Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современное понятие цели и целеполагания в воспитательной работе Проблема целей в школеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Целеполагание — это система профессионального осмысления объективной социально-психологической и культурологической необходимости некоторого уровня развития личности современного человека, способного жить в контексте современной культуры и творить жизнь; это поиск максимально точной формулировки общего идеального образа такого человека; это аналитическая оценка природы детства, сущности развития личности и природы индивидуальности как условий, допускающих
цели воспитания; это система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится конкретный ребенок, и соотнесение их с содержанием и поставленной цели воспитания. Цель всестороннего воспитания личности как нормативная установка законодательного характера была введена в ранг требований государственной политики в СССР. Аналогичные формулировки вошли в документы об образовании других стран, входивших в блок социалистического содружества, варьируясь с учетом национальных традиций. Подобная же формулировка цели образования и воспитания вошла в ряд международных деклараций ЮНЕСКО и, таким образом, приобрела значение. виды педагогических целей многообразны. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся. Нормативные, т. е. государственные, цели — это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Сегодня эти цели могут корректироваться местными органами власти: областными, городскими и даже районными. Нормативные цели разрабатываются на базе широкой информации о состоянии народного образования и экономики соответственно в республике, области, городе, районе, об уровне воспитанности детей, об уровне профессиональной подготовки выпускников. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога. Параллельно, а часто независимо от государственных существуют общественные целикак цели общества, его различных слоев. В отличие от государственных, общественные цели не могут быть едиными. Они формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей, особенно тех, кто составляет основную базу для формирования учреждений народного образования. Инициативные цели— это цели, разрабатываемые непосредственно самими педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников. В той группе выделяются следующие виды целей: цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения. цели формирования отношений. Включают в себя формирование отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, профессии, училищу, уроку, теме урока, друзьям, родителям, к самому себе, природе, искусству, творчеству и т. д. цели формирования творческой деятельности. Предметом этих целей является развитие особенностей, задатков, интересов учащегося, а также умений их реализовать. организационные цели ставятся педагогом и относятся к области его управленческой функции. Например, педагог может поставить цель использования самоуправления в организации учебной деятельности учащихся. методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и вне учебной деятельности учащихся. Например, внедрить новые формы организации учебно-воспитательного процесса. иды педагогических целей многообразны. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся. Нормативные, т. е. государственные, цели — это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Сегодня эти цели могут корректироваться местными органами власти: областными, городскими и даже районными. Нормативные цели разрабатываются на базе широкой информации о состоянии народного образования и экономики соответственно в республике, области, городе, районе, об уровне воспитанности детей, об уровне профессиональной подготовки выпускников. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога. Параллельно, а часто независимо от государственных существуют общественные цели как цели общества, его различных слоев. В отличие от государственных, общественные цели не могут быть едиными. Они формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей, особенно тех, кто составляет основную базу для формирования учреждений народного образования. • Инициативные цели— это цели, разрабатываемые непосредственно самими педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников. В той группе выделяются следующие виды целей: • цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения. • цели формирования отношений. Включают в себя формирование отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, профессии, училищу, уроку, теме урока, друзьям, родителям, к самому себе, природе, искусству, творчеству и т. д. • цели формирования творческой деятельности. Предметом этих целей является развитие особенностей, задатков, интересов учащегося, а также умений их реализовать. • организационные цели ставятся педагогом и относятся к области его управленческой функции. Например, педагог может поставить цель использования самоуправления в организации учебной деятельности учащихся. • методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и вне учебной деятельности учащихся. Например, внедрить новые формы организации учебно-воспитательного процесса. Проблема целеполагания одна из важнейших проблем педагогики. В философии цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить. В этом смысле под целью педагогического процесса следует понимать заранее определяемые (прогнозируемые) в сознании субъектов педагогического процесса результаты их взаимодействия. Цель педагогической деятельности – предвосхищение в сознании педагога ее результатов. Следует различать понятия «цель педагогического процесса» и «задача педагогического процесса». Для достижения цели требуется более продолжительный отрезок времени, а задача – это ближайшая цель. Цель определяет стратегию педагогического процесса, а задачи – его тактику. Поскольку процесс социализации и его составная часть образование (воспитание) проходят на макросоциальном, макросоциальном, межличностном и личностном уровнях, то и целям педагогического процесса свойственна разноуровневость. 