Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы организации педагогического исследования

Поиск

Основы организации педагогического исследования

 

Методическое пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки

 

 

ГБОУ ДПО ЧИППКРО

Челябинск

 

 


Печатается по решению Учебно-методической комиссии

ГБОУ ДПО ЧИППКРО

УДК

ББК

 

 

Основы организации педагогического исследования: методическое пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки /составитель Н.В. Литвиненко – Челябинск, Цицеро. 2015 – 84с.

В методическом пособии представлена технология организации учебно-исследовательской деятельности слушателей в рамках профессиональной переподготовки: от выбора темы, её обоснования актуальности, раскрыты основные теоретические и практические положения, базовые понятия, критерии и показатели уровня выполнения выпускной работы слушателем.

Методическое пособие адресовано слушателям курсов профессиональной переподготовки, а также педагогам и руководителям дошкольных образовательных организаций, работающих в экспериментальном режиме и организующим экспериментальную и исследовательскую деятельность.

 

 

Рецензенты:

Скрипова Н.Е. – зав. КНО ГБОУ ДПО ЧИППКРО. к.п.н., доцент

Нагорная В.А. – заведующая МАДОУ ЦРР ДС № 382. к.п.н.

 

Содержание

Введение

Тезаурус

1. Организация педагогического исследования

2. Методологический аппарат педагогического исследования

2.1.Методологические принципы педагогического исследования

2.2.Методы педагогического исследования

2.3. Структура педагогического исследования

2.4. Документация педагогического исследования

3. Оформление и представление результатов педагогического исследования

3.1. Требования к результатам педагогического исследования

3.2. Структура выпускной квалификационной работы

3.3.Технология работа с литературными источниками

3.4. Язык и оформление работы

3.5. Практические рекомендации к подготовке доклада для защиты выпускной аттестационной работы. Порядок защиты выпускной аттестационной работы

3.6. Критерии и показатели уровня выполнения выпускной работы слушателем

3.7. Структура отзыва на выпускную аттестационную работу преподавателем

 

 

 

Обращение к читателям

«Жизнь в педагогической профессии — это неустанный труд души. Нелегок хлеб, добываемый на учительской ниве, но поистине достоин всеобщей благодарности педагог, избравший свою профессию по при­званию и высокому гражданскому долгу. Его труд, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков, — это вечное ис­пытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и че­ловеческую незаурядность».

Различные знания, которыми должен обладать и профессионально вла­деть педагог, не существуют сами по себе, их добывают ежеминутно. Систе­матизация этих знаний в целостное и подвижное образование в самой практической деятельности обусловлена ее направленностью, содержа­нием тех задач, решение которых требует этих знаний в их определен­ной взаимосвязи. Вот почему непременным признаком профессиональ­ной компетентности педагога выступает умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способами педагогической деятельности.

(Виталий Александрович Сластенин)


Введение

Система образования в России испытывает нелегкие времена. Образование претерпевает модернизацию, в этом и есть сложность. Этот процесс осуществляется по многим направлениям и усложняется тем, что мы не можем снизить качество образования. Таким образом, очевидно, что уделяется пристальное внимание педагогическому работнику – профессионалу.

В свете новых реформ системы образования делается акцент на то, что в современных условиях жизненного уровня, общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, способных к профессиональному росту, что отчетливо прослеживается в некоторых нормативных документах: Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, в котором говорится о создании условий «для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки для педагогов», профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"делает акцент на то, что педагог – ключевая фигура реформирования образования. Он должен быть готов к переменам, мобильности, способности к нестандартным трудовым действиям, ответственности и самостоятельности в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся именно к педагогу. Обретение этих необходимых качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Как мы видим в свете эпохи реформирования и модернизации Российского образования к профессии педагога предъявляются большие требования и предоставляется ведущая роль в воспитании и обучении подрастающего поколения. В профессиональной практике он должен быть активным, инициативным, мобильным субъектом, который способен быстро реагировать нате изменения, которые происходят в образовательной сфере, быть в курсе современных образовательных технологий и уметь внедрять их, владеть методиками педагогической деятельности и исследовательской работы, новыми информационными технологиями, уделять внимание последним научным достижениям.

