Глава 2. Методологический аппарат педагогического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Методологический аппарат педагогического исследования



Для того, чтобы начать разработку исследования важно знать основные положения, характеризующие дипломную, курсовую работу, реферат как квалификационную научную работу, и иметь хотя бы самое общее представление о методологии научного творчества, ибо, как показывает современная практика написания данных работ, у таких исследователей на первых шагах к овладению навыками научной работы больше всего возникает вопросов именно методологического характера. Им прежде всего недостает опыта в организации своей работы, в использовании методов научного познания и применении логических законов и правил. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти вопросы более подробно.

Методология педагогической науки – это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности [2].

Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение и logos – слово, понятие): 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

В структуре методологического познания объединяют четыре уровня:

· философский,

· общенаучный,

· конкретно-научный и

· технологический.

Философская степень методологии составляет общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Немного расшифруем, что же такое категориальный аппарат? Прежде чем говорить о категориях педагогики, необходимо обратиться к словарю и определить, что включает в себя понятие категория с точки зрения философии. Категория (от греч. kategoria – «высказывание; признак») – предельно общее понятие. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе с тем, он обладает минимальным содержанием, т. е. фиксирует минимум признаков охватываемых предметов. Однако это такое содержание, которое отображает фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения объективной действительности и познания (Философский словарь. М., 1990. С. 123). Своя система категорий присуща каждой конкретной науке.

В педагогической науке категориями отмечают основные понятия, которые выражают научные обобщения [12].

Таким образом, категория — это научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действи­тельности. Разработка категориального аппарата имеет принципиальное значение для педагогики, так как содержание понятий раскрывает опреде­ленный взгляд на педагогическую реальность и степень ее изученности [11].

Общенаучный уровень – в его основе лежат концепции, научные подходы, применяемые во многих науках. Представим некоторое пояснение общенаучному уровню.

Итак, общенаучный уровень – это прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности

Общенаучная методология может быть представлена систем­ным подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообуслов­ленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и педагога-практика на необходимость подхо­дить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования [9].

Конкретно-научный уровень – совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.

Технологический уровень составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в общую картину научного знания. Под педагогическим исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, механизмах, содержании, принципах и технологиях.

Любое педагогическое исследование проводится на основе специальной программы, которая включает в себя два раздела:

1 раздел - обоснование актуальности темы, формулировка научной проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования, выдвижение рабочей гипотезы, обоснование методов и баз исследования;

2 раздел - разработка стратегического плана исследования, плана и методики проведения, констатирующего и формирующего экспериментов.

Результаты исследования должны обладать научной новизной и практической значимостью.

Логика исследования предполагает реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, теоретического, прогностического [9].

Логика исследования

Эмпирический этап Получение функционального представления об объекте и выдвижение гипотезы исследования (сбор эмпирических материалов)
Гипотетический этап Разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность (обработка и анализ эмпирических материалов)
Теоретический этап Преодоление противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем (выдвижение теоретических положений и теорий)
Прогностический этап Разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать его развитие в новых условиях (разработка научно-методических рекомендаций)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.166 (0.005 с.)