1-й (макросоциальный уровень) – это определение идеала воспитания в обществе или отдельной стране, у конкретного народа, который воплощает в себе общественный идеал совершенного человека или группы людей, человечества, цивилизации. 2-й (макросоциальный уровень) – конкретизация общих целей воспитания 1-го уровня в образовательных целях конкретных учебно-воспитательных учреждений. Цели данного уровня сформулированы в учебных программах и программах воспитания для учащихся определенного возраста, в планах учебно-воспитательной работы школы или отдельных педагогов. На этом уровне определяются также цели обучения конкретному предмету, по отдельным разделам и темам учебной дисциплины. 3-й (межличностный) и 4-й (личностный) уровни – конкретизация целей, поставленных на 1 и 2 уровнях с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их способностей, наклонностей, интересов и т. д. Личностный уровень предполагает постановку целей и задач самообразования, самовоспитания, самообучения. Общественно значимые цели воспитания изменчивы и динамичны, носят исторический характер. Они определяются потребностями и уровнем развития общества, зависят от способа производства, уровня экономического развития, темпов социального и научно-технического процесса. Цели также зависят от характера политического и правового устройства той или иной страны, от истории и традиций данного народа, уровня развития педагогической теории и практики, педагогической культуры общества. В настоящее время целью современного воспитания является идеал гражданина, патриота своей страны, профессионала-труженика, ответственного семьянина, а формирование свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и высокой социальной самоценности становится определяющим в воспитании. Поэтому оно базируется на уважении и доброжелательном отношении к детям, проникнуто гуманностью, глубокой верой в их интеллектуальное и морально-эстетическое развитие. Глобальные, стратегические цели образования в нашей стране изложены в законе РБ «Об образовании» (в редакции 2002 г.), в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006) и др. директивных документах в области образования. Проблема цели воспитания многие века занимала умы философов и педагогов. В античном мире этот идеал воплощал в себе гармонию телесной и духовной красоты. За- родившись в Древней Греции, идея всестороннего и гармоничного развития личности стала выполнять роль идеала, цели воспитания. Данная идея ставилась в качестве цели и в другие исторические периоды развития общества – в позднем Средневековье (Эпоха Возрождения), в новое и новейшее время. Эта идея сохраняет свою привлекательность и в настоящее время. Многие педагоги (И. Ф. Харламов, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый) утверждают, что в качестве цели-идеала идея всесторонне и гармонично развитой личности всегда будет сохранять свое значение, духовную ценность. Не отрицая этого, большинство педагогов придерживаются мнения, что данная цель в современных социально-экономических условиях не является реально достижимой. Поэтому в настоящее время цель-идеал трактуется как формирование разносторонне и гармонично развитой личности. Разностороннее развитие предполагает воспитание и развитие телесного, психического, социального и духовного здоровья личности, связанных с этим личностных свойств и качеств. Гармоническое развитие заключается в установлении соразмерных и стройных отношений индивида с окружающей природой, социальной средой и самим собой. (2006), согласно которой целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Соответственно важнейшими задачами образования (воспитания) являются: 1. Нравственное воспитание личности. 1. 2. Формирование патриотизма и гражданственности. 2. Развитие самосознания личности. 3. Формирование трудовых и жизненных навыков. 4. Формирование ответственного поведения. 5. Формирование здорового образа жизни. 6. Развитие эмоциональной сферы ребенка. 7. Развитие чувства прекрасного. 8. Развитие экологического сознания. 2. Цель воспитания в современной школе. Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Несмотря на все исторические трудности и ошибки в реализации данной цели воспитания, разумной альтернативы всестороннему и гармоничному воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого с учетом допущенных ошибок будет стремиться наша школа. Каково же ее содержание? I. В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка двигательных функций, физической закалки и санитарно-гигиенической культуры. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, что, безусловно, может мешать ему в его личностном развитии. К тому же современное производство зачастую культивирует гиподинамию (малую подвижность) и однообразные движения, что иногда может приводить к физическому уродованию личности. Это выразительно показано в кинокартине Ч.Чаплина «Новые времена». В этом фильме изображен рабочий, который многие годы работает у конвейера и занят только одной операцией – завинчиванием гайки. Это привело к тому, что и в обыденной обстановке он все время рукой импульсивно воспроизводит действия, имитирующие завинчивание гайки. У другого рабочего труд сводится только к нажатию на кнопку, и он настолько «привыкает» к этой операции, что и в житейском поведении его рука само- произвольно производит движения, связанные с надавливанием на кнопку. Беседуя, например, с кем-либо из своих товарищей, он то и дело тычет ему пальцем в пуговицы пиджака, в нос и т.