Таким образом, одной из актуальных форм повышения квалификации работников дошкольных образовательных организаций являются курсы профессиональной переподготовки. Данная форма переподготовки педагогов, продолжающегося образования определяет изменение характера деятельности педагога как субъекта дополнительного профессионального образования.

Возрастающие требования социума к качеству образования определили необходимость повышения формирования личностно-профессионального развития от педагога до руководителя дошкольной образовательной организации, их стиль профессиональной деятельности. Наряду с выполнением привычно знакомых для них функций обучения и воспитания, а также и руководства, им приходится осуществлять и функции исследователя. Дошкольное образовательное учреждение сегодня нуждается в педагогах, которые на профессиональном уровне владеют методиками диагностики и способами личностного развития детей; умеют выделять личностные смыслы в содержание образования; умеют обучать детей творчески мыслить и действовать. При этом достаточно велика роль исследовательской работы слушателей курсов профессиональной переподготовки в развитии таких качеств специалиста, как профессионализм и компетентность, самостоятельность и творческий подход к делу, формировании умений непрерывно учиться, обновлять свои знания.

Таким образом, развитие педагогической исследовательской деятельности направление важное и актуальное в модернизации непрерывной системы образования педагога.

Учитывая вышеизложенные факты, представленное методическое пособие содержит описание технологии организации исследовательской деятельности педагога в рамках курсов профессиональной переподготовки.

 

Основные понятия научно-исследовательской деятельности (тезаурус)

От созидательного замысла до окончательного оформления научного труда научное исследование - осуществляется индивидуально. Современное научно-теоретическое мышление пытается проникнуть в суть изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода к его изучению.

Последние научные результаты и ранее накопленные знания находятся в диалектическом взаимодействии. Передовое из старого переходит в новое и дает ему силу и действенность.

Осуществлять поисковые исследования, тем самым немного заглядывая в будущее, уметь применять научное предвидение и хорошо продуманный расчет, быть научно объективным это, значит - изучать в научном смысле.

Научное исследование обязывает не только добросовестно описывать изучаемое явление, но и испытывать связь его к тому, что известно или из опыта, или из предшествующего изучения. Изучать - значит измерять, что может подлежать измерению, показывать численное отношение изучаемого явления к известному, осуществлять поиск причиной связи между рассматриваемыми явлениями, фактами и событиями. Делая акцент на основных или центральных вопросах необходимо учитывать так называемые косвенные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначительными.

При исследовании недостаточно установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций науки, показать теоретическое или практическое значение. Накопление научных фактов в процессе исследования творческий процесс, в следствии которого всегда лежит замысел (идея) исследователя, его имя. Идеи рождаются из практики, наблюдений за окружающим миром и потребностей жизни. Развитие идеи до стадии решения задачи совершается как плановый процесс научного исследования.

Язык науки весьма характерен. В нем много понятий и терминов, имеющих хождение в научной деятельности. Основу языка составляют слова и словосочетания терминологического характера:

Аналогия - рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы.

Аспект - угол зрения, под которым рассматривается объект исследования. Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Дедукция - вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Идея - определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.

Индукция - вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.

Информация:

- обзорная - вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;

- релевантная - информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;

- реферативная - вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;

- сигнальная - вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения;

- справочная - вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.

Логика исследования - ход, последовательность, внутренняя закономерность этапов и методов исследования.

Методология - под методологией науки обычно понимают совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений [10].

Наука - сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание об объективно существую­щей действительности, отвечающее критериям относитель­ной истинности, которые совершенствуются и конкретизи­руются по мере развития методов научного познания.

Научное познание - опирается на тщательно организован­ные и спланированные методы получения знаний, предпо­лагает постоянную верификацию получаемых знаний об­щечеловеческой практикой и экспериментом. Цель науч­ного познания - описание, объяснение и предсказание событий и явлений в окружающем мире на основе откры­ваемых законов. Результаты научного познания могут мак­симально однозначно транслироваться и при их использовании обеспечивают получение одинаковых результатов разными людьми.

