КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ



Прежде чем приступить к целеполаганию, необходимо хорошо понимать сущность этого процесса. Достаточно трудно дать целеполаганию краткое и емкое определение, но можно сформулировать описательное определение, в котором перечислены его наиболее важные смысловые моменты. Можно выделить одиннадцать ключевых аспектов целеполагания:


Глава 4. Целеполагание, планирование, исполнение

1. Целеполагание—важнейшиймеханизмреализациипотребностей

человека, но не единственный. Многие из потребностей человека реализуются бессознательно, поведение человека далеко не всегда является сознательным и целенаправленным, часто (даже если исключить патологические бессознательные формы поведения) оно имеет импульсивный и нерациональный характер.

2. Цель — это мотивированное, осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата.Таким образом, процесс целе-полагания имеет две стороны: энергетическую (мотивационную) и информационную. Можно даже определить целеполагание как «наделение энергии содержанием». Но главные усилия заключаются в понимании, осмыслении, формулировании в словах информационной модели будущего результата. Цель просто необходимо проговорить, в противном случае она так и останется смутной, интуитивной (и трудно достижимой).

3. Целеполагание — проявление и способ реализации данной человеку свободы воли.Действительно эффективные цели человек ставит перед собой только сам, навязать цели невозможно. Человек может осмысленно принять чужие цели, только согласовав их с собственными, а не поддавшись давлению извне. Среди современных менеджеров иногда встречаются технократы, которые искренне верят в то, что в организации всегда можно создать такую жесткую дисциплину, что сотрудники подчинятся «спущенным сверху» целям и «не пикнут». Мол, свобода свободой, а заставить людей следовать чужим целям всегда можно...

Значимость свободы воли легко раскрывается с помощью следующего примера: знаменитый австрийский психолог Виктор Франки, описывая (см.: Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990) свой опыт пребывания в годы второй мировой войны в фашистском концлагере, упоминает о том, что в концлагерях существовала продуманная система «ломки личности». Основная цель этой системы — создание «живых орудий», идеальных рабов для «Мирового Рейха», которые полностью лишены воли и послушно исполняют любые указания хозяев. Франки подробно пишет о том, что фашисты придумали и использовали, казалось бы, весьма эффективные методы, которые просто должны были привести к запланированному результату. Но на практике результат получился несколько иным: полностью лишенный свободы воли, человек утрачивал человеческие черты и превращался в «мусульманина» (так в концлагере называли заключенных, сломленных психологической обработкой; они сидели, поджав


4.4. Ключевые аспекты целеполагания

под себя ноги, и раскачивались, подобно молящимся мусульманам). Обычно такие «мусульмане» были совершенно не работоспособны, переставали общаться и понимать человеческую речь, утрачивали простейшие навыки самообслуживания (личной гигиены), прекращали употреблять пищу и в скором времени умирали.

И напротив, пытаясь найти ответ на вопрос: «Что же позволило некоторым людям не сломаться и выжить в нечеловеческих условиях?», Франки приходит к четкому ответу — наличие действительно важной, личностно значимой цели, ради которой стоило жить. Таким образом, лишить человека свободы воли и подавить его способность к целеполаганию, навязав ему цели, — значит уничтожить человека как личность, как разумное, творческое и продуктивное существо.

4. На выбор целей влияют: социальные нормы и ценности, мода, стереотипы, мнения других людей и многое другое. Но в любом случае ответственность за выбор конкретной цели лежит только на самом человеке.Цели не обязательно должны быть какими-то особенными и оригинальными. Целью обычно становится нечто, обладающее ценностью. Можно «копнуть глубже»: а что есть ценность, откуда она берется? Ценности (и цели как их производное) по природе своей социальны и «зашифрованы» в мировой культуре. Когда человек (или организация) растет и развивается, то, «врастая» в общество (социализируясь), он усваивает и характерные для своего времени ценности.