д., производя впечатление человека с психической травмой. Не случайно в настоящее время на крупных предприятиях создаются спортивно- оздоровительные комплексы, вводится производственная гимнастика и т.д. Физическое воспитание стало органической частью учебной и внеклассной работы в школе и пред- принимаются меры к его совершенствованию. II. Ключевой проблемой всестороннего и гармонического развития личности является 2.умственное воспитание. Только благодаря интеллектуальной деятельности человек создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный прогресс в области науки, техники и социально-экономических отношений. Обычно умственное воспитание связывают с овладением научными знаниями, с развитием творческих способностей и задатков. Не менее важное значение в этом отношении имеет развитие мышления личности, сообразительности, памяти, умения самостоятельно добывать и пополнять свои знания. Расширение интеллектуального кругозора, овладение новейшими достижениями науки и техники и другими общечеловеческими ценностями особенно важно в настоящее время, когда в мире все большее значение приобретают процессы глобализации, рыночной конкуренции и интеграции межгосударственных отношений. 3 Не менее существенную роль во всестороннем развитии личности играет приобщение ее к современным техническим достижениям, к передовым технологиям и ин- формационно-компьютерным средствам. Это требует содержательного и методически эффективного политехнического образования, знакомящего учащихся в теории и на практике с научными основами современного производства и способствующего овладению умениями и навыками труда на наиболее распространенных машинах, а также обращения с различными инструментами и техническими приспособлениями. Только таким путем можно создать предпосылки для подготовки учащейся молодежи к работе на современном производстве и свободного профессионального самоопределения. IV. Весьма велика роль в формировании личности морального развития. Жизнь в современном обществе требует высокой культуры поведения и общения между людьми, умения поддерживать благожелательные отношения и тем самым создавать комфортную обстановку для себя, утверждать свое достоинство и личностную самоценность. В то же время наш техногенный и экологически неустойчивый век чреват различными опасностями, и каждому человеку, как на производстве, так и в обыденной жизни необходимо проявлять высокую требовательность к себе, уметь пользоваться свободой, строго соблюдать дисциплину труда, отвечать за свои поступки, укреплять устойчивость социальных отношений в обществе. Вместе с тем огромное значение имеет духовный рост членов общества, приобщение их к сокровищам отечественной и мировой литературы и искусства, формиро-4 вание высоких эстетических чувств и вкусов, т.е. эстетическое формирование челове- ка. V. Всестороннее развитие личности включает в себя еще два компонента. Первый из них касается склонностей, творческих задатков и способностей. Ими обладает каждый здоровый человек, и обязанность школы выявлять и развивать их, формировать у учащихся индивидуальную красоту, личностное своеобразие, творческий подход к выполнению любого дела. VI. Второй компонент относится к производительному труду и его большой роли в формировании личности. Только он позволяет преодолевать односторонность личноного развития человека, создает предпосылки для его полноценного физического формирования, стимулирует умственное и нравственно-эстетическое совершенствование. Таким образом, в качестве составных частей всестороннего развития личности выступают: умственное воспитание, техническое (политехническое) образование, физическое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, которые необходимо сочетать с развитием творческих способностей и задатков учащихся и вовлечением последних в посильную трудовую деятельность. Но всестороннее развитие должно носить гармонический (согласованный) характер. Это значит, что полноценное воспитание должно основываться на одновременном и взаимосвязанном развитии всех указанных выше сторон личности. Если же та или иная сторона, например, физическое или нравственное развитие осуществляются с определенными издержками, это неизбежно будет негативно сказываться на формировании личности в целом. В последнее время понятие всестороннее и гармоническое развитие личности иной раз трактуется как разностороннее развитие, поскольку, дескать, всестороннее развитие осуществляется не в полной мере. Вряд ли подобная подмена устоявшихся понятий является обоснованной. Дело в том, что необходимость всестороннего развития личности выступает как воспитательный идеал общества с высокоразвитым техническим базисом, как его педагогическая тенденция. Мера же и глубина этого развития зависит от конкретных социально-экономических условий, в которых оно осуществляется. Важно, однако, чтобы воспитание способствовало и умственному, и техническому, и нравственному, и эстетическому, и физическому формированию личности, что отвечает объективным потребностям общества и интересам самой личности. Понятие же разностороннее развитие такого выразительного терминологического смысла не имеет и может трактоваться как угодно, чего наука обычно должна Понимание социально-экономической обусловленности целей воспитания позволяет уяснить и детализировать те требования, которые предъявляются современным обществом к содержанию всестороннего развития формируемой личности. Это обстоятельно раскрывается в новой «Концепции воспитания детей и учащейся молодежи. Одно из этих требований – в полной мере раскрыть и развить созидательные способности личности, ее интеллектуальный и творческий потенциал, открыть ей широкие горизонты для