Тема 8. Современные модели организации обучения. Дистанционное обучение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Современные модели организации обучения. Дистанционное обучение



Современные модели организации обучения. Конструирование системы занятий. Технологическая структура занятий. Технологическая карта. Тематическое планирование занятий. Индивидуальная система занятий ученика.

Образовательное целеполагание. Таксономия целей обучения. Технология образовательного целеполагания. Развитие образовательного целеполагания. Обучение учеников целеполаганию.

Индивидуальная образовательная траектория. Право ученика на собственный путь. Как одновременно обучать всех по-разному? Алгоритмы индивидуального образования. Технология реализации индивидуальной траектории.

Рефлексия в обучении. Для чего необходима рефлексия? Методика организации рефлексии ученика на уроке. Взаимосвязь рефлексии и целеполагания. Рефлексивные курсы.

Дидактические основы дистанционного обучения. Возможности дистанционного обучения. Понятие «дистанционное обучение». Интернет-образование. Виртуальное образование. Принципы дистанционного обучения. Типы дистанционного обучения. Школьный телекоммуникационный центр.

Разработка и проведение дистанционных занятий. Элементы дистанционных занятий. Средства дистанционных коммуникаций. Разработка дистанционного курса. Виды дистанционных занятий. Чат-занятия. Дистанционная конференция. Веб-занятие. Дистанционная олимпиада.

Основные понятия: модель организации обучения, технологическая карта, таксономия целей обучения, индивидуальная образовательная траектория, рефлексия в обучении, дистанционное обучение, Интернет-образование, телекоммуникационный центр, дистанционные коммуникации, чат-занятие, веб-занятие.

Тема 9. Педагогическая практика

Организация педагогической практики. Установочная конференция. Функции группового руководителя педагогической практики. Функции методиста-предметника. Функции учителя-предметника. Функции администрации базового образовательного учреждения. Функции старосты студенческой группы. Итоги педагогической практики.

Содержание педагогической практики. Цели и задачи педагогической практики. Деятельность студентов в школе. Подготовка к проведению уроков. Характерные затруднения при планировании урока. Оформление конспекта урока. Проведение и обсуждение уроков. Примерная схема анализа урока. Проведение внеурочных занятий.

Основные понятия: анализ урока, схема анализа урока, конспект урока, план урока.


Раздел «Педагогические технологии»

Вид учебной работы Всего часов Семестры

Общая трудоемкость 24 6-й

Аудиторные занятия 12

Лекции 6

Семинары 6

Лабораторные работы -

Самостоятельная работа 12

Курсовые работы (рефераты) -

Вид итогового контроля: экзамен

 

№п\п Темы занятий Количество часов
Лекции Семинары СРС
  Общая характеристика педагогических технологий      
  Образовательные технологии и их классификация      
  Педагогические технологии и педагогические задачи      
  Итого      

Итого: 24 часа (из них аудиторных 12 часов)

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Тема 1. Общая характеристика педагогических технологий

Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Критерии технологичности. Свойства технологий.

Тема 2. Образовательные технологии и их классификация

Технология традиционного, программированного, проблемного обучения. Технология развивающего обучения.

 

Тема 3. Педагогические технологии и педагогические задачи

Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач.


СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ХОД ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

1. Внимательно прочитайте план семинарского занятия. Вспомните, какие занятия из философии, педагогики, психологии и других дисциплин, полученные на предыдущих курсах, вы можете использовать при ответе. Если данная тема или отдельные вопросы рассматривались на лекциях по дисциплине «Педагогическая антропология», посмотрите свои записи.

2. Подберите всю рекомендованную литературу, просмотрите ее и наметьте, в какой последовательности лучше читать, с учетом того, что на некоторые вопросы плана можно ответить, изучив один источник, для ответа же на другие требуется работа с несколькими источниками.

3. Приступайте к чтению источников, используя оба вида чтения: ознакомительное (первичное) и повторное. При первичном чтении следует понять суть содержания, отметить, какие части текста к какому пункту плана, данного к семинарскому занятию, относятся, то есть сгруппировать материал по источникам, проявив умения анализа и синтеза.

При повторном чтении надо осмыслить не только отдельные части изучаемого источника, но и содержание в целом и его логику.

