Движущая сила педагогического процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движущая сила педагогического процесса



План

 

1. Движущая сила как психолого-педагогическая проблема.

2. Виды движущих сил педагогического процесса.

3. Характеристика отдельных движущих сил педагогического процесса.

В педагогической науке отмечается, что движущей силой (ДС) педагогического процесса является противоречие [78; 93, с. 205; 107; 139, с. 13]. Доктор педагогических наук Т.А. Ильина, например, в этом плане выделяет «противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственным развитием» [93, с. 205].

На наш взгляд, противоречие не может быть движущей силой педагогического процесса. Ею является то, что заставляет человека преодолевать эти противоречия. Например, мотив. «Мотив – внутренняя побудительная причина действий и поступков человека», - говорится в педагогическом словаре [119, с. 151]. К мотивам относятся страх, любопытство, желание, интерес, намерение, стремление и т.д. «Всякая работа с желания начинается», - гласит башкирская пословица [22, с. 23].

Движущие силы бывают главные, конкретные и промежуточные. Конкретные и промежуточные либо действуют в ограниченное время, либо отражают какой-то аспект главной движущей силы. А главной движущей силой положительного педагогического процесса является стремление объекта к совершенству. Башкирский народ очень умело и мудро отразил эту мысль в своей пословице: «Невежда стремится к богатству, умный – к совершенству» [22, с. 202].

Почему стремление к совершенству является движущей силой педагогического процесса?

В этом случае действия человека становятся целенаправленными. Все его усилия направляются на самосовершенствование. Он не ждет указаний, критики, похвалы, других стимулирующих воздействий со стороны, а постоянно занимается саморазвитием, тем самым становится самодвижущейся, саморазвивающейся личностью.

Отсутствие такой внутренней движущей силы снижает качество педагогического процесса. В этом случае объект не может эффективно развиваться без посторонней помощи. Он чему-либо серьезному может научиться только на специально организованных занятиях, только при наличии внешних воздействий. Ему всегда нужен «толкач», контролер.

К сожалению, в наших общеобразовательных школах данная движущая сила педагогического процесса недооценивается. Все основано на контроле, на внешних воздействиях. Принудительные, карательные способы воздействия присутствуют от первого до выпускного классов. Каждое действие ученика оценивается. Основные знания, умения, навыки, черты характера учащиеся получают на классных занятиях. Самостоятельная работа занимает незначительное место. В старших классах только 10 процентов учеников учатся с интересом.

Такое положение является пережитком тоталитарного режима, господствовавшего в нашей стране более 70 лет. Однако это не освобождает от ответственности и работников школ. Многие из них не умеют вызывать у учащихся движущей силы. Некоторые не только не умеют, но и своими неправильными действиями разрушают имеющиеся у них движущие силы. К этому, например, приводит нарушение принципов педагогического процесса. Чаще всего нарушается принцип поэтапности. Учащимся даются непосильные задания, в результате чего у них возникает неуверенность, отпадает желание учиться, самосовершенствоваться. Неправильный выбор методов педагогического процесса, ежедневная оценка также приводят к таким последствиям.

Возникает вопрос: как вызвать данную движущую силу педагогического процесса?

Стремление к совершенству, как любой элемент психики, формируется с помощью педагогического процесса. Оно не сразу становится движущей силой. Сначала является содержанием. Его надо усвоить. Превращается в движущую силу только тогда, когда становится результатом педагогического процесса: когда у объекта действительно появляется такое качество. До формирования у воспитанника стремления к совершенству активная роль в педагогическом процессе принадлежит субъекту. С формированием его субъект отходит на второй план, активно начинает действовать сам объект. После этого объект одновременно становится и объектом и субъектом: начинает воспитывать самого себя. Таким образом, возникает саморазвивающаяся личность.

Значение движущей силы воспитания высоко оценивается в религии. Стремление к совершенству, воспитание самого себя считается первостепенной задачей любого верующего. Человеку религия разрешает в любое время, покаявшись в своих прежних грехах, начать новую жизнь. Тем самым религия в совершенствовании личности на первое место ставит желание, стремление. Вера в загробную жизнь, в рай и ад, также вызывает у верующих стремление стать хорошим человеком.

Для того чтобы стать хорошим человеком саморазвивающийся объект педагогического процесса должен ясно представлять образ такого человека. Этот образ, как правило, отражается в идеале, психолого-педагогическом портрете, в эталонной модели. В предыдущем параграфе нами была описана эталонная модель представителя башкирского народа. Ученик башкирской общеобразовательной школы должен стремиться усвоить те качества, которые имеются в ней.

Конечно, предложенная эталонная модель не является потолком совершенства. Стремление к совершенству – это вечный двигатель. «Самосовершенствованию нет предела», - говорится в русской пословице. В нашем обществе, где в настоящее время воспитанным быть не выгодно, не у всех людей имеется такое стремление. Те, у кого оно имеется, через определенное время, как правило, отрываются от основной массы людей, оставляя их далеко позади в духовном развитии. В результате этого между такими людьми – «белыми воронами» и обществом возникает противоречие. Жаль, что это противоречие в некоторых случаях разрешается победой последних. Человек, опережающий уровень развития общества, в лучшем случае эмигрирует в другую более развитую страну, в худшем случае становится пьяницей или кончает жизнь самоубийством.

Поэтому формирование стремления к совершенству должно быть государственно значимым делом. Оно, являясь движущей силой педагогического процесса, при правильном подходе может стать движущей силой всего общества.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Как объясняется движущая сила в науке?

2. Почему противоречие не является движущей силой педагогического процесса?

3. На какие виды делятся движущие силы педагогического процесса?

4. Проанализируйте отдельные движущие силы педагогического процесса.

5. Раскройте движущие силы педагогического процесса на примере известных людей, литературных персонажей.

6. Как формируются движущие силы педагогического процесса?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.27.148 (0.006 с.)