Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алгоритм и методы целеполагания

Поиск

В данном разделе описывается один из возможных алгоритмов индивидуального целеполагания. Возможно, приведенные в данном разделе методы целеполагания и предлагаемая последовательность их применения помогут вам разработать собственный, наиболее удобный и экологичный для вас алгоритм целеполагания.

7 3ак 44RK


Глава 4 Целеполагание: планирование, исполнение

1. Определите ключевые сферы своей жизни. Постарайтесь уложиться в «магическое число» 7+2 Зафиксируйте выделенные ключевые сферы на бумаге.

Например: я сам (мои способности, внутренний мир, счастье), работа, семья, стилъжизни (дом, быт, хорошие вещи) ит. п.

2. Определите основные ценности своей жизни. Также желательно, чтобы их было не очень много (7 ±2), сосредоточьтесь действительно на том, что для вас имеет первостепенное значение. Запишите их.

Например: а) личностный рост и развитие, самосовершенствование; б) профессионализм; в) свобода, независимость; г) благосостояние и др.

3. Выпишите основные цели своей жизни на настоящий момент. Постарайтесь, чтобы их было не очень много, чтобы в список вошли самые значимые цели.

Например: а) стать руководителем отдела маркетинга фирмы; б) «раскрутить» брэндХ; в) получить второе высшее образование; г) подправить здоровье; д) построить дачу с банькой и т. п.

Наданном этапе важно записывать не просто фантазии и мечты, а уже сразу провести «спецификацию результата» (см. раздел 4.7) или проверить цели на соответствие качественным критериям, например, SMART (см. раздел 4.8).

4. Оцените взаимосвязи между целями по критерию: «достижение цели А будет способствовать, поможет достижению цели Б». Отобразите это в виде схемы.

Например:


4.10. Алгоритм и методы целеполагания

5. Оцените вклад каждой цели в ценности. Для этого можно использовать матрицу «цели — ценности», в которой выставляются простые или взвешенные коэффициенты (например: 0 — не важно; 1 — важно, 2 — очень важно). Заполнение матрицы «цели — ценности», по сути дела, является простейшим способом «вычисления» целей (см. раздел 4.7).

Например:

  Личностный рост Профессионализм Независимость Благосостояние Итог
Нач. отдела маркетинга          
БрзндХ          
Образование         В
Здоровье 2        
Дача          

6. Расставьте приоритеты — создайте иерархию целей. При этом полученные в столбце «Итог» матрицы «цели — ценности» коэффициенты уже сами по себе можно рассматривать как оценку приоритетности целей. Но расстановка приоритетов — ответственная и творческая задача, которую нельзя решать механически, только посредством выставления числовых оценок. Существует ряд правил расстановки приоритетов, применение которых поможет произвести качественную корректировку «вычисленных» приоритетов:

1) главные ценности (положения миссии, стратегия) диктуют главные цели. Таким образом, наиболее приоритетными должны быть цели, достижение которых способствует реализации основных целей личности;

2) при расстановке приоритетов необходимо обеспечивать преемственность между прошлым и будущим. В состав приоритетных целей в равной мере должны входить долгосрочные (вся жизнь), среднесрочные (3-5 лет), краткосрочные цели (до 1 года);

3) чем перспективнее (долгосрочнее) цель, тем ниже мотивация по ее достижению. Если все приоритетные цели будут долгосрочными, то существует реальная вероятность в них разочароваться и никогда их не достигнуть. Приоритетных перспективных целей должно быть не более 3, а лучше — одна;

4) при расстановке приоритетов необходимо помнить, что «злободневное» (срочное) и «важное» — это разные вещи. Нельзя жертвовать главными целями ради сиюминутных проблем!


Глава 4, Целеполагание, планирование, исполнение

Если исходить из рассматриваемого в данном разделе примера, то результаты расстановки приоритетов могут выглядеть следующим образом: главная (долгосрочная) цель — стать руководителем маркетингового отдела фирмы (не филиала!) и работать им; на втором месте среднесрочные цели: 1) через 3 года успешно закончить вуз; 2) решить проблемы со здоровьем; и на третьем месте: 1) рост продаж брэнда X на 25%; 2) строительство дачи.

