Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. Общей для учителей и для родителей является проблема межнациональной толерантности. Семья во многом может помочь школе. Однако очень часто именно родители сеют зерна национальной вражды, неприязни, даже не замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а о "плохом" русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такие националистические оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к людям другой национальности. События во многих республиках показали, что враждой взрослых заражаются и дети. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры межнационального общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах, поскольку, прежде всего, личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, верам. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители. Перевоспитать родителей навряд ли сможет педагог, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия пo отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно. В основе этого взаимодействия должна лежать идея гуманизма, предполагающая: · выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения; · опору на положительные стороны родителей и детей; · доверие ребенку и родителям; · принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка; · подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребенку, к решению возникающих проблем; · принятие, учет традиций семьи, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению; · заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защита интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем; · обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей; · содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми; · забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи; · создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях. Одна из задач педагогов - это регулирование взаимоотношений родителей и детей, способствующее формированию толерантности у взаимодействующих сторон, что означает: · изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия родителей и детей; · выявление трудностей, проблем взаимодействия в семье и отбор педагогических средств его регулирования; · организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия родителей и детей; · пропаганду лучших достижений взаимодействия родителей и детей; · обучение учащихся и родителей совместной деятельности и общению; · создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа педагогов с родителями по формированию толерантности у детей проводится с учетом особенностей семьи, родителей и, прежде всего, семейных взаимоотношений. Для того чтобы понять личность, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается. Так дома, в семье ребенок находится в иных, по сравнению со школой, условиях воспитания, поэтому задача школьного учителя состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит помощников. Знакомство с семьей школьника учитель может проводить в различных формах, может начать с небольшой анкеты для родителей. С помощью ее можно получить данные о социально-бытовых условиях, в которых живет семья ученика, и о понимании родителями задач, целей семейного воспитания и их усилиях в данном направлении. Анкета заставит и самих родителей задуматься об отношении к ребенку и выявить просчеты в семейном воспитании. На основании результатов анкеты определятся основные вопросы для беседы с родителями ученика. В Плещеевской школе Ярославской области был проведен конкурс сочинений для родителей "Мой ребенок". Участие родителей в этом конкурсе свидетельствовало о заинтересованности в своем ребенке, а содержание сочинений показало, как воспринимают, видят родители своих детей, что для них значимо. Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением и ответами на сходные вопросы детей. Для детей младших классов можно предложить сделать рисунки или написать сочинение на тему "Моя семья" или "Выходной день в нашей семье". Отношения родителей и детей можно изучать в специально создаваемых ситуациях. Наилучший способ изучения взаимоотношений родителей и детей, сформированности толерантности и того, что необходимо развивать, целенаправленно воспитывать в детях, - это проведение семейных конкурсов, организация совместной деятельности родителей и детей. Выявление проблем в воспитании детей, семейных отношениях, поведении родителей позволит организовать специальное просвещение родителей, обучение их навыкам толерантного общения. Организация психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей предусматривает: · учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; · взаимосвязь, соответствие программ, форм воспитания толерантности у детей и тематики просвещения родителей; · выявление проблем в воспитании толерантности у детей и учет их при определении тематики просвещения родителей. Содержание психолого-педагогического просвещения родителей по воспитанию толерантности у детей может включать следующие вопросы: · сущность понятия "толерантность", ее основные характеристики и проявления; · виды толерантности; межнациональная толерантность и веротерпимость; · факторы, влияющие на формирование толерантности у детей; · взаимоотношения в семье как фактор воспитания толерантности у детей; · методы воспитания толерантности у детей; · пример родителей в воспитании толерантности у детей; · особенности воспитания толерантности у учащихся разного возраста. Примерная тематика занятий и бесед с родителями: · Роль общения в жизни ребенка. · Причины возникновения конфликтов у детей. · Как учить детей общаться? · Как научить ребенка понимать других людей? · Воспитание у детей чуткости и внимательности. · Этика семейного общения у детей. · Воспитание терпимого отношения к людям других наций и вероисповедания. Примерные вопросы, для дискуссий (возможно совместное участие родителей и детей при взаимном согласии): · Что значит быть терпимым в отношениях с людьми? · Есть ли грань терпимости? В чем (где) она? · Нужно ли быть самим собой? · Нужно ли властвовать собой? · Возможно ли жить без конфликтов? Возможные ситуации для обсуждения: 1. Вы присутствуете в компании. Ваши соседи ведут разговор на непонятном вам языке. Ваше отношение к этому. Ваши действия. 2. В классе обучается новый ученик из другой республики, плохо говорит по-русски. Ваш ребенок пренебрежительно (оскорбительно) высказался в его адрес. Ваши действия. 3. Ваш ребенок рассказывает, что родители его друга покупают ему все, что он захочет. Что вы ответите? 4. Ваш ребенок ударил одноклассника, который: а) обидно его обозвал; б) унизил, оскорбил девушку; в) постоянно издевается над одноклассниками, которые его слабее и т. п. Ваши действия. Ситуации для обсуждения лучше брать из жизни коллектива класса, школы, не указывая имен. Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями, создания благоприятной атмосферы в семье классному руководителю целесообразно проводить следующую работу. 1. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям: · организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей); · проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье ("Моя семья", "Как трудятся мои родители", "Моя родословная" и др.); · творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему; · организация выставок результатов труда родителей. 2. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье: · знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми); · пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье. 3. Организация совместной деятельности родителей и детей: · организация семейных конкурсов в гимназии и классе - "Спортивная семья", "Дружная семья", "Читающая семья", конкурс семейных газет и др.; · представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье ("Мир наших увлечений", организация выставок творческих семейных работ); · проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление кабинета, генеральные уборки, экскурсии и т. д.); · выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта и т. п.); · выполнение семейных заданий по учебным предметам (произвести расчеты; описать наблюдения; провести опыты; определить заказ на изготовление предмета быта для дома, разработать проект его изготовления, реализовать этот проект и представить результаты совместного труда; подготовить сообщение по вопросу и т. п.). 4. Проведение "Праздника семьи". 5. Проведение совместных занятий, практикумов родителей и детей, например, по проблемам общения, взаимоотношений родителей и детей, выбора профессии и других (с учетом предложений родителей и детей). 6. Создание совместных объединений по интересам, клубного типа. Изучать и регулировать отношения между детьми и родителями лучше всего при организации совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей. Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьей. этнический толерантность школьник воспитание
Заключение Из вышесказанного можно сделать вывод по поводу дальнейшего развития толерантности в школе, в нашем обществе. Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия мировых культур т.е. то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; воспитанием учащихся в духе мира, прав человека и демократии. Предполагаемый результат педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи: · принятие себя и других людей таких, какие они есть; · установление доброжелательных отношений с окружающими; · способность к глубокому пониманию жизни; · активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться; · развитие творческих способностей; · умение полагаться на свой опыт, разум и чувства; · способность брать на себя ответственность; · приложение усилий для достижения поставленных целей. Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность. Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
|
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.170 (0.009 с.)