Проблема в том, что в любое время и в любом обществе всегда есть ценности как со знаком «плюс», так и со знаком «минус» (например, по этическому критерию). При этом ценности обычно плохо осознаются, в то время как цели всегда сознательны. Если человек сам выбрал цель, но через некоторое время понял, что она «плохая», то в ееоснове, скорее всего, лежат какие-нибудь «неправильные» ценности (например, сиюминутные, связанные с быстро проходящей модой). Таким образом, целеполагание — это весьма ответственное занятие, требующее глубокого осознания и понимания «ценностной основы» выбираемых целей.

5. Целеполагание связано с категориями закономерности и необходимости— человек не планирует случайности, он прогнозирует и стремится к наиболее вероятному результату. В психологии познания существует даже целое большое направление, посвященное изучению так называемого «вероятностного прогнозирования». Человеческий мозг оперирует вероятностями возможных событий и старается предвосхитить изменения окружающей среды, поступки других людей, последствия собственныхдействий. Вероятностное прогнозирование — про-


Глава 4, Целеполаганиа, планирование, исполнение

цесс частично бессознательный (основанный на интуитивных схемах и алгоритмах переработки вероятностей), частично осознанный. Что важно, обе стороны (сознательная и бессознательная) вероятностного прогнозирования тесно связаны и влияют друг на друга. Таким образом, даже при максимально осознанном процессе целеполагания, когда мы вроде бы открыто взвешиваем объективные факты «за» и «против» цели, многие доводы обладают скрытой дополнительной убедительностью, так как на интуитивном уровне некоторые факты могут казаться нам более вероятными. В целом же в подавляющем большинстве жизненных ситуаций человек делает выбор (в том числе выбор целей), стараясь получить наиболее закономерный (вероятный) результат. (Можно рассуждать и от противного: если человек часто ставит перед собой недостижимые цели, значит, что-то не так в системе субъективных вероятностей. Человек либо переоценивает вероятность наступления каких-либо событий на пути к цели, либо переоценивает ее.)

6. При правильном цел еполагании цельисточник энергии,движение, развитие, активность, изменение и т. п. При неправильном целеполагании цель — энтропия, «черная дыра», источник разрушения личности. «Хорошая» цель вдохновляет и возбуждает, позволяя находить силы даже для преодоления самых безвыходных ситуаций, выполнять самую тяжелую или скучную работу. «Плохая» цель оборачивается хронической усталостью, перенапряжением, болезнями.

7. Цели индивидуальны.Даже при внешнем совпадении (в названии, формулировках) они различны на уровне глубинного личностного смысла. Это положение является следствием того, что за целями всегда стоят ценности (см. выше — п. 4). Например, за такой индивидуальной целью, как стремление занять более высокую должность, у одного сотрудника может стоять ценность «деньги, достаток», а удру-гого — «профессиональная самореализация, воплощение собственных идей и проектов».

8. Целеполагание — активный творческий процесс.Цели никогда не даны заранее, их необходимо выдумывать, находить, изобретать, формулировать, ставить. Целеполагание — процесс напряженный, интересный, азартный, захватывающий. Если цель далась легко, без вдохновения и напряженных поисков, то существует очень большой риск, что это «случайная» цель (например, дань моде или цель, «внушенная» авторитетными людьми). Такая легкая цель потом может легко превратиться в «плохую», поглощающую время и энергию.

9. Важно понимать, что психологически целью может являться не внешний результат, а внутреннее состояние, не вообще какой-либо


4.4. Ключевые аспекты целеполагания

результат, а процесс; не заявленная цель, а сами средства и способы ее достижения. Если речь идет об организационных целях, то они, как правило, всегда представляют собой «проект» конкретного материального (продуктом, товаром и т. п.) или социального (социальной структурой, отношениями и др.) результата. Такой результат всегда «объективен» — он нагляден, осязаем, действенен. Индивидуальные цели совершенно не обязательно должны быть материальными и объективными. Субъективной целью может быть состояние (например, уверенность в себе), процесс (например, художник-любитель рисует не для выставки или продажи картин, а «для себя», потому что ему нравится сам процесс рисования), средствадеятельности (например, спортсмен-любитель занимается восточными единоборствами не потому, что для него актуально владение навыками самообороны, а потому, что ему нравится заложенная в данном боевом искусстве система тренировки тела).

