Педагогического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогического исследования



 

Требования к результатам педагогического исследования

Когда исследование в своей основной части завершено и провели педагогический эксперимент, его результаты и ход должны быть об­народованы, без чего невозможно их широкое освоение, использование в науке и практике. Формы обнародования различны: публичные выступления, выставки, показы, смот­ры, дискуссии, запись на видеопленку и др. Но ведущую роль пока играет старый традиционный способ — литера­турное оформление результатов исследования и подготовка публикаций (методических пособий, статей, книг).

Любое научное открытие возникает дважды, и второе его рождение связано с умением доступно и ясно изложить результаты, правильно их использовать, вскрыть их теоре­тическое и практическое значение. Это не всегда удается сделать авторам открытия, и тогда распространение новых научных идей и рекомендаций затягивается.

Педагог-исследователь должен стремиться к тому, чтобы быть одновременно и распространителем своих идей и мето­дов. Ведь иначе ценный опыт, интереснейшие находки, оригинальные идеи, методики и приёмы могут остаться не­известными, невостребованными, а затем и уйти вместе с их создателями. Очень важно, чтобы исследователи не толь­ко провели новаторский поиск, но и сумели глубоко, до­ступно и увлекательно о нём рассказать, увлечь им.

Литературное оформление проделанной поисковой рабо­ты начинается, когда исследование или его сравнительно са­мостоятельная часть завершены, решены поставленные зада­чи, проверена гипотеза, продуманы, испытаны и апроби­рованы рекомендации, планы-мероприятий, комплексы упражнений, модели, программы. Однако оформление работы связано ещё и с уточнением логики, обоснований, обнаружением неясностей, что стимулирует отработку, уточнение и рас­крытие всех положений исследования. Вот почему литератур­ное оформление — это важная часть самого исследования.

Все возникающие на этом этапе проблемы можно услов­но разделить на содержательные (о чем следует рассказы­вать) и методические (как лучше это сделать).

Основные требования к содержанию излагаемого:

концептуальная направленность;

— сущностный анализ и обобщение;

— аспектная определенность;

— однозначность употребления понятий и терминов;

— четкое выделение нового и авторской позиции;

— конструктивность рекомендаций.

Концептуальная направленность определяется системой исходных положений, которые служат основой объяснения и преобразования действительности.

Сущностный анализ и обобщение призваны обеспечивать глубокое рассмотрение, объяснение и обобщение фактов, чтобы подойти к выяснению причин, факторов и перспек­тив развития.

Аспектная определенность предполагает рассмотрение про­блемы, изложение опыта или поисковой работы с опреде­ленной точки зрения, в заданном ракурсе. В одном исследова­нии может быть несколько аспектов. Многоаспектный анализ придает исследованию глубину, усиливает его объективность, но при изложении нельзя путать аспекты, перескакивать с одного на другой. В каждом конкретном отрывке должен быть один аспект, хотя в итоге они должны интегрироваться.

Однозначность употребляемых понятий и терминов пред­полагает их использование в одном значении, стремлении к определенности каждого понятия и к однозначности обо­значающего это понятие термина.

Четкое выделение нового и авторской позиции — это не обязательно новые идеи и подходы. Это могут быть формы или организационные структуры, способы адаптации уже выявленных подходов в специфических условиях или модер­низированные методики.

В литературной записи должны быть даны ссылки на все используемые источники, так как их отсутствие создает представление, что приводимые факты, данные, оценки принадлежат автору. Собственные выводы оговариваются: «как нам представляется», «мы считаем», «как удалось уста­новить» и т.п.

Конструктивность рекомендаций. Критика нужна и по­лезна, но за ней должны следовать решения, проекты, со­веты и рекомендации, лучше всего проверенные опытом или экспериментом, позволяющие реформировать, обновить существующие институты, связи, отношения.

Помимо требований к содержательной стороне изложе­ния необходимо уделить внимание логике и методике изло­жения.

Литературная запись подчиняется иным, нежели само исследование, законам и располагает собственной логикой, вытекающей, конечно, из содержания и логики исследова­ния, но не воспроизводящей, не копирующей её. Когда ис­следователь начинает писать заключительное сочинение, он уже знает результат, и этот результат так или иначе опреде­ляет способ изложения материала. Поэтому литературная за­пись отличается от исследования по своей форме.

Лучше ее начинать с теоретических исходных положе­ний, чтобы не описывать ход исследования, а воспроизве­сти историю развития, происхождения, структуры и функций изучаемых процессов. Затем следует раскрыть наиболее рациональные и перспективные способы и формы вопло­щения идеи, найденные в собственном поиске.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.007 с.)