Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ошибки ученых в объяснении педагогического процесса

Поиск

План

 

1. Возникновение воспитания.

2. Характеристика отдельных ошибок в объяснении педагогического процесса.

3. Причины ошибок в объяснении педагогического процесса.

 

В объяснении сущности педагогического процесса ученые допускают ошибки.

1. Они считают, что существует отдельный самостоятельный процесс - «обучение». По их мнению, обучение - это «процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организацию формирования знаний, умений, навыков» [170]. Такое объяснение содержится и в новом «Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В нем говорится, что «обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [263].

Данная ошибка приводит к необоснованному делению педагогического процесса на обучение и на воспитание. «…Различать обучение и воспитание не только вполне правомерно, но и необходимо», - писал Л.В. Занков [88, с. 61].

О степени распространенности этой ошибки свидетельствуют многие факты. Например, наличие книг, диссертаций со следующими названиями: «Теория обучения» [67] «Вопросы воспитания и обучения» [68], «Воспитание в процессе обучения» [83], «Воспитательные аспекты бучения» [138],. «Интернациональное воспитание школьников в отечественной педагогике и образовательной практике 60-х-80-х годов ХХ века: автореф. дис… канд. пед. наук» [127]; «Патриотическое воспитание в современной школе: программы, мероприятия, игры» [50]. «Психология обучения и воспитания школьников» [121], «Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания» [8], «Трудовое обучение, воспитание и профессиональная ориентация учащихся средних общеобразовательных школ» [256] и т.д.

Другим примером является курс педагогики, изучаемый в педагогических учебных заведениях. Согласно государственным образовательным стандартам высшего педагогического образования он состоит из нескольких разделов, среди которых теория обучения (дидактика) и теория воспитания. Даже педагогическая практика студента имеет два аспекта: его «обучающая» и «воспитательная» работы с учащимися оцениваются отдельно.

Функциональные обязанности заместителей директора школ также определяются на основе вышеназванного ошибочного подхода: один из них руководит «обучением», другой «воспитанием».

Для доказательства ненужности термина «обучение» можно привести много аргументов. Среди них – употребление «обучения» в различных значениях, противоречивое объяснение его сущности. Например, отдельные ученые используют его в значении «средство, путь воспитания» [117 с. 133; 154, с. 32-34], другие – в значении «преподавание» [88, с. 236], третьи – одновременно в значении и «средство воспитания», и «воспитание», и «педагогический процесс». Интересным являются определения профессора И.Ф. Харламова «Обучение, - пишет он, - есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений» [270, с. 137]. «Под воспитанием, - продолжает И.Ф. Харламов - следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями» [270, с. 81].

Даже невооруженным глазом видно: между этими определениями разницы нет.

Еще одним весьма любопытным доказательством необоснованности выделения «обучения» как самостоятельного педагогического процесса является встречающаяся в учебниках по педагогике подтема «Факторы формирования личности». По мнению их авторов, личность формируется под влиянием следующих трех факторов: 1) наследственности; 2) среды; 3) воспитания. Возникает вопрос: «А где же обучение?» «Обучение» исчезает и в выражениях «содержание воспитания», «содержание образования».

Признание «обучения» как одной из разновидностей педагогического процесса приносит большой вред делу воспитания. Оно создает «юридическое основание» для теоретического и практического разрушения целостности педагогического процесса, необоснованно разделяя его на две части. Именно из-за этого сегодня в школах одни занимаются «обучением», другие – «воспитанием», в науке одни изучают «дидактику», другие – «теорию воспитания». В результате всего этого из школ выходят «образованные, но не воспитанные» люди.

Несмотря на это, наличие «обучения» в нашей стране узаконено на государственном уровне. В «Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», действующем с 1 сентября 2013 года, говорится: «Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенций, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [263, статья 2, пункт 3].

2. Другой ошибкой, вытекающей из первой, в объяснении педагогического процесса является утверждение о том, что существует так называемое «чистое воспитание». «Я считаю, что воспитательная область – область чистого воспитания – есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания», - писал А.С. Макаренко [145, с. 111]. Наличие отдельного процесса - воспитания признается «Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». В нем говорится, что «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [263].

