Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о формах организации обучения, их педагогическая характеристика. Методика выбора форм организации обучения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Формы организации обучения- это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке. Классифицируются по: 1.Количеству учащихся - массовые, групповые и индивидуальные. 2.Месту учебы - школьные и внешкольные. 3.Продолжительности - классический урок 45 минут, пара 90 минут. История развития школы знает разные формыорганизации обучения: •индивидуально-групповые (репетиторство, гувернерство); •дифференцированного обучения по способностям - Мангеймская система Зиккенгера; •Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших; •Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы); •американский «план Трампа» - 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа. Школе понадобились тысячелетия, чтобы великий Ян Амос Коменский сделал открытие: детей лучше учить в классе, когда они работают сообща. Появилась классно-урочная система (17 век). Ее особенности: •постоянный состав учащихся одного уровня подготовки и возраста - класс; •каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом; •учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету; •постоянное чередование уроков; •руководящая роль учителя. Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития. Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы (по Н.К. Куписевичу). Культурологический феномен, созданный педагогической мыслью - урок - это законченный в смысловом, организационном и временном отношении этап учебного процесса. Именно уроки составляют в школе основу целостного педагогического процесса. Дадим характеристику уроку. Современный урок - это: 1.Открытие истины, поиск истины и ее осмысление. Это организованное духовное общение, содержанием которого является научное знание, а результатом - интеллект каждого субъекта, духовное обогащение. Истина не вкладывается в ученика как в мешок, истина постигается, наполняется личностным смыслом. Приемы: недописанный тезис, трансляция «я» учителя, мотивация. 2.Часть жизни ребенка и проживание ее должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Формирование поведенческих привычек - приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет. Воспитание - это вхождение ребенка в современную культуру совместно с учителем и с его помощью. 3.Свободный урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития. Ученик всегда выступает в роли цели и никогда - в роли средства. Личностный подход. 4.Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений. Приемы: авансирование, оценка детали, снятие страха, доброжелательность, не сравнивать с другим. 5.Полоролевое воспитание. 6.Организация групповой деятельности. 7.Гармоничный урок, соответствие содержательной стороны урока и его внешней формы, чувство меры. Благоприятная психологическая атмосфера урока. Приемы: корректировка педагогических ситуаций, игры, приемы саморегуляции, привнесение ценностей - утвердить истину, проявить добро, обозначить красоту. Общие требования к уроку в соответствие с функциями обучения конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях к уроку. Дидактические требования к уроку: •четкое определение образовательных целей и задач; •учет принципов обучения; •оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; •опора на достигнутый уровень; •сочетание видов, методов и форм обучения; •сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности; •установление межпредметных связей; •тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока. Воспитательные требования к уроку: •постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала; •формирование жизненно необходимых качеств - внимательности, честности, коммуникативности, самостоятельности, усидчивости, ответственности, воспитание на общечеловеческих ценностях; •внимание к личности ученика. Развивающие требования к уроку: •формирование и развитие положительных мотивов, интересов, творческой инициативы и активности учащихся; •занятия на «опережающем» уровне; •проектирование «зоны ближайшего развития»; •прогнозирование «скачков» в развитии; •оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в развитии. Классификация уроков: •по содержанию; •способу проведения; •дидактическим целям. Главные типы уроков: •урок изучения новых знаний; •урок формирования новых умений; •урок обобщения и систематизации; •урок контроля и коррекции; •урок практического применения знаний и умений; •комбинированный урок. Структура комбинированного урока берет начало от Я.А. Коменского и Г. Гербарта - 4-х звенная. Ее этапы: организационный момент и повторение изученного, изучение нового, закрепление и систематизация, задание на дом. Комбинированный урок гибкий, решает широкий круг задач, составляет 80% от общего числа уроков. Однако имеет недостаток, такой как нехватка времени на все этапы. Подготовка урока - разработка комплекса мер организации учебного процесса, которые в данных условиях обеспечивают наивысший конечный результат. Содержит 3 этапа: 1.Диагностика. 2.Прогнозирование. 3.Планирование. Составляется план-конспект урока: 1.Дата проведения и номер по тематическому плану. 2.Название темы и класса, где он проводится. 3.Цели и задачи образования, воспитания и развития. 4.Тип и структура урока с этапами и временем на каждый этап. 5.Содержание учебного материала. Уровень его раскрытия. 6.Реализация принципов обучения на уроке. 7.Методы и приемы работы на каждом этапе, их эффективность и целесообразность. 8.Способы взаимодействия учителя и учащихся, сотрудничество. 9.Учебное оборудование, реквизит. 10.Задание на дом. 11.Результаты урока: достижение целей и задач, выводы. Вышеперечисленное (пункты 2-11 плана-конспекта урока) является также схемой анализа урока по М.К. Кирилловой, Е.Г. Федорцу. Формы организационной работы на уроке по В.В. Дьяченко: индивидуальная, парная (учитель-ученик), коллективная (пары сменного состава), групповая, которая может быть фронтальной и бригадной. Вспомогательные, внеурочные формы обучения - экскурсии, факультативы, домашняя самостоятельная работа, консультации. Применяются в совокупности все формы обучения - и урочные, и внеурочные для достижения результата обучения. Совершенствование урока проходит по следующим направлениям: •целеполагание и мотивация, увязывание целей с актуальными потребностями и возможностями; •содержание обучения; •структура; •методы и приемы обучения; •отношения учитель-ученик, их гуманизация, позиция ученика; •работа на результат - педагогические технологии. Задача оптимизации состоит в выборе целесообразных и эффективных форм обучения, направленных на реализацию цели обучения. 22.К.Д.Ушинский о роли труда в жизни общества, о развивающем и воспитательном значении труда.Ушинский считал, что необходимым условием правильного развития человека является труд. В обширной статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» он отмечал, что труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную жизнь. По словам Ушинского, «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду. Ушинский придавал большое значение физическому труду, считал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд, подчеркивал большое воспитательное значение сельскохозяйственного труда (особенно в сельских школах). Говоря о труде, он указывал, что «учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли». Он решительно возражал против развлекающего, забавляющего обучения, против стремления некоторых педагогов сделать обучение для детей как можно более легким. Дети в процессе учения должны приучаться к труду, к преодолению трудностей. Учить играя, писал Ушинский, можно только маленьких детей. Умственный труд тяжел, быстро утомляет непривычного. Надо детей приучать к этому тяжелому труду постепенно, не перегружая их непосильными заданиями. Указания Ушинского на большое воспитательное значение труда, его мысль о том, что «учение есть труд и труд серьезный...», представляют большую ценность для педагогики и наших дней. Задачи,содержание, формы трудового воспитания Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации. [10, с.38] В классической советской педагогике имеется принцип связи обучения с трудом, отражающий концептуальный взгляд на роль труда в воспитании. Согласно этой концепции, труд ребенка, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности. Это так, и русская, и западная педагогика придавали большое значение труду в воспитании детей. Кроме обучающей функции, труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр. Трудовое воспитание - это важнейшая предпосылка всестороннего гармонического развития личности ребенка. [11, с.36] Целями его являются: - развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду; - накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся [12, с.63]: * формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности; * развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике; * воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности; * вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда. Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т.д. Формами трудового воспитания являются: - индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений); - коллективная (общественно полезный и производительный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме); - групповая (утренники, праздники на тему труда) С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.008 с.) |