Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение педагогического процесса (воспитания)
План
2. Возможности педагогического процесса. 3. Признаки и последствия недооценки воспитания в обществе. Воспитание (педагогический процесс) имеет огромное значение для человечества. 1. Воспитание превратило животного в человека. По мнению ученых, человек произошел от обезьян.На наш взгляд, он вполнемог быть самостоятельным животным, которое отличалось от остальных тем, что имел задатки воспитываться - предпосылки для возникновения психики: мировоззрения, отношения, характера, сознания и т.д. У него были физиологические основы для этого: более совершенный мозг, соответствующие нервная система, органы ощущений и т.д. Благодаря воспитанию у человека природные задатки воспитываться превращались в способность воспитываться. У него появились знания, умения, навыки, черты характера, отношения, эмоции и на их основе убеждения, взгляды, мировоззрение – психика, сознание. Воспитание существует везде и всегда. В стихийном и специально организованном виде. Откуда появились у насекомых, животных страх, осторожность, внимательность, бдительность и т.д.? Эти и другие качества у них возникли благодаря воспитанию (педагогическому процессу). Однако у них формировались только некоторые жизненно важные качества. На этом воспитание для них закончилось. У них, например, нет знаний, убеждений, сознания. Потому что они не имеют задатков воспитываться. А у человека они есть. Он, в отличие от других живых существ, воспринимал педагогическое влияние окружения: природы, климата, насекомых, животных и т.д. Он, как школьник, постоянно решал задания: 1) добывать пищу; 2) защищаться от врагов; 3) не замерзать; 4) не умереть от жажды и т. д. Такой стихийный педагогический процесс развивал его тело, мозг, органы ощущения, мышление и превратил задатки воспитываться в способность воспитываться. 2. Из-за воспитания возникла и развивалась речь. Умение говорить, как и любое умение, формируется с помощью педагогического процесса. В процессе «обыденного» познания (педагогического процесса) человек начал давать имена предметам, явлениям, состояниям, действиям, движениям, людям, животным, птицам, насекомым, и т.д. В этом была необходимость. Сначала, может быть, эти имена были в виде знаков: рисунков, символов, звуков, фигур и т.д. Со временем созрела необходимость выражать их однообразно - звуками, голосом. Так возникла речь. Речь, являясь средством педагогического процесса, облегчила познавательный процесс и тем самым подняла человека на новый уровень. Человек начал лучше мыслить: анализировать, сравнивать, представлять, воображать, объяснять. Он, как объект педагогического процесса, стал более интенсивно развиваться.
С возникновением языка встал вопрос о необходимости усвоения его детьми, которое также невозможно без педагогического процесса. 3. Педагогический процесс способствовал изменению внешнего вида человека. В журнале «Дочь Башкортостана» [217. с. 16-17] опубликована моя статья «Если хочешь быть красивой, улучшай свой характер». В ней утверждается, что по внешним признакам (маска, взгляд, походка, мимика, прическа, одежда) можно определить характер и другие психические особенности человека. Раз внутренний мир человека: психика, сознание, характер и другие особенности отражаются во внешнем виде, значит, воспитанность влияет на облик человека. Поэтому можно говорить, что в изменении внешнего вида человека наряду с биологическими факторами определенную роль сыграло и воспитание. 4. Воспитание приводит к возникновению человеческого общества. «Любой человек невозможен без общества» [152, с. 23], - утверждают сторонники трудовой теории происхождения человека. Однако это не так. До возникновения общества человек уже был. До общества и воспитание было, хотя у нас все считают, что «воспитание возникло вместе с возникновением человеческого общества, необходимость в нем будет всегда, пока существует общество» [119, с. 29]. Воспитание может существовать и после исчезновения общества (об этом было написано выше). 5. Воспитание привело к возникновению семьи. Только сознательные существа образуют семью. Семьи разрушаются из-за невоспитанности людей, что доказывает роль воспитания в появлении института семьи. Воспитание укрепляет семью. Если «имеются явные или скрытые дефекты воспитания» [278, с. 92-93], «деформация нравственных основ семьи» [278, с. 90], то брак разрушается. Именно этим объясняется то, что сегодня больше половины заключенных браков в нашей стране заканчивается разводом. «С характерами не сошлись» - это ответ многих разведенных. Следовательно, для того, чтобы сохранить, укрепить семью, необходимо улучшить воспитание, подготовить подрастающее поколение к семейной жизни. Если бы воспитание было на должном уровне, то не было бы многочисленных проблем, связанных с семьей: сиротство, бродяжничество детей, одиночество людей, самоустранение родителей от воспитания собственных детей, насилие, преступление.
