и либо предоставляют ребенка самому себе, либо окружают его игру излишней заботой и излишними игрушками. Родители должны применять различные методы на разных стадиях игры, но всегда должны предоставить ребёнку возможность самодеятельности и правильного развития его способностей, не отказывая в то же время в помощи ему в трудных случаях.

На второй и третьей стадиях нужно уже руководить не столько игрой, сколько отношением ребёнка к другим людям и к своему коллективу.

Билет 40

Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества

Начальной сгруктурной единицей общества, закладывающей основы личности, принято считать семью. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно два, три, а иногда и четыре поколения: папа, мама, их дети, бабушка и дедушка, внуки и правнуки. Брак двух людей еще не составляет полноценную семью; она таковой становится и укрепляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании заключены основные функции семьи.

Концепция семейной педагогики, т.е. научные теории и основные направления даже в различные исторические периоды и при различных общественных устройствах внешне оставались неизменными. Они включали формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие, умение быть благодарным за добро и т.д.

Первые требования к личности человека и его поведению как результату семейного воспитания мы находим уже в библейских заповедях: не убий, не укради, будь почтительным к родителям и старшим и др.

Бережное отношение к личности ребенка в семье, ответственность за него завещаны евангельским положением о том, что за грехи детей в первые семь лет их жизни отвечают родители.

Концепцию семейной педагогики мы встречаем в различных словесных изложениях. Смысл же ее был постоянно один и тот же: создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья. Только такое семейное воспитание может сделать ребенка счастливым.

В семьях всех сословий традиционно проявлялась большая забота о воспитании детей. В народе оно чаще всего строилось по принципу "делай, как я", т.е. в основу

семейного воспитания был положен жизненный опыт предков-пращуров, авторитет родителей, их дела, поступки, семейные традиции. В качестве образца в первую очередь выступали отец и мать. Глава семьи был примером для подражания, как правило, мальчикам, девочки чаще учились у матери.

Так как крестьянские семьи нередко постигали разные беды: пожары, голод, болезни и преждевременная смерть, -дети лишались родителей и оставались сиротами. Тогда их воспитание осуществлялось всем миром, общиной, иногда совсем посторонними людьми, которым отдавали сирот в ученики. При этом четко срабатывала народная педагогика со всеми традиционными правилами и вековым представлением о добре и зле, о допустимом и запретном, о разрешаемом и невозможном.

В дворянских и состоятельных семьях воспитанием занимались кормилицы и няни "Арины Родионовны", "ваньки, васьки, захарки", приставленные к маленькому барину в услужение. Они прививали любовь к родному краю, родной природе, русской речи, воспитывали "русский дух", передавали вместе с народными песнями и сказками представления о правде и справедливости, о чести и достоинстве.

Повзрослевших детей отдавали на воспитание французским гувернерам и гувернанткам, немецким боннам, которые учили правилам хорошего тона, светским манерам. Вообще в явлении гувернерства заложен глубокий положительный смысл: нотации и нравоучения читал чужой человек, над которым можно подшучивать, подтрунивать, которого за постоянные надоедливые замечания можно не любить или за ненадобностью уволить. Родители же одаривали дворянских детей лаской, положительными эмоциями, поэтому о них дети вспоминали с обожанием, глубоким уважением, любовью.

На рубеже XIX-XX веков модель традиционной патриархальной семьи значительно изменилась. Социальные и политические коллизии привели к внутрисемейным противоречиям, и члены одной семьи подчас оказывались в разных идейных лагерях и исповедовали разную мораль. Наблюдается значительное снижение уровня престижа главы семьи — отца.

В то же время именно родители - первые воспитатели -имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо

утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. С первых дней после рождения, когда ребенок еще беспомощен и нуждается в элементарном уходе, он усваивает родительские интонации, воспринимает эмоциональную атмосферу семьи, учится слушать и слышать, откликаться на ласку, ценить красоту. Не снимается ответственность за воспитание и не снижается потребность в семейном воспитании и в последующие (отроческие, подростковые и юношеские) годы. Поэтому обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Ведь жизнь полна неожиданностей. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет главную цель семейного воспитания.

Семейное воспитание - это такой процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой стороне.

