Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное понятие цели и целеполагания в воспитательной работе Проблема целей в школе

Поиск

Целеполагание — это система профессионального осмысления объективной социально-психологической и культурологической необходимости некоторого уровня развития личности современного человека, способного жить в контексте современной культуры и творить жизнь; это поиск максимально точной формулировки общего идеального образа такого человека; это аналитическая оценка природы детства, сущности развития личности и природы индивидуальности как условий, допускающих

 

цели воспитания; это система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится конкретный ребенок, и соотнесение их с содержанием и поставленной цели воспитания. Цель всестороннего воспитания личности как нормативная установка законодательного характера была введена в ранг требований государственной политики в СССР. Аналогичные формулировки вошли в документы об образовании других стран, входивших в блок социалистического содружества, варьируясь с учетом национальных традиций. Подобная же формулировка цели образования и воспитания вошла в ряд международных деклараций ЮНЕСКО и, таким образом, приобрела значение.

виды педагогических целей многообразны. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся. Нормативные, т. е. государственные, цели — это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Сегодня эти цели могут корректироваться местными органами власти: областными, городскими и даже районными. Нормативные цели разрабатываются на базе широкой информации о состоянии народного образования и экономики соответственно в республике, области, городе, районе, об уровне воспитанности детей, об уровне профессиональной подготовки выпускников. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога. Параллельно, а часто независимо от государственных существуют общественные целикак цели общества, его различных слоев. В отличие от государственных, общественные цели не могут быть едиными. Они формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей, особенно тех, кто составляет основную базу для формирования учреждений народного образования. Инициативные цели— это цели, разрабатываемые непосредственно самими педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников. В той группе выделяются следующие виды целей: цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения. цели формирования отношений. Включают в себя формирование отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, профессии, училищу, уроку, теме урока, друзьям, родителям, к самому себе, природе, искусству, творчеству и т. д.

цели формирования творческой деятельности. Предметом этих целей является развитие особенностей, задатков, интересов учащегося, а также умений их реализовать. организационные цели ставятся педагогом и относятся к области его управленческой функции. Например, педагог может поставить цель использования самоуправления в организации учебной деятельности учащихся. методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и вне учебной деятельности учащихся. Например, внедрить новые формы организации учебно-воспитательного процесса. иды педагогических целей многообразны. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся. Нормативные, т. е. государственные, цели — это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Сегодня эти цели могут корректироваться местными органами власти: областными, городскими и даже районными. Нормативные цели разрабатываются на базе широкой информации о состоянии народного образования и экономики соответственно в республике, области, городе, районе, об уровне воспитанности детей, об уровне профессиональной подготовки выпускников. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога. Параллельно, а часто независимо от государственных существуют общественные цели как цели общества, его различных слоев. В отличие от государственных, общественные цели не могут быть едиными. Они формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей, особенно тех, кто составляет основную базу для формирования учреждений народного образования.

• Инициативные цели— это цели, разрабатываемые непосредственно самими педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников. В той группе выделяются следующие виды целей:

• цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения.

• цели формирования отношений. Включают в себя формирование отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, профессии, училищу, уроку, теме урока, друзьям, родителям, к самому себе, природе, искусству, творчеству и т. д.

• цели формирования творческой деятельности. Предметом этих целей является развитие особенностей, задатков, интересов учащегося, а также умений их реализовать.

• организационные цели ставятся педагогом и относятся к области его управленческой функции. Например, педагог может поставить цель использования самоуправления в организации учебной деятельности учащихся.

• методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и вне учебной деятельности учащихся. Например, внедрить новые формы организации учебно-воспитательного процесса.

Проблема целеполагания одна из важнейших проблем педагогики. В философии цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить. В этом смысле под целью педагогического процесса следует понимать заранее определяемые (прогнозируемые) в сознании субъектов педагогического процесса результаты их взаимодействия. Цель педагогической деятельности – предвосхищение в сознании педагога ее результатов. Следует различать понятия «цель педагогического процесса» и «задача педагогического процесса». Для достижения цели требуется более продолжительный отрезок времени, а задача – это ближайшая цель. Цель определяет стратегию педагогического процесса, а задачи – его тактику. Поскольку процесс социализации и его составная часть образование (воспитание) проходят на макросоциальном, макросоциальном, межличностном и личностном уровнях, то и целям педагогического процесса свойственна разноуровневость.