10. Цели человека пластичны,они неизбежно меняются в процессе их достижения (вплоть до полного обесценивания). Могут существовать долгосрочные цели, время достижения которых— вся (или почти вся) жизнь. Например, М. Булгаков писал свой знаменитый роман «Мастер и Маргарита» более 40 лет! Могут быть и так называемые «регулярные цели», достижение которых подчиняется определенной периодичности, но промежуток их актуальности во времени — вся жизнь. Примером таких «регулярных целей» может быть забота о близких людях, которая принимает различные формы на разных этапах отношений или меняется с возрастом, но не теряет актуальности в течение всей жизни.

При достижении любых целей (а в особенности — долгосрочных) субъективный личностный смысл цели и отношение к ней меняются. Цель в идеале должна быть привлекательной и вызывать только положительные эмоции (радость, интерес и др.), но в реальной жизни может вызывать весьма противоречивые или даже негативные переживания, такие как сомнение, разочарование, страх и др. Важно понимать, что субъективная (и эмоциональная) пластичность целей — вполне нормальное явление. Негативное отношение к цели часто может быть кратковременным, обусловленным ситуативными причинами, и это еще не повод отказаться от нее.

11. Качественное целеполагание невозможно, если нет необходимой и достаточной информации:1) о самом себе; 2) об окружающем мире; 3) о средствах, способах, правилах, технологиях деятельности. Цель — это координаты на карте жизни, точка, до которой необходи-


Глава 4. Целеполагание, планирование, исполнение

мо добраться. Развивая эту метафору, можно сказать, что для успешного прохождения этого пути надо иметь достаточно точное представление о «точке старта», о том, что вообще изображено на карте, какие дороги на ней отображены и т. д. Целеполагание никогда не происходит в «безвоздушном пространстве», оно опирается на целостное мировоззрение человека, включая его представление о мире, самом себе, других людях и т. п. Если говорить о целеполагании в организации, то аналогичную роль мировоззренческого контекста целеполагания выполняют корпоративная философия, точное знание положения дел в организации, социального контекста ее деятельности и т. д.

О Какие, по вашему мнению, аспекты целеполагания являются наибо-• лее важными, а какие — второстепенными? Приведите по 2—3 примера. Какие аспекты целеполагания являются наиболее значимыми для «индивидуального» ТМ? Для «ролевого» ТМ? Для «социального» ТМ?

Каким аспектам целеполагания вы ранее уже уделяли внимание? О каких аспектах целеполагания вы ранее не задумывались? Что из перечисленного показалось вам наиболее значимым, востребованным в вашей практике целеполагания? Что необходимо более глубоко осмыслить, учесть, изменить?

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

И ПРОЦЕСС ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ

Целеполагание — это начальная точка в любой человеческой деятельности. Цель вне деятельности просто не существует. В самом упрощенном виде психологическую структуру деятельности можно отобразить в виде следующей схемы:


4.5. Целеполагание и процесс достижения цели

Существует десять ключевых моментов, которые важны для понимания данной схемы:

1. В основе человеческой деятельности лежат потребности,которые не осознаются. Человек может чувствовать потребностное напряжение в форме смутного чувства дискомфорта, но часто не понимает источников и причин этого состояния. Потребность — объективная нужда в чем-либо. Потребности часто навязаны человеку, в том плане, что они существуют объективно, независимо от свободы воли человека (например, чтобы жить, человек должен дышать, принимать пищу и т. д.). В современной психологии нет общепринятой классификации потребностей, но в качестве примера здесь можно назвать модель А. Маслоу, выделяющего пять основных групп потребностей (физиологические, в безопасности, социальные, в уважении, в самоактуализации).

Обратите внимание, что на схеме «Потребности» изображены на сером фоне, то есть ниже уровня осознания.