Фактов, свидетельствующих о распространенности данной ошибки, много. Об этом, например, говорят деление педагогического процесса на учебный и воспитательный процессы, наличие таких должностей, как учитель, воспитатель.

Выделяя воспитание в качестве отдельного самостоятельного процесса, ученые не могут объяснить, что такое воспитание. Во всех учебниках по педагогике, выпущенных грифом Министерство образования и науки РФ в соответствии с государственными образовательными стандартами, на него дается неправильное определение. Например, в учебнике «Педагогика» доктора педагогических наук, профессора И.П. Подласого оно объясняется так: «Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу» [197, с. 7].

В этом определении три теоретические ошибки. Во-первых, воспитание - не всегда «целенаправленный, специально организованный, управляемый процесс». Оно может быть и стихийным. Воздействие природы, влияние случайных людей, событий формируют у человека знания, умения, отношения, черты характера. Во-вторых, воспитание не всегда «воздействие воспитателей и воспитанников». Оно может осуществляться и без воспитателей. Например, тогда, когда человек сам себя воспитывает. В-третьих, воспитание формирует не только «нужных и полезных обществу» личностей, и пьяницы, хулиганы, преступники формируются воспитанием.

Не только в этом, но и во всех других учебниках по педагогике «воспитание» объясняется неправильно. Если неправильно объясняется вопрос № 1 педагогики, что же можно сказать о других вопросах?!

3. Некоторые ученые считают, что педагогический процесс состоит из суммы двух самостоятельных процессов: обучения и воспитания. Автор учебника педагогики Г.М. Афонина суть педагогического процесса раскрывает «формулой «обучая воспитывать, воспитывая обучать» [14, с. 26]. Академик Ю.К. Бабанский считает, что «синонимом термина «педагогический процесс» является «учебно-воспитательный процесс» [180, с. 28]. Он, отмечая сходство «обучения» и «воспитания», называя их совокупность «педагогическим процессом», в то же время признавал самостоятельность каждого из них.

4. Педагогический процесс объясняется как «образование». Статья 2 «Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» начинается со следующего предложения: «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [263]. «Человек в период своего становления, в том числе и в школьном возрасте, должен быть помещен в определенные условия, обеспечивающие всемерное развитие всех сторон его личности с учетом генетической программы и в соответствии с социальной программой. В совокупности всю систему этих условий и средств, включая ее процессуальную и результативную стороны, называют системой образования», - пишет профессор В.С. Леднев [129, с. 44].

Интересное высказывание имеется и у Ю.К. Бабанского «Образование, - отмечает он, - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей» [180, с. 10].

«Схематично образовательный процесс, - пишут О.С., Т.Б. Гребенюк - можно представить следующим образом [67, с. 24]:

Таблица 1

 

Образовательный процесс

 

 

процесс воспитания

 

процесс обучения

 


«Педагогическим процессом они называют целостный процесс осуществления образования путем обеспечения единства обучения и воспитания» [67 с. 17].

Значит, «педагогический процесс» и «образование» - одно и то же? Зачем тогда использовать оба термина, считать обоих основными категориями педагогики?

Во всех этих случаях термин «образование» применено в значении «педагогический процесс». Но эти понятия не тождественны. Образование – результат педагогического процесса.

5 .Ошибкой является деление педагогического процесса на умственное, нравственное, патриотическое, интернациональное, трудовое, эстетическое, физическое и другие воспитания [47; 172; 239; 256].

Ошибочность такого подхода объясняется тем, что слова «умственное», «нравственное», «патриотическое», «интернациональное», «трудовое», «эстетическое», «физическое» и др. не могут сочетаться со словом «воспитание» и образовать понятие, означающее тип или вид воспитания (педагогического процесса). Эти «имена прилагательные» не распространяются на все элементы педагогического процесса, а имеют отношение только к его содержанию. Мы можем говорить «умственные, патриотические, нравственные… знания, умения, навыки, черты характера, чувства», а «умственные, патриотические, нравственные методы, формы, средства»… – нет.

6. Педагогический процесс отождествляется с деятельностью. Данная ошибка узаконена депутатами Государственной Думы, Президентом РФ. В новом «Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» написано, что «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в об правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [263, статья 2, пункт 2].

