Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наш подход к проблеме форм педагогического процесса
План
1. Понятие о формах педагогического процесса. 2. Теоретические положения, которыми необходимо руководствоваться при объяснении форм педагогического процесса. 3. Система форм педагогического процесса.
Сказанное в предыдущем параграфе свидетельствует об актуальности проблемы «формы педагогического процесса». В своем исследовании мы попытались ее решить. Сначала несколько слов о самом термине «форма педагогического процесса». В педагогике широкое распространение получили такие понятия, как «форма обучения», «организационная форма обучения», «форма организации обучения» и т.д. Несмотря на попытки отдельных ученых, например, академика М.И. Махмутова, доказать, что эти термины совершенно разные [154, с. 49], мы считаем их синонимическими понятиями. Потому что дополнительное слово «организация» во втором и в третьем выражениях никакого дополнительного смысла в себе не содержит, так как слово «обучение» уже означает «организацию». Путем таких логических операций мы из трех понятий оставляем одно – «форма обучения». Но это еще не все. В первом и втором параграфах первой главы мы доказали, что понятия «обучение», «воспитание», «педагогический процесс» имеют одно и то же содержание, т.е. являются синонимами. Указали также на удобство и целесообразность употребления термина «педагогический процесс». Этим объясняется наше предпочтение термину «форма педагогического процесса». Это понятие, хотя встречается очень редко, в педагогической науке не новое. Его в своих научных трудах использовали такие педагоги, как Ю.К. Бабанский [180], А.Г. Калашников [101, с. 72]. В филологических и философских словарях слово «форма» объясняется примерно одинаково. Например, в «Словаре русского языка», составленного С.И. Ожеговым, дается такое определение: «Форма - вид, устройство, тип, структура, конструкция чего-нибудь, характер которой обусловлен содержанием» [176]. «Форма в философии рассматривается как внутренняя организация содержания», - говорится в «Философском словаре» [266]. Для объяснения термина «форма педагогического процесса» данные определения не годятся. Почему? Во-первых, в них форма ставится в зависимое положение только от содержания. А ведь в изучении одного и того же содержания может применяться несколько форм. То есть одно и то же содержание можно передавать через различные формы. Это говорит о том, что нельзя абсолютизировать содержание при объяснении и выборе конкретной формы. Выбор формы зависит и от объекта педагогического процесса. Если он в единственном числе, то, например, может применяться собеседование, если 20-25 человек, - семинар, если больше этого – лекция. Выбор формы зависит и от субъекта педагогического процесса. Если субъект, например, слабо владеет методикой проведения диспута, то он вместо него может применять какую-то другую форму. Выбор формы зависит и от средств педагогического процесса. Например, если нет больших аудиторий, проводятся семинары, диспуты. Если нет денег или их мало, наоборот, преобладает форма лекции, как одна из экономных, дешевых форм и т.д.
Во-вторых, в одном из выше перечисленных определений форма характеризуется как тип. Между этими двумя понятиями на первый взгляд действительно ощущается сходство. Тип педагогического процесса определяется характером взаимодействия всех структурных компонентов педагогического процесса: объекта, субъекта, содержания, средств, форм, методов и т.д. (о типах более подробно будет написано в третьей главе). И форма, как только что говорилось, зависит от некоторых структурных компонентов педагогического процесса, т.е. взаимодействует с ними. Но уровни или степени взаимодействия компонентов педагогического процесса при типе и при форме различны. В первом случае оно «всеобщее», т.е. охватывает весь педагогический процесс, во втором случае «локальное», т.е. взаимодействие происходит с несколькими только компонентами. Тип педагогического процесса от формы отличается еще и тем, что он, являясь «представителем» педагогического процесса, «имеет» свое содержание, средства, формы и т.д. А форма их не имеет. У нее нет ни содержания, ни средств, ни методов, ни форм. Она является лишь одним структурным компонентом педагогического процесса, конкретного его типа. Руководствуясь вышеизложенными научно-теоретическими положениями, формам мы даем следующее определение. Форма – это внешнее выражение педагогического процесса, его оболочка. К формам относятся: лекция, семинар, диспут, собеседование, практикум, коллоквиум, экскурсия, вечер, олимпиада, экспедиция, зачет, экзамен, конференция, соревнование, конкурс, футбол, волейбол, защита (научно-исследовательской работы) и т.д. Как видно, мы формы педагогического процесса не делим на основные, неосновные; на классные и внеклассные; на урочные и внеурочные; на формы обучения и на формы воспитания и т.д.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.034 с.) |