Лабораторно-практическое занятие № 5-6 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лабораторно-практическое занятие № 5-6



Тема: Урок как основная форма организации процесса обучения.

Цель

- вооружить знаниями об уроке как целостной системе. Познакомить с различными подходами к классификации уроков и подходами к анализу уроков. Сформировать умения составлять план-конспект урока, и обосновывать его.

 

План:

1.Классно–урочная система обучения и ее альтернативы.

2..Урок как целостная система. Типология и структура уроков. Дидактическая, методическая, психологическая, подструктуры уроков.

3..Основные требования к современному уроку (организационные, дидактические,

психологические, гигиенические).

 

4.Подготовка учителя к уроку. Варианты, схемы поурочного плана – конспекта.

5.Педагогическое руководство подготовкой учащихся к уроку. Памятка учащемуся по подготовке к уроку. Организация домашней работы учащихся.

6.Различные подходы к анализу урока: системный, комплексный и пр. виды и типы анализа урока: дидактический, методический, психологический, полный, краткий, аспектный и др. Примерные программы анализа урока (с учетом специальности факультета).

 

Задания для семинара:

(выполняются группами по два-три человека, каждое занятие готовят две малые группы и выступают на занятии как оппоненты)

Сформулируйте основные требования к современному уроку.

Разработайте алгоритм подготовки учителя к уроку.

Разработайте правила подготовки учащихся к уроку.

Разработайте свой вариант схемы плана-конспекта урока.

 

Литература:

1.Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2006. – С. 134-143.

2.Сластенин В.А. и др. Педагогика.– М., 2007. – С. 251–257.

3.Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2008.– С. 209–215.

4.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. — М., 2006.

5.Подласый И.П. Педагогика. – М., 2008. – С. 325–341.

6.Хуторской А. В. Современная дидактика. – М., 2001.– С. 297–318.

7.Харламов И. В. Педагогика.– Минск., 2004.– С. 221 – 277.

 

 

.

Семинар № 7 - 8.

Тема: Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

 

Цели:

– усвоить понятие содержания образования, знать теории формирования содержания образования, документы, отражающие содержание образования: государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебник:

– показать особенности содержания образования в гимназии, лицее и других типах учебных заведений;

– развивать аналитические умения.

Базовые понятия:

 

образование, образовательный процесс, содержание образования, государственный образовательный стандарт, образованность.

План:

 

1. Мировая, национальная культура и базовая культура личности как основа отбора содержания образования..

2. Научные основы определения содержания образования и их характеристика.

3. Теории формирования содержания образования.

4. Принципы и критерии отбора содержания образования.

5. Государственный стандарт общего образования, его содержание и структура.

6. Носители содержания образования и их характеристика: учебные планы, программы, учебники, учебно-методические комплексы.

 

Темы для содокладов и сообщений:

 

1. Образование как общественное явление и педагогический процесс.

2. Национальная доктрина образования в РФ. Народное образование. - 2000. - №2.

3. Тенденции развития системы школьного образования.

4. Особенности содержания образования в различных типах школ: гимназии, лицеи, Вальдорфская школа, школа диалога культур, русская школа и т. д.

 

 

Задание к семинару:

 

1. Проанализируйте структуру школьных учебных программ по своей специальности.

2. Сформулируйте и обоснуйте свои требования, предъявляемые к учебнику.

3. Сравните 2, 3 учебных пособия по педагогики и выявите наиболее соответствующее Вашим требованиям; Выявите учебные пособия, наиболее полно реализующие дидактические функции учебника.

 

Литература:

1. Крившенко Л.П. Педагогика. Учебник.– М., 2008 – Глава 15.

2. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2008. – С. 59–108

3. Подласый И, П. Педагогика.– М., 2008.– С. 180–207.

4. Сластенин В. А. Педагогика.– М..2007.–С. 214–245.

5. Харламов И.Ф. Педагогика. – Минск, 2004.– С. 128–140, 463 – 473.

6. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001.– С.168–230.