Проявлением этой ошибки является выдвижение деятельностного подхода к воспитанию. Он считается величайшим научным открытием. Его применения требуют философская, психологическая, педагогическая науки, государственные образовательные стандарты, методисты, руководители учебных заведений, министры и другие. Поэтому он «применяется» сегодня в масштабе всей страны.

Столь «важное» открытие сделано в первой половине XX века российскими учеными. «Деятельностный подход или теория деятельности в философии и психологии создавались у нас в стране, прежде всего С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и Э.В. Ильенковым…» [72, с. 236].

«В статье «Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики)» Рубинштейн раскрывает суть деятельностного подхода и начинает разрабатывать его философский, педагогический и психологический аспекты. Сущность этого подхода сам автор, прежде всего, усматривает в том, что «субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается…» [1, с. 645-646].

Это означает, что «человек развивается и формируется в процессе соответствующей деятельности» [61, с. 235]. То есть деятельность – это обучение, воспитание. «Положение, согласно которому ребенок развивается, обучаясь и воспитываясь, фактически «объемно» совпадает с положением о развитии ребенка в процессе деятельности», - писал С.Л. Рубинштейн [214, с. 154].

Однако деятельность не воспитывает, она не является педагогическим процессом (обучением, воспитанием). Нет деятельностного подхода к формированию личности. Об этом говорят следующие обстоятельства.

Человек и без деятельности воспитывается. Воспитание не только организуемый, но стихийный процесс. На личность влияет вся окружающая действительность: природа, климат, улица, архитектура, внешний вид людей и т.д. Непроизвольные: внимание, восприятие, мышление, память «вооружают» человека знаниями, умениями, навыками, чертами характера, отношениями, эмоциями без всякой деятельности с его стороны. «…Большая часть того, что мы запоминаем в жизни, запоминается нами непроизвольно, без специального намерения», - писал сам С.Л. Рубинштейн [214, с. 273].

Наглядным примером стихийного педагогического процесса является усвоение ребенком родного языка. Никто этому его не учит, а он усваивает. Наши предки педагогику так усваивали. Вся окружающая действительность: обычаи, традиции, примеры, сказки, пословицы, поговорки, праздники вооружали их секретами воспитания.

Стихийность педагогического процесса свидетельствуют о том, что «деятельность» «и педагогический процесс» - не тождественные понятия.

Деятельность не всегда вызывает процесс воспитания. Часто бывает так: продукт, производимый одним и тем же человеком сегодня (например, стул) получается хуже вчерашнего. Деятельность была (материальный результат имеется), а при этом воспитания (педагогического процесса) не было: умения, навыки мебельщика не усовершенствовались. Этот факт свидетельствует о нетождественности понятий «деятельность» и «педагогический процесс». А ведь, по мнению авторов деятельностного подхода, «личность формируется в деятельности».

Структуры деятельности и педагогического процесса не совпадают. Педагогический процесс, как было сказано выше, состоит из 10 элементов: объект, субъект, цель, содержание, методы, формы, принципы, средства, движущие силы, результат. А из чего состоит структура деятельности?

К сожалению, наука до сих пор не знает ответа на этот вопрос. С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев в ней выделяют цель, мотивы, действия, операции [214, с. 659]. Философами «в структуре деятельности выделяются субъектная (целеполагающий субъект) и объектная (предмет деятельности, орудия деятельности и ее продукт) компоненты… Могут также выделяться, - пишут они, - и более дробные элементы, представляющие собой, как правило, результат дифференциации субъектной ее компоненты, такие, как знания субъектом программ деятельности и т.п. [171]. Даже К. Маркс не смог ответить на данный вопрос. «Любая деятельность имеет, по Марксу: цель, средства и результат» [180, с. 30].

А структура деятельности, как показывают наши исследования, состоит из следующих элементов: субъект, объект, цель, содержания, средств, движущие силы, принципы, формы, методы, результаты.

«Личность – субъект деятельности» [214, с. 162]. Она является и субъектом педагогического процесса: ее педагогическая деятельность вызывает педагогический процесс. Таким образом, субъекты деятельности и педагогического процесса совпадают.