Обзор - научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Объект исследования - процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Определение - один из способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании.

Предмет исследования - все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Понятие - есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними.

Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки. Проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем:

- исследовательская - комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;

- комплексная научная - взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;

- научная - совокупность тем, охватывающих всю научно- исследовательскую работу или ее часть;

Суждение - мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается.

Теория - учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел.

Умозаключение - мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.

Логика исследования

Эмпирический этап Получение функционального представления об объекте и выдвижение гипотезы исследования (сбор эмпирических материалов)
Гипотетический этап Разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность (обработка и анализ эмпирических материалов)
Теоретический этап Преодоление противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем (выдвижение теоретических положений и теорий)
Прогностический этап Разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать его развитие в новых условиях (разработка научно-методических рекомендаций)

 

 

Пример 1.

Эту тему следует исследовать потому, что, во-первых…, во-вторых…, в-третьих….

Пример 2.

В связи с тем, что в настоящее время значительно возросло число детей с речевыми нарушениями, а как известно правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки. Поэтому изучение развития речи детей раннего возраста, а также выявление отклонений в развитии речи в раннем возрасте является наиболее актуальной темой в настоящее время.

Пример 3.

Актуальность проблемы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой стороны- личностно-ориентированный подход к детям не допускает безразличного отношения к проблемам маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях дошкольного учреждения.

Пример 4.

Недостаточная компетентность современных родителей (законных представителей) и тех педагогов у которых недостаточный опыт работы с детьми раннего возраста в период адаптации их к условиям детского сада обусловили актуальность темы исследования: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».

Причины следует преподносить классифицировано: теоретические (психологические, педагогические, философские) и практические (потребность школьной системы образования, вузовской, системы повышения квалификации), социальные, идеологические. Помимо этого, обосновывать можно и другими способами, главное, чтобы был выдвинут ряд тезисов, которые вследствие последовательной системы доказательств неминуемо приводят читателя к формулировке заявленной темы.

Обоснование актуальности темы исследования заключается в том, что кратко отражается уровень стоящих задач перед практикой образования и психолого-педагогической наукой в аспекте выбранного направления в современных условиях. Что сделано в этой области предыдущими учеными и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать.

3)Установление проблемы, а определённая проблема должна найти отражение в теме исследования (проблема исследования может быть сформулирована в результате анализа научной литературы. Если удаётся определить, какие теоретические положения и практические рекомендации уже наработаны в интересующей области знания и смежных науках, то удастся определить и проблему исследования. Обычно проблема раскрывает лишь часть темы, существенные и недостаточно изученные вопросы.

Источником проблемы обычно являются затруднения, зарождающиеся в практике. Определить проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно, и что еще пока не известно в науке о предмете исследования. Приведём ряд примеров.

Пример 1.

Например, в одной из работ проблема сформулирована следующим образом: «Анализ научно-педагогической литературы позволил нам сделать вывод, что, несмотря на довольно большое количество исследований, посвященных проблеме общения, не все ее теоретические аспекты разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается проблема формирования коммуникативной культуры педагога, которая обусловлена рядом противоречиями……

Пример 2.

Проблемы управления в разрезе нормативно-правовой деятельности образовательных учреждений освещены в трудах М. В. Богданова, Ю. В. Васильева, Л. П. Ефимовой, В. В. Маскина, Л. П. Погребняк, Г. Л. Фриш и др.

Однако, несмотря на достаточное количество научной литературы по проблематике правотворчества вообще, локального нормотворчества - в частности, в научной литературе и практике управления системой образования еще недостаточно изучены вопросы правового регулирования деятельности образовательного учреждения в современных условиях, проблема локального нормотворчества содержит немало вопросов и аспектов, требующих переосмысления, что связано со сложностью и многогранностью темы, с выдвигаемыми задачами повышения эффективности процесса правотворчества, механизма правового регулирования в целом.

Таким образом, анализ теории и практики управления в системе образования позволяет констатировать наличие определенных противоречий между….)

На этой основе формулируется противоречие как важнейшая логическая форма познания. Это противоречие исследователю предстоит разрешить в своей работе.

