Элементы содержания педагогического процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы содержания педагогического процесса



План

 

1. Понятие об элементах содержания педагогического процесса.

2. Характеристика элементов содержания педагогического процесса.

 

Элементы содержания педагогического процесса в науке объясняются неправильно. Это - следствие ошибочного подхода к проблеме содержания. Наши ученые, как было сказано выше, его необоснованно делят на две части: на содержание образования и содержание воспитания. Профессор И.Я. Лернер выделяет следующие четыре основных структурных компонента (некоторые ученые «элементы содержания» называют «компонентами», «составом содержания» и т.д.) содержания образования:

1) знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности;

2) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знаниями в навыках и умениях личности;

З) опыт творческой деятельности;

4) опыт эмоционально-волевого отношения к действительности, друг к другу... [250, с. 146-147].

В приведенном списке вызывает сомнение третий пункт. Творческая деятельность, как вообще любая деятельность, не является элементом содержания педагогического процесса. Деятельность возможна при наличии умений и навыков. Именно эти последние относятся к элементам содержания.

В.С. Леднев в содержание образования включает «такие общепризнанные компоненты становления личности, как воспитание (в узком смысле) и развитие». Он считает, что «в системе элементов содержания образования, предложенной Лернером И.Я., отсутствует умственное, трудовое, коммуникативное и физическое воспитание, а также многое другое» [129, с. 56-57].

Умственное, трудовое, коммуникативное, физическое и другое воспитание нельзя считать элементами содержания. Их можно условно назвать «видами содержания». Они, являясь сложными образованиями, сами состоят из искомых нами элементов – кирпичиков содержания: знаний, умений, навыков и т.д.

Все изложенное свидетельствует об актуальности проблемы: «каковы элементы содержания педагогического процесса?»

В ходе нашего исследования найден ответ на этот вопрос. Он отражается в следующей таблице.

Таблица 6

       
 
Элементы содержания педагогического процесса  
 
   

 


знания умения навыки эмоции отношения черты характера

 

Знания – это достоверная информация о предметах, явлениях, событиях, фактах, процессах и т.д. В них отражаются сущность, свойства, закономерности этих предметов, явлений и т.д.

Научные знания отражаются в понятиях, фактах, законах, теориях, гипотезах и т.д. Знания, усвоившись человеком, образуют его мировоззрение – «систему обобщенных знаний о действительности» [250, с. 68].

Умение является одним из элементов содержания или результатом педагогического процесса, проявляющееся в правильном выполнении действия. В содержании педагогического процесса общеобразовательной школы находит отражение целая система умений, которые, как правило, учеными делятся на различные группы: познавательные, общетрудовые, конструктивные, организационные, коммуникативные, контрольные и т.д.

Навык характеризуется в педагогической науке как «умение, доведенное до автоматизма» [129, с. 317].

Следующим элементом содержания педагогического процесса является отношение. Формирование у человека правильного отношения к окружающей действительности: к природе, людям, явлениям, самому себе - происходит преимущественно в результате усвоения им данного элемента содержания.

Во время педагогического процесса воспитанники должны приобретать те или иные черты характера, эмоции. Поэтому они входят в содержание педагогического процесса.

Вышеперечисленные элементы во взаимосвязи должны создавать стройное, целостное образование - содержание. Должны... Но не всегда так бывает. По данным нашего исследования, наблюдаются такие нарушения целостности, как переоценка роли знаний в содержании; недооценка черт характера; получение знаний без соответствующего отношения к ним и другие.

Взаимосвязь этих элементов разносторонняя и сложная. Например, приобретение прочных, глубоких, разносторонних знаний, умений невозможно без определенных черт характера: целеустремленности, ответственности, активности и т.д. Знания, полученные без соответствующих отношений, эмоций, развивают человека неэффективно, иногда и в нежелательном направлении. «Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния чувств...» – писал Н.Г. Чернышевский. Знание помогает усвоить умение, умение - усвоить знание... Даже внутри одного элемента существует связь: одно знание приводит к усвоению другого знания, одно умение помогает усвоить другое.

Игнорирование взаимосвязи элементов содержания, неоптимальное сочетание их нарушают целостность содержания педагогического процесса и являются одной из причин его неэффективности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.008 с.)