Объектом педагогического процесса всегда является человек. А объектом деятельности могут быть и неодушевленные предметы: природа, камень, здания, земля, растения, транспортные средства, ткань, дерево и другие вещи. Воздействие человека на них, по мнению ученых, называется деятельностью. Таким образом, объекты отличаются друг от друга.

Отличаются и цели. Целью педагогического процесса является формирование развивающейся личности [221; 224]. Цель деятельности – производство, изменение, транспортировка, сохранение, защита, уничтожение продукта. Например, цель деятельности строителя - построить дом, школу, дворец; писателя – написать повесть, роман рассказы; шофера, машиниста, летчика, почтальона – довести груз, корреспонденцию до адресата; врача – лечение больного; дворника - содержание двора в чистоте и т.д.

Как видно, цели деятельности и педагогического процесса отличаются друг от друга.

Движущими силами деятельности и педагогического процесса являются одни и те же эмоции: интерес, влечение, намерения, желание, стремление и т.д. Однако это не означает, что они совпадают. Конкретизируясь (а именно конкретные движущие силы являются действующими или реальными), они отличаются друг от друга. Движущая сила педагогического процесса вызывает процесс формирования личности, а движущая сила деятельности – деятельность. Это наглядно ощущается на примерах (табл. 2):

Таблица 2

Движущие силы (ДС) педагогического процесса и деятельности

 

ДС педагогического процесса ДС деятельности
стремление к совершенству стремление трудиться
желание усвоить теорию и практику строительства дома желание построить дом
интерес к химии желание приобрести химические средства для обработки деревьев
желание учиться на водителя желание водить машину
намерение стать военнослужащим намерение охранять, защищать родину
интерес к животным и т.д. желание ухаживать за животными и т.д.

 

К содержанию педагогического процесса относятся: знания, умения, навыки, черты характера, отношения, эмоции. Содержание деятельности – это то, что делает, чем занимается человек во время деятельности. Оно состоит из а) действий; б) движений; в) реакций; г) поступков.

Человек всегда в действии: ломает, строит, наблюдает, измеряет, читает, готовит, ругает, слушает, говорит, спит, получает, отправляет, встречает, кушает, думает, анализирует и т. д. Все это содержание его повседневной жизнедеятельности. Содержание профессиональной деятельности, как правило, отражается в «Квалификационных характеристиках». Например, крановщик: поднимает, опускает и совершает другие действия. Учитель изучает воспитанника, выбирает и применяет методы, средства, формы, определяет содержание педагогического процесса, обеспечивает соблюдение правил безопасности, наказывает, проверяет тетради, посещает квартиры учащихся, составляет планы, отчитывается о проделанной работе и т.д.

Следующим элементом содержания деятельности является поступок. «Поступок – действие личности, социальное значение которого ею самой понято» [235, с. 79]. Оказал спонсорскую помощь детскому дому – поступок. Уступил месту в автобусе – поступок. Вернул хозяину потерянную вещь – поступок. Поступки похожи на действия. Однако они заслуживают выделения в качестве самостоятельного элемента содержания деятельности из-за того, что иногда и бездействие является поступком. Например, отказ врача оказать помощь больному, молчание партизана на допросе у врага и другие подобные поступки показывают, что идет деятельность.

Еще одним элементом содержания деятельности можно назвать движение. Особенно они часто встречаются в деятельности танцора, артиста по пантомимике, телеграфиста, оператора, машинистки, массажиста.

К формам педагогического процесса относятся лекция, семинар, консультация, практикум, экзамен, зачет и т.д. А у каждого вида деятельности свои формы, т.е. свой внешний вид. Сравните деятельность полицейского и архитектора, водолаза и космонавта.

Ученые неправильно объясняют формы деятельности. «Еще раз отметим, что в теории А.Н. Леонтьева исходной и основной формой деятельности выступает деятельность внешняя, чувственно-практическая, - пишет В.В. Давыдов. - Возникает проблема ее соотношения и связи с так называемой внутренней деятельностью. При ее изучении необходимо учитывать два аспекта этого соотношения. Во-первых, в процессе исторического развития внешней деятельности возникают внутренние процессы (например, анализ, сопоставление и т.д.), которые приобретают относительную самостоятельность и способность отделяться от практической деятельности (интериоризация). Во-вторых, существуют также постоянные переходы в противоположном направлении – от внутренней деятельности к внешней (экстериоризация). Эти взаимные переходы человеческой деятельности в ее историческом и онтогенетическом развитии возможны потому, что обе ее формы имеют принципиально единое общее строение. Открытие этой общности представляется, как пишет А.Н. Леонтьев «одним из важнейших открытий современной психологической науки» [134, с. 21-22].