2. Мотивобычно определяется как осознанная потребность. Но поскольку человек осознает множество потребностей, мало того, одну и туже потребность он может осознавать по-разному, то целостная мо-тивационная система человека является весьма сложной, противоречивой и лишь частично осознаваемой. Мотивы иерархичны по своей субъективной значимости и могут конкурировать друг с другом (известный в психологии феномен борьбы мотивов). Самый значимый (победивший) и хорошо осознаваемый мотив и есть цель. В качестве компонента мотивации принято выделять мотивировки — сознательные доводы, объясняющие или обосновывающие значимость мотива.

На схеме «Мотивация» изображена на пересечении белой и серой зон, что указывает на частичную осознанность феномена.

3. Цельесть понимание того, что я хочу (опредмеченное желание). Цель есть идеальный образ, в котором реальность всегда искажена в большей или меньшей степени.

Цель как идеальный образ является сложным комплексным образованием, состоящим из доводов, формулировок, ожиданий, прогнозов, установок, эмоций, фантазий, идей, догадок и т. п. В современной науке цель понимается как рациональный и полностью сознательный феномен, но при этом нельзя забывать про эмоционально-образные «корни» цели, которые могут не осознаваться сами, но влияют на то, как именно будет осознаваться цель.

Обратите внимание, что изображенная на схеме вертикальная пунктирная стрелка обозначает своего рода «границу»: до нее мы имеем


Глава 4. Целеполагание, планирование, исполнение

дело с неосознаваемыми процессами и средствами осознания цели, после этой границы собственно и начинается осознанный процесс целеполагания, а также непосредственное достижение цели.

4. При выборе цели используются внутренние механизмы вероятностного прогнозирования. Вкачестве цели обычно выбирается событие с высоким уровнем субъективной вероятности.

5. Цель как внутренний образ и субъективный прогноз ВСЕГДА расходятся с реальным результатом.

На схеме (столь понятной для деловых людей, активно «делающих деньги») образ цели символизирует денежная пачка, а результат — единственная купюра.

6. Образ цели обычно также включает в себя образ процессаее достижения (характер и последовательность действий) и представление о ресурсах.Планирование — это сознательный анализ (прояснение) и письменная фиксация этапов достижения цели и требуемых ресурсов.

7. Представление о процессе и ресурсах достижения цели ВСЕГДА расходится с тем, что происходит (доступно) на самом деле. Даже самый идеальный план содержит в себе погрешности, которые придется оперативно корректировать.

8. Чем ярче и четче осознается цель, тем сильнее мотивацияк ее достижению и тем больше активность по достижению результата. В современной психотерапии хорошо известен факт своеобразного «целевого магнетизма» — если максимально ярко и отчетливо представить (визуализировать) будущую цель, то получившийся образ обладает уникальной энергетикой, словно гипнотизируя и «притягивая» к себе человека.

9. Чем сильнее мотивация на начальном этапе, тем больше искажается субъективная вероятность цели («если очень хочется, то легко достижимо»). Данный феномен может сослужить хорошую службу при достижении «кавалерийским наскоком» краткосрочных целей, но явно будет иметь негативное влияние при достижении целей долгосрочных, провоцируя разочарование.

10. Существует известный в психологии мотивационный закон, называемый градиент цели:чем ближе мы приближаемся к результату, тем больше сила мотивации и активность действий. Здесь можно провести аналогию с моряками, которые долго были в море, но, увидев на горизонте долгожданную землю, с удвоенной силой налегли на весла. Цели, связанные с «высшими мотивами» (духовными, социально значимыми), имеют более ярко выраженный градиент цели.


4.5. Целеполагание и процесс достижения цели

Закон градиента цели может (в разумных пределах) использоваться и в практическом менеджменте. Одно из правил ТМ гласит: «Любая работа занимает ровно столько времени, сколько на нее выделено». Можно выделить для достижения цели определенный интервал времени, а потом начать сокращать его, создавая дефицит времени и как бы искусственно приближая цель. В идеале такое форсированное усиление градиента цели должно привести к мобилизации сил сотрудников, усилению мотивации и скорейшему достижению результата.

На схеме градиент цели изображен в виде серого тона заливки стрелки, интенсивность которого усиливается слева направо.