4. После этого можно приступить к конспектированию. Наиболее распространенная ошибка студентов при конспектировании такова: прочитав статью, а порой даже не дочитав, студент тут же начинает переписывать в тетрадь большие части текста, притом в той же авторской последовательности, без всякого осмысления, без всякого соотношения с формулировкой поставленных в плане семинарского занятия вопросов, без учета их логической последовательности, а на семинаре затем считывает из своей тетради эти отрывки. Для кого и зачем это «чтение вслух»? При подготовке вначале прочитывается весь материал, осмысливается с учетом поставленных вопросов, классифицируется и только потом можно делать записи.

Конспект может быть сжатым, тезисным, а может быть развернутым. Главное – раскрытие в нем сути вопросов, поставленных в плане семинара. Записи можно делать в виде уже готового ответа на вопросы, перетасовывая для этого отдельные части статьи, группируя их вместе, т.е. записывать все то, что относится к первому пункту и т.д. А можно законспектировать все ценные положения статьи полностью, включая и те, которые в плане данного семинара не находят отражения, но понадобятся студенту в его будущей работе. Однако в этом случае в тексте конспекта следует четко выделить те фрагменты записей, которые будут использованы на данном семинаре, продумать логику их изложения.

Конспект старайтесь писать своими словами, в отдельных случаях подкрепляя выделенные мысли цитатами.

Обратите внимание, как автор раскрывает сущность изучаемого педагогического явления, какое он дает ему определение (формулировку). Процитируйте определение понятия автором и проанализируйте его, сравните с определением этого понятия предшественниками и с тем, которое дается в «Педагогическом словаре».

Определение педагогических понятий разными авторами выписывайте в тетрадь под названием «Педагогический словарь».

При составлении конспекта отметьте, насколько полно и глубоко раскрыто автором исследуемое явление, что им внесено нового, прогрессивного в теорию и практику решения проблемы по сравнению с его предшественниками и современниками.

Итак, конспект написан. Но работа с ним еще не заключена. Теперь его нужно прочитать, посмотреть еще раз, все ли основные положения выделены и подчеркнуты.

Составьте план своего ответа. Запишите для себя вопросы, требующие уточнения с учетом темы семинарского занятия.

В конце конспекта по каждому пункту плана сформулируйте контрольные вопросы, которые вы после своего ответа зададите аудитории с целью проверки усвоения изложенного вами материала. В свою очередь, каждый может задать вопросы выступающему.

5. Работа с учебниками при подготовке к семинарскому занятию поможет понять материал, запомнить его, сконцентрировав внимание на главном. Для этого надо сначала внимательно прочитать всю главу, найти ответы на вопросы, которые возникли в ходе конспектирования источников и при чтении своих записей прослушанной лекции. Особое внимание сосредоточьте на вопросах, поставленных в плане семинара, но не рассмотренных в лекциях, а вынесенных целиком на самостоятельную работу.

6. Готовясь к семинару, определите, какую часть материала можете преподнести при ответе наглядно, какие термины напишете па доске.

7. Если самостоятельно найдете интересную дополнительную литературу, подготовьте краткую аннотацию и порекомендуйте другим студентам ознакомиться с этими книгами.

8. Используя творческий подход, продумайте и предложите группе в соответствии с темой семинара своеобразную форму проведения занятия: диспут, конференцию, деловую или ролевую игру, заочную экскурсию, аукцион идей, презентацию педагогических книг, заседание редакционной коллегии, фрагмент театрализованной инсценировки, ресурсный круг и др.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА СЕМИНАРЕ

1. Выступающие по основным вопросам делают свои сообщения с кафедры.

2. Их манера держаться перед аудиторией (речь, поза, жесты, одежда, прическа, контакт со слушателями) оценивается всей группой как поведение будущего учителя.

3. Студент начинает ответ с сообщения цели, формы своего выступления, изложения плана.

4. Пользуясь этим планом, студент должен рассказывать, говорить, объяснять, доказывать, но не читать. Необходимо научиться выступать без шпаргалок, конечно, отдельныe положения можно подкрепить цитатой.

5. Форма выступления допускает различная, даже с использованием элементов деловой игры. Отвечающий студент может выступить в роли учителя, излагающего новый материал, в роли освобожденного классного руководителя, проводящего какое-либо внеклассное мероприятие, в роли учителя, ведущего родительское собрание или выступающего на научно-методической конференции и т.д.