К сожалению, здесь речь идет не о форме деятельности, а о месте, где она происходит (или о виде деятельности). К тому же форма не имеет «строения» - структуры. И деятельность нельзя делить на внешнюю и внутреннюю; на практическую и теоретическую. «С выделением теоретической деятельности из деятельности практической ряд психических процессов сам приобретает строение деятельности, - во-первых, в том отношении, что они становятся сознательными, целенаправленными актами субъекта: непроизвольное восприятие переходит в целенаправленное наблюдение, непроизвольное всплывание воспоминаний – в припоминание и воспроизведение, непроизвольное запечатление – в намеренное заучивание и т.д. Таким образом, психические процессы (восприятие, мышление и т.д.), выступая первично как процессуальные психические компоненты какой-нибудь конкретной деятельности, затем и сами строятся как формы внутренней теоретической деятельности», - писал С.Л. Рубинштейн [214, с. 172-173].

По нашему мнению, деятельность всегда практическая. Ее не надо делить на внешние и внутренние. Возьмем, деятельность ученого. Что он делает? Читает, анализирует, сравнивает, ищет, находит, наблюдает, конструирует, обсуждает, экспериментирует, проектирует и получает результат. Результат он преподносит в качестве статьи, монографии, проекта, макета, диссертации и т.д. А наблюдение, припоминание, воспроизведение, запечатление, заучивание, названные С.Л. Рубинштейном самостоятельными формами внутренней, теоретической деятельности в вышеперечисленной цитате, на самом деле таковыми не являются. Они – методы деятельности (и педагогического процесса).

К методам педагогического процесса относятся: рассказ, беседа, слушание, зрительное восприятие и т.д. [224]. Все они являются и методами деятельности. Однако последних гораздо больше, чем первые. Для выявления их необходимо из глаголов, которые означают действия, возникающие в процессе деятельности, образовать имена существительные. Например (табл. 3):

Таблица 3

Методы деятельности

Действия Методы деятельности
  поднимает метод подъема
  измеряет метод измерения
  соединяет метод соединения
  шлифует метод шлифовки
  красит метод краски
  ремонтирует метод ремонта
  читает метод чтения
  анализирует метод анализа
  наблюдает метод наблюдения

Следует помнить: действия и методы не тождественны. Методы - способы осуществления деятельности, а действия – элемент содержания, в данном случае означают «применение методов».

Педагогический процесс опирается на принципы целостности, саморегулируемости, индивидуализации, развития, поэтапности. А принципы деятельности другие, и они отличаются друг от друга в зависимости от вида деятельности. Например, у врача могут быть принципы свои, а у строителя – свои.

Авторы деятельностного подхода выделяют два взаимосвязанных результата деятельности: а) производственный; б) педагогический. «Деятельность человека - …создает материальную и духовную культуру… Порождая материализованные продукты своей деятельности, человек вместе с тем формирует и свои способности. Производство продуктов практической и теоретической деятельности человека и развитие его способностей – две взаимосвязанные, друг друга обуславливающие и друг в друга переходящие стороны единого процесса», - писал С.Л. Рубинштейн [214, с. 147, 538].

Не только способности, а вся личность: его характер, сознание, психика, по мнению ученых, формируется в деятельности. Однако это не так. Деятельность, как было сказано выше, не воспитывает. Иногда даже педагогическая. Бывают учителя, которые призывают своих воспитанников к честности, всю жизнь занимаются формированием у них этого качества, а сами таковыми не являются.

Результатом деятельности является решенное задание. Это для строителя – построенный дом, для космонавта – совершенный полет, для водителя – довезенный до адресата груз, для парикмахера - постриженная голова, для артиста – исполненный номер, для писателя – написанное произведение, для педагога – совершенный педагогический процесс. А для педагогического процесса – сформированная личность, усвоенные знания, умения, навыки, отношения, черты характера, эмоции, мировоззрение, психика, сознание и т.д.

