Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности

Поиск

 

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

Общей для учителей и для родителей является проблема межнациональной толерантности. Семья во многом может помочь школе. Однако очень часто именно родители сеют зерна национальной вражды, неприязни, даже не замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а о "плохом" русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такие националистические оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к людям другой национальности. События во многих республиках показали, что враждой взрослых заражаются и дети.

В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры межнационального общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах, поскольку, прежде всего, личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, верам. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.

Перевоспитать родителей навряд ли сможет педагог, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия пo отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно. В основе этого взаимодействия должна лежать идея гуманизма, предполагающая:

· выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;

· опору на положительные стороны родителей и детей;

· доверие ребенку и родителям;

· принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

· подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребенку, к решению возникающих проблем;

· принятие, учет традиций семьи, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

· заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защита интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;

· обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей;

· содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;

· забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;

· создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.

Одна из задач педагогов - это регулирование взаимоотношений родителей и детей, способствующее формированию толерантности у взаимодействующих сторон, что означает:

· изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия родителей и детей;

· выявление трудностей, проблем взаимодействия в семье и отбор педагогических средств его регулирования;

· организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия родителей и детей;

· пропаганду лучших достижений взаимодействия родителей и детей;

· обучение учащихся и родителей совместной деятельности и общению;

· создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности.

В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Работа педагогов с родителями по формированию толерантности у детей проводится с учетом особенностей семьи, родителей и, прежде всего, семейных взаимоотношений.

Для того чтобы понять личность, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается. Так дома, в семье ребенок находится в иных, по сравнению со школой, условиях воспитания, поэтому задача школьного учителя состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит помощников.

Знакомство с семьей школьника учитель может проводить в различных формах, может начать с небольшой анкеты для родителей. С помощью ее можно получить данные о социально-бытовых условиях, в которых живет семья ученика, и о понимании родителями задач, целей семейного воспитания и их усилиях в данном направлении. Анкета заставит и самих родителей задуматься об отношении к ребенку и выявить просчеты в семейном воспитании. На основании результатов анкеты определятся основные вопросы для беседы с родителями ученика.

В Плещеевской школе Ярославской области был проведен конкурс сочинений для родителей "Мой ребенок". Участие родителей в этом конкурсе свидетельствовало о заинтересованности в своем ребенке, а содержание сочинений показало, как воспринимают, видят родители своих детей, что для них значимо.

Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением и ответами на сходные вопросы детей. Для детей младших классов можно предложить сделать рисунки или написать сочинение на тему "Моя семья" или "Выходной день в нашей семье".

Отношения родителей и детей можно изучать в специально создаваемых ситуациях.

Наилучший способ изучения взаимоотношений родителей и детей, сформированности толерантности и того, что необходимо развивать, целенаправленно воспитывать в детях, - это проведение семейных конкурсов, организация совместной деятельности родителей и детей.

Выявление проблем в воспитании детей, семейных отношениях, поведении родителей позволит организовать специальное просвещение родителей, обучение их навыкам толерантного общения.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей предусматривает:

· учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

· взаимосвязь, соответствие программ, форм воспитания толерантности у детей и тематики просвещения родителей;

· выявление проблем в воспитании толерантности у детей и учет их при определении тематики просвещения родителей.

Содержание психолого-педагогического просвещения родителей по воспитанию толерантности у детей может включать следующие вопросы:

· сущность понятия "толерантность", ее основные характеристики и проявления;

· виды толерантности; межнациональная толерантность и веротерпимость;

· факторы, влияющие на формирование толерантности у детей;

· взаимоотношения в семье как фактор воспитания толерантности у детей;

· методы воспитания толерантности у детей;

· пример родителей в воспитании толерантности у детей;

· особенности воспитания толерантности у учащихся разного возраста.

Примерная тематика занятий и бесед с родителями:

· Роль общения в жизни ребенка.

· Причины возникновения конфликтов у детей.

· Как учить детей общаться?

· Как научить ребенка понимать других людей?

· Воспитание у детей чуткости и внимательности.

· Этика семейного общения у детей.

· Воспитание терпимого отношения к людям других наций и вероисповедания.

Примерные вопросы, для дискуссий (возможно совместное участие родителей и детей при взаимном согласии):

· Что значит быть терпимым в отношениях с людьми?

· Есть ли грань терпимости? В чем (где) она?

· Нужно ли быть самим собой?

· Нужно ли властвовать собой?

· Возможно ли жить без конфликтов?

Возможные ситуации для обсуждения:

1. Вы присутствуете в компании. Ваши соседи ведут разговор на непонятном вам языке. Ваше отношение к этому. Ваши действия.

2. В классе обучается новый ученик из другой республики, плохо говорит по-русски. Ваш ребенок пренебрежительно (оскорбительно) высказался в его адрес. Ваши действия.

3. Ваш ребенок рассказывает, что родители его друга покупают ему все, что он захочет. Что вы ответите?

4. Ваш ребенок ударил одноклассника, который:

а) обидно его обозвал; б) унизил, оскорбил девушку; в) постоянно издевается над одноклассниками, которые его слабее и т. п. Ваши действия.

Ситуации для обсуждения лучше брать из жизни коллектива класса, школы, не указывая имен.

Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями, создания благоприятной атмосферы в семье классному руководителю целесообразно проводить следующую работу.

1. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:

· организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);

· проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье ("Моя семья", "Как трудятся мои родители", "Моя родословная" и др.);

· творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему;

· организация выставок результатов труда родителей.

2. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье:

· знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми);

· пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье.

3. Организация совместной деятельности родителей и детей:

· организация семейных конкурсов в гимназии и классе - "Спортивная семья", "Дружная семья", "Читающая семья", конкурс семейных газет и др.;

· представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье ("Мир наших увлечений", организация выставок творческих семейных работ);

· проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление кабинета, генеральные уборки, экскурсии и т. д.);

· выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта и т. п.);

· выполнение семейных заданий по учебным предметам (произвести расчеты; описать наблюдения; провести опыты; определить заказ на изготовление предмета быта для дома, разработать проект его изготовления, реализовать этот проект и представить результаты совместного труда; подготовить сообщение по вопросу и т. п.).

4. Проведение "Праздника семьи".

5. Проведение совместных занятий, практикумов родителей и детей, например, по проблемам общения, взаимоотношений родителей и детей, выбора профессии и других (с учетом предложений родителей и детей).

6. Создание совместных объединений по интересам, клубного типа.

Изучать и регулировать отношения между детьми и родителями лучше всего при организации совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей.

Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьей.

этнический толерантность школьник воспитание


 

Заключение

Из вышесказанного можно сделать вывод по поводу дальнейшего развития толерантности в школе, в нашем обществе. Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия мировых культур т.е. то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; воспитанием учащихся в духе мира, прав человека и демократии. Предполагаемый результат педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи:

· принятие себя и других людей таких, какие они есть;

· установление доброжелательных отношений с окружающими;

· способность к глубокому пониманию жизни;

· активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;

· развитие творческих способностей;

· умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;

· способность брать на себя ответственность;

· приложение усилий для достижения поставленных целей.

Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

 

 

 



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.217.193 (0.011 с.)