Родитель - профессия педагогическая. Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми. Родителей нужно учить здоровому образу жизни, т.к. 9ДНОЙ из главных забот родителей является забота о здоровье детей. В современных условиях дети нуждаются в воспитании разумной практичности, делового расчета, честной предприимчивости. Но вначале всем этим должны овладеть родители.

Определенный педагогический опыт есть у каждого, т.к. на воспитание собственных детей переносится опыт, усвоенный с детства от своих родителей, от бабушек и де-

душек. Все самые важные процессы начального воспитания происходят в семье - все начинается с раннего детства

Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь - это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей "купить" детскую любовь или расположение задариванием, щедрым субсидированием "на мороженое", "пепси", "жвачки". Слепая, неразумная родительская любовь смещает в сознании детей систему нравственных ценностей, порождает потребительство. У детей формируется пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.

Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей - это жизненный идеал, ничем не защищенный от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Встречается немало хороших семей, сознающих эту высокую родительскую миссию. Влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту. Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно дети несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья.

В современных условиях, когда идет бурная перестройка политического и социально-экономического укладов жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Она еще не получила глубокого научного анализа, но на уровне фактов уже приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании продолжает нарастать. И причин тут много.

Во-первых, однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях, особенно на протяжении последних пятидесяти лет. Это значит, воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, что было характерно в условиях многодетной семьи. Воспитывая младших сестер и братьев, будущие родители получали

практические навыки, которые затем можно было использовать с появлением собственных детей.

Во-вторых, у молодой семьи имеются возможности отделиться от своих родителей, от старшего поколения. Казалось бы, в этом есть определенное благо. Но жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности воспользоваться знаниями и мудростью старших в вопросах воспитания детей. Влияние старшего поколения на детей снижается, остается невостребованной их накопленная за долгие годы жизни мудрость и жизненный опыт, богатый наблюдениями. Кроме того, дети лишаются ласки, сказок, внимания бабушек и дедушек. В то же время страдает и старшее поколение без наивной непосредственности внуков, без общения с ними.

В-третьих, основательно утрачены традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитывать ребенка надо, пока он еще маленький и "лежит поперек, а не вдоль лавки". Народная педагогика учила высокой нравственности через пословицы и поговорки, через незамысловатые, но очень значимые выражения: "Гуляй, девица, да смотри, чтобы ветром не надуло", или "Гуляй, да в подоле не принеси".

В-четвертых, вследствие происходяшей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей это сын или дочь нарушает правила поведения, совершает асоциальные поступки. Поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно. Совсем иная ситуация в крупном городе, где живут горожане "в первом поколении", выходцы из деревни, но порвавшие родные корни с деревенскими традициями и не усвоившие еще городского образа жизни.

В-пятых, в ряду причин, осложняющих семейное воспитание,- все возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработная плата и несвоевременная ее выдача, полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях прожиточного минимума. Все это снижает уровень внутрисемейного эмоционального настроя и не создает благоприятных условий для общения в семье, в итоге-для семейного воспитания.

В-шестых, гипертрофированная политизация общества, когда прямая трансляция заседаний Государственной Думы и выступлений отечественных и зарубежных поли-

тиков приковывает к телеэкранам молодых родителей, а от детей в эту пору они отмахиваются как от назойливых мух: "Отойди, не мешай!" И дети остаются предоставленными сами себе. Затем эти увлечения дополнились не менее повальным увлечением сериалами типа "Просто Мария", "Дикая Роза" и др. Вновь вся семья прикована к телеэкрану, а на общение с детьми, т.е. на их воспитание, не остается времени.

Перечень причин, которые не позволяют или мешают молодым родителям эффективно заниматься воспитанием собственных детей, можно продолжить. Однако и названных вполне достаточно, чтобы констатировать неблагополучие в постановке семейного воспитания во многих современных семьях. Поэтому школьные учителя должны быть заинтересованы в оказании помощи молодым родителям в овладении содержанием и организацией воспитания детей в семье, вооружении их знаниями и умениями воспитательного воздействия, в педагогическом просвещении родителей, установлении между школой, родителями и учителями союзнических взаимоотношений.

