Методы психолого-педагогического исследования. Классификация методов исследования. Методы теоретического и эмпирического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы психолого-педагогического исследования. Классификация методов исследования. Методы теоретического и эмпирического исследования



 

Прежде чем перейти к самим методам педагогического исследования давайте рассмотрим, что же такое методы педагогического исследования. Это прежде всего способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Методы педагогических исследований условно подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать различные научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов.

К теоретическим методам исследования относятся:

анализ – мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, обособление отдельных признаков и качеств явления;

синтез – мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловое целое;

сравнение – установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями;

абстрагирование – мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей;

обобщение – выделение в процессах и явлениях общих черт, т.е. обобщение исследуемого.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся:

- методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование);

- методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты);

- методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные);

- методы оценивания;

- методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение). А теперь рассмотрим данные методы более подробно.

Наблюдение – целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления. По временной организации выделяют непрерывное и дискретное наблюдение. По объему наблюдение бывает широкое (сплошное), узкоспециальное (выборочное). По способу получения сведений наблюдение бывает непосредственным (прямым) и косвенным (опосредованным). По типу связи наблюдателя и наблюдаемого различают включенное и не включённое наблюдение. По условиям проведения выделяют полевые и лабораторные наблюдения. По плановости различают неформализованное (свободное) и формализованное (стандартизированное) наблюдение.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои положительные и отрицательные стороны. Достоинство этого метода состоит в том, что позволяет изучить предмет:

- в целостности;

- в естественных условиях;

- в многогранных связях и проявлениях.

Недостаток этого метода в том, что:

- не позволяет охватить большое количество лиц, явлений;

- требует много времени;

- возможна недоступность наблюдения некоторых явлений, процессов.

Более активной формой является исследовательская беседа.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет). Применяются различные типы анкет: открытые, полузакрытые (полуоткрытые), именные, анонимные, полные и урезанные, пропедевтические и контрольные.

Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Тест (от англ. test – испытание, исследование) – стандартизированная процедура измерения.

Педагогический эксперимент – преднамеренное внесение изменений в педагогический процесс, глубокий качественный анализ и количественное измерение результатов изменения процесса. Существуют два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент – это эксперимент, который проводится в искусственно созданных условиях. Естественный эксперимент проводится в повседневной для испытуемого обстановке. Естественный эксперимент может быть констатирующим или формирующим. Констатирующий эксперимент показывает наличное состояние, существующие педагогические факты. Формирующий эксперимент – это активное формирование чего-то. Эксперимент может быть длительным и кратковременным.

Изучение документов также является методом педагогического исследования. Документом называется целенаправленно созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

К методам педагогического исследования относится изучение и обобщение педагогического опыта.

Шкалирование – также один из методов педагогического исследования, позволяющий превратить качественные факторы в количественные ряды.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений, полученных от различных людей.

Метод педагогического консилиума предполагает коллективное обсуждение и оценивание результатов изучения воспитанников, выявление причин возможных отклонений в формировании тех или иных черт личности.

Социометрические методы позволяют устанавливать социально-психологические взаимоотношения членов какой-нибудь группы в количественных параметрах.

Особую группу составляют математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.110 (0.007 с.)