1-й (макросоциальный уровень) – это определение идеала воспитания в обществе или отдельной стране, у конкретного народа, который воплощает в себе общественный идеал совершенного человека или группы людей, человечества, цивилизации. 2-й (макросоциальный уровень) – конкретизация общих целей воспитания 1-го уровня в образовательных целях конкретных учебно-воспитательных учреждений. Цели данного уровня сформулированы в учебных программах и программах воспитания для учащихся определенного возраста, в планах учебно-воспитательной работы школы или отдельных педагогов. На этом уровне определяются также цели обучения конкретному предмету, по отдельным разделам и темам учебной дисциплины. 3-й (межличностный) и 4-й (личностный) уровни – конкретизация целей, поставленных на 1 и 2 уровнях с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их способностей, наклонностей, интересов и т. д. Личностный уровень предполагает постановку целей и задач самообразования, самовоспитания, самообучения. Общественно значимые цели воспитания изменчивы и динамичны, носят исторический характер. Они определяются потребностями и уровнем развития общества, зависят от способа производства, уровня экономического развития, темпов социального и научно-технического процесса. Цели также зависят от характера политического и правового устройства той или иной страны, от истории и традиций данного народа, уровня развития педагогической теории и практики, педагогической культуры общества. В настоящее время целью современного воспитания является идеал гражданина, патриота своей страны, профессионала-труженика, ответственного семьянина, а формирование свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и высокой социальной самоценности становится определяющим в воспитании. Поэтому оно базируется на уважении и доброжелательном отношении к детям, проникнуто гуманностью, глубокой верой в их интеллектуальное и морально-эстетическое развитие. Глобальные, стратегические цели образования в нашей стране изложены в законе РБ «Об образовании» (в редакции 2002 г.), в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006) и др. директивных документах в области образования. Проблема цели воспитания многие века занимала умы философов и педагогов. В античном мире этот идеал воплощал в себе гармонию телесной и духовной красоты. За- родившись в Древней Греции, идея всестороннего и гармоничного развития личности стала выполнять роль идеала, цели воспитания. Данная идея ставилась в качестве цели и в другие исторические периоды развития общества – в позднем Средневековье (Эпоха Возрождения), в новое и новейшее время. Эта идея сохраняет свою привлекательность и в настоящее время. Многие педагоги (И. Ф. Харламов, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый) утверждают, что в качестве цели-идеала идея всесторонне и гармонично развитой личности всегда будет сохранять свое значение, духовную ценность. Не отрицая этого, большинство педагогов придерживаются мнения, что данная цель в современных социально-экономических условиях не является реально достижимой. Поэтому в настоящее время цель-идеал трактуется как формирование разносторонне и гармонично развитой личности. Разностороннее развитие предполагает воспитание и развитие телесного, психического, социального и духовного здоровья личности, связанных с этим личностных свойств и качеств. Гармоническое развитие заключается в установлении соразмерных и стройных отношений индивида с окружающей природой, социальной средой и самим собой. (2006), согласно которой целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Соответственно важнейшими задачами образования (воспитания) являются: 1. Нравственное воспитание личности.

1. 2. Формирование патриотизма и гражданственности.

2. Развитие самосознания личности.

3. Формирование трудовых и жизненных навыков.

4. Формирование ответственного поведения.

5. Формирование здорового образа жизни.

6. Развитие эмоциональной сферы ребенка.

7. Развитие чувства прекрасного.

8. Развитие экологического сознания.

2. Цель воспитания в современной школе. Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Несмотря на все исторические трудности и ошибки в реализации данной цели воспитания, разумной альтернативы всестороннему и гармоничному воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого с учетом допущенных ошибок будет стремиться наша школа. Каково же ее содержание?

I. В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка двигательных функций, физической закалки и санитарно-гигиенической культуры. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, что, безусловно, может мешать ему в его личностном развитии. К тому же современное производство зачастую культивирует гиподинамию (малую подвижность) и однообразные движения, что иногда может приводить к физическому уродованию личности. Это выразительно показано в кинокартине Ч.Чаплина «Новые времена». В этом фильме изображен рабочий, который многие годы работает у конвейера и занят только одной операцией – завинчиванием гайки. Это привело к тому, что и в обыденной обстановке он все время рукой импульсивно воспроизводит действия, имитирующие завинчивание гайки. У другого рабочего труд сводится только к нажатию на кнопку, и он настолько «привыкает» к этой операции, что и в житейском поведении его рука само- произвольно производит движения, связанные с надавливанием на кнопку. Беседуя, например, с кем-либо из своих товарищей, он то и дело тычет ему пальцем в пуговицы пиджака, в нос и т.д., производя впечатление человека с психической травмой. Не случайно в настоящее время на крупных предприятиях создаются спортивно- оздоровительные комплексы, вводится производственная гимнастика и т.д. Физическое воспитание стало органической частью учебной и внеклассной работы в школе и пред- принимаются меры к его совершенствованию. II. Ключевой проблемой всестороннего и гармонического развития личности является 2.умственное воспитание.