В заключение заметим, что целеполагание является сложным и длительным процессом. Сложность его заключается в том, что необходимо трансформировать во многом неосознаваемые желания в четко сформулированную цель, выстроить в сознании план необходимых действий и ресурсов для ее достижения.

Длительность процесса целеполагания обусловлена тем, что он не ограничивается одним только выбором цели на старте деятельности. В процессе деятельности возникает множество несоответствий между образом цели (включая планируемые действия и ресурсы) и реальными результатами. Целеполагание включает в себя оперативную коррекцию цели в течение всего процесса ее достижения.

О Приведите из своей повседневной жизнедеятельности (или из деятель-• ности вашей организации) по 2—3 примера следующих аспектов деятельности:

• борьбы мотивов при выборе цели;

• расхождения цели (как внутреннего образа и субъективного прогноза) и реального результата;

• расхождения планов (действий, этапов, ресурсов) и реального протекания деятельности;

• «целевого магнетизма»;

• эффекта влияния на деятельность сильной начальной мотивации;

• эффекта влияния на деятельность градиента цели.

Каким образом необходимо учитывать перечисленные аспекты процесса деятельности в целеполагании и планировании?


Глава 4. Целе полагай не, планирование, исполнение

СВОЙСТВА ЦЕЛЕЙ

Как правило, поставленная человеком цельявляется не единственной. Цель существует не изолированно, она включена в систему целей. Можно выделить как минимум 14 свойств системы целей.

1. Количество.Существует множество как отечественных, так и зарубежных психологических, социологических, философских (аксиологических) исследований, в которых делалась попытка «сосчитать» точное количество индивидуальных целей. Количество целей личности может колебаться от одной-двух до нескольких десятков, но в подавляющем большинстве случаев реальное количество целей соответствует известному в психологии «магическому числу» 7±2. При этом многие исследователи подчеркивают явно выраженную закономерность: чем меньше целей (от 1 до 3) ставит перед собой человек, тем больше шанс, что он их действительно достигнет.

2. Степень важности, субъективной значимости.«Важность» — это субъективная оценка значимости поставленных целей, позволяющая делить их на главные и второстепенные (побочные). Иногда главные цели называют «цели-ценности», а второстепенные — «цели-средства». Обычно второстепенные цели (цели-средства) связаны с решением промежуточных или сопутствующих задач на пути достижения главной цели.

3. Срок (точность) достижения.Цели человека могут иметь жесткую привязку к какой либо календарной дате или даже часу (так называемые точные, или жесткие, цели). Жесткая привязка обьгано характерна для краткосрочных целей, в то время какдолгосрочные (в том числе жизненные) цели обьгано весьма приблизительно связаны с довольно обширными промежутками времени. Масштаб достижения долгосрочных целей обьгано измеряется месяцами, годами или даже десятилетиями, следовательно, погрешность в точности достижения таких целей может составлять дни, недели, месяцы или даже годы.

4. Приоритетность.Приоритетность является производным показателем от двух предыдущих свойств. Предполагается, что сочетание важности и срочности (наличие жесткой даты и времени достижения результата) задает иерархию целей, определяет очередность ихдости-жения. В первую очередь выполнятся наиболее важные и срочные цели, потом — все остальные.

Приоритетность часто может стать серьезной проблемой для человека, заинтересованного в более эффективном управлении соб-


4.6. Свойства целей

ственным временем. Корни этой проблемы, с одной стороны, скрываются в том, что важность цели является субъективным, а значит, неустойчивым показателем: важность может уменьшаться и увеличиваться, радикально переоцениваться и т. п. С другой стороны, если с достижением жестких целей также обычно все понятно и просто, то временной масштаб долгосрочных целей часто может быть «плавающим». Отношение человека ко времени и к обстоятельствам собственной жизни может меняться, он может менять оценку своих сил и возможностей, попутно изменяя масштаб важных долгосрочных целей. Таким образом, приоритетность является динамичным, «скользящим», постоянно изменяющимся свойством целей.