4)Выявление противоречий (слушатель определяет то, что сделано в теории и практике, что ещё не раскрыто, над чем необходимо начать исследование.

Пример 1.

· между требованиями общества к культуре личности и существующим характером обучения и воспитания детей;

· между изменяющейся социокультурной ситуацией и уровнем подготовленности дошкольников к культурному общению.

Пример 2.

между:

· необходимостью совершенствования локальной нормативно-правовой базы образовательного учреждения с целью регламентации деятельности и отношений участников образовательного процесса путем создания через локальные акты «норм и правил» внутри учреждения и низкой степенью участия субъектов управления в разработке и реализации локальных нормативных актов, частым нежеланием и/или неготовностью субъектов соблюдать/исполнять установленные нормы и правила;

· нормативным характером организации деятельности образовательного учреждения и недостаточным уровнем правовой подготовки педагогических и руководящих кадров;

· необходимостью формирования системы государственно-общественного управления образовательным учреждением и слабым участием общественности в обеспечении жизнедеятельности учреждения.

Пример 3.

· между необходимостью достижения дошкольной образовательной организации (далее по тексту ДОО) новых образовательных результатов и недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагогов по их формированию;

· между необходимостью создания условий для непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции педагогов и отсутствием системы работы в этом направлении в деятельности руководителей;

· между необходимостью персонификации программ повышения квалификации и не разработанностью моделей индивидуальных образовательных маршрутов повышения квалификации персонала внутри образовательных учреждений, их слабым ресурсным обеспечением.)

Исходя из актуальности исследуемой проблемы, определяется объект и предмет исследования, следовательно, следующим шагом является:

5)определение объекта (объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и выбранное для изучения. Это та часть практики или научного знания, с которой работает исследователь. Приведём несколько примеров.

Пример 1.

Объект исследования – процесс развития основных видов движений у детей раннего возраста.

Пример 2.

Объектом исследования является -процесс адаптации детей раннего возраста.

Пример 3.

Объект исследования -система управления в образовательных учреждениях.

Пример 4.

Объект исследования -процесс рисования детей раннего возраста.

Таким образом, в объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

6)Определение предмета исследования (предмет исследования - целостная составляющая объекта исследования, определенный аспект его рассмотрения, одна или несколько сторон, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом наиболее существенные свойства, признаки, отношения, характеризующие объект исследования. Предмет исследования часто включается в формулировку темы работы. Приведем ряд примеров по определению предмета исследования различных типов образовательных учреждений.

Пример 1.

Предмет исследования – условия формирования двигательных навыков у детей (непосредственно образовательная деятельность (занятия), на прогулках, в совместной деятельности с педагогом, в самостоятельной деятельности, во взаимодействии с семьей).

Пример 2.

Предметом исследования -игры и упражнения как средство развитие речи детей раннего возраста.

Пример 3.

Предмет исследования- развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Итак, при определении объекта и предмета исследования как категории научного познания, мы можем соотнести их между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Например, если объектом исследования является процесс внедрения, то предметом исследования могут быть его ключевые факторы успеха.

А к ним мы относим:

· педагогические условия,

· какие-либо виды деятельности, влияющие на развитие (интеллектуальное, физическое, социально-эмоциональное развитие ребенка преддошкольного и дошкольного возраста), например, предмет исследования – влияние кукольного театра на развитие эмоциональной сферы детей 2-3 лет;

· цель образования и воспитания,

· прогнозирования,

· содержание,

· формы и методы организации и проведения педагогического процесса,

· характер педагогических требований, влияний,

· особенности, тенденции развития учебно-воспитательных явлений и процессов,

· различные виды педагогических ситуаций,

· всевозможные педагогические взаимотношения (между детьми в группах и в коллективах, коллективом и личностью, между различными коллективами, между семьей и ДОО),

· деятельность и обучение самого ребенка (ее самопознания, самовоспитания, способность к обучению и воспитанию, жизненный опыт, поведение, личностные качества, интересы, мотивы, потребности и др.)

Пример 5.

Предмет исследования – закаливание как средство оздоровления детей раннего возраста.