полноценной деятельности как в производственной, так и в духовной сфере демократизации и гуманизации общественных отношений молодежь научилась ориентироваться во множестве мнений и 5 убеждений, приобретала умение противостоять встречающимся трудностям, разумно пользоваться достижениями современной цивилизации, не поддавалась влиянию ошибочных воззрений, придерживалась здоровых моральных и общественных принципов, овладевала общечеловеческими ценностями. Существенным требованием к всестороннему и гармоническому развитию личности является 4.. гражданско-патриотическое и национальное воспитание. Оно включает в себя уважение к государственным символам, сохранение и развитие духовных богатств, национальных обычаев и культуры народа, стремление к демократии как форме участия всех граждан в решении государственных дел, доброжелательное отношение к другим народам и странам. В содержательном отношении большое значение во всестороннем развитии личности имеет ее морально-эстетическое формирование. Современный человек должен вырабатывать у себя принципы высоконравственного поведения, гуманности, высокой культуры межличностных отношений и общения, проявлять милосердие и заботу о благополучии других людей, поддерживать общественный порядок и дисциплину, преодолевать эгоистические наклонности, быть требовательным к себе, уважать старших по возрасту, чутко относиться к детям, стремиться к поддержанию здорового психологического микроклимата в семье. Все более обостряются вопросы экологии в современном мире. В этой связи важную роль в личностном формировании человека играет его экологическое развитие, воспитание природоохранительной культуры, борьба с загрязнением окружающей среды, привитие бережного отношения к природным ресурсам, растительному и животному миру. Существенное место в содержании всестороннего развития личности занимают приобщение к регулярным занятиям физкультурой и спортом, формирование санитарно-гигиенической культуры, проявление постоянной заботы о своем здоровье и соблюдении здорового образа жизни. В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (одобрена Постановлением коллегии Министерства образования РБ от 30 ноября 1999 г. № 24) определены: общая цель, важнейшие задачи и приоритетные принципы и содержание воспитания. Так, цель воспитания в современных условиях развития нашего общества – это формирование социально, духовно и морально зрелой творческой лично- сти, субъекта своей жизнедеятельности. 3. Целеполагание как вид деятельности педагога. Определение цели вообще и цели образования в общем виде нужно для того, чтобы эти идеи сознательно и грамотно использовать в практической учебно-воспитательной деятельности, в профессиональной работе педагога, то есть в целеобразовании и целеполагании, которые и составляют часть профессиональной деятельности педагога. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности педагога. Цели и задачи педагогического процесса в учреждениях образования объединяют обычно в три группы: 1) цели и задачи обучения (обучающие); 2) цели и задачи вос- питания (воспитательные); 3) цели и задачи развития (развивающие). В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое вклеючает в себя: обоснование и выдвижение целей; определение путей их достижения; проектирование ожидаемого результата. Целеполагания – непрерывный процесс, так как нетождественность цели и реально достигнутый результат становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию. От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе. Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований. 1) Диагностичность или выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы. 2) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями. 3) Преемственность, которая заключается в осуществлении связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.), а также в выдвижении и обосновании целей на каждом этапе педагогической деятельности. 4) Идентификация целей, которая достигается через включение в процесс всех участников деятельности. 5) Направленность на результат, измерение результатов достижения цели, что воз- можно, если четко, конкретно определены цели воспитания. В педагогической литературе по вопросу методики целеполагания нет единства мнений. В качестве одного из вариантов предлагаются следующие последовательные этапы этой методики: I этап. Определение стратегических, тактических и оперативных целей. II этап. Определение целей дальних, средних и близких, установление их логической и преемственной взаимосвязи. III этап. Анализ целей с позиций их технологичности и диагностичности (наличие конкретных критериев для анализа степени реализации целей, образца-эталона как желаемого результата). IV этап. Диагностика условий предстоящей учебно-воспитательной деятельности по достижению цели. V этап. Определение средств достижения цели: а) идеальных (знаний, умений, навыков обучаемых, общеучебных умений, методов и приемов обучения); б) материальных (различные носители информации); в) организация учебно-воспитательного процесса на всех его этапах. VI этап. Определение алгоритма деятельности по достижению цели: точных пред- писаний, шагов и действий, ведущих к достижению цели. VII этап. Корректировка со-целей для создания благоприятных условий реализации основной цели воспитуемыми. Исследование показывает, что если целеполагающая деятельность организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у детей вырабатывается потребность в состоятельном целеполагания на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Школьники приобретают такие важнейшие качества, как целеустремленность, ответственность, деловитость, у них развиваются прогностические умения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.16 (0.014 с.) |