6. Воспитание улучшает взаимоотношения людей. Главнымпоказателем плохих взаимоотношений между людьми является конфликт. Он лежит в основе драк, убийств, насилий, войн, недоразумений и других столкновений. «Конфликт – столкновение противоположно направленных интересов, целей, желаний и позиций взаимодействующих субъектов. Он начинается с инцидента, когда одно из сторон предпринимает действия, ущемляющие интересы другой стороны», - говорится в «Психологическом энциклопедическом словаре» [90]. Как видно, конфликты возникают из-за таких отрицательных черт характера как неуступчивость, агрессивность, эгоизм, жестокость, недоброжелательность и т.д. Поэтому для избежания конфликтов, для улучшения взаимоотношений между людьми необходимо избавиться от вышеназванных черт. Воспитанный человек, как правило, бывает спокойным, терпеливым, компромиссным, справедливым, ответственным, внимательным, добрым, мудрым и т.д. Эти качества позволяют избегать конфликтов. Такой человек бывает привлекательным. К нему тянутся. Его уважают, любят, подражают его характеру, образу жизнедеятельности. В окружении такого человека недостойные действия посторонними не допускаются. 7. Воспитание предупреждает и побеждает преступность. Воспитанный человек не совершает преступлений, а борется с ней. Анализ биографий преступников свидетельствует о наличии в их психике «минусов», таких, как жестокость, нечестность, безответственность и других черт, которые, как правило, возникают из-за ошибок в воспитании. 8. Правильное воспитание предупреждает деградацию личности. «В России существует обширное «социальное дно», составляющее до 5% всего населения: бомжи, нищие, алкоголики, наркоманы, проститутки. Они способствуют увеличению правонарушений и преступлений среди молодежи. По данным Генеральной прокуратуры за 2000 г., 2 миллиона российских детей не имели постоянного места жительства, не учились, бродяжничали, приобщались к преступному миру. В ряде городов и поселков хулиганские молодежные банды буквально терроризируют население» [51, с. 5]. Социальное дно образуется из-за педагогических ошибок родителей, педагогов. Бомжами, нищими, алкоголиками, наркоманами, проститутками, преступниками не рождаются, а становятся тогда, когда в характере этих людей отсутствуют чувство стыда, совесть, ответственность, сознательность, трудолюбие, ясная цель, стремление к прекрасному, сила воли, выдержанность, терпение и т.д. Воспитанный человек не опускается на «дно». Даже в самых трудных, проблемных ситуациях он не теряет человеческий облик. Тому много примеров в реальной жизни. 9. Воспитание укрепляет здоровье, продлевает жизнь. Российская Федерация по продолжительности жизни занимает 101 место в мире. Средний возраст мужчин составляет 58 лет. «По продолжительности жизни мужчин мы отстаем от США на 15,4 года, от Франции – на 17 лет, от Швеции на 19,1 года» …143 миллиона россиян, включая новорожденных, болеют 200 миллионов раз в году. Причем в расчет принимаются только официально зарегистрированные недуги, за скобками остаются хвори, с которыми не обращаются к врачам. В ходе Всероссийской диспансеризации только 32,1 процента детей признаны здоровыми. Более половины имеют функциональные отклонения, 16,2 – хронические заболевания» [230]. Только 10 процентов детей оканчивают общеобразовательную школу, не имея болезней. Наша страна занимает первое место в мире по количеству насильственных смертей. «По результатам исследований, 30-40% тяжких насильственных преступлений совершается именно в семье. Жертвы семейно-бытовых конфликтов составляют наиболее многочисленную группу среди погибших и пострадавших от любых преступлений» [94, с. 85]. Россия занимает первое место среди стран Европы и Северной Америки по дорожно-транспортным происшествиям со смертельным исходом на 100 000 жителей. В год в ДТП у нас погибает 28 тысяч человек. В ходе конфликта на Северном Кавказе в 1992-2013 гг. мы потеряли около 33 тысячи человек. Ежегодно в России кончают жизнь самоубийством 30 тысяч человек. По данным Фонда по борьбе со СПИДом, количество ВИЧ-инфицированных в России составляет около 1,2 миллионов человек. Это примерно 1% населения России, в то время как в Западной и Центральной Европе такой показатель составляет лишь 0,2%. Статистику венерических болезней даже стыдно привести.