 

Семинар № 9

 

. Тема: Система образовательных учреждений в России. Авторская школа, (тема, вынесенная на самостоятельное изучение)

Цель:

– усвоить понятие и структуру системы образования в России, знать типологию и основные мололи образовательных учреждений, содержание понятия «авторская школа», тенденции в развитии авторских школ, характеристику инновационных процессов в российском образовании.

План:

 

1. Характеристика системы образования в России.

2. Типология и многообразие образовательных учреждений.

3. Авторские школы XX века (сообщения).

4. Инновации и реформы в современной российской школе.

 

Форма отчета по данной теме: написание реферата, сообщение по определенному вопросу темы на конференции; возможно собеседование.

 

Литература:

 

1. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об Образовании». – М., 1996. – Глава

2. Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2006. – Глава 10.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

4. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2008. – С. 353 –373.

5. Педагогика / под. ред. П.И. Пидкасистого.– М., 2008.– С.84 –108.

 
 
 


Семинар № 10

Тема: Проблемное обучение.

 

Цель: Раскрыть понятия: проблемное обучение, учебная проблема, проблемная ситуация, познакомиться с возможными вариантами классификаций проблемных ситуаций, формирование умений планировать проблемный урок.

 

План:

1. Сущность проблемного обучения.

2. Проблемные ситуации: понятие, условия создания, классификации.

3. Методы проблемного обучения.

4. Уровни проблемного обучения.

5.

Практическое задание:

  1. Запланируйте тему и построение урока, на котором учащиеся будут решать проблему типа «открыть».
  2. Начните урок с создания проблемной ситуации (используйте приемы разных типов).
  3. Проведите объяснение нового материала путем проблемного изложения.
  4. Разработайте серию вопросов к эвристической беседе (частично-поисковый способ обучения).

Литература:

1. Андреев В.И. педагогика.– Казань, 2006. – С. 259 – 270.

2. Педагогика: учебник для вузов по пед. специальностям / под ред. Л.П.Крившенко.-М.:Проспект,2008. – С. 332–334

 

2. Сластенин В.А. Педагогика.– М., 2007.– С. 193–199.

 

.

Дополнительная:

1. Кудрявцев В.Т.Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1997.-80 с.

2. Ильницкая И.А.Проблемные ситуации и пути их создания на уроке.-М.:1985.

4. Брушлинский А.В.Психология мышления и проблемное обучение.-М.:Знание,1983.

 

Семинар № 11

Тема: Закономерности процесса усвоения знаний и их учет в построении учебного процесса.

Цель: 1)раскрыть понятия: учение, научение, учебная деятельность, процесс обучения, учебный процесс, знания, умения, навыки, учебные действия и операции, умственные действия;

2) изучить логику процесса усвоения знаний и особенности протекания когнитивных процессов у учащихся.

План:

1. Раскрыть сущность понятий: учение, научение, учебная деятельность, процесс обучения, учебный процесс, знания, умения, навыки,

учебные действия и операции, умственные действия.

2. Характеристика процесса усвоения знаний.

3. Теория поэтапного формирования умственного действия П.Я.Гальперина.

4. Учет закономерностей процесса усвоения знаний учащимися в построении учебного процесса.

Литература:

1. Педагогика: учеб. пособие по дисциплине «Педагогика и психология» (часть 1 «Педагогика») для вузов.- М.: Высшее образование,2008.-430 с.- Педагогика - Учебники вуза*

2. Григорович Любовь Алексеевна. Педагогика и психология: учеб. пособие для вузов.- М.:2004.-480 с.

3. Харламов Иван Федорович. Педагогика.- Минск., 2004.-272 с.

 

Семинар №12

Тема: Образовательные технологии.

Цель:

- сформировать понятие «образовательные технологии» и умение характеризировать некоторые дидактические технологии

План:

 

1.Понятие педагогической и образовательной технологий. Характеристика некоторых современных дидактических технологий: программированного обучения, информационной, компьютерной, технологии взаимного обучения, технологии контроля и оценки учебных достижений, технологии предметного тестирования и др.

2. Информационные технологии в обучении. История и современность.

3.Технология полного усвоения знаний. Технология коллективного взаимообучения (коллективный способ обучения, методика учебной работы в парах постоянного и сменного составов).

