Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс целеполагания и разработки стратегии проектаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предприятия ТЭК нельзя считать в традиционном понимании проектно-ориентированными компаниями. Их деятельность, приносящая непосредственный доход предприятию (добыча, транспортировка, переработка и распределение углеводородов), осуществляется в рамках технологических и деловых процессов, не требующих применения проектного управления. Но получение этих доходов не возможно без создания, поддержки и развития необходимой инфраструктуры, включая скважины, хранилища, трубопроводы и т.д. При этом объем данных работ столь значителен, а влияние качества и своевременности столь велико, что современное нефтегазовое предприятие просто необходимо классифицировать как проектно-ориентированное, имеющее свой уникальный жизненный цикл, который необходимо учитывать при создании системы управления проектами. Это означает, что современные нефтегазовые компании наряду с функциональным управлением используют и проектное. Проекты могут иметь разный масштаб и природу, однако все они должны соответствовать целям и стратегическому плану компании, видению руководства, требованиям окружающей среды, программам развития и т. д. Цели компании, описанные в виде общих слов, требуют детализации и конкретизации, которая обеспечивается за счет описания проектов. Система управления проектами обеспечивает процессы планирования и контроля за реализацией стратегии развития компании. Это в первую очередь система поддержки принятия решений, построенная на основании методологии управления проектами. Эффективность работы системы обеспечивается за счет интеграции стратегических целей компании, планов финансирования и планов использования ресурсов с учетом возможных рисков (рис. 1). Так как стратегические решения принимаются в организации любого типа и любого типа бизнеса, система управления проектами может быть создана для любой компании. Рисунок 1- Место проектов в системе управления предприятием Стратегия проекта – центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на три последовательные процедуры: 1) стратегический анализ; 2) разработку и выбор стратегии; 3) реализацию стратегии. Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (SWOT-анализ). К числу факторов внешней среды относят: • технологические (уровень существующих, наличие новых технологий); • ресурсообеспеченность (наличие, доступ); • экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги); • ограничения государственного сектора (лицензирование, законотворчество); • социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст); • политические (внешняя, внутренняя, экономическая политика); • экологические (уровень загрязнения, мероприятия по охране окружающей среды); • конкуренты (количество, возможности). Внутренняя среда включает: • целевые рынки (нишу, в которой работает фирма, круг ее потребителей); • маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга); • сбыт (объем продаж, скидки); • каналы распределения (как, через кого осуществляется продажа); • производство (оборудование, технологии, площади); • персонал (квалификацию, численность, мотивацию, корпоративную культуру); • снабжение (поставщиков, условия и системы поставки); • исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет); • финансы (структуру капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние); • номенклатуру продукции (степень диверсификации); • стратегию, которая разрабатывается исходя из миссии, целей организации на основе результатов SWOT-анализа. Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех организационных уровнях. Различают: • корпоративную стратегию (общее направление развития, т.е. стратегию роста, сохранения или сокращения); • деловую стратегию (стратегию конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода: лидерство в издержках; дифференциацию (уникальность по какому-либо направлению); концентрацию на определенных направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта); • функциональную стратегию (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта). Таким образом, при определении стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты: • географическое месторасположение, в котором будет действовать проект; • выбор корпоративной стратегии; • выбор позиции на рынке (доли рынка) и расчет времени, требуемого для достижения данной цели; • установку основного соотношения «продукт – рынок» для разработки концепции маркетинга; • функциональное назначение и область применения планируемой к выпуску продукции; • выбор оптимальной группы клиентов; • основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов; • использование средств для обеспечения усиления положения на рынке – либо объединение усилий с другими компаниями, либо осключительно собственные средства. Реализация стратегии подразумевает в первую очередь необходимость определенных изменений в организационной структуре и организационной культуре, поэтому часто требуется создать специальные координационные механизмы в дополнение к имеющейся структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы. Существенный элемент стратегии – фактор так называемой организационной культуры, включающий: видение (философию) организации; господствующие ценности; нормы и правила поведения; ожидания предстоящих изменений; процедуры и поведенческие ритуалы. Главная цель проекта представляет комплексное видение удовлетворения выявленной потребности, отвечающее существующим требованиям (качественное техническое исполнение, выполнение плана по затратам и срокам) и соответствующее ожиданиям заказчика. Целью также можно назвать четкое описание конечного состояния системы (связанной с будущими результатами), изменяемой в проекте. Определение целей проекта, к которым следует стремиться, целеполагание, - самая трудная и ответственная часть работы менеджера. Правильно сформулированная цель проекта должно удовлетворять так называемым критериям SMART. • S — Specific. Цели должны быть четкими, точными, конкретными, показывать, чего хотят достичь в проекте. Варианты иной трактовки буквы S включают Simple, т. е. простые, понятные цели, или Smart — умные цели. • М — Measurable. Цели должны быть измеримыми, что предполагает наличие количественных показателей, достигнув которых можно быть уверенным в выполнении проекта. • А — Action-oriented. Цели должны быть ориентированными на действия и формулироваться с помощью фраз, которые содержат глаголы, побуждающие к действию. В иной интерпретации Achievable — достижимые или распределяемые. • R — Realistic. Цели должны быть реалистичными. Также Related — близкими компании и важными для ее развития, или релевантными, и Relatable — соотносящимися с культурой, политикой компании, ценностями ее сотрудников. • Т — Time-iimited. Цели должны быть ограниченными но времени и устанавливать время, в течение которого их надо достичь. В других редакциях этот параметр цели трактуется как Tracking — поддающийся контролю. Формализация главной цели в виде одной фразы является достаточной, если она позволяет оценить содержание проекта, основные задачи, сроки, ресурсы для дальнейшего планирования. Однако когда это сделать затруднительно, главная цель должна быть изложена в виде иерархического дерева с подцелями, представляющими цели более нижнего уровня. Этот инструмент структуризации проекта называется «деревом целей». В процессе целеполагания важно учитывать следующие аспекты: -Характеристики и качество целей. -Ограничения. -Системность и этапность целей. -Миграция целей. Ложные цели. Запасные цели. Подцели. Сложные (составные) цели. Примерка целей. Инкрустация целей. -Функционально-технические и эмоционально-психологические свойства цели. Основные принципы целеполагания должны быть структурированы на основе ряда критериев: по уровню обобщения или приоритетов (корпоративный, средний и оперативный уровень); по направлениям деятельности (финансовые, маркетинговые, разработка нового продукта, информационная оснащенность и т.д.); по направленности усилий предприятия (развитие, стабилизация). Говоря о правильном целеполагании проекта, нельзя забывать в первую очередь и о его соответствии стратегии, видению, миссии бизнеса или компании. Правильнее идти от стратегии, видения компании к целям конкретных проектов и программ, хотя анализ текущих проектов также позволяет формулировать ключевые стратегические направления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.123 (0.008 с.) |