Таким образом, объект исследования отвечает на вопрос: «Что рассматривается, разбирается или анализируется?», предмет исследования: «Какие свойства объекта раскрывает данное исследование?»

Но при этом существуют и типовые ошибки, которые допускают слушатели при определении объекта и предмета исследования. Например,

 

Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании объекта и предмета исследования
Группа ошибок Примеры
Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании объекта исследования 1. Объект исследования не соответствует теме работы. 2.Границы объекта исследования поставлены слишком узко, не позволяют провести полноценное исследование обозначенной проблематики
Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании предмета исследования 1.Предмет исследования не соответствует объекту исследования. 2.Предмет исследования выходит за границы объекта исследования. 3.Границы предмета исследования слишком масштабны, требуют проведения исследования силами проектной группы. 4.Предмет исследования не конкретизирует научную проблему
   
   
   
     

Отметим, что на основе выявленной проблемы, определенных объекта и предмета исследования устанавливается цель исследования.

Цель исследования направлена на решение поставленной проблемы, от неё зависит весь ход дальнейшего исследования.

Цель исследования - это то, что в самом общем виде должно быть получено в конечном итоге работы.

Таким образом, следующим шагом является определение цели.

7)Определяется цель исследования (цель педагогического исследования — это результат пред­видения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования процес­сов и явлений действительности. Цель — это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некото­рый образ будущего.

Точно и понятно сформулированная тема исследования облегчает определение цели работы. Ставя перед собой цель, исследователь решает, какой ре­зультат он намерен получить, каким этот результат будет? Цель – это и конечный результат, и одновременно основное направление научного поиска. Цель формулируется кратко, в самом обобщенном виде, но должна точно выражать, что намеревается сделать исследователь. (например, разработать, выявить, охарактеризовать, определить, обосновать).

Важным и необходимым этапом исследования является кон­кретизация общей цели в системе исследовательских задач. Приведем несколько примеров.

Пример 1.

Тема: «Имитационно-подражательные движения в формировании двигательных навыков у детей 2-3 лет»

Целью исследования является: теоретически изучить и практически доказать влияние имитационно-подражательных упражнений на уровень развития основных видов движения у детей раннего возраста.

Пример 2.

Тема: «Игры и упражнения в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста»

Цель исследования: изучение особенностей развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

 

 

Пример 3.

Тема исследования: «Система закаливания в ДОО как фактор укрепления здоровья детей раннего возраста»

Цель исследования: раскрыть роль закаливания детского организма в системе оздоровительной работы с детьми в ДОО и практически описать организацию закаливающих процедур.

В соответствии с объектом, предметом и целью, исследования определяются исследовательские задачи.

8) Задачи исследования — это те действия, которые необхо­димо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.

Среди значительного количества за­дач В.И. Загвязинский, Р. Атаханов предлагают различать три группы задач педагогического исследования:

1 группа - историко-диагностическая, связанная с изучением истории и современного состояния проблемы, определени­ем или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;

2 группа - теоретико-моделирующая, которая раскрывает струк­туру, сущность изучаемого, факторы и способы его преоб­разования;

3 группа - практически-преобразовательная, направленную на разработку и использование методов, приемов, средств ра­циональной организации педагогического процесса, его пред­полагаемого преобразования и на разработку практических рекомендаций.

Другие, более частные задачи относят чаще всего в каче­стве подзадач к основным.

Например, при раскрытии темы: «Организация жизни детей во второй группе раннего возраста» автор поставил следующие задачи:

1. изучить теоретические основы организации жизнедеятельности детей во второй группе раннего возраста;

2. изучить практические аспекты организации условий жизнедеятельности детей во второй группе раннего возраста.

Вопрос: Насколько адекватные данные задачи теме? Раскрывают ли они все содержание проблемы и деятельности обучающегося?

Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т.е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы.

Примеры задач.

Пример 1.