4. Технология индивидуальной и групповой учебной работы

 

Литература:

1. Полат Е. С.. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2007.– С. 24–64

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. –М., 1998.

3. Педагогические технологии: что такое и как их использовать в школе. Науч. Ред. Шамова Т.И. – Москва-Тюмень, 1994. – С. 15-52.

 

Семинар № 13.

Тема: Технология развивающего обучения.

Цель – формирование понятия развивающего обучения, анализ теорий развивающего обучения.

План:

1. Понятие о развивающем обучении.

2. Концепция Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

3. Концепция Л.В. Занкова.

4. Современные подходы к разработке личностно–развивающего обучения.

 

Задание:

 

.Сравнить деятельность учителя и учащихся при традиционном и развивающем обучении.

 

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика. – Казань, 2006. – С. 251-259.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2006. – С. 25-30.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2008. – С. 263-293.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. – С. 180-200.

5. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2004. – С. 262-280.

6. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 2000. – С. 79-110.

 


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

К теме 1

Задание № 1. Выберите одно из предложенных ниже заданий. Выполняя его, Вы лучше поймете что Вы уже знаете по дидактике и что хотите знать. Можно

работать над ним одному, вдвоем или втроем. В конце занятия Вы расскажите коллегам о том, почему именно так выполнили задание и как шла работа над ним (т.е. сформулируете цель, которую Вы ставили перед собой, кратко обосновав ее, охарактеризуйте процесс достижения цели, опишите конечный результат). Приготовьте задание в письменном виде для сдачи преподавателю.

  1. Составьте оглавление учебного пособия «Дидактика», которое Вы хотели бы иметь у себя (или написать для студентов). Желательно как можно детально прописать оглавление, используйте разделы, главы, параграфы, пункты и подпункты.
  2. Составьте содержание (оглавление 1 сборника тезисов докладов на научной студенческой конференции «Современные проблемы теории и практики обучения»). Какую тему доклада из этого сборника Вы бы выбрали для себя?
  3. Разработайте тематику рефератов, которые Вы хотели услышать и обсудить на занятиях по дидактике. Какой реферат Вы бы взяли себе?
  4. Составьте перечень творческих заданий по дидактике. Какое из этих заданий вам хочется выполнить?
  5. Разработайте содержание контрольной работы по определенной теме или по всему курсу дидактики.

Дайте ответы на некоторые вопросы этой работы, выполните некоторые ее задания так, как можете это сделать сейчас.

  1. Составьте перечень вопросов по дидактике, ответы на которые Вы можете дать уже сейчас в определенном объеме. Дайте эти ответы.

Можно оформить задания следующим образом:

Тема Вопрос Ответ
1. 1. 1.
2. 2. 2.
3. 3. 3.

7. Составьте перечень вопросов, которые, как Вы полагаете могут вызвать у Вас и у преподавателей затруднения при ответе на них. Укажите какие из них Вы хотели бы предложить для углубленного изучения коллегами, какие для обсуждения на практическом занятии, по каким – хотели бы услышать лекцию.

  1. Придумайте для себя задание, которое помогло бы Вам осознать, что Вы знаете по теории и практике обучения, сейчас до изучения дидактики, и также понять, что Вы считаете необходимо знать современному учителю, но пока этого не знаете. Выполните это задание.
  2. Выберите книгу по теории и практике обучения. Сделайте ее библиографическое описание, напишите аннотацию, законспектируйте ее в отдельной тетради или на отдельных листках бумаги, выделяя теоретические сведения и практические рекомендации учителю.

Рекомендуется следующая форма конспекта:

Теория для практики     Полезные советы
   

С помощью известных Вам категорий педагогики выберите основные и проведите классификацию добытых из этой книги знаний.

Задание выполняется индивидуально и в письменном виде сдается преподавателю, желательно устное выступление на семинаре.

Задание № 2. Заполните таблицу:

 

Дидактика–наука или искусство? а) наука – что это подтверждает?
б) искусство – почему?
Источники дидактики –…
Понятия дидактики –…
Категории дидактики: Законы –…
Закономерности –…
Принципы –…
 

 

К теме 2

Задание № 1. Заполнить таблицу:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.196.161 (0.039 с.)