Структурные единицы содержания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурные единицы содержания



Педагогического процесса

План

1. Понятие о единицах содержания педагогического процесса.

2. Общая единица содержания педагогического процесса.

3. Политехническая единица содержания педагогического процесса.

4. Специальная единица содержания педагогического процесса

Знания, умения, навыки, отношения, черты характера, объединившись в особую систему вокруг какого-то общего «направления», образуют структурные единицы содержания педагогического процесса.

В науке издавна ведутся поиски по выявлению и обоснованию их. Известны такие классификации:

1. а) научно-теоретическая;

б) практическая;

в) нравственно-психологическая подготовка.

2. а) естественнонаучное;

б) гуманитарное образование.

3. а) политехническое и трудовое обучение;

б) физическое воспитание;

в) естественнонаучное;

г) общественно-научное;

д) языковое;

ж) эстетическое образование.

4. а) классическое образование;

б) реальное образование.

5. а) идейно-политическое;

б) нравственное;

в) умственное;

г) трудовое;

д) физическое;

ж) эстетическое воспитание.

6. а) материальное;

б) формальное образование.

7. а) общее;

б) политехническое;

в) специальное образование.

Из вышеперечисленных единиц содержания педагогического процесса более удачными являются те, которые названы в последнем пункте. «Под общим понимается образование, результатом которого является способность человека к выполнению его общекультурных, общечеловеческих функций и видов деятельности. Наоборот, специальное образование обеспечивает подготовку к специальным, прежде всего профессиональным, видам деятельности. Политехническое образование рассматривается как область пересечения общего и специального образования», - пишет В.С. Леднев [129, с. 59].

Доказав несостоятельность понятия «образование», мы сознательно отказываемся от употребления его. Поэтому названия структурных единиц содержания педагогического процесса у нас имеют другое звучание. Мы их называем соответственно «общая единица содержания», «политехническая единица содержания», «специальная единица содержания».

«Общая», «политехническая», «специальная» как структурные единицы присутствуют в содержании педагогического процесса любого учебного заведения, начиная с дошкольных учреждений, кончая вузом. Они, оптимально сочетаясь друг с другом в содержании, позволяют получить всесторонне развитых, подготовленных к жизни людей. Путем регулирования их соотношения можно создавать разнообразные типы учебных заведений: общеобразовательные школы (лицеи, гимназии.), политехнические школы (технологические учебные заведения среднего и высшего типа, индустриальные школы, реальные школы), специальные школы (профтехучилища, техникумы, колледжи, вузы...) и др.

Усвоение человеком общих знаний, умений, навыков, черт характера и отношений, т.е. общих единиц содержания педагогического процесса, начинается с его рождения и продолжается до последней минуты жизни. Особенно активизируется этот процесс в дошкольных, общеобразовательных, в средних специальных и высших учебных заведениях. Изучение воспитанниками общеобразовательных дисциплин, основ человеческой морали, постоянное совершенствование своего характера дают ученику «общее образование» - вооружают его общими знаниями, умениями, навыками, чертами характера, отношениями.

Политехническая единица содержания педагогического процесса представляет собой систему: а) знаний о производстве; б) универсальных умений, навыков обращения с орудиями труда; в) черт характера, необходимых для общей организации производительного труда. Она, как и общая единица, присутствует в содержании педагогического процесса, осуществляемого в любом «учебно-воспитательном» учреждении.

Следует отметить, что, несмотря на некоторые противоречивые подходы, проблема «политехнического образования» в педагогической науке достаточно хорошо разработана [13; 15; 21; 41; 43; 62; 101; 198; 241; 247; 250; 275].

Специальная (профессиональная) единица содержания педагогического процесса состоит из знаний, умений, навыков, черт характера, применяемых в той или иной сфере трудовой деятельности - в области конкретной профессии (специальности). Усвоение специальных знаний, умений, навыков, черт характера, отношений без «общих» и «политехнических» не способствует формированию настоящих специалистов, что лишний раз доказывает органическую взаимосвязь рассмотренных единиц содержания педагогического процесса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.028 с.)