Как видно, результаты деятельности и педагогического процесса отличаются друг от друга. Результаты деятельности являются средствами педагогического процесса. Книги, архитектура, художественные произведения, научные труды служат источниками содержания педагогического процесса. Очки, бинокли, телескопы, компьютеры, магнитофоны, плакаты улучшают восприятие учебного материала и т.д. В этих результатах проявляются мастерство, умение, способности. И в этом плане они – средства педагогического процесса.

Не только результаты, но и сама деятельность для педагогического процесса является средством. Почему?

1) В деятельности проявляются результаты педагогического процесса. Деятельность человека является «раскрытой книгой человеческих сущностных сил…», - писали К. Маркс, Ф. Энгельс [150, с. 123]. По деятельности можно определить возможности, ошибки, слабости личности.

2) Деятельность присутствует в организуемом педагогическом процессе. С помощью деятельности и ее содержания: действий, движений «оживляются» объективно существующие в «природе» методы педагогического процесса (несмотря на это, деятельность не воспитывает, а только вызывает, поддерживает педагогический процесс). Как известно, к методам педагогического процесса относятся: наблюдение, чтение, анализ, сравнение, показ и т.д. Когда субъект или объект педагогического процесса начинает наблюдать, читать, анализировать, сравнивать, показывать, т.е. действовать, происходит применение методов педагогического процесса. С помощью движений человек достает книгу, мел, приводит в действие компьютер, приближается к доске, к телефону и другим средствам.

Все это доказывает, что деятельность является средством педагогического процесса.

3) Деятельность может вызвать педагогический процесс. «Труд становится великим воспитателем», - писал В.А. Сухомлинский. [246, с. 229]. Нет, труд (деятельность) не воспитывает. Как было сказано выше, деятельность и педагогический процесс - разные явления. Они могут существовать вместе и без друг друга. Например, человек копает яму, моет посуду, строит дом, играет в хоккей… Как видно, деятельность есть. Но при этом педагогический процесс может отсутствовать, если человек во время деятельности ничему не научится. А если при этом он приобретает какие-то умения, знания, то педагогический процесс есть. В последнем случае педагогический процесс вызывается деятельностью.

Иногда педагогический процесс может предшествовать деятельности и продолжаться после нее. Например, человек собирается стать водителем. Поэтому изучает теорию и практику вождения. Во время вождения, узнав о своих ошибках, слабостях, начинает с помощью педагогического процесса устранять их. И в этих случаях, мы можем утверждать, что он вызван деятельностью.

Для возникновения педагогического процесса в деятельности имеются объективные предпосылки:

- как было сказано выше, субъектом деятельности и педагогического процесса является человек. А где человек, там воспитание. Потому что он способен воспитываться. Во время деятельности, как правило, он становится объектом воздействия многих факторов: людей, природы, производственных отношений и т.д. Все это воздействие образует педагогический процесс;

- в деятельности участвует психика человека. Она и управляет деятельностью. Поэтому структурные элементы психики: знания умения, навыки, черты характера, отношения, эмоции, взгляды, мировоззрение, убеждения, идеалы, способности, воображение, мышление, внимание проявляются в деятельности и способствуют возникновению педагогического процесса;

- без педагогического процесса деятельность становится неэффективной. Этим объясняются многие происходящие вокруг нас факты: разрушения, аварии, браки, ошибки и т.д. Поэтому и организаторы и сама обстановка во время деятельности склонны вызывать педагогический процесс.

Каков механизм возникновения педагогического процесса во время деятельности?

- В процессе деятельности, как правило, решается задание. Например, строитель решает задание – построение дома, врач – лечение больного, агроном – выращивание урожая, футболист – победа противника, летчик – управление самолетом и т.д. И для успешного решения этих заданий нужны определенные знания, умения, навыки, черты характера, отношения, эмоции и т.д. Задания, таким образом, предъявляют требования к субъекту деятельности, к его уровню развития, т.е. вызывают педагогический процесс. Человек начинает работать над собой. Этот педагогический процесс ценен тем, что полученные знания, умения применяются сразу, проверяются, корректируются, углубляются, совершенствуются, закрепляются. К тому же они универсальны. Например, для построения дома человеку нужны знания по экологии, геометрии, математике, физике, почвоведению, экономике, медицине…

Решенные задания вызывают у человека чувство удовлетворенности, радость, наслаждение, уверенность…, что свидетельствует о возникновении педагогического процесса во время деятельности.