5. Логическая соподчиненность.Логическая соподчиненность целей является следствием их включенности в процесс и структуру человеческой деятельности. Условно можно выделить цели высшего логического уровня («родовые»), подчиняющие себе все более мелкие цели, — цели-ценности; цели промежуточного уровня («видовые») — цели-задачи; цели низшего уровня («частные») — цели-средства. Логическая соподчиненность целей не является жестко фиксированной, что означает, что отдельные цели в различных видах деятельности могут занимать различные места в разных «звеньях» цепочки (цели-ценности — цели-задачи — цели-средства).

6. Гармоничность.Гармоничность — качественная характеристика системы целей, указывающая на отсутствие явных противоречий и конфликтов между целями. Гармоничность представляет собой скорее «практический» показатель, связанный не столько с самими целями, сколько с личностными стратегиями их достижения.

Например, участники ТМ-тренингов почти всегда в качестве жизненно важных целей одновременно указывают «продуктивную работу» (карьерный рост, высокие достижения и т. п.) и «счастливую семейную жизнь». Потенциально эти цели конфликтны: надо или круглыми сутками «гореть» на работе, или выделять значительное время на общение с близкими людьми. Но на практике существует множество вариантов координации данных целей: начиная от самых неудачных и «несчастных», когда вечно не хватает времени и приходится «разрываться» между домом и работой; заканчивая вполне благополучными, когда цели удается интегрировать или умело распределять временные траты, связанные с ними.

7. Масштабность затрат («цена» цели).Любая цель имеет свою цену. Цена цели измеряется затраченными на ее достижение усилиями и ресурсами — как внешними, объективными, так и внутренними, субъек-


Глава 4. Целеполагание, планирование, исполнение

тивными. Причем необходимо говорить о двух сторонах этой цены: предвосхищаемой, существующей в воображении и планах, и реальной, с которой человек сталкивается post factum уже на практике. От степени расхождения между предвосхищаемой и реальной ценой цели во многом зависит степень удовлетворенности человека при достижении цели. По масштабности затрат условно можно выделить легкие и трудные цели. В идеале легкие цели требуют незначительных затрат усилий и ресурсов, трудные — больших затрат.

8. Рациональность.Из приведенной в разделе 4.5 схемы следует, что целеполагание — процесс лишь отчасти осознанный, и далеко не всегда выбор цели осуществляется «голым рассудком». В выбор цели вторгается множество «подводных течений», связанных с самыми различными психическими процессами (эмоциями, мечтами, фантазиями, психологическими защитами и т. п.), весьмадалекими от формальной логики. Например, классик психоанализа Зигмунд Фрейд считал (а прикладной психоанализ подтверждает это на практике), что многие цели взрослого человека на самом деле являются воплощением его нереализованных детских желаний. Так, страстное желание взрослого мужчины обзавестись собственным «железным конем» может быть всего лишь компенсацией детской мечты о красивой игрушке-машинке. Как правило, достижение максимально иррациональных целей дает человеку высокую субъективную удовлетворенность, но далеко не всегда корреспондирует с «объективной» (социально значимой и одобряемой) успешностью.

В тоже самое время в бизнес-среде существует двойственное отношение к рациональности целеполагания. С одной стороны, в современной стремительно изменяющейся и непредсказуемой бизнес-среде выживают только те фирмы, которые не просто приспосабливаются к изменениям, но опережают свое время (сами создают изменения). Чтобы действительно опережать свое время и получить весомое стратегическое преимущество, необходимо уметь изобретать «дерзкие», «безумные», «нереальные» цели. С другой стороны, творческая иррациональность допустима только в выборе инновационных стратегических целей. Менее масштабные цели (тактические, оперативные), напротив, должны быть максимально просчитанными и рациональными.

9. Степеньосознанности результата.Поставленнаяцельможетиметь различную степень осознанности в смысле понимания того момента, когда цель считается действительно достигнутой. Кто-то опирается на собственное переживание, на интуитивное ощущение «достигну-


4.6. Свойства целей

тости» результата. В данном случае, если человеку кажется, что цель достигнута, значит — так оно и есть. На противоположном полюсе находится понимание результата как события, соответствующего четким объективным критериям. В данном случае результат всегда может быть измерен в любых подходящих объективных единицах измерения (например, в рублях).