Только благодаря интеллектуальной деятельности человек создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный прогресс в области науки, техники и социально-экономических отношений. Обычно умственное воспитание связывают с овладением научными знаниями, с развитием творческих способностей и задатков. Не менее важное значение в этом отношении имеет развитие мышления личности, сообразительности, памяти, умения самостоятельно добывать и пополнять свои знания. Расширение интеллектуального кругозора, овладение новейшими достижениями науки и техники и другими общечеловеческими ценностями особенно важно в настоящее время, когда в мире все большее значение приобретают процессы глобализации, рыночной конкуренции и интеграции межгосударственных отношений.

3 Не менее существенную роль во всестороннем развитии личности играет приобщение ее к современным техническим достижениям, к передовым технологиям и ин- формационно-компьютерным средствам. Это требует содержательного и методически эффективного политехнического образования, знакомящего учащихся в теории и на практике с научными основами современного производства и способствующего овладению умениями и навыками труда на наиболее распространенных машинах, а также обращения с различными инструментами и техническими приспособлениями. Только таким путем можно создать предпосылки для подготовки учащейся молодежи к работе на современном производстве и свободного профессионального самоопределения. IV. Весьма велика роль в формировании личности морального развития. Жизнь в современном обществе требует высокой культуры поведения и общения между людьми, умения поддерживать благожелательные отношения и тем самым создавать комфортную обстановку для себя, утверждать свое достоинство и личностную самоценность. В то же время наш техногенный и экологически неустойчивый век чреват различными опасностями, и каждому человеку, как на производстве, так и в обыденной жизни необходимо проявлять высокую требовательность к себе, уметь пользоваться свободой, строго соблюдать дисциплину труда, отвечать за свои поступки, укреплять устойчивость социальных отношений в обществе. Вместе с тем огромное значение имеет духовный рост членов общества, приобщение их к сокровищам отечественной и мировой литературы и искусства, формиро-4 вание высоких эстетических чувств и вкусов, т.е. эстетическое формирование челове- ка. V. Всестороннее развитие личности включает в себя еще два компонента. Первый из них касается склонностей, творческих задатков и способностей. Ими обладает каждый здоровый человек, и обязанность школы выявлять и развивать их, формировать у учащихся индивидуальную красоту, личностное своеобразие, творческий подход к выполнению любого дела. VI. Второй компонент относится к производительному труду и его большой роли в формировании личности. Только он позволяет преодолевать односторонность личноного развития человека, создает предпосылки для его полноценного физического формирования, стимулирует умственное и нравственно-эстетическое совершенствование. Таким образом, в качестве составных частей всестороннего развития личности выступают: умственное воспитание, техническое (политехническое) образование, физическое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, которые необходимо сочетать с развитием творческих способностей и задатков учащихся и вовлечением последних в посильную трудовую деятельность. Но всестороннее развитие должно носить гармонический (согласованный) характер. Это значит, что полноценное воспитание должно основываться на одновременном и взаимосвязанном развитии всех указанных выше сторон личности. Если же та или иная сторона, например, физическое или нравственное развитие осуществляются с определенными издержками, это неизбежно будет негативно сказываться на формировании личности в целом. В последнее время понятие всестороннее и гармоническое развитие личности иной раз трактуется как разностороннее развитие, поскольку, дескать, всестороннее развитие осуществляется не в полной мере. Вряд ли подобная подмена устоявшихся понятий является обоснованной. Дело в том, что необходимость всестороннего развития личности выступает как воспитательный идеал общества с высокоразвитым техническим базисом, как его педагогическая тенденция. Мера же и глубина этого развития зависит от конкретных социально-экономических условий, в которых оно осуществляется. Важно, однако, чтобы воспитание способствовало и умственному, и техническому, и нравственному, и эстетическому, и физическому формированию личности, что отвечает объективным потребностям общества и интересам самой личности. Понятие же разностороннее развитие такого выразительного терминологического смысла не имеет и может трактоваться как угодно, чего наука обычно должна Понимание социально-экономической обусловленности целей воспитания позволяет уяснить и детализировать те требования, которые предъявляются современным обществом к содержанию всестороннего развития формируемой личности. Это обстоятельно раскрывается в новой «Концепции воспитания детей и учащейся молодежи. Одно из этих требований – в полной мере раскрыть и развить созидательные способности личности, ее интеллектуальный и творческий потенциал, открыть ей широкие горизонты для полноценной деятельности как в производственной, так и в духовной сфере демократизации и гуманизации общественных отношений молодежь научилась ориентироваться во множестве мнений и 5 убеждений, приобретала умение противостоять встречающимся трудностям, разумно пользоваться достижениями современной цивилизации, не поддавалась влиянию ошибочных воззрений, придерживалась здоровых моральных и общественных принципов, овладевала общечеловеческими ценностями. Существенным требованием к всестороннему и гармоническому развитию личности является

