Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы психолого-педагогического исследования. Классификация методов исследования. Методы теоретического и эмпирического исследования↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Прежде чем перейти к самим методам педагогического исследования давайте рассмотрим, что же такое методы педагогического исследования. Это прежде всего способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Методы педагогических исследований условно подразделяются на теоретические и эмпирические (практические). Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать различные научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов. К теоретическим методам исследования относятся: анализ – мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, обособление отдельных признаков и качеств явления; синтез – мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловое целое; сравнение – установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями; абстрагирование – мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей; обобщение – выделение в процессах и явлениях общих черт, т.е. обобщение исследуемого. К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: - методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование); - методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); - методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); - методы оценивания; - методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение). А теперь рассмотрим данные методы более подробно. Наблюдение – целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления. По временной организации выделяют непрерывное и дискретное наблюдение. По объему наблюдение бывает широкое (сплошное), узкоспециальное (выборочное). По способу получения сведений наблюдение бывает непосредственным (прямым) и косвенным (опосредованным). По типу связи наблюдателя и наблюдаемого различают включенное и не включённое наблюдение. По условиям проведения выделяют полевые и лабораторные наблюдения. По плановости различают неформализованное (свободное) и формализованное (стандартизированное) наблюдение. Как и любой метод, наблюдение имеет свои положительные и отрицательные стороны. Достоинство этого метода состоит в том, что позволяет изучить предмет: - в целостности; - в естественных условиях; - в многогранных связях и проявлениях. Недостаток этого метода в том, что: - не позволяет охватить большое количество лиц, явлений; - требует много времени; - возможна недоступность наблюдения некоторых явлений, процессов. Более активной формой является исследовательская беседа. Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет). Применяются различные типы анкет: открытые, полузакрытые (полуоткрытые), именные, анонимные, полные и урезанные, пропедевтические и контрольные. Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Тест (от англ. test – испытание, исследование) – стандартизированная процедура измерения. Педагогический эксперимент – преднамеренное внесение изменений в педагогический процесс, глубокий качественный анализ и количественное измерение результатов изменения процесса. Существуют два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент – это эксперимент, который проводится в искусственно созданных условиях. Естественный эксперимент проводится в повседневной для испытуемого обстановке. Естественный эксперимент может быть констатирующим или формирующим. Констатирующий эксперимент показывает наличное состояние, существующие педагогические факты. Формирующий эксперимент – это активное формирование чего-то. Эксперимент может быть длительным и кратковременным. Изучение документов также является методом педагогического исследования. Документом называется целенаправленно созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. К методам педагогического исследования относится изучение и обобщение педагогического опыта. Шкалирование – также один из методов педагогического исследования, позволяющий превратить качественные факторы в количественные ряды. Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений, полученных от различных людей. Метод педагогического консилиума предполагает коллективное обсуждение и оценивание результатов изучения воспитанников, выявление причин возможных отклонений в формировании тех или иных черт личности. Социометрические методы позволяют устанавливать социально-психологические взаимоотношения членов какой-нибудь группы в количественных параметрах. Особую группу составляют математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.139 (0.006 с.) |