6. По содержанию студенческое выступление должно быть лаконичным и полным, основательным, глубоким, логичным с использованием примеров, с высказыванием студентом собственных оценочных суждений.

7. Ответ желательно сделать эмоциональным, пропущенным сквозь свое, личностное отношение к излагаемой проблеме, с сообщением своего собственного мнения.

8. Речь выступающего требует богатого словарного запаса, владения терминологией (философской, политической, психологической, педагогической, культурологической, искусствоведческой и т.д.), грамотного стилистического построения фраз, четкой дикции, ясного, внятного, литературного, в соответствии с правилами орфоэпии, произношения слов. Громкость определяется степенью отдаленности слушателей от кафедры. Темп речи избирается наиболее удобный для осознанного восприятия излагаемого.

Для того чтобы речь не была монотонной, следует поработать и над модуляцией голоса, его звуковой, интонационной, тембровой палитрой, придавая ему многокрасочные оттенки.

9. Выступающий должен видеть всех слушателей, управлять их вниманием, пользуясь образностью своей речи, сменой интонации, жестами, риторическими вопросами, а порой и прямым непосредственным обращением к аудитории.

10. В конце выступления студент предлагает слушателям сделать выводы, а затем сам обобщает сказанное, используя свои выводы, ранее записанные в конспекте.

Если у студентов окажется различное понимание сути вопроса, различные оценки тех или иных явлений, то на семинаре заслушиваются и обсуждаются все точки зрения.

11. Перечень использованной литературы выступающий может сообщить или в начале своего выступления после изложения плана, или в самом конце выступления. Если это дополнительная литература, не указанная в списке к семинару, то желательно дать краткую рецензию.

12. После ответа выступающего всей группе предлагается сделать дополнения, задать вопросы.


Семинар №1.

 

Тема: Дидактика как наука

Цели:

– Усвоение понятий «дидактика», «образовательный процесс», «обучение»;

– Изучение происхождения и развития дидактики;

– Усвоение методических основ дидактики;

– Раскрыть функции и задачи дидактики.

 

План:

1. Дидактика как наука. Объект и предмет дидактики. Категории дидактики.

2. Происхождение и развитие дидактики.

3. Методологические основы теории обучения.

4. Функции и задачи дидактики.

 

Литература:

 

1. Педагогика / под ред. Л. П. Крившенко.­­- М.,2008.­- С. 232 ­­– 234.

2. Подласый И. П. Педагогика. - М., 2008. С. 176 – 180.

3. Педагогика / под. ред. П. И. Пидкасистого.­ – М., 2008. ­– С. 112­—123.

4. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2004. – С. 200-215

5. Харламов И. Ф. Педагогика.- Минск., 2004. ­­­­­-- С. 121, 125 –127.

6. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001. – С. 13­ ­– 25.

 

Семинар №2. (4 ч.)

 

Тема: Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.

 

Цели:

– усвоить сущность образовательного процесса, дать характеристику его функций;

– раскрыть структуру процесса усвоения знаний, умений и навыков, основные закономерности и принципы обучения;

– развивать рефлексивные умения.

Базовые понятия:

 

Дидактика, обучение, процесс обучения, преподавание, учение, научение, знания, умения, навыки, обучаемость, обученность, учебные действия.

 

План:

 

1.Раскрыть понятия: обучение, преподавание, познание, учение, научение, учебная деятельность.

2.Цель, задачи, функции процесса обучения.

3. Сущность и структура процесса обучения. Двусторонний характер процесса обучения.

4. Логика образовательного процесса и структура процесса усвоения знаний.

5. Закономерности процесса обучения.

6 Принципы и правила процесса обучения.

 

Темы для содокладов и сообщений:

1. Виды обучения и выбор учителем вида обучения.

2. Личность школьника и учение.

3. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

4. Единство преподавания и учения.

 

Задания к семинару:

 

 

Продолжите ведение словаря педагогических понятий.

Проведите рефлексию процесса изучения вопросов №5 и № 6, дописав следующие незаконченные предложения.

«Когда я изучал материал о закономерностях, принципах и правилах процесса обучения,...

– мне показалось самым главным (особенно важным)...

– особенно интересным...

– я был удивлен...