В последнее время усилилось отрицательное влияние на детскую психику со стороны героев кино, зачастую американских, телевидения, где тоже в репертуаре в основном американские боевики, демонстрирующие чужую жизнь, чужую мораль, чужие обычаи, подчиняющую себе власть силы, богатства и денег. На задний план отходит поддержка слабого, помощь немощному, чувство сострадания, дружбы, привязанности и любви. Неслучайно современные подростки и юноши менее уважительно относятся к пожилым людям и своим родителям. Это в определенной мере обусловлено тем, что в жизни они мало общаются с родными дедушками и бабушками, не наблюдают и не понимают естественных проявлений старости с ее болезнями, немощью, подчас с деформированным возрастом характером, не учатся сочувствовать и сопереживать им.

В зависимости от количества детей современные семьи делятся на многодетные, малодетные, однодетные и бездетные. По своему составу они могут быть однопоко-ленные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители родителей. Если в семье есть только один из родителей (мама или папа), семья назы-

вается неполной. Разновидностью неполной является внебрачная семья, где женщина рождает ребенка, не зарегистрировав брак. Отмечено, что более половины женщин, решившихся на рождение ребенка, при незарегистрированном браке, сами рождены и выросли в условиях незаключенного официального брака их родителями. Как видим, семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.

В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная.

М.И. Буянов, пользуясь исследованиями социологов, называет такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.

У педагогов-практиков деление семей принято на "благополучные" и "неблагополучные", хотя благополучие нередко носит только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание. Но часто так бывает, что за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия, раздирающие всю семью. Сплоченность и крепость ее существует только для показа. Это семьи псевдоблагополучные, псевдосолидарные.

Неблагополучными принято считать те семьи, в которых ясно просматриваются дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети больные, т.к. за постоянную напряженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое эмоциональное напряжение ребенка, переходящее в отторжение. Частые наказания, окрики, недовольство со стороны родителей заставляют ребенка прийти к выводу, что его не любят, что он никому не нужен. В ответ на эту ситуацию ребенок замыкается, уходит в свой узкий и нерадостный мирок или наоборот пытается привлечь к себе внимание, заставляет родителей полюбить себя. Все это создает надлом в душе ребенка, делает его ущербным Ребенок не может найти свое место в семье, а затем и в жизни.

В связи с изменениями, происходящими в стране, нарождается новый тип семьи, принадлежащий к разряду "новых русских". Это как правило, высокообеспеченные и сверхобеспеченные семьи. Но именно в этих семьях родители постоянно испытывают страх за свое будущее, за свою жизнь и жизнь своих детей. В этих условиях они ни на минуту не отпускают от себя ребенка, опасаясь кидне-пипга, т.е. его похищения, взятия в заложники. По этой причине дети из семей "новых русских" нередко учатся в частных школах, куда их сопровождают телохранители. Своеобразно складываются отношения в подобных семьях между родителями. Жена, как правило, не работает. Она часто звонит мужу на работу, интересуясь, где он, что с ним, как идут дела. Одной из ее постоянных тревог становится тема, где и с кем он проводит свое свободное время, т.к. домой "глава семейства" не торопится, предпочитая проводить досуг в кругу друзей и подруг. Социологи и психологи фиксируют наивысший кризис в семейных отношениях в подобных семьях. Таким образом, материально обеспеченная семья, в которой есть мать и отец, попадает в разряд "неблагополучных" для формирования личности ребенка. Тот же итог - неблагополучные условия для развития ребенка - наблюдается в семьях с очень низким материальным уровнем, с маленькими доходами, не обеспечивающими прожиточный минимум. С этими обстоятельствами приходится считаться школе и учителям, строя свои отношения с семьей, планируя учебно-воспитательный процесс. В общей сложности кризисная ситуация в полярно противоположных семьях в значительной мере отрицательно влияет на детей, их воспитание в семье, затрудняет организацию обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях.

 

Билет 41 есть на телефоне

Билет42

 

Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци,— это согласие с природой.

Песта­лоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспита­ние ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появле­ния его на свет: «Час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искус­ство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, в том числе и простая крестьянка. Природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продол­жаться в школе.

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному(включает физи­ческое, трудовое, нравственное, умственное образование). Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодейст­вии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.