Классическим ТМ-правилом является рекомендация «объективировать» свои цели, то есть делать осознание результата максимально отчетливым, для чего сам результат должен быть предельно конкретным, измеримым. Пожалуй, для «ролевого» и «социального» ТМ эта рекомендация верна, а вот для «индивидуального» — далеко не всегда. В жизни человека существует много ситуаций, когда целью является не итог, а процесс какой-либо деятельности, при этом качество процесса (то есть желаемый результат) может быть представлено только на уровне переживания. Измерить такой процесс-результат просто невозможно.

10. Произвольность.Не противореча постулату о свободе целепо-лагания (см. раздел 4.4), следует отметить, что часть целей человек ставит перед собой совершенно самостоятельно, произвольно, нонекоторые цели он принимает «со стороны». Сторонние цели могут включаться в систему целей личности как со знаком «минус» (из страха, поддавлением, желая избежать наказания и т. п.), так и со знаком «плюс» (из восхищения, по соображениям моды, подражания кумиру и т. п.). Можно также говорить об активных» («моих») и реактивных («чужих», но принятых) целях; можно также говорить о целях с разным модусом — «хочу-цели» и «должен-цели». Предполагается, что «свои» цели («активные», «хочу-цели») являются более значимыми и привлекательными, обладают большим мотивационным потенциалом. В процессе целеполагания обычно рекомендуется уделять основное внимание именно максимально произвольным «своим» целям, так как только их достижение дает человеку возможность развивать свою эффективность. Замечу, что эта рекомендация не лишена оснований, но уязвима для критики: проблема в том, что даже первоначально «чужие» цели могут быть переосмыслены личностью как «свои». В контексте применения методов повышения личной эффективности и ТМ не существует никакой пропасти (действительно значимых различий) между «своими» и «чужими» целями.

11. Детализация.Каждую поставленную цель можно представить как своеобразное описание, своего рода текст. В данном смысле некоторые цели могут быть более развернутыми, подробными, детали-


Глава 4. Целеполагание, планирование, исполнение

зированными описаниями, анекоторые — более краткими, обобщенными, простыми. Считается, что недостаточная детализация цели упрощает образ цели, делает его недостаточно ярким, снижает моти-вационный потенциал цели. В то же время излишне детализированная цель (когда создан чересчур точный и подробный образ цели) может потом привести к разочарованию и неудовлетворенности при достижении результата. Ведь реальный результат никогда не совпадает с образом цели, а чем детальнее будет образ цели, тем больше будет степень расхождения с результатом.

12. Конструктивность.Если рассматривать жизненный путь человека, то с точки зрения возможной динамики формально имеет смысл выделить три типа жизненных ситуаций: 1) благополучные, которые хотелось бы оставить без изменений, «законсервировать»; 2) негативные ситуации, от которых хотелось бы избавиться; 3) нейтральные или благополучные ситуации застоя, когда хотелось бы улучшить, изменить в позитивную сторону существующее положение дел. Соответственно, можно выделить три вида целей: цели стабилизации, цели решения проблем, цели развития. Для личностного роста человека наиболее значимы цели развития, которые являются подлинно конструктивными, созидающими будущее. Цели решения проблем реактивны (проблема обычно навязана, от нее «надо» избавляться), и часто это не конструктивное созидание будущего, а избавление от прошлого. Цели стабилизации также не всегда конструктивны, поскольку во многих ситуациях гораздо сложнее «заморозить» настоящее, чем «прыгнуть» в будущее. В процессе целеполагания совсем отказаться от целей стабилизации и целей решения проблем невозможно, так как зачастую достижение подобных целей является необходимой предпосылкой для достижения целей развития в дальнейшем.