7. Чтобы перейти от целеполагания к планированию достижения целей, необходимо подробно проанализировать существующее положение дел, произвести своего рода ревизию доступных и недостающих для достижения целей ресурсов, причем не только внешних, но и внутренних (психологических качеств, способностей и т. п.). Для прояснения точки старта проведите ситуационный анализ и SWOT-анализ своей жизненной ситуации и личностных особенностей (см. разделы 4.11 и 4.12).

8. Как подготовительный шаг к оперативному планированию проведите ресурсный анализ (анализ «цель — средство»). Ниже приведен пример такого анализа:

Цель Средства Имеется Нахватает Делается Улучшить {идеи)
1, Стать руководителем отде-ла маркетинга 1. Заявить о себе -дня этого успешно раскрутить брэнд X. 2. Наладить отношения с NN. 3. Стаж. 4. Высшее образование 1. Исследование по брэндам, перспективы есть. 2- Чаще общаюсь с NN, допущен к совещаниям топ-менеджеров. 3. Стаж 4 года, 4. 2 года отучился 1. Поддержки коллег. 2. Доверия со стороны NN. 3.1 года стажа, 4. Диплома о вьющем обр. 1. Агитирую коллег на участие в суперпроекте. 2. Доклады для NN каждые 2 недели. 3,1^гусь успешно без долгое I. Заинтересовать всех проектом по брэн-ду-Сделать презентацию, акцентировать внимание на планерках
2. Построить дачу 1.ХХШ долларов. 2. Покупка участников. 3. Стройматериалы. 4. Рабочие. 5. 2 месяца свободного времени 1.ХШ долларов 2.2 участок у тещи. 3. Машина кирпича + всякие «епочи. 4. 2 недели законного отпуска 1.ХХШ долларов 2. Стройматериалов. 3. Тещиного согласий. А. Рабочих. 5. Времени 1. Откладываются денежки. 2. Ведутся переговоры с тещей. 1. Найти хорошую строй-фирму (пору-читьАА). 2. Уточнить цены на стройматериалы
           

4.10. Алгоритм и методы целеполагания

9. После проведения ресурсного анализа удобно осуществить переход к анализу «цель — задачи», то есть непосредственно к оперативному планированию. Сущность оперативного планирования —определение последовательности конкретных практических задач, реальных действий, ведущих к достижению целей.

Ниже приводится фрагмент анализа «цель — задачи» для используемой в предлагаемом примере цели «Стать руководителем отдела маркетинга»:

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ Приоритет
Стать руководителем отдела маркетинга Подготовить презентацию проекта по брэнду X  
Анализ данных по изучению брэндов  
Выступить на планерка); (работа по брэнду X); 1 раэ/иес.  
Решить с MN вопрос по организации презентации  
Провести презентацию  
Реализация проекта по продвижению брэнда X  
   

Обратите внимание, что под «задачами» понимаются любые действия, обладающие для человека, осуществляющего целеполагание, достаточной субъективной значимостью и автономностью, благодаря которым их можно вычленить как отдельную, автономную единицу деятельности, направленной на достижение цели. Вычленяемые на пути движения к цели промежуточные задачи являются субъективными «кусочками» деятельности, следовательно, их число и масштаб могут быть произвольными, удобными для человека. (Вполне возможно, что некоторые части деятельности для одного человека будут являться незначительной задачей, а для другого будут самой настоящей серьезной целью.)

Список задач является открытым, при необходимости его легко дополнить, оперативно пополняя перечень собственными задачны-ми идеями или неожиданно возникшими вследствие внешних обстоятельств дополнительными задачами.

От результатов анализа «цель — задачи» легко перейти к календарному планированию, распределяя цели и задачи во времени в соответствии с системой календарных планов (см. раздел 4.16).

с\ Опробуйте на практике предложенный алгоритм целеполагания. Ка-• кие этапы, по вашему мнению, можно пропустить, а каким следует уделить особое внимание?


198 __________________ Глава 4, Целеполагание, планирование, исполнение

Какие из предложенных в данном разделе методов целеполагания показались вам наиболее эффективными? Каким образом можно изменить предложенные методы, так, чтобы они «работали» более эффективно?

Предложите собственные методы целеполагания. Разработайте собственный, удобный для вас персональный алгоритм целеполагания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 820; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.28 (0.008 с.)