Следовательно, основными задачами работы будут:

1. Проанализировать литературу по проблеме влияния имитационно-подражательных упражнений на уровень развития основных видов движения у детей младшего дошкольного возраста;

2. Охарактеризовать психофизиологические особенности детей раннего возраста;

3. Раскрыть роль педагога и семьи в формировании двигательных навыков у детей 2 – 3 х лет;

4. Разработать и внедрить комплексы имитационно-подражательных упражнений направленных на развитие основных видов движения у детей раннего возраста.

Пример 2.

В процессе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать научно-теоретическую, психолого-педагогическую, медицинскую литературу по теме закаливания детей раннего возраста.

2. Определить роль закаливания как средства оздоровления детей раннего возраста.

3. Разработать план мероприятий по закаливанию детей раннего возраста на месяц.

 

Пример 3.

Цель и предмет исследования определили необходимость решения следующих исследовательских задач:

1. Изучить технологии использования игровых приемов в обучении детей раннего возраста в современных исследованиях и практике.

2. Описать игровые приемы в обучении детей раннего возраста.

3.Разработать перспективный план и календарное планирование образовательной деятельности с использованием игровых приемов.

В связи с вышеизложенным в процессе разработки системы задач мы можем определять, какие из них требуют по большей части изучения ли­тературы, какие — модернизации, обобщения или комби­нирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в дан­ном исследовании.

Определив, объект и предмет исследования, его цель, необходимо сформулировать идею, замысел, гипотезу.

Следующим шагом будет определение гипотезы.

9).Построение гипотезы исследования (идея — это мысль о преобразовании. Рождение идеи — индивидуальный процесс, в основе которого лежат опыт, логическая проработка, интуиция, мысленные «пробы» и эксперименты. Прежде всего, следует обратиться к исход­ному факту, фиксирующему существующую, но не удов­летворяющую нас ситуацию.

По мере накопления фактов, не укладывающихся в рам­ки существующих объяснений, возникает потребность в но­вой теории, которая зарождается в виде ключевой идеи и замысла её осуществления.

Замысел — это идея, вооруженная средствами ее осуще­ствления. Теперь остается мысленно реализовать замысел, проделать путь восхождения к цели. Такое мысленное пред­восхищение и приводит к гипотезе-предположению.

Гипотеза исследования является наиболее сложным элементом исследовательской программы педагога [4].

Гипотеза исследования – это научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор изложил новое видение или понимание того, что он исследует.

Гипотеза выступает формой предвосхищения результата исследования. Чтобы выдвинуть гипотезу, нужно достаточно много знать об исследуемом объекте.

К научной гипотезе предъявляются два основных требо­вания:

1) она не должна содержать понятий, которые не уточнены;

2) она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Различают рабочую гипотезу и научную. Рабочая гипоте­за — это временное предположение для систематизации име­ющегося фактического материала, а научная гипотеза со­здается, когда накоплен значительный фактический мате­риал и появляется возможность выдвинуть «проект» решения, которое может быть развито в научную теорию и воплощено в методики и технологии.

Педагогу следует помнить, что в гипотезе не должно быть самоочевидных положений. Типичной ошибкой в выпускных квалификационных работах является как раз наличие самоочевидных исходных положений. Что бы сформулировать корректную гипотезу, надо хорошо разобраться в объекте и предмете исследования, а также изучить состояние проблемы в теории и практике.

Приведем ряд примеров по определению гипотезы.

Пример 1.

Тема исследования – «Использование игровых приёмов в обучении детей раннего возраста».

Гипотеза: процесс обучения детей раннего возраста будет эффективнее, если будут использоваться наиболее адекватные возрасту детей игровые приемы.

То, что содержится в гипотезе, должно быть доказано всем содержанием работы и отражено в выводах и заключении. Например, в работе «Активизация познавательной деятельности детей раннего возраста» гипотеза сформулирована так: «Познавательная деятельность детей раннего возраста будет более активной, еслиобразовательный процесс будет построен на игровых ситуациях». Выдвинутая гипотеза подвергается экспериментальной или теоретической проверке, которая её утверждает или отвергает.

Пример 2.

Тема исследования - «Произведения устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста»

Изучение состояния проблемы позволило нам выделить следующую гипотезу: использование произведений устного народного творчества в педагогичес



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.221.112 (0.012 с.)