Основная причина непродолжительности жизни, плохого здоровья людей – невоспитанность: отсутствие в характере бдительности, осторожности, бережного отношения к своему здоровью, выдержанности, интереса к спорту, терпения, медицинских знаний, иммунитета к отрицательным привычкам, оптимизма, ответственности, аккуратности; необходимых умений и навыков; наличие в характере вредных привычек, склонность к необоснованным рискам, жестокости, ревности, зависти и т.д.; несоблюдение санитарно-гигиенических требований. «Неумеющему плавать, не так уж много и надо, чтобы утонуть», - писал народный поэт Башкортостана М. Карим. Наглядным примером того, что воспитание продлевает жизнь, укрепляет здоровье, служат так называемые цивилизованные страны (а цивилизованность означает воспитанность, высокий уровень культуры населения). В Японии, например, средний возраст жителей составляет 80 лет.
Человечество знает много примеров, когда обреченный, тяжело больной человек с помощью воспитания выздоравливается. Настойчивый, уверенный человек, оптимист побеждает недуг, продлевает свою жизнь. Башкирский писатель И. Гиззатуллин, парализованный из-за ран, полученных во время Великой Отечественной войны, дожил до 74-летнего возраста, выпустил 12 книг. 10. Воспитание укрепляет экономику. «Мировой опыт показывает, что наиболее устойчивыми являются экономики тех стран, в которых средний уровень образования населения выше» [64, с. 115]. Япония, США, Южная Корея, Сингапур и ряд других стран стали экономически мощными благодаря хорошей постановке воспитания. Честность, трудолюбие, добросовестное отношение к труду, творчество, изобретательность, пунктуальность, аккуратность, бережливость, дисциплинированность, ответственность, порядочность и другие качества повышают производительность труда и обеспечивают богатством. Воровство, равнодушие, безответственность, обман, лень, вредные привычки не только задерживают рост экономики, но и разрушают ее. Потери, разрушения, аварии, как правило, во многих случаях являются следствием недостаточной воспитанности людей и причиняют огромный ущерб народному хозяйству. По сообщениям СМИ, Россия из-за производства подпольных водок ежегодно теряет 100 миллиард рублей. Сколько денег уходит на производство и покупку замков, сигнализаций, видеокамер, на содержание охраны, на проведение расследований преступлений, на пенсионное и компенсационное обеспечение жертв, их семей. 11. Воспитание приводит к сохранению языка, культуры, этноса. Воспитанный человек дорожить своими национальными данными, гордится ими. Он любит свой язык, уважает обычаи и традиции народа. Ученые отмечают, что у оторванных от своих корней людей настоящего патриотизма не бывает. У них, оказывается, в экстремальных ситуациях проявляются равнодушие к судьбе страны, народа, склонность к измене. Кто не дорожит тем, что принадлежит ему от предков, пренебрежительно может относиться и к чужому, к другим людям, народам. 12. Воспитание объединяет народы, улучшает взаимоотношения государств. Если во главе государств стоят воспитанные лидеры, то возникшие по каким-то причинам конфликты, как правило, решаются мирным путем. Мудрость, прозорливость, дипломатичность, уступчивость, терпение, выдержка и другие положительные черты характера не доводят разногласия до вооруженного столкновения. Великая Отечественная война возникла из-за захватнических побуждений Гитлера и его окружающих, высокомерия, эгоизма, ненависти к другим народам. Даже в названиях войн отражаются элементы воспитания: захватническая, освободительная, психологическая, гражданская. Война – столкновение характеров, контрастных личностей. Она проявление ненависти, вражды. Поэтому воспитание миролюбивых, добрых, умных, гуманных людей является главным препятствием на пути возникновения войны.