– я порадовался...

– мне было неприятно

– я был восхищен...

– я был разочарован...

– мне было непонятно.

– я согласен

– я не согласен...

– принципиально новыми для меня явились...

Литература:

 

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2006.

2. Педагогика. / под. ред. Л. П. Крившенко..– М., 2008 – Главы: 13,14 (С.­­ 236­ ­– 261).

3. Подласый И.П. Педагогика.– М., 2008. Глава 6 (п. 1-5), 8, 9.

4. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2004. – С. 200-215.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2008. – Главы: 10,11.

6. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001.­– С.­ 35 ­­­­­– 90.­­

 

Занятие №3 (4 ч.)

Тема: Методы и средства обучения.

 

Цель:

- усвоить понятия: методы и средства обучения, знать классификации методов и средств обучения и характеристики методов и средств обучения, критерии выбора методов и средств обучения:

- развитие прогностических, проективных и рефлексивных умений.

 

План:

1. Понятия: метод, прием, средство обучения.

2. Классификация методов обучения.

3. Характеристика основных методов обучения.

4. Классификация средств обучения.

5. Характеристика основных средств обучения.

6. Критерии выбора методов исредств обучения.

 

Задание к семинару

 

1. Объединившись в пары, выполните упражнение на выбор методов и средств обучения. Выберите предмет (математика, физики, информатика), класс, тему, сформулируйте цели урока и обоснуйте свой выбор методов и средств обучения. Используйте учебники по предмету. Дополнительные условия: представьте, что Вы и Ваш коллега ведете один предмет в разных классах одной параллели; ваши классы отличаются друг от друга по уровню подготовки по данному предмету и профилю. Выберите себе классы из следующих «наборов»:

- класс со средним уровнем обученности и обучаемости и класс повышенного уровня;

- класс повышенного уровня и коррекционно-развивающий класс;

- профильный гуманитарный класс и класс со средним уровнем подготовки;

- профильный физико-математический и коррекционно-развивающий.

Выполняя упражнение, выделите, что может быть общего в выбранных вами методах и средствах обучения учащихся различных классов одной теме, а что - отличного.

2. Проанализируйте, каких знаний об уроке как форме организации обучения Вам не хватило для выполнения задания №1.

 

Литература:

 

1. Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2006 – Главы: 12,13,14

2. Подласый И.П. Педагогика. – М.,­­­ 2008. ­­– С. 287 ­– 312.

3. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002. – С. 216-224.

4. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2008. – С. 189 – 207, 225–243.

5. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2008 – С. 274 –290.

6. Сластенин В. А. Педагогика.– М., 2007. – С. 268 – 276.

7. Хуторской А. В. Современная дидактика. – СПб., 2001 – С. 35–90.

 

Занятие № 4.

 

Тема: Формы организации обучения.

Цель:

- усвоить понятие формы организации обучения, их классификации и характеристики: знать историю развития форм организации обучения, понятие классно-урочной системы обучения, основные требования к современному уроку.

 

План:

 

1.Раскрыть понятия: форма организации поучения, подходы к классификации организационных форм обучения.

2. Характеристика способов обучения, организационных форм обучения (индивидуальной, индивидуально-групповой, групповой), коллективный способ обучения.

3.Характеристика формы учебной деятельности учащегося (парная, групповая, коллективная, самостоятельная работа).

4.Характеристика формы организации текущей учебной работы класса, группы (урок, экскурсия, домашняя работа, лекция, семинар и др.).

5.Урок: понятие, типы, структура, конструирование и анализ.

 

 

Задания к семинару:

1. Систематизируйте и обобщите все свои знания по теории обучения и на этой основе разработайте основные требования к современному уроку.

2. Разработайте алгоритм подготовки учителя к уроку.

3. Разработайте правила подготовки учащихся к уроку.

4. Разработайте свои варианты схемы тематического планирования и схемы плана-конспекта урока.

Литература:

 

1.Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2006. – Глава 10

2.Подласый И.П. Педагогика. – М., 2008.– С. 325 – 341.

3.Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002. – С. 244-259.

4.Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2008 – Глава 17.

5.Сластенин В. А. Педагогика.– М., – С.251– 257.

6.Педагогика / под. ред. П.И. Пидкасистого.–М., 2008 – С.209 – 215.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.103 с.)