Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Элементы содержания педагогического процессаСодержание книги
Поиск на нашем сайте План
1. Понятие об элементах содержания педагогического процесса. 2. Характеристика элементов содержания педагогического процесса.
Элементы содержания педагогического процесса в науке объясняются неправильно. Это - следствие ошибочного подхода к проблеме содержания. Наши ученые, как было сказано выше, его необоснованно делят на две части: на содержание образования и содержание воспитания. Профессор И.Я. Лернер выделяет следующие четыре основных структурных компонента (некоторые ученые «элементы содержания» называют «компонентами», «составом содержания» и т.д.) содержания образования: 1) знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; 2) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знаниями в навыках и умениях личности; З) опыт творческой деятельности; 4) опыт эмоционально-волевого отношения к действительности, друг к другу... [250, с. 146-147]. В приведенном списке вызывает сомнение третий пункт. Творческая деятельность, как вообще любая деятельность, не является элементом содержания педагогического процесса. Деятельность возможна при наличии умений и навыков. Именно эти последние относятся к элементам содержания. В.С. Леднев в содержание образования включает «такие общепризнанные компоненты становления личности, как воспитание (в узком смысле) и развитие». Он считает, что «в системе элементов содержания образования, предложенной Лернером И.Я., отсутствует умственное, трудовое, коммуникативное и физическое воспитание, а также многое другое» [129, с. 56-57]. Умственное, трудовое, коммуникативное, физическое и другое воспитание нельзя считать элементами содержания. Их можно условно назвать «видами содержания». Они, являясь сложными образованиями, сами состоят из искомых нами элементов – кирпичиков содержания: знаний, умений, навыков и т.д. Все изложенное свидетельствует об актуальности проблемы: «каковы элементы содержания педагогического процесса?» В ходе нашего исследования найден ответ на этот вопрос. Он отражается в следующей таблице. Таблица 6
Знания – это достоверная информация о предметах, явлениях, событиях, фактах, процессах и т.д. В них отражаются сущность, свойства, закономерности этих предметов, явлений и т.д. Научные знания отражаются в понятиях, фактах, законах, теориях, гипотезах и т.д. Знания, усвоившись человеком, образуют его мировоззрение – «систему обобщенных знаний о действительности» [250, с. 68]. Умение является одним из элементов содержания или результатом педагогического процесса, проявляющееся в правильном выполнении действия. В содержании педагогического процесса общеобразовательной школы находит отражение целая система умений, которые, как правило, учеными делятся на различные группы: познавательные, общетрудовые, конструктивные, организационные, коммуникативные, контрольные и т.д. Навык характеризуется в педагогической науке как «умение, доведенное до автоматизма» [129, с. 317]. Следующим элементом содержания педагогического процесса является отношение. Формирование у человека правильного отношения к окружающей действительности: к природе, людям, явлениям, самому себе - происходит преимущественно в результате усвоения им данного элемента содержания. Во время педагогического процесса воспитанники должны приобретать те или иные черты характера, эмоции. Поэтому они входят в содержание педагогического процесса. Вышеперечисленные элементы во взаимосвязи должны создавать стройное, целостное образование - содержание. Должны... Но не всегда так бывает. По данным нашего исследования, наблюдаются такие нарушения целостности, как переоценка роли знаний в содержании; недооценка черт характера; получение знаний без соответствующего отношения к ним и другие. Взаимосвязь этих элементов разносторонняя и сложная. Например, приобретение прочных, глубоких, разносторонних знаний, умений невозможно без определенных черт характера: целеустремленности, ответственности, активности и т.д. Знания, полученные без соответствующих отношений, эмоций, развивают человека неэффективно, иногда и в нежелательном направлении. «Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния чувств...» – писал Н.Г. Чернышевский. Знание помогает усвоить умение, умение - усвоить знание... Даже внутри одного элемента существует связь: одно знание приводит к усвоению другого знания, одно умение помогает усвоить другое. Игнорирование взаимосвязи элементов содержания, неоптимальное сочетание их нарушают целостность содержания педагогического процесса и являются одной из причин его неэффективности.
|
|||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.33 (0.006 с.) |