В возникших войнах продолжает проявляться воспитанность. Побеждают в них храбрые, тактичные, сообразительные, смелые, самоотверженные. 13. Воспитание делает людей счастливыми. Все сказанное выше о воспитании позволяет сделать такой вывод. Крепкая семья, хорошие взаимоотношения, защита от деградации личности, крепкое здоровье, продолжительная жизнь, мощная экономика страны делают людей счастливыми. А ведь все это обеспечивается правильным воспитанием. Таким образом, воспитание (педагогический процесс) имеет громадное значение в развитии человека, общества. Если без воспитания нет: а) человека; б) человеческого облика; в) общества; г) психики д) сознания; е) речи; ж) семьи и т.д., то понятно, какое огромное значение для человечества имеет воспитание. Страшно представлять жизнь без воспитания. Воспитанный человек является главным богатством государства, а не золото, не нефть, не деньги, не дворцы… «Моральные качества замечательного человека имеют большое значение для его поколения и для исторического процесса», - писал Альберт Эйнштейн. Американский философ и поэт Ральф Уолдо Эмерсон «истинным показателем цивилизации считал облик человека, воспитываемого страной» [259]. Несмотря на такое очевидное и грандиозное значение, воспитание в нашей стране недооценивается. В обществе, где воспитание недооценивается, человеку быть воспитанным становится не выгодно. Такое общество характеризуется следующими признаками: - общечеловеческая мораль, выработанная тысячелетиями, перестает быть механизмом регулирования поведением для большинства людей; - исчезает или ослабевает правильное общественное мнение; - трудно или вообще невозможно найти справедливость; - честное выполнение своих обязанностей становится смертельно опасным; - на руководящие должности, как правило, выдвигаются невоспитанные и некомпетентные люди; - нарушителями норм морали и законов становятся те, кто по долгу службы призван контролировать их соблюдение; - невоспитанные люди начинают заниматься воспитанием других; - наука, талант, мудрость не ценятся; - талантливые люди начинают пьянствовать; - процветает двуличие, формализм, некомпетентность; - родственные связи между людьми ослабевают; - воспитанный человек выглядит «белой вороной»: у него мало друзей, много врагов; - преступность растет ускоренными темпами и становится массовой; - образовательный уровень преступников становится высоким; -появляются «преступники-предприятия», «преступники-банки», «преступники-фирмы» и т.д.; - борьба с преступностью становится неэффективной; - смертность превышает рождаемость; - чем невоспитанней человек, тем он хорошо живет и т.д. В основе всей жизнедеятельности общества лежит воспитание. Люди работают, живут, творят, добиваются успехов, благосостояния из-за подготовленности к жизни. А эту подготовленность они получают только от воспитания. Поэтому среди всех задач, какие есть у человека, на первом месте стоит воспитание. К сожалению, многие руководители нашей страны этого не понимают. Они думают, что на первом месте находятся экономика, политика. Экономику, политику создают люди. От их уровня подготовленности, развития зависит качество и экономики, и политики и всего остального. У не подготовленных руководителей все хозяйство буксует. Воспитание первично. Недооценка воспитания в нашей стране началось с коммунистов. Совершив в 1917 году кровавую революцию, они всеми средствами старались оправдать свое действие. А оправданием явилось утверждение о том, что для избавления людей от бедности, нищеты, гнета, эксплуатации необходимо изменить окружающую среду путем социалистической революции. Воспитание ушло на второй план. Такое отношение к воспитанию господствовало на протяжении всей советской власти, продолжается по сей день. Корифеи советской педагогики писали: «Абсолютизация воспитания как средства улучшения общества – давняя традиция, идущая от Ж.Ж. Руссо и других мыслителей ранней буржуазии… Утверждение о всемогуществе воспитательных воздействий имеет глубоко антигуманный характер» [40, с. 12, 45]. Воспитанием сегодняшней молодежи занимаются педагоги, вооруженные этой «антигуманной» теорией. Недооценка воспитания ставит общество в тупиковую ситуацию. В таком обществе все разрушается. Оно наступает на такой этап развития, который нашими предками назывался «ахырызаман» - конец света.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. На конкретных примерах, фактах докажите значение воспитания для человечества. 2. Раскройте роль воспитания в развитии экономики страны. 3. Раскройте роль воспитания в предупреждении военных конфликтов. 4. Что означает недооценка воспитания? 5. Каковы причины недооценки воспитания? 6. Каковы признаки недооценки воспитания в обществе? 7. К чему приведет недооценка воспитания?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.04 с.) |