4.. гражданско-патриотическое и национальное воспитание. Оно включает в себя уважение к государственным символам, сохранение и развитие духовных богатств, национальных обычаев и культуры народа, стремление к демократии как форме участия всех граждан в решении государственных дел, доброжелательное отношение к другим народам и странам. В содержательном отношении большое значение во всестороннем развитии личности имеет ее морально-эстетическое формирование. Современный человек должен вырабатывать у себя принципы высоконравственного поведения, гуманности, высокой культуры межличностных отношений и общения, проявлять милосердие и заботу о благополучии других людей, поддерживать общественный порядок и дисциплину, преодолевать эгоистические наклонности, быть требовательным к себе, уважать старших по возрасту, чутко относиться к детям, стремиться к поддержанию здорового психологического микроклимата в семье. Все более обостряются вопросы экологии в современном мире. В этой связи важную роль в личностном формировании человека играет его экологическое развитие, воспитание природоохранительной культуры, борьба с загрязнением окружающей среды, привитие бережного отношения к природным ресурсам, растительному и животному миру. Существенное место в содержании всестороннего развития личности занимают приобщение к регулярным занятиям физкультурой и спортом, формирование санитарно-гигиенической культуры, проявление постоянной заботы о своем здоровье и соблюдении здорового образа жизни. В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (одобрена Постановлением коллегии Министерства образования РБ от 30 ноября 1999 г. № 24) определены: общая цель, важнейшие задачи и приоритетные принципы и содержание воспитания. Так, цель воспитания в современных условиях развития нашего общества – это формирование социально, духовно и морально зрелой творческой лично- сти, субъекта своей жизнедеятельности.

3. Целеполагание как вид деятельности педагога. Определение цели вообще и цели образования в общем виде нужно для того, чтобы эти идеи сознательно и грамотно использовать в практической учебно-воспитательной деятельности, в профессиональной работе педагога, то есть в целеобразовании и целеполагании, которые и составляют часть профессиональной деятельности педагога. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности педагога. Цели и задачи педагогического процесса в учреждениях образования объединяют обычно в три группы: 1) цели и задачи обучения (обучающие); 2) цели и задачи вос- питания (воспитательные); 3) цели и задачи развития (развивающие). В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое вклеючает в себя: обоснование и выдвижение целей; определение путей их достижения; проектирование ожидаемого результата. Целеполагания – непрерывный процесс, так как нетождественность цели и реально достигнутый результат становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию. От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе. Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований. 1)

Диагностичность или выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы. 2) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями. 3) Преемственность, которая заключается в осуществлении связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.), а также в выдвижении и обосновании целей на каждом этапе педагогической деятельности. 4) Идентификация целей, которая достигается через включение в процесс всех участников деятельности. 5) Направленность на результат, измерение результатов достижения цели, что воз- можно, если четко, конкретно определены цели воспитания. В педагогической литературе по вопросу методики целеполагания нет единства мнений. В качестве одного из вариантов предлагаются следующие последовательные этапы этой методики:

I этап. Определение стратегических, тактических и оперативных целей. II этап. Определение целей дальних, средних и близких, установление их логической и преемственной взаимосвязи. III этап. Анализ целей с позиций их технологичности и диагностичности (наличие конкретных критериев для анализа степени реализации целей, образца-эталона как желаемого результата). IV этап. Диагностика условий предстоящей учебно-воспитательной деятельности по достижению цели. V этап. Определение средств достижения цели: а) идеальных (знаний, умений, навыков обучаемых, общеучебных умений, методов и приемов обучения); б) материальных (различные носители информации); в) организация учебно-воспитательного процесса на всех его этапах. VI этап. Определение алгоритма деятельности по достижению цели: точных пред- писаний, шагов и действий, ведущих к достижению цели. VII этап. Корректировка со-целей для создания благоприятных условий реализации основной цели воспитуемыми. Исследование показывает, что если целеполагающая деятельность организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у детей вырабатывается потребность в состоятельном целеполагания на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Школьники приобретают такие важнейшие качества, как целеустремленность, ответственность, деловитость, у них развиваются прогностические умения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.180.152 (0.015 с.)