13. Индивидуалистичность.Каждая поставленная цель отличается по степени индивидуалистичности достижение некоторых целей зависит только от самого человека, от его усилий и способностей; достижение других целей во многом может зависеть от других людей (от принимаемых ими решений, характера сотрудничества с ними и др.). Например, для художника-любителя цель «написать маслом морской закат» является сугубо индивидуалистической, в то время как для отца семейства цель «родить сына» является кооперационной, требующей согласованного участия как минимум еще одного члена семьи (жены). Желательно, чтобы при целеполагании соблюдался хотя бы относительный баланс между индивидуалистичными и кооперационными целями.


4.6. Свойства целей

14. Новизна.Цели в значительной мере могут отличаться друг от друга по степени новизны. По критерию новизны цели можно разделить на актуальные (уже знакомые личности, опыт достижения таких же или похожих целей имеется) и проекционные (новые, возможно, требующие дополнительных знаний и навыков, эксперимента и разведки). Считается, что подлинное развитие личности происходит только при достижении проекционных целей.

В завершение темы свойств целей, на основании которых можно различать виды целей, следует отметить, что в психологии выделяется особый подвид наиболее важных целей личности, которые составляют ядро индивидуальности человека. Это так называемые жизненные цели личности(ЖЦЛ; или цели-ценности, мета-цели), которые обладают следующими свойствами:

1.ЖЦЛ являются «самоцелями»— человек определяет их только сам, по отношению к самому себе и только ради самого себя. Именно по результатам достижения «самоцелей» каждый человек имеет возможность ответить на вопросы «Кто я такой?», «Что я есть в этом мире?», объясняющие смысл его существования в мире.

2. Жизненные цели составляют ядро личности человека,являются «священными», определяют его «нравственный вектор» и тесно связаны с этическими компонентами мировоззрения человека, его принципами и идеалами. Под давлением внешних обстоятельств человек может отказаться от многих своих целей — но только не от ЖЦЛ. Человек может переоценить важность и посмеяться над многими из собственных целей — но только не над «священными».

3. Не существует готовых рецептов,ответов, способов достижения жизненных целей. Они являются уникальной проблемой для каждого отдельного человека, требуют от него творчества и усилий души. Вся накопленная в культуре мудрость человечества бессильна перед проблемой обретения и достижения ЖЦЛ. Человек может опираться на «чужие ответы», на рецепты, проверенные на собственном опыте величайшими мудрецами Земли, но для достижения своих индивидуальных ЖЦЛ ему все равно придется изобретать собственные способы и находить собственные средства.

4. Жизненные цели задают ценностно-смысловой контекст(смысл жизни) существования человека и регулируют все остальные, более приземленные цели и задачи. Любая ЖЦЛ и ее достижение есть не что иное, как призвание — главное дело человеческой жизни. Призвание интегрирует человеческую жизнь, облегчает ориентацию в любых жизненных ситуациях и выбор приоритетов, раскрывает все


Глава 4. Целеполагание. планирование, исполнение

способности человека, делает его увлеченным и счастливым, притягивает к нему других людей.

О Какие свойства целей, по вашему мнению, являются наиболее важны-# ми, и их необходимо учитывать в первую очередь при целеполагании?

Кратко оцените собственную систему целей по предложенным в данном разделе критериям (свойствам):

Можете ли вы назвать 1—3 самые важные цели, актуальные для вас в настоящее время?

Приведите примеры ваших целей, жестко и нежестко привязанных ко времени.

Являются ли ваши цели логически соподчиненными? Гармоничными?

Какие цели обычно вы ставите перед собой — легкие или трудные?

Приведите примеры ваших рациональных и иррациональных целей.

Каких целей больше в вашей жизни — «своих» или «чужих»? Приведите примеры.

Какого рода цели вы обычно ставите перед собой: цели стабильности, цели решения проблем, цели развития? Приведите примеры.

Какие цели более характерны для вас — индивидуализированные или кооперационные?

Среди ваших целей преобладают актуальные или проекционные?

ПОИСК И ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ

На приведенной ниже схеме отображены четыре основных способа поиска целей, которыми может воспользоваться для целеполагания как отдельный человек (в рамках «индивидуального» ТМ), так и менеджер (в рамках «ролевого» или «социального» ТМ):

Интуитивный поискцелей является наиболее распространенным житейским вариантом целеполаг



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.022 с.)