- Во время деятельности, особенно коллективной, люди общаются друг с другом. Общение - действие - элемент содержания деятельности, являясь средством педагогического процесса, позволяет обменяться информацией, что свидетельствует о возникновении педагогического процесса.

- Многие действия, совершенные во время деятельности, приводят к применению методов педагогического процесса, следовательно, к возникновению педагогического процесса. Например, водитель, сидевший за рулем, вынужден наблюдать за дорогой, окружением, погодой и при этом он много узнает о тех местах, где в данное время находится. Диктор читает текст для слушателей и одновременно усваивает содержание написанного.

- Педагогический процесс во время деятельности возникает и через превращение действия в поступок. «Поступок – это действие, которое воспринимается и осознается действующим субъектом как общественный акт, как проявление субъекта, которое выражает отношение человека к другим людям», - писал С.Л. Рубинштейн [214, с. 444-445]. Например, школьник помог пожилому человеку перейти дорогу, кто-то отдал в долг деньги, подарил скрипку в детский дом – все эти действия можно назвать поступком, и в момент их совершения, конечно же, возникает педагогический процесс.

- Ход и результат деятельности, как правило, оцениваются окружающими людьми. Субъект получает полезные советы, консультации, пожелания от них. Поэтому он старается производить качественную продукцию. Все это свидетельствует о возникновении педагогического процесса во время деятельности.

Человек постоянно находится в деятельности. Вся его жизнь – деятельность. Поэтому существует понятие «жизнедеятельность». Деятельность, в том числе и жизнедеятельность, как мы убедились, может вызвать педагогический процесс. Поэтому, даже не обучаясь в школе или в профессиональном учебном заведении, человек может стать мастером своего дела. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры. В газете «Сибайский рабочий», например, были написаны такие слова: «Расих Раисович Альхамов, как говорится, «институтов не кончал», но за тридцать лет работы в ГУП «Сибайское межрайонное предприятие электрических сетей» понабрался такого опыта, что в качестве электромонтера оперативно-диспетчерской службы (ОПС) является здесь просто асом» [96].

Из-за того, что деятельность вызывает педагогический процесс, человек постоянно находится под педагогическим воздействием, т.е. в педагогическом поле. Однако это не означает, что есть деятельностный подход. Его нет. Все, что говорилось выше, доказывает этот вывод.

Миф о деятельностном подходе мешает развитию науки, воспитанию людей. Он возник на основе неправильной педагогики, из-за педагогической безграмотности. Его авторы не знают, что такое педагогический процесс.Процесс, формирующий личность, в природе один. Он называется педагогическим процессом.Независимо от национальности, возраста, уровня развития объекта воздействия, а также от типа учебного заведения, от региональных, условий, времени, места, цели, содержания и от других показателей он всегда имеет одну и ту же структуру [221; 224].

8. Неправильно объясняется происхождение воспитания. Доктор педагогических наук, профессор И.П. Подласый в своем учебнике утверждает, что «оно возникло вместе с человеческим обществом, став органической частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество» [196, с. 53]. Так считают и философы, социологи, археологи…, - весь мир.

Однако это не соответствует действительности. До возникновения общества воспитание уже было. Оно может существовать и после исчезновения общества. На необитаемом острове Робинзон Крузо приобрел новые знания, умения, навыки, развивал характер. В тайге люди, изолированные от общества, всю жизнь воспитывались. Ребенок, похищенный дикими животными, не становится нормальным человеком не из-за того, что находится за пределами общества, а из-за того, что соответствующего воспитания нет.

Для того чтобы объединяться и жить в обществе, человек должен подниматься на определенный уровень: иметь сознание, готовность знать и уважать «правила внутреннего распорядка общества, уметь подчинять свои интересы интересам других, управлять обществом и т.д. Без воспитания общество разрушается, что как раз свидетельствует о том, что воспитание п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.51 (0.02 с.)