Песталоцци полагал, что главная задача воспитания — сформировать гармонически раз­витого человек. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих поль­зу другим. В семье закладываются основы нравст­венного поведения ребенка. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осу­ществляться в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним. Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основывать­ся на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщени­ям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слу­ховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить.

Песталоцци строил весь процесс обучения путем постепенного и последовательного перехода от части к целому. Такой путь обучения он пытался сделать универсальным, что является неправильным. Обучение должно идти, по его мнению, в строгой последова­тельности. Ребенку следует давать лишь то, к чему он вполне подготовлен, но не следует преподносить ему то, с чем он не может справиться. Необходимо наряду с умением мыслить развивать у детей и практические навыки. Разум, указывал он, всего лучше развива­ется посредством занятий, связанных с трудом и практикой. Он считал, что школа, развивая способности детей, наполняя их ум знаниями, должна обязательно прививать им умение и навыки. Умение действовать развивается специальными систематичес­кими упражнениями, расположенными в порядке нарастающей трудности — «от навыка в крайне простых делах к навыку в край­не сложных».

 

Билет43

В основе педагогической системы Ушинского ле­жит идея народности. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого на­рода, обусловленное его историческим развитием, географически­ми, природными условиями. К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патрио­тизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обу­чения русских детей должен быть положен русский язык; обуче­ние в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой. К. Д. Ушинский указывал, что русский народ проявлял и проявляет большую любовь к родине. Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа. В тесной связи с народностью как основой воспитания в педа­гогической системе Ушинского стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ему хорошо была знакома педагогика его времени. Ушинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспита­тельной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае. Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. В его психологических воззрениях немало материалистических элементов. Он рассматривает психическую жизнь в ее развитии. К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Вос­питание поэтому он определял как целеустремленный, сознатель­ный процесс формирования гармонически развитой личности. Сре­ди различных сторон воспитания Ушинский главное место отво­дил воспитанию нравственности. Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним.

 

Билет44

Макаренко изобрел собственную систему воспитания, решительно отказавшись от канонов педагогики того времени, чем в последствии навлек на себя "гнев" и гонения вышестоящих инстанций. Основы нового воспитания, заключающиеся в центральной роли коллектива в развитии личности. А. С. Макаренко исходил из того, что коллективные цели должны становиться целями отдельной личности и осуществляться в условиях общественно полезной деятельности. Таким образом, задача школы состоит в воспитании целеустремленных и энергичных людей, связывающих свои поступки в первую очередь с интересами и потребностями общества. А. С. Макаренко, обращая внимание на роль традиций, норм, обычаев и ценностей, складывающихся в коллективе, отмечает большое значение самоуправления воспитанников, которое являлось решающим условием воспитательного воздействия на детей. Важная роль отводилась методике процесса воспитания. Большое влияние на практику работы школы в дальнейшем оказали описанные в работах А. С. Макаренко «метод взрыва», методика параллельного действия, методика перспективных линий развития коллектива. Особое внимание в педагогической деятельности уделялось роли воспитателя, которого нельзя подвергать мелочной проверке и лишать свободы творчества. Интересна позиция Макаренко по вопросам использования приемов наказаний и поощрений. Он считал наказание, ущемляющее достоинство ученика, неприемлемым. Однако, если наказание способствует защите личности от насилия и направлено на защиту норм и ценностей коллектива, оно правомерно и справедливо. Перу А. С. Макаренко принадлежат педагогические сочинения, ставшие классикой: «Марш 30-го года», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и др. Во всех этих трудах описывается стройная система педагогики, в основе которой лежит педагогическая логика, определяющая педагогику как науку практически целесообразную. Идея воспитательного коллектива, состоящего из трудового содружества воспитанников и педагогов, чья деятельность является благоприятной средой формирования личности, является главной в методике системы воспитания по А. С. Макаренко. Несмотря на командно-административную систему управления, которая утвердилась в стране и образовании в 1930-е гг., А.С. Макаренко противопоставил ей гуманистическую, по сути, педагогику, основанную на оптимизме и вере в творческие силы человека.

 

Билет45

Основные педагогические взгляды В. А. Сухомлинского выражались в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.104.53 (0.022 с.)